От избушки до дворца
Еще в XVII веке на территории будущего Царского Села располагалась усадьба шведского магната — Сарская мыза. Некоторое время спустя местечно начали называть Сарским селом, позже — Царским. В 1718 здесь заложили первые «каменные палаты», которые и легли в основу роскошного Екатерининского дворца. Известное нам название дворец получил лишь в 1910 году. До этого резиденцию императриц называли Большим дворцом, а позже, после постройки Александровского, стали величать Старым.
Работы поручили архитектору Браунштейну, известному своими проектами строений в Петергофе. В отделке «палат» использовалось дерево, причем не самых прочных пород. В будущем это сыграет злую шутку: деревянные покрытия так прогниют, что пол едва ли не начнет проваливаться. В 1724 в Царском селе устроили первое празднество по случаю приезда императора — «палили из тринадцати пушек трижды».
Тайная комната Екатерины II
Екатерина II известна как сильная правительница и женщина со стальным характером. Но темперамент императрицы искал выхода наружу, поэтому она имела связи с бесконечным количеством фаворитов, а одним из последних любовников престарелой Екатерины, стал 22-летний офицер Платон Зубов. Согласно данным историков, именно в этот период и была обустроена комната для любовных утех. В ней находились разнообразные предметы интерьера с изображениями эротических сцен и фаллическими символами. Исследователи утверждают, что там «шальная императрица» встречалась не только со своим фаворитом, но и собирала целые эротические коллективы.
Предполагается, что это место находилось в Гатчинском дворце. В сеть попали фото мебели и разнообразных деталей, которые, по утверждению специалистов, принадлежали Екатерине II. А на аукционе Sotheby’s даже пытались продать столик, украшенный многочисленными фаллическими символами, который был описан как «тот, что мог находиться в тайной комнате Екатерины”. Никто не давал гарантии, что этот предмет мебели является подлинной ценностью и желающего купить его за 20 тыс долларов не нашлось.
Старомодный «взбитый крем»
Екатерина II далеко не сразу полюбила Царское село. В 1766 она жаловалась в письме: «Вот уже семь дней, как живу я на даче, в доме который покойная Императрица Елизавета заблагорассудила вызолотить вне и внутри; в нем нет ни одного удобного кресла… Нет даже возможности облокотиться на стол». Новоиспеченная императрица считала этот барочный «взбитый крем» старомодным, и приказала снять лепные украшения и заменить позолоту простой покраской.
Над интерьерами дворца при Екатерине работал шотландец Чарлз Камерон. Ему пришлось изрядно потрудиться: императрица, большая любительница античного искусства, приказала соединить старомодные барочные залы с классицистическими линиями. Именно под руководством Камерона были оформлены парадные залы — Арабесковый, Лионский и Китайский, он же создал Зеркальный, Синий и Серебряный кабинеты, Рафаэлевскую комнату и знаменитую Голубую гостиную. Правда, интерьеры северной половины дворца сгорели во время Великой Отечественной.
Авторы Гайдпарка
-
Анатолий Иванушкин
Ястребы в Кремле берут верх?
Читать полностью
-
Русский Прибалт Прусский
Счастливая страна
Читать полностью
-
Евгений Кропот
Встретились две неожиданности
Читать полностью
-
Александр Ларин
Смех не по правилам
Читать полностью
-
Настя Иванова
США готовят новый плацдарм в средней Азии
Читать полностью
-
Сергей Бодров
О дефолте РФ
Читать полностью
-
Анатолий Иванушкин
Не заблуждается ли Президент о нашем ядерном превосходстве над НАТО и США?
Читать полностью
-
валерий рыженко
Якуша
Читать полностью
-
Анатолий Иванушкин
Почему Н.Платошкин условно поддерживает спецоперацию на Украине?
Читать полностью
-
Настя Иванова
Запад финансирует антироссийские НКО
Читать полностью
-
дядя Ваня Ваня
Тотальная деградация
Читать полностью
-
Юрий Сенаторов
Как со временем поменялась риторика Запада и США
Читать полностью
Полцарства за дворец!
Будущая императрица Елизавета получила мызу в наследство от матери. Цесаревна любила свою дачу, с которой у нее были связаны детские воспоминания. Вступив на престол, Елизавета Петровна принялась тратить огромные деньги на обустройство своей резиденции, чтобы посоперничать с самим Версалем.
Первым делом императрица приняла решение перестроить устаревшие хоромы. Под руководством Земцова и Квасова был разработан детальный проект, о котором писал позднее Бенуа: «»…если Квасовский проект и уступает в роскоши и блеске тому сооружению Растрелли, которым мы ныне любуемся, то в смысле изящества, равновесия и ритма линий oн заслуживает предпочтения».
В 1744 бразды правления передали в руки Растрелли, но непосредственно работами по переустройству дворца архитектор занялся несколько позже. Именно благодаря Растрелли появилось здание в стиле русского барокко, украшенное лепниной и колоннами, выкрашенное в лазоревый цвет. Елизавета Петровна не скупилась — больше 100 килограммов золота ушло на отделку фасада и бесчисленных статуй.
После смерти Елизаветы уже Екатерина II распорядилась позолотить скульптуры в парке, как завещала покойная императрица. Но когда Екатерина узнала, во сколько обойдется казне подобная роскошь, она от работ отказалась.
Редкие технологии
Музейщики отмечают, что процесс восстановления будет очень сложным, поскольку в отделке этих залов использовались достаточно редкие техники, в наше время большей частью утраченные.
«Все эти интерьеры были полностью уничтожены, — рассказала заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по реставрации Наталья Кудрявцева. — Самое сложное — это восстановление технологий». Проекты воссоздания основаны на исторических чертежах архитекторов и более поздних изображениях этих интерьеров на фотографиях, акварелях и др. Часть материалов придется искать за рубежом.
В частности, лаковые панно, составлявшие основной элемент декора Китайского зала флигеля, планируется заказать в Китае. «Это будет современная реплика по акварели XIX века. Самое сложное здесь — сделать абсолютно подробный перечень иконографических сюжетов на лаках, для того, чтобы потом эти сюжеты заказать в Китае, чтобы нам повторили именно те, канонические изображения», — пояснила Кудрявцева.
С довоенных времен удалось сохранить лишь отдельные фрагменты этого интерьера. Для восстановления другого зала — Рафаэлевского — музейщики намерены найти комплект итальянских гравюр XVIII века с изображением лоджий Рафаэля, который был использован в декоре стен. «Это известный комплект. Мы можем сделать копию гравюр, но, вероятно, будем искать их и, надеюсь, сможем приобрести их», — сказала заместитель директора музея.
Как обнаружили комнату для утех императрицы
Существует несколько версий того, как была обнаружена тайная комната императрицы Екатерины II. Согласно первой теории, на нее случайно наткнулись советские солдаты во время войны, исследуя один из царских дворцов. Увиденное их невероятно шокировало, и они засняли интерьер на фотопленку. Потом фото каким-то образом просочились в массы и начали исследоваться историками.
Согласно второй версии, о тайной комнаты императрицы Екатерины II стало известно бельгийцу Петеру Водичу, отец которого был солдатом вермахта. Он и рассказал сыну об эротических увлечениях правительницы, а Петер каким-то образом нашел альбом с изображениями интерьера комнаты для любовных утех на блошином рынке. Позже Водич стал автором фильма про развратные тайны Екатерины. Он даже приезжал в Россию, чтобы узнать больше подробностей этой загадочной истории, но работники царского музея как будто дали обет молчания. Водич собирал информацию по крупицам и сведения очевидцев получал исключительно частным образом. Действительно, официальных данных российских историков о том, что тайная комната Екатерины II действительно существовала, пока нет.
Военные утраты
За 28 месяцев немецкой оккупации в парках Царского Села было разрушено 25 мостов, около 50 плотин, дамб и каскадов. Екатерининский дворец превратился в обгоревшие руины, гитлеровцы уничтожили 57 его залов, из которых к настоящему времени удалось восстановить лишь немногим более половины.
С 1942 по 1944 год по приказу командования немецкой группы армий «Север» производился вывоз культурных ценностей в Германию. По информации ТАСС тех лет, из библиотеки Александровского дворца было вывезено более 10 тыс. книг и рукописей, из Екатерининского дворца вывозились даже паркет и шелковые обои. Самой значительной утратой музея стала Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем Фридрихом-Вильгельмом I. Уникальный интерьер исчез бесследно, найти его не удалось до наших дней. К 300-летию Петербурга Янтарная комната была воссоздана российскими реставраторами.
Реставрация разрушенных войной памятников в Царском Селе ведется с 1957 года. С 1944 года идет розыск утраченных экспонатов, однако из 30 тыс. произведений искусства, вывезенных оккупантами, пока удалось найти лишь 400. За последние годы музей получил 15 предметов, добровольно возвращенных лицами, участвовавшими в их вывозе, или членами их семей.
Фото: Пресс-служба ГМЗ «Царское Село»