Особенности пострига в монахи
Особым образом жизни ради служения Богу является монашество. У монахов очень много отличий от белых священнослужителей. Постриг можно назвать вторым крещением, потому что через него душа человека обновляется и перерождается. После обряда человек считается отреченным от мира и отныне облаченным в образ ангела.
Но стать монахом не так просто. Недостаточно просто принять это решение, необходимо его оправдать и пройти через своеобразный испытательный срок. В течение него кандидат проходит через так называемое «монашеское делание», которое включает три ступени:
- жизнь трудника;
- звание кандидата в послушники;
- послушничество.
При поступлении в монастырь человек получает звание кандидата в послушники. С этого момента он должен начать разбираться, насколько монастырская жизнь ему подходит. Духовник, а также настоятель монастыря и старшие братья самостоятельно определяют, как долго он будет пребывать в монастыре в таком качестве.
Послушником становится тот, кто успешно прошел испытательный срок, по-прежнему изъявляет желание жить в обители и которого не сдерживают никакие внешние препятствия. Для этого необходимо написать прошение к правящему архиерею, которое сопровождает письмо от имени настоятеля. Епархиальное начальство должно дать свое благословение, после чего брат может стать насельником обители.
Типы пострига в монашестве
Существует три типа монашеского пострига, принятые в православии. В соответствии с ними монахи становятся:
- рясофорами;
- прошедшими малую схиму;
- прошедшими великую схиму.
Рясофоры обязуются в течение как минимум трех лет жить в монастыре. Только в случае смертельной болезни кандидат может написать ходатайство о том, чтобы его постригли в монахи до того, как пройдет три года.
Некоторые монастыри пропускают этап рясофорства и сразу проводят таинство малой схимы. Есть свидетельства о верующих, которые и вовсе сразу приняли великую схиму. Это означает сохранение индивидуального подхода к каждому верующему в православной традиции. Именно во время малой и великой схим постригающиеся в монахи люди дают Богу обеты и отрекаются от мирской жизни. С этого момента у них не только новое имя и облачение, но и новая жизнь.
Несмотря на перечисленные различия, у священнослужителей обоих видов духовенства есть общая задача: учить детей и взрослых православию и правильной жизни, просвещать и нести благо. И белое, и черное духовенство ― очень важная часть служения Богу, и эту систему имеет не только православие, но и католичество.
Характеристика попа
Этот герой поэмы служит в сельской церкви. Н. А. Некрасов не даёт конкретную характеристику его внешнему виду. Этот священник — безликий персонаж. «Поп широкой шляпою //В лицо себе помахивал». Лицо попа имеет строгое выражение.
Поп Некрасова — это обобщённый образ всех священнослужителей, которые жили практически по одному укладу. Они имели большие семьи и свой собственный приход, в который приходили по большей части одни лишь крестьяне. Заработки священников зависели от крестьянских подношений. Услуги попа не имели фиксированной платы. Каждый крестьянин подавал ему столько, сколько может. Но в некоторых случаях, если крестьяне не могли заплатить попам, те шли на уступки и помогали беднякам. Таких священнослужителей было очень мало, в основном все они преследовали меркантильные цели, стремясь обогатиться за чужой счёт.
Поп говорит своим попутчикам о том, что деревни нищают. А деревенская нищета весьма пагубно отражается на его служебной деятельности. Он хочет, чтоб простой мужик богател, а священнослужитель, в свою очередь, будет на нём наживаться.
Поп жалуется своим спутникам на тяжёлую судьбу. Он должен приходить к людям в дождь, в снег и в град. В любую погоду нужно было крестить младенцев, сочетать браком молодожёнов и отпевать покойников: «В жнитво и сенокос, //В глухую ночь осеннюю, //Зимой в морозы лютые, //И в половодье вешнее //Иди, куда зовут!».
Священник заверяет своих собеседников, он вынужден брать подаяния у крестьян, чтобы прокормить свою семью. Если работать исключительно за «спасибо», то можно и по миру пойти. Именно такого убеждения он и придерживается.
Образ жизни и семейный быт священнослужителей высмеивается народом. Священник раздражён этим. Он обижается на примету, согласно которой случайно встретить попа — к худу: «С кем встречи вы боитеся, //Идя путем-дорогою?».
Все крестьянские песни, в которых высмеивают попов, он воспринимает с критикой: «О ком слагаете //Вы сказки балагурные, /И песни непристойные, //И всякую хулу?». В этих песнях простой народ высмеивает не только самих священнослужителей, но также и их жён, сыновей и дочерей. Народ уже не верит служителям Бога, так как попы потеряли к себе уважение.
Можно подумать, что собирая поборы с крестьян, священнослужитель совсем равнодушен к их бедам. Однако, на самом деле это не так. Видя человека, находящегося у смертного одра, или осиротевшего ребенка, священник сопереживает им. Он сочувствует семьям, потерявшим кормильца.
Фамилии по церковным чинам
Фамилии, соответствующие церковному чину, давались служителям церкви, их детям и работникам церкви:
Владыкин – владыка
Игумнов – игумен (настоятель монастыря)
Попов, Попцов, Поповский – поп
Дьяков, Дьяконов – дьяк, дьякон
Протодьяконов – протодьякон
Пономарев – пономарь
Ключарев – ключарь (эконом, ключник в монастыре)
Звонарев – звонарь
Из этого списка вы можете выбрать фамилию и заказать нам ее энергоинформационную диагностику.
На нашем сайте мы предлагаем огромный выбор имён…
Также мы предлагаем огромный выбор отчеств…
Много красивых фамилий с хорошей энергией на любой вкус можно найти среди фамилий писателей, художников, музыкантов, дирижеров, дизайнеров, военначальников, математиков, политиков и др.
В нашей книге «Энергия имени» вы можете прочитать:
Подбор имени по автоматической программе
Подбор имени по астрологии, задачам воплощения, нумерологии, знаку Зодиака, типам людей, психологии, энергии
— Подбор имени по астрологии (примеры слабости этой методики подбора имени)
— Подбор имени по задачам воплощения (цели жизни, предназначению)
— Подбор имени по нумерологии (примеры слабости этой методики подбора имени)
— Подбор имени по знаку Зодиака
— Подбор имени по типам людей
— Подбор имени по психологии
— Подбор имени по энергии
Что нужно знать при подборе имени
Что делать, чтобы выбрать идеальное имя
— Если имя нравится
— Почему не нравится имя и что делать, если имя не нравится (три пути)
— Два варианта подбора нового удачного имени
— Корректирующее имя для ребенка
— Корректирующее имя для взрослого человека
Адаптация к новому имени
В православии
В белое духовенство, кроме священнослужителей (протопресвитеров , протоиереев , иереев , протодиаконов , диаконов) обычно включают представителей низшего клира : иподиаконов и чтецов (псаломщиков) .
Вступление в брак
Исторически выбор своего пути в сторону белого духовенства в Русской православной церкви молодой человек должен был сделать перед рукоположением во дьяконы: он мог по окончании духовной семинарии перед рукоположением во дьяконы жениться на девице «доброго поведения», вскоре после чего обычно рукополагался и назначался в приход . В отличие от мирян, овдовевшему священнослужителю запрещено вступать во второй брак, что делало рукоположение вдовца невозможным, хотя правила и делали исключение для 40-летних . В Русской православной церкви с 2011 года рукоположение лица, не состоящего в браке (неженатого, вдовца или разведённого) и не являющегося монахом, стало возможным при выполнении определённых условий .
Сословие
Вдовы священнослужителей пользовались правами личного дворянства , их дети — потомственного почётного гражданства , вдовы и дети причетников — личного почетного гражданства .
Поведение
Согласно ЭСБЕ, в священническом сане не могут состоять предающиеся пьянству или блуду, также замеченные в лжесвидетельстве и воровстве. Если жена священнослужителя ему изменяет, то он должен или развестись с нею, или устранить себя от священнослужения. Клирикам запрещено заниматься торговлей и иметь своё дело, плясать и смотреть на танцы, посещать театры, участвовать в сходках, вмешиваться в мирские дела, играть в карты. Вдовым священнослужителям запрещено держать у себя в доме женщин, кроме близких родственниц. Как и всему духовенству, им запрещено стричь волоса на голове и бороду и предписано носить скромную одежду, преимущественно тёмных цветов (рясу и подрясник).
Черное духовенство
Решение о ведении монашеского образа жизни ― одно из самых сложных в жизни человека. Поэтому перед тем, как постричься в монахи, необходимо пройти через послушничество. Это подготовка, в первую очередь моральная, к посвящению всей жизни Господу. За это время можно привыкнуть к монашеской жизни и поразмышлять над необходимостью обета.
После пострига человеку дается новое имя. С этого момента его называют «рясофор», или «инок». Когда им принимается малая схима, он именуется монахом, при этом его имя снова меняется, и он берет на себя дополнительные обеты.
При принятии великой схимы монах превращается в схимонаха, его обеты становятся еще более строгими и снова меняется имя. Обычно схимонахи не живут вместе с монастырской братией. Нередко они подаются в отшельничество или становятся затворниками или пустынниками. Именно они совершают известные монашеские подвиги.
Иеродиаконы и иеромонахи
Монах, принявший диаконский сан, становится иеродиаконом. Если у него есть сан священника, то правильно называть его иеромонахом. При этом получение титула происходит при прохождении процедуры хиротонии. Белые священники могут стать иеромонахами только после монашеского пострига.
Игумены
Настоятелей монастырей зовут игуменами. Чтобы стать ими, необходимо пройти процедуру избрания среди иеромонахов.
Архимандриты
Эти священнослужители относятся к одному из высших православных монашеских чинов. Как правило, он выдается настоятелям крупных монастырей.
Интересно, что архимандритами могут становиться и протоиереи: в случае смерти матушки и при принятии решения о ведении монашеского образа жизни.
Епископы и архиепископы
Возглавление епархий доступно епископам, которые причисляются к первому сану архиерея. Во главе крупных епархий стоят архиепископы. Последний титул считается почетным и может быть присвоен тем, кто имеет крупные заслуги перед Богом и церковью.
Патриарх
К высшему архиерейскому сану относятся патриархи, они возглавляют поместные церкви. Получить сан может только человек, являющийся предстоятелем автокефальной церкви. В России представитель этого сана в данный момент ― патриарх Кирилл.
Способы образования церковных фамилий
— буквальный перевод русской фамилии на латынь или греческий язык:
Бобров – Касторский, Белов – Кандидов, Парадизов – Райский, Зайцев – Лаговский, Свободин – Либеров, Светлов – Люцернов.
— в честь церковных праздников:
Вознесенский, Рождественский, Введенский, Воздвиженский, Сретенский.
— от названий сел и церквей:
Белинский, Иловайский, Красносельский.
— от личных мужских имён:
Алексей – Алексеевский, Андрей – Андреевский.
— от личных женских имён:
Анна – Анненков, Екатерина – Екатеринский.
— из сдвоенных имен святых (в честь тех, чьи праздники празднуются в один день):
Борисоглебский, Петропавловский.
— по месту рождения ученика духовной семинарии:
Казань – Казанский, Белынь – Белинский, Красная Горка – Красногорский, Красное Поле – Краснопольский, Новгород – Новгородский.
— в честь библейских и древнегреческих (античных) городов:
Афины – Афинский, Спарта – Спартанский, Коринф – Коринфский.
— преобразование из простонародной фамилии:
Ларионов – Илларионов, Иванов – Иоаннов, Александров – Александровский.
— в честь признательности дворянину, оплатившему обучение:
Шереметьев – Шереметьевский.
— от имен античных и более поздних учёных, поэтов, писателей:
Анаксагоров, Аристотелев, Евклидов, Сократов.
— в честь древнегреческих и римских богов:
Аврора – Аврорин, Авроров, Адонис – Адонисов, Аполлон – Аполлонов.
— от названий птиц, растений, металлов, минералов, фруктов, времён года, времени суток, сторон света, астрономических понятий:
Абрикосов, Аметистов, Аквилев, Аквилонов, Ветринский, Виноградов, Голубинский, Кипарисов, Кораллов, Бриллиантов.
— от положительных черт характера:
Любомудров, Аретинский, Добронравов, Добролюбов, Златоумов, Умов.
В чём заключается счастье для попа
Вступая в разговор с попом, странники считают, что тот может оказаться довольным своей жизнью человеком. Когда они спрашивают, счастлив ли священнослужитель, тот даёт им свой ответ.
Он отвечает странникам, что не располагает ни богатством, ни покоем, ни честью. А они и есть для него самое настоящее счастье, которое у него отсутствует, о нём лишь остаётся мечтать.
Священник говорит о том, что счастья нет и у крестьян: то неурожай, то наоборот огромное обилие урожая, то ещё какие беды приключаются. Он сетует, что жизнь у него очень беспокойная. Его постоянно вызывают по любому поводу: крестины, похороны, венчание. Он сопереживает людским страданиям, и от этого, по его словам, у него болит душа.
Образ попа Некрасова олицетворяет духовенство XIX века. Отмена крепостного права привела к тому, что большинство крупных помещиков забросили свои имения и уехали в столицу. Священники потеряли источник финансирования, поступавший от господ. С крестьян-то особо взять нечего. Вот попы и выживают, как могут, нередко обирая до нитки всё тех же страдальцев-крестьян.
Белое духовенство
Белое духовенство является самым многочисленным, к нему относится подавляющее большинство духовенства. Однако оно и наиболее приближено к мирской жизни. В нашем государстве небольшие церкви отстроены практически во всех, даже небольших, населенных пунктах. Если размеры прихода невелики, на него приходится один священник. В приходе побольше, необходимы протоиерей, иерей и диакон для пасторского служения. Во многом положение духовенства зависит от участия и помощи мирян. Иерархия здесь не очень сложная.
Алтарники
В алтаре священнику также требуется помощь, и получает он ее от послушников, которых называют пономарями, или алтарниками. Выступать в этой роли могут не только мужчины. Нередко эти функции берут на себя монахини или пожилые прихожанки. Храмы, как правило, испытывают нужду в верующих мужского пола, которые хотели бы взять на себя обязанность служить Богу таким образом.
Чтобы стать пономарем, не нужно проходить через обряд таинства. Достаточно получить благословение на прислуживание от настоятеля конкретного храма. Обязанности алтарника:
- следить за тем, чтобы у иконостаса горели лампадки и свечи, составлять их;
- готовить облачение священника;
- подносить вовремя вино, просфоры и ладан;
- во время причастия подносить плат, с помощью которого вытирают губы;
- следить за порядком в алтаре.
Все эти действия вполне под силу большинству верующих людей, которые хотят служить Господу и находиться при храме.
Чтецы
Священной степени не имеют и чтецы, по-другому псаломщики. Задача этих людей ― читать тексты молитв и Священного Писания, когда проходит служба. Но в некоторых случаях настоятели храмов могут давать чтецам иные поручения. Обряд хиротесии, посвящая человека в чтецы, проводит архиерей. Если обряд не будет произведен, чтец затем не сможет попробовать себя в роли иподиакона, диакона и священника.
Иподиаконы
Во время священнодействий архиереям требуются помощники. В этом качестве выступают иподиаконы. В их задачу входит подношение свечей, постилание орлеца, облачение архиерея, омывание его рук. Несмотря на то, что эти церковнослужители носят орари и облачаются в стихари, они не обладают священной степенью. Кстати, стихарь и орарь являются частями облачения диакона, орарь при этом символизирует крылья ангела.
Диаконы
К первой степени священства относятся диаконы. Их главная цель ― помогать во время богослужений священникам. Сами они, в одиночку, не могут проводить никаких служб. Поскольку содержание большого клира ― задача непростая, не во всех небольших приходах есть диаконы.
Протодиаконы
Эти священнослужители являются главными диаконами при кафедральных соборах. Сана удостаивается лишь тот, кто не менее двух десятков лет носил священный сан.
Кроме того, существуют патриаршие архидиаконы ― те, кто служит патриархам. В отличие от других архидиаконов, они относятся к белому духовенству.
Иереи
Этот титул считается первым в священнослужении. Иереи начинают паству, совершают все таинства, за исключением рукоположения, проводят службы (но не освящают антиминс).
Большинство прихожан привыкло называть иереев священниками. Белый священник носит также имя «пресвитер», а принадлежащий к черному духовенству ― «иеромонах».
Протопресвитер
Это звание является высшим званием белого духовенства. По традиции Русская Православная Церковь выдает этот титул только за особые духовные заслуги, а решение о награждении принимает сам патриарх.
Архиереи
Третью степень священства занимают архиереи, которым доступно проведение абсолютно всех православных таинств. Они также могут вести рукоположение для священнослужителей. Именно они управляют всей жизнью церкви, руководят епархиями. К архиереям относятся епископы, митрополиты и архиепископы.
Заключение
Образ попа многогранен. Его беспокоит участь обездоленных людей. Но, в то же время, он не гнушается поборами, которые принимает в качестве платы за оказанные им услуги. Так что в некоторой степени его можно назвать и эксплуататором.
Он осознаёт свою важность и считает, что крестьяне (а у него, по его же словам, большой приход) должны содержать его вместе с семьёй. Вам также будет интересно почитать:
Иван Бездомный из романа «Мастер и Маргарита»
Иван Савельевич Варенуха из романа «Мастер и Маргарита»
Николай Алексеевич из рассказа «Тёмные аллеи»
Николай Петрович Кирсанов из романа «Отцы и дети»
Захар из романа «Обломов»
Маленький принц из сказки «Маленький принц»
Вам также будет интересно почитать:
Иван Бездомный из романа «Мастер и Маргарита»
Иван Савельевич Варенуха из романа «Мастер и Маргарита»
Николай Алексеевич из рассказа «Тёмные аллеи»
Николай Петрович Кирсанов из романа «Отцы и дети»
Захар из романа «Обломов»
Маленький принц из сказки «Маленький принц»