Страшный, страшный Стэнли Кубрик
- Во время съемок «Сияния» Стэнли Кубрик напугал Венди до смерти в сцене, где Джек медленно ковыляет за ней по лестнице, а она отмахивается бейсбольной битой. Кстати, на съемках за ней по лестнице реально гнался Стэнли Кубрик.
- Знаменитую сцену, где из-за дверей лифта хлещут потоки крови, снимали в течение целого года, прежде чем Кубрику наконец понравился тот дубль, где, по его мнению, можно было не сомневаться, что на экране именно кровь. К моменту выхода фильма на экраны Американская киноассоциация (MPAA) приняла специальное положение, не разрешающее присутствие крови на экране в трейлерах, одобренных для любой возрастной аудитории. Кадр, где кровь заливает холл гостиницы, стал визитной карточкой «Сияния», поэтому Стэнли Кубрику пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить MPAA в том, что это ржавая вода. Кстати, сцену, где главный герой гоняется по лабиринту за сыном, снимали в течение месяца.
- Человек с окровавленным лицом, который пугает Венди возгласом «Прекрасная вечеринка, не так ли?!» – редактор фильма Норман Гей.
- Фотография 1921 года в концовке фильма – подлинная, только голову Джека Николсона «вклеили».
«Разгром немецких войск под Москвой»
Документальный фильм был оценен киноакадемиками в 1943-м. Кинокартина показывала хроники событий в Москве в первые месяцы войны. В кадре зрители увидели события, происходившие с октября 1941-го по январь 1942-го.
Героями оказались обычные жители Москвы, которые строили оборонительные сооружения на подступах к столице. Синхронно шло выступление Иосифа Сталина, а также показаны лица обычных бойцов и высшего командного состава. Зрители увидели последствия фашистского варварства. В финале население вернулось в освобожденные места, а красноармейцы получили награды.
Над проектом работали два режиссера: Леонид Варламов и Илья Копалин. Дата выхода в СССР пришлась на 23 февраля 1942-го. Премьера за океаном прошла 15 августа 1942-го. Советское кино адаптировали для зарубежного зрителя, а название звучало как «Москва наносит ответный удар».
На церемонии вручения наград фильм получил премию как «Лучший документальный фильм». Статуэтку вручили советскому консулу, который и привез награду на родину. Сейчас первый отечественный «Оскар» хранится в столичном Музее кино.
Блог и аналитика
В 2004-м Подоляка впервые участвовал в яркой и резонансной политической акции — первом Майдане, названном «оранжевой революцией». Позже блогер отмечал, что россияне восприняли случившиеся в братской стране катаклизмы как преддверие событий 2014-го. Но народные волнения, произошедшие с разницей в 10 лет, по мнению журналиста, оказались разными по концепции.
В 2011 Юрий решил создать собственный блог под ником yurasumy, который на тот момент вел в формате «ЖЖ». Однако до событий 2014-го на сайте не появлялись статьи, затрагивающие опасные, политические проблемы. Правда, за год до второго Майдана Подоляка начал аккуратно рассматривать острые темы, писать о том, почему в его родной стране не должны разворачиваться политические акции протеста.
Несмотря на то что характер публикаций оказался спокойным (Юрий стремился демонстрировать интерес к судьбе народа, выражал патриотический настрой), украинские власти не стали скрывать недовольства деятельностью блогера, после чего тот вынуждено оставил родину и отправился в Москву.
Уже в российской столице журналист начал показывать политические ролики в Сети, а с 2019-года завел собственный ютьюб-канал. Параллельно с этим украинец не переставал публиковать статьи, касающиеся событий в мире, анализировать проблемы экономического благополучия в разных концах земного шара. Сюда же попали обзоры выборов в Штатах, вопросы, связанные с распространением коронавирусной инфекции, и другие темы.
Осенью 2020, когда в Нагорном Карабахе вспыхнул ожесточенный конфликт между Азербайджаном и Арменией, Юрий не остался в стороне и дал ряд аналитических комментариев по поводу происходящего. Журналист подчеркивал, что на исход событий могут повлиять погодные условия. Блогер высказывал мнение и по поводу обострения ситуации между уже упомянутым Азербайджаном и Ираном в 2021-м.
Помимо авторских роликов, Подоляка проводил видеоэфиры с другими политологами. Например, вместе с Русланом Бизяевым украинец рассматривал проблемы мировой геополитики на рубеже нового десятилетия, перспективы развития общества в том или ином ключе, особенно на фоне охватившей земной шар пандемии.
Интересные факты
- На аватарке к соцсетям и ютьюб-каналу журналист разместил изображение кавалериста Сумского гусарского полка. Блогер не скрывает гордости, называя себя потомком и земляком этих воинов.
- У Юрия есть строгие жизненные принципы. Например, он может понять и простить что угодно, кроме предательства и обмана. Некоторые из знакомых блогера воспринимают это утверждение как шутку, но позже обижаются, когда понимают, что он серьезен.
- Сейчас на вопрос о желании начать политическую карьеру Подоляка отвечает отрицательно. В качестве аргумента мужчина сообщает о неверии в чистоту помыслов политиков, поэтому не хочет входить в их число.
«Частный детектив, или операция “Кооперация”»
Картина стала очередным провалом в творчестве Леонида Гайдая. В этот раз не только в качестве режиссера, но и сценариста, так как в комедии, посвященной перестройке, он также выступал соавтором сценария. Фильм мог спасти звездный состав в лице Дмитрия Харатьяна и Спартака Мишулина, однако и у них ничего не вышло.
Моменты, которые в фильме должны были стать комедийными, выглядели банально, вызывали скорее слезы сожаления. Единственное, что могло заинтересовать зрителей, – эротический момент с обнаженной грудью Ирины Феофановой, однако и этого оказалось недостаточно. В картине было использовано много модных слов и терминов: кооперативы, мафия, рэкет, частное сыскное бюро, которые должны были интриговать и привлекать зрителей, однако этот трюк также не удался.
Государственные и политические деятели
Рюрик – князь варяжских племён, о котором слагались легенды. В 862 году он был приглашён править в Новгород, с братьями, Трувором и Синеусом, ставшими правителями и Белоозере и Изборске. Когда братья умерли, Рюрик единолично возглавил Северную Русь.
Александр Невский – легендарный полководец, Великий князь земли Новгородской. Непревзойдённый военачальник, сумел разгромить войска тевтонских и шведских рыцарей. Благодаря действиям князя, Россия начала существовать как государство, основывающееся на своих культурных и исторических традициях.
Пётр I – первый в истории император Российского государства, внедривший много реформ. Построил флотилию, основал город Петербург. Расширил территорию страны, путём введения в неё Прибалтийских земель. Был новатором и пытался приблизить Россию к европейским стандартам своего времени.
Владимир Ильич Ленин – теоретически обосновал и развил социалистическую и коммунистическую модели общества. Написал множество трудов об устроении государства нового типа. Известен, как вождь пролетариата. Основатель первого социалистического государства в мире – СССР.
«Дерсу Узала»
Советско-японский проект «Дерсу Узала» режиссера Акиры Куросавы выиграл номинацию на лучший зарубежный фильм в 1976-м. Идея экранизации одноименного романа Владимира Арсеньева заинтересовала постановщика еще в 30-х годах прошлого столетия. Но Куросава не брался, поскольку был уверен, что снимать историю о слиянии охотника с таежным краем следует в местах, описанных автором.
Акира-сан и его советские коллеги оказались людьми различных культур, что оборачивалось курьезами на съемочной площадке. Куросава мог потребовать перестроить покосившуюся избушку или развесить на место опавшую листву. Добавила хлопот и педантичность постановщика, который был внимателен к деталям и искал ракурсы, помогающие подчеркнуть красоту тайги.
В главных ролях проекта в жанре приключений снялись Максим Мунзук и Юрий Соломин, отмеченные за актерскую работу международными премиями. А Акира Куросава получил признание киноакадемиков.
«Русский сувенир»
Премьера картины от знаменитого советского режиссера Григория Александрова состоялась 27 июня 1960 г. При помощи этого фильма он намеревался возвратить себе утраченную популярность, однако проект с треском провалился в прокате.
Сюжет фильма разворачивается вокруг самолета, летевшего из Владивостока в Москву, который совершает вынужденную посадку. В самолете находятся: магистр теологии Джон Пиблс, интересующийся вопросами религии, миллионер из Америки Эдлай Скотт, задумывающийся над возвращением капитализма в Россию, его секретарь Гомер Джонсон, графиня-итальянка Пандора Монтези и одаренный врач Адамс. С ними также летел советский пассажир – инженер Варвара Комарова, которая стала для остальных гидом, дипломатом, снабженцем, массовиком-затейником.
Герои фильма оказываются в новом сибирском городе, наблюдают за строительством Братской ГЭС, запуском ракеты на Луну. По ходу сюжета картины они в корне меняют свое представление об СССР. Под конец фильма прошедший большое развитие персонаж американского миллионера дает интервью, которое становится сенсацией. Центральная героиня картины агитирует за мир во всем мире, используя в качестве плакатов фрески, на которых изображен Георгий Победоносец.
Мировую славу Тарковскому принес фильм «Андрей Рублев»
Советские чиновники усмотрели в картине о Древней Руси много невыгодных параллелей и идеологических изъянов — и отложили на пять лет «на дальнюю полку». Худшего наказания для художника невозможно и придумать. «Главной темой, которая использовалась против картины, была тема ее жестокости. Придрались ко всему: горящей корове, к падающим со стен лошадям, которые ломали ноги. Тарковский это воспринимал как организованную травлю», — вспоминал Вячеслав Шмыров, киновед.
В 1969 году французская фирма, получившая права на зарубежный прокат «Андрея Рублева», показала его вне конкурса на Каннском кинофестивале — картина была воспринята как откровение, имела огромный успех и была удостоена приза ФИПРЕССИ. И только 19 октября 1971 года фильм был наконец выпущен в отечественный прокат ограниченным числом кинокопий. А в первоначальном авторском варианте, с изначально задуманным названием — «Страсти по Андрею» — зрители увидели фильм лишь в июне 1988 года.
Лучшие спортсмены
Иван Поддубный – русский профессиональный спортсмен, атлет, пятикратный чемпион в греко-римской борьбе, артист цирка. За всю свою спортивную карьеру ни разу не был на месте проигравшего в спортивных состязаниях. Его называли «русским богатырём XX века».
Гарри Каспаров – чемпион мира по шахматам, обладатель «Шахматных Оскаров». Мастер комбинирования различных тактик и стратегий, что выводило его в число победителей в провальных партиях. Первые ходы поражали новизной и необычностью, их называли «Дебюты Каспарова».
Лев Яшин – лучший вратарь советского периода, голкипер прошлого столетия. Олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы и СССР. Единственный, кому из вратарей был присуждён «Золотой мяч».
Выдающимися личностями в истории России всех эпох внесён огромный вклад в мировую сокровищницу науки, культуры, спорта и управления государством. Многие из них изменили ход истории, что благотворно отразилось на эволюции человечества.
Снято в невесомости
Многие сцены «Аполлона-13» снимали в специальном тренажере НАСА (так называемой «рвотной комете»): самолете, который летал по параболе на большой высоте, создавая состояние невесомости. Декорации космического корабля установили в салоне самолета, и почти каждая сцена с нулевой гравитацией снималась здесь.
Актеры пролетели по параболе более 500 раз. В каждом эпизоде с того момента, как начиналась имитация невесомости, у них было всего 23 секунды, чтобы отстегнуться от ремней, сделать кадр, перелететь и снова пристегнуться. Все эти полеты они выполнили за 13 дней.
На сегодня это один из немногих фильмов, снятый в реальной невесомости.
Российские писатели
Александр Островский – великий драматург, создатель пьес:
- «Свои люди – сочтёмся»;
- «Бесприданница».
Реплики его героев пропитаны тончайшим психологическим содержанием. Написанные им произведения оказали существенное влияние на мировоззрение и творчество драматургов XIX века.
Николай Гоголь – знаменитый писатель и драматург. Его пьесы «Женитьба», «Ревизор» и проза «Шинель», «Вий» приобрели мировую известность. Зачастую сновным персонажем выбирался маленький человек, страдавший от несправедливого отношения мира к себе. Также он является отечественным прародителем жанра ужасов.
Фёдор Достоевский – талантливый писатель. Его романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» и другие приобрели мировую известность. Тонкий психолог, сумел полностью изменить традицию описания внутренней жизни литературных персонажей. Придавал большое значение описанию взаимоотношений человека и Бога в собственных сюжетах.
Лев Толстой – великий писатель с подлинно русской душой. По его произведениям «Анна Каренина» и «Война и мир» снимают картины режиссёры всех стран. Был убеждён, что только жизнь в единстве с природой сделает человека счастливым. Был сторонником мирной жизни и противником всяческих военных конфликтов.
Каким образом найти в архиве человека, участвовавшего в ВОВ
Кроме перечисленных архивных и социальных ресурсов, рекомендуем обратить внимание на комплекс сайтов, содержащих информацию об времени ВОВ и поствоенном периоде. Они помогут вам найти человека по фамилии совершенно бесплатно
Среди таких ресурсов:
-
obd-memorial.ru – большой банк данных о защитниках Отечества, умерших, погибших и пропавших без вести во времена ВОВ и послевоенный период;
- podvignaroda.ru – содержит базу документов о награждениях во времена ВОВ;
- pamyat-naroda.ru – огромный массив данных об героях войны, боевых операциях, воинских захоронениях, воинских частях и так далее. Вы можете просмотреть искомые документы и скачать их на ПК;
- rf-poisk.ru – Книга Памяти, разбитая по областям и регионам, где можно найти сведения об искомых людях;
- soldat.ru – несколько Книг Памяти в разделе по областям, нахождения в плену, народностям, родам войск и так далее;
- ru.stsg.de – данные о погибших в плену на территории Германии;
-
moypolk.ru – проект «Бессмертный Полк» с огромной базой данных о бойцах и труженниках тыла. Пополняется различными участниками проекта;
- polk.ru — проект «Забытый полк», включающий данные о советских и российских военных, пропавших без вести в течении 20 века;
- отечестворт.рф – огромный каталог погибших, систематизированные по алфавиту;
- memory-book.com.ua – украинская Книга Памяти;
-
permgaspi.ru – база данных Пермского государственного архива новейшей истории.
Пользоваться такими архивами довольно просто. Вы переходите на один из таких ресурсов, в поисковой строке вводите фамилию и имя данного человека (а также другие данные, если это предполагает форма сайта и они у вас есть). Нажав на кнопку запуска поиска, через несколько секунд вы получаете все найденные совпадения. После этого останется просмотреть представленный список лиц, найти в нём искомого человека (при наличии), и просмотреть перечень связанных с ним документов. Обычно такие документы вы сможете открыть и скачать себе на ПК (смартфон).
На некоторых из данных ресурсов действуют проекты добровольцев. Подав на них сведения по искомому человеку вы можете рассчитывать не бесплатную помощь волонтёров, которые помогут в осуществлении ваших поисков.
Особенности поиска сведений о человеке
Прежде чем непосредственно перейти к поиску данных, необходимо определиться с той информацией, которая нам о нём известна.
Она может состоять из следующих составляющих:
- Фамилия, имя, отчество. Если это женщина – её девичья фамилия до выхода замуж;
- Дата рождения, включающая число, месяц, год. Если такие данные неизвестны – приблизительный временный период рождения человека (несколько лет);
- Место крещения;
- Место рождения – страна, область, район, город, село, посёлок, губерния, волость, улица, дом и так далее;
- Место жительства;
- Национальность;
- Вероисповедание;
- Сословие (до революции) – дворянство, духовенство, казачество, мещанство, крестьянство и другие;
- Титул, звание, чин;
- Семейное положение (брак, венчание);
- Место службы;
- Образование – университет, факультет, специальность, школа, лицей и так далее;
- Владение недвижимостью, место расположения недвижимости.
Определитесь, какие документы по перечисленным данным имеются у вас на данный момент, и можете ли вы при необходимости предоставить их копии. Систематизируйте их по полочкам, поймите, что вам уже известно, и в каких конкретно сведениях вы нуждаетесь на данный момент.
Если искомый – ваш родственник, опросите всех членов вашей семьи на предмет сведений о нём. Когда он родился, были ли у него ещё родные, где учился, женился, работал и другое. Есть ли у них какие-либо документы о нём, и если есть – попросите их на время или сделайте их копии. Это поможет в процессе поиска нужного человека и составления личного архива.
Лучше всего формировать базу данных на компьютере. Это поможет вам легко находить и использовать имеющуюся информацию. В случае бумажных документов рекомендуем создать удобную картотеку, чтобы быстро находить нужную бумагу.
Самые интересные фильмы за все время СССР
Многие фильмы, снятые в эпоху СССР, стали культовыми. Они бессчетное количество раз пересматривались и продолжают пересматриваться представителями старшего поколения, но также будут интересны для молодежи и никогда не потеряют своей актуальности.
Мемориальная доска Леониду Гайдаю — автору и режиссеру многих советских фильмов
“Иван Васильевич меняет профессию”
Комедия режиссера Леонида Гайдая, снятая в 1973 году. Главный герой картины — изобретатель Александр Тимофеев создает машину времени. В результате ее запуска царь Иван Грозный попадает в квартиру Шурика, а двое героев из современного мира не по своей воле оказываются в царской России.
“Операция Ы и другие приключения Шурика”
Еще один культовый фильм Леонида Гайдая. Картина состоит из трех частей с самостоятельными сюжетами, в каждой из которых Шурик попадает в какую-либо затруднительную. но вместе с тем и комическую ситуацию. В фильме присутствует троица антагонистов: Трус, Балбес и Бывалый, которых можно увидеть и в других советских кинолентах.
“Бриллиантовая рука”
Обожаемая многими поколениями комедия с Юрием Никулиным и Андреем Мироновым в главных ролях. Простоватый и честный Семён Горбунков случайно оказывается замешан в преступной схеме контрабандистов и вынужден участвовать в операции по поимке злодеев.
“В бой идут одни “старики”
Фильм режиссера Леонида Быкова о жизни летчиков в годы Великой Отечественной войны. Кинолента получила множество наград и стала одним из самых известных советских фильмов о войне.
“Джентльмены удачи”
Стал лидером кинопроката в год выхода на экраны. По сюжету ленты заведующий детским садом в исполнении Евгения Леонова оказывается как две капли воды похожим на преступника по кличке Доцент. Это сходство сотрудники милиции используют, чтобы выяснить у соучастников Доцента местонахождение украденных им ценностей.
Кинематограф в 20-30 годы
История кино в СССР официально начинается в 1919 году, тогда появляются первые отечественные черно-белые немые киноленты, поначалу в основном документального характера.
Афиша одного из первых советских кинофильмов «Вор»
В.И.Ленин не раз отмечал важность этого вида искусства для идеологической борьбы, поэтому в 20-е годы активно выпускаются фильмы, проникнутые коммунистическими и революционными идеями. В этот период в союзных республиках активно создавались национальные киностудии. Большую популярность получила кинолента “Броненосец Потемкин”, снятая в 1925 году
Фильм имел успех не только на родине, но и завоевал признание во всем мире
Большую популярность получила кинолента “Броненосец Потемкин”, снятая в 1925 году. Фильм имел успех не только на родине, но и завоевал признание во всем мире.
В 30х годах началась эра полноценного звукового кино. Первым озвученным фильмом в СССР стала лента “Путёвка в жизнь”, вышедшая в 1931 году. В этот период становится популярным жанр комедии, и появляются такие шедевры, как “Веселые ребята”, “Богатая невеста”, “Трактористы”, “Цирк”, “Волга-Волга”. В комедийных кинолентах блистали такие актеры, как Владимир Зельдин, Любовь Орлова, Леонид Утесов.
Обращались режиссеры и к исторической тематике, что нашло отражение в картинах “Пётр Первый”, “Александр Невский”, “Минин и Пожарский”.
Личная жизнь
О личной жизни блогера, как и о годах детства, известно немногое: Юрий предпочитает сохранять в тайне детали семейное жизни. Некоторые СМИ отмечают, что журналист женат. Избранницей Подоляки стала землячка, родом из Сумской области.
В браке у пары родились двое детей. В одном из эфиров сам блогер признался, что старшая дочь предпочла остаться в Украине. В интервью эксперт отметил, что уважает решение наследницы, а верное оно или нет — покажет время. В инстаграм-аккаунте (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) Юрия нет семейных фото — страницу украшают только яркие пейзажные снимки.
«Война и мир»
Экранизация романа Льва Толстого готовилась к 150-летию Бородинской битвы и в качестве ответа Голливуду на одноименный фильм с Одри Хепберн. За режиссерское кресло боролись именитый Иван Пырьев и малоизвестный на тот момент Сергей Бондарчук. В результате молодой коллега оказался убедительнее и стал постановщиком масштабного проекта.
Съемки велись почти семь лет и оказались самыми бюджетными в истории кинематографа. На проект потратили около 100 млн долларов.
Качество кадра фильма «Война и мир» оказалось делом принципа. Специально для киноэпопеи создали и использовали новаторские приемы в съемках. Камера для Бородинского сражения крепилась на 120-метровой канатной дороге, а для съемок первого бала Наташи оператор надел ролики.
Ответственно подошли и к пошиву костюмов: привлекли Министерство легкой промышленности, сотрудникам которого открыли доступ к музейным коллекциям. Также для съемок создали 11-й кинематографический кавалерийский полк, который позднее мелькал в кадре советских и российских фильмов. А консультантом по балам выступила возлюбленная Колчака Анна Тимирева.
Сам режиссер появился в роли Пьера Безухова. Наташу Ростову сыграла Людмила Савельева, а князя Андрея Болконского – Вячеслав Тихонов. В кадре зрители увидели таких актеров, как Анастасия Вертинская, Олег Ефремов, Олег Табаков.
Любовь к деталям позволила режиссеру получить главную премию в кино в 1969-м. Статуэтку вручили исполнительнице роли Наташи Ростовой Людмиле Савельевой, поскольку Бондарчук был занят на очередных съемках.
Любопытно, что массовка российского фильма, получившего «Оскар», попала в Книгу рекордов Гиннесса, а сам проект по масштабности позже вдохновил на создание франшизы про хоббитов.
Умер в Париже
Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1986 года. Отпевание прошло 5 января 1987 года в православном храме св. Александра Невского. Похоронен режиссер на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Первоначально захоронение было сделано в чужую могилу — есаула Владимира Григорьева (1895–1973). Через год нашлись необходимые средства, и 29 декабря 1987 года прах перенесли на новое место.
В 1994 году был выполнен надгробный памятник: массивная каменная глыба с возвышающимся крестом, у основания которого высечены семь ступенек по числу фильмов Тарковского. На памятной табличке выбита надпись: «Человеку, который увидел ангела».
Фото: kinopoisk.ru
Бросил учебу и отправился в научно-исследовательскую экспедицию в Сибирь
«Я поступил в Институт востоковедения, полтора года там проучился и ушел — в ужасе. Занятие арабским языком было настолько мучительным, лишенным какого бы то ни было чувства для меня. Странный язык. Грамматические формы образуются математическим путем».
Судя по воспоминаниям Тарковского, во время учебы он связался с дурной компанией. И еще неизвестно, чем бы закончилось дело, если бы не вмешалась его бдительная мама: «Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет…»
«Лунная радуга»
Картина является экранизацией знаменитого фантастического произведения Сергея Павлова, которое увидело свет в 1978 г., повествует о способностях, открывшихся людям в процессе освоения космоса. Однако сразу после премьеры фильма многие зрители назвали картину оскорблением в сторону романа. Вместо динамичного и захватывающего сюжета они получили затянутый и лишенный развития «кисель».
Спасти картину не удалось даже звездному актерскому составу, в который вошли Василий Ливанов, Владимир Гостюхин, Александр Пороховщиков и Игорь Старыгин. Актерам не удалось своей игрой сделать картину лучше. Фильм должен был помочь Андрею Ермашу прославиться, однако стать вторым Тарковским мужчине не удалось.
Сюжет фильма разворачивает вокруг «черных следов», которые зафиксированы в разных районах Земли. В тех же местах наблюдаются загадочные атмосферные аномалии и магнитные бури. Ради выяснения обстоятельств создается специальная оперативная группа, которая обнаруживает связь следов и космической катастрофы, произошедшей на окраине Солнечной системы, в результате которой осталось только четверо выживших: Тимур Кизимов, Дэвид Нортон, Жан Лоре и Эдуард Йонге.
Название картине «Зеркало» дал пятилетний Филипп Янковский
Фильм «Зеркало» кинокритики считают вершиной творчества Тарковского. Во многом картина построена на автобиографическом материале. Тарковский писал: «Вообще кино — это всегда способ собрать какие-то осколки в единое целое. Фильм сделан по моему сценарию, в котором нет ни одного выдуманного эпизода. Все эпизоды имели место в моей жизни, в жизни нашей семьи».
Именно за «излишнюю» исповедальность и автобиографичность «Зеркало» яростно осуждали.
На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов и вовсе признали эту работу «непонятным, немассовым и в общем неудачным фильмом».
«Поскольку кино все-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства… Я не вижу в массовости никакого смысла… Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности. Утвердить себя личностью своеобразной невозможно без дифференциации зрителя», — отвечал на все нападки Тарковский.
В первоначальном сценарии фильм должен был называться «Белый, белый день». Но однажды на съемочной площадке произошел совершенно заурядный случай, ставший судьбоносным. Янковский, игравший самого Тарковского в детстве, вспоминал: «Мы шли на съемку, я собирался, одевался. Стук в дверь, открываю — Андрей Арсенич стоит. Я говорю, иду, только я в зеркало посмотрю», — у меня там было зеркало. И он: «Зеркало, точно!»
Последние годы своей жизни провел в эмиграции
Сперва об окончательном отъезде из страны не было и речи: Тарковский, уставший от бесконечных и безнадежных переговоров с Госкино, в 1980 году вылетел в Рим для работы над сценарием фильма «Ностальгия», в 1982 году в Италии начались съемки. А уже в 1983 году картина была показана в конкурсе Каннского кинофестиваля и получила Приз за режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри.
Из Рима Тарковский направил письмо на имя председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша с просьбой предоставить ему, его жене, теще и 12-летнему сыну Андрею возможность в течение трех лет жить в Италии, после чего он обязывался вернуться в СССР. Бдительный председатель Госкино рапортовал ЦК КПСС: «Рассмотрев обращение Тарковского А. А., Госкино СССР считает, что его решение остаться за рубежом едва ли является только следствием эмоциональной неуравновешенности и определенной неудачи на Каннском фестивале, откуда Тарковский А. А. рассчитывал вернуться с главным призом. Сосредоточившись на собственном эгоцентрическом понимании нравственного долга художника, Тарковский А. А., видимо, надеется, что на Западе он будет свободен от классового воздействия буржуазного общества и получит возможность творить, не считаясь с его законами. (…) В любом случае Госкино СССР не считает возможным принимать условия Тарковского А.А., имея при этом в виду, что удовлетворение его просьбы создаст нежелательный прецедент».
Русские учёные
Кирик Новгородец – учёный XII века, проводивший исследования в математике и астрономии. Летописец и музыкант, стал создателем первого русского учёного трактата «Учение о числах». Сумел рассчитать мельчайший временной отрезок, способный быть воспринятым. Существует предположение, что именно он является автором труда «Вопрошания Кирикова».
Дмитрий Менделеев – талантливый учёный, создавший периодическую таблицу элементов и периодический закон химитческих элементов. Благодаря ему Россия, экспортировавшая керосин из Америки, стала импортировать нефтепродукты в Европу. Учёный разработал масла из отходов нефтепродуктов, и выдал идею о новом способе перегонки нефти.
Иван Павлов – человек, открывший наличие рефлексов в живых организмах, что перевернуло содержание физиологии и биологии. Получил Нобелевскую премию. Уже умирая, описывал ученикам свои ощущения, чтобы наука могла исследовать механизмы смерти человека.
Выматывал актеров на съемочной площадке
Алиса Фрейндлих, которую Андрей Арсеньевич ценил очень высоко, вспоминала: «Ему свойственнее было скорее раскочегарить актера, разогреть его, что ли. Что касается эмоционального какого-то наполнения, градуса, то он со мной сделал так: было очень много дублей, причем без паузы: дубль, стоп, еще раз, дубль, стоп, еще раз, стоп, еще раз, стоп. Я не помню сейчас, сколько было дублей, но он копил это эмоциональное состояние».
Олега Янковского Тарковский тоже своеобразно «раскочегарил» перед съемками «Ностальгии» в Риме. Актеру пришлось несколько недель просто жить в итальянской столице — ходить по улицам, пить кофе, любоваться видами, — но все это в полном одиночестве.
После таких прогулок наедине с собой любой человек устанет даже от Рима и захочет обратно домой.
Все это произошло и в душе Янковского — Тарковский только и ждал этого физического появления настоящей, неподдельной ностальгии, и наконец, дождавшись ее, дал указание начать съемку.
Андрей Кончаловский сокрушался: «Андрей никогда не мог точно объяснить, чего он хочет. Всегда говорил о вещах, не имеющих отношения к характерам, к драматургии. “Вот, — говорил он, — хочу это ощущение, когда клейкие листочки распускаются”. Попробуй из этого сделай сценарий. Ощущения у него подменяли драматургию».