Экскурс в прошлое
В XVII веке на месте Екатерининского дворца стояла усадьба шведского магната, окруженная небольшим парком. Петр I, изгнав шведов, подарил дом Марте Скавронской, ставшей супругой императора под именем Екатерины I.
На территории усадьбы императрица приказала заложить двухэтажный каменный дворец с 16 комнатами. В 1717 году немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн начал строительство летней резиденции Екатерины I, в честь которой назван дворец.
В 1724 году торжественно праздновали открытие Каменных палат, сооружения в голландском стиле. Деловитая практичность и красота внешнего убранства дворца сочеталась с внутренним уютом и неприхотливостью интерьеров.
Парк Екатерининского дворца
Парковая зона дворца обустраивалась по моде времени. Недалеко от здания создали Зверинец, закрытую часть леса для царской охоты. Из парадных залов Екатерининского дворца в полной красе открывается верхний сад, в центре которого установлены две мраморные скульптуры «Мир» и «Великолепие».
Екатерина распорядилась построить оранжереи и провести каналы от бьющих неподалеку ключей. Так образовалось в парке пять прудов. Парк украшают зеленые боскеты – стены из стриженых деревьев и кустарников с нишами для статуй.
Цветочные партеры и плодовые деревья, березовая роща и зеленый театр, карусели и 37 беседок, концертный зал украшали парк. Дубы и липы, ясени и клены, вязы и березы, орешник и ива навевают «русский» дух.
В парке много фигурных водоемов, архитектурных сооружений и павильонов. Гармонируют с общим пейзажем два симметрично вырытых пруда, названных Зеркальными. На берегу одного из них – «Мыльня их Высочеств». «Кавалерская мыльня» – мужская баня для придворных, скрыта за стеной подстриженных кустов.
На берегу Большого пруда – изящное бело-голубое здание, Грот, место уединения и отдыха. Рядом насыпан берег и устроена пристань, украшенная бронзовыми статуями «Гладиатор» и «Умирающий галл». Внутри Грота – статуя Екатерины Великой.
Расположение аллей, прудов, боскетов строго симметрично. От главного дворца к малому дворцу (Эрмитажу) ведет Эрмитажная аллея, вдоль которой возвышаются скульптуры античной мифологии: Персея, Андромеды, Галатеи, Геракла.
Амазонка, опирающаяся на щит, олицетворяет противостояние России и Швеции. На щите – символическое изображение двух стран – орел и лев. Величественная статуя Геркулеса – символ победителя Петра I.
В Эрмитаже, уменьшенной копии дворца, собирались избранные. Роскошь интерьеров дополняли инженерные хитрости: запутанные тайные ходы, подъемные устройства.
История дворца
В 1717 году на побережье Невы отстраивался Санкт-Петербург. В это же время в Царском Селе было начато строительство под руководством архитектора Браунштейна первого царского каменного дома. В историю строение вошло под названием каменных палат Екатерины І. Строительство было завершено в 1724 году, в честь чего был организован праздник. На мероприятии присутствовали влиятельные чины и царь. Здание представляло собой типичное строение восемнадцатого века.
В период царствования Елизаветы Петровны было принято решение расширить дворец, используя проект Земцова. Однако смерть архитектора не позволила осуществить замысел. Далее работы в Царском Селе вел Квасов, которого вскоре сменил Чевакинский. И только с 1748 года строительством стал руководить Растрелли. Елизавета Петровна издала указ о перестройке имеющегося здания. А уже в 1756 году царице и иностранным послам Растрелли продемонстрировал свое творение.
Новый дворец был выполнен в стиле барокко и вызывал восхищение своими размерами и живописным декором. Лазоревые фасады с белоснежными колоннами и золотыми орнаментами выглядели очень празднично и торжественно. Стены дворца Растрелли украсил всевозможными фигурами атлантов и прочими лепными элементами, которые были выполнены скульптором Дункером. На украшение позолотой Большого Екатерининского дворца в Пушкине было потрачено 100 килограмм червонного золота. В это же время было окончено оформление парадного плаца и одноэтажных служебных корпусов.
История дворца
В 1710 году Петр I подарил своей жене Екатерине сельское поместье Саарская мыза. Такое название в начале XVIII века носило Царское Село. Подарок пришелся по душе будущей императрице, поэтому одновременно со строительством Санкт-Петербурга здесь начали возводить новый дворец.
Работами по строительству здания занимался архитектор И.-Ф. Браунштейн. Летом 1724 года первый дворец был готов. Это была двухэтажная постройка в «голландском» стиле, в которой было 16 комнат-светлиц.
Вид на Екатерининский дворец с тыла
При царице Елизавете Петровне «каменные палаты» Екатерины I решили расширить. Над реализацией масштабного проекта трудилось несколько архитекторов, а завершал его Франческо Бартоломео Растрелли. В 1756 году гениальный зодчий провел императрицу, ее свиту и иностранных послов по новому дворцу.
Он увеличил здание на один этаж и применил новую планировку. Небольшие комнаты и просторные залы переходили друг в друга и образовывали длинную Парадную анфиладу. На позолоту декоративных элементов было истрачено 100 кг золота. По распоряжению Елизаветы фасады выкрасили в ярко-лазоревый цвет, а на фронтоне появился декоративный вензель хозяйки.
Вид на фасад Екатерининского дворца
При Екатерине II оформлением помещений дворца занимался талантливый зодчий из Шотландии Чарльз Камерон. Благодаря ему, дворец получил черты модной в те времена античной архитектуры. Строгость оформления гармонично сочеталась с изяществом отделки.
Император Александр I заказал новые интерьеры Василию Петровичу Стасову. Придворный архитектор создал во дворце Парадный кабинет и несколько комнат, которые были посвящены победе российских войск над армией Наполеона.
Большой зал
Во время Великой Отечественной войны город Пушкин оказался в зоне фашистской оккупации. Царский дворец превратили в огромный гараж, а его бесценные интерьеры были разграблены и частично уничтожены пожарами. Знаменитую Янтарную комнату демонтировали и вывезли из страны. След ее окончательно затерялся в Кенигсберге. Восстановление памятника архитектуры заняло долгие годы.
Зимний дворец
Здание Зимнего дворца имеет четыре флигеля и внутренний двор, выходит фасадами на Дворцовую площадь, Адмиралтейство (Дворцовый проезд) и Неву. Главный фасад обращен к площади, по центру его располагается арка парадного проезда. Фасады дворца богато украшены колоннами, скульптурой, лепниной. В Зимнем дворце насчитывается более тысячи комнат и более сотни лестниц. По указу Николая I от 1844 года высота гражданских построек в пределах города не должна была превышать высоту здания дворца. Благодаря этому сегодня, находясь на крыше любого здания в центральных районах можно охватить взглядом весь город.
За время своего существования Зимний дворец много раз менял расцветку фасадов. Изначально это была охристая желтая окраска с белым декором наподобие западноевропейских дворцов. После пожара 1837 года, при котором выгорели все оригинальные интерьеры дворца, фасады были окрашены в светлые тона. С конца XIX века по 1920-е годы здания на Дворцовой площади были окрашены в кирпично-терракотовый цвет, а в годы Великой Отечественной войны дворец был замаскирован с помощью серой краски. Привычный современным гостям и жителям города изумрудный цвет фасадов дворца появился при реставрации уже в послевоенное время. По сути, такая расцветка противоречит изначальным пространственно-архитектурным замыслам.
На сегодняшний день споры о том, какого цвета все же должен быть Зимний дворец, до сих пор не прекращаются.
В 1762 году строительство Зимнего дворца закончилось. Среди ведущих архитекторов был объявлен конкурс на проектирование генерального плана города в целом и будущей площади в частности. Проект-победитель русского архитектора Квасова, по которому была определена общая геометрическая планировка площади, был утвержден в 1765 году.
К 1775 году на углу Невского проспекта и Дворцовой площади по проекту архитектора Валлен-Деламота было построено здание Вольного экономического общества, а рядом с Зимним дворцом по проекту Фельтена был возведен павильон Малого Эрмитажа.
В 1779 году был объявлен новый конкурс на застройку площади напротив дворца, по результатам которого лучшим был признан проект Фельтена. В соответствии с ним в 1779-1784 годах по условной дуге в южной части площади были построены дома фаворита Екатерины II генерал-поручика Ланского и петербургского генерал-губернатора Брюса. Позднее, к 1829 году, эти дома вошли после перестройки в ансамбль здания Главного штаба, созданный по проекту архитектора Росси. По его замыслу два крыла были соединены аркой, благодаря чему эта часть площади получила архитектурную завершенность и торжественность.
Где находится Екатерининский дворец?
В нашей статье мы хотим рассказать об одном из самых интересных мест Северной Пальмиры. Город полон прекрасных исторический зданий, каждое из которых является архитектурным шедевром. Однако, особе место среди достопримечательностей занимает дворцово-парковый комплекс, в котором долгое время обитали монархи.
Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге еще величают Большим Царскосельским или Большим Екатерининским дворцом. Многие годы он служил официальной резиденцией (летней) трех монархов России – Екатерины ІІ, Екатерины І и Елизаветы Петровны.
Несложно догадаться, где находится Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге. Расположен комплекс в 26 километрах от Северной Пальмиры, в бывшем Царском Селе. Ныне город носит название Пушкин.
О значимости дворца говорит его статус. Он считается объектом культурного наследия страны. К тому же весь дворцово-парковый комплекс входит в списки культурного наследия ЮНЕСКО.
Интересные факты
Как мы уже упоминали, строительством и оформлением дворца Екатерины в Санкт-Петербурге в разное время занимались самые разные зодчие. Но именно Растрелли создал парадные залы для проведения приемов. Главной их особенностью стало богатое декорирование золотом. Не менее пышно были оформлены покои для проживания царственного семейства.
По рисункам архитектора была выполнена Светлая галерея, или Большой зал. Стоит отметить, что он является самым большим залом прекрасного дворца Екатерины в Пушкине. Его еще называют Тронным залом. Он был предназначен для парадных обедов, официальных приемов, маскарадов и балов. Зал занимает всю ширину здания, его площадь составляет 860 м кв.
Историки отмечают, что при Елизавете Петровне в России придворная жизнь вышла на новый уровень и приобрела особый размах. В это время на содержание царского двора и соблюдение придворных церемоний тратились огромные средства, которые составляли большую часть бюджета государства. Растрелли сумел учесть масштабность придворных мероприятий. Архитектор вложил все свои умения в оформление Тронного зала.
Помещение размерами 17 на 47 метров не имеет перекрытий, что позволило создать ощущение света и простора. Через огромнейшие окна, которые выходят на две стороны здания, лучи солнца буквально пронизывают все пространство. В вечернее время зал освещался свечами, вмонтированными в обрамление зеркал.
В годы правления Екатерины ІІ были оформлены комнаты императрицы в южной части корпуса. Кроме того, появился Арабесковый зал, считающийся одним из самых красивых и ярких парадных помещений. Его стены украшены роскошными панно с арабесками. Зал был полностью уничтожен во время войны. Восстановительные работы в нем были закончены только в 2010 году.
Воскресенская церковь
Вид на храм Воскресения Христова
В северной части дворца возвышаются купола православного храма Воскресения Христова. История домовой церкви началась при Екатерине I в 1713 году. Храм, который дошел до наших дней, был построен во времена правления Елизаветы Петровны и освящен в 1756 году.
В 1820 году Большой Екатерининский дворец пережил сильный пожар. Значительная часть церковных интерьеров сгорела. Правда, всего за два года архитектор В. П. Стасов полностью восстановил храм.
Купола храма Воскресения Христова
После революции 1917 года дворцовую церковь закрыли, а помещения отдали под музей. В годы оккупации немцы использовали здание, как гараж. Когда советские войска освободили Пушкин, храм оказался полностью разграбленным, а его крыша пробитой. В послевоенные годы церковь служила складом.
Восстановление храмовых интерьеров завершили в 2010 году. Вернуть былое убранство удалось лишь частично. Реставраторы позолотили пять куполов и часть рам. Из богатого иконостаса сохранилось только три образа.
Янтарная комната
Жемчужина Екатерининского дворца – янтарная комната, предмет гордости Петра I и Елизаветы Петровны. Екатерина II внесла в интерьер изменения, потратив 450 килограммов янтаря.
Комната использовалась как кабинет для уединения и размышления. Помещение, отделанное янтарем, возводилось в Германии для королевского дворца. Прусский король преподнес «восьмое чудо света» Петру I.
Особенности янтарной комнаты
Площадь янтарной комнаты – 100 квадратных метров, высота – 7,8 метра. На облицовку стен потрачено 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Янтарь – податливый в обработке материал, но малопригодный для отделки стен: при изменении температуры и влажности отслаивается.
Интерьеры янтарной комнаты
Янтарным убором оформлены три стены комнаты. На средней – восемь вертикальных панно с композицией из цветных камней работы флорентийского камнереза Луи Сириеса. Картины, созданные из яшмы и кремния, изображают аллегории пяти чувств: зрения, вкуса, слуха, осязания, обоняния.
Комната обильно украшена деревянной золоченой резьбой и бронзовыми светильниками тонкой работы, зеркалами и живописным плафоном, паркетом из драгоценных пород дерева. В центре потолка – огромная картина неизвестного автора, изображающая Мудрость, которая охраняет Юность от соблазнов Любви.
Дополнительное убранство янтарного кабинета
Янтарный кабинет освещался 565 свечами, вставленными в бронзовые стенники. 24 зеркальных пилястры – вертикальных выступов стены – и зеркала в простенках между окнами делают комнату торжественной и парадной. Дополнительное убранство – комоды ручной работы и китайский фарфор.
Янтарный угловой столик на изящно изогнутой ножке, с часами в виде пастуха и пастушки, сидящими под цветущим деревом, крона которого поддерживает циферблат часов, уютно вписался в интерьер кабинета. Позолоченная бронза изделия сочетается с красочно расписанными фарфоровыми цветами.
В застекленных витринах – коллекция янтарных изделий. Здесь хранятся кресты и распятия, шахматы с футляром и шашки, ларцы и настольные украшения. Резные безделушки и табакерки, пудреница и коробочки, подсвечники работы русских мастеров дополняют коллекцию.
Работы в период правления Екатерины ІІ
В дальнейшем новые работы по оформлению жилых и парадных помещений были начаты в 1770 году. Новая хозяйка дворца – Екатерина ІІ — была увлечена античным искусством, а потому пожелала, чтобы ее апартаменты были украшены с учетом модных тенденций. Отделку покоев она поручила архитектору Камерону, который являлся знатоком античности, в том числе и архитектуры. Он создал интерьеры в Лионской и Арабесковой гостиной, в Купольной столовой, Китайском зале, Синем и Серебряном кабинетах и в опочивальне. Его творения отличались утонченной красотой, изяществом отделки и строгостью оформления. Стоит отметить, что этим помещения Екатерининского дворца в Санкт-Петербурге погибли во время Великой Отечественной войны. Они не восстановлены до сих пор.
Камерон примерно в то же время оформлял комнаты для великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Из тех помещений ныне восстановлены Официантская, Зеленая столовая, Китайская голубая, Парадная голубая и Опочивальня. Комнаты позволяют оценить творчество талантливого шотландского зодчего, работы которого очень нравились Екатерине ІІ.
В 1817 году уже по велению Александра І был создан Парадный кабинет и еще несколько соседних комнат. Над ними работал архитектор Стасов. Все они были выполнены в едином стиле. Их интерьеры посвящены блистательным победам русской армии в войне 1812 года.
Последние работы по формированию анфилады были проведены в 1860-1863 годах. Над Парадной лестницей трудился архитектор Монигетти, который оформил ее в стиле рококо.
Большой зал
Большой зал – это первое помещение, в которое попадают гости. Он оставляет самые восторженные впечатления. Его еще величают Светлой галереей. В свое время помещение было создано для официальных приемов. Но им сегодня он поражает богатством и золотым убранством. Зеркала в окружении позолоты создают неповторимое впечатление. Растрелли сумел создать эффект бесконечности помещения. Любой звук в этом помещении повторяется 32 раза, благодаря чему голос императрицы казался властным и сильным. Однако акустический эффект был утерян после реставрации. Но через несколько лет он самостоятельно восстановился.
Завершает богатый интерьер зала паркет из высветленного мореного дуба. Во время балов во дворце гости с трепетом ожидали появления императрицы. В самый торжественный момент распахивались двери в зал и взгляд поражала парадная золотая анфилада дворца, которая протянулась вдоль всего здания. Императрица шла сквозь анфиладу в окружении золота.
Это гениальное творение Растрелли просто поражает воображение. Пышное убранство зала очень впечатляет иностранных гостей. Известно, что Елизавета Петровна была большой модницей. Она не разрешала появляться в одном и том же наряде дважды на балах. В ее гардеробе насчитывалось 15 тысяч платьев. Балы во дворце проходили с большим размахом. Придворным тоже приходилось соответствовать обстановке и своей императрице.
