История происхождения балалайки

Как выглядит балалайка. История

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует.
Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку-гриф, по крайней мере, в четыре раза более длинную».

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителюи мастерам В. В. Иванову, Ф. С. Пасербскому,и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600—700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки. Таким образом, можно говорить о существовании двух инструментов: народной и андреевской балалаек.

Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 1 апреля (20 марта) 1888 года в зданиисостоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 23 (13) июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве

в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — подписанный«Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы»кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

В документе 1719 года «Происшествие в Александро-Свирском монастыре», обличающем служащихпод Петербургом, в числе обвинений, помимо пьянства и курения приводится игра на,,, балалайках и домрах. Впоследствии, музыкальные инструменты вместе с шахматами были изъяты и были разбиты о камень перед всей братией

говорил о Петре I, что «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»

В конце XVIII века слово начало проникать и в высокую литературу, например, оно встречается в поэме«Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку ».

Вслово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку». Такая форма «балабайка» присутствует также ви белорусском языке.

В первой половине XIX века балалайки продолжали делать в основном всего с двумя струнами. Николай Гоголь в «Мёртвых душах» описывает характерную для своего времени двуструнную балалайку с округлым (овальным или грушевидным) корпусом, изготавливаемым из:

Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двуструнные лёгкие балалайки…

Энциклопедический лексикон Плюшара указывает, что к 1830-м гг. появились также и четырёхструнные инструменты, но даже и в 1860-х гг. Владимир Даль равноправно пишет «о двух или трёх кишечных струнах».

П. Е. Заболотский «Мальчик с балалайкой» (1835).

Использование

Балалайка вошла в фольклор на рубеже XVIII века, когда стала распространённым инструментом в России. С 70-х годов XVIII века она попадает на страницы произведений русских поэтов: В. И. Майкова, А. О. Аблесимова, Г. Р. Державина. А с конца XIX века балалайка стала восприниматься не только как музыкальный инструмент, но и как символ русской нации, России.

Балалайкой хорошо владели в основном скоморохи и пастухи, так как они не имели своего хозяйства и не были обременены заботами по дому и потому могли совершенствоваться в игре. Впрочем, крестьянам было не до музыки. В народе игра на инструменте воспринималась как пустое времяпрепровождение, а часто и напрямую осуждалось: «Балалайка не играет, а разоряет», «Балалаечка-гудок разорила весь домок», «Орать — не в балалайку играть», где под «орать» подразумевается пахать землю плугом (оралом).

Но в минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: «Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит» (Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии). О талантливом балалаечнике обычно говорили: «Наш Семён с балалаечкой рождён».

Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки:

В лесу выросло, из лесу вынесли, На руках плачет, а на полу скачут.В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп, На колени возьмёшь — заплачет.

Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре:

Цынцы-брынцы, балалайка, Цынцы-брынцы, заиграй-ка, Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу.

Слова «цынцы-брынцы» имитируют звучание балалайки. Слово «брынцы» можно связать со глаголами «бряцать», «ударять», «бренчать» по струнам.

Но чаще всего балалайка упоминается в частушках, она способствовала кристаллизации частушечной мелодии закреплению песенной традиции как основа, от которой шли варианты. Исполнение частушки под аккомпанемент «трёхструнного бубенца», так любовно называл поэт И. Кобзев балалайку, всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования.

Трень-брень — балалайка. Души моей хозяйка. Поиграй повеселее В балалайку, дорогой!.

В песне немецкой группы Scorpions «Wind Of Change» есть такие строки:

Let your balalaika sing

What my guitar wants to say

(Пусть твоя балалайка пропоёт то,

Что хочет сказать моя гитара…)

Старинный муз инструмент. Русские народные инструменты: символичность, классификация, история в именах. Язычковые духовые инструменты

Русские народные музыкальные инструменты:балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей». Загадки, стихи, речевые упражнения.

На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах.

Поэтому я предлагаю всем нам сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси», а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах.

Не спешите рассказать сразу обо всем! Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

Русские народные музыкальные инструменты: загадки, стихи, картинки и задания для детей.

Отгадайте загадку:

У неё есть три струны, Их рукой щипать должны, Можно под неё плясать

И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент. Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка. Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

Есть еще одна загадка о домре:

Ой, звенит она, звенит! Всех игрою веселит А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины. Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка»

Советы по выбору, уходу и игре на балалайке

Купить качественную балалайку сегодня не так сложно: лучшие экземпляры, изготавливаемые в Туле, Нижнем Новгороде и Владимире, всегда найдутся на прилавках музыкальных магазинов. Обратитесь к консультанту, и он обязательно просветит вас в сфере ассортимента магазина.

Если вы покупаете инструмент для себя, рекомендуем обратить внимание именно на приму, так как другие разновидности балалайки менее полезны и интересны для любителей.

Запомните также, что русские народные хордофоны, относящиеся к подвиду щипковых, требуют постоянного ухода. Несмотря на то, что древесина, применяемая в изготовлении, сейчас, как правило, качественная, всё равно нельзя хранить гитарку в сырых или чересчур холодных местах.

Также её нужно беречь от пыли и механических повреждений, а качество звучания тестировать регулярно

Уделите особое внимание таким деталям как колки, струны, кнопки и галстучек, которые можно заменить при выведении из строя

Для обучения игры на инструменте балалайка необходимо сначала освоить характерную для неё нотную грамоту. В такой ситуации рационально будет обратиться к специалисту и взять парочку уроков – для понимания основ больше и не нужно.

Каким требованиям должен удовлетворять инструмент

При покупке хордофона важно понимать, каким он должен быть, ведь опираться только на рекомендации продавца не всегда надёжно. Качественный инструмент можно заметить издалека: он изготовлен из хорошего твёрдого дерева, имеет кодировку и информацию о производителе

Иногда от таких балалаек даже чувствуется запах свежей древесины.

Цена маленьких гитарок сегодня недешёвая, поэтому важно, чтобы на корпусе не присутствовало никаких щепок и зацепок. Поверхность должна быть гладкой и ровной

Само «туловище» также складное и правильное, треугольник сохраняет пропорциональность.

Также обратите внимание на гиф: он должен быть ровным комфортным для обхвата и иметь среднюю толщину. Колки механические, установленные на нужной высоте

Между струнами остаётся приличное расстояние, чтобы они не «бились» друг о друга и не портили металлическое покрытие. Кнопки для струн изготовлены из твёрдой древесины и прочно держатся в корпусе инструмента.

Если вы заметили ржавчину на струнах и креплениях, или испорченность материала, или кривизну форм, отказывайтесь от такой покупки. Она не принесёт никакой пользы и, уж тем более, наслаждения.

Как сохранить инструмент

Мы уже поговорили с вами о важнейших моментах хранения и ухода за балалайкой. Но есть ли конкретные мероприятия, благодаря которым она прослужит верой и правдой долгие годы? Конечно, да.

Во-первых, никогда не берите инструмент грязными или жирными руками. Не пачкайте корпус краской и не проливайте на него никакие, особенно легко воспламеняющиеся, жидкости.

Во-вторых, чтобы избавиться от пыли, лучше всего протереть балалайку мокрой тряпкой, а не очищать её под струёй воды. Жидкость может скопиться в отверстиях инструмента и вызвать неприятные последствия.

В-третьих, не пытайтесь самостоятельно «приукрасить» гитарку. Ни в коем случае нельзя портить лак, покрывать корпус краской или новым слоем лака.

И в-четвёртых, если вы действительно дорожите приобретённым инструментом, не забудьте купить защитный чехол. Он стоит не слишком дорого, зато сможет предохранить товар от пыли, грязи и сырости.

Как нужно сидеть и держать балалайку во время игры

И, наконец, перейдём к определяющему моменту игры на балалайке – к положению тела во время выступления. Примечательно, что даже профессиональные музыканты совершают ошибки, не влияющие на качество исполнения, но усложняющие человеку задачу. Как же такие просчёты не допустить?

Садясь играть на балалайке, никогда не «разваливайтесь» на стуле. Оптимальным вариантом будет занять край сидения, выпрямить спину и расставить ноги не слишком далеко друг от друга. Колени должны быть согнуты под прямым углом.

Руки держите свободно, не прижимайте их к туловищу или к инструменту. Коленями зажмите нижнюю часть балалайки так, чтобы она устойчиво держалась и не «колебалась» во время исполнения мелодии. Гиф хордофона также не прижимайте к туловищу: держите его в 7-10 сантиметрах от груди и перебирайте струны рабочей рукой.

Основные сведения

Балалайка — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Длина балалайек очень различная: от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Академический строй балалайки — две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля». Существует также «народный» строй — первая струна «ля», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затрудненность игры по открытым струнам.

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

Балалайка известна с начала XVIII века; в 1880-х годах усовершенствована В. В. Андреевым совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек — прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём

Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Впервые слово засвидетельствовано в украинском языке начала XVIII века (в документах 1717-1732 годов) в форме «балабайка» (очевидно, это его старшая форма, сохранившаяся также в курском и карачевском диалектах). На русском языке впервые в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

Особенности, которыми обладает балалайка-контрабас

Из всего «семейства» балалаек — контрабасная не только самый большой, но и наиболее мощный по своему звучанию музыкальный инструмент. Также большая балалайка обладает наиболее низким тоном. Фактически в оркестре она выполняет роль баса (не стоит путать с балалайкой-басом).

Как правило, музыкальный инструмент большая балалайка в длину достигает 1,6-1,7 м. На грифе ее находится шестнадцать, чаще семнадцать ладов. Во всем остальном контрабасная балалайка ничем особым не отличается по внешнему виду от прочих инструментов своей группы.

Считается, что большая балалайка создана по аналогии с домрой-контрабасом, именно поэтому у этих инструментов даже музыкальный строй почти одинаковый.

История балалайки для детей. Организованная образовательная деятельность «История возникновения музыкального инструмента балалайка»

Элеонора Гасанова Организованная образовательная деятельность «История возникновения музыкального инструмента балалайка»

Образовательные задачи :

1. Познакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка : с особенностями, строением, звучанием.

2. Закрепить навык монологической, фразовой речи, развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к народной культуре – устному народному творчеству, народной музыке .

Оборудование: народные инструменты , балалайка , магнитофон с записью русского народного танца «Камаринская»

Предварительная работа: знакомство с русскими народными инструментами , рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о русских народных инструментов .

Ребята отгадайте загадку:

Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосок — тонкий,

Голосок звонкий.

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент —

Самый русский инструмент .

(Ответы детей) Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка .

Посмотрите – вот она. (показ инструмента )

— Хотите узнать, чем интересна балалайка ? Тогда слушайте.

Давным — давно жили бедные крестьяне и, -чтобы скрасить свою трудную жизнь, приду-мали они интересный музыкальный инструмент , звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово « балакать » , то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как ? ( балалайкой ) .

Музыкантов , которые играют на балалайках , называют балалаечниками . А есть ли среди вас балалаечники ? (ответ детей)

Балалайка — струнный инструмент , потому -что звук возникает благодаря игре на стр-унах. Посмотрите, из каких частей состоит она — гриф, резонатор, три струны. Корпус у балалайки треугольный . Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.

(показ картинки « балалайки части » )

В современном виде балалайка стала муз-ыкальным символом нашей России. А что такое «символ» ? Символ — это условный знак понятия или явления. Например в Шотландии муз. Символ — волынка, в Украине — бандура.

В старину трудно было найти дом, где бы -не звучала балалайка : и в крестьянских и-збах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место.

— Балалайка так полюбилась людям, что мн-огие великие композиторы стали сочинять -свои произведения, в которых звучит бала-лайка . Давайте послушаем, как звучит бал-алайка

(слушание на магнитофоне русского народного танца «Камаринская» популяризованный в одноименной увертюре М. И. Глинки)

— Понравилась вам музыка (ответы детей) -Какая она? (ответы детей) Правильно: Ве-селая, озорная.

— Что хочется делать под эту музыку ? (от-веты детей)

— Верно, это плясовая.

Было у балалайки и трудное время ее чуть не вытеснили — семиструнная гитара и гармонь. Но однажды услышал звучание балалайки замечательный музыкант Андреев Василий Васильевич, научился играть на ней и понял, что нужно балалайку немного усовершенствовать.

По чертежам Андреева, изготавливают балалайку нового образца , которая отличалась и по виду, а главное по звучанию.

Василий Васильевич начинает упорно трудиться на новом инструменте . Он сочиняет марши, вальсы, полонезы, мазурки. Он создает ансамбль, начинает с ним гастролировать. Так балалайка приобрела всемирную известность.

— Знаете ли вы, что в Тверской области в городе Бежецке в родном городе Андреева поставлен первый памятник русской бала-лайке . А летом 2014г был установлен памя-тник и в городе Севастополе.

Балалайка интересные факты. Интересные факты о балалайке

Балалайку часто называют исконно русским музыкальным инструментом. Первые упоминания о ней относятся еще ко второй половине XVII века. Правда, многие исследователи считают, что этот инструмент был популярен еще раньше у татар, а в России он был лишь существенно изменен.

Считается, что первые балалайки в нашей стране начали изготавливать на Черниговщине. За несколько лет этот инструмент получил широкое распространение в России. В 1688 году балалайка была подарена юному царю Петру.

Кстати, отец Петра Алексей Михайлович игру на музыкальных инструментах не поощрял. Даже издавал указы отбирать их у скоморохов и сжигать. Тех, кто не подчинялся, ждало наказание плетью. А наиболее упрямых могли даже сослать.

Обратите внимание

Длина этого стунно-щипкового инструмента 600-700 мм. И всего три струны. Правда, раньше встречались балалайки с двумя струнами.

Есть несколько версий происхождения названия балалайки. Одна – чисто русская. «Балалайка» – от слов «балакать» или «балаболить». Сторонники восточного происхождения этого инструмента приводят другой аргумент: от слова «бала», что в тюркских языках означает – «дитя».

В 2014 году необычный подарок получил Хабаровск от Харбина, своего китайского города-побратима. В знак дружбы руководство китайского города подарило скульптурную композицию из китайской пипы и русской балалайки.

Еще в царской армии считалось, что балалайка хорошо помогает солдатам переносить все тяготы армейской службы. Неудивительно, что это инструмент был непременным атрибутом в казармах.

В 2008 году японский балалаечник Сё Китагава победил на международном музыкальном конкурсе в Екатеринбурге, став первым иностранным музыкантом, который победил в номинации «русская национальная музыка». Балалайка популярна не только в Японии, виртуозы-балалаечники есть также в странах Скандинавии: Швеции, Финляндии, Норвегии.

Самый большой памятник балалайке установлен в Хабаровске. 12-метровые балалайка и пипа(китайский аналог балалайки) украсили Амурский Бульвар города. Композиция сбыла подарена городу в честь юбилея  побратимских связей с китайским Харбином. Стоимость памятника превышает полмиллиона долларов США.

Известный рок-музыкант Джеймс Хэтфилд имеет внушительную коллекцию гитар. Но есть у него и балалайка, причем, изготовлена она для Хэтфилда по специальному заказу.

Интересно, что у музыкантов-балалаечников есть даже свой профессиональный праздник. Отмечается он ежегодно 23 июня. Он был учрежден в 2008 году по инициативе Дмитрия Белинского – президента Российского Клуба музыкантов-народников. В 2008 году исполнилось 320 лет с момента первого документального упоминания о балалайке.

Профессиональные балалаечники XVIII—XIX веков

Богданов-Бельский Николай Петрович (1868—1945). Праздник на крылечке. 1931 г.

В числе известных профессиональных балалаечников можно назвать придворного скрипача Екатерины II И. Ф. Яблочкина — ученика Хандошкина не только по скрипке, но и по балалайке. Несомненно выдающимся балалаечником доандреевского периода и первым композитором, сочинявшим пьесы для этого инструмента, был московский скрипач-квартетист, композитор и дирижер В. И. Радивилов (1805—1863). Как и о других профессиональных балалаечниках XVIII—XIX веков, о нем сохранились очень скудные сведения. По словам Н. А. Аргилландера, сокурсника по университету, Радивилов «увлекал публику своей игрой на устроенной им самим так называемой балалайке, на которой струны были без ладов. Все увертюры были собственно его сочинения»2. Это подтверждают и другие его современники. Они свидетельствуют, что Радивилов усовершенствовал балалайку, сделав ее четырехструнной, и «в игре на ней достиг такого совершенства, что удивлял тамошнюю публику в даваемых им публичных концертах»3.

К началу XIX века относится сочинение для балалайки — вариаций на тему русской народной песни «Ельник, мой ельник», написанных большим любителем балалайки, известным оперным певцом Мариинского театра Н. В. Лавровым. Вариации изданы на французском языке и посвящены известному в ту пору композитору А. А. Алябьеву. На титульном листе издания указано, что произведение написано для трехструнной балалайки, что свидетельствует о широкой популярности в тот период трехструнного инструмента4.

В документах рубежа XVIII—XIX веков появляются сведения, подтверждающие существование среди балалаечников профессиональных исполнителей, большинство из которых остались безымянными. В деревнях на вечеринках игру балалаечников оплачивали в складчину. Во многих помещичьих усадьбах содержали балалаечника, который играл для домашних развлечений. С. П. Жихарев в «Записках современника» упоминает имя выдающегося балалаечника М. Г. Хрунова, игравшего на балалайке «особой конструкции»5. Несмотря на пренебрежительное отношение автора записок к этому простонародному инструменту, он тем не менее дает превосходную оценку игры Хрунова.

Уже в те годы некоторых музыкантов, увлекавшихся игрой на балалайке, не удовлетворяла ее примитивность, и, чтобы расширить художественно-исполнительские возможности, они пользовались безладовыми инструментами. Именно примитивность инструмента при его потенциальных возможностях, заложенных в самой конструкции, как мы увидим дальше, и привела Андреева к мысли об усовершенствовании балалайки.

Печатные издания называют нам еще несколько имен балалаечников, виртуозно владевших этим инструментом. Это — П. А. Байер и А. С. Паскин — помещики из Тверской губернии6, а также незаурядный исполнитель — орловский помещик с зашифрованной фамилией (П. А. Ла-кий), игравший «на балалайке с неподражаемой техникой, особенно щеголяя своими флажолетами, которые отбивал также на грифе балалайки»7. Эти музыканты играли на инструментах, изготовленных лучшими мастерами, и наверняка их приемы игры отличались от простонародных.

Балалайки, бытовавшие в городе, отличались от простонародных; естественно, другим было и само исполнительство. Об этом писал в книге М. О. Петухов «Народные музыкальные инструменты С.-Петербургской консерватории» (1884). Да и сам Андреев подтверждал, что в городе ему встречались семиладовые инструменты и что Паскин буквально ошеломил его своей профессиональной игрой, изобиловавшей оригинальными техническими приемами и находками.

Размеры

Все размеры современных балалаек — результат труда Василия Андреева. По его чертежам и рекомендациям мастера Пасербский и Налимов изготавливали музыкальные инструменты. Пасербскому удалось запатентовать изобретенные им вариации в Германии.

Альт

Современные музыканты используют этот вид инструмента для исполнения соло и аккомпанемента. Особенность — усиленное натяжение струн: до 100 %, если сравнивать с размером прима.

Используется в оркестрах для фонового звучания. Звучит низко. Ширина большая, доходит до 80 см.

Обязательный оркестровый инструмент, издает басовые звуки: густые и протяжные. Поскольку он крупный, в длину достигает 1,7 м, то для игры его устанавливают вертикально с поддерживающим штырем.

Самый распространенный размер, самый компактный: 60-70 см. Используется для игры соло и обучающих целей.

Балалайка символ России. Символ народа: день балалайки отмечают в России

При первом упоминании об отечественной культуре на ум сразу же приходит балалайка – настоящий символ русского населения Земли. Сегодня, 23 июня, празднуется день балалайки! Подборка всего самого интересного о народном музыкальном инструменте в специальном материале ТВ «Кварц».

Медведь и балалайка – вот два атрибута, которые, по мнению множества иностранцев, должны в обязательном порядке присутствовать дома у русского человека. И, если уж завести медведя – это не самая лучшая затея, то покупка балалайки пойдёт только на пользу.

Балалайка от балабола

Относительно происхождения названия русского народного инструмента выдвигаются несколько версий. Кто-то считает, что балалайка и вовсе заимствована у татар, поэтому и имя её – тюркское, происходящее от «бала» (ребенок, дитё).

Те же исследователи, которые считают, что балалайка – исконно русский инструмент, произошедший от гуслей, говорят, что её название связано со словами балакать, балабонить, балаболить, балагурить. В пользу этой версии говорит и сам характер звучания бабалайки – веселый, оптимистичный, задорный.

Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945) Дети. Игра на балалайке. 1937 г.

К удивлению приезжих, мастера балалаечного искусства умудряются исполнять на инструменте не только мелодии, от которых хочется пуститься в пляс, но и грустные, трагические композиции. И это при том, что балалайка имеет всего 3 струны!

Мягкое звучание русской красавицы приводит в восторг любую публику. Балалайка обладает необычайным богатством акустических, художественных свойств. Её звонкий, но в то же время негромкий и нежный звук удивляют, создавая в помещении, где она звучит, приятную и тёплую атмосферу.

Звукоизвлечение на балалайке происходит с помощью ударов и защипывания струн, создающих бряцание, дробь, а также другие музыкальные элементы.

Несмотря на то, что балалайка – символ России, мало кто может сразу назвать хотя бы несколько фактов о ней.

Для того, чтобы Вы не попали в неловкую ситуацию, публикуем самые интересные сведения о любимом инструменте.

Покупка балалайки – удовольствие не из дешевых, но всё равно она является одним из самых популярных подарков, которые иностранцы везут из России, проигрывая в массовости покупок разве что матрёшке и ушанке.

Впервые балалайка была упомянута в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который относится к 1688 году, причем говорится о ней в очень интересном контексте. «Играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле, бранили», — писали об аресте двух крестьян в XVII веке.

Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1916) Пляска. 1900 г.

Кстати, как Вы думаете, как называют мастера, изготавливающего балалайки? Нет, это совсем не балалаечник, а балайкер! Кто бы мог подумать, что с первого взгляда иностранное слово может означать подобного ремесленника.

А в Европе балалайка стала известна благодаря Императору Александру III. Именно он поспособствовал выступлению Андреевского ансамбля на Парижской выставке, в ходе которой Европа впервые услышала русский народный инструмент.

Важно отметить, что для поднятия духа воинам в XIX веке выдавали личные балалайки, которые они могли оставить себе по окончании службы. Русскую балалайку любят и в Азии, и в США

В Штатах, например, создана ассоциация любителей игры на балалайке и домре, в Японии успешно выступает оркестр «Токийская балалайка», причем его коллектив составлен исключительно из японцев. Не удивительно, что представитель Японии Сё Китагава в 2008 году смог победить в конкурсе русской народной музыки в Екатеринбурге

Русскую балалайку любят и в Азии, и в США. В Штатах, например, создана ассоциация любителей игры на балалайке и домре, в Японии успешно выступает оркестр «Токийская балалайка», причем его коллектив составлен исключительно из японцев. Не удивительно, что представитель Японии Сё Китагава в 2008 году смог победить в конкурсе русской народной музыки в Екатеринбурге.

Фото: http://www.mytravelbook.org/objects/pipa_i_balalaika/

Кроме того, любители побренчать на трехструнной есть в Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции, Англии, Франции и Германии. Давайте же не отставать от иностранцев! Любите русскую культуру и изучайте её с ТВ «Кварц».

Строй

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна Соль, вторая — Ми, третья — До (по мажорному трезвучию До). При этом строе проще берутся трезвучия, однако недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Квартово-унисонный

Струна Нота Октава Нотация
1 a1 (ля1) Первая
2 e1 (ми1)
3 e1 (ми1)

Звучание открытых струн балалайки прима образует её квартово-унисонный строй. Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ля, Ми, Ми (первой октавы) — это академический строй балалайки.

Интервалы между соседними струнами: a1{ч.4}e1{ч.1}e1 (буквенная нотация по Гельмгольцу, ч.4 — чистая кварта, ч.1 — чистая прима, унисон).

Балалайка секунда настраивается на квинту ниже примы, альт — ниже на октаву. Секунда и альт могут также иметь квартовый строй, в этом случае их строй будет совпадать со строем домры альт (d1, a, e) и тенор (a, e, H).

Музыкальный диапазон балалайки прима с 24 ладами на грифе составляет две полных октавы и пять полутонов (часть первой октавы, вторую и часть третьей): от Ми первой октавы до Ля третьей.

Квартовый

Струна Нота
1 D (Ре)
2 A (Ля)
3 E (Ми)

Балалайки размерами секунда, альт, бас и контрабас имеют квартовый строй, аналогичный строю трёхструнной домры. Последовательность тонов: Ре, Ля, Ми. Интервалы: D{ч.4}A{ч.4}E.

Музыкальный диапазон балалайки квартового строя с 15 ладами составляет две полных октавы и один полутон: от Ми большой октавы до Ми диез первой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: