Александр пушкин ~ сказка о попе и о работнике его балде (+ анализ)

Толкование непонятных слов

Полба – пшеничная каша.

Авось – выражение недостаточно обоснованной надежды, расчёта на случай, удачу; может быть станется, сбудется.

Подворье – чей-либо дом с относящимися к нему постройками, усадьба.

Приголубить – приласкать.

Оброк – одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.

Недоимка – не уплаченная или недовнесённая плательщиком в установленный законодательством срок часть обязательного платежа, налога.

Верста — русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.

Конюх – работник, ухаживающий за лошадьми.

Поп – православный священник.

Попадья – жена православного священника.

Бес – зловредный дух, демон в мифологии и народном христианстве славян.

Популярное

Мир на пороге краха Королевства кривых зеркал

3087

Делегация Газпрома прибыла на переговоры по «Северному потоку — 2» в форме 1945 года

1865

Ядро Непобедимой Нации (Комбат вермахта и «пророчество» Власова)

1744

Летальное оружие возмездия или холостой выстрел?

1512

Письма из опалы. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским

1397

Герои и «закат солнца вручную»

1374

Речь А.Г. Лукашенко 9 мая 2022г

1348

О значении красного флага и бело-сине-красного триколора

1319

На что похожа экономика?

1287

На критику Глазьева

1265

Давайте вспомним

1155

В Радоницу вспомним об ушедших

1096

Когда отцы – обманутые вкладчики

1049

Россия — США: история трагической любви

1041

Цивилизация «преодоления» против цивилизации «вожделения».

1031

Импортонеуязвимость страны: как это надо делать

1004

Конфузия и Слава

1004

Бегут ли крысы?

968

ТрЁхголовый паразит на теле человечества

954

Муха, Правда и всадники Апокалипсиса

936

Материальная культура и «грядущий» голод

930

Знание — это сила?

923

Почему чёрт изображён сказочным персонажем?

События, в которых присутствует чёрт, позволяют нам предположить, что корнями сказка уходит в языческие времена. Ну или по крайней мере в суеверия народа, которые также имеют языческий характер.
Дело в том, что в христианской традиции нечистые силы (черти) прежде всего считаются сторонниками и разжигателями страстных желаний человека с целью погубить последнего в духовном плане. По своей прихоти являться они человеку не могут (за редким исключением).
 
Поэтому изображение в сказке чёрта как простого сказочного персонажа, живущего в море (так себе представлял народ) имеет примерно ту же природу, что и лешие, домовые, кикиморы и прочая нечисть. Это отголоски языческих верований народа как в дохристианскую эпоху, так и в христианскую, когда элементы православной веры смешались со старыми языческими суевериями. Поэтому навряд ли цель сказки – изобличить попа. Поп как персонаж, видимо, появился гораздо позже.
 

Толоконный лоб.

Слово толоконный в старину  означало  кашу из толокна, но не молотого зерна, а раздробленного. «Толоконный лоб»  означает, что  цельного  знания  о мироздании  у попов того времени, не было. В фильме «Раскол» события происходят в средние века в России.  У священников кроме псалтыри и книг то никаких не было.  Их задачей было  объединять людей с целью  защиты от сил тьмы обращением за помощью к силам Света, то есть обучение развивать светлое в себе, темное подчинить своему сознанию.  Знания открывались пророкам и, по мере развития сознания людей, передавались тому, кто был готов их принять. В данной сказке Балде.  Чаще всего их излагали в виде сказок, притч и т.д. то есть иносказательно. В таком виде они веками могли передаваться из уст в уста, укрепляя в душах веру и радость победы Света над Тьмой.

Балда говорит: «Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно,

В год за три щелка по лбу, есть же мне давай вареную полбу».

Надо сказать, что полба —  это высокопитательная каша для тех, кто много, тяжело и постоянно трудится. Полба считалась лекарственным и диетическим продуктом: 18 аминокислот, находящихся в клейковине зерен, не могут быть получены из еды, имеющей животное происхождение. В этой каше находится привычный набор хромосом. ( Обращение к словарям).  Понятно, что это иносказание, примененное Пушкиным: то есть, христианское учение содержит все необходимые знания, чтобы трудясь, обрести «подобие Божие», что и является  смыслом нашей жизни.

«Живет Балда в поповом доме, спит себе на соломе,

Ест за четверых, работает за семерых».

«Попадья Балдой не нахвалится, поповна о Балде лишь и печалится,

Попенок зовет его тятей».

Попадья, по всей вероятности,- земная суть религии. Верующие люди  обращаются за помощью к силам Света и они обучают и помогают  находить  выход из тяжелых ситуаций проявлением в себе воли Отца, любви Сына, разума Духа Святого,  в отличие от душ, находящихся в полу-животном  спящем состоянии, решающих свои проблемы только своими силами, чаще всего это агрессия.  Поповна – то, что рождается  в наших душах при чтении Священного Писания — Вера! Попович – это наше измененное, на основе информации заложенной в Священном  писании,  мировоззрение.

Сказка о попе и о работнике его Балде

Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда. «Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?» Поп ему в ответ: «Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого?» Балда говорит: «Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу». Призадумался поп, Стал себе почесывать лоб. Щелк щелку ведь розь. Да понадеялся он на русский авось. Поп говорит Балде: «Ладно. Не будет нам обоим накладно. Поживи-ка на моем подворье, Окажи свое усердие и проворье». Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых; До светла все у него пляшет. Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, все заготовит, закупит, Яичко испечет да сам и облупит. Попадья Балдой не нахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится, Попенок зовет его тятей: Кашу заварит, нянчится с дитятей. Только поп один Балду не любит, Никогда его не приголубит. О расплате думает частенько: Время идет, и срок уж близенько. Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит: Лоб у него заране трещит. Вот он попадье признается: «Так и так: что делать остается?» Ум у бабы догадлив,

На всякие хитрости повадлив. Попадья говорит: «Знаю средство, Как удалить от нас такое бедство: Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь; А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь. Тем ты и лоб от расправы избавишь И Балду-то без расплаты отправишь». Стало на сердце попа веселее, Начал он глядеть на Балду посмелее. Вот он кричит: «Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда.

Слушай: платить обязались черти Мне оброк но самой моей смерти; Лучшего б не надобно дохода, Да есть на них недоимки за три года. Как наешься ты своей полбы, Собери-ка с чертей оброк мне полный». Балда, с попом понапрасну не споря,

Пошел, сел у берега моря; Там он стал веревку крутить Да конец ее в море мочить. Вот из моря вылез старый Бес: «Зачем ты. Балда, к нам залез?»

— «Да вот веревкой хочу море морщить Да вас, проклятое племя, корчить». Беса старого взяла тут унылость. «Скажи, за что такая немилость?» — «Как за что? Вы не плотите оброка, Не помните положенного срока; Вот ужо будет нам потеха, Вам, собакам, великая помеха».

— «Балдушка, погоди ты морщить море. Оброк сполна ты получишь вскоре. Погоди, вышлю к тебе внука». Балда мыслит: «Этого провести не штука!» Вынырнул подосланный бесенок, Замяукал он, как голодный котенок: «Здравствуй, Балда-мужичок; Какой тебе надобен оброк? Об оброке век мы не слыхали, Не было чертям такой печали. Ну, так и быть — возьми, да с уговору, С общего нашего приговору — Чтобы впредь не было никому горя:

Кто скорее из нас обежит около моря, Тот и бери себе полный оброк, Между тем там приготовят мешок».

Засмеялся Балда лукаво: «Что ты это выдумал, право? Где тебе тягаться со мною, Со мною, с самим Балдою? Экого послали супостата! Подожди-ка моего меньшего брата».

Анализ произведения

Художественные особенности

Сказка Пушкина имеет фольклорную основу, но характеризуется как литературная сказка. Связь с фольклором определяет её художественные особенности, сказка стилизована под народную традицию.

Начинается произведение с привычного для русских сказок зачина «Жил- был».

В сказке использованы просторечные старорусские слова «тятя», «полба» и т.д.

Сюжет о простом русском мужике, слуге, который выполняет прихоти хозяина, противопоставляется ему и оказывается умнее и хитрее, типичен для русских сказок.

Сказка преисполнена юмора. Пушкин прибегает к иронии и даже к сатире, то есть высмеиванию и обличению пороков. Образ попа нарочито комичный и контрастирует с образом Балды.

Какие темы поднимает?

Через простой сюжет Пушкин раскрывает свойства человеческого характера, пороки и их последствия.

Жадность — страсть, присущая многим людям. Она проявляется как скупость и желание наживы. И то, и другое демонстрирует пушкинский герой Поп. Страсть к наживе проявляется у него уже в том, что он соглашается на условия расплаты с Балдой, хотя до смерти боится его щелчков, предчувствуя неладное. Сельские попы  жили скудно, и герой Пушкина не устоял перед соблазном : заключил уговор с чертями, которые должны платить ему оброк до его смерти. Автор подчёркивает, что этот порок связан с нечистой силой — миром тёмным.

Хитрость сама по себе — полезное качество, но только в том случае, когда она направлена во благо, а не для достижения корыстных целей. Поп и бесы пытаются прибегнуть к хитрости, чтобы не платить, и у них ничего не получается.  Балда тоже хитер, но в его случае хитрость становится инструментом для достижения справедливости.

Честность и трудолюбие воплощены в образе Балды, который добросовестно выполняет работу, согласившись на «смехотворную плату» и тяжелые условия. Он не ищет уловок, чтобы отлынивать, он не обманывает попа, а лишь требует честно выполнить условия договора.

У Балды хитрость соседствует с честностью, а у попа и бесов — с глупостью.

Глупость — не порок, но может причинить немало бед, особенно когда глупый человек думает, что он умнее другого и пытается схитрить. Так это и произошло с попом. Обычный работяга, которого, на первый взгляд, легко принять за простофилю, оказался умнее и смекалистей попа.

Воздаяние за содеянное. Щелчки Балды, здорового молодца, которые выбивают ум у попа, — не слишком ли суровое наказание за желание сэкономить на дармовом работнике? Но дело-то здесь, оказывается, гораздо серьёзнее, как показывает литературовед Е. М. Неёлов в статье «Сказка А. Пушкина о попе и его работнике Балде». Поп совершил страшный грех, продав душу чертям за оброки», стал у них хозяином до конца своих дней, чем нарушил долг священника. Балда послан высшими силами, чтобы наказать отступника. Недаром после третьего щелчка поп назван просто стариком: он предал своё священство.

Чему учит?

Мораль «Сказки о попе и работнике его Балде» выражена в последней фразе: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». Выражение ушло в народ и стало крылатым. Есть близкая по смыслу поговорка – скупой платит дважды. Желание сэкономить в ущерб другому ни к чему хорошему не приводит. Любой труд должен быть оплачен, и за хорошую работу нужно хорошо платить.

На более глубоком уровне Пушкин говорит о расплате за нравственное падение, о большой ответственности духовного лица перед людьми и своей совестью, который, вместо того, чтобы заботиться о своей пастве, был одержим меркантильными интересами.

Персонажи сказки и их характеристика

Два главных героя отражены в названии произведения — это поп и Балда. В сказке есть ещё несколько второстепенных персонажей.

Поп

Поп — человек неразумный, скуповат (в одном лице хочет получить повара, конюха и плотника). Думает перехитрить Балду, получить себе хорошего работника даром, а в результате сам оказывается в дураках.

Герой Пушкина — служитель церкви, священник, который поддался меркантильному желанию жить безбедно, и вступил в сделку с чертями.

Балда

Балда — работящий мужик, смекалистый, умный и хитрый, но, в отличие от попа, свою хитрость он направляет «во благо».

В этом образе видится олицетворение русского народа и сила народного характера.

Герой Пушкина совсем не дурак и не простофиля, а как раз наоборот. В старину словом «балда» также называли орудие труда — большой молоток или кувалду

Это значение также важно для понимания сказки и образа героя, подчеркивает одну из граней пушкинского персонажа — его трудолюбие

Через образ Балды и его имя показано, что обычный мужик из народа не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он умен, хитер, и может приспособиться к разным жизненным обстоятельствам.

Попадья

Попадья – жена попа, хозяйка, в тексте характеризуется как сообразительная и хитрая женщина. «Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив». Женщина довольна работой Балды, поначалу хорошо к нему относится.

«Попадья Балдой не нахвалится». Но, желая спасти мужа от расплаты, она предлагает план, как извести Балду:

Также в тексте упоминаются другие члены семьи попа — поповна и попенок — дочь и младший сын. Попенок привязался к Балде, называет его «тятей».

Старый бес и бесёнок

Бес и бесенок живут в море, не хотят отдавать Балде оброк для попа.

Старый бес — опытный, мудрый, но в силу возраста физически слабый, чтобы соревноваться с Балдой: «Где тебе тягаться со мною, с самим Балдою».

Бесенок — внук старого беса, юркий, энергичный, чересчур самоуверенный и недалекий.  Дед призывает его на помощь.

Отзыв для читательского дневника:

Источником самой первой сказки А. С. Пушкина послужил рассказ няни поэта – Арины Родионовны. В этом шутливом произведении автор осуждает жадность и корыстолюбие. В образе Балды Пушкин прославляет лучшие качества русского народа: трудолюбие, простодушие, смекалку. Само имя главного героя сближает его с традиционным персонажем русских сказок – Иваном-дураком. Глупым он кажется лишь на первый взгляд (годовая работа за смехотворную плату в три щелчка). В действительности Балда проявляет незаурядный ум (обман чертей) и олицетворяет собой наказание за скупость (расплата с попом).

Подробный пересказ сюжета сказки с цитатами

Словосочетание «Толоконный лоб», использованное Пушкиным для характеристики попа, стало фразеологизмом. Понимается и используется в нескольких значениях. «Толок» в старорусском языке — часть головы выше лба. В этом случае «толоконный лоб» означает всего-навсего то, что поп был лысоват.  Определение «поп-толоконный лоб» также может указывать на традицию «бить челом», то есть прикладываться лбом к полу. Фразеологизм «толоконный лоб» означает глупого человека.

На рынке он встречает Балду. Простолюдин слоняется без дела. «Идет, сам не зная куда». Поп говорит ему, что хочет найти «работника не слишком дорогого». Балда соглашается работать на него и «служить исправно».

Балда поселяется у попа на подворье, спит на соломе, много и качественно работает, пашет землю, топит печь, готовит еду, нянчится с ребенком. Семья попа не может нарадоваться на такого работника.

Только поп его невзлюбил, и причиной тому — приближающийся срок расплаты. Поп боится, переживает за свой лоб.

Жена советует ему дать Балде такое задание, которое бы он не смог выполнить:

Поп зовет Балду и говорит, что черти обязались платить ему оброк и задолжали уже за три года. Он приказывает Балде пойти и забрать причитающееся.

Балда не спорит с хозяином, отправляется к морскому берегу, начинает «крутить веревкой», нарушая покой чертей. Появляется Старый бес и спрашивает Балду, чего ему надобно. Балда говорит, что сжил бы со свету всех бесов, но в данном случае он пришел за оброком.

Бес обещает ему выплатить всю дань, если он выиграет в состязании — кто первый обежит вокруг берега моря, а в качестве соперника предлагает Балде бесенка. Герой смекнул, что его хотят обмануть. Он отправился в лес, изловил двух зайцев и выставил одного из них вместо себя на состязание против бесенка.

Бесенок побежал вокруг моря, а заяц в лес. Тем временем Балда достал из мешка второго зайца, и когда бесенок вернулся, зайка был у него на руках. Так он хитростью беса одолел.  Бесенок идет к деду «рассказать про Балдову победу».

Бесы придумывают Балде новое состязание — бросить палку. У кого она дальше полетит, тот и победит. Балда собирается забросить палку в приближающуюся тучу. И в этом состязании он оказывается хитрее.

Третье состязание предлагает сам Балда. Дает бесенку задание поднять лошадь и пронести её полверсты.

Как ни старался бес, это ему не удалось.

Балда говорит ему:

Балда сел на лошадь верхом да и поехал, проскакал целую версту.

В очередной раз оказался он хитрее чертей, и те выплатили ему оброк.

Вернулся Балда к попу и платы требовать стал. Попу ничего не оставалось, как подставить лоб.

От первого щелка подпрыгнул он до потолка, после второго — «лишился поп языка» (потерял дар речи), а «с третьего щелка вышибло ум у старика» (вовсе сошел с ума).

А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Первый щелк.

 Подошел срок первой платы.

. Ученые,  наблюдая за частотой Шумана, периодически измеряя ее приборами, обнаружили резкое увеличение этой частоты, начиная с января 2000 года. В декабре 2012 года она достигла 12 Гц. Это повлекло за собой огромные изменения в физическом мире. Спин электрона атома водорода изменился с минуса на плюс, сам атом стал легче на 4%. Пошли изменения во всей таблице Д.И.Менделеева соответственно (сайт академика В.Ю.Мироновой). Это говорит о том, что экватор между земным минусом и Небесным плюсом, мы перешли! Экватор – это состояние  нуля между минусом и плюсом. Теперь постепенно силы добра в каждом из нас и в обществе в целом будут брать верх. Жизнь изменится в плюсовую сторону. Но это впереди.

«Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив.

…Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь; а требуй, чтоб он исполнил ее точь в точь.

Тем ты и лоб от расправы избавишь и Балду-то без расплаты оставишь».

«Стало на сердце попа веселее. … Слушай: платить обязались черти мне оброк по самой моей смерти; лучшего б  не надобно дохода, да есть на них недоимки за три года».

Оброк. Обрекать – силою обстоятельств,  принудительно ставить в какие либо условия. То есть задача темных сил – чертей, бесов,  — искусителей, — обрекать человека на игралище страстей: чтобы обнаружить  нечисть в себе, ее нужно вынудить показаться. Что произошло в нашей жизни? По выводам ученых  человеческая  цивилизация перешагнула через порог  тонкого мира. Многие люди стали более развитыми эмоционально, научились  отслеживать  обстоятельства жизни, порожденные их же собственными мыслями, каким то внутренним чутьем ощущать жизнь тонкого мира. Мы стали тоньше, но силы тьмы тоже находятся в тонкоматериальном состоянии и наши миры  сблизились. Им нравилось быть незаметными, действуя через умы тех людей, которые открыты на низкие чувства – это их частоты. Этим сложен современный мир: уже не ночь, но еще не утро, только, только начало светать. Мороз в такое время обычно самый кратковременный, но сильный. Солнце растопит холод. Весна не за горами. Помните у Пушкина : «Зима недаром злится, прошла ее пора…» Тонкоматериальные тела – полупрозрачные,  мы еще не наработали. Есть в нашей клеточке центросома – геометрический центр клетки. В ней Свет. По наблюдениям ученых она с января 2013 года стала светиться намного ярче – внутри наших клеточек  мы своими положительными мыслями и чувствами нарабатываем тонкоматериальное светящееся тело, которое со временем сделает нас полупрозрачными, а в еще более далекой перспективе – светящимися. То есть такое тело, в  котором Господь вознесся на Небо.  Это стало возможным,  потому что значительное число людей планеты научились служить добру – десятина планеты по Ветхому Завету состоялась.

Третье испытание.

Третье испытание – это третий квантовый скачок. Он выведет нас в духовный мир, в котором мы были созданы,  который является нашим родным домом – Эдем.

Как нам контролировать себя, как понять возрастаем ли мы в своем сознании? Господь оставил нам  Учение – Заповеди Блаженств (Новый Завет). Они расположены по  возрастанию  качеств души человека, а соответственно и готовности  для жизни в духовном мире. Главная заповедь – «люди, да любите друг друга». По этим заповедям легко проверять свой уровень сознания. Если перед священнослужителем не каждый может раскрыть свою душу (поэтому мы выбираем духовников – кому можешь довериться), то, памятуя  что «Царство Небесное внутрь вас есть», Богу внутри своего сердца не соврешь, не слукавишь: «я хорошая, я пригожая…». Он знает все о каждом из нас и ждет искренности.

Испытание Балде.

«Пустились бесенок и зайка». В наших сказках заяц ассоциируется со страхом. Есть такое понятие как охрана труда. На каждом предприятии есть инженер по охране труда, задачей которого является наблюдение за условиями на рабочем месте трудящегося, чтобы вовремя устранялись причины возможного нездоровья или даже потери жизни от каких либо неблагоприятных факторов. На дорогах планеты тоже есть службы наблюдения и устранения опасностей, угрожающих здоровью и жизни пассажиров и водителей, то есть участников движения. А в самой жизни тоже есть правила безопасности жизни – это Священное Писание. Но кто-то должен выполнять роль ГИБОДД в нашей  жизни — эту роль выполняют священнослужители каждой религии. Как  в движении на дорогах, так и в жизни, безопасность гарантируется не столько количеством гаишников на каждом километре дорог, сколько  добросовестным соблюдением правил безопасности движения каждым водителем и пешеходом. Стало быть, Новый Завет нужно знать, чтобы иметь высокое качество жизни.

Балда своей смекалкой победил в этом испытании. Первый квантовый скачок состоялся. Мы прикоснулись к тонкому миру – морю. На планете сейчас время этого переходного периода: мы только в него вошли, жить в этом состоянии человечество еще не умеет. Это создало хаос на планете естественно теми силами, которые не хотят сдавать свои позиции, не хотят себя менять. На просторах интернета я нашла частоты вибраций человечества и планеты (автора — исследователя не указано).

То, что нам мешает полностью наработать тонкоматериальное тело:

горе дает вибрации от 0,1 до 2Гц;  страх – от 0,2 до 2,2 Гц; обида – от 0,6 до3,3 Гц;  раздражение от 0,9 до 3,8 Гц; возмущение от 0,6 до 1,9 Гц;  вспыльчивость 0,9 Гц; вспышка ярости – 0,5 Гц;  гнев – 1,4 Гц;  гордыня  – 0,8 Гц;  гордость (мания величия) – 3,1 Гц;  пренебрежение – 1,5 Гц; превосходство – 1,9 Гц. Эти качества характера (ЭГО) человека «опускают» нас в пространство  ниже 12 Гц, то есть туда, где господствуют бесы – силы тьмы. Они и их слуги на земле создают нам все условия, чтобы было трудно вырваться из этой ямы. Это и есть наше испытание – выстоять!

А о каких возможностях нам говорит Господь в Новом  Завете: великодушие – 95 Гц; благодарность (спасибо) -45 Гц; сердечная благодарность – от 140 Гц и выше; ощущение единства с другими людьми – 144 Гц и выше; сострадание – от 150 Гц и выше (а жалость только 3 Гц); любовь, что называется головой,( когда человек понимает, что любовь это хорошее светлое чувство и большая сила, но сердцем любить еще не научился)  — 50Гц;  любовь, которую человек генерирует своим сердцем ко всем без исключения людям и всему живому  — от 150 Гц и выше; любовь безусловная, жертвенная, вселенская – от 205 Гц и выше.  И сравните  эти измерения, чисто научные, с заповедями блаженств, данные Господом нашим Иисусом Христом  в Новом Завете.

 Итак, первый квантовый скачок произошел на частоте 12 Гц, окончательный переход человечества в тонкоматериальное состояние (Апокалипсис И.Богослова) должен состояться на частоте 24 Гц. Цифра удвоенная. Когда это произойдет?  Мы теперь отчетливо понимаем, что все зависит от качества совокупной энергии всех живущих на планете людей. Поэтому сроков конкретных  в пророчествах быть не может

И как важно научиться садиться за «круглый стол» выяснения и наработки решения  по всем возникающим сложным и спорным ситуациям  как в семьях, так и во всех других коллективах людских: в домах, где живем (все задачи по обслуживанию дома решаем совместно – дешевле обходится), на улицах, предприятиях, коллективах, городах,   вплоть до отношений между государствами. Сами создали апокалипсис, сами и разруливать будем

Начинать лучше всего со своего внутреннего апокалипсиса, вместо песни: «я хорошая, я пригожая, моя доля такая». А то! А слабо разобраться с этой долей – чего она такая? Взгляд внутрь себя еще никому не помешал. Пока человек не умеет очищать душу сам от негатива, нужны религии и священнослужители. Мы научились очищать свое тело в банях, ваннах, душах и т.д., а вот со своевременным  очищением душ пока слабо. Научимся!

Почему поп?

Стоит разобраться, есть ли в сказке Пушкина глумление на священническим саном? Александр Сергеевич как мы уже знаем, не выдумывал сюжет и героев, это народное творчество. Но в то же время он мог и не писать сказку, очерняющим священников, или по крайней мере, заменить героя, что, кстати, было сделано потомками.
Но если вспомнить когда писал Пушкин сказку, в каких исторических реалиях. Излом 18-19 вв. характеризуется отступлением общества, в первую очередь высшим сословием – дворянством, от христоцентричного образа жизни, а, точнее, обмирщением мировоззренческих установок. Если в 17 веке ещё сохранялся в большей степени облик Святой Руси, то уже 18 веке меркантильные интересы стали преобладать, «дух рынка» и стяжательства всё больше занимал умы людей. К примеру, это наглядно описал князь Щербатов в известной книге «О повреждении нравов в России». Апостасийные элементы того времени очень часто отмечают писатели и публицисты, но очень редко кто пишет о том, какая же была та Святая Русь и что под этим подразумевается. Можно ознакомиться с трудом Льва Лебедева «Москва Патриаршая» или с уникальными записями Павла Алеппского «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву в середине XVII века Москву в середине XVII века».
 
Александр Сергеевич не отличался от обычного дворянина 18-19 вв., поэтому его отношение к религии и вольность в языке не представляется чем-то предосудительным в то время и в его окружении. Но стоит заметить, что к концу жизни, поэта можно назвать уже не ищущим, а уже нашедшим (веру). Весь золотой век русской литературы можно назвать как поиск потерянной предками истины и постепенное обрящение, но конечно уже не без влияний западного просвещения.
 
Возвращаясь к описанию попа. Что невозможно для книжника 17 века, а именно изображение священника в глумливом виде, то вполне уместно для литератора 19 века и между ними апостасийная пропасть. Народные устные сказки не отличались изысканностью, а скорее даже наоборот, были грубоватыми (это вполне отражено в афанасьевском сборнике сказок и прочих других). Народные сказки так и называются, потому что складываются в народе, который во многом закрепляет какие-то жизненные представления и наблюдения. Поэтому какая-то сатирическая составляющая о священниках могла присутствовать в народных сказках как отражение внешних наблюдений народа за жизнью священника.
 

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Нытвенское чудо. Как все начиналось. 
(5/3)

Геополитика, фашизм и Небополитика 
(4.67/3)

Когда отцы – обманутые вкладчики 
(5/4)

Нытвенское чудо. Как все начиналось. 
(5/3)

Матушка как приговор 
(5/2)

Материальная культура и «грядущий» голод 
(5/1)

Геополитика, фашизм и Небополитика 
(4.67/3)

Муха, Правда и всадники Апокалипсиса 
(4.6/5)

ТрЁхголовый паразит на теле человечества 
(4.6/5)

Знание — это сила? 
(4/1)

Ох, и дура же была Москва до Собянина! Очередные командно-штабные учения убийц 
(5/9)

Обращение от большинства к меньшинству! 
(5/6)

Без обмана, без насилия и с песнями! 
(5/5)

Письмо депутатам от наивного избирателя 
(5/5)

Перспективы России: управление на лжи перестаёт работать 
(5/4)

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография 
(5/4)

Россия и Китай объявили Новый мировой порядок на Олимпиаде 2022 
(5/4)

Когда отцы – обманутые вкладчики 
(5/4)

Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)

Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)

Ну, за самодержание!… 
(5/64)

7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)

Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)

Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/47)

Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/39)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: