Вырезанные сцены: что осталось за кадром культовых советских фильмов

«Москва слезам не верит»: алкоголиков убрать!

Действие катины переносит нас в столицу пятидесятых годов прошлого века. Уже тогда советские провинциалы были наслышаны о возможностях Москвы, и всеми силами пытались переехать туда. Однако, далеко не у всех получалось приспособиться к новым реалиям и отвоевать себе место под столичным солнцем.

В фильме многие сцены сделано очень натуралистично, жизненно, так сказать, без купюр. И эти проблемы героев зрители легко угадывали, поскольку сами сталкивались с ними ежедневно в реально жизни.

Например, актеру Александру Фатюшину досталась роль бывшего хоккеиста Сергея Гурина. Спортсмен подавал большие надежды, но когда его начали преследовать  неудачи, принялся заливать депрессию спиртным.

В изначальной версии картины Гурин совсем спился, стал настоящим алкоголиком, но, в конце концов, нашел в себе силы бросить, завязать.

Однако, кураторы фильма приняли этого героя в штыки. По мнению чиновников, даже бывший советский спортсмен не мог пасть так низко. Хотя в реальной жизни таких примеров, увы, немало.

В общем, часть сцен с Гуриным пришлось переигрывать, а часть вообще вырезали. Как, например, сюжет, в котором пьяный спортсмен вламывается к жене с собутыльников и начинает качать права.

В итоге вышло так, что Александру Фатюшину досталось в картине гораздо меньше экранного времени, чем предполагалось изначально. 

Между Москвой и Одессой

Успех многосерийного фильма (слово «сериал» тогда еще не знали) был подобен эффекту разорвавшейся бомбы. Что немудрено: главные роли исполняли Владимир Высоцкий и Владимир Конкин. И вообще лента собрала едва ли не всех звезд советского кино: Армена Джигарханяна, Наталью Фатееву, Евгения Евстигнеева, Александра Абдулова, Александра Белявского, Сергея Юрского, Ларису Удовиченко. А режиссером выступил Станислав Говорухин. Возможно, из-за такой высокой концентрации звезд съемки проходили очень непросто.

Статья по теме

Эра Жеглова. Фильму «Место встречи изменить нельзя» — 35 лет

Послевоенная Москва, в городе орудует банда «Чёрная кошка». Обезвредить её пытается отдел по борьбе с бандитизмом МУРа, возглавляемого капитаном Жегловым (Владимир Высоцкий). Знаменитый пятисерийный художественный фильм Станислава Говорухина основан на романе братьев Вайнеров «Эра милосердия». А они описали реальную историю красногорской банды Ивана Митина, орудовавшей в столице и Подмосковье в начале 1950-х годов. Как говорил Станислав Говорухин, залогом успеха своего фильма он считал хорошую драматургию: «Нам повезло — у нас был прекрасный роман братьев Вайнеров. На мой взгляд, это классическое произведение».

«Снимался фильм в основном на Одесской киностудии, — говорит москвовед Татьяна Воронцова. — Снимать на Петровке, понятное дело, кинематографистам никто не позволил. Но Говорухину удалось добиться разрешения снимать снаружи, а некоторые сцены — даже во дворе легендарной Петровки, 38. Именно оттуда отправляются муровцы на картошку. Конечно, всеми узнаваемые уголки столицы добавляли веса и достоверности картине. Но есть в фильме и ляпы. В начале Владимир Шарапов (Владимир Конкин) идёт по проспекту Маркса (ныне Театральный пр‑д). И вдруг рядом с Шараповым появляется новенький автомобиль „Жигули“. Конечно, Станиславу Говорухину было непросто: съёмки велись в самом конце 1970-х, а на экране должна была появиться старая Москва».

Горбатого брали на Яузе. Где и как снимали «Место встречи изменить нельзя» Подробнее

Шарапов чуть не сбежал

Очень напряженная обстановка сложилась на съемочной площадке между главными героями — Высоцким и Конкиным. По словам исполнителя роли Шарапова, с ним никто так плохо не обращался, как это делал Высоцкий-Жеглов. Сотрудничать в кадре двум актёрам было очень сложно. «Вот он — добрый, прекрасный, замечательный — а через три секунды меняется в лице… Ор, вопли, чего там только не было! Я в такой ситуации до этого никогда не оказывался», — вспоминал о Высоцком в интервью «АиФ» Владимир Конкин.

Проблемы были и в отношении к Конкину авторов романа братьев Вайнеров. «Мне улыбались, а Говорухина сбивали с толку: „Это не Шарапов“, — вспоминал Конкин.

Статья по теме

Владимир Конкин «Я зарабатывал столько, что сегодняшним лепсам и не снилось»

Мало кто знает, что в какой-то момент съемки едва ли не были сорваны. Конфликт Владимира Высоцкого и Владимира Конкина зашел так далеко, что Шарапов впервые в своей жизни решил бежать со съемок: „Киноплощадка и мощных, толстокожих артистов иногда выбивает из колеи. А что уж говорить обо мне, тонкокожем“.

Конкин упаковал чемоданы и, желая сохранить свой отъезд в секрете, одевался — он принял решение уехать домой в Киев. По счастливому стечению обстоятельств к Конкину зашел Виктор Павлов. Сразу поняв, что происходит, актер решил разрядить ситуацию со свойственным ему чувством юмора. Артисты вышли на улицу и Павлов начал читать сценарий „Места встречи“, будто это опереточная комедия. „Видит бог, я чуть не помер со смеху, — вспоминал в „АиФ“ Конкин. — Так он произносил каждую реплику, что я не мог идти, у меня ножки крестиком были, задыхался — так хохотал. И этот гений вырвал клещами из меня тот неправильный ржавый гвоздик сомнений и горечи“. Как говорит Владимир Конкин, впоследствии он понял правильность своего решения — во-первых, не подвел ни в чем не виноватых товарищей. Конфликт-то был у него только с Высоцким и Вайнерами. Во-вторых, как утверждает актер, „всё равно заставили бы досниматься, это безусловно, уже четверть картины была снята. Но с какими последствиями, с какой огромной травмой я бы вернулся“.

Звездная роль. Братья Вайнеры в сценарии изменили Жеглова
Подробнее

Ещё сильнее артиста оскорбило то, что Георгий Вайнер, незадолго до своей смерти в Нью-Йорке, поделился в интервью мыслью, что не повезло с актером в экранизациях их с братом лишь однажды — с Шараповым: „Худший исполнитель наших произведений — Конкин“. А ведь благодаря этой картине они выпустили свой пятитомник. Ерунду какую-то пороли про меня, а сами столько деньжищ бы не заработали, если бы не было у них такого Шарапова».

Фронтовое прошлое Шарапова и Левченко

По сценарию, картина начиналась с пролога. Шарапов и Левченко ночью пробираются через линию фронта с раненым немецким “языком”. Эту сцену снимали на болоте. Режиссер браковал дубль за дублем и актерам приходилось снова и снова лезть в холодную воду. Когда эпизод наконец отсняли и актеры начали снимать промокшие гимнастерки, Конкин увидел на спине Павлова следы от банок. Актер совсем недавно вышел из больницы, еще не оправившись полностью от перенесенного воспаления легких. Роль пленного немца сыграл сын Марины Влади — Пьер Оссейн.

Как позже рассказывал старший сын французской актрисы, в картине он снялся совершенно случайно. С матерью он часто бывал на съемочной площадке, приезжая к Высоцкому. Однажды к нему подошел Говорухин и сказал, что нужно сняться в эпизоде. На него надели немецкую форму и отправили на площадку.

К слову, в картине снялся и младший сын Марины Влади. Он играл беспризорника, которого за руку поймала Варя Синичкина в самом начале картины.

Ссора Шарапова с Жегловым

В полной версии после того, как Жеглов застрелил Левченко, Шарапов говорит капитану все, что он о нем думает. Из его слов понятно, что это окончательный разрыв между коллегами. Шарапов обвиняет своего товарища в том, что ему нравиться убивать и что им не по пути. Этот эпизод отсняли, но затем вырезали. Руководство отметило, что товарищи могут не соглашаться с методами и даже отстаивать свою точку зрения, но советский милиционер не может высказывать такие обвинения в адрес старшего по званию.

На одном из творческих вечеров братьев Вайнеров, у авторов спросили: “Получился бы фильм таким, если бы не играл Высоцкий?” Другого ответа никто и не ожидал — конечно, нет. Дело было даже не в том, что Высоцкий был другом писателей и сам попросил отдать ему роль Жеглова. Дело в том, что он был гениальным актером и никто даже не представлял на его месте кого-то другого.

Кстати, сам Высоцкий не считал своего героя идеальным и даже в одном интервью он назвал Жеглова “личностью не особо грамотной”. Но его талант наполнил образ Жеглова такой неимоверной силой, что слова этого героя буквально впечатаны в память.

Авторитет Высоцкого на съемочной площадке чувствовался во всем. Говорухин разрешал ему дополнять многие образы. Именно Владимир Семенович придумал шепелявость карманнику Кирпичу и наколку “Лёля” Васе Векшину. В эпизоде, где их товарищ рассказывает про выигрыш в лотерею, Высоцкий сходу придумал фразу: “Что ты, Петюня, это только ты у нас такой умный, а я просто так, погулять вышел”. Возможно, мы потеряли в его лице и гениального режиссера, которым так и не успел стать народный кумир Владимир Высоцкий.

«Солярис»: кошмары Криса

К фильмам Тарковского часто придирались цензоры. Слишком уж его работы выбивались из всего, что снималось в Советском союзе. И хотя его «Солярис» вызвал у чиновников не так много нареканий, одну сцену из ленты пришлось убрать. Причем, отнюдь не по велению кураторов.

В ней один из героев — Хери — предпринимает попытку самоубийства, после чего другой герой — Крис — резко заболевает и впадает в беспамятство. В своем безумии он попадает в некую зеркальную комнату, в которой его преследуют непонятные мистические сновидения, похожие на истерические кошмары.

Любопытно, что эта неоднозначная сцена попала в рабочую версию картины, и первые зрители ее увидели. Но в последующих показах сцена уже отсутствовала.

Зрители грешили на цензуру, но в действительности чиновники оказались ни при чем. Тарковский сам вырезал сцену из своего фильма.

И хотя режиссер никак не комментировал эти изменения, специалисты считают, что «виноваты» в этом  картины Феллини «Восемь с половиной» и «Джульетта и духи», где мироощущение героя также показано с помощью зеркал.

Якобы Тарковский просто не захотел прослыть подражателем, пусть даже и великому Феллини. Советский режиссер мог себе это позволить действовать под «копирку», ведь он тоже… великий.

«Место встречи изменить нельзя»: интим между Шараповым и Варей

В своем романе «Эра милосердия», ставшем фундаментом для легендарной картины,  братья Вайнеры живописали эпизод интимной близости между Владимиром Шараповым и Варей. У них все случилось спонтанно, после танцев.

Постельную сцену оставили и в режиссерской версии сценария, хотя режиссер Говорухин понимал, что к этому кадру цензоры обязательно придерутся. Но до последнего надеялся, что пронесет.

Но не пронесло. Постельный эпизод было приказано убрать. Хотя в реальности та сцена, которую почему-то называют откровенной, занимала всего несколько секунд.

В кадре, который зрители так и не увидели, Шарапов и Вера просто лежат на кровати, и герой Конкина всего-навсего целует свою партнершу в плечо. А женскую наготу практически полностью скрывает ночная тьма комнаты. Но и этом показалось цензорам слишком откровенным.

Гибель Вари Синичкиной

В первоначальном варианте картины, как и в романе, Шарапову не сказали, что Варя погибла от рук бандитов на месте задержания банды “Черная кошка”. Он узнал об этом в управлении, когда вернулся. В вестибюле он увидел фотографию любимой с траурной лентой. Высоцкий был категорически против такого финала и пытался переубедить режиссера, что Варя не должна умирать.

Такое же мнение было и у руководства Гостелерадио. Они решили, что такой финал слишком трагичен. Они не хотели, чтобы в понедельник, советские люди шли на работу в плохом настроении. Переделывали последнюю сцену в авральном порядке. Девушка осталась жива, забрала подкидыша из детского дома и встретила Шарапова с малышом на руках. Правда, актриса Наталья Данилова, на тот момент уже обрезала челку, для другой роли.

«Служебный роман»: как Верочку без мужа оставили

Поклонники этой картины будут помнить, что на протяжении всего действия секретарша Верочка постоянно выясняет отношения с кем-то по телефону. Понятно, что речь идет о делах сердечных, но для зрителей так и стался загадкой неизвестный воздыхатель Верочки.

Однако, в рабочей версии фальма этот персонаж был вполне осязаемым, и должен был не раз и не два появляться в кадре.

Например, уже был снят эпизод, когда толпа женщин с разноцветными зонтиками выходит в дождь, и Верочка на зависть всем садится на мотоцикл к мужу, после чего парочка несется по залитой дождем Москве.

Супруга помощницы Мымры должен был играть Михаил Светин. Но для сентиментальной комедии в своей кожаной куртке и на «железном коне» актер смотрелся как-то слишком вычурно и не по-советски.

В итоге Светина убрали, вместо него мужем Верочки назначили Фатюшина. Но тому на одном из спектаклей повредили глаз. Медики спасли актеру зрение, но о съемках в «Служебном романе» уже не могло идти и речи.

В результате всех этих коллизий Верочка осталась без собственной истории любви. А ее муж появился в двух крупных планах картины. Сначала, когда становится известно, что товарищ Бубликов жив.

Затем — в эпизоде после появления преображенной Людмилы Прокофьевны на работе. Изначальные же эпизоды вырезали, и это тот редкий случай, когда авторы фильма обошлись без помощи цензоров.

Эпизоды с Промокашкой

Вор Промокашка, сыгранный Иваном Бортником, получился одним из самых запоминающихся персонажей сериала, хотя был на экране всего несколько минут. Речь, манера поведения, походка и «прикид» героя были изображены актером настолько реально, что одна из поклонниц сериала, работник суда, написала Бортнику письмо. Женщина рассказала, что за годы работы она видела множество преступников. И если другие актеры картины гениально, но все же заметно играют свои роли, то по ее мнению, Бортник единственный, кто не играл, а каким-то непостижимым образом сам стал уголовником.

С участием Промокашки убрали две сцены. Вернее, одну вырезали, а второй эпизод так и не смогли отснять.

В сцене о воровской “малине”, в режиссерском варианте, пьяный Промокашка пристает к сожительнице главаря Горбатого, после того, как его подельники уснули. Но этот эпизод так и не смогли снять — актриса не могла сосредоточиться и каждый раз после удара хлопушки начинала истерически хохотать.

Также из идейных соображений убрали и момент, когда Промокашка плюет в лицо Глебу Жеглову. Подробно, о съемках этого эпизода рассказывал Иван Бортник. Он вспоминал, что в этот день у всех было плохое настроение, эпизод явно не получался. Тогда Говорухин попросил Бортника придумать что-нибудь самостоятельно. Импровизации от Бортника не ожидал никто. На выходе из подвала, он вдруг запел блатную песню, а затем стал костерить охранников и пинаться с ними. Актер признался, что настолько вошел в роль, что не удержался и плюнул в лицо Жеглову. Высоцкий оторопел и утерся.

Бортник разошелся настолько, что начал кричать на охранников: «Мусора, суки…». И уже совсем неожиданно на это отреагировали сами охранники. Нужно напомнить, что режиссер пригласил для съемок эпизода бывших милиционеров, которые были на пенсии. Их переодели в послевоенную милицейскую форму и приступили к съемкам.

Когда Бортник стал исполнять свой номер, охранники растерялись. Они понимали, что это актер, но в какой-то момент милиционеры поверили, что перед ними настоящий уголовник. Он стали бить актера, заламывали ему руки так, что Иван закричал от боли. Кроме того, они уже перестали себя контролировать и кричали:

Позже из эпизода убрали и плевок и нецензурную брань уголовника Промокашки. Замминистра МВД Никитин, консультант фильма, сказал:

В итоге весь жаргон и большая часть этой сцены было убрано.

В окончательном варианте картины остался лишь момент, где Промокашка напевает блатную песню:

— А на чёрной скамье,
На скамье подсудимых,
Его доченька Нина и какой-то Жиган,
Это было во вторник..

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: