Колымский тракт

Географическое положение

Колыма образуется в месте слияния ее правого и левого притоков — рек Кулу и Аян-Юрях. Исток Аян-Юрях лежит в Халканском хребте, пересекает Верхнеколымское нагорье и течет до места встречи с Кулу. Исток Кулу расположен в восточной части хребта Сунтар-Хаята в Хабаровском крае. После Верхнеколымского нагорья река течет через низменность.

Характер течения в верховьях реки — горный, на Колымской низменности — равнинный. Колыма впадает в Колымский залив Восточно-Сибирского моря, которое относится к бассейну Северного Ледовитого океана.

Географические характеристики:

  • длина: 2129 км от места слияния двух притоков;
  • длина реки от самого дальнего истока Кулу: 2513 км;
  • площадь речного бассейна: 643 тыс. кв. км;
  • водосток: 3254 куб. м/сек;
  • координаты: 62°17′31″ северной широты и 147°43′57″ восточной долготы;
  • высота над уровнем моря: 0 м;
  • средняя глубина: 6 м;
  • средняя скорость: 10 км/ч.

В бассейне Колымы 275 крупных притоков с длиной свыше 10 км.

Что рассказывают о «Дороге на костях»

Было бы странно, если бы место с такой сложной и суровой историей не обросло бы легендами и байками. Именно так произошло и с Колымским трактом. Однако, как ни странно, ни местные жители, ни дальнобойщики, работающие на этой дороге, не рассказывают ничего, связанного с жертвами ГУЛАГа, похороненными вдоль обочин. Из историй такого рода гуляют лишь байки о развлечении, придуманном, якобы, местными – копаться в земле в поисках костей. Это здесь такое гадание. Наткнешься на череп – значит, ждет повышение по службе, бедренная кость сулит богатство, а ребро – семейное счастье.

Гораздо больше легенд и страшилок связаны с местной якутской мифологией. Так, через 140 километров после поселка Хандыга дорога идет через священный лес. Здесь деревья увешаны лоскутами ярких тканей, брелоками и разными амулетами. Все якуты, и даже многие люди иных национальностей непременно останавливаются здесь, чтобы принести священным деревьям что-то в жертву. Иначе не видать удачи в дороге! Многие водители, начиная путь в Магадане или в Якутске кладут на обочину незакуренную сигарету. На удачу.

Озера Лабынкыр, Красное и Ворота, вдоль которых идет трасса, считаются обиталищем каких-то таинственных чудовищ. Сторонники криптозоологии утверждают, что эти существа не порождение якутской мифологии, а действительно какие-то неизвестные науке твари.

Природа и животный мир

В верхней и нижней части реки животный мир различается.

Дельта представляет собой заболоченные территории. В бассейне расположено много озер, где гнездятся водные птицы: гуси, кроншнепы, бекасы, гагары. Из краснокнижных — малый лебедь, белоклювая гагара, белый гусь, канадский журавль. Вместе с птицами в дельте встречаются такие промысловые звери, как зайцы, лисы и песцы. Здесь также растут лиственные леса. Деревья: кедр и ольха сибирская.

Горная тундра в верховьях реки покрыта низкорослыми деревьями и кустарниками. На почве растут лишайники, приспособленные к экстремальным холодам. Летом в горы поднимаются снежные бараны и северные олени, чтобы пастись на лишайниках и низкорослых растениях. За ними следуют хищники: волки, медведи, росомахи.

Малый лебедь / Фото: Wikipedia.org

Животных суровой сибирской тундры легко угадать по описанию

Все звери — обладатели густого меха, поэтому издавна привлекают внимание охотников. В XXI веке распространена спортивная охота

На Колыме международные охотничьи организации предлагают охоту на колымского снежного барана — зверя загадочного и непризнанного учеными.

Дело в том, что на территории Чукотского автономного округа водится якутский подвид снежного барана. Взрослый самец весит 90–140 кг, самка — 25–60 кг. Живут бараны стадно. Стадо пасется на ограниченной территории и не заходит на другие. Чтобы повысить интерес к сафари в Сибири, зарубежные агентства предлагают охоту на колымского барана, индигирского, чукотского и другие «редкие» подвиды. Снежный баран включен в Книгу рекордов SCI, посвященную выдающимся охотничим трофеям

Самое вредное существо — комар. Загадка «не зверь, не птица, а нос, как спица» придумана об этом назойливом кровососе. Местная легенда гласит, что комары — это плохие мысли. Однажды шаман решил изгнать дурные мысли из голов соплеменников и провел обряд. Мысли покинули головы и материализовались в комаров. Они жалили и жалили, спрятаться было невозможно.

Люди воззвали к богам об избавлении от напасти, но получили ответ, что злые мысли не развеиваются — их не стоило думать. С тех пор люди получают передышку от комаров только зимой, когда необходимость выжить мешает появлению дурного в человеке.

Олёкминск — «Дорога жизни»

Посёлок Олёкминск крупнее иных городов: здесь, на берегу Лены, проживает почти 10 000 человек. Рядом множество мелких деревень и сёл, но их объединяет общая проблема — отсутствие дороги до столицы. Сама дорога (или, скорее, направление) существует, однако безопасная навигация по этим местам возможна лишь несколько месяцев в году. Этой зимой несколько десятков машин угодили в ловушку из-за сильной метели. Застряв примерно на полпути между посёлком и столицей, лишь чудом никто не погиб. Баки автомобилей быстро пустели, а без отопления в такую погоду не выжить. На помощь отправили специальную технику, но пробраться через сугробы удалось лишь к утру следующего дня.

Наше путешествие завершается, и Якутия прощается с тобой, не закрывая двери на замок. Это был довольно грубый или широкий исторический, социальный и культурный срез огромной республики. На таких просторах каждый cможет найти нечто позитивное, почти чудесное или, наоборот, негативное, граничащее с ужасным.

Сегодняшнее состояние

Колымский тракт был полностью введен в эксплуатацию в 50-х годах прошлого века. С тех пор дорога не раз менялась, проходила через новые населенные пункты, появлялись новые переправы и развилки. Сегодняшняя трасса «Колыма» не повторяет в точности маршрут староколымской дороги. Однако, тот факт, что многие участки «на костях» остались в стороне, и что вдоль дороги теперь не расположены лагеря (раньше они стояли через каждые 25 километров), мало что меняет в мрачной славе этой трассы. Она по-прежнему остается самой опасной в стране.

И дело здесь не в том, что трасса «Колыма» является единственной неасфальтированной трассой федерального значения в России. Асфальта на ней действительно немного, он положен лишь там, где дорога пересекает нечастые населенные пункты, однако, грунтовка и щебень по словам автомобилистов, вполне терпимы.

Самой опасной эта дорога считается из-за природных условий. Она проходит через горный хребет и тайгу, местность тут невероятно красивая, но, при этом, очень безлюдная. Три-четыре автомобиля за день – это может считаться весьма оживленным движением. Иной раз водитель за сутки может не повстречать ни единой живой души. Населенные пункты располагаются тут более чем в ста километрах один от другого. В такой ситуации водителю, попавшему в беду, рассчитывать на помощь не приходится. Особенно страшно это зимой. Вдоль дороги можно увидеть сгоревшие автомобили – так пытались спастись от холода путешественники, которые из-за аварии не могли двигаться дальше.

Многие участки являются очень опасными из-за сложностей рельефа. Дорожные знаки предупреждают автомобилистов о таких опасных участках. Это и «Заячья петля», и Ольчанский перевал, и «Ласточкино гнездо» и «Чертовы ворота», и т.д. Еще лет десять назад над речкой Восточная Хандыга трасса проходила по узкому карнизу, на котором невозможно было разминуться двум встречным автомобилям.

Водный режим

Тип питания — снежный. Основной объем воды приходит с весенним таянием снегов и летними осадками. Половодье и максимальный водосброс приходится на июнь. Среднегодовой сток составляет 136 куб. км, что делает Колыму одной из 6 крупнейших рек Сибири. По длине она замыкает первую десятку.

Зимой река промерзает на несколько метров в глубину. Оттаивает в начале июня и снова замерзает в октябре. Оттаивая, водный поток несет в океан огромное количество органики. Поэтому на спутниковых снимках Колымский залив окрашен в коричнево-черный цвет. Особенно колоритными получаются снимки в июне, когда коричневая речная вода растекается по белому ледовому покрову еще не оттаявшего моря.

Колыма / Фото: Wikimedia.org

Примечания [ править ]

  1. ↑ Westcott, Gary & Monica (2012). . Русская жизнь . Архивировано из 21 ноября 2018 года . Проверено 5 февраля 2012 года .
  2. Хохшильд, Адам (2003) . «17: За Полярной звездой». Беспокойный призрак: русские помнят Сталина. Бостон: Houghton Mifflin Harcourt. п. 237. ISBN  . Проверено 14 июня 2017 года. «Тайные полицейские власти на Колыме сегодня говорят, что есть записи — иногда полный файл, иногда просто имя в списке — двух миллионов мужчин и женщин, которые были отправлены на территорию между 1930 и серединой 1950-х годов. Но никто не знает, даже приблизительно, сколько из этих заключенных погибло. Даже историки, годами изучавшие Колыму, приходят к совершенно другим цифрам. Я спросил четырех таких исследователей, которые между собой написали или отредактировали более полудюжины книг о ГУЛАГ, каково было общее число погибших на Колыме. Один оценил его в 250 000, другой — в 300 000, третий — в 800 000, а третий — «более чем 1 000 000» ».
  3. Томпсон Г., (2002) Колыма — Дорога смерти

  4. Миддлтон, Ник,
    До крайностей
  5. стр. 57, Экстремальная погода: Путеводитель и книга рекордов , Кристофер С. Берт и Марк Страуд, Нью-Йорк: WW Norton & Company, 2007, ISBN 0-393-33015-X . 
  6. Стюарт, Уилл (11 декабря 2020 г.). . news.com.au . Проверено 30 декабря 2020 .

Альтернативная Колыма

Климатологи и геологи внимательно изучают изображение Арктики на картах древних картографов, чтобы понять, как менялась планета и каких изменений ожидать в будущем. Первое картографические изображение Сибири и Северного полюса присутствует в атласе фламандского картографа Герарда Меркатора 1571 года.

Его трудно назвать точным, если смотреть на гигантскую гору-магнит, что стоит на полюсе. Но карты Меркатора служат отправной точкой для появления в интернете не менее «древних» карт, таких как карта Даниэля Келлера.

Альтернативные исследователи считают, что изображенная на карте Келлера справа от предположительно Лены река Тартар — это Колыма. Озеро Корус, через которое протекает Тартар, — Колымский залив. Район с многочисленными городами к востоку от Лены и гробницы царей Тартарии в районе Колымской низменности — предмет обсуждения на форумах альтернативных исследователей.

Верить или нет историям о Сибири-Тартарии — личное дело каждого. Но загадочная и малоизученная Колыма вместе с Колымским бассейном в любом случае будут оставаться в центре внимания исследователей разных направлений науки.

Вечная мерзлота

Почва, камни и песок, не размерзающиеся больше 2 лет, уже считаются вечной мерзлотой. Колымской мерзлоте около 11 700 лет. По внешнему виду она напоминает стекло темного цвета. Мерзлота тверже бетона. Верхний слой — остатки растений и другая органика. Нижний — горные породы и минералы.

В районе Дуванного Яра из-за глобального потепления обрушилась часть берега, обнажив 50-метровый слой вечной мерзлоты. Когда мерзлота тает, то размораживается все, что хранилось в почве.

В 2018 году российские ученые из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения разморозили нематод — круглых червей-паразитов. Нематоды ожили в пробах грунта, взятых в районах рек Колымы и Алазеи. Об этом писали, но информация не вызвала интереса. А через 2 года на фоне пандемии нематоды стали героями интернет-мемов.

В 1977 году в верховьях бассейна Колымы бульдозеристы расчищали дорогу и готовили территорию под добычу золота. Ковш экскаватора извлек смерзшуюся глыбу, из которой торчала мохнатая голова. Ученые Магадана подтвердили обнаружение мамонтенка.

Мумию перевезли в Ленинград и определили возраст. Мамонтенку было 6–7 месяцев, а погиб он 40 тыс. лет назад, попав в яму с водой — мочажину. Сейчас мамонтенок Дима входит в экспозицию Зоологического музея РАН.

Сардана Авксентьева — народный мэр Якутска

Вероятно, Сардана Авксентьева является самым популярным и широко известным человеком в республике. Почти три года она занимала пост мэра Якутска и за этот срок успела удивить как своих избирателей, так и политически активных людей по всей стране.

Прежде всего стоит отметить, что Сардана одержала победу на выборах в качестве оппозиционного кандидата, поэтому и получила звание «народного мэра». Подобное случается нечасто. Что же до Якутска, то это вообще первый случай за всю историю города, когда во главе оказалась женщина.

Почти сразу после вступления в должность новый мэр приступила к демонтажу чиновничьих традиций. Новогодние и прочие корпоративы для слуг народа, но за счёт городского бюджета отменили. Более того, каждому заместителю и помощнику мэра вручили предновогоднее письмо, где указывались названия и адреса детских домов, интернатов, домов престарелых. Высшие чины получили указание организовать «корпоративы» там и своими силами. Вскоре со стоянки мэрии пропали служебные внедорожники — вырученные деньги пошли в бюджет города. С подрядчиками, которые по привычке укладывали асфальт прямо в снег, разрывались контракты.

Приглашению дорогостоящего модельера на фестиваль «Зимы в Якутии» новый мэр предпочла закупку очистителей воздуха для школ. За три года было совершено множество подобных поступков. В интернете стали разлетаться мемы с изображением Сарданы Авксентьевой и заголовком «Мэр здорового человека». Конечно, всё это можно списать на популизм. Но даже если так, разве не хотел бы ты такого же мэра-популиста? Хотя бы на пару лет.

Трудовая империя «Дальстроя»

Первая Колымская экспедиция по поиску месторождения состоялась в 1928 году. Руководил ею Юрий Билибин. Он считал, что от Амура до Калифорнии тянется «золотой пояс», и планировал найти его. Билибин ввел в обиход термин «металлогенические пояса». Это линейные структуры, которые образовались в результате геологических процессов в земной коре. Они обладают одинаковыми свойствами и тянутся на тысячи километров.

С 1928 года Билибин возглавлял горнопромышленный трест «Союззолото». В задачу треста входила регистрация старателей, прием добытого металла и контроль над золотоносными участками. Но частных старателей, желающих добывать золото, на Колыме было мало. Поэтому возникла идея использования труда заключенных для разработки месторождений.

Официально трудовыми лагерями Дальнего Востока руководил «Дальстрой» — Государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Колымы. Его создали в 1931 году. «Дальстрой» разрабатывал месторождения золота, олова, вольфрама.

Первая группа заключенных прибыла в 1932-м. Предстояло создать жилые помещения и инфраструктуру. Но опыта зимовки в Сибири у людей не было, поэтому смертность среди первых заключенных достигала 100 %.

Пик золотодобычи пришелся на 1940-е. В год добывалось 80 тонн золота. На приисках трудились 190 тысяч осужденных, среди которых были и политические заключенные, и уголовники. В 1957 году после смерти Иосифа Сталина «Дальстрой» расформировали, исправительно-трудовые лагеря закрыли.

Колымские захоронения / Фото: Flickr.com

Сегодня Россия занимает 3-е место в мире по добыче золота. В год добывают 250 тонн металла. По добыче россыпного золота РФ находится на первом месте в мире.

История Колымского тракта

Протяженность трассы «Колыма» составляет 2 032 километра. Большая ее часть  пролегает по территории республики Саха (Якутия).

Впервые вопрос о строительстве дороги в этих труднодоступных местах встал в 20-х годах прошлого века, когда СССР приступил к развитию горнодобывающей промышленности в Восточной Сибири.

В 1931 году был создан «Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы», сокращенно – «Дальстрой». Главной задачей этого учреждения стало создание автодороги между Магаданом и городком Усть-Нера. Дорога имела ответвление до Якутска. Первые 30 километров новой трассы были сданы в эксплуатацию уже через год.

Дорога строилась силами заключенных «Севвостлага» и вольнонаемных специалистов – дорожников и инженеров.

Работы шли в невероятно сложных условиях. Приходилось валить лес, прорываться сквозь горные хребты и болота, кишащие гнусом. Часть трассы проходит через Оймяконское нагорье, которое известно, как «полюс холода». Зимой температура опускается здесь иногда ниже шестидесяти градусов. Зато летом случается жара под сорок.

Кроме того, нужно помнить, что большую часть работ приходилось делать вручную, имея в качестве инструмента лишь топоры, пилы, лопаты и кирки. Условия жизни рабочих при этом были совершенно невыносимыми – кое-как сколоченные бараки, очень плохое питание, антисанитария, холод зимой, жара и гнус летом.

По подсчетам историков, на строительстве Колымского тракта было занято около восьмисот тысяч рабочих, по большей части это были заключенные.

«Звёздные войны» на якутском — «Сахавуд»

Несмотря на небольшую численность населения, Республика Саха является лидером России по количеству снятых фильмов. Более того, значительная их часть выходит в прокат на родном якутском и уже после переводится на русский, а иногда и на другие языки.

Всё началось в середине нулевых с картины «Любовь моя» — про двух братьев, мечтающих ограбить банк, чтобы свалить куда-нибудь подальше. Долгое время индустрия держалась исключительно на энтузиазме киношников. Кино создавали буквально на коленке: использовали любительские камеры, самостоятельно сооружали приспособления для съёмок. Местные кинотеатры прокатывали фильмы на свой страх и риск, однако важнейшую роль сыграл именно язык. Видя постер на якутском, зрители шли в кино как на своеобразный аттракцион.

Переломным стал 2017 год, когда на южнокорейском фестивале в Пусане показали аж двенадцать республиканских лент, что стало исключением в регламенте. Такое количество претендентов на награды обычно представляют целые страны, но никак не отдельные области или республики. В том же году стартовал проект перевода оригинальной трилогии Star Wars на якутский язык. Таким образом энтузиазм и желание творить наконец привлекли и серьёзные деньги. Пример тому — картина «Тыгын Дархан», рассказывающая о национальном герое, объединившем многие якутские племена. За последние пятнадцать лет «Сахавуд» снял 115 фильмов — это в несколько раз больше, чем «Мосфильм». Некоторые особенно громкие премьеры посещает до трети всего населения республики.

Долина смерти

Переходим к не менее мрачной и ещё более таинственной достопримечательности Якутии. В долине реки Вилюй находится аномальная зона, притягивающая криптозоологов и уфологов со всей страны, а также из ближнего зарубежья. Согласно легенде, в промёрзшей тайге находятся металлические «котлы» красного цвета. Что имеется в виду — до конца неясно, но судя по описаниям, это техногенные объекты округлой формы, целиком или частично вкопанные в землю. Сооружения достаточно большие и имеют несколько комнат внутри, но всякий охотник, укрывшийся там от непогоды либо оставшийся на ночёвку, заболевает неизвестной болезнью и вскоре умирает. Потому местность назвали Елюю Чёркёчюёк, или Долина смерти.

Первое упоминание о медном котле, погружённом в землю, датируется 1854 годом. В ходе экспедиции Русского географического общества этнограф Ричард Маак изучал рельеф местности и знакомился с живущими в долине народностями. В его отчёте рассказ о «котлах» представляется в виде местной сказки. В 2006-м чешский путешественник Иван Мацкерле сообщил об обнаружении загадочных «котлов», однако никаких фотографий не сделал. Это объяснялось по-разному — от банального «села батарея» до вмешательства неведомых сил извне, которые вырубали все электрические приборы. Тем не менее Мацкерле поделился координатами с другими энтузиастами. В последующие годы было предпринято несколько экспедиций, в том числе съёмочными группами «Дневника путешественника» и «Искателей Якутии». Никаких «котлов» в указанном месте не оказалось, но легенда жива, и поиски продолжаются.

Строительство силами заключенных

В 1920 году в результате развития горнодобывающей промышленности в этих местах начали строить трассы. Создали специальный трест, задачей которого была постройка автодороги. В 1932 году вольнонаемными вместе с заключенными было введено в эксплуатацию тридцать километров пути.

По колымскому тракту прошло примерно восемьсот тысяч советских заключенных. Узники пробивали этот путь сквозь неприступные горные хребты. Многие остались там на века. Местные жители вспоминают, что обледенелые людские трупы лежали вдоль трассы.

В связи с сильными морозами, голодом, непосильным физическим трудом, болезнями, жестокостью и произволом охранников, истощенные и измученные заключенные падали и умирали в большом количестве. Чтобы их похоронить, не было сил, так как копать могилы в вечной мерзлоте безумно тяжело, поэтому их складывали вместо уплотнителя грунтового покрытия пути. В теплое время года их пытались похоронить на обочинах.

«Дорога на костях» – это горькая правда. Те, кто выжил в таких нечеловеческих условиях, рассказывали, что через каждые пятьдесят метров покоятся заключенные.

Золотая Колыма

Люди ценили золото во все времена. Стремление получить больше драгметалла отражено в греческой легенде о царе Мидасе. Есть похожая и на севере России.

Бог решил помочь людям, превратив все вокруг в золото: тайгу, реку, оленей. Питаться золотом люди не смогли. Животные бежали из золотого леса, начался голод. Тогда к божеству обратились с просьбой вернуть все как было. Бог согласился, и золото осыпалось песком на землю. Напоминание о происшествии осталось в окраске деревьев осенней тайги.

Легенда о золоте была известна казакам, но ее всерьез не воспринимали, пока на Аляске не обнаружили драгоценный металл. Появились предположения, что залежи золота есть и на Колыме.

Первым теоретическую оценку запасам Колымы дал Эдуард Анерт, горный инженер, изучавший полезные ископаемые Дальнего Востока России. Он оценил объем в 3800 тонн. Исследование Анерта подтвердилось, но для добычи золота в условиях вечной мерзлоты требовались рабочие руки. Так началась история Главного управления лагерей — ГУЛАГа.

Улахан-Сис

На другом краю республики, за Северным полярным кругом, находится горный хребет Улахан-Сис, известный как «Каменный город». Однако его строителями были не люди, а величайшие мастера своего дела — вода, ветер и время. Из-за таёжного рельефа, лишённого высоких деревьев, эта композиция выделятся на общем фоне и действительно походит на рукотворный город с чуть накренившимися высотками. В действительности это останки некогда величественных скал. Сейчас их высота не превышает 800 метров, но так было не всегда. Горный хребет образовался 400 миллионов лет назад — за это время вершины сточились уже перечисленными «мастерами». Только представь: эти скалы видели, как образовалась и распалась Пангея, как появились и вымерли динозавры, как наступали и отходили ледники.

Ледник Булуус

Вообще-то, в названии имеется тавтология. Дело в том, что с якутского языка слово «булуус» переводится как ледник. Таким образом, мы имеем ледник Ледник, но такое название прижилось. Чудо природы находится примерно в ста километрах от столицы и служит напоминанием о суровом прошлом региона и всей планеты. Булуус не тает даже летом, несмотря на почти тропическую жару в это время года. Палящее солнце лишь добавляет свои штрихи в картину, создавая изгибистые лабиринты на теле ледника. В местах, где толщина льда достигает трёх и более метров, могут образовываться целые тоннели или пещеры. Сам ледник и прилегающая территория объявлены природным заказником, то есть вход туда платный. И это даже хорошо, ведь в противном случае туристам пришлось бы наблюдать не Булуус, а чудеса шашлычной кулинарии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: