Остап Бендер — великий комбинатор и незаурядный человек
Мы все родом из детства, в том числе и лидеры. Ранние годы жизни, воспитание и образование оказывают огромное влияние на формирование будущего лидера, его мировоззрение, систему ценностей и потребностей и как следствие на профессиональную деятельность.
Остап предстает читателю человеком «безусловно интеллигентным», образованным — он окончил известную частную гимназию Илиади. Остап вырос на юге, и ему, как многим южанам, свойственны быстрая реакция, живость, экстравертность и общительность. Несмотря на свой южный темперамент и молодой возраст, Остап в полной мере управляет собственными эмоциями и поведением. Недаром он всегда болезненно вспоминал свой провал при первой встрече с Корейко, когда великий комбинатор «сердился, совал деньги в руки Александру Ивановичу и вообще, как говорят китайцы, „потерял лицо“». Такой случай был для него редким исключением, более не повторявшимся.
Как многие большие лидеры, Бендер умеет сохранять оптимизм в самых сложных ситуациях, когда простым смертным кажется, что все пропало и жизнь закончилась. Умение управлять самим собой соединяется у Остапа со способностью к хладнокровному анализу, умению держать паузу и в максимальной степени использовать предоставляемые внешней средой возможности. Потеряв в ходе учений по гражданской обороне направлявшегося за миллионом для своего преследователя Корейко и не представляя себе, как искать сбежавшего в неизвестном направлении подпольного миллионера в огромной стране, Остап берет тайм-аут. Он хладнокровно размышляет, анализирует обстановку, заводит роман с «нежной и удивительной» Зосей Синицкой, которая неожиданно наводит его на след беглеца.
Обладая природной харизмой и будучи непревзойденным мастером устанавливать отношения с представителями различных социальных слоев, Остап не был способен поддерживать их в течение сколько-нибудь длительного времени — вспомним ночное бегство из Васюков или женитьбу на мадам Грицацуевой. В отличие от эффективных лидеров, он рассматривает своих партнеров как временных попутчиков, нужда в которых определяется сиюминутной потребностью. Поэтому он никогда не мог создать сколько-нибудь дееспособную команду, а его последователи — будь то Воробьянинов или разношерстный экипаж «Антилопы» — превращались в дополнительную обузу для командора.
В своем стремлении к достижению цели Бендер вряд ли уступит кому-либо из известных человечеству лидеров. «Энергия и веселость его были неисчерпаемы. Надежда ни на минуту не покидала его». Он мог часами бежать за поездом, не имея денег на билет, плясать по той же причине лезгинку перед приезжими туристами на Кавказе. Причем, в отличие от собственных представлений Остапа, источником этой воистину лидерской мотивации была не алчность, не желание получить миллион на блюдечке с голубой каемочкой, а иные мотивы, корни которых следует искать в потребностях более высокого порядка, в самоутверждении, придании смысла собственной жизни, общественном признании. Полученные в конце концов деньги не приносят счастья: «Где уважение? Где почет? Где слава? Где власть?… Нет! Парад решительно не удавался, хотя все было на месте. Вовремя были высланы линейные, к указанному сроку прибыли части, играл оркестр. Но полки смотрели не на него, не ему кричали „ура!“, не для него махал руками капельмейстер». Отсюда — тщетные поиски смысла жизни у индийского философа и даже попытка послать миллион наркому финансов.
Ежегодный фестиваль «Бендериада»
Мало кто знает, но город Васюки, описанный в романе «12 стульев», реально существует. По крайней мере, жители маленького городка Козьмодемьянска, расположенного на правом берегу Волги, считают, что именно там состоялся легендарный шахматный турнир, в котором Остап позорно проиграл все партии. Ежегодно в этом городе проводится развлекательный фестиваль под названием «Бендериада», насыщенный веселыми конкурсами, а также выступлениями танцевальных и музыкальных коллективов.