Шестой Зимний дворец
Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год, но Елизавета Петровна умерла, так и не увидев его завершенным. Монументальное здание на набережной Невы было возведено в стиле барокко, с обилием колонн и декоративных лепных деталей. Это было последнее и самое грандиозное творение Растрелли.
Оформление интерьеров завершалось при Петре III, а когда его свергли, захватившая власть Екатерина II отстранила Растрелли от работ, предоставив ему отпуск.
Архитектор уехал на год в Италию, но по возвращению ситуация не изменилась. Растрелли был самым ярким представителем стиля барокко, который в то время вышел из моды. Ему не давали важных заданий, у него не осталось заказчиков и вскоре он был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением пенсиона в тысячу рублей в год.
Интересно, что архитектор трудился в течение 46 лет при многих императорах, но только Петр III за верную службу удостоил его званием генерал-майора и наградил орденом Святой Анны.
Более 100 лет в Санкт-Петербурге запрещалось строить дома выше Зимнего дворца. Чтобы увеличить количество этажей, но не нарушить закон, хитрые строители нашли выход — они делали козырек и надстраивали сверху 1—2 этажа мансард, возведение которых законом не запрещалось.
Пожар, случившийся в 1837 году повредил интерьеры, созданные великими мастерами Растрелли и Кваренги, Росси и Моферанном. На восстановление здание ушло два года.
Мы привыкли к светло-зелёному тону фасадов здания, а между тем, перед Первой Мировой войной строение было покрашено в красно-кирпичный цвет.
Одна из легенд объясняет этот курьез тем, что император Германии Вильгельм направил в Россию целый состав вагонов сурика для покраски кораблей, но чиновники краску забраковали и решили ей покрасить фасады города, а первой жертвой этой идеи стал Зимний дворец.
Зимний дворец на Дворцовой площади — это шестая и последняя резиденция представителей рода Романовых. Именно его брали штурмом во время Октябрьской революции в 1917 года, хотя, по мнению историков, это миф и никакого штурма не было. Ведь, вряд ли можно назвать штурмом холостые выстрелы «Авроры», после которых вооруженные люди без потерь ворвались во дворец, а главной заботой женского батальона и юнкеров, оборонявших здание, было не допустить расхищения ценностей.
Зимний дворец.
Вопросы |
Ответы |
1. Название здания? |
Зимний дворец. |
2.Где находится? |
Санкт-Петербург. |
3.Каков тип здания? |
Елизаветинское барокко с элементами французского рококо в интерьерах. В XIX веке- добавился стиль – русский классицизм. |
4.В каком веке и году построено? |
XVIII век. 1754-1762. |
5.При каком правителе? |
Елизавета Петровна (1741-1761). |
6.В честь какого события построено здание? |
Елизаветинское барокко с элементами французского рококо в интерьерах. |
7.Кто строил здание? |
Архитектор: Бартоломео Франческо Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы: Ю.М. Фельтен, Ж.Б. Валлен-Деламот, А. Ринальди под руководством Бецкого. |
8.Внутреннее убранство? |
Интерьеры Растрелли не сохранились после пожара 1837 года. После восстановления интерьер был выполнен в стиле барокко. Каждый зал неповторим. |
9.Каковы особенности постройки здания? |
3-хэтажное здание имеет 4 флигеля и фасады, есть внутренний двор, вокруг которого формируются дворцовые корпуса. Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания |
10.Судьба здания сегодня. |
Государственный Эрмитаж. |
Интересные факты.
- До 1904 – официальная резиденция российских императоров.
- С 1915-1917 – в здании находился госпиталь имени царевича Алексея Николаевича.
- 1918-1943 – это был Дворец искусств.
- 1917 г. (июль-ноябрь) – Временное правительство.
- С 1920 – Государственный музей революции + Государственный Эрмитаж.
- Здание имело около 1500 комнат. Общая площадь — 60 000 кв.м.
- Строительство завершилось уже при Петре 3, а затем при Екатерине II.
- В 1764 г. было положено начало Эрмитажа- в залах помещено 317 картин (сегодня из них сохранилось 96). Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения)
- 1667-1775- специально для картин было построено здание восточнее дворца.
- В 1780—1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И.Е. Старов м Дж. Кваренги.
- 1826 г.- была построена Военная галерея, в которой поместили 330 портретов – генералов, участников войны 1812 года. Художник – Д.Доу, архитектор — К.И. Росси.
- Начало 1830-х годов. О. Монферран оформил «Фельдмаршальский», «Петровский» и «Гербовый» залы.
- 29 декабря1837 г.- произошёл пожар, его тушили целых 3 дня. Восстановлением занималась группа архитекторов: В.П. Стасов, А.П. Брюллов, А.Е. Штауберт.
- 5 февраля 1880 года народоволец С.Н. Халтурин произвёл взрыв. Однако царская семья не пострадала.
- В 1919 г. во дворце открылись первые после революции выставки произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин, а также экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта».
- В годы Великой Отечественной войны в подвалах здания было оборудовано 12 бомбоубежищ, в них до 1942 года постоянно проживало около 2 тысяч человек.
- От артобстрелов повреждены Малый тронный (Петровский) зал, разрушена часть Гербового зала и перекрытия Растреллиевской галереи, нанесён ущерб Иорданской лестнице.
- 7 ноября 2944 года часть залов была открыта для посещения.
- Восстановление дворца шло несколько лет после войны.
Зимний дворец.
Залы Зимнего дворца.
Фельдмаршальский зал.
Петровский (Малый тронный зал).
Гербовый зал.
Георгиевский зал.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Новый Эрмитаж
Новый Эрмитаж – первое в России здание, специально построенное в 1852 г. для публичного художественного музея. Является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Оно известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.
Новый Эрмитаж
В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. они передаются Русскому музею, который основал император Николай I.
Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.
Дворец сегодня
Дворцовое здание построено в стиле барокко и имеет длину более 300 м. Постройка выглядит очень нарядно. Бело-голубые фасады отделаны богатой позолотой, белоснежными колоннами, статуями кариатид, атлантов и головами львов. Внутри можно увидеть коллекции картин, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптуры, старинную посуду и мебель.
Арабесковый зал
Парадная лестница находится в южной части здания. Она вырезана из белого мрамора и украшена балюстрадами и большими фигурными вазами. Покрытые красными коврами ступени освещаются тремя ярусами окон. Стены оформлены изящной лепниной. На них красуются вазы и блюда японского и китайского фарфора XVIII — XIX веков. На площадках между пролетами можно увидеть мраморные скульптуры середины XIX века.
Тронный или Большой зал занимает площадь 800 кв. м. Внутри него создается ощущение, что помещение не имеет конца. В царские времена здесь проходили маскарады и парадные приемы
Просторный зал привлекает внимание огромным расписным плафоном на потолке, ажурной позолотой, зеркалами и красивым наборным паркетом из светлого и мореного дуба
Белая Парадная столовая
После Большого зала туристов проводят через Кавалерийскую столовую, созданную по проекту Растрелли. В этом зале доминирует позолоченный орнамент из раковин и цветов. Здесь стоят сервированные столы с фарфоровой посудой конца XVIII века.
Все помещения Золотой анфилады дворца украшены многоярусными изразцовыми печами, которые были сделаны по эскизам Растрелли. Старинные отопительные приборы выполнены, как настоящие произведения искусства! Печи покрывают изразцы, колонны и ниши с синей кобальтовой росписью.
Картинный зал
Любителям живописи очень нравится Картинный зал, по периметру которого развешаны полотна западноевропейских художников XVII — XVIII веков. Несмотря на художественную ценность собранной здесь коллекции, картины играли только роль «красочного ковра». Они размещены вплотную друг к другу и разделены тонкими золочеными рамами по принципу «шпалерной» развески. При Елизавете Петровне и Екатерине II в зале проводили музыкальные вечера, трапезы и дипломатические приемы.
Одним из самых эффектных помещений дворца считают личные апартаменты Екатерины II — Арабесковый зал. Покои украшены зеркалами в золоченых рамах, вычурной лепниной, парадными портретами хозяйки и ее приближенных. На потолке изображены сюжеты из любимых императрицей античных мифов.
Кавалерская столовая
Как попасть внутрь Зимнего дворца
Искать Зимний дворец долго не придётся: он находится в сердце города, на Дворцовой площади. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билеты в Эрмитаж, коллекция которого выставляется во дворце уже больше ста лет.
Если всё-таки боишься пройти мимо, рассмотри Зимний дворец на фото.
Пока что билеты можно купить только онлайн, но на ближайший месяц всё уже распродано.
Сейчас в связи с эпидемиологической обстановкой билеты в Эрмитаж можно купить только онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. При этом все билеты на ближайший месяц уже раскуплены, а новые надо караулить. Тем не менее, надеемся, что такой режим долго не продлится и скоро мы снова сможем посещать любимый музей когда захочется, а в первый четверг месяца ещё и бесплатно.
Презентация на тему: » Зимний дворец. Страницы истории Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле.» — Транскрипт:
1
Зимний дворец. Страницы истории Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле барокко. Как и любое здание в Санкт- Петербурге, Зимний дворец окутан историями и мифами.
2
Зимний дворец в Санкт-Петербурге бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга (Дворцовая набережная, 38); с 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. С июля по ноябрь 1917 года служил местом заседания Временного правительства.
3
Нынешнее здание дворца (пятое) построено в годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли. Памятник архитектуры пышного елизаветинского барокко.
4
В 1918 году часть, а в 1922 году всё здание передано Государственному Эрмитажу. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма
5
Там, где сейчас стоит Зимний дворец, в начале восемнадцатого века строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр Великий, воспользовался этим правом, будучи корабельных дел мастером под именем Петра Алексеева, и в 1708 году построил для себя и своей семьи небольшой домик в голландском стиле. Через десять лет по приказу будущего императора перед боковым фасадом дворца прорыли канал, названный (по дворцу) Зимней канавкой. Первый Зимний дворец
6
Второй Зимний дворец В 1711 году специально к свадьбе Петра I и Екатерины архитектор Георг Маттарнови, по приказу царя приступил к перестройке деревянного дворца в каменный. В процессе работы архитектор Маттарнови был удален от дел и строительство возглавил Трезини. В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат. А в 1725 году во дворце скончался император
7
Третий Зимний дворец Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф.Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и началось строительство. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоановна переехала в него на жительство. Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом
8
Третий Зимний дворец После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. Императрица Елизавета Петровна также пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию. 1 января 1752 года она приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года.
9
Четвертый (временный) зимний дворец Был построен в 1755 г. Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки (уничтожен в 1762 г.).
10
Пятый (существующий) зимний дворец В 1762 году появилось существующее в настоящее время здание дворца. В то время Зимний дворец стал самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.
11
Зимний дворец
Второй Зимний дворец для Петра
Первый дом Петра, выходящий на канавку, оказался тесным и в 1716 году архитектор Георг Маттарнови создал проект нового жилища для царской семьи. Место для него император выбрал сам — ближе к Неве, откуда открывается прекрасный вид на Стрелку Васильевского острова и просторы Невы. Дом, построенный к осени 1723 года, имел парадный вид, его фасады и залы были пышно украшены.
В этом доме в ночь с 27 на 28 января 1725 года Петр Первый скончался.
Надо отметить, что Петр был продвинутым человеком и все технические новинки, появлявшиеся в Европе, были реализованы в его доме. Во дворце были центральное отопление и проливная канализация, по свинцовым трубам подавалась горячая и холодная вода. Обслуживали царя всего 12 денщиков, причем, выбирал он их по смышлености и расторопности, а если они заслуживали, то выводил их в люди.
Зимний дворец Петра I, в котором жил и умер основатель Санкт-Петербурга – это уникальный памятник начала XVIII века, посетить который можно с экскурсией или самостоятельно. Вход в музей находится по адресу Дворцовая набережная 32. Административно относится к музею Эрмитаж. Среди прочего, здесь выставлена восковая фигура Петра, выполненная Карло Растрелли, и одетая в подлинный костюм и башмаки, а на голове можно увидеть подлинные волосы царя.
Во время Персидского похода в 1722 году было жарко и Петр постриг волосы, из которых был сделали парик. Его и использовал Растрелли для восковой персоны царя.
Полезная информация для посетителей
Вторая Антикамера
Для туристов дворец открыт в любой день, кроме вторника, с 12:00 до 18:00. Билеты продают до 16:45. По понедельникам музей работает с 10:00 до 21:00. Кассы закрывают в 20:00.
Детей до 16 лет пускают сюда бесплатно. Школьники и пенсионеры платят по 350 рублей, а взрослые туристы – по 700 рублей. Можно купить аудиогид — 150 рублей (2019).
Желающих попасть в уникальный музей очень много, поэтому выстраиваются очереди и иногда приходится ждать по 2-3 часа. Быстрее других внутрь попадают участники автобусных экскурсий. Следует иметь в виду, что фотографировать и снимать видео разрешают далеко не везде.
Портретный зал