5 неразгаданных тайн мозга

Советы старшеклассникам

Проверьте, насколько вы готовы

Если вас заинтересовала профессия нейробиолога, лучше сразу проверить, насколько вам подходит медицинская специальность и работа с людьми с ОВЗ. Посмотрите документальные фильмы о работе врачей и физиологов, например, цикл видеоматериалов об экспериментах И. П. Павлова. Полезно хотя бы несколько дней поработать на подхвате в клинике, куда приходят люди с аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна.

В работе нейробиолога важно уметь реагировать на нестандартные ситуации, быть открытым, деликатным и готовым к экспериментам. На занятиях с детьми может случиться всякое, например, я недавно получила удар в лицо

Профессионал должен уметь быстро оценить ситуацию и дать адекватный ответ.

Прочтите книги

Если вы не брезгливы, вас не пугает шум и непредсказуемое поведение — беритесь за книжки. Рекомендую прочесть «Лабиринты мозга» Натальи Бехтеревой, внучки знаменитого российского физиолога. Она написана непростым языком, но лично у меня вызвала сильные эмоции и научный интерес.

Природа или воспитание?

Тридцать лет назад психологи придерживались мнения, что всё в человеке, в том числе и психику, определяют гены. При таком подходе ни свобода воли, ни личность не играют роли, так как психика человека «запрограммирована» с рождения. В конце XX века силу начал набирать гуманистический подход, который главную роль в формировании личности отдаёт воспитанию. Ответить на вопрос, что первично — гены или окружение — ни психологи, ни нейробиологи до сих пор не могут.

У учёных есть, пожалуй, лучший «инструмент» для изучения этого вопроса — однояйцевые близнецы. Люди, которые с рождения имеют одинаковый набор генов, участвуют в разных исследованиях, чтобы наука, наконец, смогла ответить на вопросы происхождения личности. В штате Огайо ежегодно проходит форум нейробиологов, на котором специалисты обсуждают последние результаты в этой сфере. Всё, что происходит на форуме, сводится к изучению однояйцевых близнецов — настолько это благодатная почва для исследований.

Изучать близнецов начали в середине XX века, и результаты одного эксперимента останутся загадкой до 2066 года. В 1960-80 годах детский психиатр Питер Нойбауэр инициировал исследование, в рамках которого близнецов и тройняшек из детских домов отдавали в разные семьи. Психиатр следил за ними на протяжении всей их жизни. Приёмным родителям строго запретили говорить что-либо детям. Когда об эксперименте узнала общественность, на Нойбауэра посыпалась критика: люди требовали, чтобы братьев и сестёр воссоединили. И тогда учёный решил, что люди не готовы к результатам. По его указанию все данные эксперимента запечатали в капсуле и поместили в Йельский университет.

Два участника этого исследования — Паула Бернштейн и Элиза Шейн — воссоединились после того, как общественность предала исследование огласке. На тот момент им было по 35 лет. Они отметили, что отрицать влияние генетики нельзя, и, по их личной оценке, в коде заложена половина характера личности. Например, девушки выбрали одинаковые специальности в колледже. Но в остальном сёстры подчеркнули, что они разные люди с разной историей. И у науки нет объяснений этому феномену.

«Нужны такие задачи, которые человек любого возраста и с любой подготовкой будет решать плюс-минус одинаково»

— Что стало предметом вашего исследования в аспирантуре?

— Изначально, ещё до магистратуры, я хотел узнать: как определить с нейробиологической точки зрения, в каком возрасте какие математические знания стоит давать детям? Дело в том, что в разном возрасте дети могут удерживать в рабочей памяти разное количество шагов в алгоритме. И я хотел, измеряя активность мозга, разобраться, как развиваются когнитивные способности, необходимые, чтобы решать математические задачи.

Но я тогда ещё не понимал, что ставлю не совсем валидный научный вопрос. Во время решения математической задачи мы можем измерить активность мозга испытуемого. Но как понять, какая её часть связана именно с самой задачей и, более того, с определёнными шагами для её решения? Ведь каждый применяет свой индивидуальный алгоритм, а ещё есть фоновая активность. Например, человек просто разглядывает цифры, буквы, цвета, фигуры или вообще мечтает о чём-то.

— А почему нельзя просто вычесть из общей активности фоновую, чтобы считать, что всё остальное относится как раз к решению задачи?

— Это решит часть проблем, и такой подход успешно работает для арифметических задач на устный счёт, но для текстовых задач валидного эксперимента всё равно не получится. Ведь задачу, в которой несколько действий, каждый может решать по-разному. Например, возьмём задачу про катер, который плыл сначала по течению, а потом против него. Даны две скорости катера, и требуется найти скорость течения.

Кто-то выучил готовую формулу для решения таких задач и сразу вспоминает её как шаблон. Значит, он или она опирается на так называемый кристаллизовавшийся интеллект, то есть эрудицию.

А кто-то никаких формул не учил и подбирает ключик к задаче, решает её по-своему: самостоятельно открывает для себя нужную формулу с помощью уравнения или интуитивно решает по действиям. В таком случае в меньшей степени используются кристаллизовавшиеся знания, но зато больше задействован подвижный интеллект.


Фото: ArtSvetlana / Shutterstock

То есть активность мозга не сможет нам показать, кто какой алгоритм использовал. И даже если мы это выясним — например, соберём письменные решения задачи, — то не сможем выделить, какие именно компоненты активности связаны с поиском нужного шаблона в долгосрочной памяти, а какие — с перебором вариантов или с решением уравнения. Поэтому для исследования работы мозга нужны такие задачи, которые человек любого возраста и с любой подготовкой будет решать плюс-минус одинаково.

— Разве такие задачи существуют?

— Да, существуют. Только это, к сожалению, не математические задачи, а специальные когнитивные. Например, задачи n-back, или «n шагов назад». Участнику исследования один за другим предъявляют ряд объектов (геометрических, числовых, буквенных и даже звуковых). Человек должен определить, встречался ли предъявляемый объект одну (задача 1-back) или две позиции назад (задача 2-back) и так далее.

В своём исследовании я использую задачу 1-back на сопоставление цветов, разработанную Мари Арсалиду. В ней перед участником на короткое время появляются изображения с разноцветными клоунами. Далее требуется сравнить картинку с предыдущей и ответить, совпадают ли цвета, причём их расположение меняется среди элементов одежды. На самом высоком уровне сложности используется восемь цветов, и довольно трудно одновременно удерживать в памяти цвета с прошлой картинки и разыскивать их на следующей.

Это задание использует рабочую память и имитирует профессиональные задачи врачей-рентгенологов, водителей, диспетчеров в аэропортах

Всем им важно удерживать в уме зрительную информацию и быстро учитывать изменения. У взрослых рабочая память относительно хорошо изучена, а насчёт памяти детей и подростков есть пробел в исследованиях — не хватает понимания того, как развиваются с возрастом связанные с ней области мозга

Цель моего текущего исследования — закрыть этот пробел.

— А как вы находите участников для исследований? Что их мотивирует участвовать?

Как мозг реагирует на соблазны и борется с ними

Если человек видит шоколадку, но вспоминает, что он на диете, в мозге начинается борьба. В зависимости от того, какой отдел окажется сильнее, человек либо съест шоколадку, либо сумеет от неё отказаться.

Первая миндалина в лимбической системе создаёт эмоции. Она включает «хочу», игнорируя все разумные доводы.

Переднепоясная кора — это предохранитель в мозге. Она фиксирует конфликт между желанием и глобальной целью, чтобы мы могли остановиться. Если эта зона недостаточно активна, человек поддаётся соблазну, потому что просто не успевает заметить противоречие.

Дорсальная часть фронтомедиальной коры — это зона наложения вето. Она включается, если мы заметили конфликт, но всё равно не отказались от соблазна. 

Островковая кора отвечает, в числе прочего, за чувство отвратительного. Эта часть очень активна у людей, которым тяжело прервать начатое. Человек тянется к торту, но одёргивает себя и вот тут буквально чувствует отвращение от того, что не может завершить начатое. Человеку может быть настолько неприятно, что проще поддаться соблазну, чем отказаться от него.

Прилежащее ядро — это калькулятор, который считает, достаточно ли у человека приятного в жизни или нет. Если мало, то мозг требует получить больше удовольствия: съесть что-нибудь сладкое или посидеть в соцсетях.

Префронтальная кора пытается навести порядок, когда все эти зоны мозга разводят балаган. Она принимает окончательное решение: беру я кусочек торта или нет. Если эта зона работает медленно и не может взять верх над отделами мозга, которые требуют удовольствия, человеку сложно проявлять самоконтроль.

Почему мы поддаёмся соблазнам

Проявлять силу воли мешают не сами соблазны, а эмоции, которые они вызывают. 

Эмоции легко управляют нами, потому что возникли задолго до разума. Это система быстрого реагирования. Когда древний человек слышал шорох в кустах, эмоция страха заставляла его сначала бежать и прятаться, а уже потом рассуждать, был ли это тигр. Если бы человек начал рассуждать, его бы съели. 

Природа дала нам эмоции, чтобы мы шевелились и не исчезли как вид. Если бы ягоды, мясо и секс не давали древнему человеку хорошие эмоции, он бы не стал утруждаться, чтобы их получить.

Все эмоции генерируются в лимбической системе. Из-за чрезмерной активности этой зоны некоторым людям сложно отказаться от соблазна. Например, один человек видит шоколадку, у него сразу текут слюнки, глаза горят от предвкушения. Отказаться от соблазна в таком состоянии сложно. А другой человек реагирует на ту же шоколадку гораздо прохладнее — не потому, что он холоден, как сталь, а потому, что так устроен его мозг.

Людям с чрезвычайно активной лимбической системой сложно проявлять силу воли. Их «хочу» настолько сильно, что сопротивляться просто не получается. 

Строение молекулы ДНК

Все вместе молекулы ДНК и несколько видов РНК действуют как одна бригада по сборке белков. Но рабочая специальность каждого из этих веществ отличается. ДНК хранит наследственную информацию. Чтобы понять, как она это делает, познакомимся со строением этой молекулы. ДНК — это две ниточки, закрученные спирально одна вокруг другой. Каждая нить ДНК — это цепочка, звеньями которой являются нуклеотиды.

Так называют химические соединения, состоящие из 3 веществ азотистого основания, углевода и фосфорной кислоты. Углевод и фосфорная кислота во всех нуклеотидах ДНК одинаковые. А вот азотистые основания — разные. Но набор их невелик.

Всего 4 вида нуклеотидов (ученые обозначают их разными буквами: А, Т, Г, Ц) образуют ДНК, входящую в состав любой живой клетки нашей планеты. Азотистые основания обеих цепей подходят друг к другу настолько близко, что между ними возникают особые физико-химические связи и они как бы стыкуются. Против каждого нуклеотида А (аденин) одной цепи всегда оказывается Т (тимидин) другой цепи. Против Г — гуанина неизменно устанавливается нуклеотид Ц (цитозин).

Благодаря именно такому сочетанию расстояние между цепями по всей длине ДНК точно одинаково и связи между противолежащими нуклеотидами особенно прочны. В обоих сочетаниях пары нуклеотидов как бы дополняют друг друга. Как мы увидим дальше, такой принцип взаимодополняемости имеет решающее значение для синтеза белка.

ДНК сосредоточена в ядре клетки. Здесь, в соединении со специальными белками, регулирующими работу этого хранилища наследственной информации, они образуют особые тельца — хромосомы. В каждой нашей клетке их ровно 46.

РНК, как и ДНК, — это цепочка из нуклеотидов, но только не двойная, а одинарная. Существуют и некоторые отличия в химическом строении нуклеотидов ДНК и РНК. Есть несколько видов РНК. Самые маленькие по размеру — это транспортные РНК (т-РНК). Они подхватывают аминокислоты и подвозят их к месту синтеза белка. Матричные РНК (м-РНК) переносят информацию о структуре белка от ДНК к «сборочному конвейеру» клетки. Третий вид РНК входит в состав клеточных частиц—рибосом, похожих на шарики, незаменимых на конвейере белкового синтеза.

«Мозг и сознание. Разгадка величайшей тайны человеческого мозга» Керолайн Уильямс и Адама Земана

happybooks.ru

«Что такое сознание?» – один из вопросов человеческого существования, на который до сих пор нет четкого ответа. Какие биологические механизмы привели к его возникновению? Как оно может дарить нам такое богатство чувств? Ответы на эти вопросы и рассмотрены в сборнике лучших статей из журнала New Scientist.

Это идеальная книга для знакомства с новыми исследованиями в области науки о мозге – в ней представлен новый взгляд на терминологию и анатомическое строение самого развитого человеческого органа.

В процессе чтения вы узнаете, что удивительные открытия нейробиологии происходят из двух областей, которые, как считается, лежат в основе человеческого сознания: науки о сне-бодрствовании и науки о зрении. 

Стресс и сила воли

Нашу личность и силу воли формируют не только гены, но и внешняя среда. Она может усиливать или ослаблять проявления генов. Среди факторов, влияющих на самоконтроль, особенно выделяется стресс.

Стресс повышает шансы потерять самоконтроль. При стрессе снижается активность префронтальной коры, отвечающей за рациональные решения, а активность импульсивной лимбической системы, наоборот, повышается. 

Сейчас источники стресса изменились, а реагируем мы на них по-прежнему. Даже спор с коллегой из-за кондиционера может существенно повлиять на самоконтроль. 

Особенно опасен стресс в раннем возрасте, потому что меняет эпигенетику. Гены достаются нам от родителей, но в процессе жизни над генами появляются новые настройки. Стресс в раннем возрасте навсегда меняет работу некоторых генов, в том числе связанных с префронтальной корой и лимбической системой. Дети, пережившие стресс, могут вести себя более импульсивно и проще поддаваться соблазнам.

Каким образом мозг предсказывает события?

Мозг — предсказывающий механизм. Мы понимаем окружающий мир, поскольку моделируем вероятные результаты событий, основываясь на нашем прошлом опыте и регулярно обновляя его с течением времени. Именно таким образом мы оказываемся способными понимать речь. Мы не сравниваем звуки с базой данных их значений; мы просто предсказываем, какой звук, вероятнее всего, будет следующим, основываясь на нашем собственном свободном владении языком.

Мы осознаем, что говорящий может сказать дальше, до того, как он это произнес. Такая способность предвидения ближайшего будущего — решающий фактор специфической человеческой формы интеллекта. Но в то же время относительно локализации «центров предвидения» в мозге (если таковой вообще существует) и о том, как они в реальности работают, пока имеются только предположения.

Наше восприятие окружающего мира представляет собой лишь интеллектуальную модель, основанную на предыдущем опыте.

Каждый человек уникален, а это основа прогресса


В мире насчитывается свыше 6 миллиардов людей. Но при этом абсолютно каждый человек уникален.

Уникальным считается нечто, что не похоже на все остальное, единственное в своем роде. Как ни одна снежинка не может повторять рисунок другой, так и каждый человек наделен особыми (уникальными) внешними и внутренними характеристиками.

И если в природе встречаются внешне схожие люди, в том числе и близнецы, они все равно не идентичны, а внутреннее содержание духовной сущности у всех людей неповторимо.

Почему каждый человек уникален? Потому что так устроен мир. Он полон разнообразия во всех его проявлениях.

Наша уникальность выражается в неповторимых интеллектуальных и психологических способностях, в навыках и умениях, в таланте и природной склонности к творчеству и самовыражению.

Если бы мы все были абсолютно идентичны друг другу, то человеческое общество не смогло бы развиваться, потому что только уникальность может лежать в основе прогресса.

Человеческая уникальность позволяет делать научные открытия, создавать шедевры искусства, модернизировать общество, реализовывать новаторские идеи.

Любая новая прогрессивная мысль является проявлением нашей неповторимости, и это позволяет нам совершенствовать себя и окружающий мир.

Уникальность делает из людей не только индивидуальностей, но и личностей. Она позволяет нам не затеряться в многоликой толпе, найти свой жизненный путь и использовать свои особенные характеристики не только с выгодой для себя, но и с пользой для общества.

Все выдающиеся люди стали таковыми только благодаря их индивидуальным особенностям.

Природа нас наделила бесценным даром (уникальностью), и наша задача – использовать его разумно и рационально. Уникальность впервые породила социальное расслоение человеческого общества еще на заре его становления.

И это неудивительно: ведь мы обладаем разным набором внутренних качеств, поэтому кто-то может больше трудиться, кто-то меньше, кто-то может быть отличным лидером, а другие не имеют к этому природных склонностей, одни лучше выращивают растения, вторые – прекрасно возводят жилища, третьи – отлично охотятся.

Сегодня, также как и сотни тысяч лет назад, каждый человек уникален. Но с развитием общества (в процессе эволюционирования человечества) усложнился и наш набор индивидуальных особенностей, поэтому мы можем использовать их с большей эффективностью, нежели наши далекие предки.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

Сумасшедшие люди – как ими становятся

Любопытный человек точно все успеет

Формы партнерских отношений с серьезной компанией

Змеи америки. Видео в HD качестве

«Тестостерон Рекс. Мифы и правда о гендерном сознании» Корделии Файн

Знаменитая книга Корделии Файн в пух и прах разбивает убеждение о том, что мозг женщины и мужчины различается на нейрологическом уровне. Не без опоры на научные факты Файн демонстрирует, что мы куда более похожи, чем привыкло считать общество.

Что делает нас более мужественными или женственными – гормоны, гены или социальное окружение? Почему в обществе укоренилось мнение, что женщины моногамны, а мужчины полигамны?

Ответы на эти вопросы вы и найдете в книге, которая проведет вас по пути эволюции представлений о половом поведении человека на основе психологии, нейробиологии, эндокринологии и философии.

Резюмируем

Кейс с участием персонажей стимулирует работу зеркальных нейронов. Благодаря этому аудитория отождествляет себя со спикером, мысленно встаёт на его место и вовлекается в историю.

Существует повышенный интерес к историям, которые задействуют оба полушария мозга. Для этого нужно сочетать в кейсе как факты и цифры, так и лёгкое логичное повествование в формате истории.

Ключевой элемент успеха любого кейса — генерация у аудитории эмоций высокой активации, благодаря которым история будет находить отклик у читателей и стимулировать их на обсуждение. И не имеет значения, положительные это или отрицательные эмоции.

Стоит писать не только истории успеха: аудитория больше доверяет рассказчику, который показывает, что он не идеален и пришёл к признанию через трудности и ошибки. Кроме того, такие материалы стимулируют более высокую вовлечённость и обсуждение истории и спикера.

«Если дети готовы какие-то знания усваивать раньше, нужно дать им такую возможность»

— Какие прикладные вопросы, важные для образовательного процесса, можно ставить перед нейроучёными?

— Давайте рассмотрим реальный пример с математикой. В обычных (не в физико-математических) школах шестиклассникам обычно не дают решать системы уравнений с двумя переменными. Но что, если это просто устоявшаяся традиция, а на самом деле детям в шестом классе уже можно и нужно давать такие системы уравнений и параллельно их ещё и геометрией нагрузить? Вопрос к когнитивному нейроучёному может быть в том, достаточно ли у шестиклассников когнитивных способностей, чтобы справиться с материалом.


Фото: Roman Kosolapov / Shutterstock

Мы можем посмотреть на физико-математические школы и увидеть, что во многих из них шестиклассники успешно справляются и с системами уравнений, и с геометрией. Значит, на уровне мозга ограничений нет? Но ведь в такие школы отобрали самых талантливых, усидчивых и мотивированных. Есть ли у них отличия от тех, кто учится по обычной программе, на нейробиологическом уровне? Если есть, какие факторы их определили — генетика, окружающая среда или усердные тренировки? Можно ли за счёт этих факторов помочь отстающим школьникам? Вот так я вижу прикладные вопросы для нейроучёных.

— Хорошо, допустим, с помощью исследований мозга нам удастся выяснить, что да, действительно можно обычным детям раньше начинать давать более сложную математику. Но зачем? Куда им спешить?

— Хороший вопрос. Моё видение такое: чем быстрее дети развиваются и учатся обращаться с большими потоками информации, тем раньше они смогут определиться, куда им двигаться дальше. Современная наука стала очень сложной, и, чтобы стать, например, ядерным физиком, генным инженером или нейрохирургом, нужно учиться долго.

Если сравнить с образованием 50–100-летней давности, сегодня специалисту нужно поглотить намного больше знаний. Это нужно отразить и в школьной программе тоже. Если дети готовы какие-то знания усваивать раньше, нужно дать им такую возможность.

Чтобы они могли определиться, что им действительно интересно, что они хотят изучать дальше, детям нужно как можно раньше выйти на такой уровень знания школьных предметов, чтобы понять, чем вообще занимается ядерный физик, генный инженер или нейрохирург. Тогда у них будет больше времени сделать выбор и поставить цель обучения. Цель повышает мотивацию учиться, а осознанный выбор направления снижает риск разочарования в будущей профессии.

— Но в любом случае в науку пойдут не все дети, и более быстрое развитие нужно тоже не всем. Кому-то трудно и обычный уровень осваивать. Нейронауки чем-то могут помочь отстающим детям?

— Во-первых, мне не известны научные исследования о том, что знания с опережением обычной школьной программы могут навредить типично развивающимся детям. Здесь в основном ограничивают тайм-менеджмент и мотивация.

Во-вторых, я, может, немного идеалистично, но всё же считаю, что нужно стремиться к тому, чтобы люди на земле занимались творчеством в широком смысле, в том числе наукой. Например, преподаватель, врач и психолог необязательно занимаются наукой. Однако для их профессий не менее актуально всё вышесказанное про развитие и путь к цели.

Про интересные проекты

Сегодня немало интересных работ в области вычислительной нейробиологии. Например, в Швейцарии есть проект Blue Brain Project, цель которого — максимально детально описать небольшой участка мозга — соматосенсорной коры крысы, которая отвечает за выполнение движений. Даже в небольшом мозге крысы — миллиарды нейронов, и все они связаны между собой определенным образом. Например, в области коры один пирамидный нейрон образует связи приблизительно с 10 000 других нейронов. В проекте Blue Brain Project записали активность около 14 000 нервных клеток, охарактеризовали их форму и реконструировали около 8 000 000 связей между ними. Затем с помощью специальных алгоритмов они соединили нейроны вместе биологически правдоподобным образом, чтобы в такой сети могла появиться активность. Модель подтвердила теоретически найденные принципы организации коры — например, баланс между возбуждением и торможением. И сейчас в Европе есть большой проект, который называется Human Brain Project. Он должен описать весь человеческий мозг с учетом всех тех данных, которые имеются на сегодняшний день. Этот международный проект — своего рода Большой адронный коллайдер от нейронауки, поскольку в нем участвует около сотни лабораторий из более чем 20 стран.

Критики Blue Brain Project и Human Brain Project задаются вопросом, насколько важно огромное количество деталей, чтобы описать принципы работы мозга. Для сравнения — насколько важно описание Невского проспекта в Петербурге на карте, где видны только континенты? Тем не менее попытка собрать воедино огромное количество данных, безусловно, важна

В худшем случае, даже если мы до конца не поймем, как работает мозг, построив такую модель, мы сможем использовать ее в медицине. Например, для изучения механизмов различных заболеваний и моделирования действия новых лекарств.

фото предоставлено Анатолием Бучиным

В США мой проект посвящен изучению нервной системы гидры. Несмотря на то что даже в школьных учебниках биологии ее изучают одной из первых, ее нервная система до сих пор плохо исследована. Гидра — родственница медузы, поэтому она такая же прозрачная и обладает сравнительно небольшим числом нейронов — от 2 до 5 тысяч. Поэтому можно одновременно записать активность из практически всех клеток нервной системы. Для этого используется такой инструмент, как «кальциевый имиджинг». Дело в том, что каждый раз, когда нейрон разряжается, у него изменяется концентрация кальция внутри клетки. Если добавить специальную краску, которая начинает светиться при повышении концентрации кальция, то каждый раз при генерации нервного импульса мы будем видеть характерное свечение, по которому можно определить активность нейрона. Это позволяет записывать активность в живом животном во время поведения. Анализ такой активности позволит понять, как нервная система гидры управляет ее движением. Аналогии, полученные в ходе таких исследований, можно будет использовать для описания движения более сложных животных — таких как млекопитающие. А в дальней перспективе — в нейроинжиниринге для создания новых систем контроля нервной активности.

Что делает нейробиолог

Детективная работа

По статистике, каждый третий новорождённый имеет неврологические нарушения.

Нейробиолог — это учёный, а не врач. Он помогает семье разобраться в проблеме, если отдельные специалисты затрудняются с постановкой диагноза или лечение не даёт результатов.

Например, приходят ко мне на приём мама, папа и ребёнок. Родителей беспокоит отсутствие речи, нарушение движения, сна, гиперактивность ребёнка или другие симптомы. Невролог или дефектолог видят верхушку айсберга: аутизм или ДЦП (детский церебральный паралич). Это не помогает выработать стратегию поддержки. Я же могу выявить источник проблем и предложить комплекс коррекционных занятий. Для этого я изучаю все доступные данные о ребёнке: результаты анализов мочи и крови, ультразвуковых исследований, МРТ, электроэнцефалограммы, заключения неврологов, генетиков, кардиологов, психологов, дефектологов и других специалистов.

В этом году к нам обратилась мама ребёнка, который страдал нарушением функции поджелудочной железы. Невролог убедил родителей сделать ребёнку генетический скрининг. Стоимость таких исследований составляет от 50 до 250 тысяч рублей. Скрининг показал мутацию по некоему хромосомному плечу. Маме выдали список из 50 синдромов, которые могут быть вызваны данной мутацией. Проблема была в том, что ни один из синдромов у ребёнка диагностировать не удалось.

Во время работы с этой семьёй я заметила, что результаты биохимического анализа крови ребёнка с рождения отклоняются от нормы. Ферменты поджелудочной железы превышали допустимые значения в десять раз. После нейробиологической диагностики и беседы с родителями мы пришли к выводу, что у ребёнка инфекция.

Оказалось, что во время беременности у матери был герпес и два дня держалась высокая температура. Сдали анализы — подтвердилась цитомегаловирусная инфекция (ЦМВ). Поэтому мы решили помимо телесной терапии с ребёнком подключить к работе иммунолога.

Иногда родители жалуются на проблемы со слухом, а сурдолог говорит, что ухо ребёнка функционирует нормально. В таком случае я направляю ребёнка на исследование вызванных потенциалов. Если на пути к головному мозгу звуковой импульс теряется, вероятно, нарушена миелинизация нерва, то есть он не полностью покрыт оболочкой. Даже если слуховой нерв недостаточно развит, лекарства помогают его восстановить.

Создание общей картины развития

Родители приносят в нашу клинику толстые медицинские карты своих детей. Отчаявшиеся мамы и папы платят за ненужные дорогостоящие обследования, но не получают внятного ответа на свои вопросы. При этом существенные отклонения в самых обычных анализах педиатр или участковый невролог иногда не замечают или игнорируют. В итоге у родителей копятся бумажки, а что делать с ребёнком и как ему помочь, никто не говорит.

Я не измеряю линейкой графики ЭЭГ, но могу понять заключение нейрофизиолога и рассказать родителям об альфа-, бета- и тетаритмах. Например, к нам приводят ребёнка с нарушением и говорят: «Врач сказал, всё нормально». Я объясняю, что означают результаты диагностики, предлагаю сделать нейропсихологические тесты. Нейроэнергокартирование, к примеру, может показать, почему ребёнку трудно учиться: интеллект сохранен, но нет связей между участками коры головного мозга.


Подбираем линзы для коррекции зрительного восприятия и проводим диагностику НЭК

Исследование работы мозга

Во время двухчасовой нейропсихологической диагностики я оцениваю сенсорные каналы: как ребёнок слышит, видит, реагирует на лёгкие прикосновения и ощутимое давление. Я расспрашиваю родителей об особенностях поведения, режиме сна и бодрствования, вкусовых предпочтениях, реакциях на различные раздражители и обстоятельства. Подобно неврологу я оцениваю коленные, локтевые, запястные, ахилловы рефлексы и рефлексы пирамидного пути. Важная часть сбора анамнеза — вопросы, как протекала беременность.

Работа в команде

На основе полученной информации я предлагаю родителям маршрут дальнейшего движения — какие занятия, терапию и обследования стоит провести. Эффективность работы с ребёнком зависит от специалистов, которые подхватят его на этом маршруте. Развивающие, поддерживающие, коррекционные занятия с ребёнком проводят логопед, невролог, нейропсихолог, телесный терапевт и массажист

Важно, чтобы все они говорили на одном языке, работали в едином подходе — это должна быть слаженная команда, а не отдельные профессионалы в разных центрах

К психологии тоже есть вопросы

В психологии много и собственных проблем. Из-за невозможности непосредственно наблюдать психику и сложности поведения людей прогресс в психологии происходит очень медленно. Существует много противоречащих друг другу теорий, эксперименты не всегда позволяют нам выбрать из теорий. Психология находится в центре кризиса воспроизводимости, то есть их сложно или невозможно повторить.

Однако не всё так плохо. Когнитивная психология обладает ядром более или менее надежных знаний, которым она смело может делиться. А кризис воспроизводимости затрагивает когнитивную психологию только по касательной: из отчета о воспроизводимости психологических экспериментов 2015 года следует, что основная проблема здесь с социальной психологией. Эксперименты, опубликованные в журналах по когнитивной психологии, воспроизводятся намного лучше.

Нейронаука притягательна. Желая познать самих себя силами науки, мы отдаемся в объятия нейропопуляризаторов, которые дают псевдообъяснения самым важным вещам в нашей жизни: сознанию, личности, нашим убеждениям. Эти объяснения не только неверны с чисто научной точки зрения, но и могут нести прямой вред, поэтому стоит критически подходить к утверждениям популяризаторов науки.

Окситоцин активизирует эмпатию

Истории помогают почувствовать связь между нами и героями истории. Согласно исследованию специалиста в области нейроэкономики Пола Зака, рассказы с участием персонажей влияют на выработку окситоцина, который усиливает чувство сопереживания, и активацию работы зеркальных нейронов. Зеркальные нейроны включаются в работу, когда мы наблюдаем, как другой человек совершает действие или испытывает эмоции.

Часто бессознательно мы затем отражаем эти действия или эмоции. К примеру, когда персонаж, которому симпатизируем, борется за свою жизнь на киноэкране, мы чувствуем страх и тревогу, как если бы опасность угрожала нам. Нейроисследователь Ури Хассон выяснил, что это происходит потому, что чувства героев отражаются в зеркале нашей нервной системы. В результате эмоции человека, который рассказывает историю, синхронизируются с чувствами слушателя.


Группа Ури Хассона провела эксперимент, для которого взяла рассказ Джэрома Сэлинджера «И эти губы, и глаза зелёные», но с разными сюжетными линиями после определённого момента. Группе 1 рассказали, что у жены героя был роман с его лучшим другом. А группе 2 — что муж ревновал верную жену. Исследователи выяснили, что реакции мозга участников одной группы похожи между собой, но отличаются от реакций другой группы

Бренды используют этот приём при создании кейсов и историй, которые помогают реагировать на негатив или агрессивную рекламу конкурентов.

Так, основатель «Додо-Пицца» Фёдор Овчинников рассказал трогательную историю о том, как на старте бизнеса работал один и еле сводил концы с концами. В один из вечеров он привёз пиццу восьмилетнему мальчику из небогатой семьи, для которого пицца была настоящим праздником. «Я вышел в темноту на лестничную площадку и чуть не заплакал от счастья. Я доставил настоящую радость! И я почувствовал, что могу свернуть горы».

Эмоциональный пост, собравший 3 тысячи лайков, 300 комментариев и более 200 репостов, стал ответом на агрессивную рекламу конкурентов из «Тануки», которые намекнули на то, что продукцию «Додо» обычно любят люди с лишним весом

Фёдор в посте апеллировал к тому, что для его компании, которая работает, чтобы приносить радость, неважно, какого веса, пола, возраста или цвета кожи её клиенты

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: