«настанет год, россии черный год…»: пророческое стихотворение лермонтова, которое он написал в 16 лет

Анализ стихотворения Лермонтова «Предсказание»

Существует весьма распространенное мнение о том, что поэты могут предсказывать будущее. На этот счет даже есть целая научная теория, утверждающая, что дар ясновидения люди, наделенные литературными способностями, получают свыше именно для того, чтобы донести определенную информацию до своих соплеменников. Можно поддерживать либо опровергать эту теорию, однако факт остается фактом: в произведениях многих русских поэтов можно найти пророческие слова, которые касаются не только их судьбы, но и будущего целых государств.

К таким поэтам, несомненно, относится и Михаил Лермонтов, который знал о том, что ему суждено будет умереть молодым, понимал неизбежность этого и принимал сей факт, как должное. Однако удивительно другое: будучи 16-летним юношей, он сумел предвидеть, как сложится судьба его страны, и в 1830 году написал стихотворение «Предсказание» – мрачное, грозное и поражающее своей беспощадностью.

Сегодня можно уже с уверенностью говорить о том, что оно действительно оказалось пророческим, и автор с точностью до мелочей описал в нем события 1917 года. Историки и исследователи творчества Лермонтова часто спорят о том, что именно натолкнуло автора на мысль создать подобное произведение, и их мнения расходятся. Конечно, можно предположить, что толчком к созданию «Предсказания» послужило восстание декабристов. Но после его подавления в России наступил период жесткой реакции, когда любое вольнодумство пресекалось на корню. В это время царская власть была как никогда сильна, и утверждать, что скоро самодержавию придет конец, мог бы только глупец. Либо – человек, наделенный даром предвидения будущего, которым, судя по всему, и оказался Лермонтов.

С первых строчек стихотворения «Предсказание» становится ясно, что речь в нем идет об Октябрьской революции, до которой – без малого век. Тем не менее, Лермонтов с уверенностью утверждает: «Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет». Поддерживая в душе идеи декабристов, юный поэт, тем не менее, утверждает, что для России год революции будет черным. И далее развивает свою мысль, что «пища многих будет смерть и кровь». Эти строки рисуют в воображении картину всеобщего разрушения и хаоса, «когда детей, когда невинных жен низвергнутый не защитит закон». Если проводить параллель с 1917 годом, то становится очевидным – Лермонтов каким-то сверхъестественным образом смог не только увидеть будущее России, но и максимально точно передать его в своем стихотворении. Более того, в его «Пророчестве» содержатся шокирующая своим откровением фраза о том, что «чума от смрадных, мертвых тел начнет бродить среди печальных сел».

Если анализировать последующие строки этого произведения, то становится ясно, что автор не только очень точно описал предстоящую революцию, но и сумел создать словесный портрет ее идеолога Владимира Ленина. Он появляется на авансцене отнюдь не сразу после свержения царя, а спустя полгода после того, как власть переходит к временному правительству, а Россия действительно превращается в обескровленную и изможденную войной страну, где царят голод и эпидемии.

«В тот день явится мощный человек», – предрекает поэт. И далее описывает вождя мирового пролетариата, указывая, что «будет все ужасно, мрачно в нем, как плащ его с возвышенным челом».

Однако самое удивительное не то, что Лермонтову удалось так точно предсказать будущее России, а том, что это стихотворение после революции находилось под запретом – уж слишком точными оказались слова поэта, который вряд ли хотел бы, чтобы его родина заплатила за изменения общественного строя столь высокую цену.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Лермонтов. Ссылка на Кавказ

Первый раз Михаил Юрьевич был в ссылке на Кавказе всего несколько месяцев, благодаря его бабушке. Несмотря на то, что Лермонтов служил весьма недолго на Кавказе, он изменился нравственно. Основной темой его произведений был кавказский фольклор. И ему очень нравилась кавказская местность. Но здесь его почти не ценили и мало понимали. В нем были злость и горечь.

Возвращаясь в Петербургское общество, за Михаилом Лермонтовым начинают ухаживать любительницы знаменитостей. Поэт акцентирует образ, нравившийся ему еще в юности. На Северном Кавказе Лермонтов писал о том, что ему присуще. То, что он переживал и чувствовал. Это все отражалось в его произведениях.

Именно в ссылке на Кавказе, Лермонтов стремился к реальному творчеству. Все окружающее его, оказывало влияние.

Михаил Лермонтов: Предсказание

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож:
И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

написано в 1830 году

Коментарий к стихотворению:

Впервые опубликовано в 1862 г. в Берлине в книге «Стихотворения М. Ю. Лермонтова, не вошедшие в последнее издание его сочинений» (с. 19). В автографе рядом с заглавием — помета Лермонтова: «(Это мечта)».

Написано в связи с крестьянскими восстаниями в России в 1830 г., которые привели Лермонтова к мысли о неизбежности революции.

Мрачный колорит, в котором изображается стихийная народная революция, был характерен для романтической литературы, отражавшей позиции революционного дворянства.

Как и у Пушкина, тираноборческие идеи у Лермонтова влекли за собой представление о жестокости народного бунта, о кровавом пире свободы (ср. у Пушкина — «кровавая пелена», «буря мрачная» в стихотворении «Андрей Шенье», 1825; «свобода грозная», «мрачный ужас» в стихотворении «К вельможе», 1830, и др.).

Михаил Лермонтов посвящает особое произведение волновавшей его теме народного восстания (незаконченный роман о пугачевщине — «Вадим», 1833 — 1834).

«Черный год» — так называлось обычно в современной поэту литературе время пугачевского восстания.

Переезд в Санкт-Петербург

С лета 1832 года Лермонтов уже не числится студентом и оставляет стены университета. Причина ухода противоречива, среди объяснений — отсутствие интереса, споры с преподавателями московского университета. Лермонтов приезжает в СПб, решает поступать в университет. Но два года в Москве не давали право стать третьекурсником. Идти на первый курс он не захотел, поэтому зачисляется в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков.

Знатоки творчества отмечают, что за два года, проведённых в школе, он ничего грандиозного не создал. Человек, пристрастившийся к армейской атмосфере, не мог создавать гениальные плоды. Стихи Лермонтова рассказывали о забавах, пирушках, не очень нравственных мечтах. В них встречаются пошлые шутки, что очень веселит публику на юнкерских пирушках. Гвардия дала ему военную выправку, но курсы принесли вред: в первый год он был травмирован лошадью.

В 1834 году обучение закончилось. Из гвардейских подпрапорщиков он попал в гусары. Его ждала лейб-гвардия (гусарский полк) и прощание с юностью. Стать корнетом гусарского полка — мечта бабушки. 1835 год был для поэта дебютом в большом литературном мире. С той поры издание стихотворений уже было регулярным.

Гибель Александра Сергеевича явила талант Лермонтова: на пушкинском литературном небосклоне запылала новая лирическая звезда. Дуэль Пушкина с Дантесом стала толчком для славы. А стих «Смерть Поэта» послужил поводом для задержания, Михаил была арестован, потом состоялся суд. Лермонтову повезло, ему помог Жуковской и родственники. После ареста он был переведен в драгуны и отправлен в кавказскую ссылку. Она была короткой, хлопоты бабушки позволили получить менее опасную службу.

Анализируем стихотворение «Настанет год, России черный год…»

Обратите внимание, что речь в стихотворении явно идет о надвигающейся революции, которая состоится через 87 (!) Лет:

Лермонтов не указывает точную дату, но абсолютно реалистично описывает процесс, который будет полностью соответствовать действительности 1917 года. Ему это удается с помощью ярких эпитетов: «обратный закон», «черный год». Анализируя стихотворение, мы обнаруживаем, что это стих, как бы демонстрирующий непрерывность всех событий.

Еще один важный момент: работа вроде бы разделена на две части. В первой половине описываются события до появления некоего «сильного человека», во второй — автор обращается к читателю «ты». Это уникальная техника, при которой каждый чувствует себя получателем сообщения.

Переезд в Москву

После Минеральных Вод, где он лечился, бабушка привезла его в Москву. Его ждал университетский благородный пансион. Благодаря пансиону благородных особ он проявил себя в математике, рисовании, игре на инструментах. Но главное — у него привился вкус к литературе. 1830: московский пансион был преобразован в гимназию. Этот год был значимым: он провёл лето в поместье родственников Столыпиных, а в сентябре стал студентом Московского университета. Благодаря университетскому обучению и окружению Лермонтов окунулся во все прелести жизни. Михаил участвует в вечеринках, где выступали поэты. Он посещает балы и маскарады, его можно увидеть на светских кружках.

Жанр, направление и композиция

Стихотворение «Разлука» написано в жанре дружеского послания, к нему нередко обращался Александр Сергеевич в лицейский период своего творчества. Этот жанр пришел в русскую поэзию неслучайно, он имеет древние корни, которые начинаются еще в Античности.

Изначально жанр послания использовался для обращений по политическим вопросам, позже он трансформировался и стал использоваться для дружеских посланий. Его характерными чертами являются: обращение к конкретному лицу, свободная форма изложения мысли, имитация личного письма.

В последний период перед разлукой Пушкин чувствует необходимость использования именно этого стихотворного жанра.

Романтизм

является тем литературным направлением, в котором творил ранний Пушкин. Все порывы молодой души вылились в ранней лирике поэта. Не стало исключением и стихотворение «Разлука», которое также романтическое.

Дружеский шарж Пушкина на Кюхельбекера

Композиция стихотворения является трехчастной, что позволяет условно разделить его на три тематические части:

  1. Предчувствие близкой разлуки, тревога по этому поводу.
  2. Напутствия и пожелания другу на его дальнейшую жизнь.
  3. Финальная часть является клятвой верности лицейскому братству и своему другу в отдельности.

Первые юношеские увлечения Михаила Юрьевича Лермонтова

Шестнадцатилетний Лермонтов был не особо интересен для юных барышень, и на свои чувства он не получал того же в ответ.К его соседке, Вареньке Лопухиной, он питал глубокие чувства до конца жизни. Первые юношеские увлечения Михаила Юрьевича Лермонтова начались летом, 1830 года, когда он акцентировался на личности Байрона. Ему нравилась его поэзия. Он находил себя схожим с ним. Немного позже, поэт знакомится с Ивановой Натальей Федоровной. Для нее он посвящал стихи. От нее Лермонтов впервые почувствовал ответные чувства. Но, спустя немного времени, Иванова предпочла состоятельного соперника. Михаила Лермонтова терзали негативные чувства от измен и неверности. Он писал стихи о том, насколько мучительными для него были эти переживания. У Лермонтова было много противоречий. Он не мог определиться между любовью и поэзией. Одно другому создавало препятствия.

Композиция

Композиция простая, линейная.

Можно выделить экспозицию, в которой автор дает развернутое описание засыпающей природы. Уже поля убраны, листва с деревьев облетела, в мире наступает сонная тишина, свойственная зиме.

Завязка – опускающееся солнце. Читатель понимает, что наступает ночь.

Затем следует развитие действия, в котором автор описывает дорогу. Она уже спит и видит в своих грезах, что совсем-совсем скоро придет зима, укрывающая ее пушистым снегом.

Наконец, мы наблюдаем кульминацию и развязку: поэт рассказывает о том, что он видел сам, как месяц рыжим жеребенком запрягался в сани. А это значит, что ночь уже совсем опустилась на деревенские просторы, вся природа наконец-то уснула, и сон этот продлится до самой весны, когда тепло вновь разбудит все вокруг.

Средства художественной выразительности

Эпитеты

Для более точной передач, заложенных в стихотворении смыслов, автор использует средства художественной выразительности. Пушкин применяет очень яркие эпитеты для передачи своего душевного расположения, любви и привязанности к лицейским друзьям.

Мы встречаем такие эпитеты как «милый», «верный», «хранимый», «родимого»

, все они передают чувство глубокой нежности.

Метафоры

Для иносказательности Пушкин использует метафоры, это средство также помогает в передаче чувств, только делает это более ярко.

В стихотворении встречаются следующие метафоры: «в сени уединенья», «верный круг», «внимает наш пенат», «в огне ли смертной битвы»

. Метафоры иносказательно называют одно понятие при помощи другого.

Сравнения

Еще одним, используемым Пушкиным средством художественной выразительности, является сравнение. Скрытое сравнение используется при сопоставлении лицейских товарищей с братством, а сложившиеся доверительные отношения между ними сравниваются с «верным кругом»

Стихотворение «Разлука», написанное в предчувствии тяжелого расставания пронизано у Пушкина тревогой, волнением о будущем, причем не только своем, но прежде всего о будущем товарищей, которые стали для него уже братьями. Уже пробил час разлуки, и поэт это остро чувствует.

Прочитывается между строк и чувство ностальгии, охватившее поэта, когда он писал это стихотворение. Ведь именно ностальгия по прожитым в этих стенах годам совместно с товарищами по учебе и светлая печаль об этих уходящих годах и является толчком к созданию этого стихотворения.

Анализ стихотворения «Предсказание» Лермонтова

В 1830 г. по России прокатилась волна крестьянских волнений, усилившихся в связи с эпидемией холеры. Лермонтов откликнулся на эти события стихотворением «Предсказание». В автографе поэт сделал многозначительную приписку: «Это мечта».

В произведениях юношеского периода, а также в романе «Вадим», поэт признает за народом право на восстание. При этом он не разделяет энтузиазма крайних революционеров и представляет себе это восстание в самых суровых и страшных красках. Выражение «черный год» появилось в России еще во времена восстания Пугачева и стало применяться по отношению к масштабным крестьянским бунтам.

Лермонтов понимал, что насильственное свержение самодержавия, даже оправданное произволом власти, приведет к разгулу самых диких и темных сил. На смену пусть несправедливым, но твердо установленным законам, придет ярость толпы, жаждущей кровавой мести («пища многих будет смерть и кровь»). Поэт изображает ужасную картину абсолютного беззакония. Вместе с убийствами страну захлестнет волна болезней, вызванных разлагающимися телами, и голод.

Во второй части стихотворения Лермонтов изображает появление «мощного человека». Этот образ символизирует беспощадного лидера восстания, вооруженного «булатным ножом». Мрачный и суровый вожак, выдвинутый толпой, будет глух к мольбам и стонам. Он будет руководствоваться только собственными представлениями о справедливости. От личности этого человека будет напрямую зависеть, до каких пор будет бушевать народная стихия. В любом случае, понадобится много времени, пока в стране вновь не установится порядок и спокойствие.

Возвращаясь к авторской приписке, логично предположить, что Лермонтов действительно мечтал о таком развитии событий. Он видел, что законные способы хоть как-то ограничить самодержавие бесполезны. Если выхода нет, то чаша народного терпения все равно когда-нибудь будет переполнена.

«Предсказание» Лермонтова воплотилось в Октябрьской революции. Описание поэта бледнеет по сравнению с событиями 1917-1922 гг. В Гражданской войне, ставшей величайшим бедствием для России, трудно найти правых и виноватых. Людей, взявшихся за оружие во имя какой-то идеи, было меньшинство. Большая часть либо просто была вынуждена это сделать, чтобы сохранить свою жизнь, либо представляла собой «чернь», обрадованную возможностью беззаконных убийств, насилий и грабежей.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Предсказание»

Читаешь это стихотворение и понимаешь, насколько патриотичным был сей молодой поэт и насколько он оказался прав. Ведь много лет спустя, в грядущем веке случилось именно то, что он описал.

Произошла смена власти. И люди, которые привыкли годами и веками верить в батюшку-царя, вдруг в короткое время забыли о нём. Забыли и о вере в Бога. Забыли, для чего сами-то предназначены. Так бешено увлеклись созданием своего государства, что забыли про землю, которая всегда кормила. Так начался голод. Беззакония начались с самого начала, в безвременье, когда ещё было чётко не понятно, чья власть в России. Стали убивать и грабить, отбирать и сажать в тюрьму без разбора.

А потом появился он. Правда не сразу, прячась за спинами своих товарищей в начале, а позже с мощным давлением на тех же товарищей, по их спинам и головам, он пройдётся до своего «трона». Он станет вождём, отодвинув от власти другого вождя. Им он станет надолго, почти тридцать лет.

И именно как у поэта, он будет смеяться над теми, кто будет просить о пощаде. Он будет смеяться над теми, кто при виде его каменел, а когда он изволил шутить – бледнели и даже падали в обморок. Это был действительно «мощный» человек, которого все увидели и поняли: выше его не прыгнуть! Не даст, задушит, засадит, предаст полному забвению. Это он умел!

Уж как смог предугадать Михаил Юрьевич такую участь для своей родины – неизвестно. Но ведь сбылось! Во времена поэта тоже жилось не совсем нормально. Крестьяне были пока ещё всё в той же кабале и зависели от барина.

Дворяне пытались протиснуться поближе к свите императора. А кто не сумел, тот проиграл и скатывался в нищету. Работать-то господа не умели, привыкли, что за них всё делает крепостные крестьяне. Но даже получив вольную, эти батраки даже не собирались покидать своих хозяев. И тогда все недоумевали: освободили и ведь не уходят, но тогда зачем?

К 1905 возникла первая вспышка недовольства рабочих и крестьян. Это был первый звонок императору и его приближённым – не всё в порядке в государстве российском.

В 1913 году Россия вышла в лидеры по экономике в мире, по основным показателям. Но и это не особо замечали всё тот же рабочий класс. А потом грянула первая мировая, а следом, через пару лет – революция. И вот тогда-то лермонтовское «Предсказание» напомнило о себе. Его читали в литературных кружках и все склонялись к тому, что предсказания поэта всё же сбудутся.

Ранние годы и Петербург

Если вы бывали в Москве — наверняка видели дом у площади Красных ворот: сейчас там стоит памятник. В этом доме 15 октября 1814г. и родился Михаил Лермонтов.

Матери его тогда было чуть более шестнадцати: хрупкая, музыкально одаренная, но очень болезненная, она умерла от чахотки в 21 год. Отец, кроме некоторой своей внешней привлекательности, чем-то особым не отличался. Слыл человеком легкомысленным, хотя и был потомком древнего шотландского рода Лермонтов. Впрочем, природа, как известно, часто имеет свойство отдыхать на потомках…

Занималась своим трехлетним внуком бабушка, Елизавета Арсеньева (до замужества Столыпина). Она стала самой известной бабушкой русской литературы: умная, деятельная, энергичная, но строгая и властная. При всём при этом — безмерно любящая своего внука и ставшая ему настоящей опорой в течение всей его недолгой жизни.

Рос Миша болезненным

Был он не особо привлекательным и довольно замкнутым ребенком.

Но, благодаря стараниям бабушки, мальчик получил блестящее образование, играл на нескольких музыкальных инструментах (флейте, фортепиано и скрипке), знал три иностранных языка, замечательно рисовал, играл в шахматы и увлекался математикой. Согласитесь, — серьезный багаж для ребенка. Когда ему было 11 лет, бабушка увезла внука на Кавказ, на воды.

Жанр, тема и идея

Социальное стихотворение, написанное в жанре гражданских текстов. Он поднял проблему русского общества и русского народа. Лермонтов не надеялся когда-нибудь его опубликовать. Он поделился своими мыслями с газетой. Тема стихотворения заложена в названии: предсказание о будущем России. И надо отметить, что Лермонтов не ошибся. В годы революции и гражданской войны закон не защищал ни женщин, ни детей. Страна пережила эпидемии, в ее жизни была и чума, и тиф, и голод.

Освобождение от реальной власти — это одновременно идея стихотворения и мечта поэта. Видимо отсюда приписка в скобках. Поэт верит, что в России появится могущественный человек, который освободит страну от царского гнета и выведет ее из феодального застоя.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Предсказание» №3

В 1830 году Михаил Юрьевич пишет стихотворение «Предсказание». Он как предсказатель будущего чувствовал, что настанут те времена, когда царская семья будет свергнута. Он верил, что придет человек, который навсегда изменит привычную жизнь. Лермонтов не мог сказать точно, когда это произойдет, но описываемые в стихотворении события произошли в 1917 году.

Это бунтарское стихотворение. В нем поэт показывает свой нрав и отношение к власти. Он описывает некоего мощного человека, в котором все ужасно и мрачно. В руке этого человека булатный нож и с его приходом жизнь изменится до неузнаваемости. Поэт поддерживал декабристов, но считал, что любое восстание, пусть и за правду, приведет народ к тяжелой жизни. Тот год станет для страны черным.

Бытует мнение, что Лермонтов в стихотворении описывал Владимира Ленина. Это он тот самый человек, который все изменит. Поэт предрекал, что страну накроет эпидемия болезней, люди будут умирать не только от болезней, но и от голода. До сих пор неизвестно, как Михаил Юрьевич смог так точно предсказать будущее, события, которые наступили почти спустя век, после написания стихотворения.

«Предсказание» написано пятистопным ямбом. Стихотворение написано одной строфой, как будто автор хотел показать неразрывность всех событий. Смешанная рифмовка еще больше нагнетает атмосферу, заставляя поверить в то, что поэт видел картину приближающегося будущего. Эпитеты и олицетворения подчеркивают мрачность атмосферы.

Средства выразительности

Зимний пейзаж создается помощи средств выразительности. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Преобладают в тексте эпитеты: «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты». Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают метафоры: «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик». Сравнения поэт не использует. Смешанные чувства лирического героя передаются при помощи антитезы, например, описывая песню ямщика, он говорит, что в ней чувствуется: «То разгулье удалое, то сердечная тоска».

Для того чтобы передать печаль героя А. С. Пушкин в трех катренах использует оборванные предложения.

Поэт поколения

В 1838—1840 поэт входит в «Кружок шестнадцати» — аристократическое общество молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников.

В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика «гармонической точности» в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не все принимают в его творчестве. Столь же «выборочно» принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял с ними личные связи, напечатал в «Москвитянине» (1841) балладу «Спор», но остался холоден к социально-философским основам их учения («Родина», 1841).

Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом «Отечественные записки».

Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также «Бэла», «Фаталист», «Тамань».

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество — предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839—1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов, тем не менее, был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтова с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: