Не выделяйся
Если в начальной школе к внешнему виду учеников, к домашнему заданию и оценкам относятся достаточно лояльно, то в средней школе требования ужесточаются. Про японских школьников — да и вообще японское общество — часто говорят: «Торчащий гвоздь забивают». Среди школьников ценится умение подчиняться правилам, действовать по шаблону и не выделяться.
Школьная форма в средних классах обязательна. Классическая униформа — в военном стиле: у мальчиков китель с воротником-стойкой и брюки, обычно черные, у девочек — блузка с матросским воротником и плиссированная юбка. В некоторых школах следят за цветом нижнего белья: оно должно быть только белым.
Даже погода не может отменить строгих школьных правил: если в школе положено носить гольфы, девочки надевают их, даже когда на улице минус. Если в школе по расписанию физкультура, в этот день даже ученики младших классов обязаны прийти в спортивной форме: шорты.
«В день, когда в расписании стоит физкультура, дети должны ходить в спортивной форме, а это — по крайней мере в младшей школе — всегда шорты. Дети даже зимой ходят в шортах. Мне это не нравится, но я привыкла и смирилась с такими правилами. Зато дети закаленные и редко болеют», — рассказывает Елена Таке.
Помимо формы одежды, регламентируется и внешний вид: нельзя носить украшения, выщипывать брови, пользоваться макияжем. Даже цвет волос не должен отличаться от цвета большинства — черного. Если волосы у девочки от природы светлее, она должна принести справку от родителей и детские фотографии. Не раз дело о цвете волос школьниц доходило до суда. Чаще всего правосудие оказывалось на стороне школ, хотя были и исключения.
Соблюдение норм и правил высоко ценится и в учебе. Ученый-японист, автор книг об этой стране Александр Прасол пишет:
«Решение математической задачи оригинальным способом удостоится сдержанной похвалы учителя, но будет непременно сопровождаться замечанием о том, что она была решена, хотя и быстро, но ненадлежащим способом. А это недостаток».
«Репетитор. Как педагогу развить личный бренд и зарабатывать больше» — курс повышения квалификации от Учебного центра Педсовета.
За 60 ак. часов обучения вы узнаете:
— какие есть тонкости и «подводные камни» в работе репетитора,
— как организовывать и планировать свою деятельность,
— как выйти на высокий, стабильный доход.
Программа основана на реальном опыте экспертов-практиков. По ее окончании выдается удостоверение о прохождении курса.
Удобный формат обучения. Доступна рассрочка.
Униформа в общественных и частных японских школах
В Японии частных школ примерно столько же, сколько и государственных. Большинство школьников начинают носить униформы, начиная со средней школы (исключением являются частные начальные школы).
Форма в государственных школах, как правило, более проста по сравнению с теми, которые принято носить ученикам частных школ. При этом есть множество школ, в которых нет единой формы, независимо от того, являются они государственными или частными. В подобных случаях школьники одевают свою обычную одежду, а большинство девушек предпочитают носить, так называемую, фальшивую форму или униформу «nanchatte». Школьницы свой школьный комплект с нуля, поэтому у них обычно есть несколько видов юбок и других аксессуаров. Чаще всего предпочтение отдаётся бренду Eastboy.
Кроме, собственно, самого комплекта униформы, японские школьницы очень часто покупают и другую одежду и аксессуары к ней.
Какой бывает японская форма?
В Японии есть разные школы: муниципальные и частные. Они отличаются не только формой финансирования, но и строгостью правил. Тем не менее практически в каждой ученикам предписывается посещение занятий в специализированной одежде – школьной форме.
Ее вид устанавливается правилами учебного заведения. Муниципальные школы не очень строго следят за одеждой своих слушателей. Детям позволено ходить на уроки в обычных джинсах. Зато в частных все очень строго. Детям прививают уважение к учебному заведению. Ношение формы – это своего рода признак преданности школе.
Костюмы мальчиков и девочек создавались на основе матросской формы английских военных. Они состоят из различных элементов: брюк и юбок; кителей, курточек или пиджаков, свитеров и жилетов, рубашек и блузок. Еще в комплект часто входят гольфы или носки особенного цвета, даже сумки предлагается приобретать одного вида (не везде).
Как правильно подобрать хорошие колготки?
Если решила, что колготки в твоем гардеробе должны быть однозначно, то этот вопрос тебе тоже интересен.
Думаю, что каждая женщина хотя бы раз в жизни имела дело с колготками. Поэтому мы точно знаем сколько проблем с ними может быть. Они постоянно слетают, рвутся или торчат.
Ниже я дам несколько советов, которые помогут подобрать качественные и удобные колготки, и избежать таких проблем.
Совет №1. Выбирай колготки по своим размерам
Вообще с определением размера трудностей возникать не должно.
Если ты покупала колготки хотя бы раз, то точно знаешь какая цифра или буквы должны быть на упаковке.
Если нет, то на каждой упаковке колготок есть подсказка.
Сзади любой пачки есть таблица. В ней, на пересечении твоих показателей роста и веса, можно найти цифры (от 1 до 5) или буквы (XS, S, M, L, Xl, XXL), которые означают твой размер колготок.
Если цифра пограничная или ты сомневаешься в том, что точно знаешь вес/рост, то советую брать колготки бОльшего размера.
Да, на ноге они будут выглядеть чуть плотнее, чем должны. Но зато тебе не придется подтягивать их каждые пол часа.
Совет №2. Выбирай колготки с плоским швом
Шов — это место, в котором соединяются две половины одной пары колготок (правая и левая).
Располагается шов прямо посередине живота спереди и между двумя ягодицами сзади.
Поэтому если шов выпуклый — он точно будет заметен под облегающей одеждой.
Решение этой проблемы — колготки с плоским швом или бесшовные колготки.
Совет №3. Не покупай колготки с узкой резинкой
Узкая резинка будет перетягивать талию и создавать ненужные складки.
Поэтому лучше выбирать резинку, которая по ширине будет примерно такой же как ширина твоих двух пальцев и шире.
Совет №4
Обращай внимание на содержание лайкры в составе. Чем больше лайкры (или эластана), тем колготки прочнее и эластичнее
Чем больше лайкры (или эластана), тем колготки прочнее и эластичнее.
Поэтому, если не хочешь, чтобы колготки быстро рвались и скатывались, выбирай колготки с повышенным содержанием лайкры.
Оптимальный показатель для колготок, которые можно носить каждый день — 12-30%.
Совет №5. Выбирай колготки с усиленным мыском
Мысок — это передняя часть ступни. А еще место, где колготки часто начинают рваться.
Чтобы такой проблемы не было, можно купить колготки, где мысок усилен. То есть в передней части стопы колготки более плотные, чем по всей ноге.
Сразу скажу, что такие колготки могут подойти не всегда.
Например, если носишь туфли с глубоким вырезом до пальцев, тот самый усиленный мысок может быть заметен.
Совет №6
Если нужно скрыть небольшой живот, обрати внимание на колготки с завышенной талией. Лучше, если у них еще будет утяжка в районе талии
Этот элемент поможет немного сгладить силуэт
Лучше, если у них еще будет утяжка в районе талии. Этот элемент поможет немного сгладить силуэт.
Сразу скажу, что «вау эффекта» подтяжки от колготок ждать не стоит. Они повлияют на зону живота незначительно.
Если хочешь более сильной утяжки — лучше присмотреться к специальному корректирующему белью.
Кстати, у колготок с заниженной талией, эффект обратный. Если есть выступающий животик, заниженная талия может его даже подчеркнуть.
Совет №7. Ищи колготки с хлопковой ластовицей
Ластовица — небольшой кусок ткани, который вшивают в колготки в районе промежности.
У этой маленькой детали есть сразу несколько преимуществ:
повышает комфорт ношения колготок при ходьбе; позволяет носить колготки без нижнего белья; сохраняет тепло в холодную погоду; препятствует соприкосновению синтетики с женскими половыми органами (это важно для женского здоровья и снижения риска развития бактерий); снижает давление колготок на мочеиспускательный канал.
Поэтому для эстетики и женского здоровья очень важно покупать колготки именно с хлопковой ластовицей. На этом все
Здесь я рассказала тебе все, что знала о трендах, правилах носки и выборе колготок
На этом все. Здесь я рассказала тебе все, что знала о трендах, правилах носки и выборе колготок.
Полный гайд о том, как выглядеть дорого, не потратив на гардероб миллион!
Самые актуальные советы для экономии на покупке одежды.
Пошаговый план для создания идеального бюджетного гардероба.
Образы и капсула из массмаркета.
История появления
Известно, что в Японии во все времена приветствовалось ношение кимоно, длина которого значительно ниже колена. Как же в культуре страны, где издревле приветствуется длинная женская юбка, могли появиться мини-юбки?
В 90-х годах прошлого века в Японии была очень популярна поп-певица Намиэ Амуро. Ее главными элементами одежды были короткая юбка и высокие сапоги. После того как она стала известной, девушки в повседневной жизни начали носить мини-юбки, а этот период назвали «амуро-бум».
Способствовали их распространению и японские анимационные фильмы — аниме и манги. Стандарты женской красоты в аниме напоминают пропорции Барби: тонкая талия, длинные ноги, большие глаза. В Японии очень развита культура косплея, которая подразумевает внешнее копирование персонажа, что в определенной степени также спровоцировало всплеск внимания к японским юбкам в складку.
Таби
Про таби уже упоминалось выше как о носках, которые надевают под гэта или иногда под дзори. Однако японцы рассматривают таби как отдельный вид обуви, не деревянный, а из хлопковой материи. Таби имеют специальное углубление для ремешка, что делает их очень удобными в использовании.
Разновидность таби – дзико-таби – более похожа на башмак, так как здесь к традиционному таби присоединяется резиновая подошва. Такие башмаки позволяют ходить без иной обуви даже по влажной почве. Кроме того, дзико-таби не позволяют скользить в случае работы на скользких поверхностях, так как имеют на подошве специальные выемки, помогающие обеспечить пальцами лучшее сцепление.
Школы в Японии
По состоянию на май 2020 года в Японии действовало почти 20 тысяч начальных школ, большинство из которых, около 19,2 тысячи, были государственными школами. Государственные школы в Японии обычно предлагают обучение за более низкую плату по сравнению с частными школами из-за финансовой поддержки местного и национального правительства.
Японские зимы бывают невероятно суровы. Различные районы Японии могут быть полностью покрыты снегом, и в это время года невозможно долго оставаться на улице из-за холодных ветров, дующих с севера. С ноября по март даже в домах Токио холодно, как в подвалах Москвы.
Кстати, в японских школах отопления практически нет. В рекреационных зонах есть точки локального обогрева, где на переменах дети могут погреть руки и голые коленки.
В богатых муниципалитетах в лютые морозы могут использовать электрические, аккумуляторные, керосиновые и газовые обогреватели. Они устанавливаются в центре класса, и тогда сидящие близко обалдевают от жары и запаха керосина, а на последних партах мёрзнут.
Когда в Японии становится холодно, здравый смысл говорит, что носить теплую одежду — правильный путь. Конечно, если ваша школа требует, чтобы вы носили форму, вы лишены выбора, какими будут основные компоненты наряда вашего ребёнка. Правда, одна японская мать (@ hanacoppy) как то решила, что она могла бы по крайней мере защитить свою дочь (неизвестного возраста) от холода немного лучше, и одела девочке колготки под форменную юбку.
Администрация в школе, однако, была не согласна с этим несанкционированным добавлением.
Одна из очевидных причин, по которым школам нужна форма, заключается в том, что она должна дисциплинирует учеников. Общая философия такова: «Дети должны научиться переносить трудности. Поэтому они должны дрожать и потеть, а также излишне рисковать обморожением и тепловым ударом, чтобы развить силу духа».
Не нужно тратить умственную энергию на решение, что надеть, или сравнивать свою одежду с одеждой ваших одноклассников
Теперь мы можем надеяться, что их молодые умы смогут полностью сосредоточиться на жизненно важном образовательном контенте, который предоставляют их учителя и учебники!
Тем не менее упрямая мамаша утверждает, что школьная политика в отношении колгот является совершенно отсталой и дикой с точки зрения помощи детям в обучении. «За всю свою жизнь я не могу припомнить, чтобы когда-либо я могла сосредоточиться, пока думала: «У меня заледенели ноги», — сказала расстроенная мама. «Разве администраторы никогда не слышали о цукан сокунецу ?» — продолжила она, ссылаясь на общепринятую японскую идею, которая буквально переводится как «холодная голова, теплые ноги», и считает, что это самая здоровая комбинация, чтобы держать свое тело в тонусе.
Школьные правила – стресс и для детей, и для преподавателей
Сунага Юдзи говорит, что проблема не исчерпывается только нелогичностью школьных правил. Дело ещё и в том, что на их основании применяются телесные наказания, и даже более того, ученикам иногда выдвигают требования, которые даже не следуют напрямую из этих правил, из-за чего дети испытывают излишний стресс. Таким образом, такие правила порождают проблемы второго и третьего уровня.
К примеру, если кто-то один нарушил правила, ответственность могут возложить на весь класс, могут громко отругать перед другими учениками. Такими методами учеников запугивают, чтобы они и не вздумали нарушать правила школы, и ученики начинают следить друг за другом. Как средство самозащиты они стремятся нисколько не выделяться из общего стандарта, а то меньшинство, которое всё-таки выделяется, бойкотируют. Это иногда становится причиной издевательств, и нередки случаи, когда дети просто не могут жить в такой напряжённой обстановке и отказываются посещать школу.
По его словам, одна женщина призналась, что очень переживала, не нарушает ли она правила ношения школьной формы даже в мелочах, ей было тяжело в обстановке, когда одноклассники следили друг за другом даже в большей степени, чем требовали правила, и начала пропускать школу, а один мужчина, родившийся в международном браке между гражданами Японии и США, рассказывал, что со стороны учителей к его цвету волос никто не придирался, но одноклассники, привыкшие отвергать всех, кто выделяется, обвиняли его в нарушении правил, так что ему пришлось отказаться от посещения школы.
Сунага Юдзи считает, что одной только критикой учителей и школы проблему не решить. На самом деле на сайт проекта пишут не только измученные школьными правилами ученики, там раздаются и крики о помощи со стороны учителей. Они пишут, что сами не понимают, чем обоснованы правила и не могут это объяснить детям, но обязаны следить за их соблюдением. Чувствуя противоречивость правил, не могут ничего с этим поделать, потому что на собраниях работников школы побеждает мнение вышестоящих, у которых есть право голоса – директора, завуча и т. п. Пишут, что учителей, которые становятся на сторону учеников, могут и отстранить от работы. Таким образом, становятся очевидны и актуальные проблемы учителей, зажатых в тисках между школьной системой и интересами учеников.
Японская школьная форма для мальчиков
У мальчиков выбор школьной формы не так велик, как у девочек. Для них обязательными являются пиджак и брюки. До седьмого класса мальчики ходят в шортах независимо от погодных условий. И лишь затем им позволяется носить брюки в школу.
Японская школьная форма для мальчиков
«Гакуран» — так именуют форму для мальчиков в средних и старших классах. В зависимости от указаний школы, к форме может надеваться галстук. Во многих учебных заведениях форма для школьников отличается цветами и кроем.
Традиционные оттенки формы для мальчиков – черные, синие и коричневые. Допускается отложной воротник на пиджаке, или воротник-стойка.
Ограничен и выбор рубашек под школьные пиджаки. По традиции, и девочки, и мальчики отдают предпочтение блузкам и рубашкам белого цвета. Рубашки носят, как с коротким, так и с длинным рукавом. Разнообразие в такие жесткие рамки можно внести, если украсить портфель различными брелоками и подобными аксессуарами.
Японская школьная форма для мальчиков
Помимо основной одежды, у любой школы есть и школьные головные уборки. Ими могут служить шляпы или кепи определенного цвета. В частных учебных заведениях требования к внешнему виду учащихся значительно строже, чем в муниципальных.
Подростки мужского пола не переносят традиции школьной формы на повседневную одежду. А вот взрослые девушки вполне приемлют элементы от нее в повседневном гардеробе.
Что происходит
В японской школе девочкам запретили делать прическу «хвостик», пишет Vice. Руководство объясняет это опасениями, что обнаженный затылок может «сексуально возбуждать» мальчиков.
- При этом в некоторых образовательных учреждениях, где запрещено носить хвост, разрешены стрижки боб, которые тоже обнажают шею и затылок. А вот популярная в азиатских странах стрижка two-block haircut не приветствуется.
- Строгие правила по отношению к внешнему виду в школах давно вызывают возмущение среди общественности. Учащиеся постоянно жалуются на то, что школы игнорируют просьбы японского правительства изменить внутренний регламент (рекомендации властей не имеют обязательной юридической силы, и их несоблюдение не предусматривает наказания).
- Социологи говорят, что ограничения культивируют у студентов ощущение, что «их тела им не принадлежат».
Школьная форма для девочек
Барышни во всех странах стремятся украсить себя, выделиться из толпы. Японским школьницам в этом, как ни странно, помогает школьная форма.
Она, как правило, состоит из клетчатой или однотонной юбки в складку. Длина этого предмета туалета тоже строго регламентируется. Так, считается, что подол должен быть выше коленок на 15 см. Это идеальная длина. Однако в последнее время японским девочкам полюбились миди. Некоторые школы разрешили делать юбочки подлиннее.
В комплект входят также рубашки с гюйсом (морскими широкими воротниками). Их вид, форму и цвет устанавливает школьный устав.
Кроме этого, некоторые учебные заведения предлагают ученицам пиджаки специальной формы, рубашки, жилеты или джемпера на холодный период. Кстати, девочки предпочитают носить теплые вещи скромных цветов. Среди них преобладают бежевые, серые, черные, синие.
Аксессуары и обувь
Ученицам полагается ходить на занятия с голыми ногами. Утеплиться позволительно только носками. Классическая форма включает в себя гольфы до колена. Цвет их гармонирует с форменной одеждой.
Нынешние школьницы отступают от строгих правил. Они приобретают носки до середины икры или совсем коротенькие. Это веяние времени. Также в Японии популярны гетры гармошкой. Чтобы они не падали на туфли, девочки приклеивают их специальным средством.
Школьные сумки тоже имеют строгий вид. Иногда учебное заведение обязывает приобретать портфель только определенной формы и фирмы. Они обычно изготовляются из кожи и полиэтилена. Последнее время у школьниц вошли в моду рюкзаки. Однако сумки школьниц всегда имеют скромный, неброский вид. Украшают их фенечками. Именно японские модницы подарили этот тренд миру.
На обувь строгость правил не распространяется, здесь, скорее, действует традиция. Японские девушки предпочитают мокасины. Цвет обуви черный или коричневый. Каблук – минимальный. Кстати, шпильки или платформа считаются дурным тоном в школе. Все ходят в удобной обуви с плоской подошвой или с маленьким каблуком.
Форма японских школьниц
О строгих требованиях к школьной форме нынешние российские учащиеся начальной школы знают исключительно по рассказам. Сегодня образовательное учреждение чаще устанавливает требования к наружному виду, реже диктует, во что именно должен быть одет воспитанник.
А в стране восходящего солнца от обязательной для всех школьной формы не отказались.
В тёплую погоду
Классическая форма в себя включает несколько базовых вещей.
- Юбка тёмной расцветки. По правилам она обязана быть до колена. В старших классах разрешена длина на пару сантиметров короче.
- С юбкой одевают блузку и жакет с эмблемой собственного образовательного учреждения.
- В определенных школах частью формы являются гольфы.
- Обувь на плоской подошве или небольшом каблучке. Обувь на больших каблуках на занятиях не приветствуется.
В холодную погоду
Хоть зимы в стране восходящего солнца не такие лютые, как в наших широтах, снег и минусовая температура для японцев привычны. Но даже в холодную погоду японским школьницам запрещено одевать колготки под юбку.
Сейчас руководство многих школ идёт навстречу детям. Как вариант школьной формы, им крайне редко не запрещается одевать колготки либо даже брюки, тёплый свитер или жилет. Но эта практика пока ещё не носит глобальный характер.
Реформы образования
В японских школах в последние годы все же видят немало проблем, которые требуют перемен в системе образования. Беспокойство вызывает растущее с каждым годом число прогульщиков, которые не хотят посещать уроки. Среди причин — плохие отношения с учителями, буллинг, жесткие школьные правила и запреты, а также большая учебная нагрузка. Перед правительством стоит задача снизить давление на учеников и перегруженность занятиями.
К тому же консервативность японской системы образования привела к тому, что Страна восходящего солнца стала отставать от современных требований к навыкам и умениям выпускников. В связи с этим в 2020 году правительство начало реформу образования. В школах увеличивается количество часов для изучения английского языка, смещается акцент с зазубривания правил на активное критическое освоение материала и идет цифровизация образования: «один ученик — один планшет». Каждому школьнику должны предоставить планшет с набором из учебников по все дисциплинам.
Материалы по теме:
- «Учиться меньше, да лучше»: секреты финского образования
- Играючи и без «обязаловки»: необычные практики канадских школ
- Глазами родителя: 9 принципиальных отличий американской школы от российской
Окобо
Этот вид японской обуви является разновидностью поккури-гэта. Он предназначен для учениц гейш и представляет собою туфли на высокой подошве со скошенным у носка углом. Их высота колебалась в районе 14 см. Однако наиболее высокого ранга гейши носили и очень высокие окобо, такие, что передвигаться без посторонней помощи было практически невозможно. Преимущество этого типа туфель заключалось в том, что в них можно было, не пачкая ног, передвигаться по достаточно серьезному грязевому слою. А ведь если вспомнить особенности климатических условий Японии, то многочисленные реки, часто выходящие из берегов, несут с собою много грязи, которую оставляют, уходя обратно в свое русло.
Радостно книгу возьмите — и в класс
Сам феномен отказа японских детей от посещения школы не нов. На протяжении второй половины ХХ века отношение к этой проблеме, равно как и термины, которые использовались для ее описания, неоднократно менялись.
В 1950-1970-е общественный дискурс приравнивал отказ ребенка от посещения школы к психическому отклонению. Его даже называли соответственно: «синдром боязни школы» (гакко кёфусё
). Сторонники этой теории утверждали, что нежелание ребенка посещать школу объясняется некой биологической предрасположенностью, которая не позволяет ребенку полноценно интегрироваться в общество. Доходило до того, что детей отправляли в психлечебницы.
В 1970-1980-х стало популярным мнение, что виной происходящему избалованность и «тепличное» воспитание детей. Таким образом вина возлагалась уже на родителей, которым предлагалось проявить жесткость к ребенку. Отражено это и в термине, который тогда был в обиходе: тококёхи
, или «отказ от посещения школы».
Отношение к проблеме начинало меняться в середине 1990-х. Постепенно пришло понимание, что тококёхи — вовсе не показатель испорченности ребенка. Возникли организации, которые призывали реформировать систему образования и сделать атмосферу в школе более благоприятной для детей.
С 1998 года закрепился более нейтральный термин футоко
, буквально означающий «непосещение школы» или «прогул». Со временем это явление переросло в масштабную социальную проблему: под футоко стали понимать не просто прогулы, а психологическую неспособность ребенка переступить порог школы из-за сформировавшейся фобии.
Ребенок играет в Nintendo
Фото: Toru Hanai / Reuters
Стоит отметить, что девять классов школы — шесть начальной и три средней — это обязательное образование для граждан Японии. Но даже такие правила не помогают: на протяжении последних семи лет число школьников, прекративших ходить на занятия, неуклонно растет.
181 272учащихся младших и средних классов
из 9,5 миллиона отказались ходить в школу в 2021 году (по данным Минобразования Японии)
Согласно опросу японского телеканала NHK, основных причин непосещения школы три. На первом месте — отношения с преподавателем (23 процента), на втором — травля со стороны сверстников, на третьем — жесткие школьные правила и запреты (по 21 проценту). Причиной для буллинга может стать что угодно — от слишком высокого роста до робости.
612 496случаев буллинга
зафиксировало Минобразования Японии в 2021 году
И это лишь официальная статистика. Активисты предупреждают: проблема может быть значительно серьезнее, ведь далеко не все дети решаются сообщить о пережитых издевательствах.
Вследствие стресса, с которым сталкивается японская молодежь, растет и другая, более печальная статистика. В 2021 году в Японии было зафиксировано рекордно низкое число суицидов, но в возрастной группе от 10 до 19 лет этот показатель, напротив, подскочил сразу на 60 человек — до 659. За 2020-й окончательной статистики еще нет, однако даже предварительная показала рост числа самоубийств на фоне пандемии коронавируса. Отмечалось, что и число смертей среди школьников за неполный год было выше, чем в аналогичный период годом ранее.
По данным Всемирной организации здравоохранения, Япония — единственная экономически развитая страна, в которой самоубийство является главной причиной смерти молодых людей в возрасте от 15 до 34 лет
Национальная школьная форма: традиции и правила
Школы в Японии делятся на две категории: частные и муниципальные. Они отличаются в финансировании, учебными программами и внутренними правилами. Но для всех школ Японии существует единый закон: обязательная национальная школьная одежда.
Правила учебного заведения регламентируют ношение костюма. Модели строятся по классическому принципу: светлый верх и темный низ. В учебных заведениях функционируют три типа одежды:
- для начальной школы;
- для средней школы;
- для старшей школы.
Классический костюм японских школьников состоит из шести обязательных предметов:
- юбка у девочек, шорты или брюки у мальчиков;
- девичья блузка и мальчиковая рубашка;
- жакет или пиджак;
- аксессуары: галстук, бант или лента;
- носки и гольфы;
- темная обувь.
Зачем украшения, если можно сделать красивую прическу?
Единственной отрадой для женщин стали заколки, точнее традиционные украшения для волос — кандзаси, что в буквальном переводе означает «воткнутые в волосы». Они появились в Японии достаточно поздно, так как до начала 17-го века прически японок были достаточно простыми и украшались деревянными шпильками -палочками, которые носили скорее для защиты от злых духов, чем для красоты.
Но когда пришла мода на сложные многоуровневые прически заколки стали способом сообщить окружающим о своем возрасте, статусе и сословной принадлежности. Японская традиция насчитывает около двадцати видов украшений для волос: маэдзаси, татисаси, магэсаси, бира, тирикан итидомэ, мацуба, мимикаки… перечислять и описывать все – закружится голова! Из этих украшений как из букв японки могли без слов рассказать свою историю – кто она, откуда, кто ее супруг, и чем занимается ее семья.
С особым трепетом к украшениям для волос относились гейши. И казалось бы, самые красивые украшения должны были носить «состоявшиеся» представительницы этой профессии. Но нет! Гейши носили в большинстве случаев простые деревянные гребни, в то время как их ученицы – сложносочиненные украшения с камнями и цветами.