«Любит? не любит? Я руки ломаю…» В.Маяковский
«Любит? не любит? Я руки ломаю…» Владимир Маяковский
Любит? не любит? Я руки ломаю и пальцы разбрасываю разломавши так рвут загадав и пускают по маю венчики встречных ромашек Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье
Пусть серебро годов вызванивает уймою надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие
Уже второй должно быть ты легла А может быть и у тебя такое Я не спешу и молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить
море уходит вспять море уходит спать Как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете И не к чему перечень взаимных болей бед и обид.
Уже второй должно быть ты легла В ночи Млечпуть серебряной Окою Я не спешу и молниями телеграмм Мне незачем тебя будить и беспокоить как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете и не к чему перечень взаимных болей бед и обид Ты посмотри какая в мире тишь Ночь обложила небо звездной данью в такие вот часы встаешь и говоришь векам истории и мирозданью
печатается без знаков препинания, как в записной книжке Маяковского
Анализ стихотворения Маяковского «Любит? не любит? Я руки ломаю…»
В последние годы жизни Маяковский работал над поэмой «Во весь голос». Как он сам объяснял замысел, это произведение – способ напрямую поговорить с потомками. Владимир Владимирович снабдил его подзаголовком – «Первое вступление в поэму». Изначально предполагалось, что «Во весь голос» станет частью задуманной Маяковским поэмы о пятилетке. Впоследствии от замысла пришлось отказаться. Владимир Владимирович предлагал воспринимать «Во весь голос» в качестве полностью самостоятельного и завершенного произведения. От так и не написанной поэмы, рассказывающей о пятилетке, остались еще несколько набросков. Они должны были представлять собой второе вступление, носящее лирический характер. В настоящее время их принято объединять и печатать под общим заглавием «Неоконченное». Один из этих отрывков – «Любит? не любит? Я руки ломаю…», при жизни поэта так и не увидевший свет и опубликованный впервые лишь в 1934 году. Второе вступление к поэме о пятилетке Маяковский намеревался сделать в виде письма к Лиле Юрьевне Брик – главной любви своей жизни. Владимир Владимирович познакомился с ней в 1915 году. Далее последовали бурные и полные перипетий отношения. Усложнялось все тем, что Брик была замужем и с законным супругом расставаться не собиралась.
Лирический герой стихотворения «Любит? не любит? Я руки ломаю…» отчаянно пытается разобраться, как же все-таки к нему относится дорогая его сердцу женщина. Ситуация настолько сложная, что приходится прибегать к народным методам. Предпочтение отдается гаданию на ромашке. При этом герой произведения – давно не мальчик и даже не юноша, о чем прямым текстом говорится: «…пускай седины обнаруживает стрижка и бритье…». И гадание на ромашке, и сама любовь, к нему приведшая, — в некоторой степени сумасшествие. Лирический герой прекрасно это понимает, но бороться со своими чувствами не намерен. Нормальная жизнь ему не нужна. Более того – он категорически не желает таковой жить и в финале выражает надежду на то, что позорное благоразумие вовек не придет к нему. Последние строки стихотворения воспринимаются как пророчество. Рядовым обывателем Маяковский так и не стал, покончив с собой в 1930 году. Интересно, что один из отрывков, включенных в «Неоконченное» — «Уже второй должно быть ты легла…» — частично вошел в текст предсмертной записки, оставленной поэтом и напечатанной в газетах вместе с заметкой о его самоубийстве.
НАТАЛЬЯ БРЮХАНЕНКО. «ТОВАРИЩ-ДЕВУШКА»
Наталья Брюханенко познакомилась с Владимиром Маяковским, когда ей было 20 лет, а ему — 33. После первого свидания они не виделись год, и только в 1926 году столкнулись там же, где и в первый раз, — в библиотеке Госиздата. И с тех пор стали практически неразлучны.
Друзьям Маяковский представлял ее: «Мой товарищ-девушка». Поэт был галантен и внимателен, обращался к своей «Наталочке» на «Вы». Он всегда приходил вовремя и сдерживал обещания, того же требовал и от нее. Чтобы Наталья Брюханенко не опаздывала на свидание, Маяковский подарил ей часы. И подписал для нее книгу:
Ее тоже заставил подписаться: «Согласна. Н. Брюханенко. 11/VII–27».
В 1927 году они отдыхали в Ялте. Каждое утро Маяковский работал, здесь поэт закончил поэму «Хорошо!». После обеда они готовились к ежедневным поэтическим выступлениям: «Темы разговора были: против есенинщины, против мещанства, против пошлятины, черемух и лун. За настоящие стихи, за новый быт». В день именин Натальи Брюхановой Маяковский подарил ей огромный букет роз, а потом начал покупать подарки и цветы во всех магазинчиках по дороге: «Один букет — это мелочь. Мне хочется, чтоб вы вспоминали, как вам подарили не один букет, а один киоск роз и весь одеколон города Ялты!»
Коротко о сюжете
Уже в начале стихотворения мы видим, как Маяковский делает микс любви к человеку и Родине, смешивая в одном бокале поцелуи и красный цвет любимых республик. Это коктейль страстного патриота, который не может разделить себя на части, но такое целое не всякий переживет.
Далее автор произведения коротко и нелестно отзывается о парижской любви:
По его мнению, она вся ненастоящая, затянутся в шелка и разукрашенная до потери своего Я. С помощью внешней оболочки рождается страсть, которую Маяковский сравнивает с собакой, делая больно другу человека.
Развитие сюжета стиха поэтапно – это своеобразное признание в любви, описание достоинств СССР и Завет завоевать Яковлеву.
В концовке Маяковский не разбрасывается мелочами, а обещает не просто завоевать сердце Татьяны, а при необходимости вырвать его из лап загнивающей Европы вместе с Парижем.
А как же Лиля Брик, спросит, знающий биографию Маяковского читатель? Лиличка подвинулась на время к краю кровати, как подвигался не раз сам Владимир.
Женщины Маяковского, подарившие ему детей
В 1925 году поэт посетил США. Он не знал английского языка, и Давид Бурлюк познакомил его с переводчицей. Её звали Елизавета Зиберт, и она была эмигранткой из России, в Америке же она носила имя Элли Джонс (фамилия мужа). К этому времени в отношениях с Лилей Брик наступил очередной кризис, и Владимир завёл новый роман, который привёл к рождению ребёнка. В то же время оба понимали, что у этих отношений нет будущего, Маяковскому придётся возвращаться на родину, а Елизавета уже однажды сбежала от большевистского режима. Элли и Владимир увидятся ещё раз в Ницце, эта встреча будет единственной возможностью увидеть дочь. Он пообещает приехать снова, но не сдержит обещания.
Совсем недавно широкой публике стало известно и о наличии у Маяковского сына. В 1920 году у него была очень короткая связь с замужней художницей Елизаветой Лавинской. Она не ушла от мужа, но оставила ребёнка, который всю жизнь страдал от нелюбви отчима.
Жанр, размер
Жанром анализируемого стихотворения является послание, поскольку автор обращается к конкретному человеку, о чем говорит даже название стихотворения. Для его написания поэт использует хорей, благодаря чему задает ритм и напряжение произведению.
Особенностью данного стихотворения является то, что в совокупности с любовной лирикой читатель наблюдает ряд политических высказываний. Поэт настолько является патриотом своей Родины, что даже свои нежные чувства ассоциирует с красным цветом республики.
Владимир Маяковский использует перекрестную и парную рифмовку, при этом выстраивая стихотворение своей «фирменной» лесенкой. Благодаря такому способу написания. Маяковскому было проще выделить интонационно необходимые моменты стихотворения.
Данное стихотворение представлено в форме монолога лирического героя, который обращается к своему адресату.
Средства выразительности
Творчество футуристов удивляет свежими, оригинальными образами, сложными ассоциациями, экспериментами с формой. Анализированное стихотворение – яркий пример этих особенностей популярного в начале ХХ века направления. Художественные средства, использованные Маяковским, позволяют автору передать внутреннее состояние лирического героя.
Каждый из созданных поэтом образов метафоричный: «я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана», «косые скулы океана», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб». Маяковский не изменяет себе, поэтому его метафоры несколько грубые. Дополняется картина эпитетами, но их в тексте немного: «жестяная рыба», «новые губы». Сравнений в тексте нет.
Средства выразительности помогают автору полно раскрыть тему и донести до читателей идею. Жесткости строкам придает аллитерация согласных «ж», «ч», «ш», «ц»: «На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ». Маяковский любит поиграть интонацией, но анализированные стихи отличаются спокойными повествовательными предложениями, лишь в конце появляется вопросительное предложение.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Свободы сеятель пустынный» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – год, тема, история создания, идея
Следующая
Анализ стихотворений«Как часто пестрою толпою окружен» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – идея, год, жанр
Мария Денисова – ещё один прообраз «Облака в штанах»
Эта женщина Маяковского стала утешеньем после болезненного разрыва с Софьей Шамардиной. Курортный роман вспыхнул в Одессе в 1914 году, куда футуристы прибыли с очередным концертом во время своего турне. Для поэта она стала «пожаром в сердце», он же не произвёл на неё настолько сильного впечатления, чтобы выйти за него замуж. Она ответила отказом. Для почитателей таланта Маяковского Мария осталась бы неизвестной, если бы не её имя героини «Облака…». Литературоведы считают, что образ – собирательный: черты характера Шамардиной, а имя – Денисовой. В дальнейшем Мария и Владимир останутся друзьями, она будет жаловаться ему в письмах на свои неудачные браки. Позднее, когда Денисова станет скульптором, она выполнит бюст своего знаменитого возлюбленного.
«Письмо Татьяне Яковлевой» В.Маяковский
В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть. Я не люблю парижскую любовь: любую самочку шелками разукрасьте, потягиваясь, задремлю, сказав — тубо — собакам озверевшей страсти. Ты одна мне ростом вровень, стань же рядом с бровью брови, дай про этот важный вечер рассказать по-человечьи. Пять часов, и с этих пор стих людей дремучий бор, вымер город заселенный, слышу лишь свисточный спор поездов до Барселоны. В черном небе молний поступь, гром ругней в небесной драме,- не гроза, а это просто ревность двигает горами. Глупых слов не верь сырью, не путайся этой тряски,- я взнуздаю, я смирю чувства отпрысков дворянских. Страсти корь сойдет коростой, но радость неиссыхаемая, буду долго, буду просто разговаривать стихами я. Ревность, жены, слезы… ну их! — вспухнут веки, впору Вию. Я не сам, а я ревную за Советскую Россию. Видел на плечах заплаты, их чахотка лижет вздохом. Что же, мы не виноваты — ста мильонам было плохо. Мы теперь к таким нежны — спортом выпрямишь не многих,- вы и нам в Москве нужны не хватает длинноногих. Не тебе, в снега и в тиф шедшей этими ногами, здесь на ласки выдать их в ужины с нефтяниками. Ты не думай, щурясь просто из-под выпрямленных дуг. Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук. Не хочешь? Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем. Я все равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоем с Парижем.
Аркадий Рывлин и его рассказ
Советский инженер слышал от матери удивительную историю о Маяковском и Яковлевой, а также тех цветах, которые тот посылал возлюбленной. По ее версии, весь гонорар от выступлений в Париже поэт перевел на счет цветочной фирмы, которая регулярно посылала женщине букеты. Они исправно делали это в годы войны и в более позднее время. Рывлин описал свой визит в Париж в 70-е гг., когда он не мог не побывать у возлюбленной известного поэта.
Женщина приняла соотечественника в своем доме и угостила его чаем. По легенде, в годы оккупации именно цветы спасли ей жизнь, потому что она продавала букеты «от Маяковского» и жила за счет этого. Рывлин спросил постаревшую, но все еще прекрасную женщину, правда ли, что она получает букеты до сих пор. Яковлева ничего не стала отвечать, лишь поинтересовалась, не торопится ли он.
Просто и прибыльно: стоит ли открывать игровую комнату для детей
Лучший аспект месяца для Водолеев: денежный гороскоп на июнь 2022
Без антиобщественности: есть ли польза высокой самооценки для психики человека
В определенный час раздался звонок, и на пороге появился посыльный с роскошным букетом золотистых хризантем. Он протянул букет хозяйке со словами: «От Маяковского».
История создания
Кому посвящено «Письмо Татьяне Яковлевой»? В 1928 году Владимир Маяковский побывал в Париже, где познакомился с художником-дизайнером Татьяной Яковлевой, и у них начался роман. В это время он написал два стихотворения, посвященных Татьяне, что, конечно же, вызвало недовольство Лили Брик, поскольку она была единственной женщиной, которой Маяковский посвящал стихи.
Данное стихотворение было опубликовано в 1956 году в Америке, в недоступном советским читателям журнале. Но Маяковский часто читал его в компаниях друзей после возвращения из Парижа. Тогда он не смог променять любовь к родине на страсть к женщине. Она же не могла последовать за ним, так как опасалась реакции советской власти на ее высокое происхождение. Кроме того, в Европе она жила богато, вращалась в светском кругу и была признанным дизайнером. Нищая жизнь на родине с убогим бытом и пролетарским пафосом была ей чужда.
Поэт звал Татьяну в Россию и хотел на ней жениться, но эмигрантка дворянского происхождения не собиралась возвращаться и ждала, что он переедет к ней во Францию. Маяковский хотел получить визу, но ему отказали, а Татьяна вместо любви выбрала удачный брак и комфортную жизнь в Париже. Поэт сильно переживал из-за разлуки, и, возможно, именно этот удар стал одним из фатальных и повлиял на его решение о самоубийстве.
Тема
В стихотворении переплетаются две темы — любовь к женщине и любовь к Родине. Лирический герой разрывается между этими чувствами, понимая, что не будет счастливым, если выберет что-то одно. Уже с первых строк он дает понять, что любовь к женщине не сможет затмить в нем чувства патриотизма, поэтому говорит, что даже в поцелуях и объятиях должен «пламенеть» цвет его республик.
Постепенно лирический герой переходит к рассуждениям о женской красоте. Француженки его не привлекают, так как в них красива только внешность, а под оболочкой пустота. Адресата своего послания он отделяет от француженок, ведь у этой женщины русские корни.
Лирический герой просит возлюбленную переехать в Россию. Он понимает, что женщина прекрасно знает изнанку Родины, поэтому описывает Советскую Россию, не скрывая и не приукрашивая ничего. В этих описаниях дополняется и портрет возлюбленной. Герой знает, что она пережила: «не тебе в снега и тиф шедшей этими ногами…» .
В последних строках мужчина приглашает возлюбленную в свои руки, но знает, что она откажет, поэтому просто обещает завоевать ее любовь.
В стихотворении развивается идея о том, что любовь вдохновляет людей на самые смелые поступки. Также автор доказывает, что человек не может выбирать между патриотизмом и любовью к другому человеку.
Рождение легенды
В глазах всех Маяковский слыл поэтом политическим, но Яковлева поняла, что в душе он был самым настоящим лирическим героем. Когда ему нужно было вернуться ненадолго в Россию, из-за заболевания легких молодая женщина не смогла его сопровождать, но он договорился с одной из оранжерей, и каждый вечер ей доставляли цветы от него с записочками, написанными в стихах. Яковлева не любила срезанные цветы, поэтому ей присылали их в корзинах.
В октябре 1929 года Маяковский должен был вернуться, но не приехал. Он сделал перед отъездом предложение Яковлевой в надежде, что та последует за ним, но женщине нужно было время все обдумать. Ей было неловко перед родственниками, которые вывезли ее за границу из Пензы из-за больных легких. Они покинули Родину, а она туда вернется!
Дешево, окупаемо: стоит ли открывать веревочный парк
Правда ли, что с возрастом у человека становится всё меньше веры в себя
Спрос россиян на скутеры и мотоциклы растёт
Когда стало понятно, что Маяковский не вернется в Париж, Яковлева ответила на ухаживания дю Плесси и вышла за него замуж. Однако до последнего она хранила записки Маяковского в одном из сейфов Гарварда.
Анализ стихотворения Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой»
Лирика Владимира Маяковского весьма своеобразна и отличается особой оригинальностью. Дело в том, что поэт искренне поддерживал идеи социализма и считал, что личное счастье не может быть полным и всеобъемлющим без счастья общественного. Эти два понятия настолько тесно переплелись в жизни Маяковского, что ради любви к женщине он никогда не предал бы родину, а вот наоборот мог поступить очень даже легко, так как не представлял свою жизнь за пределами России. Конечно, поэт часто критиковал недостатки советского общества с присущей ему резкостью и прямолинейностью, однако при этом считал, что живет в самой лучшей стране.
В 1928 году Маяковский побывал за границей и познакомился в Париже с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, которая в 1925 году приехала в гости к родственникам и решила остаться во Франции навсегда. Поэт влюбился в красавицу-аристократку и предложил ей вернуться в Россию на правах законной супруги, однако получил отказ. Яковлева сдержанно воспринимала ухаживания Маяковского, хотя и намекала на то, что готова выйти замуж за поэта, если он откажется возвращаться на родину. Страдая от неразделенного чувства и от осознания того, что одна из немногих женщин, которая так хорошо его понимает и чувствует, не собирается расставаться с Парижем ради него, Маяковский вернулся домой, после чего отправил избраннице стихотворное послание «Письмо Татьяне Яковлевой» – резкое, полное сарказма и, в то же время, надежды.
Начинается это произведение с фраз о том, что любовная горячка не может затмить чувства патриотизма, так как «красный цвет моих республик тоже должен пламенеть», развивая эту тему, Маяковский подчеркивает, что не любит «парижскую любовь», а точнее, парижских женщин, которые за нарядами и косметикой умело маскируют свою истинную сущность. Вместе с тем, поэт, обращаясь к Татьяне Яковлевой, подчеркивает: «Ты одна мне ростом вровень, стань же рядом с бровью бровь», считая, что коренная москвичка, прожившая во Франции несколько лет, выгодно отличается от жеманных и легкомысленных парижанок.
Пытаясь уговорить избранницу вернуться в Россию, Маяковский без прикрас рассказывает ей о социалистическом быте, который Татьяна Яковлева так упорно пытается вычеркнуть из своей памяти. Ведь новая Россия – это голод, болезни, смерть и нищета, завуалированная под равноправие. Оставляя Яковлеву в Париже, поэт испытывает острое чувство ревности, так как понимает – у этой длинноногой красавицы и без него хватает поклонников, она может позволить себе ездить в Барселону на концерты Шаляпина в обществе таких же русских аристократов. Однако, пытаясь сформулировать свои чувства, поэт признается, что «я не сам, а я ревную за Советскую Россию». Таким образом, Маяковского гораздо сильнее гложет обида за то, что лучшие из лучших покидают родину, чем обычная мужская ревность, которую он готов взнуздать и смирить.
Поэт понимает, что кроме любви, он ничего не может предложить девушке, которая поразила его своей красотой, умом и чуткостью. И он заранее знает, что получит отказ, когда обращается к Яковлевой со словами: «Иди сюда, на перекресток моих больших и неуклюжих рук». Поэтому финал этого любовно-патриотического послания наполнен едкой иронией и сарказмом. Нежные чувства поэта трансформируются в злость, когда он адресует избраннице достаточно грубую фразу «Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем». Этим поэт хочет подчеркнуть, что считает Яковлеву предательницей не только по отношению к себе, но и к родине. Однако этот факт нисколько не остужает романтического пыла поэта, который обещает: «Я все рано тебя когда-нибудь возьму – одну или вдвоем с Парижем».
Нужно отметить, что с Татьяной Яковлевой Маяковскому больше так и не удалось увидеться. Через полтора года после написания этого письма в стихах он покончил жизнь самоубийством.
Анализ стихотворения Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой»
Видео: Документальный фильм о Владимире Маяковском и его отношениях с четой Брик
https://youtube.com/watch?v=DvfW6ihrHec
Вам будет интересно почитать:
- Стоит ли переводить ребёнка на домашнюю, семейную, дистанционную форму обучения. Плюсы и минусы альтернативного образованияКак скачать музыку из “Вконтакте” с компьютера, с телефона с системой Android, с Iphone. Программы для скачивания музыки во “Вконтакте”Самые загрязнённые моря, реки и озёра России: рейтинг водоёмов с фото и видеоКак быстро самостоятельно выучить иностранный язык с нуля. Как самостоятельно научиться свободно писать и читать на иностранном языке. Интернет ресурсы для изучения иностранного языка: Hello Talk; HiNative; Tandem; Hello Pal
ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА. «ТЫ ОДНА МНЕ РОСТОМ ВРОВЕНЬ»
Татьяна Яковлева эмигрировала в Париж в 1925 году. Она работала манекенщицей в доме моды Кристиана Диора и снималась для рекламных плакатов. Когда в 1928 году в столицу Франции приехал Владимир Маяковский, то сестра Лили Брик, Эльза Триоле, познакомила его с Яковлевой. В первый же вечер знакомства Маяковский провожал ее до дома. Когда в холодном такси она начала кашлять, поэт снял свое пальто и укрыл ее. Яковлева писала об этом вечере: «С этого момента я почувствовала к себе такую нежность и бережность, не ответить на которую было невозможно».
Они гуляли каждый день. Художник Василий Шухаев вспоминал, что Яковлева и Маяковский были «замечательной парой», на них часто засматривались прохожие.
Роман на троих
Брик не собиралась расставаться с мужем из-за влюбленности в Маяковского, Осип тоже сдержанно относился к присутствию в их совместной жизни Владимира. Таким образом, у них сформировался «тройственный союз», который эпатировал публику, но не был уникальным явлением – похожим образом личная жизнь сложилась и у нескольких других литературных деятелей.
Лиля принимала активное участие в развитии творческой карьеры Маяковского, искала издателей, готовых выпускать его книги.
Первый кризис в их личных отношениях наступил в 1922 г., на некоторое время Брик предложила поэту расстаться. Их разлука продлилась 2 месяца, Лиля перенесла ее спокойно, а Маяковский тяжело переживал вынужденное расставание и отправлял ей подарки. В то же время, он продолжал встречаться с Осипом для обсуждения совместных творческих планов.
Лиля, Осип и Маяковский
Брик всегда обладала субтильным телосложением и никогда не была общепризнанной красавицей. В то же время, это не мешало ей заводить многочисленные романы, мужчины не могли противостоять ее обаянию. Маяковскому и Осипу Брику оставалось только смириться с таким положением вещей. Сам Маяковский тоже имел короткие, мимолетные связи, не оставляющие следа в его сердце. Тем не менее, ему удалось стать отцом двоих детей: русская эмигрантка Елизавета Зиберт родила от него дочь. Также считается, что он является биологическим отцом советского скульптора Никиты Лавинского.
Лиля беспокоилась, что Маяковский может жениться на ком-то, поэтому старалась привязать его покрепче, используя все доступные ей методы. Например, она не стеснялась просить у поэта деньги, и он потратил немало средств на удовлетворение ее нужд.
Лиля Брик
Троица много путешествовала, и вместе, и поодиночке. В разлуке Маяковский закидывал Лилю любовными письмами и всегда стремился привезти для нее дорогие подарки, подчеркивая свою преданность. Временами им все-таки овладевала ревность, и он требовал у возлюбленной верности по отношению к нему. Лиля эти требования игнорировала, а Осип стремился призвать Маяковского к здравому рассудку и признать, что эта женщина является неуправляемой стихией.
Последний год жизни поэта, 1930, начался для него очень тяжело. Его преследовали творческие неудачи, а Лиля и Осип отправились в путешествие по Европе. Он слал им телеграммы и просил о скорейшем возвращении, но 14 апреля он покончил с собой, выстрелив себе в голову из огнестрельного оружия.
Лиля Брик и Маяковский