Рестораны вместо дискотек
Куда же спускали деньги советские мажоры? Для простой молодёжи главным развлечением были субботние дискотеки. Парни и девушки собирались в небольших залах, пили отечественные спиртные напитки и танцевали под аккомпанемент любительских ансамблей. Иногда живое исполнение заменяли магнитофоны. На этом светская жизнь простой молодёжи заканчивалась.
«Золотая» советская молодёжь отдыхала с размахом. Танцы и тусовки, как правило, проходили в крупных клубах и ресторанах при гостиницах. Кстати, насчёт ресторанов. Представитель «золотой» молодёжи легко мог позволить себе ужинать в подобных заведениях. Следует отметить, что рестораны зачастую были не по карману взрослому работающему человеку. Существовали специальные закрытые клубы, членство в которых было доступно только мажорам. Количество участников зачастую не превышало 800–1000 человек. В таких клубах творилось что угодно: выпивка, девушки лёгкого поведения, наркотики, азартные игры.
Детские желания
Сначала о детях. Их мечты когда-то казались наивными и странными. Разброс желаний был минимальным, ведь тогда не было айпадов и айфонов. Они мечтали стать космонавтом или директором завода, девушки – учительницей или балериной. А на Новый год девочки хотели куклу, которая умеет закрывать глаза (такие возили из ГДР), а мальчики грезили оловянными солдатиками.
Каждый советский ребенок мечтал иметь собаку и велосипед, избранные могли также получить педальную машинку. При этом дети не закатывали истерик, потому что понимали, что родители не могут купить все, а терпеливо ждали своего времени. Многие так и не получали заветный велосипед, но запросто могли одолжить его у соседа.
Кстати, для детей младшего школьного возраста был специальный велосипед “Дружок”. Более популярными были “Орленок” и “Школьник”. Модель для девочек называлась “Ласточкой”.
Кроме катания на велосипедах, любимыми играми советских детей были настольный хоккей и футбол. Можно с уверенностью сказать, что эти настольные игры были наиболее желанными подарками мальчикам на День рождения. Позже появился металлический конструктор, из которого можно было собрать машинку или самолет.
Зимой дети катались на санках или самодельных подстилках из фанеры (или брали для этой цели школьный рюкзак). Неподдельный интерес также вызывали коньки – с ними связаны самые счастливые воспоминания детей СССР.
К слову, на улице проходила большая часть свободного времени советских детей. Летом они играли в разные спортивные игры, катались на велосипедах, скакали на скакалках, игрались в песочнице. Зимой, как уже говорилось, были свои интересные занятия.
Кстати, игры и игрушки в СССР были одним из методов воспитания. При их помощи детей учили различать хорошее и плохое. А творчество помогало воспитывать в детях уважение к старшим, доброту и сострадание. И дети действительно росли счастливыми.
Советская идеология тогда была частью всех аспектов жизни человека – как культурного, так и общественного. Начиная с школьных стихов и заканчивая фильмами. Кстати, о фильмах. Такие ленты как “Фантомас”, “Человек без паспорта”, “Большое космическое путешествие”, – это были одними из лучших развлечений.
Свободная любовь
Пуританское воспитание, которое порождало разного рода табу во время правления Сталина, дало трещину, и через нее прорвался интерес к вопросам тела и сексуальности.
Во время фестиваля в Москве стояли теплые июльские ночи. Это погодное обстоятельство сыграло не последнюю роль в развитии взаимного интереса между советскими гражданами и приезжими. Любопытство вызывало практически всё: начиная от мировоззрения, заканчивая модой и физиологией. Вот что вспоминает Егор Телицын, работавший тогда милиционером:
Проблема коммуникации из-за плохого знания эсперанто снималась взаимным интересом. К тому же существовал и невербальный язык — язык страсти. Часто в воспоминаниях о тех днях можно встретить упоминания о пылкости советских студенток, очарованных иностранным шармом.
«Огонек» № 32 (1957). Источник
Слухи ползли быстро, и властям пришлось как-то реагировать: решено было устраивать рейды на машинах во все укромные местечки рядом с гостиницами.
Известен случай, когда некий таксист Чуваков посреди ночи доставил двух девиц в дежурную часть Казанского вокзала. По его словам, девушки вместе с двумя итальянцами ехали в его такси из ресторана «Прага» и прямо в машине «пытались войти с ними в интимную связь». Конечно, это никак не характеризует всех представительниц женского пола — всего за время проведения фестиваля было задержано 107 гражданок.
Однако головокружительная атмосфера раскрепощения и случайных романтических встреч через девять месяцев обернулась рождением «цветов». Отсюда и пошел фразеологизм «дети фестиваля», который подразумевает рождение детей-метисов и мулатов у обычных советских женщин. Как в «Стилягах» у Тодоровского. Судьба таких необычных для советского общества детей чаще всего складывалась не слишком легко, и дело было не только в цвете кожи, но и в том, что им приходилось расти без отцов. Конечно, «дети фестиваля» — это некий стереотип и клише: их количество вряд ли достигло хоть сколько-нибудь значимой цифры.
До настоящей сексуальной революции было еще далеко: либерализация полового вопроса пришлась только на 1980-е годы. Но вершилась она поколением людей, которое сформировалось как раз в 1950–1960-е годы.
Развлечения для девушек
А где же свободное время проводили советские красавицы? Кроме кухни, уборки и учебы молодые девушки не забывали “наводить марафет”. Даже во времена дефицита косметики, модной одежды и даже элементарных средств гигиены. На выходных они обычно искали ткань, из которой подруга-мама-тетя Зина могли пошить платье по последнему писку модного журнала “Бурда”.
А еще иногда организовывались зарубежные выставки, где можно было купить итальянскую или американскую одежду. Но это крайняя редкость.
Неотъемлемым атрибутом каждой красавицы была косметика. С ее покупкой тоже были огромные проблемы. В качестве косметического карандаша чаще всего был обычный красный карандаш. В конце 60-х пришла мода на стрелки, и она не застала советских красавиц врасплох. Они стали подводить стрелки обычным черным карандашом. Продавливали с его обратной стороны спичку, мочили эту ямку, и потом этой спичкой можно нарисовать тонкую стрелку.
Если у кого-то была красная помада, то она одновременно служила и румянами. А в качестве теней использовался детский карандаш нужного цвета. Для изготовления теней использовали стержень карандаша и растирали его в порошок. Также, если повезет, можно было купить “краску серебрянку”. Это специальный серебряный порошок, в который мокался палец и просто размазывался по веку. Такой макияж был очень модным и эффектным.
Модные прически были неотъемлемой частью образа красавицы. Красили волосы, начиная с 60-х, хной и басмой, пергидролем. В конце 60-х из ГДР привезли первую настоящую краску для волос и оттеночные кремы. Вот это был настоящий фурор! А еще модно в те времена было носить парик.
В 80-ые начали делать мелирование и завивку. В качестве средств для укладки применялось пиво и кефир, а потом появился лак для волос “Прелесть”, который продается до сих пор. Бигуди были не у каждой женщины, достать их было трудно. Поэтому было придумано “ноу-хау” – бигуди делались из газеты. Ее превращали в такой себе бумажный ролик с 2 веревочками – ну чем тебе не бигуди? А чтобы они держались, кудри увлажняли пивом.
Разноцветные лаки для ногтей можно было приобрести, но только в Латвии и Литве. И это не представлялось возможным для всех. На территории Союза продавался бесцветный лак, но его превращали в цветной. Например, чернилами из авторучки: их просто выдавливали в баночку с лаком. А чтобы сделать перламутровый лак, добавляли ту же серебрянку или растворенные в ацетоне перламутровые пуговицы.
Мода модой, а еще советские граждане хотели хорошо пахнуть. Парфюмы в СССР были, и это факт. Особой популярностью у девушек пользовалась “Красная Москва”, у парней – “Тройной одеколон”. После выхода фильма “С легким паром” все девушки желали иметь духи “Клима” от “Ланком” – именно такие, какие подарил Ипполит Наде в фильме.
Исходя из высшесказанного можно подытожить, что жизнь в СССР была стабильной, но в ней также присутствовали негативные моменты. Люди, жившие в Союзе, считали себя счастливыми и в основном ни о чем не жалеют. А вы скучаете по тем временам?
Soviet mega event
Приезжие увидели, что в Советском Союзе живут не дикари, а обычные люди, которым интересен мир вокруг. А жители СССР, в свою очередь, удостоверились на собственном опыте, что иностранец — не синоним шпиона и врага.
Вместо подозрительности и недоверия друг к другу родилось взаимное чувство эйфории, на какое-то время и правда показалось, что мир охватил праздник. Soviet mega event, как называли фестиваль иностранцы, прошел на ура — в легкой, непринужденной атмосфере. Официоз и помпезность мероприятия сменялись творческими и открытыми для всех встречами.
Проходили концерты модного (но всё же вражеского!) в то время джаза, а также совершенно нового скиффла во главе с королем этого жанра — Лонни Донеганом.
Молодежь на фестивале. «Огонек» № 33 (1957). Источник
Польская и финская молодежь показывала сатирические спектакли. В парке Горького провели выставку изобразительного искусства, где показали работы сюрреалистов, абстракционистов, экспрессионистов (до этого момента для широкой публики история искусства заканчивалась импрессионизмом, и даже такие художники-коммунисты, как Ривера и Кент, не вписывались в рамки царящего соцреализма). На выставке «встретились» уже забытые сейчас живописец Мишель де Галар, скульптор-медальер Мишель Бадюэль, художники Ришар Жераньян, а также Игнац Кокаш, Янош Власки, Герхард Кетнер, Эмма Паккард и Кент Рокуэлл.
Большим праздником стал кинофестиваль (125 фильмов из 30 стран) с участием западных режиссеров, которых в недалеком прошлом назвали бы «противниками социалистического строя». Показывали совместную документалку Жак-Ива Кусто и Луи Маля (его часто относят к новой французской волне), фильм четырехкратного обладателя премии «Оскар» Витторио Де Сики, фильмы будущего антисталиниста поляка Анжея Вайды и совсем левого японца Тадаси Имаи.
И еще масса разного рода мероприятий: спортивных, эстрадных, сельскохозяйственных. Москва стала местом брожения талантливой молодежи, съехавшейся со всего мира: фестиваль предусматривал сотни творческих мероприятий — их участники представляли значительную часть от общего числа гостей, в основном студентов.
Кроме посещения программных мероприятий местные и приезжие, охваченные желанием общаться, встречались и в свободное время. К фестивалю спешно изучались иностранные языки, возрос интерес к модному в то время эсперанто:
Весь центр Москвы был заполнен людьми: по улицам и магистралям шли целые толпы людей, встречались на Красной и Пушкинской площадях, на площади Маяковского, на проспекте Маркса (сегодня Театральный проезд, Охотный Ряд и Моховая улица), у Моссовета…
Встречи и разговоры шли всю ночь, до рассвета:
Среди гостей фестиваля оказались и те, кто вскоре станут известными личностями: например, Илья Глазунов, Марис Лиепа, Илья Эренбург. Или всё тот же Габриэль Гарсиа Маркес, который вспоминал, что москвичи были весьма закрытыми: невозможно ни выудить что-либо, ни попасть в гости — жившая в основном «бедненько» советская молодежь попросту стеснялась приводить иностранцев в свои коммунальные квартиры. И в то же время о советском обществе он говорил, что «это народ, который отчаянно жаждет иметь друзей».
История праздника Родом из СССР: как появился День молодежи
История праздника начинается в Советском союзе. Указ «Об установлении Дня советской молодежи» был подписан Верховным Президиумом СССР 7 февраля 1958 года. Отмечать решили в последнее воскресенье июня: учебный год окончен, экзамены сданы, почему бы и не погулять. Впрочем, «погулять» не стало основной целью, главный смысл у нового праздника был не столько развлекательный, сколько идеологический. В городах по всему Союзу проходили собрания, слеты и съезды активистов, устраивались соревнования молодежных бригад на фабриках и заводах, спортивные фестивали и конкурсы. Ну а потом уже можно было и расслабиться — вечером после производственных состязаний их участники отправлялись в городские парки на танцы.
Кстати, у советского Дня молодежи тоже был предшественник — Международный юношеский день, МЮД, приходившийся на конец августа-начало сентября. В нашей стране его отмечали с 1917 до 1945 года. Владимир Маяковский посвятил МЮДу несколько своих стихотворений, а советский шахтер Алексей Стаханов в 1935 году приурочил свой знаменитый рекорд именно к этому празднику. Аббревиатура МЮД до сих пор встречается в названии некоторых улиц в нашей стране.
После распада СССР по инициативе Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи и Национального Совета молодежных и детских объединений России Президент РФ Б.Н. Ельцин издал распоряжение № 459-рп от 24 июня 1993 года «О праздновании Дня молодежи». Документ утвердил датой празднования 27 июня.
Тосты
«Поздравляю с Днём молодёжи России и желаю веселья, радости, бесконечной увлечённости, постоянного воодушевления и уверенных стремлений к великим победам. Пусть молодость никогда не заканчивается, пусть самые яркие годы жизни будут наполнены мечтами, большими достижениями, успешными днями и невероятными ощущениями счастья».
«День молодёжи – самый замечательный праздник. Сколько новых открытий и достижений у вас впереди. Примите искренние поздравления и пожелания всего наилучшего в этот день. Пусть надежда, вера и любовь всегда сопутствует вам. Пусть нотки грусти никогда не прокрадутся в ваши души. Веселитесь, радуйтесь, ведь вы молоды. Будьте всегда энергичными и уверенными в себе. Желаем вам по жизни прекрасных друзей. Пусть никогда не тревожат печали, а только удача ждёт впереди. Будьте оптимистами по жизни».
«Молодость – это прекрасный этап в жизни каждого человека. Именно в такие моменты можно веселиться до упада, радоваться каждому незабываемому моменту, открывать для себя новые тайны и не задумываться ни о чем. Так пусть и в этот теплый летний день не затмят твою жизнь никакие невзгоды. С Днем Молодежи»!
Сквозь замочную скважину железного занавеса
Жаркий июль 1957-го. Москва готовится к грандиозному празднику: в лихорадке ищутся голуби для открытия, сажаются деревья в парках, строятся гостиницы. Представить в СССР масштабный международный праздник при Сталине вряд ли возможно: тут и особенности личности, и специфика внутренней политики, и холодная война. Другое дело Хрущев: несмотря на все его явные недостатки, он был более подвижным, энергичным и в какой-то мере более человечным руководителем.
На XX съезде 1956 года (том самом, где прозвучал доклад с критикой культа личности Сталина) было принято важнейшее решение о возможности мирного сосуществования капиталистических и социалистических стран.
Читать похожий материал: «Стиляги» Стиль 50-х годов в СССР
Молодежь копила на все эти редкости месяцами, так как фарцовщики продавали вещи втридорога. На марки одежды внимания не обращали, достаточно было сказать «английская» или «американская» и, считай, продано. Тяжелей всего было достать заграничные кеды, которые считались на то время самыми модными. Девушки предпочитали яркие сочетания. К примеру, было нормальным надеть желтую блузку, красные леггинсы и синие туфли. 5. 70-е года. Контакт с Западом был налажен, лед тронулся. Молодежь все больше присоединялась к движению хиппи.
Модная одежда должна была быть не только яркой, но и натуральной. Именно тогда в моду вошло рукоделие. Девушки в основном носили широкие футболки, длинные сарафаны, легкие босоножки и широкие брюки. Парни одевались в джинсовые пиджаки, футболки-поло и потертые брюки с дырками на коленях. Вообще, молодежная мода этой эпохи была развязной и запоминающейся. 6. 80-90-е года. А вот этот период вызывает у меня самые яркие, самые теплые чувства, так как эти воспоминания еще живы в моей памяти. Именно тогда появились молодежные субкультуры: рокеры, готы, панки, космополиты…
Подростки собирались на квартирниках, где не только слушали запрещенную музыку, но и обменивались вещами, договаривались с фарцовщиками и мечтали о светлом будущем. Как ни странно, на закате Советского Союза у моды появилась душа. До сих пор помню, как варили джинсы, чтобы они выглядели как настоящие американцы. Или эти легендарные начесы, которые помнить весь мир. Джинсовые куртки, растянутые майки, кроссовки под классический пиджак…
Каждая субкультура имела свой, неповторимый стиль. Конечно, взрослое поколение осуждало нас за такую привязанность к «шмоткам», за эти кольца в носу, за длинные челки. Но без этого всего мы бы не стали теми, кем мы есть. К примеру, я уже с детства знала, что 5 жвачек можно выменять на красивую заколку.
В заключение, хотелось бы сказать спасибо нашим родителям, а также родителям их родителей, за то, что они никогда не сдавались, всегда верили в будущее и подарили нам такую противоречивую, странную, особенную, неповторимую, весело-грустную эпоху, как Советский Союз.
Развлечения
Кинопромышленность в те времена была на высоте и не нуждалась в рекламе. У касс всегда были гигантские очереди, и это означало, что фильм по-настоящему стоящий. Билеты стоили смешную цену, поэтому большинство граждан ходило в кино (в среднем – 17 раз в год!) Конечно, у некоторых были видики, но лишь у немногих.
В кинотеатрах показывали фильмы отечественного производства, такие как “Брильянтовая рука”, “Москва слезам не верит”, тот же “Фантомас”. Все перечислить просто невозможно, так как за год в СССР снималось около сотни кинолент. Также были бешено популярными индийские мелодрамы. А вот итальянское, французское или голливудское кино было таким себе “окошком в Европу”, и в те времена было большой редкостью.
Тигран Кеосаян
Тигран Кеосаян много в жизни добился сам. Тем не менее, он должен быть благодарен своим родителям за счастливое и обеспеченное детство. Его отец был популярным советским режиссером, еще при жизни ставшим легендой советского кинематографа.
Их семья жила не просто обеспеченно, Эдмонд Кеосаян обладал огромным влиянием среди творческих людей, легко входил в любые чиновничьи кабинеты, и любая советская «шишка» была рада ему угодить.
Тигран пошел по стопам отца, хотя даже при такой фамилии умудрился не поступить во ВГИК с первого раза. Но все-таки стал студентом, закончил престижный ВУЗ, и в дальнейшем также стал заниматься творчеством, сделав себе определенное имя.
О таких, как они, говорят — родились с золотой ложкой во рту. Однако, далеко не все избалованные советские мажоры смогли добиться успеха во взрослой жизни, и не все сумели построить свое личное счастье.
Тем более, с развалом СССР и наступлением лихих времен фамилии многих звездных родителей уже перестали быть проводниками к счастью и удаче.
Гараж
Кроме жилья, машины и бытовой техники, например, телевизора, одним из истинных желаний советского гражданина была мечта иметь собственный гараж. Машин становилось больше и больше, и поэтому стали часто пропадать “дворники”, боковые зеркала и даже бензин. А еще – нельзя было на длительное время ставить машину на автостоянку около своего дома.
Но гараж, конечно, не можно было просто так взять и купить. Сколько всего нужно было пройти, чтобы получить разрешение в райисполкоме, найти землю и добиться строительства гаража в кооперативе?!
Но, благо, существовали толкачи, которые занимались всеми вопросами, связанными с разрешениями и строительством такого гаража. Конечно, не безвоздмездно. На выходные дни такой гараж становился практически домом для мужчины. Гараж – это был главный досуг для автовладельцев.
А еще во времена СССР гараж становился так называемым мужским клубом – сюда приходили друзья, чтобы распить “пару грамм” пенного напитка или водки.
Воры в законе на страже лица Страны Советов
Как это ни удивительно, сам фестиваль обошелся без серьезных происшествий. Редких заранее съехавшихся на фестиваль профессиональных проституток вовремя нашли и изолировали (в СССР проституции нет!). Вовремя выявили и водителей такси, которые любезно предоставляли свой транспорт для интимных встреч. Со всеми гражданами партийные организации провели разъяснительные беседы. Как рассказывают участники событий, даже уровень преступности в те две фестивальные недели сошел на нет.
Охраной порядка занимались по меньшей мере около 60 тысяч человек: милиция, курсанты, солдаты, охранники, дворники. По воспоминаниям инструктора орготдела московского ВЛКСМ Владлена Кривошеева, перед началом фестиваля у воров в законе состоялась сходка, на которой решили во время праздника прекратить преступную деятельность. Дело было в том, что к уголовной статье теперь могла добавиться статья политическая — праздник-то международный.
Эта же тема, но под другим углом будет отражена в фильме «Цепная реакция» 1962 года. В нем рассказывается о договоренности карманных воров накануне фестиваля обворовывать капиталистов, но не трогать гостей из соцстран. Однако этот «робин-гудовский» замысел терпит неудачу: и не все воры согласны, и милиция не спит. В итоге отчаявшийся главарь возвращает кошельки обворованным и сам решает завязать.
Кадр из фильма «Цепная реакция» (1962). Реж. Иван Правов
Вся эта милота происходит на фоне интересных московских пейзажей и песен Окуджавы. Наивный, но по-оттепельному искренний фильм, где даже уголовники «спешат делать добрые дела».
Галина Брежнева
Пожалуй, дочь Леонида Брежнева Галину можно было назвать главной «светской львицей» своего времени. Она задавала тон всем богемным тусовкам, подружиться с ней значило очень немало.
Дочка генсека жила на широкую ногу, вольно и беззаботно. Она не боялась гаишников, садясь пьяной за руль шикарного авто, меняла кавалеров, как перчатки, и могла спокойно послать по «матушке» любого уважаемого в обществе человека.
Избалованная с малых лет, она с удовольствием засиживалась в ресторанах, где лилось рекой шампанское, а о ее чудачествах слагались многочисленные легенды.
Даже Брежнев признавал, что дочь у него проблемная. Генсек частенько говорил: «У меня один глаз на Галину Леонидовну, а второй — на весь Советский Союз». Но, видимо, на любимую дочку Леонид Ильич так и не нашел управу.
И если во времена его правления Галине все сходило с рук, то после его смерти жизни дочери стремительно покатилась под откос.
Алкоголизм, нищета, психушка и одиночество — это то, с чем Галине Брежневой пришлось столкнуться в новых реалиях. И конец ее был весьма печальным.
Жизнь, учеба и работа молодежи 70-х – 80-х годов
Проживание молодых людей того времени было обусловлено их формой занятости. В основном проживали с родителями, но нередкими были случаи, когда жили в общежитиях, если учились или работали в другом городе. Многие мечтали и стремились поступить в высшие учебные заведения – институты или университеты. Но тогда времена были немного другие, для учебы в ВУЗах требовались знания, настойчивость и определенное трудолюбие. Поэтому и попадали туда в основной своей массе парни и девушки, обладавшие этими качествами.
Для тех, кто не смог поступить в институты или изначально этого не планировал, существовали учебные заведения уровнем пониже – техникумы. Там давали не высшее образование, а средне-специальное. Поступить туда можно было и после 8 классов средней школы. Кстати, тогдашние ВУЗы и техникумы имели и вечерние отделения, предназначенные для тех, кто работает днем. Практиковалась и заочная форма обучения.
Еще одна категория молодых людей пополняла ряды рабочего класса, как непосредственно после школы – учениками на производстве, так и после окончания специальных учебных заведений – ПТУ, что расшифровывалось как профессионально-техническое училище. В народе их еще называли «бурсами», а ПТУшников «бурсаками». Не ВУЗы, конечно, но там можно было получить неплохую профессию. Кстати, именно из ПТУ вышло много известных впоследствии людей.
Этот праздник в других странах
В Украине и Беларуси День молодежи приходится на последнее воскресенье июня.
Азербайджан отмечает этот праздник 2 февраля.
Вьетнам – 26 марта.
Тайвань – 29 марта.
Киргизия – 10 ноября.
Таджикистан – 23 мая.
В этих странах традиции праздника не отличаются от российских.
В Турции торжество приходится на 19 мая и называется День молодежи и спорта. В этот день проходят спортивные состязания, марафонские забеги и показательные авиашоу.
В ЮАР этот праздник отмечают 16 июня и стране он имеет трагический окрас. В этот день чтут память жертв массового расистского расстрела 1976 года.
В Китае День молодежи проходит 4 мая. В этот день проходят массовые политические митинги коммунистической партии.
В Замбии праздник отмечают 12 марта. В этот день устраивают спортивные состязания и субботники, на которых сажают деревья.