В госдуме обсудили будущую национальную систему высшего образования

Введение

Понятие Четвертой индустриальной революции (Индустрия 4.0)

Четвертая индустриальная революция (Индустрия 4.0) — переход на полностью автоматизированное цифровое производство, управляемое интеллектуальными системами в режиме реального времени в постоянном взаимодействии с внешней средой, выходящее за границы одного предприятия, с перспективой объединения в глобальную промышленную сеть Вещей и услуг.

В узком смысле Индустрия 4.0 (Industrie 4.0) – это название одного из 10 проектов государственной Hi-Tech стратегии Германии до 2020 года, описывающего концепцию умного производства (Smart Manufacturing) на базе глобальной промышленной сети интернета вещей и услуг (Internet of Things and Services).

В широком смысле, Индустрия 4.0 характеризует текущий тренд развития автоматизации и обмена данными, который включает в себя киберфизические системы, Интернет Вещей и облачные вычисления. Представляет собой новый уровень организации производства и управления цепочкой создания стоимости на протяжении всего жизненного цикла выпускаемой продукции.

Смена технологических укладов с последующим резким скачком производительности и ростом экономики (промышленные / индустриальные революции)

  • Первая промышленная революция (конец XVIII – начало XIX вв.) обусловлена переходом от аграрной экономики к промышленному производству за счет изобретения паровой энергии, механических устройств, развития металлургии.
  • Вторая промышленная революция (вторая половина XIX в. – начало XX в.) – изобретение электрической энергии, последовавшее поточное производство и разделение труда.
  • Третья промышленная революция (с 1970 г.) — применение в производстве электронных и информационных систем, обеспечивших интенсивную автоматизацию и роботизацию производственных процессов.
  • Четвертая промышленная революция (термин введен в 2011 г., в рамках немецкой инициативы — Индустрии 4.0).

Несмотря на активное внедрение различных видов инфокоммуникационных технологий (ИКТ), электроники и промышленной робототехники в производственные процессы, автоматизация промышленности, начавшаяся в конце XX века, носила преимущественно локальный характер, когда каждое предприятие или подразделения внутри одного предприятия использовали собственную (проприетарную) систему управления (или их сочетание), которые были несовместимы с другими системами.

Развитие интернета, инфокоммуникационных технологий (ИКТ), устойчивых каналов связи, облачных технологий и цифровых платформ, а также информационный «взрыв» вырвавшихся из разных каналов данных, обеспечили появление открытых информационных систем и глобальных промышленных сетей, выходящих за границы отдельного предприятия и взаимодействующих между собой. Такие системы и сети оказывают преобразующее воздействие на все сектора современной экономики и бизнеса за пределами самого сектора ИКТ, и переводят промышленную автоматизацию на новую четвертую ступень индустриализации.

Компоненты «Индустрии 4.0»

  • Элементы Интернета вещей
  • Искусственный интеллект, машинное обучение и робототехника
  • Облачные вычисления
  • Big Data
  • Аддитивное производство
  • Кибербезопасность
  • Интеграционная система
  • Моделирование
  • Дополненная реальность

Многие из этих элементов уже давно и успешно применяются на практике, но именно объединение их в одну целостную систему позволит развить концепцию «Индустрии 4.0» и обеспечить новый уровень эффективности производства и дополнительный доход за счет использования цифровых технологий, формирования сетевого взаимодействия поставщиков и партнеров, а также реализации инновационных бизнес-моделей.

Задачи проекта

В большей степени цель заключается в предоставлении возможностей для школьников получить новые знания и раскрыть свои способности в данной высокотехнологичной сфере. «IT-кубы» работают в форме бесплатного обучения, поэтому участие в проекте является прекрасным шансом выявить зачатки профессиональных навыков для детей из малообеспеченных семей.

Как бы ни сложилась дальнейшая образовательная и карьерная судьба подростка, приобретенные IT-знания станут отличным преимуществом для специалиста.

Кроме того, выпускники получают возможность представлять свои проекты и разработки на интеллектуальных конкурсах и отраслевых научно-практических конференциях.

Разновидности Кубика Рубика

В этой статье мы рассмотрим разновидности Кубика Рубика, причем не только как головоломки, но и как бытовых предметов.

Помимо стандартного размера –  3×3×3, существуют другие, меньшего и большего размеров: 2×2×2, 4×4×4, 5×5×5, 6×6×6, 7×7×7, 8×8×8, 9×9×9, 11×11×11, 17×17×17:

Наряду с традиционным 6 – цветным исполнением кубика 3×3×3, встречаются кубики с разнообразными изображениями на гранях:

Кубик Рубика с игральными картами

Кубик Рубика со знаками дорожного движения

Кубик Рубика с картой мира

Кубик Рубика необычной формы:

Кубик Рубика в виде яблока

Кубик Рубика в виде головы Гомера Симпсона

Кубик Рубика в виде головы Микки Мауса

Кубик Рубика в виде головного мозга

Кубик Рубика совмещенный с другими играми и головоломками:

Кубик Рубика Эрудит (Scrabble) – это кубик для тех, кто любит настольную игру Эрудит (Scrabble). Он представляет собой сочетание игры Эрудит и кубика Рубика.  Целью является – повернуть грани кубика так, чтобы составить слово наибольшей стоимости.

Кубик Рубика Судоку – вместо привычных цветных граней, на кубике изображены цифры. Чтобы решить головоломку необходимо собрать кубик таким образом, что на всех гранях кубика все цифры от 1 до 9 встречались бы ровно по одному разу.

Кубик Рубика Крестики-Нолики – это гибрид кубика и игра в крестики нолики. На каждой грани необходимо составить выигрышную комбинацию в игру крестики-нолики. Если они есть на каждой из шести сторон кубика, головоломка решена.

Кубик Рубика Лего (Lego) – головоломка сделана из конструктора Лего. Вы можете выбрать, либо решить головоломку, либо играть в конструктор. Но можно проявить маленькую хитрость – если у Вас не получается собрать Кубик, то Вы всегда можете переставить нужные детали конструктора, и кубик собран!

Кубик Рубика Клубок – при сборке этого кубика Вы должны убедиться, что все веревки одинакового цвета связаны между собой.

 Кубик Рубика, сделанный из необычных материалов:

Кубик Рубика, сделанный из клавиш клавиатуры

Кубик Рубика из стекла

Кубик Рубика из игральных кубиков

Кубик Рубика для слепых

В эти кубики сможет собирать человек с плохим зрением. Один из вариантов выполнен из разных материалов: кожа, дерево, ткань и т.д. На поверхности другого, размещены специальные обозначения, выполненные шрифтом Брайля.

Зеркальный Кубик Рубика

Цвет всех граней одинаковый, но изюминка этой головоломки заключается в другом – в пропорциях граней.

Светодиодный Кубик Рубика

В отличие от обычного кубика Рубика, где нужно крутить грани, этот кубик имеет светодиодные цифровые квадраты, которые можно перемещать, нажимая на кнопки.

Сенсорный Кубик Рубика

Это самая современная вариация классического кубика Рубика. В этой головоломке нет необходимости совершать вращения кубика, всё происходит одним прикосновением, как на экране Вашего смартфона или планшетного компьютера.

Необычные применения идеи Кубика Рубика в быту:

Устройство для считывания флеш-карт

Динамик

Часы

Блокнот

Комод

MP3-плеер

Копилка, причём чтобы достать из неё деньги, необходимо правильно собрать кубик

Календарь

Лампа

Печать. Чтобы напечатать свое послание, необходимо привести грани кубика в определенное положение

Зарядное устройство.  Вы можете включить кубик и играть с ним, как с обычным. В это время создается некоторый электрический заряд, который  Вы можете использовать для зарядки электронных устройств

Сумка

Не обошел Кубик Рубика и кулинарию:

Мельница для соли перца

Гигантский торт Кубик Рубика

Салат

Бутерброд

Чашка

Учебные программы

Довольно сложно укладывать образовательные направления «IT-кубов» в некие дисциплины и устоявшиеся формы. Речь идет в определенной степени о творчестве в цифровой среде, что исключает рамки и границы. Но и тут можно отметить наиболее популярные ниши, в которых школьники развивают свои навыки и таланты:

  • Системное администрирование.
  • Создание мобильных приложений.
  • Разработка виртуальной реальности.
  • Кибергигиена.
  • Программирование на Python.
  • Разработка виртуальной реальности.

В зависимости от конкретных «кубов» этот набор может меняться, но очевидно, что в большинстве случаев речь идет о самых актуальных и перспективных направлениях развития цифровой индустрии.

В чем польза программирования для ребенка?

В последнее время все чаще говорят о том, что многие сферы находятся на стыке с IT — в ритейле, в сельскохозяйственной индустрии, в том же образовании все изменения происходят сейчас из-за развития технологий. Получается, что цифровые знания просто необходимы для формирования осознанного общества, для воспитания поколения, которое изменит мир. Наша задача — генерировать внутри страны решения, которые позволят совершенствовать все индустрии.

Мы повсеместно сталкиваемся с тем, что в крупных компаниях решение бизнес-задач в «экселе» или «ворде» — это не то, что позволяет получать быстрые и высокие результаты. Это вовсе не означает, что все поголовно должны быть программистами, однако IT-скилы действительно помогают быстро найти крутые решения для текущих задач.

Именно с таким запросом к нам обратились представители крупной компании и попросили дать сотрудникам 35-45 лет базовые навыки, благодаря которым они смогут находить для своих проектов более современные и технологичные решения. Поскольку сегодня взрослые сталкиваются с такими потребностями в бизнесе и в работе, хочется дать детям эти навыки, чтобы они уже сейчас свои школьные задачи решали с помощью технологий.

В школе программирования. Фото из архива автора

Если детям нужно сделать какой-то проект в школе, кто-то пойдет раздавать бумажные анкеты по классам — и это тоже отлично — а кто-то возьмет и сделает свой сайт. Такой подход открывает больше возможностей: полученную информацию можно будет дополнять, делиться с другими классами, передавать между школами.

На таких проектах дети развивают логическое мышление, осваивают основы программирования и учатся структурировать информацию. А параллельно ребенок изучит, как лучше компоновать цвета, размещать объекты и еще кое-что про дизайн поймет.

Дальше, сталкиваясь в старшей школе и институте с техническими дисциплинами, ребенок уже не испытает такого стресса, потому что будет понимать основы программирования и на эти знания будет легко накладываться любой язык. Сегодня мы, взрослые, постоянно ограничиваем себя незнанием технологий

Очень важно, что знания в IT позволят ребенку в будущем при выборе профессии не быть ограниченным ничем

Чем цифровизация отличается от аналогового управления?

— Существует достаточно много разных определений термина «цифровизация». Что вы понимаете под этим термином?

— С терминами действительно до сих пор всё запутано. Окончательно распутают и определят текущие процессы историки через пару поколений. Тем не менее мы опираемся в своих исследовательских и образовательных материалах на такую схему: сначала — автоматизация. Это замена человеческого труда машинным, без использования новых технологий или изменения процесса. Такими были, скажем, первые фабрики. Следующий этап — цифровизация. Это реинжиниринг существующих процессов — повышение их эффективности с помощью внедрения технологий. И наконец, цифровая трансформация. Это использование технологий, которые радикально повышают эффективность процессов и могут способствовать появлению новых экономических моделей. В качестве примера можно назвать платформенные решения, которые меняют целые отрасли: Uber, AliExpress или Amazon.

— Насколько в целом заинтересованы в налаживании процессов цифровизации разные российские агенты: министерства, госструктуры, частные компании?

— Прошлый год показал — кто не начал думать о цифровизации до этого, уже опоздал. Критичность пересмотра процессов и внедрения технологий осознали все. На уровне государства цели, связанные с цифровой трансформацией, были поставлены в 2018 году в национальном проекте «Цифровая экономика». С тех пор пройден большой путь: обучены тысячи госслужащих, появились проактивные госуслуги, многие ведомства пересмотрели свои внутренние процессы и начали внедрять принципы клиентоцентричности. В качестве успешных примеров можно назвать портал «Госуслуги», ФНС, Счетную палату РФ. В каждом ведомстве появился руководитель цифровой трансформации, были сформулированы стратегии. Государству непросто меняться: есть и бюджетные, и нормативные ограничения, и процесс хоть и не без сложностей, но активно идет. Вопрос, нужно это или нет, не стоит.

Бизнес существует в более жестких условиях конкуренции: покупатели идут к тем, кто предлагает самые удобные, быстрые, понятные сервисы и решения. Коммерческие организации начали меняться с помощью технологий задолго до пандемии.

— Если на время уйти от организационного контекста цифровизации и обратиться к конкретной нише — академическим исследованиям, то возникает вот какой вопрос: насколько современные представления о цифровизации и больших данных застрахованы от позиции «данные заменяют другие исследовательские оптики»? Например, среди выигранных грантовых заявок на гуманитарные исследования (в конкурсах РНФ) с каждым годом становится всё меньше классических методов социальных наук, которые подменяются работой с большими данными или иными математическими методами исследований. Кроме того, опять же в университетах существует большой объем показателей, не попадающих в поле зрения исследователей, опирающихся исключительно на математические методы.

— Спор физиков и лириков начался еще до наших времен, задолго до цифровых технологий. Сегодня мы видим его новую сторону. Когда я училась в Шанинке, быть на стороне лириков — изучать социальные теории и концепции, анализировать их — было гораздо сложнее и престижнее, чем проводить количественные исследования. При этом все понимали, что доход приносят именно они.

Посадка леса

Твоя задача — рассадить разные деревья. Изучи особенности посадки каждого вида дерева. Так точно и не поняли, считается стык по диагонали или нет, по этой причине пришлось переделывать всю олимпиаду. Ответ для 1 класса будет в скрине чуть ниже.

берёза:
Нужна соснам и елям для роста (Создаёт тень для молодых деревьев)
Можно сажать у реки и болота (Растёт в любых условиях)

сосна:
Не меньше двух деревьев рядом (Маленькие сосны растут группами)
Только рядом с берёзами (Маленькие сосны любят тень)
Нельзя сажать у болота (Сосны не любят сырость)

ель:
Не меньше двух деревьев рядом (Маленькие ели растут группами)
Только рядом с берёзами (Маленькие ели любят тень)
Нельзя сажать у реки (Не любит открытые пространства)

ива:
Можно сажать только у реки и болота (Любит влажные места)
Нельзя сажать с соснами и елями (Любит свет, не любит тень)

дуб:
Нельзя сажать с соснами и елями (Любит свет, не любит тень)
Нельзя сажать у болота (Дубы не любят сырость)

Посади все деревья, учитывая их особенности и правила посадки. Перетаскивай деревья на поле.

в старших классах появляется дополнительное дерево, но схема рассадки практически не изменяется.

осина:
Можно сажать только у реки и болота Любит влажные места
Можно сажать рядом с соснами и елями Выдерживает тень

Какие идеи высказали на мероприятии

В целом в ходе слушаний не прозвучало принципиально новых претензий к Болонской системе и предложений на тему того, какой должна быть отечественная система. Собравшиеся не назвали и то, в какие сроки должен произойти переход. Более того — пока неизвестно, когда появятся первые решения по итогам слушаний.

Главные аргументы, которые неоднократно повторили участники слушаний, можно выразить буквально в нескольких тезисах:

  • Болонская система была направлена на «выкачивание умов» из России;
  • дипломы российских вузов так и не стали автоматически признавать в других странах;
  • уровень подготовки студентов в рамках двухступенчатой системы (и на бакалавриате, и в магистратуре) ниже, чем в специалитете;
  • поскольку в магистратуру можно поступать после любого, даже непрофильного бакалавриата, вузы выпускают специалистов, некомпетентных в обеих изученных областях.

Кстати, эти же примеры приводили участники расширенного заседания комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, состоявшегося в начале июня.

Что касается предложений, то конкретики по-прежнему остаётся мало — в большинстве выступившие на слушаниях только согласились на тему того, что новая система должна сохранить уже имеющиеся полезные наработки и поставить в качестве цели решение национальных задач и качественную подготовку учащихся. А среди способов достижения этих целей фигурируют в основном три:

  • увеличить долю программ специалитета в вузах, особенно по приоритетным направлениям подготовки вроде инженерии и национальной безопасности;
  • запретить поступать в магистратуру, профиль которой не соответствует и не близок к полученному на предыдущей ступени образования;
  • разрешить выпускникам специалитета претендовать на бюджетные места в магистратуре.

Эти идеи тоже уже озвучивали в Совете Федерации.

Тем не менее в рамках слушаний Валерий Фальков сформулировал основные принципы, на которых должна базироваться новая система:

  • открытость — совершенствование системы не означает, что она станет изолированной, а, наоборот, подразумевает расширение международных связей со всеми, кто в этом заинтересован, и продвижение российской высшей школы за рубежом;
  • правильное сочетание фундаментальности и практической подготовки — без первой составляющей высшее образование превращается в «подготовку исполнителей и потребителей» — тех, кто может пользоваться лишь готовыми решениями;
  • практичность — студентам нужно передавать не только знания, но и умения, востребованные обществом и рынком труда, особенно это актуально для цифровых компетенций;
  • направленность всей системы на удовлетворение интересов страны, прежде всего — технологического суверенитета;
  • совершенствование воспитательной работы, направленной на воспитание уважения у молодёжи к истории родной страны, культуре и традициям её народов;
  • гибкость — запрос на неё одновременно исходит от работодателей и молодёжи, так как первые не видят смысла два года учить некоторых специалистов в магистратуре, а вторые хотят получать индивидуальные образовательные маршруты.

«Гибкими должны быть не только образовательные программы и уровни образования, но и образовательные стандарты. При этом они не должны меняться часто. Если посмотреть, то у нас в период с 2005 по 2018 год трижды сменились образовательные стандарты. Если посмотреть на это глазами преподавателя, то это большое серьёзное напряжение, серьёзная, большая бумажная нагрузка. Поэтому, может быть, в рамках тех изменений, которые будут обсуждаться, подумать о неком моратории на изменение стандартов в течение определённого срока. Надо дать возможность преподавателю спокойно работать со студентами, готовиться к семинарам, лекциям, заняться реальным творчеством», — заявил министр.

Правда, судя по его словам, предполагается подготовка новых стандартов, подходящих национальной системе образования. По мнению Фалькова, возможно создать такие стандарты, которые будут соответствовать запросам и государства, и работодателей, и студентов, и вузов.

Что касается цифровых навыков, то Фальков считает необходимым ввести IT-модули во все программы высшего образования. Кстати, недавно стало известно, что учёба на цифровых кафедрах станет обязательной для студентов, а не опциональной в формате дополнительного профобразования, как это планировалось раньше. Возможно, потом опыт цифровых кафедр распространят на все вузовские программы.

Можно ли учиться программированию в игровой форме?

Есть два варианта обучения детей цифровому творчеству и программированию. Первый — когда ты попадаешь в игру, где у тебя есть разные задания. В нашем случае такая игровая среда — Minecraft. В ней дети учатся программировать, создавать собственные объекты, изучают булеву алгебру и многое другое.

Другая история — когда я сам создаю свою игру. На мой взгляд, это также разновидность игровой формы обучения, ведь дети тоже погружаются в эту среду, думают, какой проект им создать, какого персонажа. На мозговых штурмах обсуждается механика и логика игры, кто будет врагом, а кто союзником, как будет выглядеть этот новый мир.

Обучение программированию в игровой форме кажется нам естественным и единственно правильным подходом, который позволяет раскрыть весь потенциал ребенка. Когда дети в школе дискриминируют синус и косинус, не осознавая, зачем это нужно, у них не складывается понимание, как эти знания применить в реальной жизни. Когда же дети могут те же знания продуктивно использовать, создавая свою виртуальную реальность, это имеет гораздо больший образовательный эффект.

Мнения экспертов

В ГК «Просвещение» идею Минпросвещения по объединению образовательных материалов и данных в одну систему в целом оценили положительно.

Управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский в разговоре с «Коммерсантом» выразил опасения по поводу того, что новая система способна стать барьером для работы бизнеса с образовательными учреждениями. По его мнению, платформа покажет себя эффективной лишь в случае, если частный бизнес допустят к работе с аудиторией на равных условиях с некоммерческими участниками.

Генеральный директор образовательной платформы Geekbrains Александр Волчек заявил, что государству необходимо привлечь к сотрудничеству как можно больше государственных и частных компаний, поскольку единственный оператор со своими функциями в подобной ситуации может не справиться.

Польза кубика Рубика для ребенка

Помимо разностороннего развития умственных способностей, сложение кубика Рубика несет в себе массу других положительных свойств. Главным из них по праву можно считать снижение уровня стресса у детей. Современные школьники усваивают огромные объемы информации, программа обучения требует от них серьезной отдачи. По этой причине дети часто подвержены стрессу, что вредит их формирующейся психике. А механические действия при сборке головоломки отвлекают и успокаивают малыша. По такому же принципу работают современные спиннеры, а также известные нам с древности четки.

Во время решения головоломки ребенок учится преодолевать трудности, а добиваясь успеха, приобретает уверенность в собственных силах. Особенно заметно, как повышается самооценка у скромных и тихих детей. Целеустремленность это то качество, которое трудно привить ребенку, а в данном случае малыш сам воспитывает в себе стремление добиваться цели.

К еще одному положительному свойству занятий по сборке кубика Рубика можно отнести улучшение речи, ведь за нее отвечает то же полушарие мозга, что и за моторику рук.

Задачи проекта

В большей степени цель заключается в предоставлении возможностей для школьников получить новые знания и раскрыть свои способности в данной высокотехнологичной сфере. «IT-кубы» работают в форме бесплатного обучения, поэтому участие в проекте является прекрасным шансом выявить зачатки профессиональных навыков для детей из малообеспеченных семей.

Как бы ни сложилась дальнейшая образовательная и карьерная судьба подростка, приобретенные IT-знания станут отличным преимуществом для специалиста.

Кроме того, выпускники получают возможность представлять свои проекты и разработки на интеллектуальных конкурсах и отраслевых научно-практических конференциях.

Какие ещё есть мнения

Хотя представители властей и образовательного сообщества в последнее время постоянно говорят о том, что работодатели предпочитают нанимать специалистов, а не бакалавров, представители крупных компаний заявили РБК, что не видят между ними разницы.

Участники реального сектора экономики подчеркнули, что их прежде всего интересует опыт кандидатов, а не то, как долго они учились. Поэтому бизнес ждёт, что после проведения реформы выпускники вузов начнут получать больше практических навыков.

Так, в «Сбербанк» и «Сибур» на все должности рассматривают бакалавров, а в «Тинькофф» и вовсе порой нанимают людей без высшего образования. Более того, в «Сбербанке» не ощущают существенных различий в подготовке специалистов и бакалавров. При этом там считают, что у магистров более развиты навыки, касающиеся поиска информации, анализа и самостоятельного решения проблем.

«Цифровизация» образования в России

О том, что в России в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) нацпроекта «Образование» создается ГИС «Моя школа» стало известно в начале августа 2020 г. Тогда глава Минпросвещения Сергей Кравцов рассказал «Российской газете», что разрабатываемая информационная система, по сути, будет представлять собой суперсервис. Платформа, по словам министра, должна обеспечить все условия для того, чтобы дети и родители смогли без лишних проволочек и оперативно получать необходимую информацию и решать вопросы своего взаимодействия с учителем, школой и системой образования в целом.

Импортозамещение, Азия или «серый» импорт: где брать серверное оборудование
Импортозамещение

«Это действительно большие данные, которые сейчас разрознены – на разных уровнях они дублируются и не используются, – отметил чиновник. – И мы ставим задачу, решение которой займет не один год, – трансформировать государственное управление на основе больших данных».

Нацпроект «Образование», напомним, рассчитан на 2019-2024 гг. и, помимо ЦОС, включает еще восемь федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Общий бюджет нацпроекта, по данным его официального сайта, составляет почти 784,5 млрд руб.

Юрий Соснин, «Астра»: С февраля мы испытываем на себе лавинообразный рост запросов на миграцию
Бизнес

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: