Ненцы

Как хранятся продукты

Холодильников в стойбище нет, потому что его некуда подключить. Ненцы приспособились хранить продукты в вяленом, сушеном и полукопченом виде, чтобы не испортились. Когда нужно что-то надолго сохранить, выкапывают продолговатую яму. Кладут туда продукты, которые могут испортиться, а также сберегают мясо от нападков волков или медведей. Наглухо закрывают сверху досками и засыпают землей. Там продукты могут храниться неделю и больше. Зимой хранить продукты легче: везде снег — везде холодильник.

В июне и даже в начале июля в Тазовском районе лежит снег. Ненцы намеренно ставят чум поближе к озерам, чтобы до последнего хранить продукты в снегу.

Сырое мясо и оленья кровь — привычные продукты

Ненцы пьют кровь оленя и едят сырое мясо, чтобы восполнить запас витаминов в суровых северных условиях и избежать множества болезней, таких как цинга. В оленине содержится в пять раз больше аскорбиновой кислоты, чем в той же говядине. Витамин С защищает нас от простудных заболеваний. Также в оленине содержится цинк и медь.
Комплекс витаминов, который содержится в крови и мясе оленя, придает нам сил трудиться и закаляет иммунитет. Редко можно встретить ненца даже с обычной простудой. Восполнить запас витаминов помогает и рыба.
Все олени проходят ветеринарный контроль, им делают прививки, которые предотвращают появление болезней у человека после потребления оленины в пищу. На мясо забивают самое здоровое из стада животное. Если оно чем-то болело, мясо идет в отходы.

Весь народ пьет кровь и ест сырое мясо — это наш привычный рацион. Я не могу получать запас витаминов из фруктов и овощей: в кочевых северных условиях редко есть возможность поехать в магазин, к тому же их может там не быть. Вертолет с продуктами прилетает редко, а иначе к нам не пробраться. Также фрукты дорогие, а витаминов в 1 кг меньше, чем в 100 г мяса.

На праздник готовим костный мозг. Его добывают из костей оленей: их очищают от мяса, дробят и вытаскивают мозг. В нем содержатся витамины и лейкоциты для поддержания иммунитета.

Какой основной Закон действует при изучении разделов языкознания коренных малочисленных народов Севера Камчатского края?

а. Закон «Об образовании»

б. Закон «О языках коренных народов Севера Камчатского края»

в. Закон гармонии гласных

г. Закон «О северном оленеводстве в Камчатском крае»

В корякском языке действуют регулярные закономерности, определяющие характер звукового строя языка. В результате действия гармонии гласных определяются пары гласных фонем, в каждой из которых одна фонема принадлежит к первой серии, другая ко второй. В составе любого слова содержатся гласные либо только первой, либо только второй серии. В эвенском языке в слове наблюдается зависимость гласных последующего слога от гласных предыдущего слога. Разделение на 2 ряда. Первый – твердые гласные, или гласные заднего ряда. При произношении язык отодвинут сильно назад, а в передней части рта образуется резонатор, в результате чего звуки первого ряда приобретают напряженность и окраску. А второй ряд составляют мягкие гласные или гласные переднего ряда. В ительменском языке в слове существует по терминологии В.Г.Богораза:- группа — « слабые» гласные; — группа — « сильные» гласные. Первая группа является подчинённой, вторая группа является подчиняющей. Под действием гармонии гласных образуются пары гласных фонем, в каждой из которых одна фонема принадлежит к первой группе, другая — ко второй. Чаще всего любое слово содержит — гласные или первой группы, или — второй.

Чудь заволоцкая

По участку суши между Онежским озером и Белоозером новгородцы тащили волоком свои суда, поэтому северные территории, располагавшиеся за этой местностью, они называли Заволочьем. Территория Заволочья расширялась по мере продвижения славян на север и северо-восток. Поначалу это были земли за ближайшим волоком озерного бассейна, потом область за рекой Онегой, затем за Двиной, по Вычегде, и, наконец, — бассейн Печоры.

Эти обширные пространства населяли финно-угорские племена, которых наши предки называли «чудь заволоцкая». Одни ученые отождествляют их с этносом емь, другие — с югрой. Старинные летописи и договоры отделяют чудь заволоцкую от ее восточных соседей. В бассейнах рек Вычегды и Печоры жили зыряне (нынешние коми), пермяки, вотяки (нынешние удмурты), а также югры, чьи ближайшие родственники ханты и манси сохранились к востоку от Урала.

Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» одним из первых перечислил северных соседей: «А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах».

Интересно, что летописец упоминает чудь отдельно, хотя со временем этот термин в широком понимании стал собирательным и сейчас он часто обозначает все северные финно-угорские племена.

Впрочем, полного единства тут все же нет. Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, «чудь — это название древнего финского населения Псковской, Новгородской. Архангельской, Олонецкой губерний, также в Пермской губернии и Сибири». В то же время другие источники, например толковый словарь Ожегова, определяют «чудь» как «общее название некоторых западно-финских племен». Большой энциклопедический словарь сводит это понятие к древнерусскому названию эстов, а также других финских народностей к востоку от Онежского озера, по рекам Онега и Северная Двина.

Веками значительная часть северных племен вела кочевой образ жизни, постоянно двигаясь по обширным территориям от Кольского полуострова до Западной Сибири. Поэтому в широком понимании под чудью заволоцкой часто подразумеваются все обитатели Заволочья, включая перечисленных восточных соседей, а также самоедов (ненцев), кочевавших вдоль побережья Студеного (то есть Белого) моря от устья Двины до Уральских гор.

В северные края с юга устремились не только мирные переселенцы и христианские миссионеры, но и беглые преступники. У местных жителей был повод ненавидеть всех пришлых гостей прежде всего по одной простой причине: каждый из чужаков, кто пускал корни рядом с ними, кормился в их владениях. Охотился на их зверей, ловил их рыбу, рубил их деревья… К тому же проповедники призывали отречься от идолов и вековых языческих устоев, а многие из ушкуйников не гнушались грабежом и разбоем.

Чудь заволоцкая оказалась на еще более первобытной ступени развития, чем чудь залесская — вепсы, меря, мордва и прочие коренные обитатели низовых земель в междуречье Оки и Волги. Более развитые и сильные славяне заставили платить дань аборигенов. В погосты, построенные на берегах северных рек и озер, стали регулярно наведываться сборщики дани. Поборы стали главной причиной, побудившей коренных жителей Севера поднять топор войны против незваных гостей.

3

Не только оленья

Представители северных народов пьют не только оленью кровь, другие животные тоже служат для них источником сытной и живительной жидкости.

Раньше успешная охота была необходимым условием выживания этих людей. Ни одна семья не могла обойтись долгой полярной ночью, например, без моржового жира, который шел не только в пищу, но и использовался для многих хозяйственных нужд. Порой все мужчины селения уходили на добычу морского, а также пушного зверя. Охотники  выслеживали добычу, часто тратя много сил и времени. И им необходимо было как-то восполнять энергетические затраты организма на морозе. После завершения охоты люди разрезали горло животного и пили еще теплую кровь, чтобы согреться и насытиться.

А как же гигиена? — спросят читатели. Дело в том, что одной из главных особенностей этого продукта является его относительная чистота. Паразиты могут жить в органах и тканях зверей, но их кровь, как правило, безопасна в этом отношении. Поэтому ее можно пить сырой.

Ну, как же на Крайнем Севере и без шаманов? Они не только позволяли оленеводам так питаться, но и настоятельно рекомендовали подобный рацион.

По верованиям служителей языческих культов, душа любого живого существа находится в его крови. Таким образом, человек, выпивая кровь зверя, символически забирает себе его силу. Другими словами, кровь медведя поможет стать могучим, кровь волка — храбрым. Если же хочешь быть хитрым — убей лису, агрессивным — росомаху.

Эти представления уходят своими корнями в древнейшие тотемизм и анимизм, когда люди еще не отделяли себя от природы.

Вероятно, восприятие крови как источника жизненных сил привело к возникновению вампиризма. Ведь некоторые преступники, веря в бессмертие, которое якобы может даровать человеку эта красная жидкость, действительно могли убивать людей ради продления собственной жизни.

Выпас оленей

Северные олени летом гуляют сами по себе, и никто за ними вообще не смотрит. Это называется — на вольном выпасе. Они бродят маленькими группками по 3-5 особей по берегу моря, где ветер отгоняет от них надоедливых насекомых. и щиплют молодую траву.

Такая оленья самостоятельность для человека очень удобна: ни присматривать за ними не надо, ни кормить. А  осенью инстинкт заставляет их идти в более теплые места, вглубь Кольского полуострова.

Вот и устремляются они к югу натоптанными тронами, по тысячелетним своим маршрутам. Тут-то и подкарауливают их пастухи. Они все эти тропинки хорошо знают и постепенно собирают оленей в стада, которые перегоняют на зимние пастбища. Такие стада могут быть не очень большими, а могут — просто гигантскими. И тогда перегонка их на пастбище — зрелище внушительное.

Представьте себе: идут десять тысяч оленей, со всех  сторон их сопровождают мощные снегоходы, а сверху летают вертолёты.

Как будто целая армия идет в наступление — с техникой и авиацией!

На зиму оленей могут разместить в большом загоне, а можно обойтись и без него. Тогда оленеводы постоянно объезжают стадо и следят, чтобы олени не разбредались. Такой способ выпаса называется . Это, ясное дело, потому, что оленей караулят. А саамы пасут своих самых северных оленей намного проще. Вот стоит на пастбище избушка, в которой живут пастухи.

Рядом спокойно пасутся олени, добывают себе ягель из-под снега. А пастухи только время от времени обходят стадо: смотрят, не отбился ли кто.

Внешний вид

Северный олень — животное весьма узнаваемое и его трудно спутать с другими парнокопытными млекопитающими. Как и у других животных его внешний вид обусловлен местом его обитания. Этот статный зверь средних размеров, длинна тела не более двух метров, высота — около одного метра. Бывают особи, которые значительно выше — около полутора метров. Окрас летом ближе к коричневому, зимой — светло-бурый. Вес самца может достигать ста восьмидесяти килограмм, самки чаще всего не превышают ста двадцати.

Представители этого вида не обладают той грацией, как их собратья из других подвидов, им это не нужно, зато, благодаря строению своего тела они отлично могут передвигаться даже по большому снегу и болотистым местам. При передвижении они могут издавать звуки, которые похожи на стук. Это помогает им не теряться и всегда находить друг друга.

Гордостью северного оленя в тундре являются его рога и не удивительно, ведь они гораздо больше и ветвистее, чем в других. У самцов они больше чем у самок и могут достигать ста пятидесяти сантиметров в длину. Взрослые самцы лишаются своих рогов ежегодно, после периода спаривания, самки же сбрасывают их после появления на свет детенышей.

Только самки северного оленя имеют рога, самки других видов лишены этого преимущества.

Бог еды и плодородия у народов крайнего севера. Похожие:

Во время службы в церкви на улице начался сильный ливень и не прекращался несколько часов подряд. Из берегов вышла речка. Потихоньку церковь начинает затоплять. Народ постепенно сваливает. Пастор остается на месте. Один из прихожан говорит, стоящему по щиколотку в воде священнику: — Отец, давай спасаться!- Не надо, меня Бог спасет!Вода продолжает прибывать. Священник стоит уже по колено в воде.Подъезжает грузовик, из него высовывается парень: — Эй, отец! Давай забирайся в машину, будем спасаться!- Не надо, меня Бог спасет!- Ну, как знаешь, отец. Вода прибывает. Уже по грудь пастору. Подплывает лодка, из нее выглядывает парень и говорит:- Отец, давай забирайся в лодку. Спасайся!- Не надо, меня Бог спасет!- Ну, смотри сам… Вода уже доходит священнику до горла. Прилетает вертолет, из него высовывается парень и кричит, скидывая веревочную лестницу:- Отец, забирайся сюда! Спасайся! — Не надо. Меня Бог спасет!И накрыло волной пастора. И у тонул он. Очнулся — в раю. Сразу бегом бежит к Богу и кричит: — Что же ты меня не спас? Я так на тебя рассчитывал!!!А Бог ему в ответ: — Слушай, я тебе посылал человека, грузовик, лодку, вертолет. Чего тебе еще надо было?!

Охота на северного оленя

Чаще всего охота происходит не из-за мяса, а ради развлечения и оригинального досуга. Ведется в основном осенью, во время гона. Что бы узнать можно ли охотиться в вашем регионе и где это можно сделать, стоит обратиться в общество охотников. Там расскажут, можно ли получить лицензию, что для этого нужно и сколько это будет стоить. Когда можно охотиться и на каких видов, а также сколько животных можно убить.

Поучить лицензию на охоту в Америке довольно просто, в России это будет сделать сложнее и стоит это будет не дешево. Охотиться можно только в специально отведенных для этого угодьях, хотя многие любители не брезгуют браконьерством и ведут отстрел в тех местах, где им этого захочется, игнорируя все правила.

https://youtube.com/watch?v=C_6mI67bfGY

Еда

Основным питанием хантов всегда являлось мясо диких животных и оленей. Его употребляли во всех видах. Мясо варили, запекали, вялили, солили, ели сырым. Употребляется кровь животных, которая считается очень питательной. Мясо придает силы и энергию. Рацион немного разбавляется растительными продуктами: ягодами, кедровыми орехами, корешками. После закалывания оленя его разделывали и сразу начинали есть. Это считалось деликатесным блюдом. От туши отрезают кусок, обмакивают в теплую кровь и едят. После контактов с русскими у хантов распространился обычай есть хлеб. Его готовят разными способами. Делают обычный хлеб, также его выпекают с икрой, оленьей кровью. Тесто замешивается на рыбном бульоне.

Большую часть питания составляет рыба. Ее вялят, коптят, жарят, делают строганину (свежемороженая сырая рыба, нарезаемая тонкими полосками). Деликатесное блюдо — филе из рыбы красных пород, смешанное с ягодами, заправленное рыбьим жиром. Распространенный способ заготовки на зиму — юкола. Это вялено-сушеная потрошенная тушка, мясо которой нарезают квадратами. Рыбу рядами вывешивают на солнце, где она находится несколько дней. В качестве напитков употребляется чай, оленье молоко.

История

Популярная версия происхождения хантов говорит о смешении коренных угорских племен с древними уральскими народами. О присутствии людей на территории нынешнего ЯМАО рассказывает Усть-Полуйская культура, остатки которой обнаружены на полуострове Ямал. Ее появление датируется 4 веком до нашей эры. Древние племена занимались животноводством, у них было развито сельское хозяйство. Уже в то время у них имелись орудия труда из кости, камня, железа, а также бронзовые украшения. Древние племена расселялись по берегам Оби в обоих направлениях. Предки северных хантов подверглись влиянию ненецких оленеводов, частично ассимилировавшись с ними. На этногенез восточных, южных хантов повлияли тюркские племена.

После падения Сибирского ханства западная Сибирь вошла в состав Московского княжества. Затем эти земли стали осваивать русские, активно переселяясь туда (17 век). Они ассимилировались с местными жителями, их число быстро росло. Интересно, что с 17 века численность хантов имела тенденцию к повышению. Тогда их насчитывалось около 8 000 человек, в 18 веке — 16 000, столетие спустя — 23 000. Начало 20 века стало печальным периодом в жизни народа. Русские сильно притесняли хантов, забирали пушнину, мясо, рыбу. Всеобщая коллективизация привела к стиранию культуры, повсеместно разрушались священные места, шаманов уничтожали. Ханты поднимали восстания, из-за чего начались репрессии. В последующие годы началась разработка нефтяных месторождений, что нанесло сильный урон экологии.

Ханты-Мансийск

Лодка, выдолбленная из целого ствола дерева, издревле используемая коренными народами Камчатки для передвижения по рекам, озерам, морским заливам:

а. Каяк

б. Бат

в. Байдара

Бат — долбленные колодообразные лодки, которые изготавливали из целого ствола дерева, чаще из тополя. Срубленное или спиленное бревно длиною 5-6 м очищали от коры, придавали форму носу и корме. Вдоль бревна теслом делали узкое углубление и начинали выборку древесины. Чтобы толщина стенок была одинаковой, вбивали в просверленные углубления колышки длиною около 4 см. Как только появлялись их концы, продалбливание заканчивали. Постепенно при выемке древесины ставили распорки, периодически меняя длинные короткими, чтобы заготовка не раскололась. При полной выборке материала начиналась разводка бортов, для чего в бат наливали воду и нагревали ее раскаленными камнями. Чтобы дерево хорошо распарилось, сверху бат чем-либо накрывали. В распаренные борта долбленки ставили распорки, круглые в сечении. Их было от трех до пяти штук в каждой лодке. Высота бортов бата 50-60 см. На бату обычно ходили по два человека: один стоял или сидел на носу, другой — на корме. При езде вверх по течению пользовались шестами. На батах проверяли ставные невода и рыболовные ловушки, совершали поездки от поселений к местам промыслов, перевозили различные грузы.

Олени и северные народы

Народы севера живут в условиях, которые кардинально отличаются от тех, к которым мы привыкли. Северный летний день и зимняя ночь наложили свой отпечаток на всем. Да и в остальном природа не балует обитателей тех широт.

Северные районы населены народами, количество людей в которых очень невелико. Их Малые Народы Севера. Каждый из них имеет свой древний язык. Вот только и к ним пришла цивилизация. Другими словами, молодежь часто стала уходить из этих мест, поэтому самобытные языки стали забываться. На большинстве из них разговаривают фактически только старики. Среди молодежи более популярен русский язык, ведь на работу в современном мире они устраиваются в основном в русских городах.

Жители Крайнего Севера промышляют рыбной ловлей и охотой. Это – основные их виды деятельности и источники питания. Здесь нет возможности выращивать зерно и овощи, поэтому приходиться довольствоваться однообразной пищей. В летний период природа расцветает, все растения стремятся как можно быстрее дать потомство. Луга и болота усыпаются ягодами, которые люди с удовольствием собирают. Лишь в этот период северяне могут порадовать себя свежими ягодами, восполняя недостаток витаминов в организме. Морошка, голубика, водяника и другие ягоды собирают и заготавливают на зиму всеми доступными способами. Но этого слишком мало. Очень длинные зимы просто истощают организм, поскольку в этот период нет возможности пополнить запас витаминов и минералов, доступных в летние дни.

Несмотря на то, что современная цивилизация пытается колонизировать и эти земли, все поселения, расположенные вдоль рек и построенные современными мастерами, в большинстве случаев не становятся основными для жителей региона. Большинство из них проживают в других, менее доступных местах. Занимаются они в большинстве своем оленеводством.

Такие семьи не строят бревенчатых домов, поскольку они им не нужны. Регулярно перемещаясь с пастбища на пастбище, они перевозят с собой свой дом. Чум, а так называется жилище в северных краях, очень компактен и легок. Его можно транспортировать на повозках. Так и живут северяне отдельными семействами, кочуя вместе с оленями. И только раз или два на протяжении года они приходят в селения, чтобы пополнить запасы необходимой продукции.

Тундра и тайга радуют жителей северного региона всевозможными грибами. Но люди здесь не привыкли употреблять их в пищу. Лишь в последнее время они стали собирать данный продукт, сушить и заготавливать другими способами (в основном на продажу). А вот олени грибы очень любят. Такое пристрастие в еде создает дополнительные трудности для оленеводов. Когда грибы появляются в лесу, олени начинают разбредаться в поиске лакомства.

Наблюдения за жителями Крайнего Севера привели к неутешительному выводу: в том, что данные народы остаются малочисленными, виноваты как окружающие, так и они сами. Не потерять свои корни могут только те из жителей региона, кто не покидает своей общины. Стоит кому-то поменять место жительства, приняв в себя жизнь цивилизованного общества (например, поселиться в Финляндии), как он почувствует изменения в себе. Живший ранее в суровом климате человек просто расслабится и изменит себя изнутри, ведь суровый край научил его приспосабливаться. Дети его, если он останется здесь же, полностью потеряют свои родовые корни. Изменения ощущаются даже на физиологическом уровне: количество гемоглобина, умение приспосабливаться к окружающей среде, вкусы и даже микробиологические особенности становятся характерными для той народности, на территории которой живет данный северянин.

Территории, на которых оленеводы могут заниматься своим привычным делом, в последние годы катастрофически уменьшается. Это связано с тем, что современная цивилизация протягивает свои руки все глубже в северную первозданную красоту. Строятся новые предприятия, люди ставят нефтедобывающие вышки и многие другие объекты, которые негативно влияют на окружающую среду. Постепенно количество оленеводов резко снизилось на сегодняшний день. И все же, Малые Народы Севера стараются удержаться, не исчезнуть с нашей планеты. Они поддерживают свою самобытную культуру и передают знания о ней тем, кто приходит им на смену.

Питание и кухня

Тип питания ненцев – белково-липидный, т. е. вся пища, попадающая в организм, состоит из белков и жиров. Это сырое мясо оленей, кровь, рыба. Поедание парного мяса считается праздником. То мясо, что не съедается сразу, замораживают в вечной мерзлоте сибирского грунта и хранят. Зимой едят замороженную оленину – строганину. Если нарезать мясо некогда, то замороженную рыбу разбивают ударом о стол на съедобные кусочки. Такое блюдо называется колотушкой.

Особый деликатес – молодые рога оленя (панты). Их обжигают на огне, очищают и съедают. Кроме того, панты – народное лекарственное средство. Рога растирают в порошок и дают пить ослабленному больному вместе с водой.

Растительной пищи в рационе ненцев мало. Женщины собирают таежные ягоды: морошку, голубику, бруснику. Варят из толокнянки альпийской кашу.

Не едят грибы. Их считают пищей оленей. Считается, что грибов в тундре не так много, чтобы хватило людям и оленям. Также не едят чаек. По ненецким поверьям, чайки – священные птицы.

Враги северного оленя в дикой природе

В природе у них достаточное количество врагов. На них предпочитают охотится волки, бывают что нападают рыси и росомахи. Если с отдельными особями стаду справится легче, то с целыми стаями волков — гораздо сложнее.

Подвержены олени и таким серьезным заболеваниям, как бешенство, так же немало бед им могут принести гельминты.

Досаждают им и оводы. Они откладывают под кожу свои личинки и в этих местах образуются раны, которые могут загнивать и очень беспокоить. Помимо этого, оводы могут откладывать личинки прямо в ноздрях. На борьбу в этим недугом организм тратит довольно много сил и быстро истощается.

Человек тоже наносит ощутимый вред этим прекрасным животным, охотясь на них из-за ценного меха и рогов. Большой популярностью пользуется и мясо северного оленя.

Выпас домашних животных в тех местах, где проходит миграция диких северных оленей снижает численность стада из-за отсутствия полноценного питания. Так же они страдают из-за того, что вырубают лес и люди начинают осваивать территории, которые ранее были дикими и полноценно использовались животными.

Поэтому представители этой породы сейчас обитают в труднодоступных для человека местах, хотя раньше их можно было наблюдать и в более южных районах.

Вегетарианство и веганство на севере

Мне кажется среди ненцев не найдешь вегетарианца. Возможно, в городах и поселках они есть, но не в кочевых условиях. Если отказаться от мяса, можно заработать множество болезней. Первое, что случится — цинга. У человека выпадут зубы и будут хрупкие кости. И может появиться язва желудка.
Мне кажется, веганство и вегетарианство в северных реалиях невозможно. Здоровье у ненцев на первом плане: от него зависит ведение хозяйства и содержание семьи. Сейчас тяжело рассуждать на тему защиты животных, не столкнувшись с противоречиями. Но кочевому ненцу стоит задуматься, что будет с его здоровьем, если он откажется от мяса.

Чем кормить северных оленей?

Из представителей северных оленей, в наше время осталось шесть видов.

От большущего лося до миниатюрной косули представители этого семейства уже давно из промысловых животных превратились в обитателей парков, частных зооферм, зоопарков и усадеб, поэтому способы кормления этих животных широко известны. Самыми не прихотливыми для содержания и кормления в неволе, считаются, например, северные олени, лани и косули.

Представители северных районов нашей России, очень не прихотливы в выборе доступного корма, хорошо адаптируются в неволе, и содержаться без всяких проблем.

Северные олени в природе кормятся в основном до самых зимних холодов в тундре. После того, как выпадет снег, они копытами и рогами поднимают оставшуюся траву и зимуют так до самой весны.

Содержание северных оленей в неволе не доставляет больших хлопот. В зимнее время, они легко переносят морозы. Вольеры и изгороди делают для оленей не менее трех метров.

Решетки ограды должны быть очень крепкими, чтобы олени не могли просунуть в них голову или детеныши не выскочили за периметр вольера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: