43 малоизвестных факта о «титанике» и его пассажирах

«Мы готовы погибнуть как джентельмены»

«Титаник — один из немногих случаев, когда исторический момент сочетается с красочным повествованием. За 2 часа и 40 минут до того, как судно затонуло, на палубе корабля разыгрывались сотни драматических концовок. Тут история не нуждался в украшениях», — говорит Билл Саудер, директор исследовательского центра RMS Titanic, Inc.

В тот момент когда гигантский «Титаник» пошел ко дну в Атлантическом океане со все еще включенными огнями, истории спасения людей на палубе корабля были действительно драматичными. Эвакуация пассажиров была хаотичной, в спасательные шлюпки сажали только женщин и детей. Шлюпки были рассчитанны на 65 человек каждая, но на воду их спускали заполненными вдвое меньше. На всем гигантском лайнере было всего 16 спасательных шлюпок, что еще раз указывает на самоуверенность строительной компании, построившей непотопляемый «Титаник».

24-летний британский моряк Фредерик Флит. Он был первым, кто заметил айсберг

Тот самый айсберг, который проделал в корпусе «Титаника» 100-метровую пробоину. Фотограф с другого судна заметил длинную полосу красной краски на айсберге

«Титаник» шел ко дну три часа, но спастись с корабля смогли немногие

Истории представителей богатой интеллигенции, разыгрывавшиеся во время трагедии в ночь на 15 апреля 1912 года, выжившие очевидцы запомнили больше остальных. В последний раз конструктора «Титаника» Томаса Эндрюса видели в курительной комнате первого класса, смотревшем не отрываясь на картину с изображением корабля на стене. Самый богатый пассажир «Титаника» Джейкоб Астор убедился, что его невеста Мадлен добралась до спасательной шлюпки, и, поцеловав ее на прощание, вернулся к себе в каюту. Исидор и Ида Штраус, не желая расставаться, ведь в шлюпки пускали лишь женщин, отправились назад в свою каюту.

Спасательные шлюпки у причала судоходной компании White Star Line в Нью-Йорке, апрель 1912 года

Выжившие пассажиры Титаника в шлюпках подплывают к теплоходу «Карпатия», 15 апреля 1912 года

Американский миллионер Бенжамин Гуггенхайм понимал всю серьезность ситуации и невозможность спасения. Промышленник и его камердинер вернулись в каюту, чтобы переодеться во фраки. Мужчины спустились в центральный холл и расположились за столиком, не спеша попивая виски и наблюдая за катастрофой. Гуггенхайм отказался от предложения о спасении.

«Мы оделись соответственно нашему положению и готовы погибнуть, как джентльмены», — ответил на предложение о спасении Бенжамин Гуггенхайм.

Подобные истории, воссозданные по отрывкам из воспоминаний 706 выживших, помогли создать целую легенду о «Титанике». История затонувшего судна была экранизирована дважды — в блокбастере «Титаник» 1997 года режиссера Джеймса Кэмерона, который специально посетил место крушения перед тем как снять киноленту, а также в более раннем фильме 1958 года «Ночь, которую нужно помнить».

Выжившие пассажиры «Титаника» пытаются согреться на борту теплохода «Карпатия»

Эскиз тонущего корабля, нарисованный выжившим пассажиром Джоном Тайером (John B. Thayer). Спустя некоторое время рисунки были дополнены господином П.Л. Скидмор (P.L. Skidmore) уже на борту парохода «Карпатия», апрель 1912 года

Графиня Ротес

В путешествие через Северную Атлантику на «Титанике» отправились и некоторые из самых богатых людей в мире, и одной из почётных пассажирок на борту лайнера была Люси Ноэль Марта, графиня Ротес. Она отправилась в США вместе со своей кузиной Глэдис Черри и горничной, Робертой Майони. Её целью было встретиться со своим мужем и двумя детьми, чтобы начать новую жизнь в США.

Графиню и её кузину разбудили, когда корабль столкнулся с айсбергом. Капитан Смит дал указание, чтобы все вернулись в свои каюты и надели спасательные жилеты. Примерно в 1:00 ночи графиня вместе со своей кузиной и горничной погрузились в шлюпку №8, которая была первой из спущенных на воду. Том Джонс, матрос спасательной шлюпки, быстро угадал в графине строгого руководителя и приказал ей управлять лодкой. Она сидела у руля шлюпки и более часа управляла ею, после чего поменялась местами со своей кузиной, чтобы попытаться успокоить невесту-испанку, потерявшую на корабле своего жениха.

Графиня гребла вёслами в течение всей ночи и морально поддерживала пассажиров до тех пор, пока к месту крушения не прибыла «Карпатия».

Она оказывала помощь не только во время путешествия на шлюпке. Графиня оставалась на борту «Карпатии» и после того, как корабль причалил в Нью-Йорке, оказывая помощь тем пассажирам, которые потеряли всё в результате крушения. По возвращении в Шотландию графиня Ротес купила серебряные часы с надписью «15 апреля 1912 года, графиня Ротес», которые послала Тому Джонсу в качестве подарка и в знак благодарности за его усилия на борту спасательной шлюпки. Он ответил на её подарок письмом, поблагодарив за доброту и мужество, и прислал ей медную табличку со спасательной шлюпки. Матрос и графиня переписывались до самой её смерти в 1956 году.

«Титаник»: история гибели, начало событий

Но самое странное то, что командование корабля могло узнать о возможности столкновения с айсбергом гораздо раньше, чем об этом сообщили вперёдсмотрящие.

Радисты, голос и слух «Титаника», неоднократно получали сообщение о дрейфующих в этом районе льдинах. За час до того как дозорный заметил айсберг, радист парохода «Калифорния» предупредил о возможной опасности. Но на «Титанике» грубо оборвали связь.

Ещё раньше, за несколько часов до столкновения, капитан Эдвард Смит лично прочёл три телеграммы, предупреждающие о льдинах. Но все они были проигнорированы.

Прервать цепочку человеческих просчётов мог офицер Мердок, отдавший роковой приказ: «Полный назад! Лево руля». В случае лобового столкновения «Титаника» с айсбергом времени для эвакуации пассажиров было бы значительно больше. Возможно, корабль смог бы удержаться на плаву.

Состав экипажа и пассажиров

Известно, что в трагическом плавании в корабельной команде было много людей, не прошедших спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики (так назывались люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выкидывать за борт золу), коки. Квалифицированных моряков было совсем немного — всего 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов ещё даже не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.

Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным — от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).

Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле — так он провёл последние часы жизни

В соответствии со стоимостью купленного билета существовало разделение на три класса. Для тех, кто плыл в первом классе, были предоставлены бассейн, зал для занятий физической культурой, баня, корт для сквоша, электрованна (своеобразный «предок» солярия) и особое отделение для домашних питомцев. Также здесь были ресторан, изящно обставленные залы для обеда, комнаты для курения.

Холл первого класса на «Титанике»

Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.

Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.

Неизвестные герои “Титаника”

В сложившейся на корабле ситуации никто не мог спасти всех.  Тем не менее, история крушения “Титаника” знает много геройских действий. Некоторые из которых прямо или косвенно спасли жизни отдельных людей.  

  • Героический музыкальный оркестр играл до самого конца;
  • Главный пекарь буквально бросал скромных женщин в спасательные шлюпки;
  • Богатейший бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм отказался садиться в лодку вместо кого-то, сказав: «Ни одна женщина не останется на борту этого корабля из-за трусости Бена Гуггенхайма». 

Но некоторые подвиги не были так широко разрекламированы.  Согласно «Гардиану», на «Титанике» было 35 инженеров. Причина того, что никто о них ничего не знает заключается в том, что эти парни до самого конца оставались на своих постах и ​​поддерживали освещение на корабле.  

Это намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Как вы знаете, в Северной Атлантике нет искусственного освещения, а луна в ту ночь была едва заметна. Поэтому только электрический свет помогал экипажу загружать спасательные шлюпки и не давал паниковать пассажирам.

Электричество также позволяло радистам продолжать передачу сигнала SOS. Хотя мы, к сожалению, слишком хорошо знаем, что это не помогло в спасении людей.

Легенда о «Титанике» продолжает жить

В наши дни затонувший «Титаник» лежит на дне Атлантического океана на глубине 3,5 тысячи метров. Расколовшийся на две части корпус судна, большая часть которого покрыта коррозией из-за поедающих металл бактериий и постоянно меняющихся морских течений. Множественные фрагменты судна, состоящие из тысяч вещей пассажиров и обломков корабля, простираются на сотни ярдов от места крушения.

Многочисленные экспедиции пытались поднять обломки и даже восстановить корпус «Титаника». После всех провалившимся попыток, компания RMS Titanic Inc. смогла поднять отколовшуюся от корабля 20 000 килограммовую часть корпуса по прозвищу «большой кусок» со частями двух кают первого класса внутри.

Но основная часть легендарного корабля так и осталась на дне Аналитического океана, когда-то самый большой лайнер в мире оказался слишком хрупкок, чтобы его можно было потревожить.

«Одним из самых захватывающих зрелищ является то, как „Титаник“ поглощается океаном и возвращается к своему первозданному предназначению, снова предоставляя убежище, но на этот раз разнообразному количеству морских животных», — отметил президент Triton Submarines Патрик Лахи, участвовавший в одном из погружений к затонувшему «Титанику».

Некоторые артефакты с «Титаника», такие как телеграфный мостик, необходимо хранить в соленой воде, чтобы избежать разрушения

Письмо с почтовым штемпелем с трансатлантического парохода «Титаник»

В течение почти двух десятилетий, с 1993 по 2004 год, RMS Titanic Inc. провела серию погружений, в результате которых было извлечено около 6000 предметов. Среди обломков нашли заполненные вещами чемоданы, сохранившиеся бутылки вина, умывальники, кувшины, миски, дамские зеркальца и другие личные вещи пассажиров «Титаника».

Впервые затонувший корабль обнаружила в 1985 году экспедиция «Защитников», представители которой утверждают, что обломки «Титаника» полностью исчезнут со дна океана к 2037 году.

Но легенда о Титанике продолжает жить. По всему миру существует 12 музеев, посвященных памяти истории «Титаника». Экспонаты с корабля можно увидеть в небольших музеях морской истории во Франции, а также посетить масштабную выставку «Титаник: артефакт» в Лас-Вегасе. Но самый современный и одновременно исторический музей «Опыт Титаника» находится в Белфасте в Северной Ирландии. Музей расположен всего в нескольких метрах от того места, где легендарное судно было первоначально спущено на воду.

Родственники пассажиров «Титаника» ждут новостей рядом с офисом судоходной компании White Star Line в Нью-Йорке

Выживший пассажир «Титаника» раздает автографы прохожим

Чудом спасшихся двух малышей поначалу не могли идентифицировать. Позже дети были идентифицированы как Мишель (4 года) и Эдмонд (2 года) Навратил. Чтобы попасть на корабль, их отец взял имя Луи Хоффман и использовал для детей вымышленные имена Лоло и Мамон

Тайна семейного круга

Так случившееся и осталось тайной хранящейся в семейном кругу, из которого в живых в итоге осталась только Паттен. «У меня есть старшая сестра, но она большую часть времени проводила далеко от дома в школе-пансионе. Я же подростком много болела, и намного больше времени проводила дома, с бабушкой».

Но зачем раскрывать тайну сейчас? «Мои мама и бабушка умерли, но – она замолкает, как будто по-прежнему не уверена в том, что поступила правильно, – я по-прежнему слышу, как моя мама говорит, что дедушку нужно помнить как героя».

Большинство писателей уже давно воспользовались бы этой историей, правда, скорее всего, не для художественного произведения, а для документального – возможно, для мемуаров. Зачем перерабатывать ее в роман? «Потому что я пишу триллеры, — твердо отвечает Паттен, заставляя меня задуматься о том, что она, наверное, эффективный председатель совета директоров. – Я планировала написать триллер о семье с фамильными тайнами, о банкирской династии, связанной с морскими перевозками, и тут я неожиданно подумала, что у меня ведь есть собственная фамильная тайна, также связанная с морскими перевозками».

Но неужели мотивы раскрыть тайну после всех этих лет молчания были такими простыми? «На самом деле нет. Я понимаю, это выглядит безумно, но я однажды задумалась и поняла, что должна поделиться своей тайной с миром. Я почувствовала, что, если я завтра умру, тайна умрет вместе со мной».

published on
according to the materials

Запись
взята с сайта
.

Пророческие предсказания фантаста

Сразу же после катастрофы весь мир был шокирован невероятным совпадением. Дата гибели «Титаника» — 15 апреля 1912 года. А за четырнадцать лет до трагедии никому не известный лондонский журналист Морган Робертсон закончил свой новый роман. Писатель-фантаст говорил о путешествии и гибели огромного по своим размерам трансатлантического лайнера «Титан»: «Холодной апрельской ночью на полном ходу пароход напоролся на айсберг и затонул». Более того, писатель-фантаст точно указал место гибели «Титатика».

Роман оказался пророческим, а фантаста окрестили Нострадамусом XX века. В книге действительно оказалось множество совпадений: водоизмещение корабля, его предельная скорость, и даже количество винтов и спасательных шлюпок.

Более того, спустя несколько лет, писатель опубликовал свой новый роман, в котором предсказал войну в США и Японии.

Ещё одно совпадение: экземпляр книги о корабле «Титан» был на судне у одного кочегара. Моряк прочитал её в первые дни рейса, причем настолько сюжет его впечатлил, что в одном из портов он просто сбежал. И это был не единственный член экипажа, сбежавший с «Титаника».

Остаётся загадкой: то ли все, кто сбежал, до этого прочитали книгу, то ли у них были более веские причины.

Международная сенсация

Уже утром следующего дня офис компании владельца «Титаника» штурмовали десятки газетных репортёров. Они хотели знать место гибели «Титаника» и требовали разъяснений. Родственники пассажиров океанского лайнера были в негодовании. Короткая телеграмма с мыса Рейс сообщала: «В 23 часа по местному времени самый большой корабль «Титаник» передал сигнал бедствия». Президент компании Ластер Уайтс успокаивал репортёров: «Лайнер непотопляем!» Но уже на следующий день все мировые газеты запестрели сенсационными сообщениями: «Самый безопасный в мире «Титаник» (корабль) утонул в ледяной пучине Атлантического океана. На пятый день своего трагического рейса лайнер унёс с собой 1513 человеческих жизней».

Почему “Титаник” не выдержал столкновения с айсбергом?

Трудно поверить, что один айсберг смог уничтожить самую большую махину в океане. Некоторое время ученые задавались вопросом, могли ли строители Титаника использовать низкокачественную сталь?

Эта теория была опровергнута, когда корабль обнаружили и испытали на прочность его образцы. При строительстве корабля использовали лучшую сталь того времени.

Изучение места области кормы, которой “Титаник” непосредственно столкнулся с айсбергом, выявило всего лишь 6 прорех в корпусе общей площадью чуть больше 1-го кв. метра. 

Этого было явно недостаточно, чтобы потопить такой корабль, как «Титаник», в котором было 16 водонепроницаемых отсеков.

Так что же случилось? Согласно Национальному институту стандартов и технологий США, в кованом железе “Титаника” содержалось в три раза больше шлака, чем позволяют современные стандарты.  

Шлак (на тот случай, если вы не кузнец и не судостроитель) – это то, что остается после процесса плавки металла. 

Согласно официальной версии, этот шлак сделал хрупкими заклепки корпуса при воздействии низких температур. Поэтому, когда после столкновения айсберг “царапал” борт корабля, заклепки разрушились, пластины корпуса разъединились, и внутрь лайнера ворвалась вода.

Судостроители “лепили горбатого” не для того, чтобы сэкономить, а потому, что их просили как можно раньше закончить строительство “Титаника”.

Позор или смерть?

Никто из нас не может знать, окажись мы на “Титанике”, были бы мы героями или трусами. У всех есть инстинкт выживания – некоторые могут преодолеть его, в то время как другие – нет.  

Тем не менее, даже сегодня людей часто судят за то, что они сделали или не сделали во время кризисной ситуации. Они бежали или помогали другим?  

Иногда результаты этих инстинктивных решений преследуют людей до самой смерти.

Согласно “Vintage News”, Масабуми Хосоно был единственным японским выжившим на Титанике… И он был заклеймен как трус до конца своей жизни.  

Хотя он просто оказался в нужном месте в нужное время. Хосоно сел на спасательную шлюпку потому, что в очереди не было ни женщин, ни детей.

Честь и долг играют важную роль в японской культуре. Когда Хосоно вернулся домой, все называли его трусом. Позор преследовал его всю жизнь, семья Масабуми еще долгое время после его смерти пыталась очистить его имя. 

USS Thresher

Атомная подводная лодка «Трешер» принадлежала Военно-морскому флоту США. Ее спустили на воду в июле 1960 года. 10 апреля 1963 года субмарина затонула в 350 км к востоку от полуострова Кейп-Код, который расположен недалеко от Бостона. Эта катастрофа привела к гибели 129 человек.

Озвучивалось несколько причин катастрофы, однако эксперты так и не пришли к согласию. Специальная комиссия, расследующая причины катастрофы, сделала вывод, что подводная лодка затонула, так как в трубопроводе забортной воды образовалась трещина в сварном шве. Из-за этого вода проникла в машинное отделение лодки, что стало причиной короткого замыкания и обесточивания реактора. Именно потеря энергии, по мнению комиссии, и есть главная причина разыгравшейся трагедии. Но не все эксперты согласились с выводами коллег. В альтернативной версии указано, что субмарина затонула из-за остановки реактора и отказа гребных электродвигателей.

Эдит Рассел

Многие люди мечтали о том, чтобы оказаться пассажиром первого класса на борту «Титаника», но только не Эдит Розенбаум (позже известная как Эдит Рассел). Она не могла избавиться от плохих предчувствий. Эдит поднялась на борт «Титаника» во время его первой остановки в Шербуре, во Франции, она возвращалась из Парижа с показа французской моды. В письме к своему секретарю Эдит написала: «Мы отправляемся в Квинстаун. Я просто ненавижу покидать Париж и буду рада вернуться сюда снова. Я собиралась отдохнуть в этой поездке, но я не могу избавиться от депрессии и предчувствия беды. Как же мне хочется, чтобы всё это поскорее закончилось!».

Когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, Эдит попросила стюарда принести из её каюты первого класса музыкальную шкатулку в форме поросёнка. Она стояла на шлюпочной палубе, вцепившись рукой в эту музыкальную шкатулку и отказывалась садиться в спасательную шлюпку, пока не посадят всех женщин и детей. Вдруг кто-то выхватил завёрнутую в одеяло шкатулку, решив, что это ребёнок, и бросил её в шлюпку. Не желая расставаться со столь любимой вещью, Эдит прыгнула в шлюпку. Музыкальная шкатулка спасла ей жизнь.

Предполагаемые версии трагической гибели

Точка в истории этой катастрофы ещё не поставлена до сих пор. Свежие версии гибели «Титаника» возникают даже сегодня, спустя столетие. Существует несколько вероятных предположений. Каждое из них заслуживает пристального внимания. Первая версия гласит, что на Атлантическом дне лежит другой затонувший лайнер. Звучит как фантастика, но именно у этой версии гибели «Титаника» есть реальные основания.

Некоторые исследователи утверждают, что на океанском дне лежит вовсе не затонувший корабль «Титаник», а его двойник, лайнер «Олимпик». Версия кажется фантастической, но она не лишена доказательств.

Реальные факты, которые известны о Титанике

Кораблекрушение так взволновало людей, что трагедия легла в основу многих литературных произведений, снимали кино, складывали стихи. Теперь уже трудно отделить правду от вымысла, но все же некоторые факты подтверждены исследователями.

Так, известно точное время столкновения лайнера с айсбергом – это произошло в 23 часа 40 минут 14 апреля, а уже после полуночи лайнер скрылся в пучинах океана. В 2 часа 20 минут 15 апреля корабля на поверхности океана не было.

Помощником капитана был У. Мердок. Мужчина заметил приближение громадной ледяной горы, но сообщил об опасности не сразу. Что-то отвлекло его на полминуты, это сыграло немаловажную роль.

Во время пути на палубе то и дело устраивали танцы, пускали фейерверки, показывали фокусы. Поэтому когда на палубу обрушились осколки льда, никто не сомневался, что это очередное развлечение для пассажиров. Выжили свидетели, которые говорят о том, что льдинками играли в футбол вместо того, чтобы спасаться.

Лайнер предназначался для пассажиров трех классов. Но даже обеспеченные люди смиренно ждали своей очереди, чтобы спуститься в спасательную лодку. Среди них был миллионер Астор IV – он отправил на борт шлюпки свою супругу, а сам спуститься не успел. Астор IV погиб.

На спасательные шлюпки «Титаника» сначала отправляли женщин

Нужно отметить, что мужчины вели себя достойно – 72% от количества спасенных составляли женщины. Это без слов говорит о том, что прежде всего эвакуировали слабый пол.

Владельцы пароходной компании для пассажиров первого класса на борту парохода оборудовали библиотеку, спортивный зал, живой сад, площадку для игры в сквош, бани, бассейн, был предусмотрен даже салон красоты (парикмахерская) – все было сделано для комфорта состоятельных людей.

Роскошный ресторан на борту «Титаника»

В то же время пассажиры третьего класса теснились в маленьких каютах, на всех было предоставлено только две ванны. Этот контраст не раз описывался в художественных произведениях о «Титанике».

За минуту до начала трагедии отдыхающие фотографировались на палубе – они даже не подозревали, что это предсмертные снимки. Фото сохранилось, но, к сожалению, люди с фотографий не выжили.

Пассажиры на «Титанике» не догадывались, что фотографируются в последний раз

Удивительно, но информацию о катастрофе обнародовали не сразу. Родственники путешественников находились в неведении и думали, что родные прекрасно проводят время в круизе. А в это время их уже не было в живых.

Потом газеты сообщили, что все пассажиры выжили – это сделали для того, чтобы избежать еще одной трагедии. Обезумевшие от горя близкие и родные погибших могли учинить разгром.

Было запланировано оснастить туристический лайнер почти 70-ю шлюпками, но на деле на палубы подняли только 20 лодок. По мнению руководства, шлюпки портили внешний вид судна и разрушали созданный миф о непотопляемости лайнера.

Лодки отчаливали наполовину пустыми, команда не была обучена действиям.

Среди выживших оказался повар судна Ч. Джуфин. Не попав в шлюпку, он смог продержаться в ледяной воде несколько часов, пока его не спасли. По словам кулинара, он не замерз только потому, что и отдыхающие, и команда постоянно потребляли спиртное – трезвых людей на момент трагедии практически не осталось.

Интересен тот факт, что развернувшиеся на «Титанике» события были описаны фантастом М. Роберсоном в одном из романов: книга была закончена в 1898 году, а катастрофа произошла спустя 20 лет.

Многие молодожены выбрали в качестве свадебного путешествия круиз на уникальном лайнере. 13 пар новобрачных находились на лайнере, но вместо счастливого медового месяца их ждала смерть.

«Титаник» в книгах и фильмах

Жуткие события, случившиеся на лайнере «Титаник» в апреле 1912 года, послужили основой для многих литературных произведений, картин, песен и фильмов.

Первая книга о «Титанике» была написана, как это ни парадоксально, задолго до его крушения. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил повесть «Тщетность, или Гибель Титана» ещё в 1898 году. В ней описывался будто бы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший катастрофу апрельской ночью, столкнувшись с неким айсбергом. Шлюпок на «Титане» было недостаточно, и поэтому многие пассажиры погибли.

Повесть поначалу плохо раскупалась, но после происшествия 1912 года интерес к книге резко возрос —- между событиями, описанными в повести, и настоящим крушением «Титаника» было довольно много совпадений. И ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника» — поистине удивительный факт!

Морган Робертсон и его повесть, где в какой-то степени была предсказана гибель «Титаника»

А первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае того же 1912 года — он назывался «Спасшаяся с «Титаника». Его длительность составляла 10 минут, он был немым и чёрно-белым. Главную роль здесь играла Дороти Гибсон, актриса, которая сама в ту злополучную ночь оказалась на «Титанике» и нашла своё спасение в шлюпке под номером семь.

В 1953 году к теме трагического путешествия «Титаника» обратился режиссёр Жан Негулеско. Согласно сюжету, на «Титанике» выясняют между собой отношения муж, жена и их двое детей. И вроде бы всё налаживается, но тут лайнер натыкается на айсберг и начинает идти на дно. Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь уплывают на шлюпке, сын и отец остаются на тонущем судне. Фильм, кстати, получил один «Оскар» в том же 1953 году.

Постер фильма «Титаник» 1953 года

Но самый известный фильм о гибели лайнера — это фильм «Титаник» Джеймс Кэмерона, появившийся в кинотеатрах (а потом и на DVD) в 1997 году. Он завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом вообще в истории.

В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона приняли участие авторитетные специалисты по крушению «Титаника» (например, историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл). Сотрудничество с уважаемыми экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. Кэмероновский «Титаник» вызвал новую волну интереса к истории лайнера. В частности, после выхода фильма увеличился спрос на книжки и выставки, связанные с этой темой.

Обложка DVD фильма Джеймса Кэмерона «Титаник»

Кто мог спасти всех на “Титанике”?

Вопреки тому, что говорят, «Титаник» был не первым кораблем, передававшим сигналы бедствия по беспроводным каналам связи. Однако в то время она была еще не развита, и у кораблей не было никаких требований для круглосуточного мониторинга тех или иных частот.  

Это объясняет тот факт, почему никто на борту “Калифорнийца”, который находился всего в 18-20 км. от “Титаника”, не слышал сигналов бедствия.  

У “Калифорнийца” был только один оператор беспроводной связи. Но в самый важный момент он выключил свое оборудование и пошел спать. Если бы он этого не сделал, то узнал бы о трагедии Титаника через 15 минут после столкновения того с айсбергом (именно тогда был передан первый сигнал тревоги). 

“Калифорниец” был окружен льдом. Поэтому, если бы он отправился на помощь к “Титанику” немедленно, ему потребовалось бы примерно 30 минут, чтобы пройти через лед, и еще 30-40 минут, чтобы добраться до Титаника (в зависимости от того, как далеко он был на самом деле).

«Титаник» затонул через 2 часа 40 минут после столкновения. При лучшем раскладе у экипажа “Калифорнийца” было бы более часа на спасение пассажиров. Они могли бы спасти всех, и история “Титаника” была бы совсем другой.

Увы, этого не случилось. 

Более того, экипаж “Калифорнийца” видел сигнальные ракеты с «Титаника». Но капитан решил, что это неэкстренные сигналы, так как ракеты были белыми, а не красными.  

К тому времени, когда на следующие утро на “Калифорнийце” узнали о случившимся, от “Титаника” не осталось ничего, кроме тел, плавающих в море. 

Путешествие в Америку за лучшей жизнью

Итак, почему интерес к саге под названием «Титаник» не прекращается и спустя 110 лет после того, как корабль затонул?

«Это была очень человеческая история, которую люди могут понять», — говорит Стивен Фрейзи, попечитель Международного общества «Титаник».

В начале XX века самые богатые люди мира путешествовали на роскошных кораблях, а «Титаник» установил новый стандарт в жесткой конкурентной трансатлантической гонке среди судоходных компаний. Ходили слухи, что «Титаник» пытался побить рекорд скорости парохода Mauretania, принадлежащего конкурентной фирме Cunard.

«На борту были люди всех слоев общества, в том числе люди, которые пытались добраться до берегов Америки с надеждой на новую жизнь. Это был корабль мечты», — добавляет эксперт.

«Титаник» покидает Белфаст для прохождения ходовых испытаний

«Титаник» была построен в Белфасте на верфи Harland and Wolff. Для завершения строительства судна потребовалось 14 000 рабочих

«Титаник» — британский трансатлантический пароход, который должен был доставить пассажиров из Великобритании в Америку. Список пассажиров судна представлял собой представителей всех классов и сословий американского и британского общества, включая самого богатого пассажира Джона Джейкоба Астора IV. Американский миллионер и наследник состояния Асторов находился на палубе первого класса со своей 18-летней невестой Мадлен Талмадж Форс.

Также на борту находились другие представители высшего общества — владелец американского гипермаркета Macy’s Исидор Штраус и его жена Ида. В соседней каюте первого класса расположился миллионер и промышленник Бенджамин Гуггенхайм со своей любовницей, камердинером и шофером. Впоследствии, в 1937 году брат погибшего миллионера Соломон Гуггенхайм основал в Нью-Йорке музей современного искусства.

Пассажиры первого класса — Ида и Исидор Штраус, владелец американского гипермаркета Macy’s

Во время первого рейса «Титаника» на борту находились представители двух компаний, построивших судно —Томас Эндрюс, ведущий конструктор и глава верфи Harland and Wolff в Белфасте и Джозеф Брюс Исмей, управляющий директор транспортной организации White Star Line.

Пассажир первого класса — американский миллионер Бенджамин Гуггенхайм

Помимо пассажиров, занявших палубы первого и второго классов, более 700 иммигрантов также находились на нижних палубах в секции третьего класса. Условия размещения на «Титанике» были лучше, чем на других пассажирских кораблях того времени. Расходы судостроительной компании во время трансатлантического путешествия предстояли внушительные, но множество билетов, проданных пассажирам третьего класса, а также 907 килограмм почты и груза гарантировали, что поездка окупится и принесет прибыль.

«Титаник» Джеймса Кэмерона — не единственный фильм о корабле. Однажды был снят нацистский пропагандистский фильм, который показывал события с точки зрения Германии

Афиша фильма немецкой версии Титаника / Deutsche Filmvertriebs GmbH (DFV)

Нацистский пересказ обвинял в катастрофе британцев — якобы те не сбавили скорость судна, несмотря на предупреждения немецкого офицера (к слову, выдуманного персонажа), который был единственным, кто заботился о жизни пассажиров.

Уже вокруг съемок фильма разразился невероятный скандал: режиссер потребовал полноразмерный океанский лайнер, на котором он мог бы снимать, а нацисты предоставили «Кап Аркону» (свою версию роскошного океанского лайнера).

В итоге «Кап Аркона» использовался как плавучий концлагерь: он затонул, в результате чего пострадали 2750 человек.

Джек Филлипс

Джек Филлипс был старшим радистом на борту «Титаника» и работал в паре с младшим оператором Гарольдом Брайдом. Двое мужчин занимались приёмом и отправкой с помощью азбуки Морзе сообщений от пассажиров, а также принимали метеорологические предупреждения для капитана.

Перед катастрофой Филлипс получил с других кораблей многочисленные предупреждения об айсбергах, Брайд доставил многие из них капитану. Тем не менее, из-за большого количества пассажирских сообщений Филлипс был не в состоянии доставлять капитану Смиту все предупреждения; он считал, что капитан получил уже достаточно предупреждений об опасности айсбергов. Когда с парохода «Калифорниэн» поступило очередное сообщение об айсберге, Филлипс ответил: «Заткнись! У меня переговоры с мысом Кейп-Рейс!». Впоследствии Филлипса стали называть одним из виновников крушения.

Тем не менее, когда судно столкнулось с айсбергом в 400 морских милях от Ньюфаундленда, Филлипс предпринял всё возможное, посылая сигналы бедствия с целью обеспечить спасение пассажиров и членов экипажа. 25-летний телеграфист оставался на своём посту даже тогда, когда капитан освободил его от исполнения обязанностей. Он неустанно отправлял сообщения ближайшим судам до 2:17, когда корабль уже опускался на дно океана.

Его связь с «Карпатией» помогла спасти 705 пассажиров. Многие корабли позже сообщили, что сообщения Филлипса были абсолютно четкими, несмотря на тот хаос, который творился вокруг него. К сожалению, несмотря на наличие у него складной шлюпки, Джек Филлипс погиб во время морской катастрофы.

Характеристики «Титаника»

При введении в эксплуатацию длина «Титаника» была 269 метров, ширина — около 30 метров. Высота лайнера тоже была впечатляющей: от ватерлинии до самой верхней шлюпочной палубы здесь было 18,5 метров (а если считать от киля до верхней точки первой трубы, то получилось бы вообще 53 метра). Осадка этого лайнера составляла 10,5 метров, а водоизмещение равнялось 52310 тоннам.

«Титаник» в 1912 году в порту Белфаста (именно здесь он строился)

Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. При этом пар для них, а также для всевозможных вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Стоит специально отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых агрегатов до последнего.

Роль движителей на «Титанике» выполняли три винта. Диаметр центрального винта был равен 5,2 метрам, у него было четыре лопасти. Винты, располагавшиеся по краям имели больший диаметр – 7,2 метров, но у них было по три лопасти. Винты с тремя лопастями могли совершать до 80 оборотов в минуту, а центральный — до 180 оборотов в минуту.

Над верхней палубой торчали ещё и четыре трубы, каждая высотой 19 метров. «Титаник» обладал двойным дном и имел шестнадцать герметичных отсеков. Они разделялись водонепроницаемыми переборками. Согласно подсчётам, судно оставалось бы на плаву даже в том случае, если бы были затоплены любые два отсека или четыре идущих подряд отсека на носу или на корме. Но в ночь трагедии айсберг повредил пять отсеков — на один больше допустимого.

Пять повреждённых отсеков закрашены синим

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: