Содержание:
Истории, которые мы передаем устно в течение длительного времениИзвестные как «легенды», они являются одним из самых богатых и важнейших культурных элементов во многих обществах.
Это потому, что они рассказывают нам о мировоззрении, ценностях, идеалах, страхах, интересах и смене поколений тех, кто интегрировал ту или иную культуру. По этой причине они представляют собой важный педагогический и историографический ресурс.
Не только это, но, поскольку это истории, которые разделяют разные поколения, они могут быть интересными и веселыми как для детей, так и для молодежи и взрослых. В этой статье вы найдете подборку из 10 коротких легенд которые являются частью разных культур, плюс краткое определение легенд по сравнению с мифами и баснями.
Статья по теме: «6 типов рассказчиков и как они используются в литературе»
Легенда о баннике
Банник-это мистическое существо из русского фольклора, домовой-который живет в бане. Ночью баня полностью принадлежит ему, если потревожить банника, то последствия могут быть самыми печальными. Баня всегда имела огромное значение для славянина, в нелегком климате, это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезни. Но в то же время, это было таинственное место, здесь человек смывал себя грязь и хворь, а значит оно само по себе становилась нечистым, и принадлежало не только человеку, но и потусторонним силам. Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух, это банник, особая порода домовых, не добрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившийся от веников. Верят, что банник всегда моется после всех, и только грязной водой, смытой с людских тел. После трех перемен, посетителей в бане, он начинает мыться, если кто-нибудь в это время пойдет париться в баню, то живым оттуда не выйдет. Существо его задушит, а людям покажет, что тот человек угорел или запарился. Это поверье, о четвёртой банной смене, было распространено на Руси повсеместно. Добиться расположение банника можно тем, что оставлять ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью
Банники любят внимание и заботу. Многие рассказывают, как проходя ночью мимо бани слышали, с каким озорством и усердием, кто-то плещется и при этом жужжит, словно разговаривает, но без слов
Один прохожий осмелился и закричал: «Прибавьте пару», и вдруг все затихло, а у него самого мороз пробежал по телу, и волосы встали дыбом. Банник старается быть невидимым, хотя некоторые уверяют, что видели его и что он старик. Недаром же они прожили на белом свете, и в русском мире, такое неисчислимое количество лет.
Румпельштильцхен
Злой карлик Румпельштильцхен плетёт для юной девушки золотые нити из соломы, чтобы она могла избежать казни. За свою помощь он требует отдать ему будущего первенца. Девушка соглашается – но, когда время расплаты приходит, она, естественно, не может этого сделать. И тогда карлик обещает, что освободит её от обязательства, если она угадает его имя. Подслушав песенку, в которой карлик напевал своё имя, молодая мать избавляется от необходимости уплачивать страшный долг. Посрамлённый Румпельштильцхен убегает прочь, и этим всё заканчивается.
Но есть и другой вариант Румпельштильцхен от злости так топает ногой, что его правая ступня погружается глубоко в землю. Пытаясь выбраться, карлик разрывает себя пополам.
Никсы
Люди привыкли изображать лошадей на картинках как благородных, красивых животных. Но в Исландии верят, что на морском или озёрном берегу можно повстречать серую лошадь с повёрнутыми в обратную сторону копытами – никса. Согласно легенде никсы являются водяными монстрами, лишь изредка появляющимися возле воды только чтобы заманить бедолагу на дно. У этих существ липкая кожа, и стоит только очарованному их видом человеку оседлать такую лошадь, как он уже не сможет с неё соскочить, и никс скроется с ним под водой. Поэтому, завидев никса, нужно выкрикнуть его имя, тогда он, не причинив вреда, скроется в пучине.
Истории о приведениях, Англия
Не так давно, жуткие истории о привидениях были традицией Сочельников. В викторианской Англии, Рождество и призраки были также неразрывно связаны как чай и булочки. Возможно, самым лучшим примером этого служит «Рождественская песнь в прозе» Чарльза Диккенса. Не случайно, что к главному герою сказки наведались четверо потусторонних духов, ведь в прошлые века, Рождество всегда было связано с чем-то сверхъестественным. Считалось, что барьер между миром живых и миром мертвых становился тоньше в канун Рождества, что позволяло призракам проникнуть в живой мир, по крайней мере, на одну ночь.
Легенда о «Те-Хокиои»
Маори, коренные жители Новой Зеландии, столетиями верили в легенду о «Те-Хокиои» — гигантской чёрно-белой птице с красным гребнем и огромным клювом, которая похищала младенцев. Исследователи считали её типичным мифом.
Но позже были обнаружены доказательства существования этой крупной птицы. Ей был орёл Хааста, весивший от 10 до 14 килограммов и имевший размах крыльев до 2,6 метра. Основой питания хищников были моа — вымершие птицы, похожие на страусов.
Эти орлы могли легко схватить жертву весом более 15 килограммов, а их мощные когти были способны проткнуть тазобедренные кости. Эта птица действительно могла без особого труда схватить младенца, если поблизости не было более привычной пищи.
Учёные предполагают, что орёл Хааста вымер после исчезновения моа, примерно в 15 веке, но некоторых представителей этого вида замечали даже в 19 веке.
Писадейра
Бразильцы пугают друг друга страшной Писадейрой – женщиной, приходящей к тем мужчинам, которые либо боятся, либо легли после плотного ужина на спину, поскольку в этом состоянии у них нет шансов вырваться из её рук.
Писадейру описывают как худое, костлявое существо с короткими ногами, крючковатым носом, грязными длинными космами, тонкими губами, красноватыми глазами и острыми зеленоватыми зубами. Её пальцы заканчиваются жёлтыми широкими ногтями. Особенно пугающим является её глумливое хихиканье и злобный смех. Если кто-то слышит этот смех посреди ночи, то, значит, что к нему скоро придёт Писадейра. Затем она начинает мучить свою жертву, пока та от страха не задохнётся. Но иногда Писадейра, вволю напившись страха, оставляет жертву живой.
Золушка
Зеззеоле не нравилась родная матушка и тогда сговорившись с няней она предложила аматери посмотреть в сундук няни. Когда мать склонилась над содержимым «добрая» дочка с силой опустила крышку и сломала её шею. В более поздних вариантах мать заменили на мачеху.
Братья Гримм добавили треша сводные сестры решили «кинуть» сиротку. Пытаясь втиснуться в заветную туфельку, одна из сестер отрубила себе палец, а вторая — пятку. Номер не прошел их сдали голуби: «Погляди-ка, посмотри, А башмачок-то весь в крови…». Сестры не унимались и «милые» голуби выклевали сестрам глаза тут и сказочке конец.
Три медведя
Русская сказка ни чего общего не имеет с европейской жутью. Медведи жили и в Европе, и вот однажды старая оборванная нищенка влезла в дом к медведям поела каши, посидела на стуле, а потом завалилась спать.
Что было дальше?
В одной из библиотек Торонто нашли с этой сказкой. Старушка залезла в дом к трем медведям, потому что незадолго до этого они её обидели. А в конце, когда три медведя её поймали, они неторопливо и обстоятельно обсуждали, что же с ней теперь делать:
«Они бросили её в огонь, но она не горела; Они бросили её в воду, но она не тонула; Тогда они взяли её и забросили на шпиль церкви Святого Павла — и если ты внимательно посмотришь, то увидишь, что она и поныне там!»
Чуть позже английский поэт Роберт Сузи издал свою версию:
Когда медведи вернулись, она выпрыгнула в окно. «Сломала ли она себе шею, замёрзла ли в лесу, была ли арестована и сгнила в тюрьме, я не знаю. Но с тех пор три медведя никогда не слышали о той старухе».
Теории о Рождестве Христовом
Что и говорить, если даже в нашей вере и культуре прослеживаются определенные вопросы о Рождестве, то их очень много и у других народов мира. Поэтому, мы сначала хотим рассказать вам обо всех мифах и теориях «нашего Рождества», а уже потом перейти к легендам других народов.
Теория о рождении
Есть теория, согласно которой рождение Иисуса встречали не только Иосиф, Мария и волхвы, но и другие люди. Библия дословно гласит следующее: «И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи». Т.е., кому-то же волхвы и пастухи должны были рассказывать, что в мир пришел божественный младенец. А это позволило выдвинуть еще одну теорию, согласно которой Мария и Иосиф остановились не абы где, а либо в своем доме, либо в доме родственников. И даже то, что им выделили отдельное помещение для родов – это достаточно приемлемо, ибо выселить людей, прибывших на перепись, из дома – было бы просто невозможно физически.
Убийство детей Иродом
Выше мы пообещали вам попытаться объяснить, почему только лишь Матфей упоминает о преступлении Ирода. А что, если преступление не было таким масштабным, каким его упоминает евангелист? Собственно говоря, дело в простой математике. Православная церковь говорит либо о 14 000 до 144 000 замученных младенцев. Но могло ли такое быть, если в то время население Вифлиема если и составляло 1 000 человек – и то хорошо. При этом, примерно известно, что рождаемость в городе была около 30 детей в год. Т.е., даже по самым крупным подсчетам Ирод физически бы не уничтожил больше 60 детей. А большинство историков вообще пришли к выводу, что убитых детей было от 12 до 20.
И вот тут логично появляется ответ на вопрос, почему данное преступление осветил только Матфей. Дело в том, что в те времена детоубийство не считалось чем-то уж таким ужасным или чрезмерно жестоким. Конечно, для родителей – это ужасное горе, но всем остальным было плевать. Что уж говорить, если Ирод казнил собственных детей. И уж действительно, даже самый черствый «сухарь-историк» хоть как-то бы упомянул о преступлении, если бы было убито 14 000 детей, и тем более – если больше.
Дата рождения Иисуса
Все мы привыкли считать, что датой рождения Иисуса считается нулевой год, т.е. год, от которого мы сейчас насчитываем текущий 2022. Но на самом деле это далеко не так. На самом деле Иисус родился на несколько лет раньше, предположительно в 5-6 году до н.э. Об этом позволяет судить тот факт, что на момент его рождения Ирод был жив. Но из истории мы знаем, что Ирод умер в 4 году до н.э.
Дата празднования Рождества
Большинство людей имеют самые разнообразные понятия о том, когда слышат термины католическое и православное Рождество, а точнее то, что первое празднуется 25 декабря, а второе – 7 января. На самом деле – Рождество празднуется в 1 и тот же день, просто 25 декабря – это по новому григорианскому календарю, а 7 января – по-старому, юлианскому. Тут уместна еще одна теория, согласно которой, 25 декабря – это день зимнего солнцестояния, который отождествляли с рождением Иисуса.
Вопрос эксперту
Почему православная церковь празднует рождество по юлианскому календарю?
Дело в том, что григорианским календарем в Европе начали пользоваться в 1582 году, тогда как в России он был введен только в 1918 году. В 1923 году состоялось совещание Православных патриархов, которые договорились повсеместно использовать григорианский стиль для празднования всех церковных праздников, однако все мы знаем, как в СССР относились к церкви, поэтому наши служители церкви физически не смогли присутствовать на этом событии. Впоследствии патриарх Тихон все же издал указ о переходе на новое церковное времяисчисление, но такие нововведения народ воспринял в штыки, поэтому в нашей церкви все осталось по-старому.
Красная нить
Короткая легенда из Китая гласит, что много лет назад император попросил известную ведьму приехать в его дворец, чтобы с помощью своих магических способностей она могла показать ему, на какой женщине он должен жениться. Ведьма, благодаря своим качествам, он мог видеть очень длинную красную нить, привязанную к мизинцу императора, и чьей другой крайностью должен быть мизинец человека, которому суждено стать будущей женой.
Таким образом, ведьма и император начали прослеживать происхождение нити, пока, путешествуя в течение нескольких недель, они не увидели, что она несла бедную крестьянку, одетую в лохмотья, и на руках у которой она несла младенца, покрытого грязью. Разгневанный тем, что он стал жертвой шутки, император толкнул крестьянина, младенец упал на землю и оставил рану на голове, и вернулся во дворец, приказав арестовать ведьму.
Много лет спустя, по совету совета мудрецов, император решил жениться на дочери местного помещика; в начале свадебной церемонии и приподняв фату, закрывавшую лицо будущей жены, он увидел шрам на лбу, который показался знакомым.
Эль Силбон или Свистун
В Колумбии и Венесуэле популярна легенда о проклятом существе, вынужденном бесконечно бродить по Земле с мешком костей. Когда-то это был мальчик из венесуэльской семьи, а прозвали его Эль Силбон (Свистун). Родители сильно баловали своего единственного отпрыска, из-за чего тот вырос капризным, вредным и испорченным юношей.
Как-то раз он потребовал, чтобы родители накормили его олениной, но отец не смог добыть столь экзотического мяса, чем разгневал сына, который зарезал его ножом, выпотрошил внутренние органы и потребовал, чтобы мать их приготовила. Ничего не ведая, мать приготовила ужин, хотя мясо ей показалось странным. А когда она всё узнала, то впала в ужас и попросила деда наказать злобного мальчишку. Тот избил его до полусмерти, а в раны втёр острый перец, полил их лимонным соком, дал в руки мешок с костями отца, да ещё и натравил на него собак. Пока Эль Силбон был ещё жив, дед проклял его на вечные скитания. Так и появился вечный скиталец. Люди рассказывают, что и сейчас он бродит повсюду, что-то насвистывая себе под нос, и тайком проникает в дома. Забравшись в дом, он скидывает с плеч мешок с костями и начинает их пересчитывать. Если никто из домочадцев его вовремя не заметит, то кто-то из них умрёт, а вот если Свистуна обнаружат, то в дом придёт удача.
Кладбища, Финляндия
В Финляндии, люди посещают могилы своих родных и близких в канун Рождества и оставляют зажженные свечи в их честь. Те, чьи родственники похоронены где-то далеко посещают ближайшие кладбища, чтобы почтить умерших. В результате, в канун Рождества все кладбища в Финляндии освещаются сотнями свечей. Даже люди, которые не потеряли близких, часто гуляют по кладбищам, чтобы насладиться праздничной атмосферой.
Другие страны тоже поминают усопших на Рождество. К примеру, в Португалии есть традиционный рождественский праздник под названием Consoda, который является и праздником и трауром. В этот день семьи садятся за стол и поминают тех, кого потеряли.
Девушка без рук
Дьявол предложил бедному мельнику несметное богатство в обмен на то, что находится за мельницей. Думая, что речь идёт о яблоне, мельник с радостью соглашается – и вскоре узнаёт, что продал дьяволу собственную дочь. Дьявол пытается забрать девушку, но не может – потому что она слишком чиста. И тогда нечистый угрожает забрать вместо неё отца и требует, чтобы девушка позволила своему отцу отрубить ей руки. Она соглашается, и лишается рук.
Это, конечно, малоприятная история, но всё же она несколько гуманней ранних версий, в которых девушка отрубает руки сама себе, чтобы стать уродливой в глазах своего брата, который пытается её изнасиловать. В другой версии отец отрубает руки собственной дочери, потому что та отказывается вступить с ним в интимную близость.
Крампус
Крампус является одним из наиболее известных темных героев Рождества, которого боятся все дети Австрии и Германии. Согласно преданию, демон Крампус — родной брат Санта-Клауса, который, однако, совсем не похож на своего ближайшего родственника.
Черная густая шерсть, красное лицо, рога и копыта — внешность злого демона Рождества действительно устрашает, однако главным его «козырем» является власть над непослушными детьми.
Каждый год в ночь с пятого на шестое декабря Крампус появляется в тех домах, где есть непослушный ребенок. Под лязг цепей демон пробирается в комнату, достает розги и наказывает провинившегося за его проступки, а особо шкодливых детей он и вовсе забирает с собой в мешке, а после выбрасывает в воду.
Конечно, эта история является всего лишь городской легендой, однако европейские родители любят припугнуть нерадивых отпрысков появлением Крампуса, а жители Германии и Австрии в канун его появления традиционно наряжаются в это существо и бродят по улицам, чтобы задобрить демона.
Белсникель
Легенда о Белсникеле родилась в немецком фольклоре — согласно многочисленным рассказам, которые передавались из поколения в поколение, это существо приходило к непослушным детям некоторое время спустя после Рождества, одетое в шкуры животных, и, припугивая огромным хлыстом, предупреждало маленьких обитателей дома об ответственности за совершенные пакости.
Примечательно, что, в отличие от Крампуса, Белсникель не практикует телесные наказания и не похищает провинившихся детей, а лишь дает год на то, чтобы исправить ошибки. К тому же, это существо всегда носит с собой мешок конфет, чтобы поощрить тех, чье поведение было идеальным.
В современном мире эта легенда все еще имеет популярность в Германии и США, в особенности в штате Пенсильвания, коренными жителями которого являются голландцы, принесшие эту историю из своего фольклора.
Йольский кот
Йольский кот, согласно исландскому фольклору, является ближайшим соседом жестокой великанши Грилы — он живет в ее пещере и спускается к людям лишь раз в году. Блуждая по улицам, огромных размеров черный кот с острыми когтями и зубами ищет прохожих, на которых нет ни одного нового предмета одежды из шерсти. Обнаружив жертву, существо нападает на нее и съедает заживо.
Именно поэтому жители Исландии в канун Йоля, праздника середины зимы у германских народов, выходят на улицы исключительно в шерстяных одеждах, купленных специально для этой цели — считается, что даже носок или другая незначительная деталь гардероба может уберечь человека от нападения страшного зверя.
Примечательно, что в основе этой легенды лежит благородная цель — в XIX веке народы «Ледяной страны» придумали Йольского кота для того, чтобы побудить людей больше трудиться. И, как ни странно, этот метод сработал — даже сегодня жители Исландии считаются крайне трудолюбивыми и не упускают возможности заработать немного денег перед праздниками, чтобы не прослыть лентяями и не стать жертвой жестокого зверя.
Миф об Орфее и Эвридике
В древнегреческой мифологии, Орфей, сын бога Аполлона, умел очень красиво играть на лире. Он пел с таким совершенством, что никто не мог устоять перед его мелодиями, даже деревья, камни, звери и боги.
Однажды Орфей влюбился в очень красивую и дивную женщину по имени Эвридика. Через некоторое время они поженились, но их счастливая совместная жизнь длилась недолго. Во время прогулки по лесу, Эвридику укусила змея и она умерла.
После того как смерть их разлучила, жизнь уже не имела никакого смысла для Орфея. Поэтому он решил отправиться к богу царства мёртвых, Аиду, чтобы уговорить его отпустить Эвридику обратно в мир живых. Его путь к царству мертвых был сложным и долгим, но благодаря своему обворожительному пению, он смог всё преодолеть.
И вот Орфей почти дошёл до мира живых, но он никак не мог услышать звуки шагов своей жены. Поэтому он обернулся, чтобы убедиться в том, что его не обманули. Но стоило ему только увидеть её и протянуть руку, как Эвридика исчезла навсегда.
Весь остаток своих дней Орфей ходил по миру, поя о своей трагичной любви.
Менехуны
Карлики высотой всего до 60 см обитали на Гаваях ещё до переселения туда людей. Попадаются и совсем микроскопические экземпляры, высотой до 15 см. Они стеснительны, боятся людей. Из увлечений – стрельба из лука, танцы и плавание.
По преданию, встречая недоброжелательного человека, мистические персонажи запускают в него чародейственную стрелу, которая моментально вылечит его, и сделает отзывчивым добряком. Это одно из объяснений того, почему на Гавайских островах так много добрых жителей и мало жестокости. Многие люди верят, что карлики не покинули острова и где-то прячутся, дожидаясь лучших времён.
Многие учёные считают, что легенды о странных человечках не беспочвенны и основаны на реально существовавшей в древности карликовом народе. Среди них есть как добрые персонажи, помогающие людям, так и агрессивные, которые способны причинить вред и даже убить человека.
Призрачная повозка
В Южной Африке от голландцев остались легенды о Летучем Голландце и призрачном попутчике от Юниондейл. В 1887 году здесь родилась самая страшная легенда, которую поведал в «Южноафриканских очерках» Альфред Эллис. С тех пор ею продолжают пугать друг друга местные жители.
Четверо мужчин – Антон де Хир, Серурьи, Латтеродт и неизвестный из Кейптауна поехали в одной повозке из Сиреса в Бофорт-Уэст – район, считавшийся обителью призраков. Во время поездки у телеги сломалось колесо, чинить которое пришлось до глубокой ночи. Когда все были готовы продолжить путь, неожиданно взбунтовалась лошадь, наотрез отказавшись двигаться вперёд. Меж тем путешественники услыхали звуки быстро мчащейся повозки, а когда та приблизилась, то оказалась упряжкой с 14 лошадьми, над спинами которых усердно работал кнутом возница. Трое мужчин в испуге выпрыгнули из повозки, только де Хир успел схватить поводья и убрать свою телегу в сторону. При этом он выругался на спешащего возницу, спросив, куда тот так торопится, на что получил ответ: «В ад». После этого мчащаяся повозка растворилась в воздухе, словно её и не было.
Позднее Латтеродту сказали, что тот, кто заговорит с призрачным возницей, тот плохо кончит. И неделю спустя тело де Хира нашли на дне ущелья, а возле него разбитую повозку и трупы лошадей.
Когда и почему стали праздновать рождество
В самом начале нашей статьи мы упомянули о том, что Рождество Христово не отмечалось праздником. Более того, так продолжалось до 3-4 века нашей эры, ибо в те времена у людей оставалось ветхозаветное представление о жизни, где считалось, что рождение ребенка – это день начала его страданий.
Вообще, первые заметки, в которых Рождество указано праздником, датируются 221 годом нашей эры. В этот же день римляне проводили праздник «Восходящего Солнца». Правда, теперь уже не понять, то ли языческий праздник был организован в честь христианского, то ли наоборот.
Дальнейшее упоминание праздника датируется 4 веком нашей эры. Согласно ему, император Юстиниана I 560—561гг приказал праздновать данный день именно 25 декабря. Впоследствии данная традиция закрепилась и на Востоке. Но сами римляне, судя по всему, праздновали Рождество намного раньше, согласно указу первого христианского императора Константина Великого.
Дьявольская коробка с игрушками
Говорят, что культовый ужастик «Восставший из ада» сняли под впечатлением от напугавшей всю Америку городской легенды.
Легенда гласит, что где-то в Луизиане есть крошечный домик с одной комнатой с полностью зеркальными стенами. Это место назвали «дьявольской коробкой с игрушками». Есть поверье, что стоит подольше задержаться в этом доме, как там материализуется демон, который уносит душу человека.
Специалисты, занимающиеся сверхъестественными явлениями, определили, что зеркала, обращённые внутрь дома, формируют шестиугольник, и что якобы пребывание здесь более 5 минут фатально. Так, якобы кто-то, простоявший в комнате свыше 4 минут, наружу вышел лишённым дара речи и уже никогда не заговорил. У одной дамы в этом помещении случилась остановка сердца, а некого подростка, побывавшего здесь, с трудом вывели из дома, поскольку он сопротивлялся и кричал, как сумасшедший, а через 2 недели и вовсе покончил с собой.
Грила
Великанша Грила, рожденная в исландской мифологии, является главным рождественским антигероем «Ледяной страны» и фигурирует в ряде сказок, стихотворений и песен. По легенде, злобное существо, внешне похожее на высокую худую старуху или, по другой версии, на лису с пятнадцатью хвостами, проживает высоко в горах вместе со своими тринадцатью детьми (Йольскими мальчиками) и мужем-лентяем Леппалуди, а в Рождество спускается к людям и выходит на охоту.
Грила считается одним из самых жестоких мифологических персонажей — она не просто запугивает непослушных малышей, которые плохо ели и капризничали в последний год, но похищает их, а после съедает. В те же годы, когда все дети ведут себя хорошо, великанша страдает от голода и вызывает всяческие природные катаклизмы — так, с ее именем связано извержение вулкана Эйяфьядлайекюдль в 2010 году, а один из гейзеров, расположенных в Исландии, носит ее имя.
Санта Клаус и Святой Николай на самом деле существовали
Пожалуй, все мы привыкли считать, что Санта Клаус – это аналог нашего славянского Деда Мороза, но это совсем не так. Дело в том, что примерно в 3-4 веке жил епископ (предположительно на территории современной Турции), который славился своей добротой и любовью к детям, особенно в период Рождества. А вот Дед Мороз – это, в большей степени, дань славянскому язычеству и легендам, а также советскому влиянию, описанным выше. И кстати, традиционный образ Санта Клауса, а также его гномов и оленей зародился совсем недавно, примерно в 18-19 веке, а точнее – Рудольф появился в 1819 году, а все остальное дополнилось уже в 1939 году.
Запрет на работу во время Рождества
Много есть легенд и поверий, по поводу работы во время Рождества, но мы расскажем вам одну самую поучительную и интересную легенду, которая зародилась в Англии. Согласно легенде, жил в одной из английских деревень кузнец. Но случилось так, что он не перестал работать, даже когда прозвенел церковный колокол.
В этот момент к нему пришел человек, который попросил починить ему косу. Кузнец, желая угодить потенциальному клиенту, выполнил всю работу, несмотря на ее запрет. Но когда он отдал косу владельцу, последний сказал отправиться кузнецу покаяться, ибо это была последняя его работа в жизни. Наутро кузнец умер, что не удивительно, ибо косу он починил для самой смерти.
Ла Бефана
Жители Италии также имеют своего рождественского темного героя, который творит злые дела после главного зимнего праздника. Ведьма Ла Бефана является в дома, где есть дети, и, в зависимости от того, каким было их поведение в прошлом году, одаривает дарами или преподносит неприятные сюрпризы.
Считается, что колдунья появляется в образе тощей старухи на метле и оставляет конфеты послушным малышам, а тем, кто вел себя плохо, Ла Бефана вручает золу, а иногда даже развеивает ее по всему дому.
Существует поверье, что, когда три волхва направлялись в Вифлеем, чтобы одарить Иисуса, они предложили старой одинокой женщине присоединиться к ним, а та отказалась. Позже она передумала и бросилась за ними, однако заблудилась и не смогла найти ни волхвов, ни дорогу домой. После смерти Ла Бефана переродилась в дух, который скитается по миру и ищет в каждом встречном ребенка Иисуса, надеясь искупить вину и одарить его подарками.
Рождество в мифологии других народов
Йоль
У германо-скандинавских народов день зимнего солнцестояния назывался Йолем. Древние викинги радовались, что «Колесо Года» делает оборот и день начнет прибавлять во времени. Но посвящался этот праздник Одину и Фрейру. При этом, отголоски Йоля мы можем наблюдать и сегодня. Например, германо-скандинавские народы отмечали этот праздник с размахом, собирая пышные столы. В честь этого праздника богам Асгарда приносили в жертву животных.
Сходство с Рождеством проявляется еще и в том, что 12 ночей после Йоля посвящались духам предков и матерям. А ведь Рождество – это праздник не только Иисуса, но и Марии. Но самое главное – именно во время празднования Йоля появилась традиция украшать дерево различными игрушками и лакомствами. Они служили пищей для духов. И чаще всего выбирали ели и сосны, символизировавшие уход зимы и возрождение природы после зимнего застоя. Это отождествлялось с вечностью жизни.
Наверняка многие из вас смотрели «Гарри Поттера и Орден Феникса». В фильме есть сцена, где главный герой целуется с девушкой под омелой. Но не многие знают, что это еще одна древняя скандинавская традиция. Считалось, что если на Йоль (в будущем – Рождество) холостые парень и девушка окажутся под омелой, то они обязательно должны поцеловаться. Омела же, в свою очередь, считалась символом сестры Фрейра – Фрейи. Более того, именно из омелы была сделана стрела, убившая Бальдра и ставшая началом Рагнарека.
Еще одна современная рождественская традиция связана с лакомствами, в форме полена. Но не многие знают, что традиция берет свое начало из древности. Только тогда было принято сжигать ясеневое полено в ночь Йоля, а затем оставлять его тлеть 12 дней и ночей, пока длится праздник.
Ну и самое большое сходство – это способ празднования. Викинги отмечали рождество гуляниями, пениями и плясками. А разве сейчас рождество не справляется также? Наши колядки, сладости, песни и празднования – это все дань традиции Йолю, а не традиционному Рождеству. Единственным отличием стала «вифлеемская звезда», которая украшает теперь вершины елок. В советское время она была заменена на красную, пятиконечную (поройтесь в старых елочных игрушках, и вы наверняка найдете такую и у себя дома).
Рождество в славянской мифологии
Мы уже много раз говорили о том, что славянская мифология сохранила свои отголоски в народных сказках. И одной из таких сказок является старый добрый «Морозко». Современные историки и исследователи считают, что в этой сказке описан обряд жертвоприношения девушек морозу, но не для убийства, а для свадьбы, ибо даже древние русские народы были куда цивилизованнее любого другого народа в мире. Считалось, что таким образом, люди закрепляли обряд связи Бога и человека.
Но чем дальше – тем больше сказки меняли свое первостепенное значение. Впоследствии девушки-жертвы становились не женами Мороза, а его дочками и внучками. Да и наша Снегурочка – это, скорее, плод воображения советских сказочников, чем полноценный персонаж русских народных сказок.
Домовой
Некоторым людям, в своих домах, доводилось слышать странные шорохи по ночам, тихие постукивания или скрежет. У того, кто впервые с этим столкнулся, сразу возникает вопрос: что это такое? Возможно, это мыши. Возможно, какое-то неизвестное существо, но в любом случае в комнате вы ни один. Если ночами вы начинаете ощущать как кто-то вас гладит или щипает, то возможно причина в ваших нервах, а возможно все дело в проснувшимся духе вашего дома. В легенде славянских народов, довольно часто встречается домовой. В них он предстаёт как хозяин и покровитель дома, основная задача которого, заключается в обеспечении нормальной жизни семьи, сохранение здоровья людей и животных. Основное его отличие от бесов, заключается в том, что людям он не делает зла. Иногда домовой может шутить, если он любит хозяина, то оказывает ему различные услуги, если кто-то из членов семьи в скором времени умрет, то он начинает выть, плакать и стонать. Если домовой полюбил своих хозяев, он также может о них заботится и всячески оберегать, это может выражаться в следующем, он предупреждает о несчастьях, следит за домом. Если хозяева ему не понравились, то начинает кричать и топать, бить посуду в ночное время, щипает вас до синяков. Домовой может среди ночи навалиться на человека, который ему неприятен, и начинает давить его, причем делает он это так, что нельзя ничего сказать, трудно даже пошевелиться, обычно это случается с теми, кто спит на спине. Среди домовых, есть такие, которые приносят в жилище только вред. Злыдни, так их принято называть. Они обозлены на всех людей, при этом у каждого есть своя причина обижаться. У хозяина того дома, в котором живут злыдни, непростая жизнь. Разбушевавшегося домового можно задобрить, для этого, в дальнем углу дома нужно оставить немного хлеба и молока. Лишь раз в году, по собственной воле можно увидеть домового. Показаться он может только в пасхальную ночь, однако это небезопасно, лучше не видеть домового, и не разговаривать с ним, ведь хоть он и доброе существо, но все же является представителем нечистой силы. Есть мнение, что можно онеметь после разговора с ним, или стать заикой. Перед человеком, домовой может появиться сам, если захочет. Чаще всего, он предстаёт, в его же обличье, но имеет более волосатый и темный внешний вид. Неожиданно увидев такое в своем доме, можно от страха, потерять сознание.