Архитектор кино

Театр и кино

В 1920 году Эйзенштейн увлекся изучением японского языка. Он отправился в Москву, где намеревался стать военным переводчиком. Однако планы поменялись, и будущий режиссер поступил на службу в один из столичных театров в качестве декоратора. Революционные веяния коснулись и искусства. Мировоззрение Эйзенштейна формировалось под влиянием исторических событий. Он стал одним их тех, кто поддерживал идею о «революционизировании» театра.

В 1921 году Эйзенштейн стал учеником Мейерхольда. Герой этой статьи поступил на курсы, преподавателем которых являлся знаменитый русский режиссер. Учебу Эйзенштейн совмещал с работой в Пролеткульте. Он работал над такими постановками, как «Мексиканец», «На всякого мудреца довольно простоты». И если вначале творческого пути молодой декоратор был задействован в качестве помощника, то со временем стал ведущим режиссером театра.

Начало карьеры в кино началось с работы над фильмом «Доктор Мабузе, игрок». Эйзенштейн осуществил перемонтаж этой картины, что до появления немого кино было распространенной практикой. В 1925 году на экраны вышел фильм «Стачка», содержащий новаторские для того времени элементы. Затем началась работа над серией картин, посвященных революционным событиям. Среди них: «Октябрь», «1905 год», «Подполье».

Источники [ править ]

  • Берган, Рональд (1999), Сергей Эйзенштейн: Жизнь в конфликте , Бостон, Массачусетс: Обзор в твердом переплете, ISBN 978-0-87951-924-7
  • Бордвелл, Дэвид (1993), Кино Эйзенштейна , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , ISBN 978-0-674-13138-5
  • Гедулд, Гарри М .; Готтесман, Рональд, ред. (1970), Сергей Эйзенштейн и Аптон Синклер: Создание и уничтожение Que Viva Mexico! , Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета , ISBN 978-0-253-18050-6
  • Гудвин, Джеймс (1993), Эйзенштейн, кино и история , Урбана: University of Illinois Press, ISBN 0-252-06269-8
  • Лейда, Джей (1960), Кино: История русского и советского кино , Нью-Йорк: Макмиллан, OCLC  1683826
  • Лейда, Джей (1986), Эйзенштейн на Дисней , Лондон: Метуэн, ISBN 0-413-19640-2
  • Лейда, Джей; Войнов, Зина (1982), Эйзенштейн за работой , Нью-Йорк: Пантеон, ISBN 978-0-394-74812-2
  • Монтегю, Айвор (1968), с Эйзенштейном в Голливуде , Берлин: книги семи морей, OCLC  8713
  • Нойбергер, Джоан (2003), Иван Грозный: компаньон по фильму , Лондон; Нью-Йорк: IB Tauris, ISBN 1-86064-560-7
  • Нижний, Владимир (1962), Уроки с Эйзенштейном , Нью-Йорк: Хилл и Ван, OCLC  6406521
  • Сетон, Мари (1952), Сергей М. Эйзенштейн: биография , Нью-Йорк: AA Wyn, OCLC  2935257
  • Хоуз, Кейт (2002), «Эйзенштейн, Сергей (Михайлович)», у Олдрича, Роберта; Уотерспун, Гарри (ред.), « Кто есть кто в истории геев и лесбиянок от античности до Второй мировой войны» , Routledge; Лондон, ISBN 0-415-15983-0
  • Стерн, Кит (2009), «Эйзенштейн, Сергей», Queers in History , BenBella Books, Inc .; Даллас, Техас, ISBN 978-1-933771-87-8

Антонио Сомайни, Эйзенштейн. Il cinema, le arti, il montaggio ( Эйзенштейн. Кино, искусство, монтаж) , Эйнауди, Турин 2011

Личная жизнь

Семейная катастрофа, свидетелем которой Сергей Эйзенштейн стал в детстве, повлияла на его отношения с женщинами. Официально Эйзенштейн женился в 36 лет на киножурналистке Пере Аташевой (Перл Фогельман). Они познакомились во время работы над «Броненосцем «Потемкиным»». Женщина мечтала родить от мужа ребенка, но стала другом, сиделкой и коллегой.

Сергей Эйзенштейн в последние годы

Вернувшись из-за границы после 5-летней командировки, Сергей Эйзенштейн отделился от супруги. В 1930 году место Перы заняла ассистентка Елена Телешева. Ее называли «женщина-гренадер». Но и тут связь оказалась платонической. Теоретическое обоснование своей девственности мэтр нашел в учении Зигмунда Фрейда. Отказ от плотских радостей Эйзенштейн объяснял необходимостью сублимации.

В архиве Сергея Эйзенштейна сохранились сотни гомосексуальных рисунков мэтра, но убедительных сведений любовной связи режиссера с мужчинами нет. Незадолго до смерти Эйзенштейн снова женился на Аташевой, оказавшейся после кончины мэтра официальной вдовой и распорядительницей наследия.

[править] Фильмография

Режиссёр

  1.  — Дневник Глумова
  2.  — Стачка («Чёртово гнездо», «История стачки»)
  3.  — Броненосец «Потёмкин» («1905 год»)
  4.  — Октябрь (название замысла: «Десять дней, которые потрясли мир»)
  5.  — Штурм Ля Сарраса / The Storming of La Sarraz (в соавторстве с Айвором Монтегю и Хансом Рихтером)
  6.  — Старое и новое («Генеральная линия»)
  7.  — Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale
  8.  — Землетрясение в Оахаке (документальный)
  9.  — Да здравствует Мексика! (не был завершён; в 1979 году доработан Г.Александровым)
  10.  — Эйзенштейн в Мексике / Eisenstein in Mexico (документальный)
  11.  — Буря над Мехико
  12.  — День смерти / Death Day (короткометражный)
  13. — — Бежин луг (уничтоженная картина, восстановлена в качестве фотофильма Н. И. Клейманом и С. И. Юткевичем)
  14.  — Александр Невский
  15.  — Время на Солнце / Time in The Sun (документальный; в соавторстве с Григорием Александровым)
  16.  — Мексиканская симфония / Mexican Symphony
  17.  — Свободная земля / Land of Freedom
  18.  — Идол надежды / Idol of Hope
  19.  — Обретение креста / Conquering of Cross
  20.  — Семена Свободы / Seeds of Freedom (в соавторстве с Гансом Бюргером)
  21.  — Иван Грозный (1-я серия)
  22.  — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»), в прокате с 1958 года
  23.  — Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)

Сценарист

  1.  — Стачка («Чертово гнездо», «История стачки»)
  2.  — Октябрь («Десять дней, которые потрясли мир»)
  3.  — Старое и новое («Генеральная линия»)
  4. — — Бежин луг
  5.  — Александр Невский
  6.  — Иван Грозный (1-я серия)
  7.  — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»)
  8.  — Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)

Прибытие в Москву

В Москву Сергей Эйзенштейн приехал в конце октября 1920 г. с фронта только что окончившейся советско-польской войны. Солдат-агитатор Эйзенштейн прибыл на Белорусский вокзал с намерением поступить в московскую Академию Генерального штаба.

Тогда вокзал, известный сегодня как Белорусский (площадь Тверская застава, д.7), назывался Брестским. Знакомое нам здание вокзала было построено по проекту архитектора Ивана Струкова в 1907 ‒ 1912 гг. Железобетонные перекрытия, просторные залы, автоматы, которые сами печатали билеты, – это был самый современный вокзал того времени.

Эйзенштейн еще не раз окажется на Брестском вокзале – например, в 1926 г., когда будет встречать приехавших в Москву звезд Голливуда Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса, или в 1929 г., когда сам отправится в Берлин.

Вклад в отечественный и мировой кинематограф

С.М. Эйзенштейн – один из создателей отечественного и мирового кинематографа, реформатор советского искусства, авангардист в кинематографе. Он является автором киношедевров XX в. «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный».

После выхода фильма «Броненосец Потёмкин» к режиссёру пришёл успех. Достоинства картины признавали даже противники коммунистической идеологии. Этот фильм до сих пор входит в десятку самых великих лент в истории мирового кино.

Он формировал кинематограф как новый вид искусства и считал, что кино сможет разрешить все противоречия, которые до сих пор существовали в искусстве.

Источники

  • Берган, Рональд (1999), , Бостон, Массачусетс: Обзор в твердом переплете, ISBN 978-0-87951-924-7
  • Бордвелл, Дэвид (1993), Кино Эйзенштейна , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , ISBN 978-0-674-13138-5
  • Гедулд, Гарри М .; Готтесман, Рональд, ред. (1970), , Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета , ISBN 978-0-253-18050-6
  • Гудвин, Джеймс (1993), Эйзенштейн, кино и история , Урбана: University of Illinois Press, ISBN 0-252-06269-8
  • Лейда, Джей; Войнов, Зина (1982), Эйзенштейн за работой , Нью-Йорк: Пантеон, ISBN 978-0-394-74812-2
  • Монтегю, Айвор (1968), с Эйзенштейном в Голливуде , Берлин: книги семи морей, OCLC  
  • Нойбергер, Джоан (2003), « Иван Грозный: компаньон по фильму» , Лондон; Нью-Йорк: IB Tauris, ISBN 1-86064-560-7
  • Нижний, Владимир (1962), Уроки с Эйзенштейном , Нью-Йорк: Хилл и Ван, OCLC  
  • Хоуз, Кейт (2002), «Эйзенштейн, Сергей (Михайлович)», у Олдрича, Роберта; Уотерспун, Гарри (ред.), « Кто есть кто в истории геев и лесбиянок от античности до Второй мировой войны» , Routledge; Лондон, ISBN 0-415-15983-0
  • Стерн, Кит (2009), «Эйзенштейн, Сергей», Queers in History , BenBella Books, Inc .; Даллас, Техас, ISBN 978-1-933771-87-8

Антонио Сомайни, Эйзенштейн. Il cinema, le arti, il montaggio ( Эйзенштейн. Кино, искусство, монтаж) , Эйнауди, Турин 2011

Детские годы

Сергей Михайлович Эйзенштейн родился в Риге 22 января 1898 г. в довольно обеспеченной семье. Ребёнок рос в достатке, но своё детство Эйзенштейн называл «временем печали», т.к. между родителями не было мира, в семье постоянно происходили ссоры, а мальчик не получал должного внимания.

Его отец, Михаил Осипович Эйзенштейн (1867-1920), архитектор по специальности, родился в еврейской купеческой семье. Мать, Юлия Ивановна Конецкая (Эйзенштейн, 1875-1946), также происходила из купеческого сословия.

В раннем детстве с родителями

В 1912 г. родители С. Эйзенштейна развелись, мальчик остался с отцом. Несмотря на семейные распри, материальное благополучие семьи позволило ему получить хорошее домашнее образование: он занимался музыкой, верховой ездой, рисованием, изучил три иностранных языка.

В возрасте 9 лет стал учеником реального училища в Риге. Отец надеялся, что он продолжит его дело и станет архитектором. После окончания училища по настоянию отца юноша поступил в Институт гражданских инженеров в Петербурге. Октябрьская революция 1917 г. резко изменила его жизнь.

В детстве

Родились в один день

Дата рождения: 22.01.1898. Возраст: 123. Знак зодиака: Водолей (информация о знаке). Гороскопы для Водолея: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 268 дней.

ЯРМОЛЬНИК Леонид Исаакович

Актёр театра и кино, продюсер

1 место

АЛДОНИН Евгений Валерьевич

российский футболист, полузащитник.

2 место

БОКЕРИЯ Лео Антонович

Ведущий кардиохирург, известный ученый и организатор медицинской науки, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН, Президент Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации»

3 место

Талызина Валентина Илларионовна

Актриса

4 место

МАЛЕВАННАЯ Лариса Ивановна

Актриса театра и кино

5 место

СМОЛИН Олег Николаевич

Депутат

6 место

БАЙРОН Джордж Гордон

Британский поэт

7 место

Советский физик

8 место

ГЕРАСИМОВ Александр Георгиевич

член сборной России по волейболу на Олимпиаде-2000 в Сиднее

9 место

БООС Георгий Валентинович

Бывший Губернатор Калининградской области

10 место

ДЕГТЯРЬ Михаил Борисович

Заместитель руководителя Центра специальных проектов телекомпании “Вести”

11 место

КОБАЛАДЗЕ Юрий Георгиевич

Управляющий директор по корпоративным отношениям

12 место

ВОЛОДИН Алексей Михайлович

Член Правления

13 место

МЕНЬ Александр Владимирович

Российский священник

14 место

ГАЙДАР Аркадий Петрович

Советский писатель

15 место

Центральная арена театра Пролеткульта

Весь мир знает Эйзенштейна как кинорежиссера. И лишь немногим известно, что творческий путь мастера начинался в театре.

1920-е гг. были временем активного развития театральной жизни Москвы. Известные еще в дореволюционную эпоху театры – Большой, Малый, МХАТ – продолжали жить своей жизнью, а рядом с ними проходило становление нового экспериментального театра. Театр Пролеткульта занимал крайние левые политические позиции и ставил перед собой задачу продвижения советской идеологии. Центральная арена театра Пролеткульта находилась в известном московском саду «Эрмитаж» в здании бывшего театра «Эрмитаж». Здесь 10 марта 1921 г. состоялась премьера спектакля «Мексиканец», для которого Эйзенштейн, отказавшийся к тому времени от воинской карьеры в пользу театральной, подготовил декорации и костюмы.

Здание театра сохранилось (Каретный ряд, д. 3). Начиная с 1959 г. в нем вновь размещается театр под названием «Эрмитаж».

Личная жизнь

Жена: Перл Моисеевна Фогельман (1900-1965). Режиссёр-документалист, сценарист, актриса, журналист (литературный псевдоним – Пера Аташева).

Пера Аташева

Она была верной соратницей мужа, разделяя с ним все сложности жизни и творческой деятельности. Сохранила для потомков два архива: Мейерхольда и Эйзенштейна.

После ареста Мейерхольда его архив спас С.М. Эйзенштейн. Он смешал его со своими рукописями и частично спрятал на даче. Разбирая его архив, Перл Моисеевна систематизировала и архив Мейерхольда. В настоящее время оба архива хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ).

Она участвовала в составлении собрания сочинений С.М. Эйзенштейна в 6 томах. Детей у них не было.

Бедный Рорик

Все мы родом из детства. А для художника, который пропускает через себя предлагаемые обстоятельства, мир детства особенно важен. Ранние годы Эйзенштейна были, с одной стороны, благополучными, с другой — эмоционально сложными и болезненными. И многие его комплексы кроются именно в детских переживаниях.

Вот что он сам писал в своей «Автобиографии»: «Не могу похвастать происхождением. Отец не рабочий. Мать не из рабочей семьи. Отец архитектор и инженер. Интеллигент. Своим, правда, трудом пробился в люди, добрался до чинов. Дед со стороны матери хоть и пришел босой в Питер, но не трудом пошел дальше, а предпочел предприятием — баржи гонял и сколотил дело. Помер. Бабка — «Васса Железнова». И рос я безбедно и в достатке. Это имело и свою положительную сторону: изучение в совершенстве языков, гуманитарные впечатления от юности. Как это оказалось всё нужным и полезным не только для себя, но — сейчас очень остро чувствуешь — и для других!»

Отец будущего режиссера был известнейшим в Риге архитектором, самым популярным и успешным в городе. Несколько десятков построенных им доходных домов в стиле модерн и сейчас составляют архитектурную гордость столицы Латвии. Михаил Осипович происходил из купеческой еврейской семьи, а незадолго до революции в соответствии с чином действительного статского советника (соответствует генералу в армии или адмиралу на флоте) получил потомственное дворянство, которое, естественно, распространялось и на его единственного сына Сергея. Так что формально он был из дворянского сословия, хоть и сын выкреста.

Эйзенштейн_9

Михаил Осипович Эйзенштейн с женой Юлией Ивановной и сыном Сергеем. 1900 год

Фото: commons.wikimedia.org

Сергей рос в достатке, но не в идиллии. Глава семейства отличался властным и жестким характером, наверное, можно его назвать домашним деспотом. Отношения с супругой у Михаила Осиповича не сложились, и она довольно быстро вернулась назад в Петербург. Десятилетний Рорик, как называли сына в семье, остался с отцом, мать и бабушку навещал по праздникам. Отец обеспечил сыну великолепное образование — три иностранных языка, верховая езда, живопись, рояль, поездки в Европу и т.д. Но нежности и любви мальчику явно не хватало, неслучайно письма матери он подписывал «твой котик». Не было у него и возможности выбрать жизненный путь — отец жестко настоял, чтобы наследник шел по его стопам. Так, окончив рижское ремесленное училище, Сергей оказался в Петроградском институте гражданских инженеров.

Весной 1917-го девятнадцатилетний студент был призван в армию и оказался в школе инженерных прапорщиков. Но случилась революция, и школа попросту развалилась. Сергей оказался в центре исторических событий, правда, политика его не слишком занимала — куда больше он тянулся к театру. В 1918-м Эйзенштейн вступил в Красную армию, что было скорее практическим решением, нежели идейным. Иначе в голодном Питере выжить было практически невозможно, да и семье (отец из Риги эмигрировал в Берлин, а мать и бабушка оставались в столице) статус родственников бойца-красноармейца должен был помочь. По-настоящему воевать Сергею не пришлось: он служил в агитпоезде, где рисовал декорации (это наследственное — он с детства великолепно рисовал) и участвовал в театрально-политических постановках на злобу дня. У него было вволю свободного времени и множество книг, штудированием которых Сергей и занимался. А еще он вел дневник, куда записывал свои мысли относительно путей развития нового революционного театра.

↑ Революция и первые шаги в творчестве

Октябрьская революция не дала Эйзенштейну окончить институт. Вскоре после установления советской власти, его призвали в Красную армию. Будущий режиссёр оставался в армии до 1921 года. Всё это время он был далёк от театра и кино. Сергей Михайлович сначала планировал продолжить карьеру переводчика, потом начал мечтать о работе переводчика. Однако после демобилизации он нашёл работу художника-декоратора в Первом рабочем театре Пролеткульта. Театры пролеткульта ставили целью создать новое театральное искусство, соответствующее духу революции. В 1922 году Эйзенштейн окончил режиссёрские курсы, которые вёл легендарный театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд. После нескольких экспериментов в театральной режиссуре Эйзенштейн решил попробовать себя в кино.

↑ Ранние годы С. Эйзенштейна

Сергей Эйзенштейн родился в семье крещёных евреев в Риге в 1898 году. Его отец Михаил Осипович был архитектором, а мать – дочерью инженера. Его детство прошло в Риге и Петербурге. В городе на Двине он жил с родителями, а в столицу ездил на празднике к бабушке. В 1907 году семья Эйзенштейнов переехала в Париж. Они вернулись в Ригу год, и там Сергей поступил в реальное училище. В 1912 году его родители развелись: мать уехала в Петербург, а отец с сыном остались в Риге. В 1915 году юноша окончил реальное училище и переехал в Петроград, где поступил в Институт гражданских инженеров (ныне Архитектурно-строительный институт в СПБ).

«Мосфильм»

Известная на весь мир киностудия «Мосфильм» (улица Мосфильмовская, д. 1) была основана в 1931 г. На окраине Москвы, за Киевским вокзалом, появился целый киногород, где можно было строить декорации, снимать одновременно в разных павильонах несколько картин. В 1940 ‒ 1941 гг. художественным руководителем этой киностудии был Сергей Эйзенштейн. Здесь он снимал «Александра Невского» и первую серию «Ивана Грозного».

«Мосфильм» до сих пор остается ведущей киностудией России. По его территории проводятся экскурсии, работает музей, где можно увидеть декорации, вещи персонажей фильмов, коллекцию специальной  техники.

Первая московская квартира

«Коммуналка». Это слово было знакомо едва ли не каждому жителю отдельно взятого города Советского Союза. Сейчас их осталось немного, но в 1920 – 1950-х гг. в них обитала значительная часть жителей Москвы и других больших городов. Коммунальные квартиры возникали просто: владельцев больших многокомнатных квартир «уплотняли» – то есть по решению властей к ним подселяли других людей. Обычно в коммуналке одна семья занимала одну комнату, а ванная и кухня были общими.

В подобной квартире в доме №23 по Чистопрудному бульвару в комнате своего друга актера Максима Штрауха жил Сергей Эйзенштейн. А в 1925 г. после оглушительного успеха исторической картины «Броненосец «Потемкин» комитет дома на Чистых прудах выделил Эйзенштейну отдельную комнату в той же коммунальной квартире. В этой отдельной комнате режиссер проживал до 1934 г.

До революции дом на Чистопрудном бульваре был доходным домом и принадлежал Н. Д. Телешову. Он был построен архитектором С. В. Барковым в 1900 г., с элементами псевдобарочного и псевдоклассического оформления. В 1945 ‒ 1947 гг. здание было надстроено тремя этажами. В настоящее время это обычный жилой дом, на первом этаже которого расположена известная московская библиотека имени Достоевского.

Ранние годы

Эйзенштейн Сергей Михайлович родился в Риге, в 1898 году. Мать его происходила из богатого купеческого рода. Отец всю жизнь проработал архитектором. Будущий режиссер получил хорошее образование, как и полагалось юноше из состоятельной интеллигентной семьи. Детство Сергея было безоблачным. Впрочем, и в ранние годы находились причины для печали: родители мальчика были все время заняты и мало уделяли ему внимания.

Юлия Ивановна – мать легенды советского кинематографа – имела неплохое приданое. А потому семья Эйзенштейнов жила зажиточно. В доме был целый штат прислуги. Нередко устраивались званые вечера, на которых присутствовали важные рижские чиновники. В 1907 году, после революционных событий, Эйзенштейны покинули родину. Несколько лет будущий режиссер прожил в Париже.

После возвращения из Франции Сергей Эйзенштейн поступил в реальное училище. Кроме того, занимался игрой на фортепиано и верховой ездой. Он изучил также несколько иностранных языков и уже в юности всерьез увлекся фотоискусством и рисованием. Два раза в год Сергей посещал свою родственницу, проживающую в Петербурге.

Эйзенштейну было четырнадцать лет, когда родители его развелись. Подросток остался жить с отцом, но связь с матерью оставалась чрезвычайно прочной. Эйзенштейн-старший мечтал о том, что сын его станет известным архитектором. И тот, действительно, поступил в 1915 году в Петроградский институт гражданских инженеров, где был и факультет, выпускающий специалистов в области проектировки городских зданий. Впоследствии он прославился. Но как известно, не в качестве архитектора, а в роли человека, который стоял у истоков советского кино.

↑ Предвоенные годы

Вернувшись в СССР, Эйзенштейн начал работу над экранизацией жизни Павлика Морозова. Картина должна была называться «Бежин Луг». Ещё во время съёмок на Эйзенштейна посыпался поток обвинений в формализме. Сергей Михайлович принял решение прекратить работу над картиной. Практически весь отснятый материал был со временем утерян. Гораздо более успешным был многосерийный фильм «Александр Невский». Он вышел в прокат в 1938 году и обошёл по популярности все предыдущие работы Эйзенштейна. Его успех был сравним только с успехом ленты «Чапаев». В годы Великой Отечественной войны «Александр Невский» стал одним из символов веры в победу над сильным врагом.

Фильмография

  • Дневник Глумова (1923) (Дневник Глумова , короткометражка )
  • Стачка (1925) ( Забастовка )
  • 1925 Броненосец Потёмкин ( Броненосец Потёмкин )
  • Октябрь 1928 г. «Десять дней, которые потрясли мир» ( Октябрь: Десять дней, которые потрясли мир )
  • 1929 Штурм Ля Саррас ( Штурм La Сарраз с Айвором Montagu и Hans Richter , потерял)
  • 1929 Старое и новое «Генеральная линия» ( Генеральная линия , также известная как Старая и Новая )
  • 1929 Frauennot — Frauenglück (Женское несчастье — женское счастье, также известное как несчастье и удача женщины) (Швейцария)
  • Романтика 1930-х годов (Франция)
  • 1931 год — Эль-Десастр в Оахаке (Мексика)
  • 1932 Да здравствует Мексика! ( ¡Que viva México ! , выпущено в 1979 г.)
  • 1937 Бежин луг (Бежинский луг )
  • 1938 Александр Невский ( Александр Невский )
  • 1944 Иван Грозный 1-я серия ( Иван Грозный, Часть I )
  • 1945 Иван Грозный 2-я серия ( Иван Грозный, часть II )

Авангард. Школа мастера

По окончании Гражданской Эйзенштейн оказался в Москве. Формально он ехал поступать в Военную академию РККА на переводческий факультет (в армии он увлекся японским языком), но оказался в Государственных высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ), которые возглавлял Всеволод Мейерхольд. Одновременно Сергей устроился в качестве художника-декоратора в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта. Жил он у друга детства Максима Штрауха на Чистых прудах. До революции семье респектабельного врача принадлежала вся квартира, но после им оставили лишь одну комнату. Тем не менее семья Штраухов (а Борис уже был женат!) приняла Сергея, и ему занавеской отгородили угол.

Эйзенштейн_1

Сергей Эйзенштейн во время работы за монтажным столом. 1925 год

Фото: РИА Новости

Вскоре Эйзенштейн познакомился с Григорием Александровым, причем при весьма курьезных обстоятельствах. В те голодные годы актеры театра Пролеткульта приносили пищу с собой, и Александров попытался съесть «запасы» Эйзенштейна. Началась драка, молодых людей с трудом растащили. После этого Александров рассказал, что два дня не ел, и Эйзенштейн разделил свой паек пополам. С тех пор они подружились.

Автор цитаты

Мейерхольд был абсолютным кумиром для Эйзенштейна, учителем и вдохновителем. В 1922 году Сергей Михайлович поставил спектакль «Смерть Тарелкина», где Всеволод Эмильевич сыграл одну из ролей. А вскоре Эйзенштейн получил записку, написанную супругой Мейерхольда Зинаидой Райх на клочке бумаги, оторванной от театральной афиши: «Сережа! Когда Мейерхольд почувствовал себя самостоятельным художником, он ушел от Станиславского». Естественно, написано это было с ведома, а может быть, и по просьбе самого мэтра. Эйзенштейн остро отреагировал на это: «Для меня Мейерхольд и был театром». С этого момента он оставил театр и ушел в новое для него дело — кинематограф.

Кстати, уважение и любовь к учителю Эйзенштейн пронес через всю жизнь, и когда в 1939-м Мейерхольда арестовали, а Зинаида Райх при невыясненных обстоятельствах погибла, то именно Сергей Михайлович спас архив мастера, тайком вынеся его с опустевшей дачи великого актера. По тем временам это был героический поступок.

Эйзенштейн_5

Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин»

Фото: РИА Новости

Пожалуй, главная загадка Эйзенштейна — это то, как ему удалось всего за несколько лет проделать путь от дебютанта до кинорежиссера мирового уровня. Отчасти это можно объяснить тем, что к этому времени у него уже был некий образ нового кино, основанного на соединении (монтаже) ударных воздействий (аттракционов), включающих элементы театра, цирка, эстрады, плаката и публицистики. Он сформулировал его в 1923 году в статье «Монтаж аттракционов», опубликованной в журнале Владимира Маяковского «ЛЕФ» (Левый фронт искусств). А уже в 1924 году Эйзенштейн снимает свой первый полнометражный фильм «Стачка», сразу заявивший о нем как об уникальном режиссере с совершенно новым видением кино. Он вышел на экраны в апреле 1925 года. И практически сразу Эйзенштейн получает заказ на фильм к десятилетию первой русской революции и в рекордные сроки (около трех месяцев) снимает «Броненосец «Потемкин», ставший, возможно, апогеем развития всего немого черно-белого кино. Позже его не раз назовут «лучшим фильмом всех времен и народов».

Эйзенштейн, которому было всего 27 лет, вмиг становится знаменитым. Домовой комитет даже принимает решение выделить ему отдельную комнату в коммуналке, «произведя добровольное переселение». Надвигалось десятилетие революции 1917 года, и команда Эйзенштейна получила заказ на эпическое полотно, посвященное октябрьским событиям. Так, в 1927 году появится фильм «Октябрь». Первая картина, в которой на экране появится вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов-Ленин.

Опыт зарубежных кинематографистов

В конце двадцатых годов Сергей Эйзенштейн, фильмы которого к тому времени получили известность в Советском Союзе, отправился за границу, дабы узнать как можно больше об искусстве звукового кино. Но власти отправили режиссера и других его коллег за рубеж не только ради приобретения западного опыта. Капиталистическому миру были представлены известные советские деятели кино. Эйзенштейн на протяжении двух лет путешествовал по Европе, выступил с лекциями в ряде немецких городов.

В 1932 году советский кинематографист вернулся на родину и занялся педагогической и научной деятельностью. Он написал несколько работ, посвященных теории режиссуры. Первая значительная картина вышла на экраны в 1935 году. Стоит перечислить самые известные киноленты, которые создал Сергей Эйзенштейн.

Личная жизнь

Семейная катастрофа, свидетелем которой Сергей Эйзенштейн стал в детстве, повлияла на его отношения с женщинами. Официально Эйзенштейн женился в 36 лет на киножурналистке Пере Аташевой (Перл Фогельман). Они познакомились во время работы над «Броненосцем «Потемкиным»». Женщина мечтала родить от мужа ребенка, но стала другом, сиделкой и коллегой.

Вернувшись из-за границы после 5-летней командировки, Сергей Эйзенштейн отделился от супруги. В 1930 году место Перы заняла ассистентка Елена Телешева. Ее называли «женщина-гренадер». Но и тут связь оказалась платонической. Теоретическое обоснование своей девственности мэтр нашел в учении Зигмунда Фрейда. Отказ от плотских радостей Эйзенштейн объяснял необходимостью сублимации.

«Без сублимации – я простой эстет a la Оскар Уайльд», – говорил он американской журналистке Мари Сетон.

В архиве Сергея Эйзенштейна сохранились сотни гомосексуальных рисунков мэтра, но убедительных сведений любовной связи режиссера с мужчинами нет. Незадолго до смерти Эйзенштейн снова женился на Аташевой, оказавшейся после кончины мэтра официальной вдовой и распорядительницей наследия. 

«Революция сделала меня художником»

Сергей Эйзенштейн родился в 1898 году в Риге. Его отец был городским архитектором, мать происходила из купеческой семьи — Эйзенштейны жили в достатке, имели прислугу и часто принимали у себя в гостях крупных чиновников. Родители будущего режиссера уделяли ребенку мало внимания. Сергей Эйзенштейн вспоминал свое детство как «время печали» и не гордился своим происхождением.

Однако жизнь в достатке открыла для будущего режиссера много возможностей. Он получил хорошее домашнее образование: изучал три языка — английский, французский и немецкий, брал уроки верховой езды и игры на рояле, увлекался фотографией и рисовал карикатуры. Позже он отмечал, что «это оказалось все нужным и полезным не только для себя, но и для других».

Сергей Эйзенштейн. Фотография: god-kino2016.ru

Сергей Эйзенштейн. Фотография: eisenstein.ru

Сергей Эйзенштейн. Фотография: ria.ru

В 1907 году девятилетним мальчиком Сергей Эйзенштейн поступил в рижское реальное училище. На Рождество и Пасху ездил гостить к бабушке в Санкт-Петербург. После развода родителей в 1912 году Эйзенштейн остался жить с отцом, который начал готовить сына к карьере архитектора.

По совету отца Эйзенштейн поступил в Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Там в 1917 году его застала революция — Сергей Эйзенштейн стал сторонником советской власти.

Сергей Соловьёв режиссёр — личная жизнь

Сергей Соловьев, как и любой творческий человек, был непостоянен в своих предпочтениях. Его первой супругой стала актриса Екатерина Васильева. С ней брак был коротким, но полным переживаний: жена изменяла, потом просила прощения и тут же влюблялась в кого-то еще.

После развода Соловьев без памяти влюбился в киноведа Марианну Кушнерову, которая в 1972-м сыграла главную роль Дуняши в его пронзительном фильме «Станционный смотритель».

Девушку режиссер отбил у оператора, ушедшего служить в армию, и сразу же повел возлюбленную в ЗАГС. Соловьева Марианна любила всю свою жизнь, а вот его любовь оказалась короче — пока киновед носила под сердцем первенца Дмитрия, режиссер потерял голову от Татьяны Друбич. Ей в те времена было 14-15 лет.

В 1974 году Марианна Кушнерова родила сына Дмитрия, а вскоре узнала, что муж собрался с ней развестись. Это был удар ниже пояса. Поговаривают, что женщина даже лежала в психиатрической больнице.

В 1983 году режиссер все же женился на Друбич, тогда ей было 23 года. Спустя год она подарила мужу дочь Анну, а еще через пять лет ушла от режиссера. Якобы также холодно и безапелляционно, как он когда-то бросил свою вторую жену.

Сергей Соловьёв режиссёр и жена

Этот факт тоже сказался на здоровье Соловьева. Больше он не пытался устроить личную жизнь, ограничиваясь скоротечными романами.

В 2011 году начались проблемы с работой. Студия «Линия кино», которой руководил Соловьев, получила от Министерства культуры России 25 миллионов рублей на создание фильма «Елизавета и Клодиль». Планировалось, что это будет амбициозный российско-французский проект, рассказывающий о двух девушках из богатых семей, приехавших во Францию из России в начале XX века.

Сергей Александрович смог привлечь к работе над фильмом Пьера Ришара, но картина так и осталась незавершенной. Денег на съемки не хватило.

Ситуация была «замороженной» почти шесть лет. В 2017 году Минкульт подал в суд на «Линию кино» и обязал ее вернуть 25 миллионов за срыв госконтракта. Плюс 9 миллионов за просрочку и 1 миллион в качестве штрафа.

Весной 2018 года Минкультуры обратилось в Генпрокуратуру с просьбой начать уголовное преследование нескольких кинокомпаний, не вернувших государству выделенные средства.

Вскоре появились новости, что из-за долга в 36 миллионов рублей приставы арестовали все счета режиссера и его квартиру на Большой Бронной, а он сам неважно себя чувствовал из-за нервных потрясений. Не успел Соловьев уладить эту проблему, как новая беда постучалась в дом: умер его 43-летний сын от Анны Кушнеровой

Он попал в больницу с панкреатитом, а после оказалось, что у мужчины пневмония. Врачи не успели справиться с болезнью

Не успел Соловьев уладить эту проблему, как новая беда постучалась в дом: умер его 43-летний сын от Анны Кушнеровой. Он попал в больницу с панкреатитом, а после оказалось, что у мужчины пневмония. Врачи не успели справиться с болезнью.

Дмитрий Соловьев снялся в одной картине своего отца — «Нежный возраст». На похоронах сына режиссера было не узнать: горе подкосило его.

«В день похорон рыли землю, а комья такие крупные, каменные, что их распилить и разломать не хватало сил. Вот такая земля, которую мы получили. Вот пусть она ему станет пухом. Нужно распушить каждый камень в вечность. Распылить, разломать», — сказал Соловьев трогательную речь.

Спустя три года не стало и его самого. Друзья режиссера признают, что смерть сына была последней каплей, после чего он перестал чувствовать вкус к жизни.

В январе 2020 года Соловьев попал в больницу из-за ишемического инсульта. После о себе дал знать диабет, по ногам пошли трофические язвы.

Одной из последних работ режиссера стал короткометражный фильм-фантазия «Ути-ути-ути», в котором он сам сыграл одну из ролей.

За полвека Сергей Соловьев подарил нам 19 работ, которые навсегда вошли в золотой фонд отечественного кино.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: