«семнадцать мгновений весны»: как снимали легендарный фильм

Борьба против курения

Во многих сценах главные герои – Штирлиц, Мюллер и другие высокопоставленные немцы – часто и помногу курят в своих рабочих кабинетах. Создатели фильма словно концентрируют наше вниание на вредных привычках врага.

Тем не менее, у врагов было чему поучиться  Как раз в то время в Германии проходила очень жесткая антитабачная кампания. Курить было запрещено практически везде — в общественных местах, в транспорте, в ресторанах и даже на работе.

И высокопоставленных сотрудников немкцких силовых ведомств это касалось в первую очередь. За грубые нарушщения в этом плане могли даже выгнать из партии, что автоматически значало крах карьеры.

Так что, постоянно «дымящие» высокопоставленные немцы в сериале «Семнадцать мгновнеий весны» — это все-таки несколько преувеличенные вещи.

Любопытно, что борьба с курением в Третьем рейхе началась с легкой руки Адольфа Гитлера, который в молодости сам был заядлым курильщиком.

Правда, как говорят исследователи, антитабачная программа в Германии появилась не из-за заботы о нации, а по причине расизма и антисемитизма.

Не случайно программу борьбы с курением возглавляло Управление по расовой политике НСДАП. Якобы нацисты утверждали, что тяга к табаку была привита белым людям низшими расами.

Экранизации

Приключения советского разведчика, описанные в книгах Юлиана Семенова, легли в основу нескольких фильмов. Первую картину, снятую Борисом Григорьевым по одноименному роману «Пароль не нужен», показали в кинотеатрах СССР в 1967 году. Характер молодого чекиста Всеволода Владимирова передал актер Родион Нахапетов.

Родион Нахапетов в роли Штирлица

Позднее в роль разведчика №1 вживались Владимир Ивашов, Всеволод Сафонов и Улдис Думпис (в 1980 году фильм по книге «Испанский вариант» представил латышский режиссер Эрик Лацис). Современным взглядом на историю давно минувших лет поделился Сергей Урсуляк, поставив телесериал «Исаев» в 2009 году. Роль советского разведчика отошла Даниилу Страхову.

Владимир Ивашов в роли Штирлица

И все же самый известный в России и за рубежом Штирлиц – это Вячеслав Тихонов. Режиссеру Татьяне Лиозновой, подарившей миру «17 мгновений весны», удалось впервые показать так близко советскую разведку. Женщина собрала на съемочной площадке звезд российского кино, сделав картину лидером по количеству актеров, которые носили звание «Народный артист СССР».

Всеволод Сафонов в роли Штирлица

Вместе с Тихоновым на экране блистают Леонид Броневой (группенфюрер СС Генрих Мюллер), Юрий Визбор (рейхсляйтер Мартин Борман), Михаил Жарковский (обергруппенфюрер СС Эрнст Кальтенбруннер), Константин Желдин (оберштурмбаннфюрер СС Вильгельм Холтофф), Лев Дуров (агент Клаус), Леонид Куравлев (оберштурмбанфюрер СС Курт Айсман).

Даниил Страхов в роли Штирлица

Но работа над 12-серийным художественным фильмом начиналась непросто, и как раз из-за выбора актера на главную роль. Штирлицем вполне могли стать Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов, Юрий Соломин и даже Арчил Гомиашвили, который в будущем сыграет Остапа Бендера, – режиссер сначала рассматривала эти кандидатуры. Однако мужчины оказались занятыми в других постановках.

Вячеслав Тихонов в роли Штирлица

В поле зрения автора сериала попал, наконец, Тихонов. Благодаря его внешним данным и великолепной актерской игре Штирлиц получился не только красивый, но сдержанный, чуткий и мудрый. К тому же Вячеслава Васильевича стоит благодарить за то, что в картине появился трогательный эпизод встречи советского резидента с женой в кафе «Elefant», которого сценарий был лишен.

Биография

Биография разведчика №1 как на ладони представлена в книгах Юлиана Семенова. Всеволод Владимиров – сын политических ссыльных, оказавшихся в Забайкалье (отец, преподаватель Петербургского университета, из-за идеологических принципов лишился места в учебном заведении, а заодно и права проживания в родном городе). Мальчик родился 9 октября 1900 года. Спустя пять лет жизнь мамы унесла оспа. Овдовевший отец, прихватив сына, отправился в эмиграцию в Германию. Вот откуда у Севы прекрасное знание немецкого языка.

Всеволод Владимиров — настоящее имя Штирлица

В 1917 году эмигранты вернулись в обновленную Россию. К этому времени в отношениях повзрослевшего Всеволода и отца наметилась трещина – юноша обрадовался изменениям на политической арене Родины и прямиком отправился в ряды ЧК. Через три года молодого Владимирова под фамилией Исаев внедрили к белогвардейцам, ходившим под флагами Колчака, а чуть позже доверили добычу информации в штабе властвовавшего в Монголии Унгера.

В Москве Всеволод помогал руководству иностранного отдела ВЧК, получив серьезное задание – выяснить обстоятельства кражи бриллиантов из Гохрана. Следующей миссией стала поездка во Владивосток, снова в ряды Колчака. Вместе с белогвардейцами разведчик эвакуировался в Японию, а оттуда в Китай. Вообще, героя помотало по свету, вдали от родной земли мужчина прожил треть века.

Макс Отто фон Штирлиц

В 1927 году советские спецслужбы создают легенду немецкого аристократа Макса Отто фон Штирлица, ограбленного в Китае, который ищет поддержки и защиты в германском консульстве Австралии. Спустя шесть лет герой оказался в Германии, где вступил в ряды нацистской партии. Началась «двойная жизнь»: он трудился для немецкой разведки, а параллельно находил ценную информацию для советского правительства. К окончанию войны дослужился до высокого звания штандартенфюрера.

Самое известное задание Штирлиц получил от Иосифа Сталина в 1945 году – от разведчика требовалось сорвать переговоры верхушки немецкой власти о заключении сепаратного мира с Западом, организацией которых выступал рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. За блестящее выполнение задания Штирлиц получил звание Героя Советского Союза. Но вместе с тем резидента ждало разоблачение – руководитель тайной полиции Рейха Генрих Мюллер догадался, что в рядах нацистов есть «засланный казачок». Однако выводить на чистую воду героя не спешил.

Штирлиц и Мюллер

Во время штурма Берлина знаменитого разведчика ранил советский солдат, а немцы вывезли его сначала в Испанию, а потом в Южную Америку, где Штирлиц напал на след бежавших нацистов, возглавляемых Мюллером. Информация о преступной группе и о личности разведчика дошла до советского посольства. Всеволод Владимиров, наконец, оказался в Москве, правда, в статусе заключенного – из тюрьмы разведчика выпустили только после того, как умер Берия.

Постаревший персонаж книг Семенова подался в науку, написав диссертацию под названием «Национал-социализм, неофашизм; модификации тоталитаризма». Но на этом приключения разведчика не закончились: в 1967 году Владимиров вновь оказался в Берлине, где удалось остановить хищение ядерных технологий.

Личная жизнь героя не сложилась. Покидая Родину в 20-ых годах, Всеволод простился с любимой женщиной Александрой Гаврилиной, которая чуть позже родила ребенка. О сыне агент даже не догадывался, слухи дошли до него лишь в 1941 году, а через три года Владимиров случайно встретился с наследником в Кракове. Сын Александр под вымышленным именем работал разведчиком в Красной Армии.

Семья так и не воссоединилась – жену Штирлица вместе с сыном расстреляли по распоряжению Сталина.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ФИЛЬМА

Почему картина носит такое название? О каких семнадцати мгновениях идет речь, ведь в фильме только 12 серий?

События фильма охватывают ровно 17 дней деятельности советского разведчика-нелегала Отто фон Штирлица в фашистской Германии перед самой ее капитуляцией. Это период с 12 февраля по 24 марта. Об этом сообщает голос Е. Копеляна в самом начале сериала. А в финале картины зритель слышит песню под названием «17 мгновений апреля» в исполнении популярной в 40-х годах 20 века немецко-австрийской певицы Марики Рёкк.

СЮЖЕТ ФИЛЬМА

В канун Победы полковник Исаев, советский разведчик (он же штандартенфюрер Штирлиц), должен выполнить задание Центра в логове врага. Ему необходимо разрушить планы германского командования по ведению сепаратных переговоров с западными спецслужбами. У Штирлица были помощники — радисты Эрвин и Кэтрин Кин.

Деятельность Штирлица вызывает подозрения у германского командования. В отношении его проводится негласная проверка.

Берлин бомбят. В результате бомбежки разрушается дом, в котором жили супруги Кин. Эрвин погибает, а Кэтрин попадает в клинику. В результате перенесенных страданий у нее начинаются роды, во время которых она бессознательно начинает кричать по-русски. Кэтрин попадает в руки СС.

Штирлиц остается без связи. Он выясняет, что тайные переговоры немецкого командования с западными спецслужбами действительно ведутся. Для передачи сведений в Ставку Верховного Главнокомандующего о ходе переговоров Штирлиц использует двух немецких антифашистов – пастора Шлага и профессора Плейшнера. Пастор успешно переправляется в Швейцарию. Профессор же попадает в гестаповскую ловушку и совершает самоубийство.

Для достижения цели срыва переговоров Штирлиц использует ловкий психологический прием. Он пытается поссорить представителей высшей германской власти.

Начальник гестапо Мюллер подозревает, что Штирлиц – это советский резидент, он находит улики против разведчика. Но Мюллер настолько хитер, что решает не трогать Штирлица. Он понимает, что немецкую армию явно ждет поражение, и ему нужно думать о послевоенном будущем. Ведь в дальнейшем Штирлиц как раз может пригодиться.

Теперь Штирлиц должен спасти радистку Кэт с ее новорожденным малышом. Он лично допрашивает ее и организует побег. Затем ее переправляют в Швейцарию, а затем в Париж.

Переговоры высшего немецкого командования с Западом удается сорвать. С помощью пастора Шлага Штирлиц восстанавливает связь со Ставкой. В Кремле принимают решение присвоить полковнику Исаеву М. М. звание Героя Советского Союза.

Штирлиц прекрасно понимает, что возвратившись в Берлин, он может обречь себя на верную гибель. Но, несмотря на это, 24 марта 1945 года он направляется обратно для продолжения работы в центральном аппарате СД.

СМЫСЛ ФИЛЬМА

Роман Ю. Семенова и фильм Т. Лиозновой очень ярко показали последние дни существования Третьего Рейха. Вся элита государства, созданного Гитлером, думает только об одном – как спасти собственные шкуры.

Они готовы пойти на все: предать и продать своего фюрера, уничтожить его, объединиться с западными странами, чтобы продолжить войну с Россией. В этом серпентарии, именуемом Третий Рейх, все борются за выживание. Любые способы при этом хороши. Каждый плетет интриги, ненавидит других, создает коалиции по принципу «все против всех». Так, собственно, происходит любая предсмертная агония.

Смысл фильма в том, что он показывает агонию Рейха как нечто отвратительное и мерзостное. То, что когда-то преподносилось миру как нечто величественное, оказалось мыльным пузырем.

ЗНАЧЕНИЕ ФИЛЬМА

Огромное значение имела картина «17 мгновений весны» в плане патриотического воспитания. Рассказав о самоотверженной борьбе советских разведчиков, авторы телеэпопеи показали, что Победа ковалась не только на фронтах, но и во вражеском тылу. Телефильм «17 мгновений весны» высоко оценило советское руководство. Ровно через 3 года после выхода картины ее удостоили Госпремии РСФСР, а в 1978 году премии Комитета Государственной Безопасности СССР.

АНТИФАШИСТСКОЕ ПОДПОЛЬЕ

Те же самые вопросы у меня, как и у всякого здравомыслящего человека, возникли в связи со сценой, когда Штирлиц приезжает в костел на похороны профессора Карла Плейшнера (специалиста по лечению болезней почек). Голос за кадром рассказывает, что профессор был одним из руководителей германского Сопротивления, а Штирлиц с ним активно работал. Но тут на похороны профессора приезжает глава РСХА Эрнст Кальтенбруннер (шеф над службами гестапо и СД), который, как оказывается, был тоже почечником, лечившимся у профессора. Возникает вопрос: что это за эдакое «Сопротивление», где его руководитель Карл Плейшнер с подачи Штирлица лечит больные почки главы РСХА? Он должен был его залечить и убить. А вместо этого бодрый и вылеченный Плейшнером Кальтенбруннер приезжает на похороны поблагодарить своего спасителя. Абсурд так и прет. На самом деле Кальтенбруннер никогда не был почечным больным, все это выдумал Юлиан Семенов только с той целью, чтобы привезти сюда главу РСХА и показать, как Кальтенбруннер похлопывает по щеке сына профессора (мол, перенял гитлеровский жест). Вот и все. Ради чисто выдуманной и художественной сцены похлопывания ребенка по щеке Юлиан Семенов дискредитирует само немецкое Сопротивление, делая из него лекарей Кальтенбруннера.

Нeмцы — тoжe люди

Идeя кapтины былa в тoм, чтoбы cдeлaть ee мaкcимaльнo близкoй к дoкумeнтaлиcтикe. В кaчecтвe дoпoлнитeльнoгo мoнтaжнoгo мaтepиaлa иcпoльзoвaлocь oгpoмнoe кoличecтвo вoeннoй хpoники. Вce этo coздaвaлo у coвeтcкoгo зpитeля oщущeниe peaльнocти пpoиcхoдящeгo и вызывaлo coпepeживaниe coбытиям кapтины. Нecлучaйнo oнa ужe пocлe пpeмьepы cтaлa культoвoй. A пoвтopный пoкaз фильмa cocтoялcя cпуcтя вceгo тpи мecяцa. Кaк вcпoминaeт peжиccep Тaтьянa Лиoзнoвa, хoтя «Мгнoвeния» coздaвaлиcь в пepвую oчepeдь для coвeтcкoгo зpитeля, плaны зaгpaничных пoкaзoв были c caмoгo нaчaлa.

Oтcюдa в cюжeтe тaк мнoгo пoлoжитeльных (ну или, кaк минимум, вызывaющих cимпaтии) пepcoнaжeй c нeмeцкoй cтopoны: зaпугaнный пpoфeccop, нaивный cвящeнник, ужacный cнapужи и дoбpый внутpи coлдaт, пpихoдящий нa пoмoщь oбpeчeннoй paдиcткe и дaжe peфлeкcиpующий гeнepaл вepмaхтa — пoпутчик Штиpлицa в пoeздe.

Кaк cкaзaл иcпoлнитeль глaвнoй poли, Вячecлaв Тихoнoв: «Фильм изoбpaжaл тoт caмый нeмeцкий нapoд, кoтopый ocтaeтcя в иcтopии нeзaвиcимo oт ухoдящих и пpихoдящих гитлepoв».

ТУНЕЯДЕЦ ШТИРЛИЦ

Фильм демонстрирует в РСХА полный аврал: работы выше крыши, все трудятся без сна по несколько суток, спят только пару часов. Вызванный по «делу» Штирлица Мюллер в кабинете Кальтенбруннера признается, что глаза у него потому красные, что он уже несколько ночей не спал. Затем Айсман (Куравлев), вызванный уже Мюллером по тому же «делу» Штирлица, о себе говорит то же самое – не спал трое суток, мечта – поспать 7 часов. Мюллер в награду за ручательство Айсмана за честность Штирлица – разрешает ему поспать 5 часов. Тот безмерно счастлив. На фоне этого тотального аврала Штирлиц выглядит полным тунеядцем. Он вроде бы тоже пару раз вскользь посетовал, что, дескать, времени не хватает. Но при этом отдыхает в загородном доме, занимаясь подрезанием еловых веток, играет с уличными собаками, каждый день околачивается в барах, где пьет пиво и коньяк, почитывает газеты и играет в шахматы, привозит просто так домой дам, знакомых по бару, где пьет с ними и танцует. В общем – развлекается как может, в то время как товарищи по работе не спят по трое суток. Мало того – Штирлиц настолько утомился от отдыха и развлечений, что у него, оказывается, «проблемы со сном»! Когда он видит проносимый в коридоре чемодан с рацией и заходит вслед за ним в кабинет Рольфа, то не находит ничего более глупого, чем попросить снотворное в качестве предлога. Голос Ефима Капеляна за кадром: «Теперь если кто-то спросит Рольфа, зачем к нему заходил Штирлиц, то тот ответит, что он заходил за снотворным». Самый несуразный предлог в период аврала в РСХА. Такая «отмазка» наоборот всех насторожит, ибо люди по трое суток не спят и счастливы на четвертые поспать хотя бы 5 часов, а один Штирлиц в РСХА, видите ли, за снотворным ходит к Рольфу…

История

Замысел двенадцатисерийного фильма «Семнадцать мгновений весны» родился на Лубянке — брежневскому режиму требовалось явить народу героя, понятного и близкого людям. Необходимо было воскресить былые ценности, потускневшие в 70-е, потесненные с авансцены истории. Нужен был герой, который станет бессмертен благодаря тому, что окажется в нужном месте в нужное время. Разделит со страной один из счастливейших моментов всей ее истории — победу над нацистской Германией. Но самое главное — создаст этот момент. Обаянию такого персонажа не будет границ.

«Герой Семнадцати мгновений весны давал повод к тому, чтобы полемизировать… Чтобы в полной мере художественно, убедительно, доказательно и эмоционально рассказать не о супермене, не о пресловутом Джеймсе Бонде, а о Человеке, который в силу обстоятельств делает именно это дело… благородно, бесстрашно, честно и до конца», — скажет позже Татьяна Лиознова.

Прозаик Юлиан Семенов написал роман о разведчике Исаеве — политический детектив на основе реальных событий Второй мировой войны. Вот только зрителям нужно было нечто другое… Это «нечто» уловила талантливейшая из режиссеров — Татьяна Лиознова. Ее мало интересовала политическая сторона вопроса, она не использовала в картине всю предложенную Семеновым палитру погонь и перестрелок.

Ее интересовала драма человека. Для которого наступившая весна — последняя. Несмотря на то что весна принесет победу, осуществит единственную и единую для всего русского народа мечту. В интервью еженедельнику «Аргументы и факты» Татьяна Лиознова отметила, что заключительная сцена фильма, в которой Штирлиц спит в машине, сделав передышку на пути в Германию, — прощание с героем, которого впереди ждет только гибель. А вокруг — весна, которая принесет долгожданное счастье миллионам людей.

Пропорция «остросюжетные линии — идейное ядро — внутренняя драма» была соблюдена безупречно. В результате получился чуть ли не единственный российский фильм, одинаково тепло принятый и коммунистами, и вольнодумцами, и интеллигенцией, и творческой элитой, и жителями полуподвальных квартирок. Рейтинги в отношении этой картины бессмысленны. Семнадцать мгновений весны посмотрел едва ли не каждый житель СССР. Вся страна превратилась в аудиторию сериала.

«В Штирлице есть какая-то тайна. Он лишен того, что имеем мы. Но мы лишены того, возможно, самого ценного в экзистенциально-психологическом смысле, что имеет он. Мы не можем представить себе Штирлица, живущего «нормальной» жизнью у себя на Родине. Насколько бы поблекла его жизнь, опустела душа, превратись он в заурядного директора завода, государственного или партийного чиновника. Каким образом психологически экстремальная и исторически неправдоподобная ситуация Штирлица дает такой широкий простор нашему чувству и воображению?», — писал Э.В. Соколов.

Для всех ищущих разгадку феномена «Семнадцати мгновений весны» — это еще один ключ, позволяющий подобраться к тайне поближе. Вот только надо ли? Быть может ответ кроется на поверхности, в хрестоматийных, до мельчайших подробностей знакомых всем черно-белых кадрах?

В отличие от любого рода «бондиад» российского и зарубежного производства, «Семнадцать мгновений весны» — не хронология героических подвигов. Приключения — лишь эффектный фон, на котором разворачивается душевная драма, на котором героя терзают рефлексии и — чудо, не иначе! — каждому зрителю понятные чувства. Без слов. Только известный всей стране взгляд Штирлица-Тихонова. Тот самый. Созвучный бессмертной мелодии Таривердиева.

УБИЙСТВО КЛАУСА

Штирлиц вывозит провокатора Клауса в лес и там в него стреляет. Вопрос: а зачем вообще надо было его убивать? Согласно замыслу книги и фильма, Семенов должен был показать, что Штирлиц не просто работал в РСХА, а еще и что-то антифашистское делал. Вот, например, провокатора убил. На самом деле Штирлица внедряли в РСХА не для того, чтобы он там отстреливал провокаторов – ибо их плодит сама Система и всех не перестреляешь. А убийство провокатора грозит разоблачением, провалом. Поэтому шпионам запрещено так рисковать. Сей поступок Штирлица, чисто эмоциональный (судя по фильму и игре актера) – бессмысленный и опасный. Но если задача Штирлица убивать фашистов – то чего же тогда он не убил Бормана при личной с ним встрече – в авто Бормана ночью, в подворотне? И никто бы Штирлица не поймал, ибо о встрече знали только два человека – Борман и Штирлиц. Вместо этого Штирлиц пресмыкается перед Борманом, услужливо его приветствует, снимает очки, дабы показать свое лицо, и вспоминает о том, какую реплику сказал Борман при награждении Штирлица Железным Крестом (про лицо математика). Да настоящий коммунист, радуясь такой возможности, тут же разрядил бы в Бормана пистолетную обойму – и уже этим выполнил бы с избытком долг перед Родиной. Но Штирлиц почему-то идет на огромный риск провала, убивая какого-то никому не нужного провокатора Клауса, но при встрече с правой рукой Гитлера – самим Борманом – считает честью с ним встретиться. Ладно, пусть в данной ситуации Штирлицу было нужно использовать Бормана как противовес Гиммлеру, но ведь он мог и раньше точно так выманить Бормана для «личной встречи» какой-нибудь дезой – и укокошить правую руку Гитлера: не сделал, хотя вполне мог. С Борманом – это только один эпизод, а вот с лидерами СС Штирлиц много лет занимается панибратством, хотя всех давно мог перетравить без всяких подозрений. Он постоянный посетитель кабинетов Шелленберга, Кальтенбруннера, рейхсфюрера СС Гиммлера (являясь у всех любимчиком). С Шелленбергом ходит, согласно фильму, даже на футбольные матчи, а с остальными постоянно выпивает на приемах. Чего же он всех их не отравил? Параллельно с добыванием разведданных? Наконец, Штирлиц, член НСДАП с 1933 года, сотни раз участвовал в партийных мероприятиях и совещаниях с участием Адольфа Гитлера. И имел огромные возможности уничтожить Гитлера: и бомбу заложить, или вообще подойти и выстрелить в него. Выстрелил бы в него Штирлиц в начале 1941 года – и не было бы Великой Отечественной войны. Чего же не стрелял? Ведь один выстрел Штирлица мог спасти десятки миллионов жизней? В таком понимании Штирлиц выглядит зловещей фигурой: мог спасти народы СССР от германской агрессии, но не сделал этого, хотя – будучи штандартенфюрером СС, знал о готовящейся войне и мог убить Гитлера, предотвратив саму войну. Вместо Гитлера он убивает только провокатора Клауса – с его-то возможностями штандартенфюрера СС!

Сюжет

Действие фильма разворачивается с 12 февраля по 24 марта 1945 года, незадолго до капитуляции Германии во Второй мировой войне. Герой фильма, штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, советский разведчик, работающий в центральном аппарате СД, получает задание выяснить, кто из высших руководителей Рейха ведёт сепаратные переговоры о перемирии с США и Великобританией.
Работа Штирлица в СД вызывает подозрения у начальника РСХА Кальтенбруннера, и он поручает гестапо провести в отношении Штирлица тщательную негласную проверку.
При бомбёжке Берлина разрушен дом, где живут радисты Штирлица — муж и жена Эрвин и Кэтрин Кин. Эрвин гибнет, беременная Кэтрин без сознания попадает в клинику Шарите, где её случайно разоблачает гестапо. Задача Штирлица осложняется: он остался без связи с московским руководством.
Что переговоры действительно идут в Швейцарии, и их инициатором является глава СС Гиммлер, Штирлиц выясняет довольно быстро. Он сам по поручению своего прямого начальника Шелленберга участвует в их обеспечении. Передать сведения в Москву Штирлиц поручает порознь двум антинацистски настроенным немцам: опальному пастору Шлагу и профессору Плейшнеру, брату одного из руководителей антинацистского подполья. С этой целью, пользуясь своим служебным положением, Штирлиц переправляет обоих в Швейцарию. Шлаг, кроме того, должен попытаться через свои связи в церковных и эмигрантских кругах добыть дополнительную информацию о контактах Гиммлера с англо-американским командованием, и, возможно, даже помешать им.
Рассудительный и осторожный Шлаг успешно выполняет свою часть задания. Плейшнер же по рассеянности сразу попадает в ловушку: бернская явка, куда он принес шифровку Штирлица, провалена гестапо. Осознав происшедшее, Плейшнер совершает самоубийство.
Чтобы воспрепятствовать переговорам, Штирлиц решает использовать соперничество в высших эшелонах власти Рейха. Он идёт на прямой контакт с рейхсляйтером Мартином Борманом и сообщает ему о «предательском заговоре против фюрера».
Тем временем в руки начальника гестапо Мюллера попадают серьёзные улики, указывающие на Штирлица как на советского резидента. Штирлиц ведёт напряжённую психологическую дуэль с Мюллером, стремясь избежать провала. Объяснения, которые он может представить в своё оправдание, достаточно шатки, но Мюллер удовлетворяется ими. Штирлиц для Мюллера теперь — человек Бормана, а именно Борман ведет тайные финансовые дела Рейха. Шеф гестапо даёт понять Штирлицу, что заинтересован в нём и сейчас, и особенно после войны, когда нужно будет налаживать отношения с победителями и не опоздать к дележке «золота партии».
Ещё одна задача, которую приходится решать Штирлицу — спасение Кэт. Радистка, по указанию Штирлица, даёт согласие на участие в радиоигре. Штирлиц добивается права курировать эту операцию со стороны СД. Благодаря неожиданному повороту событий Кэт бежит с конспиративной квартиры, где её разместило гестапо. Штирлиц находит способ выехать вместе с нею в нейтральную Швейцарию.
Обращение к Борману даёт результат. Обергруппенфюрера Вольфа, представителя Гиммлера на переговорах с делегацией спецслужб США, отзывают в Берлин. Переговоры сорваны, задание Штирлица выполнено.
В Берне Штирлиц отправляет Кэт на родину, получает от Шлага ценные сведения о контактах Вольфа с американцами, восстанавливает связь с Центром, узнаёт о том, что он представлен к присвоению звания Героя Советского Союза и возвращается в Берлин, чтобы продолжить свою работу.

ЖЕНА ШТИРЛИЦА

Еще одна фантастическая выдумка Юлиана Семенова заключается в том, что Штирлиц каким-то неведомым путем смог дослужиться до звания штандартенфюрера СС (аналогичного званию полковника Вермахта), оставаясь холостяком. Это АБСОЛЮТНО исключено, ибо офицеры СС, строго выполняя приказ Гитлера к воспроизводству населения (элитных кровей СС), были ОБЯЗАНЫ жениться к 30 годам и иметь как можно больше детей. Это, конечно, прекрасно знал Семенов, да вот как-то «не ложилась» в нравственный облик советского разведчика его немецкая семья с немкой и сворой детишек из Гитлерюгенда. Поэтому пришлось врать – мол, во всей системе СС только один человек был холостяком – Штирлиц. Хотя именно по этой примете его бы сразу и разоблачили. Душещипательная сцена встречи в баре с женой, привезенной из СССР, не менее глупа. Что толку сидеть и смотреть друг на друга в течение 10 минут у всех на глазах? За Штирлицем нет слежки в 1935 году, он вне каких-то подозрений – и вполне может уединиться с женой где угодно (ведь уединился же для убийства провокатора Клауса). И уединиться не на 10 минут, а на несколько дней. И главное: почему другие разведчики ведут подрывную работу семейно – Кэт со своим мужем-радистом, а для Штирлица Центр не подобрал жену-шпионку? Это кажется нелогичным и непоследовательным – именно с точки зрения Центра, ибо кто его знает, этого Штирлица-Исаева: изголодается по женскому телу, влюбится в немку – и крах всего. Дабы этого не было, Центр был ОБЯЗАН дать ему в жены тоже разведчицу. Но снова – это «портит» имидж советского разведчика в глазах зрителей. Куда выгоднее его представить эдаким одиночкой.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖЕЛТОГО ЧЕМОДАНЧИКА

Вся интрига сюжета закручена вокруг чемоданчика с рацией, на котором якобы остались отпечатки пальцев Штирлица. Но откуда они могли взяться, если в фильме ясно показано – во время последнего загородного сеанса связи Штирлиц все время был в перчатках? Тут, возможно, создатели фильма не доглядели. Но вот огрех уже самого Юлиана Семенова: Штирлиц строит свое алиби на том, что якобы помог какой-то неизвестной даме донести коляску и якобы какие-то чемоданы. В фильме показано, что Штирлиц был в это время в перчатках. С какой же стати могли взяться на тех вещах его отпечатки? Положим, Штирлиц это понимал и хотел просто обдурить Мюллера. Но в таком случае Мюллер предстает – с подачи Юлиана Семенова – полным болваном, поверив в россказни Штирлица, ибо Штирлиц был в тот день в форме офицера СС, а она в феврале предусматривает вместе с кожаным плащом обязательное ношение кожаных перчаток. Но раз Штирлиц был одет по форме, то как же он тогда мог оставить отпечатки пальцев на вещах некоей дамы, которой он помог перенести пожитки?

Пepeмoнтиpoвaн для ГДP

Кcтaти, имeннo тaкoй пoдхoд бoльшe вceгo пopaзил житeлeй ГДP, кoтopым и былa пpoдeмoнcтpиpoвaнa кapтинa вcкope пocлe пoкaзa в CCCP. Пpaвдa, для гepмaнcкoгo пpoкaтa «Мгнoвeния» были пepeмoнтиpoвaны. Нa этoм нacтoял тoгдaшний нaчaльник глaвнoгo упpaвлeния paзвeдки МГБ ГДP Мapкуc Вoльф. Oн жe выcтупил кoнcультaнтoм. Ecли для coвeтcкoгo зpитeля Гepмaния (дaжe Вocтoчнaя) былa чeм-тo дaлeким и нeзнaкoмым, и зa нee впoлнe мoглa coйти cтoль жe мaлoзнaкoмaя Пpибaлтикa, тo для нeмeцкoгo — тpeбoвaлacь бoльшaя дocтoвepнocть.

Тaк в чacтнocти «Horch», нa кoтopoм мoг eздить тoлькo пpeдcтaвитeль выcшeй элиты Тpeтьeгo Peйхa, был зaмeнeн нa бoлee cкpoмный — и пoдхoдящий Штиpлицу пo чину — «Мepceдec». A paдиcткa Кэт — пo лeгeндe pядoвaя житeльницa Бepлинa — пpocтo нe мoглa пoпacть в клинику Шapитe, пpeднaзнaчeнную для вecьмa cocтoятeльных пaциeнтoв. Дa и Peйхcкaнцeляpии в мapтe 1945 гoдa ужe нe cущecтвoвaлo — oнa пoлнocтью былa уничтoжeнa aвиaциeй coюзникoв. Нo ocoбeннo мнoгo измeнeний кacaлocь тoгдaшнeгo бытa Гepмaнии, внeшнeгo видa и гeoгpaфии Бepлинa.

Легенды и мифы СС

В сериале присутствует симпатичная эсэсовка Барбара Крайн в исполнении актрисы Ольги Сошниковой. Ее представляют как унтершарфюрера СС, чего не могло быть по определению.

Ведь СС была организацией «идеальных в расовом отношении мужчин», так что представительницы женского пола там не могли занимать какие-то должности и посты.

Да и в целом сотрудники СС не носили черную форму с 1934 года, хотя ее продолжали показывать во многих советских фильмах – не только в «Семандцати мгновениях весны».

Также в сериале нередко идет отсыл на необразованность руководителей Третьего рейха. Это тоже неверно. Например, Геббельс был доктором философии, Гимлер имел диплом экономиста, а Гериннг в свое время являлся

Еще одна нестыковка проявляется в тот момент, когда Штирлиц обдумывает информацию про Геббельса, Бормана, Геринга и Гиммлера, одновременно набрасывая их портреты, точнее шаржи.

Судя по картинкам, в руке Штирлица мог быть фломастер. Его действительно изобрели в Германии. Только произошло это уже в 1960 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: