Чудь белоглазая

Гномы: миф или реальность

Конечно, теория о существовании подземных цивилизаций не может не встречать сопротивления в учёных кругах. И главный вопрос, разрешение которого разом ответит на вопрос о реальности подземных жителей, это место их жительства. В коре Земли никаких крупных полостей е обнаружено. Но не стоит забывать, что гномов чаще всего видели в горных областях, а пещер там неимоверное количество и лишь малая часть их обследована.

Второй спорный момент – это отсутствие фотографий. Их нет, хотя некоторые из очевидцев имели возможность заснять подземных жителей. Действительно, их тяжело запечатлеть. Главным образом из-за их скрытности: подземные жители скрываются от любых попыток изучить и. во-вторых, вряд ли кто-то вспомнит о камере, тогда рядом новые, неизвестные науке существа. Но отсутствие фотографий даёт учёным право говорить об обманах и мистификациях, которые тоже встречаются. Учёные обнаружили подземные города в Каппадокии, на Украине и на Урале. В них жили не какие-то сказочные существа, а наши предки.

Может быть, и те самые гномы – всего лишь отголоски подземных поселений людей. Тысячелетия жизни под землёй изменили их, и теперь они лишь отдалённо напоминают представителей рода человеческого. Живут эти «гномы» скрытно, хоть и не могут полностью отграничиться от людей. Отсюда и возникли мифы о подземных цивилизациях.

Статью прочитали
6 988

Упоминания у Бажова и в литературе

У П.П. Бажова при описании преданий Полевской области (возле Екатеринбурга) чудь упоминалась как «стары люди». Это отмечено и на стендах туристической тропы на Азов-горе, известной по его сказам. Согласно научным источникам в этих краях прежде жили манси (они же вогулы, иткульская археологическая культура). Бажов писал:

Были они «стары люди» не русски и не татара, а какой веры-обычая и как прозывались, про то никто не знает. По лесам жили. Однем словом, стары люди. Домишек у них либо обзаведенья какого — банешек там, погребушек — ничего такого и в заводе не было. В горах жили. Вот живут себе стары люди, никого не задевают, себя сильно не оказывают. Только стали по этим местам другие народы проявляться.

Бажов П. П., «Дорогое имячко»

Чаще всего говорилось о «старых людях». По одним вариантам, эти «старые люди» «натаскали тут всякого богатства, а потом, как наши пришли в здешние края, эти старые люди навовсе в землю зарылись». По другим вариантам — «старые люди вовсе в золоте не понимали, толку не знали. Хотя золота тогда было много, его даже не подбирали». По третьему варианту, «стары люди вовсе маленькие были». Они ходили под землей по одним им ведомым «ходкам» и «знали все нутро». Потом «стары люди из здешних мест ушли».

Стары люди. — Может быть, потому, что Полевской завод строился на месте древних рудокопен — «чудских» капаней, здесь была живы рассказы о «старых людях». В этих рассказах «стары люди» изображались по-разному. Одни говорили, что «стары люди» жили в земле, как кроты, а потом засыпали себя, когда в этот край пришли «другие народы»; другие говорили, что «стары люди» брали медь только сверху, а золота вовсе не знали и жили охотой да рыболовством. Предполагалось, что слой земли, на котором жили «стары люди», уже так завален сверху, что до этого слоя приходилось «докапываться». «Докопались до той земли, где стары люди жили, — нет золота. Не на место, видно, угадали».

Бажов П. П., очерк «У старого рудника», часть IV и «Объяснение отдельных слов, понятий и выражений, встречающихся в сказах»

Предания о чуди (чучкарях) — древнем народе бытуют и в Прикамье: «А кто-то тут раньше жил, какие-то люди-чуди».

Дивьи люди и легенда о царевиче Тюштяне

Подобная легенда существовала на Урале о подземном народе «дивьи люди». Её записал на Урале в 1927 году Николай Евгеньевич Ончуков:

Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. В заводе Каслях, по Луньевской железнодорожной ветке, они выходят из гор и ходят между людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные. Они предвещают людям разные события. Рассказывают, что в селах Белослудском, Зайковском и Строгановке в полночь слышится звон; слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью…

Культура

Под землёй чуды живут крошечными племенами, включающими в себя от 5 до 10 особей. Развитие их общества было достаточно близко к человеческому: постепенно чуды отошли от первобытного строя и пришли к моногамному построению семьи, которая входит в племя. Также у племени есть старейшина, который принимает все важные решения. Все племена держат связь друг с другом, а также активно сообщается между собой.

Быт чудов — магический, технический прогресс им чужден. Они могут проявлять любопытство, однако мало что заимствуют.

У них не развита письменность и живопись: не найдено ни одного рисунка или записей, сделанных чудами, хотя сохранилось много записей о них и их зарисовок, сделанных людьми. Чудские эпосы и легенды всегда передавались устно (к этому располагает их эйдетический слух), от родителей к детям, от главы племени (обычно самый старший чуд) ко всем остальным.

Существует также чудский язык, сиха. У него нет грамматики, алфавита и письменности, но его возможно выучить.

Живут чуды в подземных поселениях, сейчас обычно небольших, однако весьма запутанных. Обычное чудское жилище сильно напоминает лабиринт с небольшими пещерами-комнатами, которые, тем не менее, выглядят весьма обжито. Однако, исследователями были найдены и целые подземные города: один из них, легендарный Белый Град, фигурирует в простецовых легендах как Дивья подземная страна. Он занимает огромную полую пещеру в Поэнг-Ур, или, по-русски, горе Народной в Приполярном Урале. Его размер почти в два раза больше размера современного Медного Бульвара, а архитектурные ансамбли поражают красотой. Известно, что чуды оставили город ещё в II-I в. д. н. э. по неизвестным причинам. Сейчас Белый Град необитаем, а также закрыт для посещений. Другое грандиозное поселение чудов — Саху-ий Энка, что в переводе с сиха значит «Высокая башня» или «Высокая крепость» — представляет собой будто бы зарытую в землю башню с ответвлениями и коридорами и находится недалеко от Косьвинского камня в Северном Урале. Место открыто для экскурсий и посещений, а доходы идут в государственный Фонд малых народцев. В Высокой башне был найден камень вулканического происхождения, который хранит в себе некое послание голосом, которое так и не удалось расшифровать. Камень из Дивьей башни находится в Средневосточном музее магических артефактов.

Почему чудь — белоглазая, как жила и куда делась

Наиболее высокий уровень развития и ускоренные темпы ассимиляции наблюдались у оседлых племен, которые обитали на территориях, прилегающих к крупным проходным рекам и озерам. Близость к этим главным транспортным артериям изначально способствовала контактам с более цивилизованными соседями.

Норвежский мореход Оттар из Холугаланда в IX веке добрался до устья Северной Двины и оставил свидетельства, которые приводит в своих хрониках конца IX века англо-саксонский король Альфред Великий. Согласно Оттару, уже в конце IX века обитатели устья Северной Двины жили в городе, торговали на ярмарках, промышляли судоходством и занимались земледелием.

Согласно археологическим данным, финно-угры строили укрепленные городки не только на территории нынешней Архангельской области, но и в Карелии, и на севере Вологодчины. Рядом с городищами находят железные и серебряные и позолоченные предметы обихода. Ряд ученых считают, что северная чудь с древних времен владела навыками обработки металлов, хотя до сих пор это вопрос спорный. Следы чудских жилищ состоят в основном из ям и землянок, в которых иногда находят остатки бревен, груды глины и части печей-каменок.

Что касается внешности северных чудинов, то наверняка многим знакомо словосочетание «чудь белоглазая». И действительно, светло-серый оттенок глаз характерен для многих финно-угорских народностей. Нередко не привыкшим к активному солнцу чудинам также приписывают красный цвет кожи. Русские, нормандские и финно-угорские народные предания упоминают не только о своеобразной внешности чуди и их сверхъестественных способностях, но и о загадочном исчезновении этого племени.

В самом деле, русская пословица в словаре В. Даля «Чудь живьем закопалась» возникла не на пустом месте. О том, что вся чудь когда-то ушла под землю, гласят многочисленные финно-угорские легенды. Согласно северному преданию, однажды там, где испокон веков обитала чудь, вдруг стали расти белые березы, которых раньше здесь никогда не видели. Древнее пророчество указывало на то, что пришло время освободить чуди землю для белого народа и их царя, который придет сюда и установит свой порядок. Чудины выкопали большие и глубокие ямы, на их краях поставили стойки, удерживающие сруб, и навалили сверху тяжелые камни. Спустившись в свои могилы, они вырвали стойки и заживо погребли себя под валунами (В. Медведев, «Русский Север»).

Созвучны с этим и предания коми-пермяков, которые гласят, что соседняя чудь не хотела принимать христианство и добровольно закапывала себя в землю. Таким образом, это племя якобы полностью исчезло, и его место заняли пермяки.

Картина Н.К. Рериха. Чудь подземная (Чудь под землю ушла) (фрагмент) 1913 год

На самом деле вряд ли ритуальные самозакапывания чуди носили массовый и повсеместный характер. Чудские поселения в Заволочье были известны до XVI века, а отдельные группы коренных жителей севера дожили вплоть до XIX столетия. Все это время миссионеры активно проповедовали православие среди местных язычников в самых удаленных уголках Русского Севера, и далеко не все из аборигенов готовы были умирать за своих идолов. О том, что многие язычники обретали по доброй воле христианскую веру, свидетельствуют жития преподобных Кирилла Челмогорского, Варлаама Важского, Феодорита Кольского, а также упомянутых Герасима Вологодского, Трифона Печенгского, Стефана Пермского и других проповедников.

Монах против колдуна: кто кого? — Трудная история христианской проповеди на Русском Севере

Крещеная чудь легко ассимилировалась среди русских, в результате чего со временем образовались субэтносы, соединившие в себе культурные черты славян и финно-угров. Самый известный из них — поморы, среди которых различают еще более мелкие этногруппы усть-цилёмов и пустозёров. В их лексиконе сохранилось множество слов из чудских наречий.

Другая часть заволоцкой чуди мигрировала на восток, смешиваясь с родственными пермяками, зырянами и югрой. Третья часть коренных жителей Заволочья отправилась на запад, в область нынешней Финляндии, где участвовала в формировании финского этноса вместе с братскими племенами суоми (русские называли их «сумь»), хяме (вероятно, чудская емь), саамов (лопарей) и карел.

В 2010 году в официальном «Перечне национальностей и языков РФ» чудь зафиксирована под кодом № 351. На сегодняшний день официальных сведений о численности чуди в России нет, но, по некоторым данным, с этой национальностью ассоциируют себя более двухсот человек. Подавляющее большинство из них живет в Пинежском районе Архангельской области.

5

Чудь белоглазая: наши дни

Некоторые историки и этнографы идут ещё дальше. Выдвигается предположение, что чудь не исчезла. Народ спокойно живёт под землей. В частности, на этом настаивает один из этнографов Карелии Алексей Попов. Он утверждает, что, например, в Пермском крае, продолжают сталкиваться с чудью. Иногда заплутавшие в лесах путники встречаются с невысокими белоглазыми людьми. Кроме того, в северной части Коми-Пермяцкого округа неоднократно обнаруживали глубокие колодцы, наполненные водой — входы в подземный мир.

Этнограф в качестве доказательства приводит историю очевидцев. В 2012 году люди, совершающие круиз мимо острова Кузова, якобы собственными глазами увидели чудь. Один из выступов скалы закрывался, словно дверь, и напоследок в сужающемся проёме мелькнула невысокая фигура. С фотоаппаратами туристы, конечно, опоздали. Поэтому вместо снимков остались только слухи.

  • Как русский комбинатор Борис Скосырев сумел стать королём Андорры
  • Григорий Распутин: лекарь и провидец
  • 6 кровожадных обычаев древних славян
  • Откуда в русском языке взялось слово «сало»
  • Особенности русских женщин, способные разрушить брак с иностранцем

Чудь заволоцкая

По участку суши между Онежским озером и Белоозером новгородцы тащили волоком свои суда, поэтому северные территории, располагавшиеся за этой местностью, они называли Заволочьем. Территория Заволочья расширялась по мере продвижения славян на север и северо-восток. Поначалу это были земли за ближайшим волоком озерного бассейна, потом область за рекой Онегой, затем за Двиной, по Вычегде, и, наконец, — бассейн Печоры.

Эти обширные пространства населяли финно-угорские племена, которых наши предки называли «чудь заволоцкая». Одни ученые отождествляют их с этносом емь, другие — с югрой. Старинные летописи и договоры отделяют чудь заволоцкую от ее восточных соседей. В бассейнах рек Вычегды и Печоры жили зыряне (нынешние коми), пермяки, вотяки (нынешние удмурты), а также югры, чьи ближайшие родственники ханты и манси сохранились к востоку от Урала.

Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» одним из первых перечислил северных соседей: «А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах».

Интересно, что летописец упоминает чудь отдельно, хотя со временем этот термин в широком понимании стал собирательным и сейчас он часто обозначает все северные финно-угорские племена.

Впрочем, полного единства тут все же нет. Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, «чудь — это название древнего финского населения Псковской, Новгородской. Архангельской, Олонецкой губерний, также в Пермской губернии и Сибири». В то же время другие источники, например толковый словарь Ожегова, определяют «чудь» как «общее название некоторых западно-финских племен». Большой энциклопедический словарь сводит это понятие к древнерусскому названию эстов, а также других финских народностей к востоку от Онежского озера, по рекам Онега и Северная Двина.

Веками значительная часть северных племен вела кочевой образ жизни, постоянно двигаясь по обширным территориям от Кольского полуострова до Западной Сибири. Поэтому в широком понимании под чудью заволоцкой часто подразумеваются все обитатели Заволочья, включая перечисленных восточных соседей, а также самоедов (ненцев), кочевавших вдоль побережья Студеного (то есть Белого) моря от устья Двины до Уральских гор.

В северные края с юга устремились не только мирные переселенцы и христианские миссионеры, но и беглые преступники. У местных жителей был повод ненавидеть всех пришлых гостей прежде всего по одной простой причине: каждый из чужаков, кто пускал корни рядом с ними, кормился в их владениях. Охотился на их зверей, ловил их рыбу, рубил их деревья… К тому же проповедники призывали отречься от идолов и вековых языческих устоев, а многие из ушкуйников не гнушались грабежом и разбоем.

Чудь заволоцкая оказалась на еще более первобытной ступени развития, чем чудь залесская — вепсы, меря, мордва и прочие коренные обитатели низовых земель в междуречье Оки и Волги. Более развитые и сильные славяне заставили платить дань аборигенов. В погосты, построенные на берегах северных рек и озер, стали регулярно наведываться сборщики дани. Поборы стали главной причиной, побудившей коренных жителей Севера поднять топор войны против незваных гостей.

3

Гномы: по следам подземных жителей

Конечно, подземные цивилизации в разных частях света оставляют свои следы. Чаще всего встречаются вертикальные шахты, ведущие далеко вниз. Это входы в их «царство». Такие шахты найдены в Антарктиде, на Северном полюсе, в андийских рудниках и в других местах, где встречаются подземные жители. Эти «дыры» пока не изучены, и их связь с подземными цивилизациями не доказана.

Были следы, связанные с человеком. В 1945 году в Монголии был сбит советский лётчик Василий Егоров. Он выжил, был легко ранен, но смог пройти какое-то расстояние. Затем мужчина потерял сознание. Очнувшись, он увидел полуметровых человечков. Они были одеты и вооружены. Эти лилипуты называли себя ханяньги. Подобно сказочному Гулливеру, Егоров жил среди подземных жителей. Только спустя 15 лет мужчина вернулся на поверхность земли и добрался до людей. Эта история очень похожа на сказку, но есть один факт, доказывающий реальность произошедшего. Когда Василий проходил рентгенографию, выяснилось, что 15 лет назад (с момента обследования) ему делали трепанацию черепа. Однако такой способ трепанации не применяется даже в современной медицине. Были и другие следы.

Так в 1952 году в Перу семеро учёных решили изучить старые рудники. Вернулся один, истощённый и всё забывший. Удалось выяснить, что его товарищи упали в какую-то яму. В руках мужчины был кукурузный початок из чистого золота. Кстати, психические расстройства после посещения перуанских пещер бывают у многих из тех, кто вернулся оттуда живым. Они спускались под землю за сокровищами инков, которые пор легенде там спрятаны. Вернувшиеся сходили с ума и рассказывали о каких-тор людях-змеях, нападавших на них. Примечательно, что однажды у выхода из такой пещеры учёные нашли след от очень толстого и тяжёлого шланга. Притом что в этих пещерах нет никаких разработок, где пригодились бы шланги. Значит, истории о людях-змеях не совсем фантастика.

Сколько лет пермскому звериному стилю и кто его создатель?

Фигурки обычно относят к VII — XII  в. н. э. — такая точка зрения закрепилась в науке и не пересматривается несмотря на многочисленные новые исследования. Есть мнение, что их следует отнести вообще в эпоху палеолита.

Большинство исследователей приписывают фигурки к финно-угорской культуре, но вот какой же именно народ создал их не вполне понятно.
Например, коми или пермяки (финно-угорские народы, которые сегодня проживают на территории Пермского края) НЕ относят их к своей культуре и никак себя с ними не ассоциируют. Более того, для них подобные фигурки несут демонический смысл — в былые времена местные крестьяне, находившие такие фигурки, старались как можно быстрее избавиться от них, так как воспринимали их как некие черные метки приносящие несчастья. Некоторые коми-зыряне и пермяки считали, что эти, так называемые «черти», принадлежат вогульской культуре.

Картина Андрея Клименко

Основной претендент на то, чтобы именоваться создателем фигурок — загадочный народ чудь (белоглазая), который по некоторым данным занимал обширные северные территории от Финляндии до Сибири, в том числе и те, где были найдены фигурки. Кстати, все первые исследователи феномена пермского звериного стиля именовали фигурки «чудскими». Например, Дмитрий Анучин называл данные артефакты «чудскими образками», а первый альбом, посвященный пермскому звериному стилю (Ф.Тепляков, А.Спицын) именовался «Древности камской чуди».

Заведующий отделом археологии Пермского краеведческого музея Э.Чурилов считает, что мирный народ чудь, занимавшийся в основном охотой и различными промыслами, был оттеснен с обжитых ими земель на север с приходом более воинственных кочевых племен с юга. Им приходилось уходить в девственные таежные леса, где не было не поселений, ни родовых святилищ (современная территория Пермского края), в связи с чем и возник феномен пермского звериного стиля — создавая такие фигурки (богов), чудь имела возможность отправлять религиозные и культовые ритуалы без святилищ. Отсюда же, возможно, возникли и многочисленные легенды о том, что чудь «ушла под землю» или исчезла — на деле же она действительно ушла, но просто севернее.

Хотя, что случилось с ней потом — неизвестно. Основная загадка данного народа в том — что он действительно исчез, растворился где-то на дорогах истории, но при этом оставил за собой целый шлейф легенд и артефактов (помимо предметов пермского звериного стиля, это многочисленные «чудские городки» — остатки которых раскинуты по всей Уралу и Сибири, нередко их местоположение связано с какими-то пещерными туннелями). Считается, что остатки чуди были полностью ассимилированы коми, русскими и вепсами.

Н. К. Рерих. Чудь подземная

Легенды о чуди довольно противоречивы — то чудь — богатыри-великаны, то, напротив — низкорослый народ, который может внезапно исчезать под землей. Часто они описываются как сильные и свирепые воины, или как мудрецы, владеющие многими знаниями, неведомыми другим — от этого и «чудь» — то есть «чудной», «странный», «вызывающий удивление». «Белоглазый», по всей видимости, указывает на светлую (голубую?) радужку глаз. Ассоциируют чудь и с другим легендарным народом — сиртя. Другие финно-угорские народы (коми-зыряне, пермяки) от чуди дистанцируются, (так же как и от артефактов пермского звериного стиля) и родственным народом ее не считают, а, например, Светлана Жарникова — знаменитый этнограф, лингвист и знаток Русского Севера, уверенно говорила о том, что чудь — это народ славянского корня.

Существует также гипотеза, что «ушедшая под землю чудь» — это и вовсе не реальный народ, а собирательное название для старых богов, духов и домовых, которые с христианизацией края стали «нечистыми», «злыми» и «куда-то ушли». То есть те же коми-пермяки могли и быть создателями пермских фигурок в незапамятные времена, но перестали себя с ними ассоциировать — как и со своими старыми богами — в момент разрыва культурных связей и потери преданий о собственном прошлом. Как бы то ни было, внезапное и чуть ли не единомоментное прекращение изготовления фигурок — еще одна загадка пермского звериного стиля. Как правило, никакие традиции литья, росписи или иных художественных промыслов не исчезают так, а постепенно видоизменяются, трансформируются во что-то новое.

Уральская Гиперборея

Понятие Беловодья наши предки связывали с легендарной Гиперборей. И в других мифах можно найти прямые указания на потомственную преемственность между гиперборейцами, дивами, чудами и более поздними народами коми, ханты, манси. Согласно легендам, на севере несколько тысяч лет назад существовала великая и развитая цивилизация Гиперборея. На старых картах можно найти этот материк, особенно интересна для изучения карта Герарда Меркатора, выпущенная в 1595 году, на которой Гиперборея изображена в виде четырех больших островов со священной горой в центре, называвшейся горой Меру, некоторые исследователи соотносят ее с Кайласом. Интересны надписи сделанные на островах, пояснявшие их назначение. Один из островов обозначен как «Тайный», доступ на него имели только посвященные.

Около 12500 лет назад произошел некий глобальный планетарный катаклизм, приведший к быстрому изменению климата и резкому похолоданию. Мифы также описывают потоп, который уничтожил большую часть городов Гипербореи. Уцелевшие жители в поисках нового дома вынуждены были отступать от надвигающихся холодов, постепенно уходя в сторону Уральских гор. Очевидно, опасаясь новых катаклизмов и обладая высокоразвитыми технологиями, они строили подземные укрепленные убежища, превращаясь постепенно в подземных жителей. В этом нет ничего фантастического, в качестве примера достаточно вспомнить подземный комплекс, расположенный в районе горы Ямантау в Уральских горах, способный принять до 300000 человек и обеспечить их автономное и безопасное существование в течение года! Создавался он в течение десятка лет, хотя четкие цели его создания так широко и не были обозначены.

В процессе ассимиляции гиперборейцев с народами населявшими континент от Кольского полуострова до Земли Пермской, образовалось новое царство, которое называли в те времена Биармией. Ассимиляция привела к частичной потери знаний, которые дошли до нас в виде легенд и мифов о необычных возможностях и способностях загадочного северного народа. Но часть своего опыта гиперборейцы очевидно сумели передать Дивам и Чудам.

О существовании подземных городов наших древних предков свидетельствуют исследования, проводившиеся в течение пяти лет совместно специалистами NASA и французскими учеными, о чем пару лет назад активно писали в СМИ. По всей нашей планете исследователи обнаружили более 100 воронок, оставленных мощнейшими взрывами невероятно далекого времени. Самая глубокая из них – 120-километровая – находится в Южной Африке. Но самое интересное открытие ученые сделали уже в последний год анализа полученных данных. Они обнаружили подземные галереи на Алтае и Урале, Тянь-Шане и в Сахаре, на территории Пермской области и Южной Америки. По мнению исследователей, они использовались нашими предками в качестве убежищ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: