Произнесенное слово формирует нашу душу
— В 1992 году вы создали Театр музыки и поэзии. Каковы основные задачи, которые вы ставите перед этим театром?
— Сначала задачи были весьма скромные. Хотелось, чтобы театр песни объединил подобных мне людей, которым очень непросто в этом огромном поле песенной культуры. Хотелось проповедовать тот вид песни, который я считаю самым главным: песню, в которой есть поэзия, которую несут музыкальные крылья.
Этому жанру всегда было непросто: сначала была цензура, а потом, когда пришла свобода, она вылилась во вседозволенность, из-за которой уровень вкуса понизился до нуля. Поэтому мне хотелось, чтобы появился дом, в котором было бы тепло артистам, которые хотят работать с такой песней, и зрителям, которым не хочется слушать то, что называется сегодня попсой.
В начале у нас было несколько певцов: Александр Лущик, Татьяна Алешина, Елена Фролова, Инна Разумихина. Мы начали проводить песенные вечера…
Когда надо было определяться с официальным названием театра, я подумала: «Музыка – для меня это все, это то, что говорит, когда слово замолкает. Она говорит больше, чем что-либо другое, и сильнее всего влияет на душу человека». Так появилось название «Театр музыки и поэзии».
Слово формирует, как молитва. Слова, которые мы произносим, когда молимся, формируют душу и дальнейшую судьбу. Судьбу театра предопределило его название. Так, у нас появляется спектакль «P.S. Грезы» по Шуберту и Шуману, где звучат песни, которые требуют определенной манеры исполнения.
Появились певицы, которые прекрасно справляются с этими песнями. Пришел режиссер Иван Поповски, который нашел сценическое решение этого спектакля, идея которого исходила от нашего музыкального руководителя Олега Синкина.
Прошел наш первый спектакль: первый зритель, первые восторги, первая радость. Через какое-то время появляется спектакль «Абсент», где музыка французских композиторов Равеля, Дебюсси, Форе сосуществует с французскими песнями и так далее…
Главное, что мы делаем не просто концертные вечера, но спектакли, которые существуют по всем театральным законам. И сейчас идет подготовка к чисто музыкальному спектаклю. А песенная история выливается не просто в исполнение песен.
Например, у нас идет спектакль «Капли датского короля» по песням Булата Окуджавы. А «Снился мне сад» — это спектакль, в котором звучат романсы.
— Можно ли говорить о том, что в театре вы создали новаторский жанр «песенного спектакля»?
— Пожалуй…
— По какому принципу вы отбираете актеров?
— К нам приходят певцы с хорошими голосами, но важно, чтобы была выразительность и легкость пения в ансамбле и актерское начало. Певцам приходится быть выразительными не только в голосе, но и в пластике. — Трудно ли женщине руководить театром?
— Трудно ли женщине руководить театром?
— Я не абсолютный руководитель. Для настоящего руководства у меня недостаточно в характере жесткости, категоричности.
Если мне что-то не нравится, я стараюсь очень мягко, что несвойственно руководителям, об этом сказать, могу только подсказать что-то.
Всей музыкальной стороной руководит Олег Синкин, роль которого в театре огромна. У нас прекрасный директор Борис Меликджанов, главный администратор Михаил Мергелов и другие.
— Вообще женская режиссура отличается от мужской?
— Бывают женщины-режиссеры, как, например, Генриэтта Яновская, с мужской хваткой. А бывает и мужская режиссура, но в мягкой тональности. Тот же Анатолий Васильевич Эфрос общался с актерами очень мягко.
Эфрос хотел сделать песенный спектакль со мной, так как почувствовал, что это возможно. Но было такое жесткое время работы в Москонцерте, что нашу заявку тут же завернули, сказав, что он — театральный режиссер, который ничего не понимает в эстраде.
— В сегодняшнем спектакле вы воплотили сразу несколько персонажей? Как это вообще возможно?
— Возможно, когда есть точная задача.
Таких же затрат, как «Антигона», от меня требует спектакль «На свой необычный манер», который состоит из песен Владимира Высоцкого и французского шансонье Жака Бреля. Каждого из них можно назвать «месье 1000 вольт», поэтому в спектакле приходится им соответствовать. Впрочем, как и всему, что приходит в мой репертуар.
Начало сольной карьеры
Карьера исполнительницы завязалась сразу после окончания училища. 26-летняя Елена Камбурова была распределена в «Москонцерт» — комплекс музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий, который занимается организацией культурных мероприятий. Для начинающей артистки такое направление стало судьбоносным. В начале творческого пути ей помогал первый муж — педагог, композитор и концертмейстер Кирилл Акимов.
Особый стиль исполнения Елены Антоновны, сочетающий синтез музыки, поэзии и актёрского мастерства, складывался постепенно. Она старалась отбирать только те стихи, которые ей отзывались. В основу первых исполненных ею песен легли произведения Новеллы Матвеевой. С творчеством поэтессы певицу познакомил народный артист РСФСР и преподаватель ГУЦЭИ Сергей Каштелян, который отметил незаурядность исполнительницы ещё на отборочных испытаниях.
Внимание массового слушателя певица привлекла благодаря радио. Она записала несколько песен Матвеевой для радиостанции «Юность»
Популярность получила песня «Я тебя не люблю», особенно у молодой аудитории. На большой сцене она дебютировала так же с песней на стихи Новеллы Николаевны «Какой большой ветер». Другим автором, произведения которого стали основой её творчества в самом начале, стал Булат Окуджава.
Особое место в репертуаре Камбуровой занимают песни на творения классиков. Своим любимым поэтом она называла Александра Сергеевича Пушкина, в стихотворениях которого она находила ценным простоту, ясность и мудрость. Ещё она записывала песни на стихи Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Александра Блока, Владимира Маяковского, а также на произведения её современников — Ильи Левитанского и Давида Самойлова.
Помимо уровня исполнительского мастерства и выбора материала для песен, преуспеванию певицы способствовала музыка, написанная именитыми композиторами. Первую сольную программу она составила вместе с пианисткой и композитором Ларисой Критской. Певица делилась, что им хотелось создать музыку, которая бы отличалась от всего того, что звучит на эстраде. Вместе с Критской она записала свой первый сольный диск на диске «Мелодия».
В конце 1960-х артистка начала сотрудничать с композитором Микаэлем Таривердиевым, с которым познакомилась на радио. Благодаря ему в её творчестве появились песни «Я такое дерево…», «Звёздная страна», «Маленький принц», цикл «Прощай, оружие!» и пр. Также она много работала с композитором Исааком Шварцем, который сочинил музыку для её песен «Дождик осенний», «Любовь и разлука», «Поцелуй меня».
Карьера певицы не всегда складывалась благополучно. Елена Камбурова исполняла песни на стихи Осипа Мандельштама и Николая Гумилёва, музыку для которых писал композитор Владимир Дашкевич, из-за чего на неё строчили доносы и едва не отстранили от концертной деятельности. Поддержал певицу Ролан Быков: он добился, чтобы в 1968 году она стала лауреатом премии «Московского комсомола» — после этого никто не обвинял её в антисоветских взглядах.
Фильмы
Особой строкой в биографию певицы вписан кинематограф. С ним у Елены Камбуровой давние и тесные взаимоотношения. Помимо того, что она снялась в нескольких картинах, таких как «Театр неизвестного актера», «Воспоминание», «Клоун», «Мой нежно любимый детектив», Елена Антоновна озвучила более 100 фильмов различных жанров.
Голосовой диапазон позволял артистке петь голосами детей, волшебных или смешных героев. Поэтому в фильмографии артистки большое количество разноплановых картин, где ее голос можно услышать в музыкальном сопровождении. Среди них такие: «Приходи на меня посмотреть», «Пассажир с “Экватора”», «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Однажды двадцать лет спустя», «Мой нежно любимый детектив». Также Елена Камбурова озвучила персонажа Сергея Сыроежкина в фильме «Приключения Электроника». А Елена Шуенкова озвучивала его копию – Электроника.
Елена Камбурова и Роман Виктюк Зрителям запомнилась ее работа в приключенческой ленте «Гардемарины, вперед!». Режиссеру Светлане Дружининой удалось собрать уникальный певческий коллектив. Дмитрий Харатьян спел за себя и за Сергея Жигунова. Михаил Боярский исполнил песню о любви «Голубка». Прекрасная Елена Камбурова вместе с Олегом Анофриевым прозвучала в композиции «Разлука», она же озвучила все песни за героиню Татьяны Лютаевой.
А в фильме «Женская логика» Елена Камбурова исполнила романс «Говорят, бабий век – сорок лет». Ее трогательный вокал проникает в самую глубину сердца.
Голос Камбуровой стал самым востребованным на телевидении. Без нее не обходились выпуски «Ералаша», и даже песня из любимой всеми детьми «Спокойной ночи, малыши!» на мелодию Моцарта была спета популярной исполнительницей.
В 2021 народная артистка России стала гостьей передачи «Наедине со всеми». В рамках интервью артистка рассказала ведущей Юлии Меньшовой о своей карьере, взлетах и падениях, отношениях с коллегами.
Начало творческого пути
Разумеется, занимаясь комедией, Елка не забывала о своем главном увлечении. После большого количества посещенных концертов и фестивалей у нее появились некоторые музыкальные связи и знакомства, так что она смогла попасть бэк-вокалисткой в местную группу «B&B», выступающую в стиле R’n’B.
Оценить вокальный талант девушки можно в следующем ролике:
Успешно отыграв концерты в своем городе, группа решила отправиться на гастроли. Таким образом, в 2001 году они попадают на один из крупнейших по тем временам фестиваль хип-хопа “Rap Music”, проходивший в Белокаменной столице. Авторство этого мероприятия принадлежит талантливому продюсеру и рэперу Владу Валову, более известному под псевдонимом ШеFF. Он замечает необычную группу, где участвует Елка, и решает устроить им презентацию, однако эта идея пришлась не по душе остальным участникам коллектива, и они отказались от предложения.
В 2003 году Влад Валов решает создать что-то новое и “революционное” в сфере музыки, именно тогда он и вспоминает про коллектив из Ужгорода, вновь приглашая Елку на встречу. К тому моменту группа «B&B» уже распалась, так что подобное предложение было очень вовремя для певицы. На этот раз она подписывает контракт и начинает активно работать под продюсированием Влада Валова.
Долго ждать первых результатов сотрудничества не пришлось, ведь уже через небольшой промежуток времени вышла необычная композиция “Слова сказаны тобой”. Впоследствии данная работа вошла в сборник музыкальных произведений “Девушки атакуют”, который состоит из 16 отдельных треков, исполняемых исключительно женщинами. Стоит отметить, что в этот период Влад Валов настойчиво предлагает Елизавете выступать под собственным именем, однако она отказывается от этого, оставляя псевдоним “Елка”.
Интервью продюсера о творческом пути Елки смотрите в следующем ролике:
Далее карьера певицы начинает стремительно развиваться. Спустя год затишья, на мероприятии, посвященном памяти рэпера Михея, Елка перепевает песню “Сука-любовь”, а затем записывает трек авторства Валова “Город обмана”. Данная композиция становится крайне успешной, попадает в различные подборки, а исполнительница завоевывает титул “Открытие года” по версии радио Maximum.
2005 год ознаменован в биографии певицы с выходом первого альбома под названием “Город обмана”. В него вошло 14 уникальных произведений, объединенных задумкой и невероятным тембром самой Елки. К слову, автором большинства песен все еще являлся продюсер Влад Валов. Исполнительница получила множество положительных отзывов о проделанной работе, а сам альбом попал в номинацию “Лучший рэп” на премии MTV RMA.
В 2006 году выходит следующий сольный диск Елки “Тени”, также наполненный текстами продюсера. И несмотря на то, что в издании NewsMusic его посчитали менее ажиотажным, чем предыдущий, на Tecktonika вышла положительная рецензия, отмечающая тот факт, что именно он вывел певицу “в первый ряд российских исполнителей”.
Биография Елки пополнилась первой наградой “Золотой граммофон” уже в 2007 году. Статуэтку она получила за свой безоговорочно прорывной трек “Мальчик-красавчик”. В этот же период певица выпустила свой первый и единственный видеоальбом “Елка DVD”.
В 2008 году появляется третья пластинка исполнительницы под названием “Этот великолепный мир”, где присутствует новая манера исполнения и оригинальность музыки. В этом же году певица получает номинацию “Лучший хип-хоп проект” на Муз-ТВ, выпускает композицию “Свобода” на родном украинском языке и представляет публике три новых сборника под названиями: «Remixes», «The Best Hits» и «Дуэты». Последний из них интересен совместной песней с Альбертом Красновым (“Счастье”).
Альбом “Этот великолепный мир” стал последним в сотрудничестве Елки и Влада Валова. Несмотря на продуктивные отношения, певице хотелось развиваться в новом ключе и работать с другими авторами, так что продолжать контракт она не стала. Во многом на подобный выбор повлиял разговор с Аллой Борисовной Пугачевой, состоявшийся на радио “Алла”. Туда она пришла по приглашению самой Примадонны.
Елка становилась популярнее с каждым днем, клипы на ее песни транслировались телеканалами, музыка постоянно крутилась на различных радиостанциях. Творчество исполнительницы было признано многими критиками и активно поддерживалось аудиторией.
Личная жизнь знаменитостей.
Голос замечательной певицы Елены Камбуровой многим из нас знаком с детства, поскольку многие любимые фильмы, включая и популярного с советских времён «Электроника», сопровождались песнями в её исполнении. Однако в лицо эту певицу знают (особенно сейчас), увы, лишь немногие. О ней можно услышать на канале «Культура», но дальше него, к сожалению, известность певицы не выходит, хотя несколько десятков лет назад её слава гремела даже далеко за пределами нашей Родины. Вся личная жизнь Елены Камбуровой подчинена стихам, перенесённым в песню, воспитанию высокого и духовного смысла жизни в слушателях.
В этом году певица отметила свой 75-летний юбилей. Несмотря на то, что широкой общественности её творчество сейчас мало знакомо, с этим праздником певицу поздравляли многочисленные поклонники, имеющие свой собственный музыкальный вкус, а значит — и силу, чтобы противодействовать веяниям толпы. Биография Елены Камбуровой началась в Сибири, а детство и юность связаны с городком Хмельницкий на Украине. Несмотря на любовь к песне и музыке, внутренняя робость не позволяла будущей звезде эстрады даже задумываться о музыкальном образовании, поэтому после школы она выбрала Киевский институт лёгкой промышленности. Однако инженера по обуви, которым собиралась стать Елена Камбурова, из неё так и не получилось. Проучившись два года, девушка поступила в Киевский театральный институт, а затем — перебравшись в Москву — в эстрадно-цирковое училище. Слава певицы началась в биографии Елены Камбуровой с песен на стихи Новеллы Матвеевой, исполненных на мега популярном в то время радио «Юность». С тех пор репертуар певицы неизменен — она доносит до слушателя великолепные стихи известных, а порой и не очень, поэтов, переложенные на музыку. Собственная интерпретация, которая, бывает, разнится от концерта к концерту, неизменно вызывает слёзы на глазах у преданных поклонников.
На сегодняшний день личная жизнь Елены Камбуровой заключается в Московском Театре музыки и поэзии, который благодаря её усилиям существует уже 23 года. Несмотря на невостребованный на сегодняшний день жанр, на выступления артистов театра бывает просто нереально достать билеты. В этом — особая гордость Елены Камбуровой. Однако это — и её душевная боль, поскольку театр настолько мал, что просто не вмещает всех желающих. Но те, кто посещают эти концерты регулярно — думающая и интеллигентная публика, способная через песню уяснить для себя многие жизненные принципы и истины. Ещё один аспект личной жизни певицы — забота о животных. Она — одна из первых инициаторов и борцов за принятие закона о защите прав животных. Мечта Елены Камбуровой — построить гостиницу для бездомных животных, но пока приют у неё нашли лишь трое четвероногих друзей — собака и две кошки.
Возможно, кто-то удивится, что в этой статье нет упоминания о муже и детях. Сама Елена Камбурова в одном из своих интервью признавалась, что никогда не жила обычной жизнью женщины. Ей не знакомы хлопоты по хозяйству и заботы о детях. Однако певица всё же была замужем, и не единожды. Первым мужем стал преподаватель по музыке из эстрадно-циркового училища Кирилл Акимов. Именно он стал первым аккомпаниатором Елены Камбуровой и аранжировщиком её первых песен. О втором супруге певицы, к сожалению, ничего не известно. Она предпочитает не выносить сугубо личные подробности из жизни на суд широкой публики. Несмотря на то, что сейчас Елена Камбурова живёт одна, одинокой себя она не ощущает, поскольку вокруг всегда достаточно друзей и единомышленников. Певица ни на грамм не выглядит на собственный возраст, объясняя сей феномен молодостью своей души.
С этой знаменитостью часто ищут:
- Елена Ваенга: личная жизнь Идет на все, чтобы не допускать журналистов в свою личную…
- Елена Валюшкина: личная жизнь Только с третьей попытки она нашла свое счастье…
- Елена Проклова: личная жизнь Судьба испытывала ее на прочность, и только любимый мужчина помог…
Категории Блог Метки:
Дискография
С творчеством певицы можно познакомиться, прослушав пластинки и диски Елены Камбуровой. Лучшее представлено в следующих из них:
- «Прощай, оружие!» — 1970 год.
- Кругозор №10 — 1975 год.
- Песни из кинофильма «Приключения Электроника» — 1980 год.
- «Сказки об Италии» — 1980 год.
- «Клуб и художественная самодеятельность №5» — 1981 год.
- «Послушайте!» — 1981 год.
- «Песня на бис» — 1981 год.
- Рок-опера Александра Градского «Стадион» — 1985 год.
- «Пеппи Длинный чулок» — 1985 год.
- «Да осенит тишина» — 1987 год.
- «Гардемарины, вперед!» — 1988 год.
- «Пишущий Амур» — 1996 год.
- «Дрема» (русские колыбельные песни) — 1997 год.
- «Капли Датского короля», «Синий троллейбус», «Волшебная скрипка» — 1999 год.
- «Дорога» — 2000 год.
- «Любовь и разлука», «Песни из кинофильмов» (2 части) — 2001 год.
- «Романс о жизни и смерти» — 2005 год.
- «Последняя любовь» — 2006 год.
- «Воспоминание о шарманке», «Реквием», «Маленький принц» — 2007 год.
- «Там вдали, за рекой» и «Страна Дельфиния» — 2010 год.
И в настоящее время Камбурова имеет многочисленных поклонников и преданных слушателей.
Детство и юношеские годы
Елена родилась перед самой войной в крупном промышленном центре Кемеровской области, который тогда носил звучное имя Сталинск (сейчас это город Новокузнецк). Отец будущей певицы, Антон Семенович Камбуров, приазовский грек по происхождению, трудился инженером на одном из местных предприятий. Мама, Лидия Марковна Захарова, работала врачом-педиатром. Младший брат Владимир впоследствии окончил ленинградский Политех и стал инженером, как отец.
Елена Камбурова в молодостиРодители любили музыку и часто устраивали импровизированные домашние концерты. Мама пела, отец тихо перебирал струны гитары и вторил ей в унисон, а Лена и ее брат слушали, затаив дыхание. Несмотря на то, что у девочки самой был прекрасный голос, она никогда не подпевала родителям – стеснялась, хотя в глубине души всегда мечтала стать артисткой.
Ее первое сольное выступление состоялось только в десятом классе и закончилось полным провалом: она хотела выйти на сцену как в кино – выбраться из зрительного зала, начав петь на ходу.
Елена Камбурова всегда хотела петьПосле этого она еще два года не решалась петь на публике, но природный талант все-таки взял свое, и девушка постепенно преодолела робость и застенчивость.
К тому времени семья уже перебралась на Украину, в город Хмельницкий, где Елена окончила среднюю школу. Не решившись подать документы в театральный, Камбурова стала студенткой Киевского института легкой промышленности, в котором проучилась два года. Осознав со временем, что выбрала неправильный путь, Елена все-таки отправилась в Москву и попробовала поступить в Щукинское училище.
Первая попытка не увенчалась успехом, но девушка не вернулась домой, а устроилась работать маляром на стройку.Я оказалась в положении человека, у которого нет крыши над головой, и перед которым стоял вопрос о выживании.Через год она стала студенткой эстрадного отделения училища циркового искусства – ее заметил преподававший там режиссер Сергей Каштелян. Там же состоялось знакомство с Ларисой Критской, композитором и концертмейстером – женщины стали работать вместе. Училище девушка успешно окончила в 1966 году, а через несколько лет Елена получила и диплом ГИТИСа.
Сейчас есть много спектаклей, на которые я боюсь ходить
— Как вы оцениваете образование, которое получают молодые актеры сейчас? Что изменилось по сравнению с тем временем, когда учились вы?
— Не мне судить. В том же Щукинском училище много прекрасных педагогов старой школы. Отличие в том, что сейчас гораздо меньше достойных спектаклей и кинофильмов, в которых молодые актеры могли бы себя показать.
Очень много пустых спектаклей, которые даже хуже, чем эстрада. Все на потребу зрителя: ни мыслей, ни чувств, я уже не говорю о духовности – там ее просто нет. Есть много спектаклей, на которые я боюсь ходить.
Сейчас ведь нужно, чтобы непременно были какие-то криминальные разборки, нецензурные выражения, откровенные эротические сцены. Иначе считается, что это несовременный спектакль.
Редкое исключение из всего этого составляет, например, театр Фоменко. Есть очень много пустого, когда люди просто собираются для заработка. Талантливые актеры кочуют из одного безликого сериала в другой.
— Назовите имена молодых актеров, которые, на ваш взгляд, наиболее талантливы.
— Их много. Ну, например, Алла Юганова, которая играет сейчас в театре Ленкома и у нас… Дмитрий Певцов — потрясающий актер, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова. Они смогли выразить себя и, слава Богу, выразили себя именно в театре.
Биография и творческий путь Валерия Сёмина
Валерий Владимирович Сёмин – отечественный виртуоз-баянист, автор музыки ко многим музыкальным композициям, певец, аранжировщик, ведущий телевизионных и радиопередач – появился на свет 19 мая 1966 года в городе Сызрани. В 1985 году Валерий с отличием окончил обучение в Сызранском музыкальном училище (ныне Сызранский колледж искусств и культуры имени О.Н. Носцовой) по классу баяна, а также дирижирования оркестром. После чего продолжил образование по этим же специальностям в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академии музыки имени Гнесиных).
В 1990 году Сёмин создает музыкальный коллектив, получивший название «Белый день». В состав коллектива вошли студенты Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, ставшие лауреатами прошедшего в городе Горький (ныне Нижний Новгород) IV Всесоюзного конкурса исполнителей на русских народных инструментах. В основу репертуара были положены классические произведения отечественных и зарубежных композиторов, русские народные песни, а кроме того, современные композиции, обработанные Валерием либо другими авторами.
Группа «Белый день» стала одним из первых музыкальных коллективов, которые исполняли на русских народных инструментах, таких как балалайка, эстрадную музыку. В 1996 году группа выпускает альбом под названием «Балалайка in Rock», запись которого проводилась на студии «Союз». В этот альбом вошли музыкальные композиции таких зарубежных групп, как «Beatles», «Boney-M», «Deep Purple», «Eagles», «Metallica», отрывки из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», исполненные на русских народных инструментах.
В 1999 году на базе группы «Белый день» Валерий Сёмин совместно с Еленой Верховской основал новый вокальный проект.
В этом же году был выпущен первый альбом проекта, получивший название «Уху я варила». Песни «Ай-ай-ай», музыку к которой написал Валерий, а слова Лена Василёк, и студенческая народная «Ой как ты мне нравишься» (так же называемая «Соловушка») в исполнении коллектива стали настоящими хитами.
Наиболее успешным для группы стал альбом «Запевай, земляки!», записанный в 2005 году. Шлягером этого альбома стала композиция «Галина», слова и музыку к которой написала Лена Василёк.
И цветы, и шмели, и трава
Солнце в зените. В теплице буйствует капуста, на клумбе вместе с цветами — картошка, пышный куст чертополоха на скошенном хозяйском поле — красота летней дачи! «И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…» — приходит на ум Иван Бунин в исполнении Камбуровой.
Она любит лето за то, что цветут ромашки, «божественные глаза», вообще благоволит к полевым цветам, которые растут сами по себе. Но вот летним человеком, ни по духу, ни по темпераменту и эстетическим предпочтениям, Елену Антоновну назвать трудно. В ее деликатном и тихом искусстве пушкинская осенняя глубина и поэзия. «По красоте, конечно, ничто не сравнится с осенью, — актриса замечает, что находит полное понимание. — Такое разнообразие красок, неярких, мягких. Особенно хороши осенью деревья. Вот у меня здесь перед крыльцом — пять березочек. Ничего нет трогательней. Деревья для меня — радость земли. Они тоже живые. Кстати, недавно узнала, что Антон Павлович Чехов старался везде, где бывал, посадить куст, дерево».
«Другие деревья» — это вообще тема творчества. Например, надо быть «другим деревом», чтобы начать петь Гумилева, которого расстреляли за антисоветский заговор, и Мандельштама, который поставил диагноз: «Мы живем, под собою не чуя страны…»
— Я как-то с самого начала поняла, что песни со средними стихами меня не устраивают. Владимир Дашкевич написал целый цикл песен на стихи Мандельштама. Они меня потрясли. Когда выступала, всегда думала: в зале какой-нибудь стукач да найдется, что-нибудь куда-нибудь напишет. И действительно, писали. У меня с репертуаром бывали сложности. Очень рано поняла, что в стране происходили чудовищные вещи. Не только потому, что родственники репрессированы. По стихам поняла. «Реквием» Ахматовой, который я исполняла, не мог на меня не подействовать. Окуджава удивительный. Это для меня такой вот самый-самый дорогой человек, потому что он писал только о доброте, о красоте. По его песням можно учиться жить. «Совесть, благородство и достоинство. Вот оно святое наше воинство! Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь». Это программа жизни.
Про совесть и достоинство раньше говорили на кухнях, теперь вот на дачах. Тихий голос поколения, предпочитавшего стихи другим видам искусства, не расслышать из личного авто, на котором из-за коронавируса смотрят концерты звезд на стадионах. Или: «Не оставляйте стараний, маэстро, не убирайте ладони со лба»?
— Попса, к счастью, не все уничтожила. Когда я начинала, студенческая молодежь очень интересовалась поэзией. Впрочем, были встречи и с другой аудиторией, когда люди недоумевали: «Я такое дерево»? Что это? Про что это?» Привыкшие к советской эстраде, они не представляли, что можно выражать себя в песне и по-другому. Сейчас смотрю в совершенно другой прагматичный зал. О вырождении песни мало кто говорит, а ведь мы такие, какую музыку слушаем.
Но вот неожиданность: в Краснодаре возник фан-клуб Елены Камбуровой. Группа мальчиков и девочек, которым по 14-15 лет, изучают ее записи, хорошо знают песни. Может быть, мир еще повернется к другой музыке на великие стихи?
Блиц-опрос
Детские и юношеские годы
Елена появилась на свет 11 июля 1940 г. в городе Новокузнецке. Ее родители были выходцами из небольшого городка Макеевка, расположенного в Донецкой области (Украина). По отцу у певицы греческие корни. Его предки были переселены в Крым во времена Екатерины Великой.
Отец артистки по образованию был инженером, мама – врачом-педиатром. У певицы есть младший брат, он окончил политехнический институт. Родители Кабуровой любили музыку. Мама обладала приятным голосом, отец аккомпанировал жене на гитаре. Лена не спешила принимать участие в импровизированных концертах, была слишком застенчивой девочкой.
Лена с детства мечтала выходить на сцену, но в роли драматической актрисы, а не певицы
Детские годы Камбуровой прошли в городе Хмельницком (Украина). Семья переехала туда после войны. Получив аттестат, Лена не решилась поступать в театральный вуз, подала документы в Киевский институт легкой промышленности. Все это время она не переставала мечтать о сцене.
После второго курса артистка забрала документы, чтобы отправиться в Москву и попытаться стать студенткой Щукинского училища. Поступить в театральный институт у Камбуровой с первого раза не получилось. От сильного волнения ноги абитуриентки подкосились, она упала, не дойдя до сцены.
Когда Елена все-таки предстала перед экзаменационной комиссией, у нее пропал дар речи. После того как актриса взяла себя в руки и показала преподавателям на что способна, большинство из них проголосовало «против». Но на Украину девушка не вернулась. Она устроилась на стройку разнорабочей.
Камбуровой было нелегко привыкнуть к новой жизни, но коллеги помогали новенькой, как могли. Елену назначили помощницей каменщика. Мужчина любил петь и постоянно исполнял оперные арии. Так прошел год. Лена повторила попытку стать студенткой столичного учебного заведения, но на этот раз подала документы в цирковое училище на эстрадное отделение.
В то время это было новое направление в цирковом училище. Преподаватели еще не очень понимали, чему они должны обучать своих студентов, поэтому делились всеми знаниями и навыками, которыми владели сами. Камбурова попала на курс С.А. Каштеляна. Ей очень нравились уроки актерского мастерства, пения и художественного слова.