Религиозные традиции
Практически все национальные обычаи и традиции у евреев так или иначе связаны с религией, которая регламентирует все сферы их жизни. Даже календарей у этого народа два: в повседневной жизни используется общепринятый юлианский, а религиозное летоисчисление ведется от даты сотворения мира (то есть в настоящий момент идет уже 5778 год). В календаре евреев отмечены праздничные и траурные даты, которые связаны со знаменательными событиями в жизни народа, описанными в священных книгах.
Самым значительным из праздников считается Новый год (Рош-А-Шона). Его отмечают в новолуние месяца тишрей (по юлианскому календарю это сентябрь-октябрь месяц). Середина осени считается временем, подходящим для осмысления уходящего года, оценки совершенных дел и раскаяния в неблаговидных поступках. На стол подают символические блюда:
- рыбьи головы как пожелание руководствоваться в своих действиях умом, а не эмоциями;
- овощи и фрукты, чтобы следующий год был щедрым;
- яблоки с медом, чтобы год был сладким;
- гранат, зерна которого символизируют многочисленные добрые события в жизни.
Кроме Рош-А-Шона, к традиционным еврейским праздникам относятся:
- Пейсах ― семидневный праздник в честь Исхода израильтян из Египта.
- Иом-Кипур ― день поста, покаяния и молитв об отпущении грехов.
- Суккот ― семидневный праздник, напоминание о сорокалетних скитаниях народа в пустыне. Для Суккота сооружается специальный шалаш, и все трапезы совершаются вне дома.
- Пурим ― праздник в память о спасении иудеев в V столетии до Р.Х от истребления.
- Рош Ходеш ― отмечается в первый день лунного месяца.
- Ташлих ― религиозный очистительный обряд, который проводится в первый день Рош а-Шана. Еврейские семьи приходят на берега водоемов и совершают молитву о прощении грехов. Затем выворачивают карманы, отряхивают полы одежды, символически сбрасывая с себя прошлые грехи, и бросают в воду крошки хлеба для рыб.
Еврейские праздники обычно начинаются вечером, когда, согласно Торе, зарождается новый день. Галаха (еврейский закон) во время праздника запрещает выполнять любую работу, исключение составляет приготовление пищи. Праздничный день должен проводиться исключительно в отдыхе и молитвах, которые рекомендуется читать в общине, насчитывающей не меньше 10 взрослых мужчин. Считается, что молитва ― это коллективное служение Всевышнему.
Отличительной особенностью еврейских религиозных праздников является их массовость, Перед Всевышним все равны, поэтому в праздничном действе принимают участие и взрослые, и дети. Проведение праздничной трапезы начинается с обязательных ритуалов благословения на вино и хлеб, омовения рук, и только после этого иудеи садятся за стол.
Откладывайте деньги
Необязательно покупать детям брендовые вещи, из которых они вырастут максимум за один сезон. Нет ничего плохого в том, чтобы забирать одежду у знакомых. А на сэкономленные деньги стоит открыть вклад. Если размещать на него средства каждый раз, когда хочется купить что-то дорогое и бессмысленное, к совершеннолетию ребенка накопится довольно внушительная сумма, которую можно будет потратить на что-то полезное.
Не стоит думать, что при таком подходе сын или дочь лишаются детства. Но, будучи взрослыми, они вряд ли вспомнят о дорогой игрушке или смартфоне, подаренном на 3-летие. А вот финансовой подушке безопасности будут искренне благодарны.
Если боитесь обесценивания денег и гиперинфляции, задумайтесь об альтернативных вариантах вложения: в ценные бумаги или драгметаллы.
Необычные еврейские обычаи
У евреев есть интересные и необычные традиции и обычаи, которые у других народов не встречаются.
Шаббат
В переводе с иврита – «шаббат» означает «отдых, воздержание от работы». Считается, что Бог сотворил мир за 6 дней, начав с воскресенья, а на седьмой день, в субботу, отдыхал. Поэтому и людям в субботу запрещен любой физический или умственный труд. В некоторых современных еврейских многоэтажках даже есть специальные лифты, которые автоматически останавливаются на каждом этаже, чтобы человек при пользовании такой техникой не совершал никаких действий. Нарушить Шаббат разрешается только ради спасения человеческой жизни.
Кашрут
Это свод правил, который касается пищевых ограничений, и содержит перечень продуктов питания, разрешенных и запрещенных к употреблению.
- Кошерным (разрешенным для употребления) считается мясо только тех животных, которые имеют раздвоенные копыта и относятся к жвачным. Причем должны иметь место оба признака (у свиньи копыта раздвоенные, но она к жвачным животным не относится, поэтому свинину евреям есть запрещено).
- Из птиц можно есть только выращенных в домашних условиях.
- Разрешены виды рыбы, имеющие чешую и плавники.
- Вино разрешено употреблять только изготовленное верующим евреем-виноделом.
- Нельзя смешивать молоко и мясо ― ни в процессе приготовления блюд, ни в трапезе. Перерыв между попаданием мясной и молочной пищи в желудок должен составлять не меньше 6 часов.
Цдака
Одной из основных заповедей иудаизма является оказание помощи нуждающимся («Цдака»). По традиции, у евреев принято в праздники подавать милостыню ― деньги или продукты. При этом делать это нужно, закрыв лицо маской: считается, что анонимность благодеяния убережет подающего от гордыни и подчеркнет, что подаяние, как и любая помощь ― не услуга, а восстановление справедливости.
Камни вместо цветов
На еврейских кладбищах не увидишь цветов, принесенных на похоронах или при посещении могил. Вместо цветов на надгробных камнях лежат камешки. В иудаизме считается, что камень символизирует вечность, и, помещая его на могильной плите усопшего, ты оставляешь рядом с ним частицу своей души.
Семейные традиции
Еврейские семьи известны своей прочностью и взаимной заботой. Семейная жизнь строго регламентируется Торой и библейскими канонами. Семьи создаются рано, юноши часто женятся в возрасте 20 лет, девушкам разрешено вступать в брак с 15 лет. Брак с человеком другой национальности не признается законным, даже если он скреплен официальным гражданским актом.
Свадьба
Свадьба («кидушин») согласно национальным традициям евреев, проводится осенью. Для новобрачных сооружается отдельный навес (хула), символизирующий их будущий общий дом. Жених и невеста становятся под балдахин, жених одевает своей суженой кольцо и произносит: «Этим кольцом согласно вере и закону Израиля ты посвящаешься мне». После этого начинается свадебный пир, который длится 7 дней. Застолье сопровождается игрой еврейского оркестра ― скрипки, цимбал, лютни и бубен.
По обычаю, после свадьбы родители на два года предлагают новобрачным кров и стол. Для молодых это и материальная поддержка, и нечто вроде «семейной интернатуры»: они учатся у родителей взаимному уважению и заботе друг о друге.
Семейная жизнь
Важную часть религиозного кодекса евреев составляют семейные традиции. Семья является основой еврейской общины и считается нерушимой, за каждым из ее членов признаются определенные права и обязанности.
Моральное поведение супругов должно быть безупречным. Так, Тора запрещает мужчине даже прикасаться к чужой жене, сестре, дочери или матери. Если замужняя женщина опорочила себя слишком вольным поведением, муж может потребовать официального развода. И повторно выйти замуж разведенная женщина имеет право за любого мужчину, кроме того, с кем совершила супружескую измену.
Тора требует от супругов сохранения душевной чистоты и цельности чувств. Чтобы сексуальные отношения супругов много лет не теряли новизны, и между ними надолго сохранялось состояние «медового месяца», мужу и жене запрещено спать в одной постели: в еврейской спальне должно стоять две кровати.
Рождение детей
Значимым событием в еврейской семье является появление ребенка. Национальность детей определяется не по отцу, как у других народов, а по матери. То есть если мать еврейка, ребенок ― еврей, независимо от того, какой национальности его отец. Если же отец ребенка еврей, а мать ― не еврейка, их ребенок евреем не считается. Ребенок, рожденный вне брака, незамужней женщиной, не считается незаконнорожденным, и в правах не ущемляется. Еще одна отличительная особенность еврейской семьи ― отцы заботятся о детях так же самоотверженно, как и матери.
С рождением ребенка у иудеев связан особый обряд, означающий принятие мальчика в религиозную общину ― обрезание (циркумизация, брит). Это хирургическая мини-операция по удалению крайней плоти, которая проводится мальчикам на восьмой день после рождения, хотя такой обряд может совершаться над мужчинами любого возраста. Обрезание выполняет мохел (моэль) ― человек, для которого совершение обрезания является единственной работой. Такой обычай есть и у некоторых других народов, но только евреи придают ему особое значение, считая обрезание выполнением одной из Господних заповедей.
Проводы в последний путь
Похороны у евреев раньше были довольно сложной и долгой процедурой, в настоящее время проводы в последний путь значительно упрощены. Усопшего хоронят в простом светлом одеянии, считается, что дорогие одежды нарушают принцип всеобщего равенства перед Господом. Над покойником дома и в церкви читаются молитвы, после чего тело предают земле. Кремацию Тора запрещает, но сегодня традиции евреев, проживающих в России и других европейских странах, допускают кремирование, если на то была прижизненная воля покойного. Цветы на могилу приносить не принято, вместо них на надгробие кладут камешки.
Траур по покойнику включает три периода. Первый (шива) продолжается неделю. В это время скорбящие не должны заниматься никакой работой. Второй (шлошим) длится 30 дней, в этот период сохраняются только основные, внешние элементы траура. Третий период, который соблюдается только в случае смерти родителей или ребенка, длится год.
Реформистский (либеральный) иудаизм
Это течение появилось в начале XIX века как попытка сделать иудаизм более современной религией, ослабить пищевые ограничения, допустить проведение богослужений не только на иврите. Реформы коснулись изучения Библии в школе; так, изымалось утверждение, что Моисей написал пять книг Торы.
У евреев, принадлежащих к консервативному и реформистскому течениям, служба в синагогах проводится на языке страны, в которой они живут. Они соблюдают некоторые пищевые законы, но далеко не все, как это делают ортодоксы. Хотя многие ортодоксальные евреи принимают участие в социальной и политической жизни, консерваторы и реформисты проявляют гораздо большую активность.
Осим хаим — Наслаждаемся жизнью
Мне было чуть больше тридцати, когда я узнала, что на привычный вопрос «Чем вы сейчас занимаетесь?» можно отвечать: «Осим хаим». «Наслаждаемся жизнью». Впервые это выражение я услышала здесь, в Израиле. Дословный его перевод: «делаем жизнь».
Городское кафе. Полдень. За соседним столиком сидит пожилая пара. Он и она. Не муж и жена, нет. Скорее старые знакомые или друзья.Они непринужденно болтают, немного флиртуют, пьют кофе. Вдруг раздается телефонный звонок. Кто-то на том конце провода спрашивает его: «Что ты делаешь?» А он: «Осим хаим». Наслаждаюсь жизнью.
Не решаю проблемы, не зарабатываю деньги, не ищу ответы на вопросы, не ставлю цели и достигаю их, не худею, в конце концов, нет! Просто наслаждаюсь жизнью.
Эта игра слов меня буквально заколдовала, и я поняла, что тоже хочу научиться этому «осиму».
Первый урок мне преподнес владелец зоомагазина, когда ранним утром я забежала к нему за кормом для собаки. Он уже открыл свою лавочку, но еще не успел проснуться, поэтому медленно раскладывал свой товар. Я по отработанной годами московской привычке стала объяснять, что мне надо быстро и срочно.
На это хозяин лавочки достал из клетки маленького кролика и положил его в мои руки. В этот момент я поняла: так вот ты какой — осим хаим!
Время для меня остановилось. Гладить пушистый теплый комочек хотелось часами. И смотреть, смотреть завороженно на неторопливую работу продавца.
Потом было много других уроков, каждый из которых приносил мне счастье.
Например, сегодня я точно знаю, где готовят самый вкусный кофе в Тель-Авиве.
Самый вкусный он не из-за вкуса, нет. Просто в этом месте собирается такая яркая публика с такими потрясающими собаками! Наблюдать за этим миром, неторопливо попивая кофе, — это для меня осим хаим.
Или. Я никогда не знала, что кормить лошадь — это кайф. Тактильный, душевный. Я с детства боялась к ним подойти. Но в Израиле на конюшне хозяйка прекрасных лошадей с улыбкой предложила мне попробовать перебороть страх, протянув лошади яблоко.
И вот, широко раскрывая огромный рот с отменными зубами, он или она протягивали морду к моей дрожащей руке и очень нежно, только влажными губами и теплым шершавым языком слизывали с ладони яблоко. На этом месте у меня слова заканчивались.
Но самый главный урок осим хаим я усвоила два года назад на дороге.
Это произошло в тот самый момент, когда я накрыла дочь своим телом. Мы с Соней ехали домой в машине и услышали вой сирены. Дело было летом 2014 года, шла операция «Нерушимая скала», и мы попали под ракетный обстрел.
Следуя инструкциям, я заглушила машину, достала ребенка из автокресла, уложила ее на дорогу и накрыла собой. Я до сих пор хорошо помню взрывную волну от сбитой ракеты, прокатившуюся по моему телу, и шепот
дочери: «Мама, ты сейчас меня раздавишь». Так крепко я ее «накрыла».
После этого случая мир вокруг меня заиграл совершенно иными красками. И я наконец по-настоящему поняла, что означает осим хаим: «наслаждаться жизнью здесь и сейчас!»
Богатство- это не то, в какой ты шубе ходишь, на какой машине ты ездишь и какой крутой телефон у тебя в руках! Богатство — это живые родители, здоровые дети, надежные друзья и крепкое плечо любимого человека!
Если вы способны видеть, ходить, говорить, любить и каждое утро вставать с постели — вы сказочно богатый человек!
Жалуясь на жизнь, подумайте о тех, кто рано из неё ушел.
Жалуясь на мужа, представьте, сколько девушек мечтают выйти замуж.
Жалуясь на своих непослушных детей, подумайте о тех, кто каждый день молит Бога об их появлении. Цените то, что имеете.
Есть три ловушки, которые воруют радость и мир: сожаление о прошлом, тревога за будущее и неблагодарность за настоящее.
На протяжении всей моей жизни, я всегда боюсь потерять людей, которых я люблю. Иногда я задаюсь вопросом, есть ли хоть кто-то, кто так же боится потерять меня?
Если вам удастся найти кого-то, с кем вы можете обняться и закрыть глаза на весь мир, вам повезло!!!
Иногда чудеса бывают такими крошечными, что люди их просто не замечают.
Люди —странные существа. Гадости делают друг другу, а прощения просят у Бога.
Мы рождаемся с криком, умираем со стоном. Остаётся только жить со смехом (ВиктОр Гюго)…»
Евгения Шустиковахуд. О. Протас
Пищевые законы
Еврейские пищевые законы (так называемый кашрут) определяют, что можно есть, как должны забиваться животные, как следует обрабатывать продукты и готовить пищу, как принимать ее. Еда бывает кошерной (разрешенной) и трефной (неразрешенной). Единственными наземными животными, которых дозволяется принимать в пищу, являются жвачные, с раздвоенными копытами. Хорошо известен запрет на употребление свинины, но трефными являются также кролики, зайцы, верблюды и др. Из морских видов можно есть только те, у которых есть чешуя и плавники, поэтому моллюски и ракообразные являются трефными. Животные и птица должны забиваться правильным образом специалистом-евреем; определенные части туш животных в пищу не употребляются. Из туш животных самым тщательным образом удаляется кровь. Мясные продукты нельзя употреблять вместе с молочными, нельзя есть мясное и молочное в течение одного приема пиши. Женщины из ортодоксальных семей следят за тем, чтобы на всех стадиях приготовления пиши кухонная утварь для мясного не смешивалась с кухонной утварью для молочного. Для этих видов пиши используются разные наборы посуды, их хранят в разных шкафчиках и моют отдельно.
Поделиться ссылкой
В России все немного по-другому
Далеко не все российские родители задумываются о будущем своих детей, хотя имеющаяся статистика все же радует. О необходимости откладывать деньги на их будущее заявило 62% опрошенных жителей крупных и средних городов страны. При этом о будущем детей чаще задумываются мамы. Считают нужным копить на поддержку детей 65% женщин. Стоит отметить, что доля мужчин, ответивших положительно на этот вопрос, тоже достаточно высока – 59%.
Основными целями накоплений опрошенные назвали оплату обучения (70%) и покупку квартиры (53%) ребенку. Еще 14% собирают деньги, чтобы отдать их дочери или сыну, когда те вырастут, а 8% передадут сбережения по наследству.
Спрос россиян на скутеры и мотоциклы растёт
Магазин монотоваров: концепция и прибыльные бизнес-идеи
Пополнение в семье: важные жизненные события, на которые нужно копить заранее
Ведение подобной статистики позволило понять, что со временем россияне начинают чаще задумываться о будущем своих детей и их финансовом благополучии. Еще 5 лет назад ситуация была куда хуже. Тогда всего 14% жителей страны откладывали деньги на обучение ребенка (сейчас их 70%).
Мы не должны забывать о том, что достичь финансовой стабильности проще, если начинать не с нуля. Чем больше времени и сил будет потрачено на это сейчас, тем легче будет ребенку в будущем. Воспользуйтесь приведенными ниже советами, чтобы обеспечить своим детям безбедную жизнь.
Просто и прибыльно: стоит ли открывать игровую комнату для детей
Лучший аспект месяца для Водолеев: денежный гороскоп на июнь 2022
Ждем, что будет более полезным: почему совет успешных людей не всегда помогает
Священные места и паломничество
Земля Израиля имеет для евреев особое значение. Согласно Библии, Бог завещал Аврааму и его потомкам Землю Ханаанскую. Евреи по-разному оценивают права своего народа на этот регион. Часть ортодоксальных евреев уверены, что евреи имеют право на землю в пределах границ, указанных в Библии, даже если для реализации этого права требуется выселить другие народы. Другие считают, что после многих столетий преследований евреи должны иметь собственное государство, но менее озабочены тем, насколько его границы совпадут с библейскими. Некоторые общины ультраортодоксальных евреев находятся в оппозиции к государству Израиль, уверовав, что сначала должен прийти Мессия, который и решит все. Хотя нет никаких предписаний относительно паломничества в Израиль, многие евреи стараются приезжать туда как можно чаще. В пределах самого Израиля самым священным местом является Западная Стена в Старом городе в Иерусалиме.
Традиционные еврейские блюда
Еврейская кухня ― одна из строго регламентированных религиозными обычаями. Из-за необходимости придерживаться обусловленных требованиями Торы традиций даже краткий список продуктов, запрещенных евреям, довольно широк. Тем не менее, в еврейском меню преобладают блюда, которые отличаются прекрасным вкусом и высокой биологической ценностью, в их состав входят легко усваиваемые и полезные для организма вещества.
ТОП-10 самых популярных еврейских блюд:
- Фаршированная рыба. Это национальное еврейское блюдо занимает почетное место на столе в любой праздник, а на Рош-А-Шона его готовят обязательно.
- Форшмак (в переводе с иврита – «предвкушение»). Паштет, приготовленный из селедки, отварного картофеля, сваренных вкрутую яиц и лука.
- Пастрома. Говядина со специями и приправами, запеченная в духовке большим куском. Подается в холодном виде.
- Хала. Праздничный хлеб из сдобного дрожжевого теста.
- Маца. Тонкая пресная лепешка, которую едят на Пасху вместо хлеба.
- Паштида. Особый вид заливного пирога с начинкой из мяса, колбасы, рыбы или овощей.
- Чолнт (хамин). Древнее еврейское блюдо, мясное рагу из бобов или фасоли. Хамин готовят в пятницу, чтобы есть в субботу, когда по требованиям Шаббата готовить пищу нельзя.
- Фалафель. Закуска в виде жареных во фритюре шариков из перемолотого нута или фасоли.
- Кугель. Запеканка из тертого картофеля, риса или лапши с мясом или шкварками.
- Цимес. Десертное блюдо, приготовленное из жареной моркови, чернослива, кураги, изюма, меда и корицы.
Киббуцы
Праздник урожая в киббуце
Получила распространение практика, когда молодые люди, живущие за пределами Израиля, приезжают на некоторое время в Израиль учиться и работать, причем часто они работают и учатся в киббу-цах. Эти сельскохозяйственные объединения впервые появились в 1909 году. Их основателями были небольшие группы в двадцать — тридцать человек, начавшие выращивать сельскохозяйственные растения на пустынных землях Палестины. Сегодня тысячи людей живут в киббуцах. Некоторые проводят здесь всю жизнь, тогда как другие приезжают, чтобы пожить и поработать в течение нескольких месяцев или лет. В киббуцах нет частной собственности: земля, заводики, дома и сельскохозяйственные животные принадлежат сообществу.
Некоторые киббуцы открыты для людей всех национальностей и религий. Другие являются религиозными, в них соблюдаются еврейские законы.
Иудаизм дома
Еврейский мясник за работой. Вся кровь из мяса удаляется с помощью соли.
Хотя синагога — важная составляющая еврейской жизни, средоточием религиозной жизни является дом, семья. Это место, где отмечается большинство праздников и празднуется Шаббат.
Детальное выполнение Законов Моисеевых также относится к сфере повседневной жизни, протекающей в семье.
Важный аспект еврейской жизни — гостеприимство. В Торе есть рассказ о том, как Авраам и Сара принимали незнакомцев, которые на самом деле были ангелами, и этот пример важен для еврейских семей. Незнакомцев часто приглашают на Шаббат; туристы могут быть уверены, что во время праздников встретят к себе теплое отношение. Не только в синагоге, но и в семье также принято изучать Тору и произносить молитвы.
Иудаизм вне дома. Тревога о сохранении еврейского самосознания заставляет многих родителей побуждать детей вступать в еврейские клубы и организации, посещать еврейские школы и выбирать спутника жизни в среде иудаистов. Некоторые евреи учатся в ешивах — талмудических учебных заведениях, в которых изучают Тору и раввинистическую литературу. Традиционно в ешивах могут учиться только мужчины. Многие реформисты и консервативные евреи со времен холокоста проявляют большой интерес к межконфессиональному диалогу, прежде всего с христианами и мусульманами.