Природа и ремесло
Очень часто в основе казачьих фамилий лежало прозвище, связанное с промыслом, либо оно отражало флору и фауну данной местности. Среди донских казаков около 9% носителей подобных фамилий. Например, фамилия Бугаев произошла от прозвища Бугай (бык), Витютнев – витютень (дикий голубь), такое же словообразование и у фамилий Бакланов, Дятлов, Раков, Щучкин.
Более сотни донских фамилий отражают названия трав, деревьев, плодов и овощей. В их числе Вербичев, Рогозин, Шипшин (шипшина – шиповник).
Немалую долю в фамилиях донских казаков составляют виды охотничьего промысла: Камышанов, Камышкин – от прозвищ охотников на водоплавающую дичь (фамилия была распространена в станице Верхнечирской) или Гулебщиков – от прозвища Гулебщик – охотник на крупную дичь (станица Елизаветинская).
Как называли «привезенных жен»
Женщин, которых казаки привозили с собой из походов, в станицах именовали «ясырками». Откуда пошло это слово, не совсем понятно, большинство специалистов предполагают, что это искаженный вариант какого-либо турецкого или черкесского выражения. Ясырку казак мог продать или оставить в прислугах, вернуть назад после внесения выкупа. Даже выпороть мог, поскольку пленница считалась собственностью. Единственное, что было под запретом в станицах, так это сожительство и принуждение к нему.
Но, как говорится, «дело-то житейское». Как долго молодые холостые казаки могли оставлять без мужского внимания своих пленниц? Многие из них никогда и не были ясырками, а оказывались в станицах уже в качестве жен.
Религия казаков
Вся история казачества неразрывно связана с христианством. Конечно, среди казаков встречались представители и других религий, но их было крайне мало. К тому же, большинство новоприбывших казаков других вероисповеданий рано или поздно неизменно принимали христианство.
Поэтому в любом казачьем поселении всегда были построены молитвенный дом или часовня. Также совместные молитвенные обряды совершались и на открытом воздухе. В качестве священника казаки сами выбирали самого уважаемого человека, который хорошо знал все религиозные обряды.
Православие очень много значило для казаков с момента их существования. Каждый представитель этой народности видел себя в роли защитника веры и Родины.
После каждого удачного боя или набега часть полученных сокровищ или трофеев обязательно жертвовали церкви.
Казаки и православная вера тесно связаны
Если казакам приходилось переезжать, то они никогда не оставляли свои часовни и молитвенные дома, а разбирали их по частям и перевозили с собой. На месте нового поселения первым делом строили именно церковь.
Стены домов были расписаны иконами.
Молитва — важная часть жизни казаков. Перед новым боем они обязательно молились и вспоминали своих предков.
Виды казаков
В зависимости от ареала обитания и этнической принадлежности выделяли несколько групп казаков:
- Терские. Они проживали на территории Северного Кавказа вдоль реки Терек.
- Кубанские. Они жили в современном Краснодарском крае, Республике Адыгее, Карачаево-Черкесии. В основном это были бывшие запорожцы после пересечения.
- Уральские. Выходцы с Уральской области (ныне Казахстан). До переименования звались яицкими казаками.
- Украинские. Казаки, жившие в Запорожской сети и ликвидированные как община Екатериной II.
- Донские. Самое многочисленное казачество, проживающее на берегах Дона. Территориальные соседи запорожцев.
- Казаки-некрасовцы. Они покинули донские земли после восстания Буланова. Своё название получили от фамилии лидера — Игната Некрасова.
- Черкесы-казаки. Проживали на Северном Кавказе и Причерноморье.
Также выделяют линейных казаков — это казаки, которые ушли из Кавказского линейного войска, которое охраняло мирное население, в Кубанское.
Донское казачество ещё в XVI веке было поделено на «верховое» и «низовое» — в зависимости от того, где именно на Дону проживали казаки. Две группы разительно отличались друг от друга и внешностью, и образом жизни, и манерой поведения.
Оружие казаков
Все казаки обладали исключительными навыками рукопашного боя и зачастую пользовались только кулаками. Однако нельзя и представить казака без его оружия, с которым он не расставался практически никогда. Казак трепетно относился к своему оружию, как к близкому и родному человеку.
Изначально главным оружием в казачестве была сабля, но вскоре ее сменила шашка — она отличалась менее изогнутым клинком.
Ещё одним важным атрибутом любого казака был кинжал. Но он чаще использовался не для сражений, а для бытовых нужд. Крепился кинжал на поясе, и казаки редко появлялись на публике без него.
А вот нагайку, в отличие от кинжала, имели право носить не все казаки. Эта короткая и толстая плеть считалась символом власти. Ее редко использовали как оружие, она скорее служила для наказаний и устрашений.
Казачья нагайка
ЭТО ИНТЕРЕСНО. В некоторых поселениях нагайку могли носить только женатые парни. В день свадьбы им ее дарил отец невесты. Плётка вешалась над дверью в спальне, чтобы показать, что казак — хозяин в доме.
Роль и место в истории страны
Из вышеперечисленных, исторически сложившихся сообществ, к началу XX века были сформированы следующие казачьи войска:
- Амурское.
- Астраханское.
- Донское.
- Забайкальское.
- Кубанское.
- Оренбургское.
- Семиреченское.
- Сибирское.
- Терское.
- Уральское.
- Уссурийское.
Всего их (с семьями) к тому времени было почти 3 миллиона, это чуть больше 2% населения страны. При этом они участвовали во всех мало-мальски важных событиях страны – в охране границ и важных лиц, военных походах и сопровождении научных экспедиций, в усмирении народных волнений и национальных погромах.
Они проявили себя настоящими героями во время Первой Мировой войны и, по утверждению некоторых историков, запятнали себя Ленским расстрелом. После революции часть их присоединилась к белогвардейскому движению, часть с энтузиазмом приняла власть большевиков.
Наверно, ни один исторический документ так точно и пронзительно не сможет пересказать, что тогда творилось в среде казачества, как смог это сделать писатель Михаил Шолохов в своих произведениях.
К сожалению, на этом беды этого сословия не прекратились – новая власть стала последовательно проводить политику расказачивания, отнимая их привилегии и репрессируя тех, кто посмел возражать. Объединение в колхозы тоже нельзя было назвать гладким.
В Великой Отечественной войне казачьи кавалерийские и пластунские дивизии, которым вернули традиционную форму, показали хорошую выучку, военную смекалку, храбрость и настоящий героизм. Семи кавкорпусам и 17-ти кавдивизиям присвоили гвардейские звания. Немало выходцев из казачьего сословия служило в других частях, в том числе добровольцами. Всего за четыре года войны 262-м кавалеристам было присвоено звание Героя Советского Союза.
Казаки – герои ВОв, это известные всей стране генерал Д. Карбышев, адмирал А. Головко, генерал М. Попов, танковый ас Д. Лавриненко, конструктор оружия Ф. Токарев и др.
Немалая часть тех, кто ранее сражался против Советской власти, увидев, какая беда угрожает родине, оставив политические взгляды в стороне, приняли участие во II-й мировой на стороне СССР. Однако были и те, кто встал на сторону фашистов в надежде, что они скинут коммунистов и вернут Россию на прежний путь.
Как формировалась вольница
Из учебников истории всем известно, что казачьи поселения образовывали люди, бежавшие на окраины Руси от бояр, то есть холопы. Но, конечно же, не только те, кто не хотел гнуть спину на господ, оказывались в казачьих вольницах.
В степь стекались совершенно разные люди. Среди них было немало беглых преступников и солдат, каторжан. Конечно же, были среди тех, кто искал вольной жизни и романтики, любители приключений, авантюристы. Объединяло же их всех стремление к личной независимости и желание изменить собственную жизнь.
Однако с разрастанием численности живущих в станицах, появилась необходимость в организации и управлении. Ведь если пара человек вполне может жить без структур власти, то двум тысячам без них уже не обойтись.
Не только разрастание численности стало причиной появления своеобразных органов власти у казаков, но и необходимость в координации, согласовании военных действий. Соседство с половцами, а также близость достаточно богатых турецких поселений, в которых можно было неплохо поживиться, требовали хорошей военной организации с четкой дисциплиной и соблюдением субординации, то есть армии.
В силу этих причин и появился Казачий Круг – орган самоуправления, на котором решались все важные, актуальные вопросы, начиная от частных споров и заканчивая объявлениями войны.
История появления и распространения казачества
В постперестроечные годы страну наводнили переводы иностранной детской литературы, и в американских детских книгах по географии, россияне с удивлением обнаружили, что на картах России есть огромная область— Казакия. Там проживал «особый народ» – казаки.
Сами они в подавляющем большинстве считают себя самыми «правильными» русскими и самыми ярыми защитниками православия, и история России тому лучшее подтверждение.
Впервые про них упомянуто в летописях XIV века. Сообщается, что в Сугдее, нынешнем Судаке, скончался некто Альмальчу, заколотый казаками. Тогда Судак был центром работорговли Северного Причерноморья и если бы не Запорожские казаки, то туда попадало бы куда больше пленных славян, черкесов, греков.
Также в летописи 1444 года «Повесть о Мустафе царевиче» упоминаются рязанские казаки, воевавшие с рязанцами и москвичами против этого татарского принца. В этом случае, они позиционируются как стража или города Рязани, или границ рязанского княжества, и пришли на помощь княжеской дружине.
То есть уже первые источники показывают двойственность казачества. Этим термином называли, во-первых – вольные народы, обосновавшиеся на окраинах русских земель, во-вторых – служилых людей, как городскую стражу, так и пограничные войска.
Тюркские корни
Ученые имеют все основания предполагать, что у предков донских, кубанских и уральских казаков прозвища, имевшие тюркские корни, были также распространены, как и прозвища со славянской основой. Сегодня в некоторых станицах фамилии неславянского происхождения являются преобладающими. Среди наиболее распространенных фамилий – Мержанов, Дурмасов, Катасонов, Коломанов, Болдырев.
Если удается определить регион изначального бытования фамилии, то, как правило, можно установить национальную принадлежность исконных носителей фамилии, что зачастую подкрепляется историческими документами.
Так Мержан – основоположник рода Мержановых – был арабом, бежавшим вместе с донскими казаками в 1640 году из турецкого плена. После принятия христианства он присоединился к славному казачьему роду. Мисустов – фамилия черкесского княжеского рода, получившая распространение в среде казачества в середине XVIII столетия.
Хорошо известная нам фамилия Менделеев происходит от калмыцкого слова «менделе» (здравствуй); Кунделековы, как установили документы, происходят от калмыцкого мурзы, принявшего христианство и ставшего казаком в первой половине XVIII века. В основе фамилии Галдаев – имя Галда, также с калмыцкими корнями. Это подтверждают антропологические черты многих носителей этой фамилии и семейные предания.
Фамилия Туроверов имеет более сложное происхождение. Она состоит из двух слов: тюркского «тур» (неправильный) и славянского – «вера», что буквальном смысле означает иноверца. Один из представителей семейства Туроверовых утверждает, что его род ведет свое происхождение от перса.
Привлечение к государевой службе
Видимо, почти одновременно с вольным казачеством, на Руси и в Речи Посполитой появились казаки, как род войск. Часто это были те же самые вольные казаки, сначала просто воевавшие в качестве наемников, охранявшие границы и посольства за плату. Постепенно они превратились в отдельное сословие, выполнявшее те же функции.
История русского казачества богата на события и крайне запутана, но если вкратце — сначала Русь, потом Российская империя почти на всем протяжении своей истории расширяла свои границы. Иногда ради земли и охотничьих угодий, иногда для самозащиты, как в случае с Крымом и Кавказом, но всегда в числе отборных войск были казаки и они же селились на завоеванных землях. Или сначала они селились на свободных землях, а потом царь приводил их к повиновению.
Они строили станицы, возделывали землю, защищали территории от нежелающих жить мирно соседей или, недовольных присоединением, аборигенов. С мирными жили мирно, частично перенимая их обычаи, традиции, одежду, язык, кухню и музыку. Это привело к тому, что одежда казаков разных регионов России серьезно отличается, также различны говор, обычаи и песни.
Самый яркий пример тому – казаки Кубани и Терека, которые довольно быстро переняли у народов Кавказа такие элементы одежды горцев, как папаху, черкеску, бурку. Их музыка и песни, также приобрели кавказские мотивы, например, казачья лезгинка, очень похожая на горскую. Так возникло уникальное культурное явление, с которым может познакомиться любой желающий, сходив на концерт Кубанского казачьего хора.
Современные казаки
Сейчас любой гражданин России может стать членом казачьей общины. Если, конечно, сами казаки захотят его принять. Для этого назначаются различные испытания, затем вопрос о принятии нового члена общины решается путём голосования.
Чем же сейчас занимаются казаки? Тем же, чем и всегда — помогают следить за порядком, служат своей Родине, охраняют ее границы, поддерживают духовно-патриотическое воспитание молодого поколения.
Современные казаки
В каждом регионе России казаки по разному помогают властям поддерживать правопорядок. Например, в Омской области они следят за камерами на дорогах. В Ростовской области созданы специальные казачьи патрули и дружины. В Краснодарском крае казаки охраняют границы.
Однако подсчитать количество казаков оказалось довольно сложным делом. Известно, что в 1897 году на российских территориях проживало более 3 миллионов человек, которые относили себя к представителям казачества.
Спустя сто с лишним лет, в 2002 году, численность казаков уменьшилась до 140000 человек. Если верить статистике, 95 % из них проживали в южных регионах страны.
Результаты переписи населения в 2010 году спровоцировали скандал. Переписчики насчитали всего 67000 представителей казачества. Однако сами казаки заявили, что только в Ростовской области казаками себя считают свыше 600000 человек. Результаты переписи казаки потребовали считать недействительными, а работников обвинили в том, что они отказывались записывать людей как казаков, тем самым искажая данные статистики.
Все это спровоцировало волну митингов, целью которых было добиться признания казачества как отдельного народа.
Внешность донского казака
Наиболее полное исследование антропометрических данных казаков провел советский антрополог и доктор биологических наук Виктор Бунак. На основе собранных данных ученый поделил жителей донских станиц на три антропометрических группы:
1. Казаки-великороссы – самая большая категория для представителей которой характерны светлые волосы и борода. Прямой нос, большой рот, широкое лицо и разрез глаз. Высокий рост сближает их с русским населением средней Волги. В целом казаки имеют черты характерные для общерусского антропологического типа.
2. Казаки-малороссы – потомки запорожских казаков (черкас), которые переселились на Дон в разные исторические периоды. Для них характерен средний рост, темные волосы и смуглей, чем у великороссов кожа. Волосы темные, голова круглая, нос с горбинкой. Имеют короткий торс, длинные ноги и руки.
3. Смешанный тип – высокорослы имеют высокий лоб и круглую голову. Преобладают темно-русые волосы и небольшой подбородок. Часто встречаются блондины с носом, имеющем горбинку.
Калмыки-бузавы, служившие в составе войска Войска Донского
Свой след в антропометрии казаков оставили и соседние народы – татары (выпуклый лоб, смуглое широкое скуластое лицо и короткие кривые ноги), калмыки (красивые и широкие лица, чаще всего проявляются у женщин) и даже евреи (долговязость, семитский нос, темные волосы, но с рыжей бородой).
Источник —
Восстания казаков
Между свободолюбивыми казаками и правительством, которому они мешали, часто вспыхивали конфликты. Правители пытались всячески ограничить казаков, опасаясь иметь такого сильного противника у себя под боком. Казаки всячески сопротивлялись этому и с завидной регулярностью поднимали восстания. Они вспыхивали на протяжение нескольких веков в разных местах проживания казаков — на Дону, в Запорожье, на Урале…
Одним из самых масштабных стало восстание Пугачева. Бунт подняли яицкие казаки в 1773 году, а вылилось все в кровопролитную войну крестьян против Екатерины II, которая продлилась 2 года.
Пугачевское восстание с участием казаков
Надо сказать, что ещё за год до всех событий казаки высказывали своё недовольство властью, но тогда восстание быстро замяли. Однако бунтовщики не успокоились, а стали продумывать новый план. Как раз в это время там появился беглый донец Емельян Пугачев, который всем рассказывал, что он император Пётр III. Он обещал и казакам, и крестьянам все блага мира, как только они помогут вернуть ему власть. И народ радостно шёл за ним. Восставшие быстро добивались успеха:
- осадили Оренбург;
- Яицк;
- Уфу;
- Казань.
Однако затем Екатерина II, осознав всю серьёзность стихийного бунта, стянула все войска на его подавления, и Пугачев стал проигрывать одну битву за другой. В результате чего был вынужден бежать на Дон, в надежде, что местные казаки помогут ему.
Но итогом бунта стала казнь Пугачева и гнев Екатерины II, направленный на казаков. Она ликвидировала Запорожскую Сечь, переименовала все места, связанные с бунтом, казачьи войска приказала переделать в армейские подразделения как можно быстрее.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Во время Пугачевского восстания по приказу императрицы был отменён запрет на смертную казнь. После окончания войны его приняли обратно.
Погоны казаков
Благодаря специальным нашивкам на форме казаков — погонам, можно было легко определить должность военнослужащего. Идея о них возникла в 1775 году, когда был принят «Табель о рангах», и у казаков появились офицерские звания. Однако упорядочить погоны смогли почти через 50 лет — в 1828 году.
У каждого войска погоны были своей расцветки, с разными рисунками и шириной.
Например, у офицеров конных полков они с изображением серебристых галунов, а у нижних чинов — с таким же рисунком, но красного или жёлтого цвета.
У сотника были погоны с тремя звёздочками, а у подъесаула с четырьмя.
У есаулов на погонах звёзд не было вообще.
Зато они имелись на нашивках войскового старшины — три штуки и два голубых просвета.
Иерархия казаков
Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.
Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.
Казачьи чины
Нижние чины:
- Казак — рядовой
- Приказный (приказной казак) — ефрейтор
Унтер-офицерские (младшие) чины:
- Младший урядник — младший унтер-офицер, младший сержант
- Урядник — унтер-офицер, сержант
- Старший урядник — старший унтер-офицер, старший сержант
- Младший вахмистр — старшина
- Вахмистр — фельдфебель, прапорщик
- Старший вахмистр — старший прапорщик
- Подхорунжий — младший лейтенант
Обер-офицерские (старшие) чины:
- Хорунжий — подпоручик, лейтенант
- Сотник — поручик, старший лейтенант
- Подъесаул — штабс-капитан, капитан
- Есаул — майор
Штаб-офицерские (главные) чины:
- Войсковой старшина — подполковник
- Казачий полковник — полковник
Генеральские (высшие) чины:
- Генерал-майор — генерал-майор
- Генерал-лейтенант — генерал-лейтенант
- Генерал от кавалерии — полный генерал
- Генерал-фельдмаршал — генерал-фельдмаршал
Казаки в художественной литературе
Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.
Проза
- Гоголь Н. В. «Тарас Бульба».
- Толстой Л. Н. «Казаки», «После боя».
- Шолохов М. А. «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы».
- Седых К. Ф. «Даурия», «Отчий край».
- Петров (Бирюк) Д. И. «Кондратий Булавин», «На Хопре», «Сказание о казаках».
- Мирошниченко Г. И. «Азов».
- Егоров Иван Яковлевич «Буйные травы».
- Калинин А. В. «На юге».
- Никулин М. А. «Полая вода».
- Краснов П. Н. «От Двуглавого Орла к красному знамени».
- Шукшин В. М. «Я пришёл дать вам волю»
- А. П. Чехов «Казак»
Поэзия
- Туроверов А. «Конь боевой с походным вьюком».
- Туроверов Н. Н. «Стихи».
- Софронов А. В. стихотворения «Медвежье ухо», «Седло», «Казачья слава», «Казаки за бугром».
История казаков на Руси
Слово «козак» появилось в русском языке в 1395 году из Половецкой Степи и означало «работник».
Однако первые упоминания о казаках встречаются в 1245 году в мамлюкско-арабском словаре. Перевод слов был «кочевник, бродяга, человек, свободный от обязательств». Первая самая крупная группа казаков образовалась в районе Дона. Впервые официально о казаках на Руси упоминается в письме князя Юсуфа Ивану Грозному в 1550 году, в котором он жалуется русскому царю, что казаки нападают на его территории и караваны, мешая спокойной жизни.Однако откуда появились казаки, доподлинно неизвестно.
Происхождение казаков
Учёные до сих пор не могут договориться, откуда всё-таки произошли первые казаки.
Одни считают, что казачество образовали беглые крестьяне и холопы, которые бежали из Руси в Дикое поле (безлюдные степи между Днестром и Доном), обосновались там и регулярно привечали новых беглецов.
Казаки — гордый и свободолюбивый народ
Это подтверждается рядом доказательств. Проведённые ДНК-тесты указывают, что первые вольные казаки имели славянское происхождение, вероятнее всего, русское или украинское.
Другие исследователи считают, что казачество возникло ещё в античный период и представляет собой отдельный этнос. По их мнению, первые группы казаков произошли от смешения нескольких племен, говоривших на славянских наречиях:
- туранцев;
- скифов;
- меотов;
- аланов;
Все они представители кочевых народов. Эта теория подтверждается изолированностью казаков от остального населения государств, их культурными и бытовыми особенностями. Данной версии придерживаются и сторонники «казачьей науки».
Первые поселения казаков
Со временем казаки стали обосновываться на одной территории, учиться вести быт, строить не временные, а постоянные жилища. К XII-XIV векам вольные казаки заселили области Руси, которые находились на границах с другими государствами. Селились в основном вблизи крупных рек, в труднопроходимых местах, чтобы сохранять свою обособленность от других людей. Первые вольные казаки хорошо знали, где нужно разбить лагерь, где лучше устроить пастбище, а где можно охотиться. Казаки жили в простых, суровых условиях. Рыли примитивные землянки, которые в случае опасности можно было забросить и перейти на новую территорию. Пропитание добывали себе охотой и рыбалкой, иногда занимались собирательством. Грабили соседние деревни и области.
Портретные
Большой пласт обидных казачьих фамилий произошёл от портретных черт прародителей рода. Жировов, Пухлой, Круглов, Пузанов, Куцой, Сухой, Щепин, Палкин – свидетельствуют о тучности или худобе предков, а Уродов, Горбатой, Хромушин, Глухой, Недомерков, Заика, Косой, Ноздря, Слепой, Кривой, Лысой, Рыжей, Черной – повествуют о внешних физических особенностях человека.
Желтоножкины, Курносовы, Косоротовы, Гнилопуз, Желтобрюховы, Кривоперстовы, Долгопятовы, Сухорукие, Долгоноговы, Кривозубовы, Долгошеевы, Вислоуховы, Кривоноговы обязаны своими сложными фамилиями колоритным прозвищам, закрепившимся за их предками.
А Растяпа может только сожалеть, что у неловкого основателя его генеалогического древа, был рассеянный нрав, хотя в сравнении с фамилиями Грешная Душа и Полубес, она выглядит более безобидной.
Традиции и обычаи казаков
Казаки, будучи суровыми и беспощадными воинами, дома были щедрыми, веселыми и добрыми хозяевами. В казачестве существовало много традиций и обычаев, которые неукоснительно соблюдались.
Например, во время трапезы на стол выставлялось огромное количество блюд — чтобы не обидеть хозяина дома, нужно было обязательно попробовать каждое из них. А гостей казаки очень любили и уважали — пускали всех и в течение трёх дней даже не спрашивали гостя ни как его зовут, ни откуда он и куда едет.
Много традиций было связано с уважением к старшему поколению. Так, молодежи даже не разрешалось сидеть или есть без разрешения старшего. Считалось крайне неприличным обогнать старика — следовало вежливо попросить у него разрешения пройти. Всегда требовалось уступать дорогу пожилым, даже если для этого казаку приходилось прыгнуть в реку с моста.
Женщин казаки тоже уважали и никогда не давали в обиду. Однако по традициям женщине нельзя было присутствовать на собраниях, где решались вопросы, связанные с ней. Ее интересы представлял отец, брат, муж или сын.
Праздники казаков
Военные походы отнимали много сил у казаков и нередко заканчивались трагично. Поэтому праздники в казачестве любили и праздновали от души — громко, весело, всей толпой. Самыми любимыми праздниками были:
- Пасха;
- Рождество;
- Троица;
- Иван Купала;
- Масленица.
Большинство праздников сопровождались народными гуляниями и походами в гости. Например, на Рождество по домам ходили пожилые казаки, которые пели церковные песни, а взамен просили денег. Все средства шли в церковь.
На Масленицу устраивали кулачные бои, различные соревнования, залазили на столбы за подарками.
К Пасхе всегда прибирали дома и двор, накрывали белые скатерти, обязательно мылись в чистый четверг.
Масленица — один из любимых праздников у казаков
Традиционные блюда казаков
Еда для казаков — важная часть жизни. Примечательно, что народ, привыкший жить без изысков в суровых условиях военных походов, очень любит кушать, а ещё больше — угощать своих гостей разнообразными блюдами. Еда у казаков сытная, калорийная, очень вкусная.
Казаки трапезничают трижды в день. Блюд должно быть много, это предмет гордости любой хозяйки. К еде приступают только после того, как старший в доме подаст сигнал. Часто все едят из одной большой тарелки. Напитки традиционно подаются в кувшинах.
Так как первые казаки селились вблизи крупных рек и занимались преимущественно рыбалкой, то основу традиционных блюд составляет именно рыба. Причем у каждой территориальной группы казаков свой способ ее приготовления: рыбу коптят, запекают, варят, жарят, солят, добавляют в начинку пирогов.
Основным супом считается, разумеется, уха. Причём у каждого существует свой семейный рецепт. Примечательно, что приготовление рыбного супа раньше было исключительно мужской обязанностью.
Зимой, когда все реки замерзали, а подледной рыбалкой казаки не занимались, наступала пора мясных блюд. Делали гуляш, домашнюю колбасу, голубцы, запекали мясо в печи. Коронным блюдом любой хозяйки был холодец — его подавали на стол с хреном или горчицей.
В зимнее время очень часто, гораздо чаще, чем летом, пекли блины с начинками и пироги. В основном это делалось для того, чтобы согреться.
Любимым десертом казаков, проживающих на юге, считается арбузный мёд. Для его приготовления из арбуза вынимают всю мякоть и кипятят до получения коричневого цвета.
Арбузный мед — традиционный десерт у казаков
В качестве холодных закусок традиционно делают студни, языки, варят мясо диких животных.
Сейчас кухня казаков стало ещё разнообразнее — в неё вошли борщи, рыба, фаршированная крупами, шашлыки, пельмени и вареники.
Из напитков казаки издавна предпочитают:
- чай;
- кофе — влияние турок;
- кисель;
- взвар (компот из сухофруктов);
- ирьян — аналог айрана, только приготовленный из сузьмы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Кофе казаки всегда пили ровно в 12 часов дня. Причём они никогда не делали это в одиночку, всегда звали кого-то в гости. В напиток добавляли сливки и подавали вместе со сладкими пышками.
Казаки всегда употребляли множество ягод, фруктов, овощей. Арбузы и дыни любили есть солёными.
Варили кашу, куда добавляли изюм — ещё одно веяние, пришедшее с Востока.
Во все блюда добавляли много приправ из местных трав.
Роль казачества
Достаточно быстро казаки превратились в серьёзную военную силу, недооценивать которую было нельзя. В Смутное время именно им выпала одна из ключевых ролей в рядах повстанцев. В дальнейшем казаки оказали воздействие на ход земского освободительного движения. В Отечественной войне 1812 года именно казачьи отряды Матвея Платова смогли нанести решающий удар по армии Наполеона.
Помимо военных обязанностей, казаки успешно выполняли иную задачу — покорение новых земель. Благодаря им расширялась территория Российской империи, а главное — укреплялись границы государства.
П. Н. Бержере «Александр I представляет Наполеону казаков, башкир и калмыков 9 июля 1807 года»
В отчёте К. Симонова о поездке в Кемерово и Чумай значится следующее:
Несложно догадаться, что такая служба была не только ответственной, но и крайне опасной. К началу прошлого века казачество уже представляло собой уникальную общность, что значительно выделялась на фоне остальных представителей русского народа. Вероятно, именно поэтому историки до сих пор не могут определиться, кем же стали казаки: субэтносом или отдельной народностью.
Кубанские казаки в мае 1916 года
Казаки — хранители поистине уникальных истории и культуры. Свободолюбивые предки представителей современного казачества оставили своим потомкам неповторимое наследие. Оно в некотором роде повторяет русские традиции, однако имеет настолько самобытный колорит, что способно удивить каждого. Кто они — казаки? Их прошлое оставило столько тайн, что наверняка не смогут ответить на этот вопрос даже сами казаки.
Почему казаки считают себя нацией
Стоит сразу задать вопрос: что такое национальность? Если объяснить простым языком, то этнос, как минимум, со своим языком, но большая часть казаков говорят на русском и украинском.
У нации есть своя территория, свой закон. Думаю, это и так понятно. Так казаки это нация или нет? Всё же нет. Ведь если рассмотреть происхождение казаков, то это потомки беглых крестьян, плюсом нескольких тюркских народов.
С точки зрения науки, казаки не могут являться отдельной нацией. Происхождение просто не позволит это признать. Ну никак. С точки зрения закона, такое вполне возможно.
Некоторые казаки считают себя отдельной нацией, ведь они были защитниками, первооткрывателями новых земель, когда осваивалась Сибирь, порой даже кровью. Но это уже ближе к сословию относится.
Альтернативная версия
Казачество — старинное воинское сословие. Никакого перерождения беглых холопов в воинов не было. Эти территории им достались в наследство от предков и принадлежали им издавна и по праву.
Они жили там, где им было удобнее и лучше (вдоль крупных рек, в теплых и житных краях). Ни от кого никогда не прятались. Поэтому военные походы правительственных войск вдоль Днепра, Волги, Дона и т. д. не натыкались на поселения сбежавших холопов. Эти «сбежавшие холопы» изначально и были регулярным войском страны, специально расположенным так, чтобы в течение нескольких дней собрать все курени (небольшие конные гарнизоны) в заранее оговоренном месте.
Войско никогда не платит налоги. Казаки сами жили за счет налогов и сами эти налоги собирали.
В обязанности войска, по сути регулярной армии, входит защита от внешних врагов государства.
Также войско проявляет активную политическую позицию во время бурных перемен в государстве, при смене царских династий. Армия обязана занять какую-то сторону и принять участие в боевых действиях, беглые крестьяне на это не способны.
Нет логики в том, что беглые холопы, волшебным образом превратившиеся в потомственных военных, и получающие жалование, начинают целыми полками уходить то к враждебным полякам, то к ненавистным туркам, а то и вообще идут походом на Москву, т. е. на своих благодетелей.
Однако, если предположить, что единые ранее территории без центральной власти начинают делиться по религиозному и национальному признаку, то всё встаёт на свои места.
Перестало существовать государство, которому войско служило верой и правдой испокон веков. Недавним историческим аналогом можно считать разделение единой Советской Армии на армии отдельных государств, и ситуацию на Украине в наши дни.
В этой версии становятся логичными войны западных и южных казаков, получившие названия польско-турецкие войны.
Или войны восточных казаков с южными, названные походами донских казаков в Турцию и Персию.
Поход западных казаков на Москву сейчас называется польской интервенцией и серией русско-польских войн 1632–1667 г.г. Становится понятным, почему множество русских городов не просто сдавалось без боя, а радостно встречало приход «иностранных интервентов-захватчиков». Как только стало ясно, что западные казаки все же не в состоянии довести дело до конца, взять Москву и готовы подписать мир с Романовыми в поход выступают восточные казаки под руководством Степана Тимофеевича Разина. Это сейчас называется крестьянской войной 1667–1671 г.г. После поражения Разина в войну вступила третья часть бывшего имперского войска — Турция. Началась первая русско-турецкая война 1676–1681 г.г.
В результате этих войн произошло разделение территорий западного и восточного казачеств по Днепру. Левый берег позже провозгласил воссоединение с Россией, а правый так и остался врагом Романовых на многие годы и десятилетия.