Двадцать лет назад. Другой «Феллини» в другом жанре
В одном из неснятых фильмов Федерико Феллини…
Возможно, не все знают, а некоторые не помнят. Ровно двадцать лет назад была совсем другая песня, в совершенно ином жанре, но она тоже называлась «Феллини». И исполнял её тоже дуэт, двух групп — «Сплин» и «Би-2».
Изначально это была песня группы «Сплин», вошедшая в альбом «25 кадр» (2001). Написал её Александр Васильев, бессменный автор и фронтмен «Сплинов». Точнее, переделал свою старую песню «Мы чужие здесь» (от неё остались строчки про «письмо в чужом конверте»). В том же 2001 году они записали совместную с «Би-2» версию песни и сняли на неё клип. В нём Васильев и Лёва Би-2 сражаются друг с другом в боксёрском поединке. Причём Васильев поёт голосом Лёвы, а Лёва — голосом Васильева.
После этого обе группы отправились в совместный гастрольный тур, который получил название «Fellini Tour». Так же назывался и концертный альбом, записанный на одном из концертов тура.
Шура Би-2, Александр Васильев («Сплин»), Лёва Би-2. Ещё такие молодые…
В ПУТИ. Музыка Ю. Левитина
Как шапку, облако надень,
Дорогу солнцем освети.
Пусть каждый новый добрый день
Нас застает с тобой в пути.
ПРИПЕВ:А путь далек, далек, далек,
Так здравствуй, солнечный денек!
Со мною ты, моя любовь,
А путь далек, далек!
Так здравствуй, солнце и мороз.
Навстречу ветру я бегу.
И я люблю тебя до слез,
Тебя, рябина на снегу.
ПРИПЕВ
Зари затеплился костер
И разгорелся на ветру.
Я за грядою дальних гор
Алмазы снежные беру.
ПРИПЕВ
Погода сменится в пути,
Но в сердце есть закон такой —
Пусть будут грозы и дожди,
Мы не изменимся с тобой.
ПРИПЕВ:А путь далек, далек, далек,
Так здравствуй, солнечный денек!
Со мною ты, моя любовь,
А путь далек, далек!
Меню сайта
1 Мая (Демонстрация трудящихся) 7 Дней 9 студия 12 этаж 50 х 50600 секунд 90 минут (Доброе утро) А ну-ка, девушки! А ну-ка парни! АБВГДейка АвтографАдрес песен молодость Академия детских наук Алло, мы ищем таланты Английский язык Аншлаг Антология советской песни Арена Артлото Аукцион Бенефис Брейн-ринг БудильникБудка гласности Больше хороших товаров В. И. Ленин. Страницы жизни В гостях у сказки В мире животных В объективе-животные В субботу вечеромВесёлые нотки Весёлые ребята Вечер Весёлых Вопросов (ВВВ) Взгляд Вокруг смехаВремя Все клоуны Встреча в концертной студии «Останкино» Выставка Буратино Годы, поколения, песни Голубой огонёк Города Советского Союза Давайте познакомимся. Телекурс русского языка Декабрьские вечера Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас! Державы вечная любовь Детский час Джазовая панорама ДИПП (Детский видеоканал) До 16 и старшеДо и после полуночи Ералаш За рубежом Звуковая дорожка МК Здоровье Зеленая лампа Зима и весна сорок пятого Игра в детектив Играй гармонь любимая! Институт человека Кабачок 13 стульев Камера смотрит в мир КинопанорамаКВН Когда поют солдаты (Виктория) Клуб путешественников Контакт Контрольная для взрослых Кружатся диски Ленинский университет миллионов Лестница Якоба Литературные чтения Любовь с первого взгляда Марафон-15 Мастера искусств Матадор Международная панорама Мелодии и ритмы зарубежной эстрады Минута молчания Мир и молодёжь Мир встречает Новый год Музыкальный киоскМузыкальный лифтМузыкальный рингМузыка телеэкранаМуз Обоз Мы строим БАМ Наш сад Наша биография Новогодний аттракцион Оба-На! Олимпиада 80От всей души Отчего и почему? Очевидное невероятное Парады Победы (Юбилейные) Педагогика для всех Песня года Песня далекая и близкая Песня остается с человеком Пестрый котел (ГДР) Пионерия (киножурнал) По вашему письму По следам великих открытий Победители (Клуб фронтовых друзей) Под знаком Пи Пресс-клуб Приключения медвежонка Ниды Программа «А» Прожектор перестройкиПрограмма передач Программа мультфильмов Путешествие к Чехову Пятое колесо Радуга (Международный фестиваль телевизионных программ о народном творчестве) Ребята с нашего двора Ритмическая гимнастикаСегодня в мире Сельский час Слово Андроникова Служу Советскому СоюзуСоветский воин Содружество СССР-КАНАДА 72 Споемте, друзья Спокойной ночи, малыши! Спортлото Страницы советского искусства Страницы Сталинградской битвы Ступень к Парнасу Счастливый случай Твои Ордена Комсомол Творчество народов мира Театральные встречи Телевизионное знакомство Телекурьер Телемост СССР-США Товарищ песня У театральной афиши Умелые руки Утренняя гимнастика Утренняя звездаУтренняя почтаФитильФутбольное обозрение Хочу всё знатьЧеловек. Земля. Вселенная Человек и закон ЧМ 1986 Четыре встречи с Владимиром Высоцким Что? Где? Когда? Чуден град Москов Чудесная лесенка Шахматная школа Шире круг Это Вы МожетеЭтот фантастический мир Я сама KultnachtMusikladen Ki mit tud?
СУДЬБА МОРЯКА. Музыка Б. Терентьева
Обещая далекое плаванье,
Обрубаются чалки гудком.
Остаешься, любовь моя давняя,
Там, где галька шумит под окном.
ПРИПЕВ:Мы прощаемся долго и надолго,
Дни потянутся, словно века…
Мы прощаемся долго и надолго —
Уж такая судьба моряка.
Ты уходишь по горной тропиночке
От причала домой на крыльцо,
Мнешь губами тревожно травиночку,
Ветер брызги бросает в лицо.
ПРИПЕВ
Расставанием мы не развенчаны,
Дом родимый все помнится нам.
И, быть может, поэтому женщины
Беспредельно верны морякам.
ПРИПЕВ:
Мы прощаемся долго и надолго,
Дни потянутся, словно века…
Мы прощаемся долго и надолго —
Уж такая судьба моряка.
70-е: «Как прекрасен этот мир»
В 70-е курс на эстраду и лирику продолжился. Среди популярных композиторов тех лет, оставивших след в истории советской музыки, стоит назвать имена М. Таривердиева, Д. Тухманова, М. Танича, В. Шаинского и многих других. Интересным подходом отличался Таривердиев: его песни, известные и по сей день, сочетали эстрадную музыку и советскую поэзию, – например, «Мне нравится» на стихи М. Цветаевой, «Со мною что-то происходит» и «Ты уходишь, как поезд» на стихи Евтушенко.
Другого яркого автора тех лет отличал особый подход к аранжировкам. Песни Д. Тухманова представляли своего рода «сплав» танцевального стиля и классической лиричной песни. Он был первым композитором, создавшим песни, предназначенные исключительно для воспроизведения в записи. Высокое признание получили такие композиции, как «Олимпиада-80», «Как прекрасен этот мир», «Вечная весна».
В 70-е возрос интерес и к вокально-инструментальным ансамблям, которые начали формироваться в конце 60-х. Репертуар «ВИА», с одной стороны, был написан профессиональными композиторами и поэтами, с другой – значительно отличался от классической эстрады тех лет и был явно ориентирован на молодежь. Несмотря на то, что в своём творчестве ВИА ориентировались на популярные на западе рок-группы, все композиции проходили строгий отбор на художественном совете. Советские ВИА, безусловно, отличались от западных рок-групп: когда за рубежом главным был продюсер, деятельность советских ВИА регулировал художественный руководитель. Участники музыкального состава часто менялись, но неизменно оставались профессиональными музыкантами. К популярным ансамблям тех лет можно причислить ВИА «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Синяя птица», «Цветы», «Земляне» и ещё десяток команд со схожими названиями и внешним видом. Классическими композициями тех лет стали песни, написанные в соавторстве со знаменитыми композиторами, например, «Не повторяется такое никогда» Туликова и «Увезу тебя я в тундру» Фрадкина, получившие широкую известность в исполнении ансамбля «Самоцветы». Музыка в исполнении всевозможных ВИА была разнообразна: от фолка и народных песен до диско, рок-музыки и новой волны.
https://youtube.com/watch?v=lKUsZxXpUN4
Отдельным жанром, завоевавшим популярность среди соотечественников, стало то, что сейчас мы называем «саундтреком». Главные темы из популярных кинолент – например, «Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака, «Со мною что-то происходит» на стихи Евтушенко, «По улице моей» Б. Ахмадулиной из «Иронии судьбы» всё того же Таривердиева или «У природы нет плохой погоды» Петрова в «Служебном романе» – становятся у всех на слуху и плотно входят в повседневную жизнь. Впрочем, тенденция на музыкальное сопровождение кинолент, создающее практически второй план для основного сюжета, сохранилась и в начале 1980-х годов.
Главные песни: М. Таривердиев – «Со мною что-то происходит», «Мне нравится», ВИА «Самоцветы» – «Увезу тебя в тундру», «Мой адрес — Советский Союз», В. Шаинский – «Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Идет солдат по городу», А. Пахмутова – «Как молоды мы были».
Имена: А. Пахмутова, М. Таривердиев, М. Танич, В. Шаинский, Д. Тухманов.
90-е: «Там, только там»
С распадом Советского союза исчез и идеологический налёт в лирике, и государственная цензура. Еще недавно запрещенный русский рок набирает популярность, появляются новые группы и жанры. Исполнители российской эстрады обращаются к новому для себя жанру поп-музыки. Популярными в эти годы становятся авторы песен, мгновенно ставших хитами: Игорь Николаев, Наташа Королёва, группа «На-На», Таня Буланова, Леонид Агутин, Олег Газманов, Валерий Меладзе, Дмитрий Маликов и прочие. Выступления теперь сопровождаются подтанцовкой, костюмы исполнителей носят более откровенный характер. Песни про общество, популярные в эпоху расцвета ВИА, сменились любовной лирикой, на смену сложным композициям пришли веселые незамысловатые мелодии.
https://youtube.com/watch?v=KRuPhmJ33-E
Гёрл – и бойз-бенды шагают по стране, выступления превращаются в шоу, яркие наряды становятся откровенными. Именно в 90-е появились «Блестящие», «Руки вверх», «На-На», «Иванушки International», «Гости из будущего» – коллективы, заслуживающие звания классики русской поп-музыки.
Альтернативная сцена больше не носила протестный характер, но никуда не исчезла. Её представители, держали, как и раньше, курс на Запад, но теперь вместо слепого копирования зарубежных мелодий и текстов они лишь придерживались мировых тенденций в музыке. На сцене появляются новые имена, которые впоследствии станут знаковыми для всей индустрии. Примером тому служит «Мумий тролль» – основанная еще в 1983 году группа, выстрелившая в 1997 году с дебютным альбомом «Морская». Новая альтернативная сцена ушла от «русского рока» к поп-року.
В 90-е в России появляется и новый, ранее неизвестный жанр – «хип-хоп».
Первопроходцами можно назвать группу «Мальчишник» – их релиз «Секс без перерыва» 1991 года мгновенно завоевал скандальную известность. Откровенными текстами отличался и второй альбом команды. В 1994 году выходит новый хит – «Буду пАгибать мАлОдым» Мистера Малого, видеоклип на который успешно показывали в эфире телеканалов и радиостанций страны.
«Пипл хавает» – автором этого известного всем выражения также является один из известных хип-хоп исполнителей того времени – Богдан Титомир. Популярность жанра растет по мере распространения аудиокассет с записями, – в те годы на первый план выходят команд «Bad Balance», «White Hot Ice», «Михей и Джуманджи» и Дельфин.
Значительную роль в продвижении и распространении популярности артистов сыграли средства массовой информации, ранее закрытые для такого рода исполнителей. В России 90-е годы поистине можно считать музыкальным расцветом: появившийся в 1998 году канал MTV ежедневно транслировал передачи, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям, радиостанции «Maximum» и «Наше радио» открыли собственные фестивали, появились журналы, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям.
Имена: В. Меладзе, Б. Алибасов, И. Матвиенко, И. Лагутенко, «Мумий Тролль», «Блестящие», «На-На», «Иванушки International».
Главные песни: И. Николаев – «Дельфин и русалка», В. Меладзе – «Сэра», «Девушки из высшего общества», гр. «На-На»– «Фаина», гр.«Блестящие» – «Там, только там», гр. «Гости из будущего» – «Зима», гр. «Иванушки International» – «Тучи»гр. «Мумий Тролль» – «Владивосток 2000», «Утекай».
Итак, мы проследили путь отечественной музыки от советских времен до современного времени. Советская эстрада за это время сменилась российской поп-музыкой, а «квартирный» рок превратился в полноценную альтернативную сцену. Но что же дальше? Что изменилось с приходом нового тысячелетия и «поколения нулевых»? Узнаем совсем скоро.
ПЛАНЕТА ЦЕЛИНА. Музыка О. Фельцмана
Утро!
Утро начинается с рассвета!
Здравствуй,
Здравствуй, необъятная страна!
У студентов есть своя планета,
Это… это… это — целина!
Солнышко летит на самолете,
И стучат по рельсам поезда.
Руки наши тянутся к работе,
И мелькают в окнах города.
Утро!
Утро начинается с рассвета.
Здравствуй,
Здравствуй, необъятная страна!
У студентов есть своя планета,
Это… это… это — целина!
Ты возьми с собой в дорогу книгу —
Самый основательный багаж.
И шагай, студент, науку двигай,
Набирай смелей рабочий стаж.
Утро!
Утро начинается с рассвета.
Здравствуй,
Здравствуй, необъятная страна!
У студентов есть своя планета,
Это… это… это — целина!
В песенке студенческой поется —
И звучит она на всю страну—
Нам поднять еще не раз придется
Новых дел большую целину.
Утро!
Утро начинается с рассвета.
Здравствуй,
Здравствуй, необъятная страна!
У студентов есть своя планета,
Это… это… это — целина!
Песня «Весёлое звено». История создания. Ноты
Песня «Прощание». История создания. Ноты. Видео
Евгений Долматовский. Биография. Песни. Творчество
НИКОМУ НЕ ПОДЧИНЯЮСЬ. Музыка М. Ваняна
Просыпаюсь в воскресенье,
Еду я,куда хочу.
День хороший, день весенний,
И пою я и молчу.
От работы отвлекаюсь
И встречаю день весны.
Никому не подчиняюсь,
Кроме собственной жены.
Да еще, когда дочурка
Дует губы на меня,
С ней весь день играю в жмурки,
Превращаюсь я в коня.
Да еще, скажу, однако,
Подчиняюсь я вполне
На дорогах круглым знакам,
Что оруд развесил мне.
Приезжаем мы с гулянья,
В уголок сажусь один,—
Получаю вдруг заданье:
Сбегать срочно в магазин.
Нет, от рук я не отбился
И люблю жену свою.
Только раз один влюбился —
И теперь всю жизнь пою:
От работы отвлекаюсь
И встречаю день весны.
Никому не подчиняюсь,
Кроме собственной жены.
Песни политических преступников
На соседних нарах с отцеубийцами, маньяками и грабителями коротали дни враги самодержавия. С 1860-х годов их количество постоянно росло: народники, пропагандирующие антимонархические идеи среди крестьянства, отправлялись на Восток сотнями и тысячами.
Огромная волна политических ссыльных накрыла Сибирь после Первой русской революции. В начале 1908 года в сибирских каторжных тюрьмах находилось около восьми тысяч революционеров — безымянных рабочих, солдат и матросов.
Политические заимствовали у тюремной лирики внешние формы: описание тюрьмы, камер, арестантов и ужасных условий содержания. А внутрь помещали собственные переживания, создавая симбиоз тюремного фольклора и политической пропаганды:
Но чаще правки вносились в уже существующие каторжные произведения. Так, например, произошло с «Александровским централом». В одном из вариантов, записанном в 1906 году, появились такие строфы:
С ростом революционных настроений и усилением правительственных репрессий в начале XX века тюремная эстетика набирала популярность. Быт сибирских ссыльных — «мучеников» режима — стал модной темой для разговоров.
ВЫ СТИХИ ПОСВЯЩАЛИ КОГДА-НИБУДЬ ЖЕНАМ? Музыка А. Двоскина
За любимых невест поднимали мы тосты,
И кричали мы «Горько!» и пили до дна.
После свадебной ночи расходятся гости,
И с тобой остается навеки жена.
ПРИПЕВ:А луна все молчит, не мешая влюбленным,
Словно ждет запоздалый ответ…
Вы стихи посвящали когда-нибудь женам?
Вы забыли? Не помните?
Кажется, нет!
А жена, как привычка — вторая натура.
И свиданий таинственных нет при луне.
И без спроса жены, целый вечер мы курим
Так, что эту луну и не видно в окне.
ПРИПЕВ
Эти мысли пришли как-то позднею ночью,
Вместе с листьями ветер уносит года,
Я возьму карандаш и бумаги листочек
Лучше поздно, наверное, чем никогда.
ПРИПЕВ:За окошком цветы все бегут по газонам,
И луны уплывающий свет.
Вы стихи посвящали когда-нибудь женам?
Вы забыли? Не помните?
Кажется, нет!
«Александровский централ»
Эту песню в 1880–1890-х годах написал неизвестный заключенный (а может, несколько) Александровской центральной каторжной тюрьмы, учрежденной в 70 километрах от Иркутска в 1873 году. Очень быстро она стала гимном Александровского централа, а затем разошлась по всей Сибири.
Тюремным песням свойственна та же особенность, что и народным крестьянским: они существовали только в устной традиции и постоянно видоизменялись. Из-за этого каждая каторжная песня имеет десятки вариаций.
«Александровский централ» не исключение. В одном из вариантов, записанном в 1912 году, вместо описания чистоты в камерах и перечисления преступлений рассказчик жалуется барину на жестокость надзирателей:
В другом лирический герой подробнее описывает собственный проступок, сожалея лишь о том, что попался:
Одна из версий песни «Александровский централ»
Еще одна классическая песня сибирских каторжан называется «Солнце всходит и заходит». Она сочинена неизвестно где и кем, предположительно, в 1880-х годах и исполняется на мотив «Александровского централа».
В начале XX века «Солнце всходит и заходит» попала на страницы пьесы Максима Горького «На дне» и, вслед за самим произведением, приобрела огромную популярность в народе и на каторге. В массовой культуре первая строчка песни стала визитной карточкой вообще всего тюремного — герой «Золотого теленка» Ильфа и Петрова Адам Козлевич, например, работал в тюремной газете «Солнце всходит и заходит».
Одна из версий песни «Солнце всходит и заходит» в исполнении Федора Шаляпина
«Бродяга и урядник»
Для императорской власти Сибирь, которую современники даже не ассоциировали с Россией, сама по себе была одной большой тюрьмой. «Сибирь, как известно, служит для России как бы вентилятором, в который выходит всё ненужное», — точно заметил томский корреспондент в конце XIX века.
Система надзора за ссыльными работала только на бумаге, большинство тюрем строились из дерева, конвойных и надзирателей вечно не хватало. Измученные однообразной работой, убивавшей не только физически, но и морально, заключенные пользовались неустроенностью каторги и сбегали. К концу позапрошлого столетия больше трети всех ссыльных числились «безвестно отсутствующими».
Беглецы пополняли ряды бродяг и возвращались к привычному ремеслу: грабили церкви, дома, убивали, а если не везло — просили милостыню. Скрываясь от полиции в холодной сибирской тайге, они грелись мыслями о скором возвращении домой и пели бродяжнические песни. Одной из них была известная в начале прошлого века «Бродяга и урядник». Ее исполняли по ролям, чтобы развлечься и ненадолго забыть о своей печальной участи.
«Бродягу и урядника» записал музыкант и фольклорист Вильгельм Гартевельд во время путешествия по Сибири в 1908 году. Неизвестно, кто и когда сочинил эту песню, но прожила она долго — в 1930-х «Бродяга» оставалась популярной среди читинских заключенных.
Возмутители спокойствия
Такие исполнители, как Дэвид Боуи, сами того не ведая, посеяли семена, из которых вскоре выросло новое движение в поп-музыке — панк-рок, появившийся в 1976 г.
Агрессивность и бунтарство нового стиля пришлись по душе безработной молодежи низших слоев общества. В этой музыке слышались нотки насилия, она должна была шокировать — как и выработанный ее поклонниками стиль одежды.
Группа Sex Pistols, созданная в 1976 г., уже через год стала чрезвычайно популярной. В число звезд панк-рока входили и такие американские коллективы, как The Cars, Blondie, Cheap Trick И The Ramones. Они выступали против консерватизма своей страны и установившихся в поп-музыке традиций. В США и Великобритании распространилось мнение, что создать панк-группу может кто угодно, в результате чего их количество стало расти с необычайной скоростью.
А Я ЛЮБЛЮ. Музыка В. Шаинского
Плащом прикрыла плечики,
Дожди идут везде…
А капли, как кузнечики,
Стрекочут по воде.
И я дождинку каждую
В ладонь ловлю, ловлю.
Ты зря не любишь дождика,
А я дожди люблю.
А я люблю,
А я люблю,
А я люблю, люблю, люблю!
Зима бывает снежная,
Трещит крутой мороз.
А ты, такая нежная,
В перчатку прячешь нос.
Летит на лыжах молодость,
Как будто во хмелю.
Ты зря не любишь холода,
А я мороз люблю,
А я люблю,
А я люблю,
А я люблю, люблю, люблю!
Такая ты красивая,
Как самый первый снег.
Наверно, ты счастливее
Снежинок этих всех.
Я только тем прославился —
Красу твою хвалю.
Тебе я не понравился,
А я тебя люблю.
А я люблю,
А я люблю,
А я люблю, люблю, люблю!
АВВА
Однако главный поп-феномен десятилетия появился лишь в середине 1970-х гг. Название этой группы АВВА, и будущего у нее, казалось, не было. Когда в 1974 г. эта команда победила на конкурсе «Евровидение» с песней Waterloo, никто и не предполагал, сколь колоссальная популярность ее ждет. Трудно было даже представить себе менее перспективный ансамбль.
Стихи их песен частенько «не дружили» с грамматикой английского языка, Однако огромное количество сочиненных этой группой запоминающихся мелодий и удивительно привлекательный сценический образ обеспечили четверке популярность на многие десятилетия.