Резюмируем
Не стоит торопиться распространять новости в соцсетях и мессенджерах. Лучше тщательно проанализировать информацию — особенно, если она вызвала негативные эмоции, прочитать об одном и том же событии в разных источниках и только после этого сделать выводы.
Выявлять фейки поможет развитие навыка критического мышления. Умение мыслить, анализировать, любознательность, беспристрастность, стремление решить проблему и не потерять голову — это те черты, которые помогут людям не захлебнуться в ежедневном потоке разной информации, а также правильно её генерировать.
Надеемся, эти кейсы и рекомендации помогут вам не растеряться, научат более осознанно работать с информацией и защитят от лишних стрессов.
Трудное детство
Юра Шатунов родился 6 сентября 1973 года в башкирском городе Кумертау в молодой семье: отцу было 23 года, а матери — всего 18, и поженились они как раз в тот же год. Мать записала мальчика на свою фамилию и отправила на воспитание к своим родителям в пригород. Через три года она развелась с отцом Юрия, забрала сына и переехала с ним в село Савельевка, где вновь вышла замуж. Её новый избранник испытывал серьёзные проблемы с алкоголем, из-за чего мальчик часто сбегал обратно к бабушке.
В 1980 году Шатунов пошёл в школу в соседнем селе, но четыре года спустя из-за болезни матери попал в интернат в Кумертау. Его мать — Вера Гавриловна Шатунова — умерла через два месяца, на следующий день после дня рождения сына. Причиной её смерти стала сердечная недостаточность, от которой 37 лет спустя скончается и Юрий.
Отец Шатунова им не интересовался, поэтому мальчика взяла на воспитание тётя. Из её дома Юра часто сбегал
Около года он периодически бродяжничал по Башкирии и Оренбургской области, а потом в Оренбурге на комиссии по делу об опекунстве привлёк внимание директора детдома посёлка Акбулак Валентины Тазекеновой
Эта женщина уговорила комиссию отправить Шатунова в её детским дом. Год спустя, возглавив школу-интернат в Оренбурге, она забрала Юру с собой. Там он пошёл в кружок художественной самодеятельности под руководством Сергея Кузнецова — и началась звёздная история «Ласкового мая».
Как проходят съемки
Она сама добралась до «Останкино», где ее отвели в крошечную гримерку, где бросили на четыре часа без воды и еды. Позже выяснилось, что все это время редакторы работали с Мариникой.
Смирнова прилетела из Англии за счет Первого канала, жила в роскошном отеле, но, узнав, что ее хотят опозорить на всю страну, отказалась приходить в студию. Редакторы сработали максимально непрофессионально, просто спугнув ее. Она вернулась домой, не позарившись даже на 400 000 рублей, которые ей обещали заплатить за один съемочный день. Так как главная героиня в студии не появилась, то и само шоу сразу отменили.
Рашель говорит, что дальше начали происходить не менее вопиющие вещи. Продюсеры Первого канала отказались оплачивать ее перелет, а редактор Шамиль, который до этого звонил каждые 30 минут, просто перестал брать трубку.
Для Александры это был неприятный момент. Она утверждает, что за участие в этой программе платят всем без исключения, даже менее известным участникам. Ее же решили попросту «кинуть».
Телевизионный эксперт припоминает Шепелева фразу, которой он завершает каждый эфир: «На сегодня хватит лжи!». При этом, по ее словам, самыми лживыми оказываются сами организаторы эфира. Весь проект сплошь спектакль и постановка. Темы буквально высасывают из пальца. Обманывают не только своих зрителей, но гостей и участников эфира.
Как понять, что вам говорят правду?
Лучшим способом в борьбе с фейковыми новостями ученые называют способность мыслить критически. Напомним, что критическое мышление — это способ мышления, при котором человек подвергает сомнению не только собственные убеждения, но и любую поступающую информацию. Однако сегодня фейковые новости преобразились настолько, что даже профессионалы своего дела, работающие в крупных СМИ, не всегда могут отличить правду от вымысла.
Социальные сети постепенно превращают проблему фальшивых новостей в угрозу
Ситуация усугубилась с появлением социальных сетей. Сегодня каждый может поделиться со своими друзьями любой информацией. Так можно придумать какую угодно историю, добавить в нее немного реальных событий и выдать все за чистую монету. А социальные сети очень часто используются как способ наращивания и привлечения аудитории. Так что чем громче и ярче новость — тем больше людей зайдет на вашу страничку. Это подводит нас к следующему способу, позволяющему отличить правдивую информацию от ложной — фейковые новости очень часто “стреляют” — то есть разлетаются по социальным сетям моментально.
Читатели любят интересные сюжеты, вот к ним на помощь и приходят создатели фейк ньюс. Так что внимательно читайте заголовки. И не забывайте подписываться на , там вас ждет только проверенная информация.
Ну, и конечно, проверяйте информацию. Лучше всего делать это всегда. Да, на поиски первоисточников требуется время, однако если важная информация, которая попалась вам на глаза, не вызывает доверия — вы знаете что делать.
А вы проверяете информацию или доверяете мнению окружающих?
Фейковые сообщения провоцируют опрометчивые поступки, угрожают здоровью людей, вызывают беспорядки в обществе
Дезинформация и низкокачественная журналистика возникли не вчера. Но ситуация усугубилась из-за стремительной популяризации соцсетей и скорости распространения контента, благодаря доступному интернету и смартфонам. И каждый день на нас обрушивается шквал противоречивых новостных сообщений — будь то подорожание стоимости газа и коммунальных услуг, угроза военной агрессии или новый штамм вируса.
Может быть не очевидно на первый взгляд, но миссия фейков губительна для общества. Фальшивые новости сеют панику, подталкивают к беспорядкам и необдуманным действиям, вводят в заблуждение, обманывают и формируют у людей стойкое ощущение тревоги и неопределённости.
Всё это усугубляется скоростью распространения фейков в медиа и тем, что, по данным исследования PRNEWS.IO, 90% аудитории не может отличить достоверные новости от фальшивых. И люди, сами того не понимая, становятся разносчиками фейков, расшаривая и комментируя ложную информацию.
И если одни фейки условно безвредны, то большая их часть представляет угрозу здоровью людей или является инструментом для манипулирования сознанием.
Например, весной 2020 года в Британии пытались поджечь 20 сотовых вышек из-за появления слуха о том, что 5G распространяет коронавирус. А ещё раньше поджог, который совершили поверившие в этот фейк, уничтожил оборудование для передачи связи, которой пользовались аварийно-спасательные службы и несколько мобильных операторов, лишив кого-то тем самым, возможно, надежды на спасение.
Также в СМИ активно гулял фейк на тему того, что домашние животные могут заразиться COVID-19, вакцинация населения опасна, а защититься от заразы можно с помощью обильного горячего питья, пребывания на солнце и даже водки ¯\_(ツ)_/¯
Примеры таких фейков:
Здесь можно почитать, как эксперт опроверг этот фейк
Источник
Подобными сообщениями весной 2020 года пестрили все социальные сети. Интернет-пользователи их активно репостили, делились в мессенджерах и отправляли родным и друзьям, не задумываясь о достоверности и первоисточниках. Из-за этого не просто нелепые, а откровенно вредные рекомендации многим стоили здоровья или даже жизни. Вместо того, чтобы своевременно обратиться к врачу и начать лечение по протоколу, они принимали солнечные ванны и брызгали постель водкой. И количество фейковых сообщений на тему коронавируса множилось в геометрической прогрессии.
Согласно исследованию Pew Research Center, жители США считают дезинформацию более опасной для общества, чем расизм и терроризм. Поэтому опасность фейков даже до пандемии было сложно переоценить.
Речь идёт не только о коронавирусной инфекции, которая катализировала огромное количество слухов и домыслов. Достаточно вспомнить теорию заговора «Пиццагейт», под воздействием которой обычный американец, отец двоих детей Эдгар Уэлч зашёл в пиццерию Comet Ping Pong в Вашингтоне и устроил стрельбу — к счастью, никто не пострадал.
Стрелявший был уверен в том, что в пиццерии держат в заложниках детей для нужд тайного ордена педофилов. Об этом он прочитал в интернете, тщательно изучая материалы, связанные с теорией заговора вокруг Хиллари Клинтон. Позже Эдгар Уэлч признался, что нет никаких доказательств существования тайных туннелей в Comet Ping Pong, но от существования теории заговора не открестился.
Приведём ещё один пример того, как обычная бактерия может стать причиной возникновения фейковых новостей.
Несколько лет назад в рунете появилась и периодически повторялась информация о распространении среди населения бананов, которые накачали кровью ВИЧ-инфицированных людей.
Пример сообщения о «заразных» бананах
На самом деле то, что пользователи принимали за кровь, являлось результатом жизнедеятельности бактерии красного цвета. Но по форумам и группам мгновенно распространилось сообщение об «африканской партии» с ВИЧ, которая через две недели после «гибельного шествия» по Африке добралась до России.
Несмотря на множество официальных комментариев сотрудников Минздрава, представителей ритейла и других экспертов, страшилка ещё долго гуляла в интернет-пространстве.
Это классический пример вирусного фейка: страх — как и другие негативные эмоции — купирует здравый смысл и логику, не оставляя читателям шанса на то, чтобы усомниться в написанном.
«НЕТ НИКАКОГО СЦЕНАРИЯ!»
А вот Илья Саглиани, который был независимым экспертом на нескольких программах, считает, что нельзя всех грести под одну гребенку. На кастинг проекта приходят разные люди — один идет просто попиариться, другой — попробовать свои силы, а третий — показать уникальные способности.
— Все герои и их истории в программе — настоящие, — уверяет он. — И никакого сценария нет! Какой результат экстрасенс выдал — тот и ушел в эфир. Конечно, есть на шоу те, кто стал «экстрасенсом» за пять минут до прихода на «Битву». Но меня многие специалисты поражали своим даром — Кажетта, например, или Николь. Они мне и советами помогали, и будущее предсказывали. Зираддин Рзаев, например, как-то сказал, что я буду работать на телевидении и куплю синий автомобиль. Прошло три года, я уже забыл его слова. Но все сбылось! И машина у меня — синяя!
Илью, как и Марата Башарова, который ведет программу последние семь лет, удивили слова Пореченкова о том, что «все вранье». Он считает, что, возможно, в Михаиле говорит какая-то личная обида на создателей проекта. С ним согласен и иранский экстрасенс Мехди Ибрагими Вафа, победитель третьего сезона «Битвы»:
— Замечу, что Михаил Пореченков в свое время просил меня помочь его близкому другу, который находился в депрессии. Если бы он думал, что я шарлатан, стал бы он это делать?
Тем временем на кастинг нового сезона «Битвы» уже собралось более 200 человек, которые так же называют себя экстрасенсами. И, наверное, есть вероятность, что среди них окажется хоть один настоящий. А может, единственные настоящие чародеи на программе — те, кто создает это шоу? Редакторы и режиссеры, которые любого, даже самого случайного участника, могут сделать звездой?..
Путин возрождает мифы о Второй мировой?
В октябре 2016 года британская редакция BBC обвинила Путина в «возрождении мифа о Второй мировой войне в новом российском фильме».
Мифом советской и российской пропаганды назван подвиг 28 героев-панфиловцев, остановивших в бою под Волоколамском наступление гитлеровских войск на Москву осенью 1941 года.
История о 28 панфиловцах признана мифом и литературной выдумкой военной прокуратурой СССР ещё в 1948 году. BBC отмечает, что Путин жёстко выступает против фальсификации истории, но в то же время государство поддерживает экранизацию мифов, которые «созвучны с мировоззрением Кремля».
Однако в статье не рассказывается о том, какими на самом деле были события, лёгшие в основу легенды.
Бой у разъезда Дубосеково под Волоколамском 16 ноября 1941 года был гораздо масштабнее, чем его описывали в советских учебниках. 2-й танковой и 35-й пехотной дивизии вермахта противостояла советская 316-я стрелковая дивизия, в состав которой в разное время и входили перечисленные в легенде панфиловцы.
Сражение имело более кровопролитный и бескомпромиссный характер, чем описывает легенда. Советские войска остановили не 18 танков, а, по сути, целую дивизию, которая шла в наступление с хорошо обученной пехотой. При этом советские военные практически не имели противотанковых орудий, что делает их подвиг ещё более значимым.
«Они и раньше так много раз делали»
В ноябре 2016 года на англоязычном портале ВВС появилась статья, в которой звучали обвинения в сексизме в сфере киберспорта.
В публикации утверждалось, что в игровой среде царит жёсткая гендерная дискредитация: женщины зарабатывают меньше, они часто становятся жертвами харассмента.
Одна из героинь, давших интервью ВВС, Джулия Киран обвинила издание в том, что журналисты извратили её слова.
«Мои слова на BBC перевернули, некоторые предложения вырезали, чтобы всё звучало так, как им нужно», — написала девушка в своём Twitter.
Геймерское сообщество её поддержало.
«Вот почему я всегда нервничаю, давая письменные интервью о женском киберспорте. Несправедливо, BBC», — в свою очередь отреагировала профессиональный обозреватель Counter Strike: Global Offensive из Лос-Анджелеса, чемпионка мира по этой игре среди женщин Хизер Гароццо.
Опровержение? Не слышали
Похожая история произошла в ноябре 2018 года. Тогда ВВС опубликовала статью «На комедию «Крымский мост» дали деньги без конкурса. Зрителям она не нравится».
В материале со ссылкой на анонимный источник утверждается, что фильм получил госфинансирование «после письма первого замруководителя администрации президента Алексея Громова».
«Дали деньги без всяких питчингов и защиты проекта, то есть без тех процедур, которые обязан пройти любой фильм, претендующий на деньги Фонда кино», — рассказал этот источник.
Эту информацию опроверг бывший тогда министром культуры Владимир Мединский.
Но на этот раз соответствующих правок в свою статью BBC вносить не стала.
Фейк вызывает сильные негативные эмоции, попадая в точку боли человека, — запускается механизм распространения
Ричард Белзер в своей книге «НЛО, Кеннеди и Элвис: заговоры, в которые, чтобы поверить, не обязательно быть сумасшедшим» пишет, что если говорить достаточно большую ложь достаточно часто, люди поверят, что это правда, даже если это чушь.
Главный принцип генерирования фальшивых новостей — максимально негативная или абсурдная информация, которая регулярно тиражируется в онлайн-пространстве.
Фейк вызывает максимально сильные, негативные эмоции — гнев, беспокойство, страх, тревогу, ненависть, которые возникают у человека из-за попадания в его точку боли. Например, проблемы в бизнесе, низкие зарплаты, отсутствие социальных гарантий, рост цен на продукты.
Затем следует эмоциональное включение, при котором рацио напрочь отключается, и желание вступить в дискуссию или поделиться информацией.
Точка боли ⟶ Негативная эмоция ⟶ Включение ⟶ Желание поделиться или вступить в спор
Давайте рассмотрим более детально механику создания, трансформации и распространения фальшивых новостей на примере так называемого врача Юры Климова из провинции Шэньчжэня. В разгар первого карантина и всеобщей растерянности многих интернет-пользователей не обошло стороной «разъяснение для близких от молодого врача».
Пример сообщения с «советами от Юры Климова»
О «Юре Климове» и его рекомендациях писали СМИ, форумы, соцсети, группы. Они приходили в Viber и другие мессенджеры, о них рассказывали по телефону.
Давайте разложим алгоритм создания «Юры Климова» на этапы и убедимся в том, как легко нелепая информация становится мега цитируемой, несмотря на официальные заявления профильных структур и настоящих экспертов из медицинской сферы.
Этап 1. Зарождение фейка
Согласно исследованию Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС, создание слухов, фейков, псевдосоветов, в том числе псевдомедицинских, — естественный процесс в человеческих сообществах. Такой круговорот информации позволяет укрепить социальные связи между рассказчиком и «своей группой». А в момент форс-мажоров и катастроф люди начинают массово и во много раз активнее распространять непроверенные данные, конспирологические теории и фейковые новости — так устроено человеческое мышление.
Когда эпидемия коронавируса ещё не достигла масштаба пандемии и наблюдались только первые случаи в Ухани, на китайском языке стали появляться короткие тексты псевдомедицинского характера. В них говорилось о том, что вирус умирает при температуре 26˚, а защититься от заразы помогут обильное горячее питьё и долгое пребывание на солнце. Эти советы имели ссылку на «сына сестры, который работает в госпитале в Ухане» без указания должности и названия медицинского учреждения и не имели под собой ни малейшего обоснования.
Наряду с другими ВОЗ развенчивает миф о том, что от коронавирусной инфекции спасут солнечные ванны или температура выше 25˚
Этап 2. Распространение фейка
Коронавирус интенсивно распространяется и выходит за пределы Китая. А вместе с ним распространяется и вышеуказанные «советы от Юры Климова». Через какое-то время кто-то из активных, но безымянных интернет-пользователей переводит его на русский язык через гугл-переводчик и источник в виде «сына сестры» трансформируется в «моего дядю и племянника».
С дезинформацией борется и Facebook. Так, в официальном отчёте соцсети за июль 2021 года сказано, что модераторы удалили 65 аккаунтов в Facebook и 243 аккаунта в Instagram из России, которые распространяли фейки о западных вакцинах от COVID-19 в Индии, Латинской Америке и США. К примеру, что препарат AstraZeneca превращает людей в обезьян. Более того, для распространения ложной информации привлекали популярных блогеров.
Большинство экспертов считает, что противостоять атаке фейков, в первую очередь, поможет не удаление дезинформации и ложных интернет-источников, а обучение онлайн-пользователей. Люди должны распознавать ложь и не реагировать на провокации.
Этап 3. Трансформация фейка
История шлифуется, обрастает новыми деталями, персонажами, действующими лицами, которые ментально ближе жителям России, чем житель Китая. В результате появляется более расширенный вариант с молодым российским врачом Юрой Климовым.
Одновременно с рождением «Юры» появляется и англоговорящий врач, но уже с ссылкой на некий американский госпиталь.
Этап 4. Максимальное тиражирование фейка
Псевдорекомендации «Юры Климова» широко распространились в соцсетях, на форумах и сайтах. Персонализация информации в лице молодого врача вызвала у пользователей больше доверия, чем «инсайдеры» и «источники из околоправительственных кругов». Поэтому её читали, ей верили, охотно репостили на своих страницах в соцсетях, делились с родными.
Некорректная подача
12 мая 2020 года, когда в Москве был введён масочный режим, Русская служба BBC опубликовала расследование. В нём утверждалось, что столичное правительство якобы за копейки приобрело средства защиты и наваривает до 1800% с продажи одной маски и до 450% с продажи одной пары перчаток.
В статье утверждалось, что одна пара перчаток при закупке стоила 4,37 рубля, а маска — 1,64 рубля. Авторы ссылались при этом на гостендеры, проведённые в феврале 2020 года. На станциях метрополитена в мае перчатки продавались уже по 20 рублей за штуку, а маски — по 30 рублей.
Пресс-служба Департамента транспорта Москвы в тот же день опровергла заявления BBC, назвав информацию некорректной.
Чиновники пояснили, что тендеры на средства защиты действительно объявлялись, однако не были доведены до конца.
«Ни одной маски или перчатки по указанным в расследовании BBC договорам с низкой ценой не было поставлено, поскольку ни один поставщик не смог привезти их по этим низким ценам», — говорится в сообщении.
Договоры были заключены ещё до пандемии, пояснили в ведомстве.
«Но контрагенты сослались на форс-мажорные обстоятельства и отказались от их исполнения или отложили сроки поставки, — добавили в пресс-службе. — Мосгортранс и Московский метрополитен уже занимаются расторжением договоров с этими юрлицами».
Этим комментарием BBC обновила свою публикацию, но выводы по накрутке цен при этом остались.
«Редакция требует крови»
Мэрия Москвы купила предприятие по производству масок и поставляет их метрополитену по завышенным ценам — такое впечатление может сложиться после прочтения этих двух расследований BBC.
Между тем на самом деле правительство столицы не только не скрывало покупку завода, но и прямо о ней говорило. А таких низких цен на маски и перчатки, что были до пандемии, как видно из представленных выше данных, нет уже нигде. Это были вынуждены признать поставщики, с которыми теперь правительство Москвы расторгает контракты.
Однако подобный способ подачи информации, создающий определённое впечатление у её потребителей, BBC применяет не впервые. RT нашёл несколько подобных историй.
В декабре 2018 года, когда в Париже проходили протесты «жёлтых жилетов», редакция Русской службы BBC требовала от своих журналистов «доказательств российского вмешательства» в эти протесты.
«Поражает цинизм журналистов. Речь идёт о компании, которая всю жизнь пропагандировала именно непредвзятый и независимый подход, профессионализм в качестве кредо своего издания, а именно — BBC», — прокомментировала тогда этот инцидент официальный представитель МИД Мария Захарова.
Осторожно, BBC!
7 декабря 2018 года Русская служба BBC опубликовала материал со ссылкой на Daily Mail о том, что журналисты Первого канала пытались проникнуть на территорию военной базы в Великобритании.
Речь в статье о том, что съёмочная группа Первого канала была замечена вблизи расположения 77-й армейской бригады, в районе деревни Эрмитаж графства Беркшир. Эта бригада, сообщает BBC, специализируется на кибервойне, борьбе с террористической пропагандой в интернете, психологических операциях, работе в соцсетях и в даркнете.
«Они (журналисты. — RT) вели съёмки из машины, подъезжали вплотную к ограждению из колючей проволоки и пытались проникнуть на территорию базы», — писала BBC.
После этого, отмечает издание, в эфире российского телевидения был показан репортаж о «фабрике троллей под Лондоном».
Сейчас в этом материале под названием «Осторожно, Первый канал: журналисты программы «Время» пытались попасть на военную базу в Британии. Чем это обернулось?» есть примечание: «*Этот материал был отредактирован после публикации»
Внести правки пришлось после того, как шеф бюро Первого канала в Лондоне и герой этой статьи BBC Тимур Сиразиев опубликовал открытое письмо к британским коллегам.
В нём он подробно разобрал свой сюжет и публикацию BBC.
При этом он обращает внимание Русской службы BBC на то, что точно так же, как и журналисты Первого канала, съёмку у расположения бригады 77 вели репортёры BBC South. «Было бы интересно узнать, чем эта съёмка отличается от нашей», — заключил Сиразиев
«Было бы интересно узнать, чем эта съёмка отличается от нашей», — заключил Сиразиев.
логотипы
На первом логотипе Discovery Channel была карта мира и название, которое тогда называлось Discovery Channel. В течение двух десятилетий, начиная с 1987 года, логотип канала включал бренд Discovery, выделенный жирным шрифтом Aurora с круглой формой спереди. Круг обычно принимал форму восходящего солнца или анимированной версии Витрувианского человека.
В 1995 году название канала было упрощено до «Discovery Channel», в результате чего из его названия было удалено «The». Глобус стал постоянной частью логотипа, а в нижней части логотипа было добавлено подчеркивание. За это время компания начала расширяться и запустила несколько новых каналов. Многие из этих каналов использовали дизайн логотипа, аналогичный тому, что используется Discovery, часто с изображением земного шара и использованием того же шрифта, удара . Каналы с логотипами, основанными на канале Discovery, включали Animal Planet, Travel Channel, Discovery Science, Discovery Wings и Discovery Home & Leisure. Логотип был немного изменен в 2000 году, когда слово «Канал» было перенесено на подчеркивание.
15 апреля 2008 года канал Discovery дебютировал с новым логотипом и лозунгом («Мир просто потрясающий»), начав с первого сезона Deadly Catch . Новый внешний вид был разработан бостонской дизайнерской фирмой Viewpoint Creative и заменил шрифт Impact на шрифт Gotham . Глобус слился со словом Discovery из столицы d. Позже, в 2009 году, дизайнерское агентство Royale немного изменило логотип, отделив земной шар от буквы «D» и сделав слово «канал» немного больше. Измененный логотип был показан на международных каналах Discovery в первой половине 2009 года.
В 2013 году на логотипе была только буква «D» с глобусом, слитым с левой стороны. Было использовано 6 разных воздушных шаров, чтобы отразить программу канала. С 2016 года логотип в США представляет собой букву D, прикрепленную к земному шару, а ниже меньшего размера слово Discovery, заключенное в круг.
1 апреля 2019 года Discovery представила новый логотип, изменив тип шрифта, но сохранив земной шар заглавной буквой D. Новый брендинг сопровождается еще одной новой имиджевой кампанией «Мир принадлежит нам», в которой представлены сцены с участием деятелей Discovery, поющих «Зацепленные за чувство». В статической версии значка земного шара используется нестандартная проекция, показывающая все континенты.
Авторские права и суды
С 2020 года о своих правах на «все выступления Шатунова» заявил первый продюсер «Ласкового мая» Андрей Разин. Он ссылался на некий договор от 2013 года, в котором якобы говорилось, что Юрий не может выступать на сцене, даже давать пресс-конференции и интервью, участвовать в телепрограммах и вообще делать публичные заявления без его ведома.
Начались судебные тяжбы, на которых Разин утверждал, что в 1992 году Сергей Кузнецов подписал с ним контракт, а через 14 лет они заключил сделку о передаче прав на все песни «Ласкового мая». Однако в ходе разбирательств выяснилось, что оригинал этого договора не видел ни один свидетель, а почерковедческая экспертиза определила подпись Кузнецова на копии как подделку. В результате 17 июня 2022 года права на исполнение хитов группы были присуждены Шатунову.