Интересные факты из жизни иоганна штрауса

Взаимный след в культуре

Память о том, что великий композитор выступал в России и был влюблён в русскую дворянку, сохранялась и в советское время. В 1972 году на экраны вышел широкоформатный фильм «Прощание с Петербургом». Его создал на киностудии «Ленфильм» режиссёр Ян Фрид в 1971 году. Фильм был посвящён истории любви композитора, а название полностью повторяло наименование вальса, написанного самим Иоганном Штраусом — «Прощание с Петербургом». 

Интересный факт. Актёрский ансамбль фильма практически полностью состоял из артистов Ленинграда, за исключением исполнителя главной роли Гирта Яковлева, латвийского актёра театра и кино. Но из-за его явно прибалтийского акцента голосом Штрауса в фильме стал Александр Демьяненко. Да-да, тот самый, который играл в фильмах «Операция «Ы»», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию». 

Фильм получил почётный диплом на кинофестивале трудящихся в Чехословакии (1973).

Афиша фильма. Автор плаката: Евгений Семёнович Гребенщиков

Вальс «Прощание с Петербургом» стал гвоздём программы заключительного бенефиса Иоганна Штрауса в Павловске 5 (24 августа) сентября 1858 года, а через неделю он представил его взыскательной публике Вены.

Критик из «Венской всеобщей театральной газеты» в статье от 24 ноября 1858 года написал: 

«Вальс «Прощание с Петербургом» выделяется из исполненных новинок своими увлекательными темами и интересной оркестровкой; произведение большей частью настоящего славянского характера…»

Лента «Прощание с Петербургом» снималась в тех же местах, где разворачивались события, о которых рассказывается в фильме, — в парках Павловска и Пушкина. В кадре можно увидеть также Павловский дворец, полное восстановление  которого завершилось только к концу 1970-х. Специально для съёмок в Сосновой Поляне была выстроена декорация Павловского музыкального вокзала в натуральную величину, ведь само здание вокзала было разрушено немцами во время Великой Отечественной войны.

Помимо вальса «Прощание с Петербургом» Штраус написал польку «Ольга». В фильме композитор дал новому произведению имя своей возлюбленной, но исследователи считают, что полька не была посвящена Смиринтской, несмотря на то, что год создания композиции — 1857-й.

По мнению историка-исследователя творчества семьи Штраусов Петера Кемпа, полька была написана специально для четы Романовых как свадебный подарок. В 1857 году принцесса Цецилия фон Баден вышла замуж за великого князя Михаила Николаевича, младшего брата царя Александра II, страстного любителя музыки. Поскольку традиция требовала от немецкой принцессы принять перед венчанием русское имя, она стала Ольгой Фёдоровной. 8 декабря 1857 года венский издатель Карл Хаслингер сообщил о выходе «Ольги-польки» Штрауса. На титульном листе значится надпись: «Посвящается Её Императорскому Высочеству Великой Княгине Ольге, урождённой Принцессе Баденской».  В фильме распорядитель бала объявляет это якобы по ошибке.

Портрет великой княгини Ольги Фёдоровны
В интернете его порой приписывают Ольге Смирнитской

В наше время государственный музей-заповедник «Павловск» регулярно: 

  • проводит музыкальные фестивали и концерты, посвящённые Иоганну Штраусу, в которых участвуют лучшие оркестры и ведущие солисты «Петербург-Концерта», а также приглашённые музыканты;
  • организует выставки, посвящённые Павловским сезонам;
  • приглашает специалистов с лекциями.

Компания РЖД проявляет интерес к идее воссоздания Музыкального вокзала, и сотрудники ГМЗ «Павловск» оказывают им научную консультацию и предоставляют возможности для натурных исследований в целях аутентичного воссоздания вокзала.

Летом 2003 года в сквере рядом с Павловским дворцом и парком была установлена бронзовая скульптура: Иоганн Штраус играет на скрипке. Она была подарена Австрийской республикой в честь 300-летнего юбилея Петербурга. Идея увековечить таким образом имя композитора принадлежит Светлане Кудзи, актрисе театра музыкальной комедии, которая обратилась за поддержкой в Союз концертных деятелей.

Статуя была отлита в 2003 году скульптором Геро Шванбергом, который также выступил в качестве автора эскиза постамента. Скульптура находится за оградой Павловского парка на углу Садовой и Звериницкой улиц. Она стала даром генерального консульства Австрии к 300-летию Петербурга и является уменьшенной копией знаменитого памятника, установленного в 1907 году в городском парке Вены. 

На церемонии открытия монумента в Павловске присутствовал правнук композитора — Эдуард Штраус.

Памятник Штраусу в ПавловскеИсточник фото

Основные работы

Вальсы и польки (не исчерпывающий)

Аудио файл
Красивый голубой дунай
Проблемы с использованием этих носителей?
  •  : Трич-Трач-Полька , быстрая полька
  •  : Вечный двигатель ( Вечный двигатель )
  •  : Кюнстлерлебен ( Жизнь художника ), вальс
  •  : An der schönen blauen Donau ( Красивый голубой Дунай ), вальс
  •  : Geschichten aus dem Wienerwald ( Рассказы из Венского леса ), вальс
  •  : Wein, Weib und Gesang ( Любить, пить и петь ), вальс
  • 1869: Элен Мадьяр, полька
  •  : Tausend und eine Nacht  (en) (Тысяча и одна ночь) , вальс op. 346
  •  : Венский блат (Венская кровь) , вальс
  •  : Auf der Jagd (На охоте) , быстрая полька
  •  : Rosen aus dem Süden ( Южные розы ) , вальс
  •  : Frühlingsstimmen ( Голос весны ) , вальс
  •  : Кайзервальцер ( Императорский вальс ), вальс
  • Rathausball-Tänze op.438 ( Бальные танцы мэрии ), вальс

Шаги (не исчерпывающий)

  •  : Наполеон-Марш ( Марш Наполеона )
  •  : Персидский марш ( Персидский марш )
  •  : Ägyptischer Marsch ( Египетский марш )
  • Vaterländischer Marsch ( Марш Родины ) в сотрудничестве со своим братом Йозефом

Оперетты

Софи Горделадзе, Лизиан Трембле, Георг Климбахер, Беате Риттер, Франц  Суппер (де) . Выдержки из зала La Chauve-Souris , Мориса Равеля в Лионе (декабрь 2015 г.).

  •  : Indigo und die 40 Räuber
  •  : Der Karneval in Rom (Карнавал в Риме)
  •  : Летучая мышь (Летучая мышь)
  •  : Калиостро в Вене (Cagliostro in Vienna)
  •  : Принц Мафусалем (Матемалиал)
  •  : Колин-Майяр (Blindekuh)
  •  : Das Spitzentuch der Königin (Платок королевы)
  •  : Der lustige Krieg (Женская война)
  •  : Eine Nacht в Венедиге (Одна ночь в Венеции)
  •  : Der Zigeunerbaron (Цыганский барон)
  •  : Симплиций
  •  : Вальдмайстер
  •  : Die Göttin der Vernunft (Богиня разума)
  •  : Wiener Blut (венская кровь)

Детство и юность

Когда речь заходит об Иоганне Штраусе, рядом с фамилией обычно указывается пояснение – сын или отец. Родоначальник династии, тоже Иоганн Штраус – не менее известный композитор и виртуозный скрипач и тоже сочинял вальсы. Сыновья пошли по его стопам и выбрали жизнь в музыке. Отец репетировал дома, но, как ни странно, категорически возражал, чтобы дети повторили его судьбу.

Портрет Иоганна Штрауса

В Иоганне-младшем мужчина видел банкира, в Йозефе — офицера. Дирижерскому искусству и игре на скрипке старший сын обучился практически тайком от сурового родителя. Удивительным образом не возбранялась в доме игра на фортепиано и пение в церковном хоре. На этом настояла мать, посчитавшая, что при этих условиях светское образование детей будет полноценным.

К слову, владеть смычком Штраус-младший учился у Франца Амона, первой скрипки в оркестре Штрауса-старшего. Параллельно с этим юноша подчинился воле отца и поступил в Политехническое училище. Экономическое образование в будущем сыграло на руку музыканту.

Иоганн Штраус в молодости

На пике популярности Иоганн создал несколько оркестров, выступавших по городу. Продирижировав одно произведение, композитор переезжал в другое место, и там трюк повторялся. Таким образом удовлетворялись пожелания публики услышать маэстро, и доход увеличивался в разы.

Поддержку юноша получал только от матери, Анны Штрайм. Опасаясь, что отец разрушит карьеру сына, который уже превращался в достойного конкурента, Анна развелась с мужем. Тем более что Штраус-старший жил фактически в другой семье, с поклонницей Эмилией Трамбуш. Разгневанный глава семейства лишил Анну и ее детей наследства.

Иоганн Штраус

Не совпали отец и сын и в принятии революционных веяний 1840-х годов. Старший встал на сторону Габсбургов. Младший написал «Марш восставших», получивший в народе название «Венской Марсельезы». После подавления восстания Иоганн-сын попал под суд. Однако и к отцу публика охладела.

Положительные изменения в биографии Иоганна начались только после смерти отца. Штраус-младший не держал зла, посвятил отцу вальс и издал партитуры его музыкальных произведений. Впоследствии шесть его братьев, родившиеся в двух семьях, выбрали композиторскую стезю.

Johann Strauss: Детство и юность

Когда речь идёт о Штраусе, то становится непонятно, о ком конкретно идёт речь. Дело в том, что Штраус — это настоящая династия талантливых музыкантов и композиторов. Свой талант Иоганн унаследовал от главы семейства.

Глава семейства был талантливым скрипачом и дирижёром. Он тоже блистательно наигрывал вальс. Его репетиции часто проходили дома, и он был совершенно не против того, что дети пытались подражать его музыкальному мастерству.

Когда Иоганн подрос, то строгий папа увидел в сыне не меньше, чем банкира. Он даже запретил Штраусу-младшему заниматься музыкой. Теперь все репетиции проходили втайне от главы семейства. Но маме удалось настоять на том, чтобы дети могли свободно играть на фортепиано и петь в церковном хоре.

Игре на скрипке талантливый молодой человек учился у самого Франца Амона. Отец не хотел отпускать сына на музыкальное поприще. Он хотел для Штрауса более серьёзной профессии. Ему ничего не оставалось делать, как удовлетворить просьбу отца. Вскоре он стал студентом политехнического училища. Иоганн получил экономическое образование, которое в дальнейшем ему пригодилось.

15 интересных фактов о Штраусе

  1. Иоганн Батист Штраус II (1825-1899) – австрийский композитор, дирижер и скрипач, получивший прозвище «король вальса».
  2. Отец, а также двое братьев Иоганна Штрауса, тоже были весьма известными композиторами.
  3. Знаете ли вы, что в детстве Штраус обучался игре на скрипке тайком от отца, поскольку тот видел его банкиром?
  4. Иоганн Штраус является автором 496 произведений, среди которых 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрилей, 43 маршей, 31 мазурок и 15 оперетт.
  5. За годы творческой деятельности Штраус успел дать концерты почти во всех европейских государствах, а также в США.

  6. Отказ во всем подчиняться родителю и тот факт, что Иоганн Штраус оказался более популярен, чем Штраус-старший, привело к большой ссоре. В результате сын и отец не разговаривали друг с другом до конца жизни последнего.
  7. Когда молодой Иоганн хотел получить лицензию музыканта, глава семейства делал все возможное, чтобы воспрепятствовать этому. Чтобы у него ничего не получилось, мать композитора подала на развод.
  8. Когда в Австрии (см. интересные факты об Австрии) вспыхнули восстания, Штраус выступил на стороне протестующих. Как только бунт удалось подавить композитора арестовали, но по причине необыкновенного таланта скоро отпустили на свободу.
  9. Будучи на пике популярности Штраус гастролировал по разным городам России. Любопытно, что он был наиболее высокооплачиваемым композитором в стране. За один сезон он зарабатывал до 22 000 золотых рублей.
  10. Еще при жизни мужчина обладал огромным авторитетом, которого не удалось достичь почти никому ни до, ни после него. Его 70-летний юбилей отмечался на территории всей Европы.
  11. У Штрауса был собственный оркестр, который выступал в различных городах и исполнял исключительно его произведения. При этом, его отец делал все возможное, что сорвать концерты, либо делать их менее успешными.
  12. Интересен факт, что Иоганн Штраус не оставил после себя потомства.
  13. Когда к власти в Германии пришли нацисты они прибегли к фабрикации биографии композитора-еврея, поскольку не хотели отказываться от его творчества.
  14. Штраус решил разорвать соглашение с Россией, ради единственного тура по Америке.
  15. В американском городе Бостон Иоганн дирижировал оркестром, состоящим почти из 1000 музыкантов!

Это были самые интересные факты о Штраусе. Если вам понравилась данная статья, – поделитесь ею с друзьями. Если вы вообще любите интересные факты о великих людях, – подписывайтесь на веб-сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Противостояние отца и сына

Иоганн Штраус-сын появился на свет 25 октября 1825 года. Он родился в Вене в семье известного композитора Иоганна Штрауса-старшего и его первой жены — Анны. Отец вовсе не стремился к тому, чтобы сын пошёл по его стопам, и больше мечтал о том, чтобы он стал банкиром, и даже препятствовал занятиям сына по игре на скрипке. О таланте Штрауса-младшего свидетельствует то, что он написал свой первый вальс в шестилетнем возрасте. В годы учёбы юноша подрабатывал уроками фортепиано в семьях и отдавал свой заработок за обучение игры на скрипке.

По иронии судьбы все сыновья Иоганна Штрауса-старшего стали музыкантами.

Иоганн Штраус-сын смог всё же получить музыкальное образование благодаря своей матери, которой даже пришлось развестись позднее с его отцом. Только благодаря её поддержке Штраус-младший смог сосредоточиться на музыкальной карьере. В 19 лет он собрал небольшой оркестр и получил разрешение на выступления в венском магистрате, что разозлило его отца. Между ним и сыном возникло противостояние, которое закончилось только со смертью первого.

Штраус-старший, пользуясь своими связями, препятствовал продвижению сына на больших площадках: 

  • заносил в чёрный список те заведения, где тот выступал;
  • не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей территорией.

Поэтому на долю Штрауса II оставались выступления в кафе и казино. 15 октября 1844 года состоялся его дебют в качестве дирижёра в казино Доммайера, в пригороде Вены. В наше время там находится кафе. 

Афиша первого выступления И. Штрауса-мл.Источник фото

Когда Штраус-старший скончался, сын сыграл на его могиле «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа», а также издал за свой счёт полное собрание отцовских сочинений.

После смерти Штрауса-старшего отцовский оркестр присоединился к музыкантам его сына, и начались их совместные гастроли по Европе. С 1852 года Штраус стал официальным придворным композитором. Его оркестр выступал при дворе нового императора, а самого композитора начали называть «королём вальса». Произведение «Голубой Дунай» стало неофициальным гимном Австрии.

С 1856 по 1861 год Штраус каждое лето выезжал с оркестром в Россию, поскольку его пригласили на должность постоянного дирижёра при Павловском вокзале в городе Павловске.

Иоганн Штраус, 1879 г.Источник фото

Душевные раны

Пока композитор бывал в России, на родине его оркестром руководил брат Йозеф. Каждый год все с нетерпением ждали приезда самого «короля вальсов». Да и маэстро нравилось бывать в нашей стране. К тому же она связывала не только его творческую натуру, но и трепетное сердце. Он был глубоко влюблен в Ольгу Смирнитскую. Пара надеялась на совместное будущее. Но родители девушки, к сожалению, были категорически против. И когда Штраус попросил руки их дочери, получил резкий отказ. Маэстро сильно переживал.

Со временем его душевную рану смогла залечить девушка, которую звали Генриетта Халупецкая, которая в последующем стала ему непросто женой, а музой. Брак принес ему счастье, взаимопонимание и огромную поддержку.

В 1960-х годах он создал свои самые грандиозные и полюбившиеся публике на века произведения:

  • «Сказки Венского леса»;
  • «Прощание с Петербургом»;
  • «На прекрасном голубом Дунае».

В биографии Штрауса есть один интересный факт. Ради поездки в США (где была возможность руководить оркестром, состав которого насчитывал более 1000 человек) «король» разорвал контракт на очередной летний концерт в России. Он больше не хотел быть придворным дирижером и передал свой пост в руки брата Эдуарда.

Маэстро жил в роскоши и входил в высшее общество Вены. Современники признали его величие и неповторимое творчество. В 1870-х Иоганн серьезно задумался о создании оперетт. Он начал работу над опереттой «Индиго и сорок разбойников». Конечно, композитора посещали сомнения, но поддержка Генриетты придавала ему уверенности. Публика высоко оценила его первую постановку.

Штраус продолжил творить в этом направлении, и вскоре он создал популярную и сегодня оперетту «Летучая мышь». Иоганн преодолел новую ступень славы, но в душе не покидало чувство, что муза может его скоро покинуть. Так и произошло. Через несколько лет умерла его жена. Маэстро глубоко переживал потерю, это на определенное время выбило его из колеи, но, что интересно, вскоре он снова женился.

Написание оперетт стало для него обычным делом. Он начал работать над оперой. В силу возраста (на тот момент ему было уже более 60 лет) и по беспокойству друзей Иоганн понял, что этот жанр ему осилить будет очень тяжело. После смерти Генриетты композитор перестал быть таким воодушевленным и уверенным. Штраус решил написать очередную оперетту «Венская кровь», постановка которой оказалась полным провалом. Все его мечты потерпели крушение, что окончательно подорвало веру в собственные силы. Он перестал писать и появляться на публике.

https://youtube.com/watch?v=nyCtkR2HVLA

Личная жизнь

Долгое время Штраус был влюблен в Ольгу Смирнитскую. Но родители девушки ответили отказом на его сватовство. В 1862 году, после того, как Ольга вышла замуж, Штраус женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая была старше его на 7 лет и имела 7 внебрачных детей. Но, несмотря на ее скандальную репутацию, она стала верной женой, и брак, в целом, был удачен.

В 1878 году Халупецкая умерла и Штраус женился на немецкой певице Анжелике Дитрих, но быстро развёлся и сочетался браком с молодой немецкой вдовой Адели Дойч, ради которой поменял веру и гражданство.

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Всего Штраус написал около 500 произведений. Причем, он писал не только вальсы и оперетты, но еще и музыку к балетам и совершенные оперы.
  • Дед Штрауса был евреем, принявшим католичество. В нацистской Германии попытались представить Штрауса истинно немецким композитором, скрыв его еврейские корни.
  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Нелегкая судьба музыканта

С детства Штраус вынужден был бороться за свое право быть композитором

Можно было бы сказать, что Иоганну Штраусу повезло: он родился в семье знаменитого композитора. С юных лет Иоганна окружала музыкальная атмосфера, звуки скрипок и фортепьянных клавиш, нотные листы и выкладки талантливых композиций его отца.

Однако, Иоганн Штраус-отец был человеком непростым: по неясным причинам он запрещал своим детям заниматься музыкой. Увидев музыкальный инструмент в руках сына-Иоганна или кого-то из его братьев, Штраус-старший немедленно отбирал его и яростно отчитывал чадо за неподобающее занятие.

Всем детям известного в Европе композитора «грозили» скучные профессии банкиров, юристов, финансистов. Но Иоганн стремился к музыке и благодаря поддержке своей матери Анны Штраус он сначала получил возможность заниматься дома, а потом и шанс учиться тайком от отца у опытных учителей, весьма довольных талантом юноши.

Родился Иоганн Штраус в Вене 25 октября 1825 года, музыке долгое время учился тайком от отца, а по достижении определенного возраста поступил из-за требований Штрауса-старшего в коммерческое училище. По вечерам Иоганна заставляли работать с финансовыми отчетами, но он все же находил время на учебу.

К 1844 году Иоганн Штраус-сын сумел закончить свое музыкальное образование, его наставниками были опытные и талантливые педагоги Вены, не побоявшиеся гнева Штрауса-старшего, имевшего влияние в музыкальных кругах города и страны.

Благодаря помощи матери, ради будущего сына сумевшей развестись со своим неверным мужем, Иоганн Штраус (сын) получил возможность собрать оркестр и выступать как в Вене, так и в других городах Австрии. Несмотря на недовольство и даже явные попытки вмешаться в судьбу сына, очень скоро Штраус становится в музыкальном мире величиной не меньшей, чем Штраус-старший.

Старания, постоянная учеба, готовность встречать трудности грудью, талант и упорство очень скоро позволили Штраусу-сыну превзойти Штрауса-отца. К 1848 году Иоганн, как и его отец, был назначен капельмейстером, но вскоре разразилась революция. Отец и сын вновь оказались по разные стороны баррикад. По завершении мятежа «бунтовщика» Штрауса-младшего, проникшегося революционными идеями, отдали под суд, но он был оправдан.

Штраус остался в памяти потомков как вдохновенный музыкант

Иоганн Штраус прожил долгую, полную опасностей и приключений, труда во славу музыке и драматических поворотов жизнь. Он долгое время жил в России, был влюблен в русскую Ольгу Смиртинскую в течение пяти лет, пока выступал с концертами при Павловском вокзале в Санкт-Петербурге. Ольга на всю жизнь запомнилась Штраусу, но женой его так и не стала.

У Иоганна Штрауса после влюбленности в Смиртинскую нашлись и иные объекты воздыхания: он трижды был женат, один раз счастливо, второй раз уже на склоне лет быстротечно и не слишком успешно и в третий раз очень благополучно, но недолго.

За свою жизнь Иоганн Штраус написал 168 вальсов и массу других танцевальных музыкальных произведений: польки, мазурки, кадрили, марши. Почти вся музыка Штрауса была тонко и органично связана с танцем.

Под конец жизни он увлекся опереттой – сферой искусства, которую считали не слишком значительной в мире высокой музыкальной классики. Штраус сумел успешно опровергнуть это мнение, создавая работы, ставшие классикой оперетты.

На склоне лет Штраус даже попытался написать музыку для балета, но не успел ее закончить. Своих детей, несмотря на три брака и очень долгую жизнь, у Иоганна Штрауса не было, однако, многие свои успешные произведения он посвятил именно детям.

Сын своего отца. Жены Иоганна Штрауса-младшего

Отец Иоганна Штрауса был знаменитым музыкантом, признанным австрийским композитором, неплохо зарабатывал, но при этом демонстративно жил на две семьи и запрещал своим детям заниматься музыкой из страха, что они превзойдут его на профессиональном поприще. Вдобавок отец лишил своих законных детей наследства, завещав все детям от любовницы. История об этом здесь

Вот в такой обстановке и рос маленький Иоганн Штраус. Впереди его ждала яркая и интересная жизнь. Но тогда он об этом не знал и в его детской душе росла ненависть к отцу. Ребенок мечтал стать знаменитым композитором и писать вальсы лучше своего родителя. А дальше его мечты рисовали ему картину, как отца увольняют из имперского придворного оркестра, а на это место назначают его — Иоганна Штрауса-младшего.

То ли обида на отца была так велика, то ли талант юного Штрауса развивался с такой силой, но через несколько лет, правда уже после смерти отца, он действительно стал известным дирижером и композитором.

Его профессиональная деятельность была очень бурной. Он много работал, сочинял, давал концерты, гастролировал по миру.

Личная жизнь Штрауса тоже была не менее насыщенной. В молодом возрасте у него было много романов, серьезных и не очень. В Вене, конечно, сплетничали о нем, но никого эти похождения особо не удивляли, ведь он был сыном своего отца!

А вот своей первой женитьбой (в 37 лет) Штраус действительно очень удивил венский высший свет. Город был потрясен его выбором!

Его избранницей стала некая Генриетта Трефц, оперная певица, правда, уже бывшая. Она была старше Штрауса на 10 лет и имела семерых(!) детей от разных(!) мужчин. Она время от времени жила на содержании у разных богатых людей.

Выйдя замуж за Иоганна, она каким-то образом распределила детей между любовниками и стала ему и матерью, и защитником, и импресарио, и нянькой. Вся их семейная жизнь была построена только исходя из желаний и прихотей мужа. Он стал ее восьмым, любимым дитятей.

Они прожили вместе 16 лет и однажды Генриетта получила письмо от одного из своих брошенных сыновей, прочитав которое, умерла. Надо сказать, что сын этот был шалопаем, постоянно требовавшим у матери денег, не гнушаясь даже угрозами. После одного из таких писем с угрозами она и скончалась.

Штраус тяжело переживал смерть Генриетты. Но каково же было изумление окружающих, когда спустя всего-навсего месяц Иоганн снова женился! Его избранницей стала опять актриса, только уже не бывшая, а очень даже настоящая — молодая, эффектная, красивая, но — бездарная.

Стареющий композитор буквально сгорал от страсти к ней, не замечая недостатков своей любимой Анжелики. Но ему помогла раскрыть глаза сестра, которая приехала к Штраусу однажды, когда Анжелики не было дома. В простых, непритязательных выражениях, как было принято между братом и сестрой, она поведала о том, где и с кем прелестная Анжелика проводит дни и ночи. Молодая жена изменяла Штраусу с его другом, директором театра, где композитор ставил свои оперетты. Ситуация опереточная, но для самолюбия автора довольно болезненная. Штраус был вне себя от гнева! После этого Анжелика перестала обременять сердце и кошелек композитора.

Недолго думая, Штраус женился в третий раз на Адель Штраус (женщине даже не пришлось менять фамилию). Этот брак оказался самым спокойным и счастливым. А о счастливых браках, как вы понимаете, и писать нечего!

В отличии от своего отца, давшего жизнь 12 детям, Иоганн Штраус-младший ни в одном браке детей не нажил.

Умер Штраус в 1899 году от воспаления легких. Его хоронила вся Вена. Мечта, которую он лелеял с детства, сгорая ненавистью к собственному отцу, сбылась: именно он, а не его отец, стал Королем вальсов!

За свою бурную жизнь Иоганн Штраус создал огромное количество произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 16 оперетт, комическую оперу и балет.

Штраусовские мелодии популярны, узнаваемы и с легкостью перешагивают через границы, сквозь время и стили, сохраняя молодость, хотя и не претендуют на философский размах. В 19 веке подобная музыка считалась легкой. Поэтому можно сказать, что перед нами «попса» 19 века.

Перемены в жизни

Несмотря на то, где приходилось выступать Иоганну-младшему, он завоевывал большую популярность. На своих концертах он начал собирать аншлаги. Отличительной чертой маэстро было исполнение собственных произведений. В своих вальсах, польках, маршах, кадрилях он использовал народные ритмы, что придавало его музыке некий патриотизм.

Позже он стал включать в свои произведения музыкальные средства выразительности других национальных культур, в основном венгерской и славянской:

  • «Славянское попурри»;
  • «Сербская кадриль»;
  • «Чешская полька» и многие другие произведения.

После революции в 1848 году публика постепенно стала отворачиваться от Иоганна-старшего. Это губительно повлияло на его здоровье, и в 1848 году он умер. Начались глобальные перемены в жизни будущего «короля вальсов».

В память об отце он сочинил вальс «Эолова арфа» и за свой счет издал полное собрание его сочинений. Прославленный оркестр перешел в руки Иоганна, но без титула «придворного капельмейстера» из-за его революционных взглядов. Этот пост Штраус — младший занимал до 1871 г. В середине 1850-х. к маэстро с предложением концертных выступлений обратились представители Российской железнодорожной компании. Композитор согласился, и уже лето 1856 г. он триумфально провел в России, выступая для членов императорской семьи и всей русской публики. Летние российские концерты Иоганна вошли в традицию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: