Анастасия цветаева (писательница) — биография, новости, личная жизнь

Поиск анализа стихотворения

Alexey Khoroshev Высший разум (1438025) 5 лет назад

СВЯЗЬ ЧЕРЕЗ СНЫ

Всё лишь на миг, что людьми создается. Блекнет восторг новизны, Но неизменной, как грусть, остается Связь через сны.

Успокоенье. Забыть бы. Уснуть бы. Сладость опущенных век. Сны открывают грядущего судьбы, Вяжут навек.

Всё мне, что бы ни думал украдкой, Ясно, как чистый кристалл. Нас неразрывной и вечной загадкой Сон сочетал.

Я не молю: «О, Господь, уничтожи Муку грядущего дня! » Нет, я молю: «О пошли ему. Боже, Сон про меня! »

Пусть я при встрече с тобою бледнею, Как эти встречи грустны! Тайна одна. Мы бессильны пред нею: Связь через сны.

Марина Цветаева готовила свою первую книгу. Отобрала сто одиннадцать стихотворений, в большинстве случаев — без дат написания, и разделила на три части: «Детство». «Любовь». «Только тени». Заголовки, вероятно, отражали этапы развития души автора. Книга называлась «Вечерний альбом». Это было скрытое посвящение. Так назвали сестры Цветаевы темно-синий кожаный альбом, который они подарили В. О. Нилендеру на новый 1910 год, записав туда свои беседы с ним. Из некоторых стихов «Вечернего альбома» вырастет в будущем не одна заветная тема Цветаевой. Таково стихотворение «Связь через сны » — предтеча цикла «Сон». «Сны открывают грядущего судьбы, Вяжут навек» ; «Нас неразрывной и вечной загадкой Сон сочетал». Для Цветаевой сон — это нечто вечное, то, без чего она не мыслит своего творчества. Она говорит, что ни изобретения людей, ни восторг от чего-то нового не заменят эту связь, ведь творчество для нее — это главное в жизни. Все мне, что бы не думал украдкой, Ясно, как чистый кристалл. Нас неразрывной и вечной загадкой Сон сочетал. Сон для Цветаевой — портал, через который осуществляется связь героини с лирическим героем: «Нас неразрывной и вечной загадкой сон сочетал». Он объединяет их, помогает слиться воедино. Содержание снов не могло не влиять на сюжеты произведений, творческий поиск которых продолжался и во сне. Так, некоторые стихотворения были написаны Цветаевой сразу после пробуждения, то есть пришли к ней во сне. Сон, по Цветаевой, — сфера, где совершаются высшие переживания души поэта. Сон был для нее одним из воплощений жизни и одновременно мистической связью между жизнью и смертью. Сновидение приоткрывало дверь в потустороннее, в бессмертие. Сон для Цветаевой — это вовсе не физиологический процесс отдыха, а некий священный акт, путешествия души, сопоставимые с процессом творчества, в котором она абстрагируется от внешнего мира, погружаясь в иные духовные сферы.

Николай Афонькин Мастер (1302) 5 лет назад

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»

Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…» было написано в 1915 году, в котором отражается любовная тонкость этой поэтессы. Эти строки были посвящены незаконному мужу ее сестры Анастасии, Маврикию Александровичу Минцу, который при встрече с Мариной был ею восхищен как ее творчеством, так и очень обольстительной женщиной.

Да, Цветаева отличалась способностью очень быстро влюбляться и отдаваться по максимуму своим чувствам, то есть окуналась в омут с головой. Конечно, она очень любила свою сестру и никогда в жизни бы не смогла ее предать и сделать больно, ведь это ее родной человечек, который ей очень дорог.

Очень часто в жизни самой писательницы происходили романы с разными мужчинами, которые приводили ее к разочарованию, поэтому она настрадалась вдоволь, и пролила немало слез. Вот поэтому и звучат такие строчки, как «Мне нравится, что вы больны не мной…», то есть она уже смирилась со всем, что происходит и ее вспыхивающие эмоции внутри себя стали обычным привычным делом. Как в жизни часто бывает, когда один человек любит, а другой пользуется этой любовью, так и она согласна с этими мыслями, он ей ничего не должен и она ничего не должна, с обеих сторон равенство, вполне разумное.

В своих строках она выражает достоинства безответного влечения в таких фразах, как можно быть распущенной и смешной, не играя словами и другие, которые отражают тот же смысл. Ее вроде и гложет неразделенность душевного порыва, а вроде как даже и лучше, что все так обернулось по отношению к ней, она свободна и может позволять себя вести как ей заблагорассудится. Но в ее сердце проскальзывает тот момент, что она могла бы соединить свою судьбу с ним, когда пишет о венчании в церкви, которого никогда не состоится из-за его несвободного взаимоотношения с другой женщиной.

В конце стихотворения мелькают слова Цветаевой о том, что она испытывает отчаяние и уныние от того, что все-таки не окунулась в водоворот бурной страсти с этим человеком. Но может быть это и к лучшему, чтобы в итоге не страдать и не мучиться, так как страсть съедает и «убивает» человека изнутри. Ее сестра откровенно знала о заинтересованности в своем муже и посчитала это проявлением благородности и великодушия с ее стороны.

Стихотворение Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной..» было поручено в исполнении Аллы Пугачевой и очень часто мы слышим эти строки в фильме «Ирония судьбы», которые запомнились многим и оставили в душе след об обычном женским покаянии в своих самых глубоких переживаниях, которые творятся в ее душе.

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

Ночь

А потом пришла ночь. Через два года, в 1914 году, брак Анастасии и Бориса распался.

Началась война, затем революция. Летом 1917 года в Крыму умер от дизентерии Алёша, годовалый сын Анастасии от второго супруга — инженера-химика М. А. Минца, умершего в мае того же года от перитонита.

В начале 1920-х Анастасия Цветаева возвращается в Москву, живёт случайными заработками, но продолжает писать. Её сестра Марина в 1922 году эмигрирует в Европу. В 1927 году Анастасии Ивановне удаётся съездить за границу. Она гостила в Сорренто у М.Горького, а потом отправилась во Францию, где в последний раз в жизни виделась с сестрой.

В апреле 1933 года Анастасию Цветаеву арестовали в Москве. После хлопот Б. Пастернака, Е. П. Пешковой и М. Горького через 64 дня её освободили.

Через четыре года, в 1937, Анастасию арестовали снова. Цветаева была приговорена к 10 годам лагерей по обвинению в контрреволюционной пропаганде и агитации и участии в контрреволюционной организации. Её отправили в БАМлаг (впоследствии преобразован в Амурлаг), где она работала поломойкой, кубовщицей, рабочей на кирпичном заводе, а потом чертежницей в сметно-проектном бюро. Анастасия нарисовала «на заказ» около 900 портретов женщин-заключенных, писала стихи. Её сын Андрей Трухачев был приговорен к 10 годам за «контрреволюционную агитацию». Отбывал наказание сначала в Карелии, а затем в Каргопольлаге.

Анастасия Ивановна Цветаева. Фото: leafclover.club

После освобождения, в 1947 году, Анастасия приехала в поселок Печаткино, Вологодской области (сегодня это один из районов города Сокол), где к тому времени жил с семьей её сын. Все вместе они жили в скромной квартире в деревянном доме на улице Фрунзе. Здесь родилась внучка Анастасии Ивановны — Рита. Сюда, на Фрунзе, приезжала дочь Марины Цветаевой — Ариадна Сергеевна Эфрон, которая привезла с собой часть архива своей матери (машинописные распечатки произведений). Ариадна надеялась найти хоть какую-то работу в Печаткино, но не смогла и уехала. А Анастасию через два года относительно спокойной жизни вновь арестовало Вологодское НКВД. Бумаги сестер изъяли. Возможно, они до сих пор лежат где-то в вологодских архивах.

Дом в Соколе, в котором жила Анастасия Цветаева, сохранился. Это деревянное двухэтажное строение с когда-то застекленной верандой. По воспоминаниям Геннадия Зеленина (пасынка Андрея Трухачева, приемного внука писательницы), бабушка выходила на эту веранду подышать воздухом, и иногда там работала. Дом долгие годы был забыт и приходил в упадок. Только в 2014 году цветаевед Елена Титова, журналистка Наталья Мелехина и сокольчанка Людмила Кузнецова сумели его отыскать. В честь находки в Соколе провели акцию «Цветаевский костёр на Вологодской земле», которая теперь проводится ежегодно в сентябре.

В 2016 году активисты добились, чтобы дому Анастасии Цветаевой присвоили статус выявленного объекта культурного наследия Вологодской области, но это была только половина успеха. Ветхий расселенный дом все еще мог попасть под снос как аварийный, и пока решалась его судьба, внутрь здания постоянно пытались проникнуть маргиналы.

Только в декабре 2017 года, после того, как к проблеме подключился Общероссийский народный фронт, дом включили в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Доступ к зданию ограничили и провели там субботник.

К сожалению, этот уникальный объект не только для Сокола и Вологодской области, но и для всей страны, до сих пор находится на грани гибели.

На краеведческих конференциях обсуждают, что мемориальная квартира Анастасии Цветаевой должна быть. Однако ни один из проектов, касающихся дома, пока не осуществился. «Чтобы на один дом не нашлось денег в огромной стране, где собираются развивать внутренний туризм, ищут новые туристические объекты и маршруты? — возмущается Ольга Кузнецова, писатель и член инициативной группы по спасению дома. Если ничего не изменится, он по примеру других вологодских строений, просто может сгореть!».

Елена Прекрасная СамолётЪ

Понравился материал? Поблагодари автора

День

Сначала был день. Марина (в семье ее звали Муся) и Анастасия (Ася) Цветаевы родились с разницей в два года (в 1890 и 1892 годах) в Москве, в семье профессора Цветаева. Их отец — Иван Владимирович был российским учёным-историком, археологом, филологом и искусствоведом, членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, профессором Московского университета, тайным советником, создателем и первым директором Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете, известном сегодня под именем Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Естественно, что девочки получили прекрасное домашнее начальное образование, а затем учились в частной женской гимназии и пансионах в Германии и Швейцарии. После ранней (от туберкулёза) смерти матери в 1906 году они вернулись в Москву. Отец умер в 1913.

Творчеством и Марина, и младшая Анастасия начали заниматься рано. Марина писала стихи, Ася — прозу. Произведения обеих издавались и были замечены литературным миром.

Марина Цветаева. Фото: nsknews.info

В конце 1910 года, в Москве состоялось знакомство Марины Цветаевой с поэтом и литературным критиком Максимилианом Волошиным, а затем с его «Домом поэтов» в Коктебеле, где она познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Через год, весной 1912, они обвенчались. В этом же году, очень рано, в 18 лет, и Ася Цветаева вышла замуж за девятнадцатилетнего Бориса Трухачёва.

Последующие годы сестры с семьями неоднократно проводили лето в Крыму, в Коктебеле, в Феодосии. Впоследствии Марина Цветаева вспоминала, что это было самым счастливым временем её жизни: «Коктебель 1911 г. — счастливейший год моей жизни, никаким российским заревам не затмить того сияния», «Коктебель да чешские деревни — вот места моей души».

Ася Цветаева. Фото: leafclover.club

В Феодосию сестры Цветаевы приезжали неоднократно, на короткое время, начиная с 1911 года. Остались яркие и эмоциональные воспоминания и отзыв в одной из Феодосийских газет на выступление Марины и Анастасии: «Снова выступали очаровательные сестры Цветаевы… Еще раз обвеяли нас солнечной лаской… Еще раз согрели одинокие одичавшие души!».

Марина и Сергей Эфрон с дочерью Ариадной сняли квартиру на даче Редлихов по ул. Анненской (ныне ул. Шмидта, 14), Анастасия с мужем Борисом Трухачевым и сыном Андреем поселилась на ул. Бульварной (ныне ул. В. Коробкова, 13). Дом, в котором Анастасия снимала две комнаты, хорошо сохранился и поныне. Еще живы лепнина на потолке, голландские печи, мраморная лестница в парадном подъезде. С 2003 года несколько комнат с отдельным крылечком стали долгожданным домом для музея Марины и Анастасии Цветаевых.

Дом Цветаевых в Феодосии. Фото: wikiway.com

Мы были в этом музее. В разгар невероятной крымской грозы, вселенского грома и потопа, мокрые насквозь буквально ввалились в несколько маленьких аккуратных комнаток, наполненных фотографиями, письмами, рисунками… Нас поразила тишина и невероятный экскурсовод, особенно и через душу читавшая нам, всего троим, одно из лучших стихотворений Марины Цветаевой:

Над Феодосией угас
Навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени
Прелестный предвечерний час.
Захлебываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.
Иду вдоль генуэзских стен,
Встречая ветра поцелуи,
И платья шелковые струи
Колеблются вокруг колен.
И скромен ободок кольца,
И трогательно мал и жалок
Букет из нескольких фиалок
Почти у самого лица.
Иду вдоль крепостных валов,
В тоске вечерней и весенней.
И вечер удлиняет тени,
И безнадежность ищет слов.

«В зале» М.Цветаева

«В зале» Марина Цветаева

Над миром вечерних видений Мы, дети, сегодня цари. Спускаются длинные тени, Горят за окном фонари, Темнеет высокая зала, Уходят в себя зеркала… Не медлим! Минута настала! Уж кто-то идет из угла.

Нас двое над темной роялью Склонилось, и крадется жуть. Укутаны маминой шалью, Бледнеем, не смеем вздохнуть. Посмотрим, что ныне творится Под пологом вражеской тьмы? Темнее, чем прежде, их лица,— Опять победители мы! Мы цепи таинственной звенья, Нам духом в борьбе не упасть, Последнее близко сраженье, И темных окончится власть Мы старших за то презираем, Что скучны и просты их дни… Мы знаем, мы многое знаем Того, что не знают они!

Анализ стихотворения Цветаевой «В зале»

Первый поэтический сборник Марины Цветаевой под названием «Вечерний альбом» увидел свет в 1910 году. В нем было несколько разделов, один из которых юная поэтесса назвала «Детство». Таким образом, Цветаева решила отдать должное самому счастливому периоду своей жизни, который завершился так резко и внезапно в 1906 году со смертью матери. Поэтесса специально решила не включать в этот сборник свои ранние стихи, так как считала их недостаточно взрослыми и содержательными. Поэтому все произведения для раздела детства были написаны буквально за несколько месяцев. Среди них — стихотворение «В зале», которое раскрывает одну из страниц жизни маленькой Марины, увлекательную и полную тайн .

Не секрет, что мать поэтессы старалась привить своим дочерям хорошие манеры, поэтому воспитывала их не только в строгости, но и очень много времени уделяла занятиям с девочками. Больше всего на свете Марина и Анастасия любили уроки музыки, которые проводились в зале, где стоял роскошный рояль. Именно сюда по вечерам любили пробираться сестры, испытывая, таким образом, собственную силу воли и преодолевая детские страхи. Один из таких вечеров в своем стихотворении и описала Цветаева, рассказав, как «спускаются длинные тени», и они с сестрой тайком пробираются в темный зал, трепеща от страха.

«Нас двое над темной роялью склонилось, и крадется жуть», — отмечает поэтесса, подчеркивая при этом, что чувство страха смешивается с неописуемым восторгом. Это – ощущение победы над самими собой и над взрослыми, которые давно уже позабыли те ощущения, которые испытывали в детстве. Но от этого они не стали мудрее и сильнее, потому что перестали бороться со своими страхами и испытывать пьянящее чувство победы лишь потому, что им удалось узнать, что «твориться под пологом вражеской тьмы».

Обращаясь мысленно в прошлое, Цветаева вновь становится маленькой девочкой, которая заявляет: «Мы старших за то презираем, что просты и скучны их дни…». При этом Цветаева убеждена, что они с сестрой знают то, о чем взрослые уже давно успели позабыть. И это чувство превосходства дарит удивительное ощущение радости, сопричастности к великим тайнам мироздания, которые открываются лишь перед теми, кто обладает бесстрашным сердцем, острым умом, фантазией и – непослушанием. Всеми этими качествами когда-то могла похвастаться Марина Цветаева, которая, став взрослой, постаралась сохранить в своей памяти те ощущения, которые подарило ей беззаботное и счастливое детство.

Основные темы и мотивы лирики. Черты личности поэта, отраженные в поэзии

В 20 лет Цветаева создает стихотворение «Моим стихам, написанным так рано», в котором дает оценку своим искрометным творениям, сравнивая с «фонтанными брызгами», «искрами ракет», «чертенятами», врывающимися в поэтическое «святилище», в котором «сон и фимиам», «драгоценными винами», для которых настанет свое время. Поэт верит, что не нужные никому сейчас, валяющиеся в пыльных магазинах, ее стихи будут востребованы будущими поколениями. Строчки стихотворения стали пророческими.

Особое место отведено русским поэтам в лирике Цветаевой. Темой творчества проникнуты стихотворения, посвященные Блоку, Ахматовой, Маяковскому и многим другим. С 1916 г. создается цикл «Стихи к Блоку», открывающийся стихотворением «Имя твое – птица в руке». Блок ни разу не назван по имени, оно обыгрывается в образах птицы, льдинки, мячика, пойманного на лету, серебряного бубенца. Имя осязаемо, его можно услышать в окружающих звуках, увидеть в движении губ, попробовать на вкус. В этих образах переданы особенности поэзии Блока: трепетность, восторженность, звонкость звучания, полет мысли. Весь цикл — это преклонение перед «святым сердцем» рыцаря Прекрасной Дамы, «Божьего праведника», «нежного призрака», «светоносного ангела», чья душа и талант несовместимы со «страшным миром». Последние стихотворения будут написаны после смерти поэта в 1921 г.

Во многом перекликается с темой творчества «Кто создан из камня, кто создан из глины» (1920 г.). Но это и философская лирика: поэт через самопознание, сравнивая себя с другими, осознает свое творческое начало как морскую стихию, свободную и неподвластную законам времени и человеческого бытия.

Философское и жизнеутверждающее размышление «Уж сколько их упало в эту бездну»(1913 г.) хотя начинается с воспоминания об ушедших из жизни и осознания своего неизбежного ухода, переходит к призывам веры и просьбам любви к «живым и настоящим». Смерть – напоминание о том, как нужно любить жизнь. Самих слов «смерть», «умру» нет в тексте, вместо этого – «упали в бездну», «исчезну с поверхности земли», но все равно «будет жизнь».

Уникальна любовная лирика Цветаевой, вершиной которой стала «Поэма горы». Любовь передана в образе горы, как символа огромного, высокого и чистого чувства. Цветаева часто обожествляла предмет своей влюбленности, о котором пишет с восторженным любованием, торжественно, упоительно, открыто и искренне. Одним из шедевров ее любовной лирики, ставшим романсом, является «Мне нравится, что вы больны …» (1915г.), в котором даже нелюбовь может стать выражением любви. Истинные чувства героини выражены одним словом — «увы».

Своеобразие лирики Цветаевой состоит в том, что она умела сочетать в поэзии «старомодную учтивость и бунтарство», архаизм и новаторство, ее творчество соткано из внутренних противоречий, содержит многоплановые смыслы. Она виртуозно обращалась со звукописью, звучание всегда согласуется с настроением текста и его содержанием. Используя особый синтаксис фраз — обилие тире, резких переносов, дробление слов на части создает музыкальность текстов смысловыми паузами. Ее поэзия афористична, одной фразой поэту удавалось выразить глубокий философский смысл.

Образ Родины и Москвы в творчестве Цветаевой

Москва олицетворяла для Цветаевой патриархальную Россию, освященную божественным провидением. С этим городом связаны радостные и трагические периоды ее жизни: сказочное детство, замужество, разлука с мужем, рождение дочерей, голод во время гражданской войны, смерть младшей дочки. В цикле «Стихи о Москве», состоящим из 9 стихотворений, провозглашается первенство любимого города, в котором «сорок сороков церквей» смеются над гордыней Петра I, построившего новую европейскую столицу. Цветаева создала поэтический образ старинной Москвы, «странноприимного дома», с его привольным колокольным семихолмием, святынями, храмами.

Часто сравнивают творчество московского поэта Цветаевой и петербургского поэта Ахматовой. Лирика Ахматовой и Цветаевой тесно связаны с их любимыми городами. Если Петербург своим «строим и стройным видом» влиял на поэзию «златоустой Анны всея Руси», по выражению Цветаевой, то стихийность и святость Москвы определили ее собственное мировоззрение.

Тема России в творчестве Цветаевой определена, по ее выражению, не «условностями территории», а «принадлежностью к памяти и крови». В стихотворении «Лучина» (1931 г.), отзываясь о скучном чужом Париже, с тоской пишет: «Россия, моя Россия, зачем так ярко горишь?» Тяжелыми раздумьями о том, что прошлой России нет, а есть новая страна СССР, проникнуто стихотворение «Страна» (1931 г.) В стихотворении«Тоска по Родине»(1934 г.) содержание противоречит названию, звучит горечь утраты связи с родной землей, только последнее оборванное предложение и образ рябины передают ностальгические настроения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector