Карен Микаэлович о фильме «9 рота»
Не стал писать сразу, как только посмотрел этот фильм. Смотрел я его в субботу и только сегодня решился написать. Хотел, чтобы утихли чувства. Утихли по-легоньку… В воскресенье разругался со своим лучшим и единственным другом, а все из-за этого фильма. Он сказал мне: «Опять обосрали нашу армию, а я ведь ее люблю. Не такие кретины мы там были». Да, не такие кретины мы были. «Это бред, что солдату дали пулемет с кривым стволом» Да, это бред потому что такого не могло быть и не могло быть никогда. Потому что ротный прибил бы старшину, торгующего оружием, с ходу и прямо на месте. Кроме того, ПК (пулемет Калашникова) имеет сменный ствол. Поэтому он просто не может быть с кривым, потому как сам пулемет может быть и «покоцаным», но ствол меняется за 6 секунд. Это норматив по смене ствола пулемета ПК. Кто держал его в руках, тот знает, о чем я говорю.
«Нельзя забыть целую роту»- сказал мне мой друг. Конечно, нельзя. И так не бывало. Это была Советская армия, а не Российская. Я до сих пор не могу понять, откуда в Чечне появилось так много «без вести пропавших». У нас их не было. Сколько нас ушло в поиск, столько и должно было вернуться… На месте и разберемся, кто убит, кто ранен, кто цел. Но сколько ушло, столько и должно вернуться… Иначе застрелись, лейтенант, но на люди больше не показывайся. Не хочешь стреляться, так в сортире утопись… Ты не командир разведгруппы – ты дерьмо.
«Фильм снят глазами тупого солдата, который ни хрена не видит дальше своего окопа»- сказал мне друг. И, правда, в фильме нет ни одного офицера, кроме полупридурошного командира роты темных очках. Интересно, а куда это все командиры взводов подевались?!
«Ты видел, чтобы „черные аисты? поднимались во вторую атаку, если в первый раз их положили?? Нет, не видел. Если мы их клали, то они отходили и начинали работать гранатометчики, минометчики и снайпера. И окучивали нас так, что до второй атаки и дело не доходило. Они умели воевать, и понапрасну своих людей не клали. И мы тоже своих людей понапрасну не клали, а запрашивали эвакуацию и к нам прилетали вертолеты огневой поддержки… А потом, вернувшись, мы и разбирались, кто из нас живой, а кто мертвый. Но все до единого здесь. И живые, и мертвые… Иначе, пойди и застрелись, лейтенант, в сортире, чтобы люди позора твоего не видели.
Капитан разведки… Это была моя работа. Только я был лейтенантом, но тоже знал язык. И у меня были свои “информаторы» и никто не спрашивал, откуда я их взял. Отряду нужна была информация, и я ее должен был предоставить, и нашему комбату было до лампочки, откуда и как я ее добыл.
Мои женщины не очень любят со мной спать. Говорят: ты кричишь и размахиваешь руками во сне. Не знаю, может быть, и так… Я не помню своих снов, я помню только ощущения от них наутро.
Двадцать лет я пытался забыть, и даже научился думать о той войне, как о несправедливой. «Я не участвую в войне, она участвует во мне» написал стихи Левитанский. «И отблеск Вечного огня дрожит на скулах у меня». Фильм разбудил меня. Я очень хотел забыть, но оказалось не так много надо, чтобы вспомнить. Друг прав, плохой фильм, нежизненный и не так шли наши колонны, и не были мы такими идиотами. Вот «учебка», камни в рюкзаке, «это залет, солдат» – это все правда. И Белоснежка – тоже правда, и «трава» на малый дембель тоже правда… Но Афган показан не правильно. Друг кричал в телефонную трубку и плевался – «из нас опять сделали идиотов». Может быть… Но другого фильма пока у нас нет.
У меня «Красное Знамя» и две «Красной Звезды». Юбилейные побрякушки не в счет… Я никогда не носил своих орденов… У моего друга «Знамя» и одна «Красная Звезда». И он тоже их не носит… Мы были не правы… Эти ордена надо носить, и пусть усрутся все «правозащитники» мира… Мы с другом не на парадном плацу их заработали.
Микаэл Таривердиев. ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Микаэл Таривердиев занимает весьма своеобразное место среди авторов песен.
Если включить в понятие песни только то, что легко запомнить и легко
спеть, то Таривердиев — совсем не песенный композитор, поскольку
его песни рассчитаны на хорошо воспитанные слух, вкус,
исполнительскую манеру. И даже при более широком взгляде на песенный
жанр все же придется признать, что он композитор не совсем песенный.
Песен массовых у него нет вообще, что же касается эстрадной
лирической песни, то он редко пользуется ее обычными средствами:
современными танцевальными ритмами, подкупающе-интимными
интонациями, которые дают исполнителю возможность
индивидуализировать традиционно-песенные ситуации — разлуки,
любовные недоразумения и т. п. Если быть точным, то некую дань
традиционной эстрадной лирике композитор все же отдал в таких,
например, вещах, как «Знакомая песенка», «Золотые сумерки», «Ты не
печалься». Однако не эти, сами по себе весьма симпатичные песенки,
принесли автору широкую популярность, а другие, по первому
впечатлению гораздо менее мелодичные, часто переходящие в декламацию
и при этом иной раз написанные на слова, как будто и не очень
подходящие для пения (например, прозаические «новеллы» Л. Ашкенази).
Но в них гораздо ярче проявилась индивидуальность композитора и те
черты, которые и сделали его популярным.
Особенно любим Таривердиев молодежью и не случайно. Я думаю, что это происходит не
только потому, что тема молодости и молодежи занимает видное место в
творчестве композитора (в этом как раз нет ничего исключительного),
но и потому, что о молодежи и с молодежью он говорит серьезно и, я
бы сказала, уважительно: не восхищаясь молодыми, не поучая их, а
понимая. В этом отношении очень показательной представляется мне одна из «вокальных новелл» на
слова Л. Ашкенази. «Каждое новое поколение, — говорится там,— могло
бы войти в жизнь вооруженное до зубов опытом родного отца и деда. Но
оно каждый раз хочет все испытать с самого начала».
Вероятно, интерес к современным и к очень разным ее представителям — А. Вознесенскому и
М. Светлову, Е. Евтушенко и Л. Мартынову — тоже сближает композитора
с его молодыми слушателями. Молодежь в наше время (особенно в
последние 10—15 лет) жадно тянется к поэзии, популярность которой
может сравниться разве только с популярностью кино. Для нас,
старших, тяготение молодых интеллектуалов и скептиков к
лирической поэзии кажется неожиданным и странным. Но это означает лишь то, что мы чего-то не
учитываем.
При этом поклонников поэтического искусства нисколько не отпугивает его сложность.
Наоборот, иногда можно подумать, что и сложные ассоциативные ходы,
характерные для современной поэзии, и ее звуковая сторона —
богатство рифм и ассонансов, свобода ритмики, словом, известные
трудности, которые надо преодолеть, чтобы понять язык современной
поэзии,— и сообщают ей особую привлекательность.
Для М. Таривердиева весьма характерно стремление проникнуть не только в образный строй
современной поэзии, но и в особенности ее звучания, ее произнесения.
Важным этапом на его пути стали камерные вокальные циклы, мимо которых нельзя пройти и в
статье о песне.
Учеба в Гнесинке
Юность композитора пришлась на послевоенную волну арестов. Пострадали семьи друзей, арестовали отца, матери угрожали судом за то, что она была из состоятельной семьи. Поэтому после музыкальной школы и училища Таривердиев не уехал учиться в Москву, как хотел, а поступил в Ереванскую консерваторию, чтобы быть поближе к матери.
В столице Армении Микаэл Таривердиев пробыл недолго — меньше двух лет. Он чувствовал себя чужим в этом «розовом красивом городе». И все-таки решился уехать в Москву.
В столице Таривердиев подал документы в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Желающих поступить было много: конкурс — семь человек на место. Абитуриентам выделили классы для подготовки к вступительным экзаменам. Программа Таривердиева не была такой грандиозной, как у других претендентов: всего несколько романсов и фортепианные пьесы. Однако исполнял он их виртуозно. Пока Таривердиев репетировал, к нему трижды входил ректор Гнесинки Юрий Муромцев, но юный музыкант, не узнав знаменитого дирижера, каждый раз выставлял его за дверь. Экзаменационная комиссия оценила программу на «пять с плюсом». «Ты въехал в институт на белом коне», — сказал руководитель композиторского класса Арам Хачатурян.
В общежитии, где жил Таривердиев, был один рояль на восемь человек, поэтому занимался композитор на инструменте в классе самого Хачатуряна. Там же стоял орган — Таривердиев играл и на нем.
Вокальные и инструментальные произведения Таривердиева
Таривердиев написал больше сотни песен и романсов, среди них — «Я спросил у ясеня», «По улице моей который год», «На Тихорецкую состав отправится», «Мне нравится», «Гренада». В последние годы композитор писал в основном инструментальные произведения. За все годы он создал четыре балета, пять опер, симфонию, три концерта для органа, два концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра. Таривердиев стал лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки.
В 1986 году Микаэл Таривердиев посетил Чернобыль, увидел опустевшие дома в Припяти. «Я не собирался ничего писать о Чернобыле. Весной 1987 года Симфония для органа появилась во мне сама. Она пришла сразу, целиком. У меня было такое ощущение, как будто я всего лишь приемник, который уловил эхо какой-то волны», — вспоминал он. Сначала композитор исполнил симфонию в студии звукозаписи и лишь потом перенес на бумагу.
В 1994 году во время отдыха в Ялте Таривердиев записал последнее сочинение — Фортепианное трио. Через два года композитора не стало. В его личном архиве остались записи неоформленных произведений.
В 1998 году была учреждена премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр».
***
Таривердиев и Лиля Брик
В конце 1950-х Таривердиев увлекся творчеством Маяковского. Его свободная от монотонных ритмов поэзия вдохновляла композитора. «Я очень любил раннего Маяковского. К тому же мне всегда трудно сочинять музыку на стихи, написанные ямбом или хореем, в точной метрической структуре, ровные, закругленные по своему ритму. <…> Когда же писал на стихи Маяковского, было свободно и легко. И безумно интересно», — рассказывал он. Премьера вокального цикла прошла в Большом театре.
После концерта Таривердиеву позвонила Лиля Брик и пригласила в гости. Дом Брик в те годы был центром культурной жизни, здесь бывали Луи Арагон, Эльза Триоле, Майя Плисецкая, Родион Щедрин, поэты-шестидесятники. Именно у Лили Брик Таривердиев познакомился с Андреем Вознесенским и Робертом Рождественским, Евгением Евстигнеевым и Булатом Окуджавой. В квартире на Кутузовском проспекте часто проходили литературные встречи, Таривердиев играл свои произведения на рояле и сам пел.
Лиля Брик дарила своим гостям идеи новых произведений. Таривердиеву она предложила написать ораторию на поэму Маяковского «Война и мир», и композитор с энтузиазмом взялся за работу. Но осуществить задуманное не удалось: Таривердиев познакомился с Олегом Ефремовым и Олегом Табаковым и стал писать музыку для спектаклей.
Больше, чем жизнь, работа в кино
С самого начала работы в кинематографе Таривердиева заинтересовал сам процесс создания фильмов. Он один из немногих композиторов, который ездил в командировки со съемочными группами. Этот интерес конкретизировался в получение специальности звукорежиссера после окончания соответствующих курсов. Наверное, вникание до мелочей в «кухню» создания кино, позволило композитору создавать такие шедевры.
В те времена Таривердиев в музыкальной академической среде испытывал определенные трудности. Они были связаны с консервативными ограничениями в правилах написания музыки. Кино давало Микаэлю Леоновичу свободу и простор для творчества. Лишь работая в кинематографе, композитор мог по-настоящему жить и творить. Тут, как в лаборатории, он пробовал новые задумки и замыслы. В итоге он создал музыку для 132 кинокартин!
Смерть
В конце мая 1990 года в Лондоне Таривердиеву сделали операцию на сердце. Ему заменили разрушенный сердечный клапан на искусственный из того же сплава, из которого была сделана обшивка «Шаттла». Композитор шутил, что у него теперь железное сердце с гарантией на 40 лет.
Но смерть пришла к Микаэлу Леоновичу гораздо раньше, летом 1996 года. Он отдыхал с женой в сочинском санатории «Актёр». 25 июля, ранним утром, композитора не стало, официальной причиной смерти музыканта был назван острый сердечный приступ. В этот день он с женой должен был возвращаться в Москву. Похоронили Микаэла Таривердиева на Армянском кладбище в столице.
К 90-летнему юбилею Таривердиева в 2021 году Первый канал показал документальный фильм «Игра с судьбой», который был снят еще в 2016-м. В нем подробно рассказано о тех испытаниях, которые выпали на жизнь композитора, в том числе и об автомобильной аварии. Впервые зрители увидели загородный дом легендарного музыканта, а еще тот самый номер в санатории, где он скончался. К слову, после смерти мэтра туда больше никто не заселялся.
В производстве документальной картины, съемки которой продолжались несколько лет, приняла участие вдова народного артиста, а также Иосиф Кобзон, Сергей Урсуляк и другие его знакомые и друзья.
Концертный дебют
В 1957 году Таривердиева приняли в Союз композиторов, причем приветствовал его уже знаменитый на тот момент Дмитрий Шостакович.
Вскоре произошло и другое приятное событие: звезда советской оперной сцены Зара Долуханова захотела исполнить вокальный цикл Таривердиева на стихи Беллы Ахмадулиной. Первый концерт прошел в Концертном зале имени П.И. Чайковского Московской филармонии. Музыкальные произведения Таривердиева исполняли вместе с творениями его кумира — композитора Сергея Прокофьева.
Концерт шел в полном зале. Зара Долуханова пригласила Таривердиева подняться на сцену, однако он отказался. «Боялся, что непременно упаду, если буду подниматься по лестнице, — вспоминал композитор. — Зара пригнулась ко мне, я поцеловал ей руку. Это был счастливейший день в моей жизни».
Через неделю выступление повторили в Большом зале Московской консерватории. С концертами Таривердиев ездил в разные города Советского Союза.
Личная жизнь
Не только творческая, но и личная жизнь Микаэла Таривердиева оказалась бурной и богатой событиями и пережитыми страстями. Композитор был необычайно красив и импозантен. Высокий, стройный, худощавый, он прекрасно одевался и следил за модой. Женщины его обожали, он им платил той же монетой. Но его браки и романы часто оканчивались плохо.
С первыми двумя женами, Еленой Андреевой и Элеонорой Маклаковой, он прожил недолго и развёлся. В первом браке у него появился единственный сын Карен. Впоследствии наследник окончил Рязанское высшее воздушно-десантное училище, принял участие в войне в Афганистане в подразделениях спецназа ГРУ.
Из многочисленных романов композитора наиболее известен роман с актрисой Людмилой Максаковой, красавицей, в которую он был долгое время влюблён. Трагедия случилась, когда пара возвращалась в столицу на автомобиле Таривердиева. За рулём якобы была Максакова. Внезапно на дорогу выбежал человек. От столкновения с машиной он скончался.
Всю вину на себя взял композитор. На протяжении двух лет длилось следствие, а потом и унизительное судебное разбирательство. На решающее заседание возлюбленная музыканта не явилась. Поговаривают, она предпочла отдых с друзьями. Таривердиев ей этого не простил.
Примечательно, что сама актриса утверждает, что вся история о взятии на себя её вины Таривердиевым — чудовищный миф, придуманный его третьей супругой. Говорят, позже этот сюжет взял на вооружение Эльдар Рязанов для своего фильма «Вокзал для двоих».
Личная жизнь Микаэла Таривердиева изменилась после встречи с музыковедом Верой Гориславовной. Они познакомились на фестивале «Московская осень» в 1983 году. Наконец маэстро нашёл ту единственную женщину, с которой ему было спокойно и комфортно. Они прожили вместе 13 счастливых лет. В своей книге мемуаров композитор написал, что впервые он почувствовал, что не одинок.
Вера Таривердиева после смерти мужа издала книгу «Биография музыки», в которой написала о жизни и творчестве гениального мужа.
Многочисленные браки артиста
Но, несмотря на свои стремления, за всю жизнь у Таривердиева было несколько браков. И не один из них не продлился достаточно долго. Причины всегда были достаточно разные, и у каждой была своя неповторимая история.
Первая супруга – Едена Андреева, с ней композитор познакомился в филармонии. Она уже была востребованной солисткой, а он только выпускником института. Объединила молодых людей музыка, именно она была незыблемым связующим звеном. После тихой свадьбы они поселились в небольшой комнатке у родителей Елены. Там появился их единственный ребенок – Карен. Других детей в последующем у обоих не будет, даже от других супругов.
Таривердиев с супругой Верой
Проживание с родителями было мучительным для молодой семьи, особенно после пополнения. Но уже через два года они переехали в отдельную квартиру, но отношения между ними не наладились. Причиной стали регулярные увлечения композитора. И в результате он с одним чемоданом ушел из семьи.
Квартиру Таривердиев снимал на протяжении семи лет, пока не повстречал Людмилу Максакову. Бурный роман имел трагическое продолжение, и авария стала причиной их разрыва. После этого Микаэл принял решение, что пора остепениться и связал себя брачными узами с творческой личностью – художницей Элеонорой Маклаковой. Она была по натуре очень тихой и домашней. Но и тут он не удержался от измен, и жена подала в результате на развод.
Следующей супругой стала Вера Колосова, с которой Таривердиев познакомился в 1983 году. Она была намного младше композитора, но не устояла перед его обаянием и харизмой. Даже несмотря на то, что на тот момент была в браке и растила ребенка. Впоследствии его Таривердиев усыновит. Наладит хорошие отношения с мачехой и Карен. Он уже через много лет заметит, что Вера всегда называла его отца на «вы», что было высшим проявлением уважения к нему, как к великой личности и гениальному композитору.
Трудное начало взрослой жизни
После ареста отца 18-летний Микаэл и его мать, Сато Григорьевна, вынуждены были скрываться от властей. Они часто меняли место жительства, испытывая нужду, голодали.
Юный композитор вынужден был давать уроки музыки, чтобы прокормить себя и мать. Такая жизнь продолжалась несколько месяцев. Но в это тревожное время Таривердиев-младший не чувствовал душевного дискомфорта. Именно тогда к нему пришел первый профессиональный успех. На сцене тбилисской оперы были поставлены 2 его балета. Тогда же Микаэл стал мужчиной: постелью закончился его любовный роман с одной из балерин.
Микаэл Таривердиев в молодости
Дальнейшая его жизнь складывалась так:
- 1949 год. Арестовали отца.
- 1953 год. Таривердиев поступил в музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в Москве. Он начал посещать класс композиции А. И. Хачатуряна.
- 1957 год. Микаэл Леонович вступил в Союз композиторов СССР.
- 1957 год. Состоялся дебют композитора на сцене Московской консерватории. Знаменитая певица Зара Долуханова исполнила его романсы.
- 1958 год. Таривердиев написал музыку к своей первой картине «Юность наших отцов».
- 1958 год. Он женился в первый раз на солистке филармонии Андреевой Елене Васильевне.
- 1966 год. Для театра Б. Покровского была написана опера «Кто ты». Считается, что именно с нее и начался этот камерный театр.
- 9 мая 1967 года. Произошла авария с участием Таривердиева и актрисы Максаковой, в которую он был влюблен. Машина, которую вела женщина, сбила человека. Микаэл взял вину на себя и получил 2 года заключения.
- 1969 год. Закончилось следствие по делу Таривердиева. Он был выпущен на свободу. После того, как Максакова его бросила, роман с ней был прекращен.
- 1973 год. На телеэкраны СССР вышел многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны» с музыкой Таривердиева.
- 1975 год. В прокат выходит еще один шедевр с музыкой композитора «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
- 1983 год. Состоялось знакомство с Верой Гориславовной Колосовой.
- 1988 год. Композитор сочинил симфонию для органа «Чернобыль». Она была основана на впечатлениях от посещения зоны заражения.
- 1990 год. Микаэл и Вера сочетались законным браком.
- 1993-1996 годы. Композитор возглавлял благотворительную программу «Новые имена».
- 1995 год. Таривердиева включили в список российских мужчин секс-символов.
- 25 июля 1996 года. Микаэл Леонович Таривердиев внезапно ушел из жизни в сочинском санатории от острого сердечного приступа.
- 1997 год. Была опубликована книга Таривердиева «Я просто живу».
Детство и юность
Мэтр родился в августе 1931 года в Тбилиси, который в то время носил старое название Тифлис. Семья будущего артиста имела благородное армяно-грузинское происхождение. Дедушка Гришо Акопов, отец матери, был владельцем огромного фруктового сада. У Гришо Акопова имелся роскошный дом в три этажа, в котором росла мама Микаэла Таривердиева Сато.
Несмотря на знатное происхождение, Сато Акопова в годы Гражданской войны увлеклась большевистскими идеями. Ей даже пришлось недолго побыть в тюрьме, куда её посадили меньшевики. По семейному преданию, с будущим мужем Леоном Таривердиевым, красным командиром конного полка, она познакомилась именно в эти дни. Полк Леона первым ворвался в Тифлис, освободив его от меньшевиков.
Микаэл был единственным ребёнком в семье. Мама посвятила ему всю свою жизнь. Именно она отвела 6-летнего сына в музыкальную школу при Тбилисской консерватории. В 8 лет он написал несколько пьес для фортепиано, а в 10 стал автором симфонии.
В школе у мальчика дела обстояли несколько хуже. За неимением времени, после уроков приходилось мчаться в музыкальную школу, он мало общался с ровесниками. Ребята гоняли мяч на стадионе и, образовав две вражеские группировки, дрались друг с другом. За неучастие в общественной жизни его недолюбливали.
Зато Микаэл написал гимн для родной школы. Правда, это его не спасло от изгнания. В предпоследнем классе он выступил на комсомольском собрании, защитив одноклассника. Тот оглох от удара, нанесённого ему директором школы. Доучиваться пришлось в вечерней школе.
В 16 лет юный музыкант поступил в музыкальное училище. Окончил его за год. Это было время первого триумфа. Балетмейстер Тбилисского театра оперы и балета попросил талантливого парня написать два одноактных балета. Он справился с этим заданием блестяще. Оба балета входили в театральный репертуар на протяжении двух лет. Первый гонорар Таривердиев потратил на красивую шляпу.
Юность Микаэла Таривердиева оказалась не безоблачной. В 1949 году его отца арестовали. В то время он был Директором Центробанка Грузии. Сын с матерью были вынуждены скрываться, переезжая из квартиры на квартиру. Пришлось даже поголодать. Чтобы как-то выжить, молодой пианист давал уроки музыки.
В институте Гнесиных Таривердиеву пришлось сдавать экзамен у дяди своей несостоявшейся невесты. Но Арам Ильич был справедлив. Парень оказался единственным, кто при поступлении получил от Хачатуряна твёрдую пятёрку и преодолел огромный конкурс. Более того, вскоре он стал его любимым учеником.
Микаэл Таривердиев. ВОКАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ НА СТИХИ СОВЕТСКИХ ПОЭТОВ
Наиболее трудную задачу поставил себе композитор в цикле на слова Маяковского (op.
7, 1960). Цикл этот относится к ранним его сочинениям. Он явно
экспериментален, и впоследствии композитор отказался от некоторых
крайностей. Но многие приемы, найденные в этом цикле, «прижились» и
стали характерной приметой всего вокального творчества композитора.
Среди выбранных им стихов поэта есть произведения, решительно выходящие за пределы
традиций классического русского стихосложения, стоящие почти на
грани прозы. Таковы, например, стихотворения «Послушайте, ведь если
звезды зажигают» и «Вместо письма», особенно первое.
Сохранилась запись чтения его самим Маяковским. Поэт начинал чтение в подчеркнуто
«разговорном» тоне, без всякой декламации, как будто продолжая
какой-то диалог. Только рифма, отмечающая собой основные грани
стиха, организует эту свободную поэтическую речь.
Писать на стихи Маяковского — очень трудная задача для музыканта, но и
увлекательная, толкающая на поиски новых выразительных средств.
Чтобы передать свободу и «разговорность» стиха, Таривердиев
использует прием йотированного говора (своего рода «Sprechstimme»),
свободно чередуя вокальную и речевую интонацию и детально
разграничивая в самом графическом начертании интонацию вокальную,
вокально-речевую (но с точным указанием звуковысотности и ритма) и
чисто речевую, где точно обозначен только ритм.
В других вокальных циклах интерес композитора к особенностям поэтической речи
проявляется по-иному. И надо заметить, что манера музыкальной
интерпретации стиха в какой-то мере зависит от особенностей почерка
самого поэта. Так, если в цикле на слова Маяковского многое
определялось свободой поэтического ритма, приближенностью его к
ритму естественной речи, то в цикле на слова Л. Мартынова (op.
14, 1962) отражены другие стороны стиха, тоже очень существенные. Я
имею в виду лаконизм поэта, концентрированность и точность образов и
вместе с тем их метафоричность. Каждое из выбранных композитором
стихотворений — это и законченная поэтическая картинка, образы
которой вполне конкретны, почти зрительно ощутимы, и в то же время
метафора, иносказание, приближающее эти стихи к типу басни или
притчи.
Музыка Таривердиева в этом цикле носит большей частью изобразительный характер, рисуя
лаконичными и меткими штрихами то картину вечернего города с
доносящимися откуда-то ритмами вальса, то плеск воды, которая
«благоволила литься», то пляску осенних листьев. Все это отражено
преимущественно в партии фортепиано. А голос певца либо
«рассказывает» в напевно-декламационной манере, либо тоже «рисует»,
исполняя не лишенные изобразительности вокализы на таких, например,
словах, как «быть волнистой» («Вода») или «Мы улетели» («Листья»).
Острые и неожиданные интонации находит композитор для второго, метафорического плана
этих картинок. Особенно удачна ироническая концовка романса «Вода»,
своего рода «мораль сей басни»:
Ей жизни не хватало — чистой,
Дистиллированной воде.
В музыке это выражено отрывистым — стаккато — скандированием последних слов и
подчеркнуто-классичной, тоже «дистиллированной» каденцией:
Микаэл Таривердиев (слова Л. Мартынова). Романс «Вода»
Ранее детство
Микаэл Таривердиев появился на свет 15 августа 1931 года в Тифлисе, городе который впоследствии стал Тбилиси. Его семья по происхождению армяне, поэтому и артист по национальности армянин. Родители занимали достаточно высокие должности. Так как маленький Микаэл был единственным ребенком в семье, он получил хорошее образование и максимальную любовь и заботу. Мать с обожанием относилась к сыну, поэтому потакала во всем, и поощряла его занятия музыкой и отдала на занятия в класс пианино.
Маленький гений быстро устал играть простые традиционные произведения. Но сложные пьесы ему пока не давались, поэтому он начал сочинять собственные. Сам процесс записи музыки стал для Таравердиева настоящим волшебством. В 8 лет у него уже были две собственные пьесы для фортепиано, в 10 уже написал симфонию, а в 14 лет – балет . Но его гениальность распространялась только на музыку, в школе с уроками почти не получалось, а дружить с ровесниками было сложно. Ребята в его возрасте играли в футбол и объединялись в группы, а он не мог разделить их интересы.
Микаэл Таривердиев в детстве
Таравердиев мало участвовал в общественной жизни школы, но сделал свой вклад и написал для нее гимн. Но все равно это его никак не спасло от отчисления. На комсомольском собрании он выступил против директора, который нанес травму его одноклассника и тот в результате оглох. Поэтому получать среднее образование ему пришлось в вечерней школе.