«Быкование» как норма
Анализируя эпоху СССР, автор монографии «История коммунального быта» Илья Утехин исходит из того, что советский этикет, приличия и правила предписывали уступать место в транспорте, а коллектив наделялся правами контролера.
«Люди до сих пор дают советы незнакомым и порицают их. Пожилая женщина видит, что другая пожилая женщина продает ландыши у метро и говорит с упреком: „Они же в Красной книге“. И получает ответ: милочка, они садовые. С другой стороны, постсоветское общество с контрастом достатка, показным потреблением и резкой приватизацией жизни оказалось толерантно к „быкованию“, специфическому проявлению маскулинности и хамству. Поскольку управы на хама нет», — заявил в беседе с «Ридусом» Утехин.
Логика «я купил билет и сижу сколько хочу, а места для инвалидов в другом месте» из этого разряда, подытожил эксперт.
Во всем виноваты чиновники?
Этот случай — свидетельство высокого уровня насилия в стране, считает социальный антрополог, кандидат философских наук Елена Петровская.
«Наше общество нездорово. Человек убил другого человека из-за того, что тот не смог соблюсти какие-то нормы вежливости. Начнем с того, что в нашей культуре вопрос вежливости вообще не стоит. Мы больше удивляемся, когда кто-то придерживает нам дверь, чем принимаем это за норму. Все это также связано с той лживой пропагандой, которая идет с экранов», — сказала она в комментарии «Ридусу».
Представление о том, что в СССР «все друг другу уступали», не совсем соответствует действительности, считает социальный антрополог Дмитрий Бондаренко.
«Некоторые представления о поведении советских людей преувеличены. Существует мнение, что все до единого мужчины уступали место женщинам, — это не так», — говорит эксперт.
Как бы там ни было, бесспорно и то, что в советское время людей связывали другие экономические отношения.
«После того, как рухнули идеалы коллективизма, каждый думает сам за себя. Почему я должен уступать место незнакомому человеку?» — продолжает Бондаренко.
По его мнению, проблема «уступать или не уступать» возникла из-за искаженного представления о равенстве полов, которое строится на идеологии: если хочешь равенства с мужчиной, будь готова соблюдать это равенство во всем.
«Не надо путать хамство с борьбой за равноправие», — вторит ему Петровская.