Пелагея – дочь Авдотьи и Ивана Тургенева
Отношения молодого дворянина, приехавшего на каникулы в родовое поместье Спасское-Лутовиново, и вольнонаемной белошвейки Авдотьи Ивановой сложно назвать романом. Привлекательной девушке удалось лишь пробудить страстные чувства молодого барина, который впоследствии не мог вспомнить даже ее лица.
Иван Тургенев в 19 лет
Заметная беременность стала причиной высылки белошвейки в Москву, к своим родителям. А Ивану Тургеневу суровая матушка пригрозила забрать наследство, когда он изъявил намерение жениться на Авдотье.
О рождении 9 мая 1842 года дочери Пелагеи Ивана Сергеевича никто не известил. Отъезд писателя за границу, новые события в жизни, вычеркнули из памяти мимолетное увлечение.
Девочка росла у Варвары Петровны, матери Тургенева, в положении крепостной. Внешнее сходство с сыном только забавляло помещицу. Дворовые дразнили девочку «барышней» и заставляли выполнять непосильную работу.
Дочь Тургенева — Полина
Тургенев узнал о судьбе внебрачной дочери, когда Пелагее исполнилось восемь лет. Желая спасти ребенка от издевательств, писатель забрал в 1850 году девочку во Францию, по договоренности поселил в семью Полины Виардо.
Непреодолимая страсть
Любовь всей своей жизни Иван Сергеевич Тургенев встретил в 1843 году, ей было 22, ему 25. Это случилось в Санкт-Петербурге на представлении итальянской оперы «Севильский цирюльник». Ему удалось пройти за кулисы, чтобы выразить свое восхищение певице — Полине Виардо-Гарсия и передать ей цветы. С этого дня он окончательно потерял голову от любви, ходил на все ее спектакли, чтобы только ее видеть и слышать ее чарующий голос. О своей страсти он писал так: «С той самой минуты, как я увидел ее в первый раз — с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит своему хозяину. Я уже не мог жить нигде, где она не жила; я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, пустился вслед за этой женщиной. Я не мог отвести взора от черт ее лица, не мог наслушаться ее речей, налюбоваться каждым ее движением; я, право, и дышал-то вслед за нею».
Полина Виардо. Портрет художника Неффа
Внешне Полина была некрасива, сутулая, с глазами навыкате, но благодаря своему таланту и притягательности, она пользовалась огромным успехом у мужчин. Тургенев, говоря о некрасивости Виардо, заявлял: что «ни единой точки на лице мадам Виардо не изменил бы» — таким совершенным оно ему казалось.
Полина, дочь испанского певца М.Гарсия, была известной оперной исполнительницей. Она вышла замуж в 1840 году, ее муж — Луи Виардо, композитор и директор итальянского театра в Париже, был старше ее на 21 год. Но брак оказался удачным и вполне счастливым. Полина Виардо была не только известной певицей, но и находилась в центре артистической, художественной и литературной жизни Парижа. Их дом посещали такие выдающиеся личности, как Жорж Санд, Золя, Лист, Сен-Санс, Флобер, Чайковский, Шопен и, конечно, Тургенев. Появление поклонника Тургенева у Полины не вызвало протеста ее мужа, напротив, он принимал Ивана в своем доме и наладил с ним дружеские отношения.
В 1845 году Тургенев выехал в Париж, а через два года остался в нем навсегда вместе со своей внебрачной дочерью, тоже Полиной, поселившись в доме Виардо в качестве «друга семьи». Это была странная «любовная связь», вызывавшая непонимание многих современников в России. Однажды Полина Виардо так сказала о своих отношениях с Тургеневым: «Сорок два года я прожила с избранником моего сердца. И чувства наши были основаны на законах, нами принятых и непонятных для толпы».
Мать Тургенева никогда не принимала и не понимала увлечение сына, она называла Виардо «грязной цыганкой» и денег по-прежнему не давала. Но этот период жизни писателя стал очень плодотворным. Он начал работу над знаменитыми «Записками охотника».
«Она не вернулась больше в мир»
Она всегда была верующей, но речи о том, чтобы всецело посвятить свою жизнь Богу, не вела. Скоропостижная смерть единственного сына Николая изменила всю ее жизнь: он сгорел от тифа спустя всего несколько месяцев после собственной свадьбы. С упованием на Бога переживая этот удар, Мария Николаевна поняла, что жить так, как прежде, она больше не может. В ней постепенно угас всякий интерес к мирской жизни. Она стала все больше погружаться в религиозные размышления, и у нее появился духовник — протоиерей кремлевского Архангельского собора в Москве отец Валентин Амфитеатров. «На мать он произвел сильное впечатление, — вспоминала Елизавета Оболенская. — Она увлеклась им; не пропускала ни одной его службы, ни одного случая побеседовать с ним. В продолжение двух лет он был ее наставником и духовником, но этого ей было недостаточно; ею овладело стремление в корне изменить свою жизнь. Ей хотелось порвать с городом, со всем прежним и начать совсем новую жизнь».
Монашество — не чуждая для истории семьи Толстых тема. Две родные тетки Марии Николаевны — П. И. Юшкова и А. И. Остен-Сакен — жили при монастыре и обе упокоились на монастырском кладбище Оптиной пустыни. Кстати, на похоронах последней, когда маленькую Марию подвели под благословение к старцу Леониду, он произнес непонятное тогда для нее пророчество: «Маша, будешь наша».
Шамордино. Фото конца XX века
Мысль о монашестве укрепилась в сознании Марии Николаевны при посещении Оптиной пустыни и беседах со старцем Амвросием. «Она без колебаний подчинила ему свою волю, и он с этого дня стал ее духовным руководителем, она не вернулась больше в мир», — вспоминала дочь Елизавета. Шамординский монастырь находился под опекой основавшего его отца Амвросия, и ни одна постройка не воздвигалась без его указания, ни одна монахиня не принималась в обитель без его согласия. Отец Амвросий выбрал место для строительства кельи Марии Николаевны и сам нарисовал ее план. Но Марию Николаевну постригли в монахини уже после его смерти. Так навсегда покинула мир графиня Толстая.
Строптивый и в чем-то даже бунтарский нрав Марии Николаевны проявлялся в ее отношении к совершению молитвы. В церкви она никогда не ставила свечей, как это делали другие монахини, не прикладывалась к образам, не служила молебнов, а молилась просто и тихо на своем месте, где у нее стоял стул и был постелен коврик. Первое время шамординские сестры на нее искоса посматривали, но потом привыкли.
Послушанием Марии Николаевны было чтение неусыпаемой Псалтири. Псалтирь читали, как правило, старшие послушницы и монахини из дворян. С 1897 года чтением Псалтири заведовала мать Мария. «Самым трудным было для матери монашеское послушание, которое для монахов обязательно, считается важнее всего, — вспоминала Елизавета Оболенская. — Она, которая всю жизнь никому не подчинялась, ничьей воли над собой не признавала, должна была во всем спрашивать разрешение игуменьи или духовника. Это было ей очень трудно, и она должна была много над собой работать, смирять себя».
О некоторых сторонах личности и частной жизни
Варвара Петровна Тургенева известна по воспоминаниям и свидетельствам близко знавших её людей и родственников как женщина, лишённая обаяния и доброго начала. Испытания детства и юности, перенесённые в семьях отчима Сомова, чьё полное имя неизвестно, и дяди И.И. Лутовинова, не сделали её милосердной и участливой к чужой беде, а лишь ожесточили.
Непредвиденно получив по наследству богатство дяди, она стала жестокой крепостницей. Материнство не смягчило её сердца. Суровый, гневливый характер лишил её сыновей Николая, Ивана и Сергея счастья детства.
Сыновья — Иван и Николай
Она не стала любимой и любящей женой. Её брак с Сергеем Николаевичем Тургеневым – это постоянные терзания из-за ревности.
Сергей Тургенев
Существуют предположения, что женщина имела проблемы психического характера. Это выражалось и в переменах настроения, и в «чудачествах». В своём имении она воображала себя императрицей. У неё были свои департаменты, министерства, полиция. Для подданных шилась специальная форма. Министры утром являлись для доклада. Любой проступок карался. Повторяемым любимым изречением было: «Хочу казню, хочу милую».
Семейные взаимоотношения
А вот Варвара Лутовинова — мать Ивана Сергеевича, была старше своего мужа и отличалась суровостью нрава. И к своему сыну особой любви она тоже не проявляла, считая его слабохарактерным человеком. Между родителями складывались сложные отношения, и о никакой любви не шло и речи. Эти переживания юности отразило творчество Тургенева в произведениях «Три портрета» и «Однодворец Овсянникова».
Тургенев в детстве. Неизвестный художник
Внешне Иван Тургенев напоминал своего отца — высокого роста, красивый с голубыми глазами, но характером был совсем другим. Хорошо образован, знал несколько языков (немецкий, французский), после окончания Петербургского университета впервые выехал за границу, посетил Германию. Сравнивая уровень жизни России и Германии, понял, насколько Россия далека от цивилизации. Это впечатление сыграло судьбоносную роль в его жизни, большую часть которой Тургенев провел за границей.
В молодые годы личная жизнь Ивана Тургенева не складывалась, он вел беспечный образ жизни, временные увлечения однажды закончились тем, что одна из крепостных Дуня родила ему дочь, которую он впоследствии воспитывал сам. И с деньгами у него было туго, его мать владела всем семейным имуществом (5000 душ крестьян), но сыну денег не давала. Ему приходилось жить на гонорары от издателей, так продолжалось до 1850 года — смерти матери.
Роман Толстой
Однажды Мария Николаевна попросила брата прислать ей новый роман, который «ужасно будет приятно прочесть». Речь шла об уже нашумевшей «Анне Карениной», первая и вторая части которой вышли в журнале «Русский вестник». В это время Мария как раз переживала последствия своего бурного любовного романа. Но, еще не зная, чем окончится сочинение Льва Николаевича, она написала ему: «Мысль о самоубийстве начала меня преследовать… так неотступно, что это сделалось вроде болезни или помешательства… Боже, если бы знали все Анны Каренины, что их ожидает, как бы они бежали от минутных наслаждений, которые никогда и не бывают наслаждениями, потому что все то, что незаконно, никогда не может быть счастием».
Лишь благодаря своему характеру и усилиям брата Мария не упала в бездну. И чтобы узнать истинные причины столь глубокого отчаяния, давайте проследим жизнь Марии Николаевны Толстой до этого ее Рубикона.
Мария Толстая. Фото начала 1850-х гг.
Осиротевшая в младенчестве Мария (мать умерла, когда ей едва исполнилось полгода, а отец — семь лет. — О. Л.) вместе со старшими братьями — Николаем, Сергеем, Дмитрием и Львом — воспитывалась тетушками в православных традициях. С Левушкой, который был старше ее всего на полтора года, они были особенно привязаны друг к другу, да и характерами были схожи. С 16 лет Лев наотрез отказался ходить на литургию, держать посты, исповедоваться и причащаться. В студенческие годы вместо нательного креста он носил на груди медальон с изображением Жан-Жака Руссо, которого считал своим кумиром. В отличие от бунтаря-брата, Мария не уклонялась от молитв и таинств Православия
Но избалованная вниманием и потаканием опекунш, изнеженная и капризная, она категорически не подчинялась укладу жизни «от звонка до звонка»
Однако недостаток институтского образования компенсировался домашним: Мария Николаевна прекрасно говорила по-французски, играла на скрипке и фортепиано, рисовала, была остроумной собеседницей.
Тетушки-опекунши поспешили сбыть с рук племянницу, сосватав ее за дальнего родственника Валериана Петровича Толстого, который был старше на целую ее жизнь — на 17 лет. В первый же год брака Мария призналась Льву Николаевичу в письме: «Я вышла замуж за того, кого любила». Похоронив первенца и родив еще троих детей — Варвару (1845), Николая (1847) и Елизавету (1852), — Мария Николаевна вдруг поддалась сердечному увлечению. Когда Иван Сергеевич Тургенев приехал в свое имение Спасское-Лутовиново и супруги Толстые по-соседски нанесли ему визит вежливости, между 24-летней Марией и 36-летним Тургеневым мгновенно возникла взаимная симпатия. Похоже, Мария произвела сильное впечатление на писателя, так как о знакомстве с ней он сообщил и П. В. Анненкову: «…одно из привлекательнейших существ, какие мне только удавалось встретить. Мила, умна, проста — глаз бы не отвел. <…> Я едва ли не влюбился», и Е. Я. Колбасину: «Премилая, симпатичная женщина», и Н. А. Некрасову: «Жена графа Толстого, моего соседа — сестра автора “Отрочества” — премилая женщина, умна, добра и очень привлекательна. Завтра я с графиней Толстой крещу у тургеневского попа, покумлюсь с ней». Не искушенная в тонкостях светского обхождения, Мария приняла эмоции писателя за подлинное увлечение ею. Брат Николай с тревогой сообщал Льву: «Машенька в восхищении от Тургенева. Но Маша не знает света и вполне может ошибиться насчет такого умного человека, как Тургенев». Плодом той влюбленности стала тургеневская повесть «Фауст», главная героиня которой Вера Ельцова — копия Толстой. В одном из своих писем Иван Сергеевич признается ей: «“Фауст” был написан на переломе, на повороте жизни — вся душа вспыхнула последним огнем воспоминаний, надежд, молодости». И ничего не обещает.
«Одна из семисот Шамординских дур»
Монахиня Мария теперь бывала в родной Ясной Поляне лишь по благословению. Однажды Лев Николаевич уговаривал ее задержаться в гостях, но она сказала: «Я этого не могу без благословения старца Иосифа. Без его благословения наши монахини вообще ничего не предпринимают». «А сколько всех монахинь в Шамордине?» — поинтересовался Толстой. «Семьсот». — «И ни одна из вас, семисот дур, не может жить своим умом! Для всего нужно благословение старца!» Мать Мария с кроткой улыбкой парировала: «Мы за вас молимся, не все же мы дуры».
И в следующую встречу она подарила брату вышитую подушечку с запиской: «Одна из семисот Ш-х дур». Лев Николаевич был смущен этим и очень сожалел о сказанном. На той подушечке на красно-черном фоне белым крестиком монахиня Мария обозначила главные православные символы. Вышивая Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Спасителя, она мысленно напоминала брату, что только в Нем спасение; крест — символ скорби, болезни и прочих тягот земной жизни, посылаемых Богом; пальма — символ мученичества; ключи — от Царствия Небесного; якорь — надежда на спасение; корона — Царский венец, уготованный тому, чье сердце всецело принадлежит Богу, кто хранит уста от многословия (замок), кто славословит Бога (лира) и живет, не заботясь о завтрашнем дне (бабочка); потир — церковная чаша, в которой выносятся Святые Дары во время Божественной литургии; петух — напоминание христианам об отречении апостола Петра и милости Божией, прощающей грехи раскаявшимся грешникам. До сих пор эта подушечка хранится в комнате писателя в его музее-усадьбе «Ясная Поляна».
В другой раз, когда мать Мария приехала погостить к брату, ее поместили в комнате «со сводами». Ложась спать, она стала искать образ, чтобы помолиться, и, увидев в углу что-то темное, решила, что это икона. А утром разглядела, что это просто горстка мух, прилипших к «ловушке». Мария Николаевна рассказала об этом за завтраком и недовольно заметила, что в доме не на что даже перекреститься. Лев Николаевич, видя, что она в дурном настроении, промолчал. А уже за обедом, когда к суфле из репы сестра попросила сахару, заметил: «Как это ты репу ешь с сахаром? Тебя за это Бог накажет, и мухи не спасут». Все от души рассмеялись, и Мария Николаевна в первую очередь. «Она все больше и больше производила отрадное впечатление человека успокоившегося, нашедшего то, что он искал. Пускай ее вера была детская, пускай она была неразумная, но она помогла ей стать лучше и счастливее», — вспоминала дочь Елизавета.
Общая характеристика типажа
Основными героинями, которых можно отнести к данной группе, относятся Елена Стахова («Накануне»), Ася (повесть «Ася»), Наталья Ласунская — героиня романа «Рудин». Анна Одинцова из главного романа Тургенева «Отцы и дети» не является представительницей тургеневских барышень.
При написании сочинения следует показать, что это очень разные девушки с различными судьбами и характерами. Однако они имеют определенные общие черты:
- Женственность. Красота не всегда присуща этим героиням, да и она не столь важна Тургеневу, как чарующая женственность, нежность, идущая из глубины души. Эти женщины созданы для любви, счастливой семейной жизни. Они готовы отдать себя любимому человеку без остатка. Но судьба часто играет с ними злую шутку, сводя с мужчинами, которые внутренне слабее своих избранниц.
- Образованность, ум, начитанность. Это не простушки, не имеющие собственных мыслей. Каждая из героинь по-своему умна. Конечно, наивную девочку Асю нельзя сравнивать с пережившей многое Еленой Стаховой. Но обе они очень интересны, умеют мыслить, отличаются собственными взглядами на жизнь.
- Нравственность, добродетель. В героинях нет ни тени порока. Они чисты, духовны, возвышенны. Нет в них ни грамма меркантильности, лжи. Это открытые бесхитростные люди, одухотворенные и глубоко порядочные.
К сожалению, Тургенев не сделал счастливой ни одну из своих героинь. Возможно, что из-за собственного трагического любовного опыта он не верил, что счастье в этом мире достижимо. А может быть, прописывая женщинам непростые испытания и тяжелый жизненный путь, он хотел показать, что сломить такую девушку нелегко. Несмотря на кажущуюся ранимость, хрупкость, это удивительно цельные и сильные натуры.
Детство и юность
Родился один из столпов классической русской литературы в Орле, в старинной дворянской семье. Детство Ивана Сергеевича прошло в материнском имении Спасское-Лутовиново неподалеку от Мценска. Он стал вторым сыном из трёх, родившихся у Варвары Лутовиновой и Сергея Тургенева.
Портрет Ивана Тургенева
Семейная жизнь родителей не сложилась. Отец, прокутивший состояние красавец-кавалергард, по расчету женился на не красавице, но состоятельной девушке Варваре, которая была старше его на 6 лет. Когда Ивану Тургеневу исполнилось 12, отец покинул семью, оставив на попечение супруги троих детей. Спустя 4 года Сергей Николаевич умер. Вскоре скончался от эпилепсии младший сын Сергей.
Сергей Николаевич, отец Ивана Тургенева
Николаю и Ивану пришлось несладко — у матери был деспотический характер. Умная и образованная женщина хлебнула в детстве и юности немало горя. Отец Варвары Лутовиновой умер, когда дочь была ребенком. Мать, вздорная и деспотичная барыня, образ которой читатели увидели в рассказе Тургенева «Смерть», вышла замуж повторно. Отчим пил и не стеснялся бить и унижать падчерицу. Не лучшим образом обращалась с дочерью и мать. Из-за жестокости матери и побоев отчима девушка сбежала к родному дяде, оставившему племяннице после смерти в наследство 5 тысяч крепостных.
Варвара Петровна, мать Ивана Тургенева
Не знавшая в детстве ласки мать хотя и любила детей, особенно Ваню, но обращалась с ними так же, как с ней в детстве обращались родители — сыновьям навсегда запомнилась тяжелая матушкина рука. Несмотря на вздорный нрав, Варвара Петровна была женщиной образованной. С домашними она разговаривала исключительно на французском языке, требуя того же от Ивана и Николая. В Спасском хранилась богатая библиотека, состоящая в основном из французских книг.
Иван Тургенев в возрасте 7 лет
Когда Ивану Тургеневу исполнилось 9, семья переехала в столицу, в дом на Неглинке. Мама много читала и привила детям любовь к литературе. Предпочитая французских писателей, Лутовинова-Тургенева следила за литературными новинками, дружила с Василием Жуковским и Михаилом Загоскиным. Варвара Петровна досконально знала творчество Николая Карамзина, Александра Пушкина, Николая Гоголя и цитировала их в переписке с сыном.
Образованием Ивана Тургенева занимались гувернеры из Германии и Франции, на которых помещица не жалела денег. Богатство русской литературы будущему писателю открыл крепостной камердинер Федор Лобанов, ставший прототипом героя рассказа «Пунин и Бабурин».
Иван Тургенев в детстве
После переезда в Москву Ивана Тургенева определили в пансион Ивана Краузе. Дома и в частных пансионах юный барин прошел курс средней школы, в 15 лет он стал студентом столичного университета. На факультете словесности Иван Тургенев проучился курс, затем перевелся в Петербург, где получил университетское образование на историко-философском факультете.
В студенческие годы Тургенев переводил стихи Шекспира и лорда Байрона и мечтал стать поэтом.
Иван Тургенев в молодости
Получив диплом в 1838 году, Иван Тургенев продолжил образование в Германии. В Берлине прослушал курс университетских лекций по философии и филологии, писал стихи. После рождественских каникул в России Тургенев на полгода отправился в Италию, откуда вернулся в Берлин.
Весной 1841-го Иван Тургенев прибыл в Россию и через год сдал экзамены, получив магистерскую степень по философии в Петербургском университете. В 1843-м поступил на должность в Министерство внутренних дел, но любовь к писательству и литературе перевесила.
Тайное венчание
Девочка Лиза появилась на свет в июле 1775 года в Москве, в Пречистенском дворце. В те дни императрица сказалась больной, якобы отравившись немытыми фруктами. По слухам, к тому времени Екатерина II и Григорий Потёмкин тайно обвенчались. Доказательства этого можно найти, например, в многочисленных письмах современников, а также в письмах самой императрицы к своему фавориту: Екатерина называла Потёмкина «милым другом и нежным мужем». Вероятнее всего, если свадьба и была, то она состоялась в январе 1775 года, незадолго до отъезда из Петербурга в Москву. На тот момент императрица уже могла быть беременна. Против этой теории говорит, например, тот факт, что ко дню рождения девочки Екатерине II было уже далеко за 40 — возраст, в котором рождение детей даётся вовсе не так просто. К тому же императрица не признала дочь несмотря на то, что другие её внебрачные дети часто появлялись при дворе. О судьбе девочки императрица заботилась лишь из уважения к Потёмкину и его памяти.
Г. А. Потёмкин-Таврический. Иоганн Баптист Лампи Старший. (wikipedia.org)
Замужество
Сразу после пансиона Елизавета вышла замуж за Ивана Христофоровича Калагеорги. Юноша из благородного греческого рода был специально выписан в Россию, чтобы состоять в свите Константина Павловича. Первое время молодожёны жили в доме Самойлова, затем перебрались в Херсон, после — в Екатеринослав. Дела у семьи не клеились: карьера у Ивана Христофоровича не задалась, одна должность сменяла другую, и нигде не получилось закрепиться. Денег всегда не хватало: небольшие имения не могли обеспечить семью, в которой родились 6 дочерей и 4 сына. Затем отец семейства заболел и вышел в отставку. Вероятно, его старому другу Константину Павловичу удалось выхлопотать у императора неплохой пенсион.
Женские образы в творчестве Тургенева и Бунина
(346 слов) Произведения двух гениальных писателей Тургенева и Бунина являются примером настоящей классической литературы. Писатели показывают характер и душу русского человека с изяществом мастеров. Но особенно любопытно проследить, какой предстает женщина в их прозе, что она собой представляет?
Женские образы Тургенева воплощают в себе нравственных девушек, которые ради любви готовы пойти на подвиги. Одним из главных проявлений их характера считается честность. Некоторые героини могут показаться слабыми внешне, но при этом духовно они сильны. Например, героиня произведения «Ася» — мечтательница, робкая, своенравная, по-детски искренняя. За эти добродетели она и была отвергнута своей любовью, несмотря на взаимность чувства. Мужчина не понял ее непосредственности и открытости, он испугался ее горячности, и потом сожалел об этом. Но героини Тургенева никогда не возвращаются к былой любви. Следующая дама, Елена Стахова, из произведения «Накануне» — девушка сильная, готова идти на подвиги не только ради любимого, но и ради общества. В произведении говорится о взаимной, искренней любви, которая переплетается с общей целью, одним призванием на двоих. Она готова идти за Инсаровым и его идеей, чего бы ей это не стоило. Это смелая, самоотверженная и верная спутница.
Женские образы Бунина проникнуты нежностью, драмой. Они не боятся испытаний и вопреки обстоятельствам любят своего избранника до конца своих дней. У них нет тургеневской гордости, зато есть страстность, порой доходящая до греховности. К примеру, героиня из произведения «Темные аллели» — необыкновенно сильная дама, выдержавшая немало испытаний. Пройдя через годы одиночества и разочарований, она не погубила в себе чувство любви. Примечательно, что она не вышла замуж потому, что не хотела обманывать хорошего человека. Такой любви, как к обманувшему ее Николаю, она больше ни к кому не может испытать. Другой пример описан в рассказе «Легкое дыхание»
Оля щедро раздаривает свое внимание мужчинам, но в ее поступках столько наивного женского очарования, что их не получается осуждать. Эта юная прелестница еще не определилась, чего она хочет, но ревнивый и злой мужчина эгоистично лишает ее жизни лишь за то, что она отказывается стать его женой
Бунин и Тургенев в своих произведениях описали сильных, храбрых и преданных женщин. Но Иван Алексеевич сделал акцент на чувственности и страсти женской натуры, а Иван Сергеевич показал гордость и своенравие слабого пола.
Детские годы
Варвара Петровна Тургенева (урождённая Лутовинова) и её жизнь хорошо иллюстрируют понятие крепостнического уклада русского общества, существовавшего на протяжении веков. Она родилась в 1787 году на Орловщине. Отец умер раньше её появления на свет. Ребёнка отдали на воспитание тёткам в имение Петровское. Мать второй раз вышла замуж и забрала уже повзрослевшую 8-летнюю Варвару в село Холодово Кромского уезда.
Отчим Сомов был грубым, скорым на расправу за любую провинность. От него страдали и жена, и падчерица. После смерти матери жизнь девочки стала невыносимой. Не выдержав побоев, она сбежала к дяде по отцу, Лутовинову Ивану Ивановичу.
В его огромном богатом имении Спасское-Лутовиново Варвару никто не бил, родственник даже платил за её домашнее образование. Но и здесь её никто не любил. Дядя намеренно подчёркивал некрасивую внешность племянницы, к которой никто не сватался. У неё было положение бедной унижаемой приживалки.
Варвара Петровна в молодости