Во время фестиваля жители и гости Козьмодемьянска могут принять участие в самом настоящем шахматном турнире, поиграть в пляжный волейбол, покушать вкусный шашлык и даже купить стул на аукционе (всего их продают 12, а в одном из них спрятан бриллиант). В городе часто останавливаются большие круизные теплоходы, а туристы выходят и осматривают местные достопримечательности. Во время «Бендериады» приезжих особенно много, ведь этот фестиваль привлекает гостей со всей страны.
Интересные факты
- Автор повести «Сын полка» Валентин Катаев – родной брат Евгения Петрова. Евгений Петрович взял псевдоним, решив, что «Боливар словесности» двух Катаевых не потянет.
- Имя Катаева как идейного вдохновителя «12 стульев» должно было красоваться в списке авторов, однако писатель отказался от такой чести, ведь задумку значительно перекроили. Потребовал лишь посвящения. Первый гонорар Ильф и Петров потратили на подарок наставнику – вручили ему золотой портсигар.
Памятник Остапу Бендеру в Пятигорске
Имя персонажа плутовских романов увековечено в памятниках – скульптуры авантюристу воздвигнуты в Санкт-Петербурге, Пятигорске, Екатеринбурге, Харькове и других городах
А в Одессе внимание жителей и гостей города привлекает стул Остапа Бендера внушительных размеров – в диаметре составляет метр.
Спустя треть века после выхода в свет романа «12 стульев» в жизни Осипа Шора случилось удивительное событие – возможный прототип Остапа женился на даме, которая по внешности и чертам характера была вылитая мадам Грицацуева.. Памятник Ильфу и Петрову в Одессе «Двенадцатый стул»
Памятник Ильфу и Петрову в Одессе «Двенадцатый стул»
В фильме Гайдая Бендер исполняет для мадам Грицацуевой грустную песню о страданиях влюбленного пирата. По сценарию в картину должны были войти две композиции, но одну, под названием «Полосатая жизнь», по приказу «сверху» убрали. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева пояснила, что стране хватило песни «А нам все равно», звучащей с каждого угла, а «Полосатую жизнь» ждет та же участь.
Образ
Остап Бендер предстает перед читателями 27-летним привлекательным молодым человеком и сразу очаровывает умом, смекалкой и чувством юмора. Харизматичный лжец, наделенный актерским талантом, любимец женщин… В «Золотом теленке» Остап достигает возраста Христа, здесь характер глубже, а шутки и фразы изощреннее.
Одежда неприхотливого в еде и крове бродяги из первой книги говорит о том, что он только что покинул места не столь отдаленные – сюжет «12 стульев» начинается ранней весной, а у мужчины нет ни пальто, ни носков. Зато он в щегольской обуви и модном костюме. Неотъемлемыми атрибутами персонажа становятся шарф и фуражка, с которыми Бендер не расстается до конца второй книги.
Шарф Остапа Бендера
Каждая фраза Бендера – перл, а любое решение гениально. Неудивительно, что он занимает место лидера в компании мелких аферистов. Впрочем, коллеги по поиску сокровищ и денежных знаков не обременены интеллектом, и руководить ими не составляет труда. Остап искренне влюблен в жизнь, остается оптимистом даже в самых провальных ситуациях. Главной же страстью энергичного пройдохи всегда были и остаются деньги.
Прошлое персонажа туманно, лишь изредка проскальзывают детали жизни: якобы выпускник частной гимназии Иллиады, в годы Гражданской войны жил в украинском Миргороде, промышлял контрабандой, а также веселил публику ярмарок показом бородатой женщины (на самом деле переодевал в дамский наряд полного монаха). Предприимчивый молодой человек вполне сумел бы сделать «легальную» карьеру, но предпочел скитаться в надежде заполучить «блюдечко с золотой каемочкой».
Памятник Остапу Бендеру
Имя Остапа Бендера не так-то просто. Герой представляется оригинально – в «12 стульях» при знакомстве называет себя не иначе, как турецкоподданный Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, а в «Золотом теленке» превратился в Бендера-Задунайского. Авторы дали персонажу отчество Ибрагимович, за что восточные фанаты приняли за своего, приписав тюркские корни. Однако Ильф и Петров, скорее всего, хотели просто показать интернациональность героя – у каждого народа найдется свой гениальный авантюрист.
Прообразов у персонажа множество – от самого Катаева до персонажа театральной постановки «Зойкина квартира» Аметистова, красноречивого плута и талантливого мошенника.
Осип Шор — прототип Остапа Бендера
Главным же прототипом симпатичного комбинатора принято считать знакомого авторов Осипа Шора (друзья именовали его Остапом), в прошлом инспектор уголовного розыска. Возвращение молодого Оси с учебы из Петрограда домой в Одессу затянулось на год, за это время юноша ввязался в кучу авантюр: представал женихом богатой дамы, асом в игре в шахматы, художником. Наиболее яркие приключения «родители» Бендера позаимствовали для романов.
Хотя сами же авторы отрицали существование прототипа Бендера, утверждая, что образ собирательный.
Лидерство и лидеры
Что отличает эффективного лидера от простого смертного? Этот вопрос волновал человечество с незапамятных времен. В качестве решающих факторов в разные исторические эпохи выступали божественное (Христос) или просто знатное происхождение (Людовик XIV), спущенные с неба особые качества и знания (пророк Мухаммед), высокий рост и неординарная физическая сила (Петр Великий), исключительный интеллект (Ленин) или счастливое стечение обстоятельств (Екатерина Великая).
Современные исследователи считают, что эффективным лидером является тот, у кого есть последователи и кто с их помощью достигает неординарных результатов, стабильно превышающих средние (по отрасли, региону, стране), — обеспечивает устойчивый рост доходов и курса акций на протяжении 20 лет (Джек Велш из «Дженерал Электрик»), за 5 лет увеличивает капитализацию зрелой компании в два раза (Михаил Ходорковский из «Юкоса»), выигрывает 9 чемпионатов мира подряд (хоккейный тренер Аркадий Чернышев). Причем лидеру совершенно не обязательно сосредотачивать в своих руках административную власть — Иисус Христос, семейство Медичи в средневековой Франции и даже Дэн Сяопин в последние годы своей политической карьеры использовали косвенное влияние на ключевых людей и институты и были эффективными лидерами.
Лидер создает образ привлекательного будущего и доводит его до сознания своих последователей. Заряжая их созидательной энергией, он формирует у последователей определенные ценности и поведенческие нормы, мотивирует на достижение высоких результатов.
Реализация лидерского видения требует использования ресурсов и согласованной работы последователей, то есть создания организации. Лидер разрабатывает и с помощью последователей внедряет основные элементы организации: структуру, культуру, управленческие системы — вознаграждения, отбора, информационного обмена и т.д. В рамках созданной им организации эффективный лидер играет еще одну роль — развития своих последователей, их подготовки к решению более сложных задач.
Для эффективного исполнения лидерской роли требуются специальные навыки и качества, называемые на современном управленческом языке компетенциями. Успешные лидеры отличаются пониманием самих себя, собственных настроений и эмоций, а также способностью их регулировать, направлять в желаемое русло. Они также понимают эмоциональное состояние других и умеют устанавливать и поддерживать отношения с широким кругом людей.
Еще одно качество выделяет лидеров из среды простых смертных — сильная мотивация, несгибаемое стремление добиваться своей цели и исключительный уровень энергии, трансформирующиеся в интенсивную социальную деятельность.
Как выглядит Остап Бендер на фоне современной модели лидерства? Обратимся прежде всего к его незаурядной личности.
Примечания[править | править код]
- М. Одесский, Д. Фельдман. Литературная стратегия и политическая интрига. «Двенадцать стульев» в советской критике рубежа 1920—1930-х годов
- ↑ Худяков В. В. Афера Чичикова и Остап Бендер // В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. — Бендеры: Полиграфист, 1999. — С. 83—85. — ISBN 5-88568-090-6о книге
- Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. — Бендеры: Полиграфист, 1999. — 464 с. — ISBN 5-88568-090-6о книге
- Эдуард Багрицкий. «Контрабандисты» ()
- «Двенадцать стульев», гл. XXX «В театре Колумба»
- Жилищный кодекс РСФСР, статья 60, часть 2, норма 18
- Даниэль Клугер. Первый сыщик Советского Союза
- Электронная библиотека — Книги для читателей и качателей (; Фантастика. Фэнтези Фэнтази Рассадин С., Сарнов. В стране литературных героев 1-2
- Информация об Осипе Шоре
- Осип Шор Со ссылкой на материалы газеты «Новые известия» от 6 ноября 1999 г.
- В. Катаев. Алмазный мой венец / М., «Советский писатель», 1979.
- Эпоха. События и люди. //ТВ-канал «Беларусь», 23 ноября 2011, 15:30
- Сергей Беляков. Одинокий парус Остапа Бендера / «Новый Мир» 2005, № 12
- ↑ Левин А. Б. «Двенадцать стульев» из «Зойкиной квартиры»
- Михаил Булгаков. Собрание сочинений в пяти томах. Том 3: Пьесы. М: Художественная литература, 1992. «Зойкина квартира». Комментарии.
- Сын генерала фон-Менгдена и баронессы Амалии
- «Отрывках семейной хроники» (из воспоминаний баронессы Софии Менгден)
- Список зарубежных экранизаций
- Андрей Велигжанин. За Высоцкого в «Стряпухе» пел солист хора / «Комсомольская правда», 26.02.2004
- Der Film ZWÖLF STÜHLE: Анонс фильма на сайте режиссёра Ульрике Оттингера.
- Фильмография Георгия Делиева.
- Война «Золотого телёнка» и «В круге первом»: проиграли зрители
- Евгений Весник: «…Люблю пьяниц»
Аферы и махинации
Остап Бендер знает, как поступить в любой ситуации. Он может найти выход из любого положения и войти в доверие к каждому. Книги о нем заряжают читателей позитивом, а его фразы и поступки неизменно вызывают улыбку. Чего только стоит ситуация, когда он представился художником, чтобы попасть на теплоход, а в итоге оказалось, что рисовать он совершенно не умеет. Попав в Васюки, Остап врет, что он всемирно известный шахматист, но проигрывает все партии и вынужден спасаться бегством от разъяренных жителей этого городка. В романе «Золотой теленок» он представляется командором большого автопробега, а также продает технологию изготовления самогона американским туристам.
Внешность и возраст
Остап Бендер – красивый и видный мужчина. Он очень обаятелен, поэтому нравится всем женщинам без исключения. Он легко входит в доверие к людям, представляется совершенно другим человеком (милиционером, пожарным инспектором), но ему все сходит с рук. Остап при других обстоятельствах мог бы добиться больших успехов, сделать карьеру, но он всю свою энергию направляет на сомнительные дела, обман и махинации. В романе «12 стульев» герою около 28 лет, а в «Золотом теленке» — 33 года. Он не имеет знатного происхождения, но очень умен и хитер. Остап – несомненный лидер в любом обществе. Люди готовы идти за ним хоть на край света.
Музеи и памятники
Памятники Остапу Бендеру установлены во многих городах, среди которых: Екатеринбург, Чебоксары, Одесса, Харьков, Пятигорск, Крымск. В Санкт-Петербурге в 2000 году также появился памятник великому комбинатору.
Бронзовый Остап сразу же бросается в глаза прохожим. На его голове красуется неизменная фуражка, а на шее – шарф. Среди жителей Санкт-Петербурга даже существует традиция: для того чтобы все сложилось удачно, нужно потереть Бендеру нос.
В городе Козьмодемьянске (прототипе Васюков) находится посвященный Остапу Бендеру «Музей сатиры и юмора».
Находится он по адресу: улица Советская, дом 8. В музее можно увидеть много интересного, в том числе портреты и фото Остапа Бендера, его цитаты, предметы, связанные с ним, скульптуры, старинный автомобиль. Туристы, побывавшие там, утверждают, что получили множество положительных эмоций. В музее царит очень уютная и позитивная атмосфера.
Дальние родственники
Для того, что бы понять, кто такой Бендер, надо вспомнить атмосферу, в которой рождалась книга. Молодые советские писатели в массовом порядке призывали в Москву дьявола. И дьявол этот выглядел респектабельным гражданином. Первым, кто встал на этот опасный путь, был Илья Эренбург. Его «Необычайные похождения Хулио Хуренито» – книга уникальная. После войны японцы допытывались у Эренбурга, как это он мог заранее знать о ядерных бомбардировках Японии. А ведь, кроме того, там очень много страшных пророчеств. Например, о массовом истреблении евреев.
Эренбург и задал ту ролевую модель, по которой в дальнейшем действовали Булгаков и Ильф и Петров. Дьявол прибывает в Россию и формирует вокруг себя свиту. Но Хуренито и Воланд были слишком однозначны, их авторы не скрывали, что за маской человека прячется нечто другое. Поэтому и Хуренито, и Воланда советская власть сумела на долгое время скрыть от читателей. С Бендером этого не произошло. Почему? Как и многие великие литературные персонажи, Бендер был многогранен. В нем есть высокая «демоническая» сторона и низкая «плутовская». Советская критика купилась на этот прием. Ведь серьезных исследований творчества писателей не проводилось. Мантры о том, что герой бичует пороки общества, было достаточно. Так дьявол был превращен в жулика.
Возможные прототипы Остапа Бендера[править | править код]
Основным прототипом Бендера считается Осип Шор, бывший сотрудник уголовного розыска Одессы, младший брат поэта Натана Шора (Фиолетова). Он родился 30 мая в Никополе. В — пытался учиться в Петроградском Технологическом институте, но, возвращаясь в Одессу, пережил массу авантюр: с целью добычи средств к существованию представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной антисоветской организации.
В пользу этой версии косвенно высказывается писатель Валентин Катаев: «что касается центральной фигуры романа Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое. Прототипом Остапа Бендера был старший брат одного замечательного молодого поэта… Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом…»
После издания книги О. Шор заявился к Ильфу и Петрову с целью потребовать «авторские», за использование образа, однако писатели, рассмеявшись, пояснили, что образ собирательный, посему о вознаграждении речи идти не может, однако выпили с ним «мировую», после которой Осип оставил свои претензии, попросив писателей лишь об одном — воскресить героя.
По мнению исследователя Сергея Белякова, прототипом Бендера является Валентин Катаев.
Также следует отметить, что в 1926 году, за год до появления Бендера на страницах книги, в Москве, где жили Ильф, Петров и Катаев, с большим успехом (всего было дано двести спектаклей) в театре Вахтангова была поставлена пьеса Михаила Булгакова «Зойкина квартира», показывающая нравы НЭПа. В пьесе действует персонаж Аметистов, он же Путкиновский, он же Антон Сигурадзе, весьма похожий на будущего Бендера. Это обаятельный пройдоха, артистичный плут, элегантный мошенник, весьма активный и красноречивый, выпутывающийся из различных ситуаций. Аметистов, как и Бендер, перед первым появлением в пьесе вышел из тюрьмы. Аметистов был расстрелян в Баку, как Бендер зарезан в Москве — но оба они чудесным образом воскресли. Аметистов может убедить кого угодно в чём угодно (кроме милиции). Голубая мечта Аметистова — Лазурный берег и белые штаны («— Ах, Ницца, Ницца!.. Лазурное море, и я на берегу его — в белых брюках!»
В 19 веке образ великого комбинатора с мечтой о Рио предвосхитил барон Николай фон-Менгден (1822—1888), который в 1844 г. авантюрным способом из праздного любопытства оказался в Рио-де-Жанейро. Выдав себя за русского сенатора, он получил аудиенцию у бразильского императора Педру II. Проведя время в Рио-де-Жанейро «превесело», Николай Менгден вернулся в Россию, где уже был уволен со службы… История эта была рассказана в воспоминаниях баронессы Софьи Менгден, опубликованных в 1908 году в журнале «Русская старина».
Всезнающий наблюдатель
В советской и зарубежной критике образ Бендера сформирован под влиянием первого романа дилогии. Где Бендер действительно предстает босяком, наследником Бени Крика. Однако вспомним, что «Двенадцать стульев» завершается убийством героя. И в «Золотом теленке» перед нами предстает совершенно другой, переродившийся Бендер. Его не интересует мелкая нажива, а сам он уже называется «великим комбинатором», что является явным отголоском «великого провокатора» Хулио Хуренито.
«В первом романе его «демонизм» еще только начинал где-то прорезываться в недрах «плутовства». (…) Лишь в »Золотом теленке», и притом уже самых первых страниц, он предстает как существо иного, высшего порядка», – отмечает автор единственного фундаментального исследования двух романов Юрий Щеглов.
Среди явных признаков демонизма Бендера литературовед отмечает: внешность атлета с медальным профилем, заявление о себе как человеке идеи и принципа; герой не чужд демоническому одиночеству и томлению, проявляет благородство и великодушие к смертным. «Бендер мало чему удивляется, ибо обо всем осведомлен и на любой курьез находит еще более сногсшибательный пример из собственной практики. Бендер часто находится в состоянии »всезнающего наблюдателя», для которого человеческая глупость не таит никаких сюрпризов. Эта поза Бендера напоминает булгаковского Воланда, то выражение рассеянной любознательности, с которым профессор черной магии разглядывает советскую жизнь», – пишет Щеглов.
Роман Овчинников
Бендер на экране[править | править код]
- Основная статья: Список экранизаций произведений Ильфа и Петрова
Экранизации романов были как в СССР, так и за границей. К примеру, «Двенадцать стульев» ставили в Польше, Германии, на Кубе. В первых зарубежных экранизациях был значительно изменён сюжет, а также было изменено имя главного героя. Ниже приведен список актеров, которые играли роль именно Остапа Бендера.
Исполнитель роли | Режиссёр фильма | Дата выхода на экран |
---|---|---|
Игорь Горбачёв | Александр Белинский | |
Игорь Горбачёв — первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев». | ||
Сергей Юрский | Михаил Швейцер | |
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года. Считается, что именно Юрскому удалось создать наиболее точный образ Бендера из «Золотого телёнка». Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года — возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?..» | ||
Фрэнк Ланджелла | Мел Брукс | |
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев». Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой». | ||
Арчил Гомиашвили | Леонид Гайдай | |
Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая «12 стульев» и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году. В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева, из-за хрипа заболевшего Гомиашвили (по другой версии — поскольку в речи Гомиашвили присутствовал грузинский акцент). Хотя возраст Арчила Гомиашвили совсем не соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, некоторые считают его Бендера лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев». | ||
Андрей Миронов | Марк Захаров | |
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев». Его роль считается одним из классических исполнений Бендера. | ||
Сергей Крылов | Василий Пичул | |
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» (). Фильм был снят по сценарию, написанному по мотивам произведений Ильфа и Петрова, и являл собой осовремененную, «новорусскую» версию книги, где действие происходит в 1990-х годах, а Бендеру около 40 лет. | ||
Георгий Делиев | Ульрике Оттингер | |
В фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер «Двенадцать стульев» главную роль сыграл одессит Георгий Делиев. | ||
Николай Фоменко | Максим Паперник | |
Николай Фоменко сыграл Бендера в постановке «Двенадцати стульев» 2005 года, показанной по телевидению в начале января 2005 года. | ||
Олег Меньшиков | Ульяна Шилкина | |
В 2006 году был снят восьмисерийный сериал «Золотой телёнок», в котором роль Остапа Бендера исполнил Олег Меньшиков. Актёрское воплощение образа Остапа Меньшиковым было признано одним из самых неудачных. |
Аферы[править | править код]
Живость характера, знание психологии, артистические способности и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились как отдельные граждане, так и большие группы лиц одновременно.
В Старгороде Остап в один вечер сколотил из местных «бывших» и нэпманов подпольную организацию для свержения Советской власти — «Союз меча и орала». Новообращенные борцы тут же пожертвовали «прибывшему из Берлина» лидеру солидную сумму. Члены «Меча и орала» настолько поверили в серьёзность затеи, что в конце концов явились с повинной в ОГПУ, а у одного из них (Кислярского) Бендеру ещё дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель». («Двенадцать стульев»)
Там же Бендер проник в дом престарелых, представившись инспектором пожарной охраны. Таким образом он смог осмотреть здание, выяснить судьбу одного из стульев, даром пообедать, да еще и получить с перепуганного заведующего взятку неизвестно за что.
Ради стула вдовы Грицацуевой Бендер женился на ней. Заочный развод он получил позже, об этом упоминается в «Золотом теленке». («Двенадцать стульев»)
Чтобы вместе с театром «Колумб» отправиться на пароходе в гастрольную поездку, не умеющий рисовать Бендер назвался дипломированным художником, выпускником ВХУТЕМАС, а Воробьянинова представил своим подмастерьем. Этот обман, впрочем, быстро раскрылся. («Двенадцать стульев»)
В приволжском городке Васюки Остап представился международным гроссмейстером, дал сеанс одновременной игры в местной шахматной секции и убедил наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности. После проведения турнира Васюки должны были стать новой столицей СССР (Нью-Москва), а впоследствии — и всего мира. В Васюках Бендер играл в шахматы второй раз в жизни. («Двенадцать стульев»)
В Пятигорске Остап успешно продавал отдыхающим билеты для входа в «Провал» «с целью капитального ремонта провала. Чтобы не слишком проваливался». Там же Бендер после пятиминутного инструктажа превратил чванливого дворянина Воробьянинова в квалифицированного попрошайку. («Двенадцать стульев»)
В городе Арбатове Бендер выдал себя за сына лейтенанта Шмидта и получил от председателя горисполкома небольшую материальную помощь. Когда в кабинет председателя неожиданно ввалился второй «сын лейтенанта» — Балаганов — Бендер сумел спасти ситуацию и безнаказанно уйти. («Золотой телёнок»)
Получив в своё распоряжение автомобиль Адама Козлевича, Бендер по пути в Черноморск некоторое время выдавал себя за командора большого автопробега, «снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания», то есть попросту присваивая приготовленные для спортсменов бензин, запчасти и разносолы. («Золотой телёнок»)
По дороге в Черноморск Остап продал американским туристам технологию производства пшеничного самогона: «На дороге валялись деньги. Я их подобрал. Смотрите, они даже не запылились». («Золотой телёнок»)
Одним из обычных мероприятий Бендера были выступления перед публикой в качестве индийского брамина и йога, любимца Рабиндраната Тагора, заслуженного артиста союзных республик Иоканаана Марусидзе: «Индийский факир. Курочка-невидимка. Номера по опыту Шерлока Холмса. Материализация духов и раздача слонов». («Золотой телёнок»)
Оставшись в Черноморске без средств, Бендер за одну ночь сочинил киносценарий «Шея» и продал его местной кинофабрике. Сценарий, судя по всему, никто из кинодеятелей даже не попытался прочитать. («Золотой телёнок»)
Добираясь вслед за Корейко к месту смычки Восточно-Сибирской магистрали, Бендер выдавал себя за корреспондента «Черноморской газеты». Деньги на расходы он раздобыл, продав журналисту Ухудшанскому «Торжественный комплект» — универсальную инструкцию по изготовлению газетных статей и очерков из готовых штампов, которую сам и составил. («Золотой телёнок»)
Остап Бендер в кино
По романам Ильи Ильфа и Евгения Петрова было снято множество сериалов и фильмов, причем не только в России, но и за рубежом. Самым первым Остапом в кино стал Сергей Юрский, снявшийся в фильме «Золотой теленок» в 1968 году. Одна из лучших картин о Бендере была снята Леонидом Гайдаем в 1971 году. Роль великого комбинатора в ней исполнил Арчил Гомиашвили, возраст которого не соответствовал возрасту Остапа в романе «12 стульев». Однако большинство телезрителей считает именно эту картину самой удачной из всех, которые были сняты о Бендере. Также пользуется популярностью фильм-мюзикл «12 стульев» от режиссера Марка Захарова. Остапа в нем сыграл неподражаемый Андрей Миронов.
В 2006 году на экраны вышел сериал «Золотой теленок», состоявший из 8 серий. Главную роль в нем сыграл Олег Меньшиков. По мнению критиков, Остап, сыгранный им, получился самым неудачным из всех.