Расцвет литературного творчества Барто
Расцвет начинается с середины тридцатых годов двадцатого века.
Ещё будучи гимназисткой, она зачитывалась стихами Ахматовой и Маяковского. Уже тогда пыталась писать робкие стихи и эпиграммы.
Если коротко говорить о человеке, так или иначе повлиявшем на выбор жизненного пути будущей поэтессы, то нельзя обойти вниманием Анатолия Луначарского. Ведь именно он, услышав написанные ею первые стихи, отметил талант автора и настоятельно советовал не бросать творчество
Случилась эта судьбоносная встреча ещё во время учёбы в хореографическом училище. Увлечённость гражданской поэзией Маяковского, а позже и личная встреча с ним, во многом определили социальную направленность творчество Барто.
Если говорить кратко, то её детские произведения учат, казалось бы, простым, но очень важным вещам: любить Родину, заботиться о слабых, не предавать друзей, быть смелыми и честными.
Творчество
Творческая биография Агнии Барто началась еще в годы учебы в хореографической школе. На одном из вечеров девушка читала авторское произведение под названием «Похоронный марш». Декламация происходила под одноименную композицию Фредерика Шопена.
Тематика была довольно мрачной и грустной. Как раз на это выступление наведался нарком просвещения, Анатолий Луначарский. Он стал свидетелем творческого дебюта молодой поэтессы.
Несмотря на невеселый характер царившей во время чтения стиха атмосферы, министр рассмеялся. Он заприметил талантливую девушку, проча ей большое будущее. Так и получилось.
В скором времени уже в 1924-м году Агния Львовна Барто оканчивает хореографическую школу. Она все еще вынашивает планы стать балериной.
Из-за сложной политической обстановки и неспокойной атмосферы в мире, труппа уезжает из Советского Союза, иммигрирует в Европу. Поэтесса собирается вместе с ними. Однако по просьбе отца остается в стране. Девушка так и не решаясь бросить родителей одних.
Фотоортрет Агнии Барто
Дебютом Агнии Барто в детской литературе стали стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». Чтобы издать произведения, в 1925 году поэтесса отправилась в Госиздат.
Главный редактор пришел в восторг от свежего и интересного материала. Не медля ни минуты, он решился на публикацию стихотворений молодого таланта.
Окрыленная успехами, Агния Барто продолжает пробовать себя на поприще литературы. Она начинает писать все активнее. В течение ближайших лет поэтесса создает несколько десятков стихотворений для детей. Готовит целые литературные сборники для дошкольников и младших школьников.
Наиболее известные работы периода, это собрания произведений «Игрушки», «Братишки», «Мальчик наоборот», «Снегирь», «Болтунья».
В считанные годы никому не известная молодая поэтесса стала очень популярной. Сборники ее стихов раскупали с огромной скоростью.
Причиной были простые и в то же время интересные и запоминающиеся литературные образы, которые приходились по душе как детям, так и их родителям. В начале двадцатого века именно Агния Львовна Барто была самым востребованной и популярной поэтессой.
Результатом ее творческого прорыва стало знакомство с другими писателям. Она несколько раз встречалась с Владимиром Маяковским, многое почерпнула у крупного советского поэта. Контактировала с Корнеем Ивановичем Чуковским и Максимом Горьким.
Несмотря на свалившийся успех, женщина отличалась скромностью и застенчивостью. По воспоминаниям современников, он довольно робко держалась с крупными писателями и лишний раз стремилась не выделяться.
В 1941 года начинается кровопролитная война. Агния Барто переезжает в Свердловск (ныне — уральский город Екатеринбург) где активно и не покладая рук работает.
В качестве писательницы и поэтессы она публикуется в газетах, продолжает выпускать произведения. В эти годы у нее возникает идея рассказать о трудовых подвигах молодых людей в непростые военные годы.
Так в 1943-м рождается стихотворение «Идет ученик». За актуальное произведение Агния Барто получает денежную премию. Все средства до последней копейки она отдает для нужд фронта и ничего не оставляет себе.
В 1944 году ближе к окончанию военного времени, женщина перебирается домой, обратно в Москву.
В 1947 уже после победы Советского государства и союзников, Агния Барто берется за помощь сиротам, детям войны. Она ездит по приютам, где читает свои стихи, привозит подарки.
В том же году, навеянное печальной атмосферой детских домов, в свет выходит стихотворение «Звенигород». Оно сильно отличается от прочих стихов Барто.
Публикация нового произведения приводит к неожиданным последствиям. На адрес писательницы поступает письмо от женщины, ребенок которой пропал без вести в самые тяжелые годы Великой Отечественной.
Агния Барто не поленилась передать информацию специалистам, которые помогали родственникам найти друг друга. Благодаря участию женщины, семью удалось воссоединить.
Эти история попала в прессу. Не прошло и месяца как почтовый ящик Агнии Барто ломился от писем с просьбами помочь. Женщина отказать не могла.
Под ее руководством была создана передача «Найти человека» на радио. Программа целиком и полностью была посвящена поискам пропавших людей со всего Советского Союза. Благодаря инициативе Агнии Барто, которая читала письма в прямом эфире, удалось помочь сотням семей.
Агния Барто читает свои стихи
В последние годы творчества женщина пробовал себя на поприще киноискусства. Из-под ее пера вышли сценарии к нескольким лентам: «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Слон и веревочка». А также в соавторстве с актрисой Риной Зеленой, «Подкидыш».
Пример доклада:
Агния Барто является любимой детской поэтессой нескольких поколений. Её замечательными стихотворениями зачитываюсь я и мои родители.
Биография
Агния Львовна Барто родилась 4 февраля 1906 года в Москве. Она очень рано научилась читать и полюбила басни Крылова, которые ей декламировал отец, ветеринарный врач. Одной из самых любимых в детстве книг у Барто был сборник рассказов и басен Льва Толстого.
Сочинять стихи будущая поэтесса стала довольно рано, и уже в начальных классах гимназии прославилась среди одноклассниц романтическими стихотворениями на рыцарские темы, а также едкими эпиграммами на учителей.
Однако, некоторое время она даже не задумывалась о литературной карьере. Девочку больше привлекали танцы, и она посещала балетную школу, а после её окончания целый год проработала в балетной труппе.
На выпуске из училища юную поэтессу заметил и оценил Луначарский, тогда нарком просвещения. Он пришёл в восторг от стихотворения «Похоронный марш», и посоветовал Агнии стать детской поэтессой.
Творчество
Первые стихи Агнии Барто были опубликованы в 1925 году, и с этого время началось триумфальное шествие стихотворений по стране. Её весёлые стихотворения быстро стали популярными у миллионов мальчишек и девчонок. В них поэтесса высмеивала недостатки, но делала это так легко и по-доброму, что стихи не казались сатирой.
До войны она успела выпустить несколько сборников своих стихотворений.
Во время войны поэтесса оказалась в Свердловске, где работала токарем, а полученную премию отдала на изготовление танка.
После войны она шефствовала над детскими домами, вела радиопередачу «Найти человека», помогая соединиться семьям, разлучённым войной. Одновременно Агния продолжала много писать и работала над сценариями нескольких детских фильмов, таких как «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Слон и верёвочка».
Фамилия Барто досталась поэтессе от первого мужа, тоже поэта Павла Барто, в соавторстве с которым писательница написала несколько стихотворений. Девичьей фамилией поэтессы была Волова.
От первого мужа у Барто родился сын Эдгар, который трагически погиб в возрасте пятнадцати лет. А от второго мужа, Андрея Щегляева, у Барто родилась дочь Татьяна.
Агния Барто продолжала радовать читателей своими стихотворениями до самой смерти. Она умерла от остановки сердца 1 апреля 1981 года в Москве.
Память
Имя поэтессы не осталось забытым, и сама она продолжает жить в своих стихотворениях, которые являются тем самым «нерукотворным памятником», который оставляет после себя любой талантливый человек.
Среди лучших стихотворений, которые помнят все, можно назвать стихи «Наша Таня», «Мы с Тамарой», «Бычок», «Уронили Мишку» и многие другие.
В честь памяти поэтессы в Волгограде установлен памятник, изображающий зайчика, читающего книги Барто. Её именем названы несколько библиотек в разных городах страны.
Богатства, отданные другим людям
Поэтесса всю жизнь посвятила детям, её творчество оставило яркий след в отечественной детской литературе, весь свой талант Агния подарила людям. Ценность этого подарка трудно переоценить.
На её книгах выросло не одно поколение, миллионам людей они подарили хорошее настроение и неподдельное счастье. Это великий дар, который невозможно забыть.
Вывод:
В заключение, я хотела бы сказать, что богатства бывают разными. Меньше всего меня привлекают материальные блага. Поэтесса делилась с читателями богатствами духовными, вечными. Эти ценности невозможно купить, но их можно прочувствовать и оставить в своём сердце.
Детские и юношеские годы
Будущая поэтесса родилась в 1906 году в еврейской семье ветеринарного врача и домохозяйки. Творческая натура Агнии начала проявляться с детского возраста, она любила танцевать, хотела стать балериной и мечтала писать стихи.
Начальное образование девочка, как и многие дети того времени, получила дома, продолжила учебу в гимназии и балетной школе, после окончания этих заведений поступила в Московское хореографическое училище, ее приняли в балетную труппу, и выступала будущая писательницы в ней в течение года. Позже она решила все же связать свою жизнь с детской литературой, но любовь к танцам и балету сохранилась на всю жизнь.
Несмотря на то что Агния росла в небогатой семье, она получила хорошее образование и была эрудированным и интеллигентным человеком.
Барто против Лидии Чуковской
Поучаствовала Барто и в процессе против дочери Корнея Ивановича Лидии. Об этом процессе Чуковская написала в своих мемуарах. Ее исключили из Союза писателей в 1974 году после обвинения в нарушении устава, согласно которому писатели должны были создавать произведения, «достойные великой эпохи социализма». Статья «Гнев народа», которую Чуковская отправила для публикации за рубеж (в СССР опубликовать было невозможно), оказалась «недостойной». В своем тексте писательница обличала гнев трудящегося народа по поводу всего антисоветского, искусственно созданный редакторами советских газет. «Не читал, но осуждаю», — такие отклики выходили в печати после исключений из Союза писателей Пастернака и Солженицына, о которых в тексте вспоминает Чуковская. Разве можно осуждать, когда единственное, что ты знаешь о человеке — это то, что о нем написали в газете? Можно ли называть такой народный «гнев» настоящим? Этими вопросами задается Чуковская в своей статье. По ее мнению, рано или поздно этот ненастоящий гнев станет настоящим, если люди перестанут слепо верить в то, что им внушает власть. Что будет после этого — страшно представить самой Чуковской: «Хочу ли я этого? Нет. Я этого никому не желаю».
Агния Барто выступает. (24smi.org)
«Гнев народа» — это обращение ко всем, кто поддерживает травлю талантливых писателей, академиков и других представителей интеллигенции. В своей статье Чуковская прежде всего обращалась к тем, кто распространял ложь среди народа, с просьбой это прекратить. Но эти же распространители выступили против писательницы на собрании в Союзе писателей. Среди них была и Агния Барто. Она, участвовавшая в травле Корнея Чуковского, упрекала его дочь в том, что та порочит славное наследие великого сказочника: «Мне тяжело думать, что на светлую память о Корнее Ивановиче, учившем нас доброте, ложится ваша тень». Чуковская, естественно, вспомнила на процессе о травле отца. Но Барто вполне спокойно ответила: «Что же, по-вашему, Корнея Ивановича и покритиковать нельзя?»
В конце своего выступления Агния Барто заявила: «Вы требуете, чтобы все думали так, как вы. А я за свободу мнений. Я думаю, как Шостакович и Чингиз Айтматов, а вы — как Солженицын и Сахаров. Я вас зову: опомнитесь! Подобрейте!» За «злость» Чуковскую исключили из Союза писателей. Решение было единогласным. Кстати, единогласно исключали и Пастернака, и Солженицына. Причем под сообщением о согласии Московского отделения Союза писателей с исключением последнего (само решение приняли в Рязани) вновь стоит подпись Барто. На собрании по делу Пастернака, по предположениям (многие документы утеряны), детская поэтесса тоже присутствовала и, соответственно, должна была голосовать против него. После процесса Барто, М. Алигер, В. Инбер составили письмо к правительству СССР с предложением выслать Пастернака из Советского Союза.
Популярные темы сообщений
- Ковыль (растение) Ковыль – это травянистое растение, относящееся к многолетнему роду. Как представитель семейства злаков оно включает почти 300 видов. Среди наиболее известных разновидностей могут быть названы: волосатик, перистый,
- Афанасий Никитин Хочу рассказать об одном из великих путешественников, который волею судьбы совершил путешествие из Твери в Индию. Тем самым став первым европейским первооткрывателем, побывавшим и оставившим документальное свидетельство,
- Предсказание в искусстве В своем стихотворении Юному поэту Валерий Брюсов давал ряд заветов для следующих поколений. Если уточнить, то он, конечно, в первую очередь обращался именно к последователям собственной школы русского символизма представителем и идеологом
25 интересных фактов из жизни Агнии Барто
Своими стихами поэтесса Агния Барто, возможно, изменила к лучшему судьбы миллионов детей по всему миру. О ее биографии, которую можно считать образцовой, говорят нечасто. Мы отобрали 10 интересных фактов о, пожалуй, самой любимой детской писательнице Советского Союза.
- Историки литературы до сих пор спорят, в каком году родилась поэтесса (в 1906‑м или же в 1905‑м). В юности Агния работала в магазине «Одежда», очень уж хотелось помочь семье. На работу брали с 16 лет, и по легенде 15-летняя девушка прибавила себе лишний год.
- Среди увлечений будущей поэтессы были танцы. В балетную школу она пошла, чтобы не перечить отцу, который хотел видеть свою дочь на сцене. Но посвящать свою жизнь балету Агния не стала, однако любовь к музыке и танцам сохранила навсегда.
- Во время выпускных экзаменов Агния Львовна прочла свою первую поэму «Похоронный марш». Во время этого импровизированного дебюта в зале присутствовал Анатолий Луначарский. Он-то и предсказал, что юная поэтесса будет писать веселые и легкие стихи. Тогда это обидело Агнию, но, как оказалось позже, пророчество Луначарского сбылось.
- Агния Львовна родилась в семье Льва Николаевича и Марии Ильиничны Воловых. Красивую фамилию она унаследовала от первого мужа, поэта Павла Барто, который был категорически против того, чтобы бывшая жена оставляла ее после развода. Однако именно она, а не Павел, прославила фамилию на весь мир.
- Во время войны Агния Барто работала токарным слесарем для того, чтобы… общаться с подростками! Из разговоров с детьми поэтесса черпала вдохновение для своего творчества, а где еще можно было их встретить во время эвакуации на Урал? Конечно, на заводе, ведь многие из них встали к станкам вместо ушедших на фронт взрослых… «Ребята недолго чуждались меня, привыкли к моему присутствию, некоторым из них нравилось меня обучать, я была явно отстающей, ведь стремилась не столько овладеть профессией токаря, сколько понять, какими должны быть герои моих будущих стихов», — вспоминала Агния Барто. К такому решению молодую поэтессу подтолкнул Павел Бажов, хорошо знавший образ жизни жителей Свердловска.
- Вообще Барто всегда много времени проводила с детьми: ходила в детские дома, сады, школы, прислушивалась к их разговорам на улице. Агния Львовна была уверена, что детей надо изучать, так как у любого из них — свой богатый внутренний мир. Много лет поэтесса возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри.
- Барто была не только знаменитым поэтом, но и талантливым сценаристом. Именно она стала автором сценариев к фильмам «Подкидыш» (совместно с Риной Зеленой, сыгравшей в картине домработницу) и «Алеша Птицын вырабатывает характер».
- Агния Барто не понаслышке знала, как тяжело терять близких. Старший сын поэтессы погиб совсем юным: его сбил грузовик, когда он катался на велосипеде. Агния Львовна много лет вела радиопрограмму «Найти человека», в которой зачитывала письма людей, потерявшихся во время войны. За несколько лет работы она помогла воссоединиться тысячам советских семей.
- В 60‑е годы в Союзе писателей проходила встреча с космонавтами. На листочке из блокнота Юрий Гагарин написал: «Уронили мишку на пол…», и передал его автору. Автограф Гагарина до сих пор хранится в музее Барто. Позже космонавт признался, что стихотворение про мишку было первым произведением о добре и зле, которое он услышал в детстве.
- Агния Львовна скончалась 1 апреля 1981 года. У поэтессы были такие слабые сосуды, что врачи не понимали, как она прожила последние десять лет.
Личная жизнь
Первый раз Агния вышла замуж очень рано, в 18 лет. Недавно у неё случилось горе, умер отец. И, возможно, первый супруг в какой-то мере занял в её жизни образовавшуюся пустую нишу.
Павел Николаевич Барто был писателем, и вместе они сочинили три произведения: «Девочка чумазая», «Считалочка» и «Девочка-ревушка».
Но брак оказался не на всю жизнь. В 1927 году у супругов Барто родился мальчик Эдгар, которого они ласково всегда звали Гариком, а через шесть лет Агния и Павел развелись. Быть может, этот брак оказался слишком ранним, а возможно, причиной расставания стал профессиональный успех поэтессы, который Павел Барто никак не хотел воспринимать.
Она ушла к мужчине, который оказался её второй половинкой, предназначенной судьбой, ─ Андрею Владимировичу Щегляеву. Он был довольно известным энергетиком и входил в число лучших специалистов СССР по газовым и паровым турбинам. На тот момент он работал деканом на энергомашиностроительном факультете Московского энергетического института. Про него говорили, что это самый красивый декан в Советском Союзе.
В их доме частенько собирались писатели и актёры, музыканты и режиссёры. Абсолютно неконфликтная Агния буквально притягивала людей разного вида творчества. Среди близких подруг Агнии Барто были Рина Зелёная и Фаина Раневская.
Агния с Андреем очень любили друг друга и прожили счастливую жизнь, в браке родилась девочка Татьяна, которая сейчас является главной хранительницей наследия поэтессы.
Детей Гарика и Таню воспитывала няня Домна Ивановна, та самая из деревни, которая когда-то приехала в Москву на заработки и попала в дом Воловых к маленькой девочке Агнии. До конца дней она жила потом с Агнией Львовной и её семьёй, даже когда дети стали взрослыми, помогала вести домашнее хозяйство и стала почти членом их дружной семьи (своих мужа и детей у няни Домны Ивановны не было).
4 мая 1945 года у Агнии Барто случилось непоправимое горе. Была солнечная и яркая весна, вся страна с нетерпением ждала победу. Сын Гарик, семнадцатилетний замечательный мальчишка, вернулся со школы раньше обычного. Няня Домна Ивановна немного запаздывала с обедом, и мальчик решил покататься на велосипеде. Выехавший из-за угла грузовик сбил Гарика, он упал, ударился виском о бордюр и мгновенно умер.
Не стало любимого, такого красивого и ласкового сыночка, неимоверно способного в науках и музыке. Агния полностью погрузилась в себя, для неё перестали существовать еда, сон, разговоры да и вообще весь окружающий мир. Мимо неё прошёл день Победы, которого она ждала очень сильно. Вспомнила ли она в те дни женщину-испанку, смогла ли найти слова, чтобы описать чувства матери, потерявшей сына?
Всю дальнейшую жизнь она полностью посвятила любимому мужу, дочери и внукам, и, конечно же, детям, для которых писала стихи.
В 1970 году врачи диагностировали онкологическое заболевание у супруга Андрея Владимировича, опять Агния Барто теряла самое ценное в жизни. Она прожила дольше мужа на 11 лет, скончалась 1 апреля 1981 года. Её похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.
Дочь Татьяна пошла по отцовским стопам, окончила энергетический институт, кандидат технических наук.
10 интересных фактов из биографии Агнии Барто
Агния Барто — детская писательница и поэтесса, автор сотен стихов, среди которых «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается», «Мы с Тамарой ходим парой» и эпохальное «Наша Таня громко плачет».
А теперь некоторые менее известные факты о поэтессе.
1. Барто — это фамилия ее первого мужа, тоже поэта. Хотя она развелась с ним и вышла замуж за «самого красивого декана московских ВУЗов» энергетика Щегляева, но сохранила на всю жизнь ту фамилию, под которой приобрела известность как «детская» поэтесса.
2. Она автор замысла (и — в соавторстве с Риной Васильевной Зеленой — сценария) фильма «Подкидыш» — того самого, где Фаина Раневская говорит: «Муля, не нервируй меня».
3. В быту характер у нее был очень мягкий и покладистый, но когда дело касалось принципиальных вопросов, она умела настоять на своем. Например, с Маршаком, пытавшимся подправлять ее стиль, она разругалась капитально и писала только по-своему.
4. Во время войны Агния Барто находилась вместе с мужем на Урале в эвакуации. Чтобы понять жизнь местных ребятишек, работавших на оборонных предприятиях, она освоила работу на токарном станке и работала токарем второго разряда.
6. В 1947 году она опубликовала поэму “Звенигород” — рассказ о детях, потерявших родителей во время войны. Поэму она написала после посещения детского дома в Звенигороде. В тексте она использовала свои разговоры с детьми. После выхода книги ей пришло письмо от женщины, во время войны потерявшей свою дочь. Обрывки детских воспоминаний, вошедшие в поэму, показались женщине знакомыми. Она надеялась, что Барто общалась с ее пропавшей дочерью… Так оно и оказалось: мать и дочь встретились спустя десять лет!
7. В 1965 году радиостанция “Маяк” начала транслировать передачу “Ищу_человека”. Поиск пропавших людей при помощи СМИ не был изобретением Агнии Барто — такая практика существовала во многих странах. Уникальность была в том, что в основе поиска лежали детские воспоминания. “Ребенок наблюдателен, он видит остро, точно, — писала Барто. — Не может ли детская память помочь в поисках?” Этой работе Агния Барто посвятила девять лет жизни. Ей удалось соединить почти тысячу разрушенных войной семей.
8. У нее никогда не было ни секретаря, ни даже рабочего кабинета — лишь квартира в Лаврушинском переулке и мансарда на даче в Ново-Дарьино, где стоял старинный ломберный столик и стопками громоздились книги.
9. Двери ее дома всегда были открыты для гостей. Она собирала за одним столом студентов МЭИ, академиков, начинающих поэтов и знаменитых актеров.
10. Имя поэтессы при рождении — Гитель Лейбовна Волова.
Заграничные выезды и война
Несколько раз побывала за границей Барто Агния (биография это подтверждает). Впервые это произошло в 1937 году. Поэтесса попала в Испанию, где велись военные действия. Здесь она стала свидетельницей ужасных картин и услышала рассказы матерей, которые навсегда лишились детей. Уже в конце 30-х писательница отправилась в Германию, которая казалась игрушечной. Однако по лозунгам и нацистской символике поняла, что войны Советскому Союзу не избежать.
Во время Великой Отечественной Барто не хотела эвакуироваться из столицы и собиралась работать на радио. Однако ее второго мужа, специалиста по электростанциям, командировали на Урал, и он взял семью с собой – жену и двоих детей. Несмотря на это, поэтесса находила возможность приезжать в Москву и записывать передачи для Всесоюзного радио. В столице Барто жила в своей квартире и как-то раз попала под бомбежку. Ее дом не пострадал, зато разрушение соседнего она увидела и запомнила надолго.
В это же время она не раз просила зачислить себя в армию, и под конец войны ее желание было исполнено. Агнию отправили на фронт, где она в течение месяца читала бойцам свои детские стихи.
Последние годы
Всю свою жизнь Агния творила, работа не только доставляла ей удовольствие, но и помогала пережить сложные моменты в жизни, такие как смерть сына и мужа. До своих последних дней поэтесса была очень активной: путешествовала, занималась спортом и приобщала к нему внуков. Ее смерть была крайне неожиданной и скоропостижной. В начале 1981 года у нее начались проблемы с сердцем, весной случился инфаркт, который не удалось пережить. Врачи удивлялись тому, как она выжила в последние 10 лет, так как у нее были очень слабые сосуды. Умерла Агния Барто 1 апреля 1981 года и была похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.