Статистическое учреждение
Несколько сцен из фильма зритель наблюдает на крыше статистического учреждения с миленьким двориком. Здесь конторский хлам, который и выкинуть жалко, а ставить негде. Учреждение буквально завалено шкафами, столами, полками, даже на лестничных пролетах и под ними. Но на крыше есть единственная отрада Людмилы Прокофьевны – цветы. Этот дворик находится на крыше дома Нирнзее, что расположен на Большом Гнездниковском переулке.
Это самый высокий дореволюционный небоскреб столицы, построенный в 1925 году. А крыша была обзорной площадкой, с которой за 20 копеек можно было разглядывать красоту столицы. После войны эта крыша была прогулочным местом для детей из детского сада, располагавшегося в этом доме. Вот оказывается, где снимали «Служебный роман» в Москве. А где же снималась третья часть учреждения и какая именно? Это кабинеты Людмилы Прокофьевны и Самохвалова – декорация, прекрасно отстроенная на «Мосфильме».
История создания фильма
«Служебному роману», появившемуся в прокате в 1977 году, предшествовали в 1971 году постановки спектакля «Сослуживцы» по одноименной пьесе Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского на сценах Московского театра им. Маяковского и Ленинградского театра комедии. Спустя два года, в 1973 году, спектакль экранизируют в варианте телеверсии пьесы, но авторов, особенно Рязанова, не очень устраивал такой ход событий, и последний делает собственную экранизацию. Ему даже не приходится делать кинопробы на главные роли, ведь ценные «резервы» с кинопроб предыдущих его картин уже были готовы для съемок в новом его фильме. Фильм был снят за месяц, и, как говорилось выше, имел потрясающий успех. Такова история появления этой кинокартины.
Не стоит удивляться тому, что, наряду с прокатом фильма, спектакль с успехом шел на подмостках многих театров России и бывшего СССР. Это объясняется тем, что это пьеса о человеческих отношениях, порой непростых. О том, что никогда нельзя судить о человеке по его внешности и ставить на него клеймо нерадивого. Рязанов подводит зрителя к пониманию того, что нужно в человеке уметь разглядеть то, чего не замечал раньше. Это всегда находит отклик у простых людей.
Интересные факты
Обычно каждая кинолента имеет свое рабочее название. Так вот, «Служебный роман» во время съемок назывался «Сказка о руководящей Золушке». По ходу съемок немного пришлось подкорректировать сюжетную линию секретарши Верочки. Заболел актер, который должен был играть в фильме ее мужа, работающего с ней в одном учреждении.
Решили не вводить нового актера, а довольствоваться телефонными разговорами Верочки с ним. Фильм от этого не стал хуже. Лия Ахеджакова замечательно сыграла свою роль самой модной девушки статистического учреждения.
К интересным фактам можно было бы отнести еще часы, которые висели в кабинете Калугиной и показывали одно и то же время – «9:30» на протяжении всей картины.
Где находился мир отчетов и цифр
История жесткой руководительницы статистического учреждения Калугиной, к которой не остался равнодушным непутевый Новосельцев, полюбилась миллионам советских граждан. Это лучшее советское кино также очень любят и современные поколения, потому что в стране по-прежнему высок процент сильных и одиноких женщин, находящих утешение в работе, но мечтающих об элементарном человеческом понимании. А сколько в России Новосельцевых, воспитывающих мальчика и мальчика — двух мальчиков? И наверняка служебный роман переживал если не каждый второй, то точно каждый третий россиянин.
Если вы помните, в кино развивалась еще одна любовная линия — между Самохваловым (Олег Басилашвили) и Ольгой Рыжовой (Светлана Немоляева), которая была влюблена в него еще со студенческих времен. А потом на работе забрасывала его романтическими письмами. Оказалось, что эти герои были списаны с двух знакомых кинематографистов Рязанова, между которыми внезапно вспыхнула любовь. Правда, их имена до сих пор остаются неизвестны широкому зрителю.
Впрочем, благодаря картине режиссера Эльдара Рязанова можно было узнать не только о перипетиях любовных отношений знаменитых актеров, но и об интерьерах советских офисов. Наглядный тому пример — статистическое учреждение, в котором работали все герои рязановской истории.
Дом у рощи Хомякова
Роща Хомякова
Съемки фильма «Служебный роман» проходили в здании, которое находилось по адресу Кузнецкий мост, 3. Оказывается, что ранее в этом здании стиля модерн, построенном по эскизам архитектора Иванова-Шица, располагался доходный дом предпринимателя Хомякова. Потом его заняли две конторы — банк «Волков и сыновья», а также мебельный отдел магазина «Мюр и Мерилиз». Здесь же развернулась еще одна любопытная история, описанная на страницах книги «Москва и москвичи» Владимира Гиляровского. Поскольку тогда здание подверглось значительной застройке, Хомякову предложили продать свой участок, он заломил баснословную сумму, дабы ни у кого не возникало желания лишать его права собственности. А чтобы еще больше насолить потенциальным застройщикам, он придумал высадить на этом месте деревья. Впоследствии это место назовут Хомяковская роща.
А вот знаменитая сцена на крыше лучшего советсвкого кино, где плачущая Людмила Прокофьевна откровенничает с главным героем, снималась уже на крыше другого здания Нирзнее — в Большом Гнездиковском переулке. До того, как это строение обрело славу в картине режиссера Эльдара Рязанова, ранее, в 1912 году здесь находилось помещение городской управы.
Дом Нирзнее
А в 1915 году в этом самом доме было основано киносообщество «Киночайка», а на крыше разместился съемочный павильон. До 1925 года оно считалось одним из самых высоких зданий в российской столице. Предприимчивые киношники обустроили здесь также ресторан и кинотеатр, приносивший неплохой доход. Насколько можно судить по кадрам, практически половина коллектива работала в одном большом кабинете, где у каждого был собственный столик. Там женщины с утра наводили марафет, а потом погружались в сладостный, поэтический мир отчетов, цифр, статистических данных.
Подбор актеров
Акула бизнеса в рейтинговом агентстве – это нынешняя Людмила Прокофьевна, а офисный служащий, он же финансовый аналитик Новосельцев, – еще и мотогонщик. Самохвалов – свой человек в Шанхае с далеко идущими подозрительными знакомствами. Теперь не просто карьерист, а и шпион (дополнительная сюжетная линия). Все это – типичный нынешний передний край бизнес сферы. Эльдар Рязанов подбирал актеров для своего фильма, которых любила и знала публика. Встал вопрос: «А кого любит нынешняя молодежная публика?»
«Неудачник» и «грустный клоун» Новосельцев – однозначно это Владимир Зеленский. Так решили авторы фильма. Только у него не два мальчика, как по предыдущему сюжету, а две девочки. А лучшей начальницей, «мымрой», как ее называют за глаза сотрудники, которой просто не везет в любви, на пробах оказалась Светлана Ходченкова. Марат Башаров – Самохвалов и Анастасия Заворотнюк – Олечка Рыжова, также были утверждены режиссёром на их роли.
Москва – герой фильма
Снимая киноленту, Эльдар Рязанов очень хотел познакомить зрителей, никогда не бывавших в Москве, с местами, где снимали «Служебный роман». Именно поэтому картина насыщена видеоматериалом с московскими улицами, домами, людьми и транспортом. Город видится уютным и человечным, несмотря на то, что он все время в движении.
Герои фильма – рядовые сотрудники статистического учреждения – живут в спальных районах. Так, один из героев киноленты – Новосельцев, живет рядом с шумным проспектом Мира, но в не по-московски тихом переулке Чернышевского, утопающем в тени больших крон деревьев. Сейчас этот дом нежилой, в нем работает Ассоциация делового сотрудничества. Узнать его можно по навесу с узорчатой решеткой над подъездом. Только вот деревьев стало меньше. На Чертановской улице, как узнает зритель из фильма, живет секретарша Верочка.
Благодаря Оленьке Рыжовой, которая, судя по фильму, не совсем удачно вышла замуж за жителя Подмосковья и уехала из столицы, зрители знакомятся с проблемой приезда в Москву на работу из пригородов. В фильме показана толпа, бегущая на электричку, и такая же бегущая толпа народа с электрички в город. Это пригородная станция «Лосиноостровская».