Цыгане: откуда произошли, где их родина? история цыганского народа

Национальная цыганская кухня

Кухня цыган очень проста. Чаще всего цыгане употребляют курицу, баранину, говядину. Особенно любят супы из свеклы, квашеной капусты. Цыгане часто вели кочевой образ жизни, и поэтому, в рецептах цыганской кухни преобладают тенденции венгерской, болгарской и румынской кухонь. Это фаршированная рыба и дичь, мясо, обжаренное на раскаленной сковороде, а затем тушенное с зеленью, быстро обжаренный на вертеле шашлык, лепешки с мясным фаршем и болгарским перцем. Мясо подается со всевозможными овощами, популярный гарнир — томаты, фаршированные перченой брынзой. Традиционный напиток, конечно же, вино, особенно молдавское.

Национальное цыганское блюдо суп

Цыганский» суп хабе рома готовят на мясном бульоне, заправленном зеленью: луком, укропом, петрушкой. Хабе мелало — «темный» суп готовится на мясном бульоне из овощей с добавлением баклажанов, отчего и получается темный, («грязный») цвет, давший название блюду. Большинство блюдострые.

Цыганский борщ (на 8 порций)

600 г свинины, 400 г картофеля, 400 г капусты, 400 г свеклы, 100 г свиного жира, 4 помидора, 3 моркови, 3 луковицы, 2-3 лавровых листа, 2 л воды, красный молотый перец, соль.

Национальное цыганское блюдо Борщ

Нарезать свинину мелкими кусочками и обжаривать на сильном огне до вытапливания жира и образования румяной корочки. Картофель, морковь, лук и свеклу очистить и нарезать соломкой. Капусту нашинковать, помидоры нарезать крупными дольками.

Все подготовленные овощи, кроме помидоров, по отдельности обжарить на сковороде со свиным жиром. Затем сложить в суповую кастрюлю, добавить немного воды и тушить на слабом огне в течение 20-25 минут.

В другой посуде потушить обжаренное мясо с помидорами. Выложить в кастрюлю с овощами, залить все кипящей водой, посолить, поперчить, положить лавровый лист и протомить под крышкой на медленном огне около 25 минут.

Подавать в горячем виде.

Традиционной считается и каша хывиций, приготовленная из кукурузной муки.Традиционными хлебными изделиями цыган были пресные лепешки или колобки пугачо, которые готовились на костре.

Цыганский пирог

Традиционным цыганским пирогом считается сывьякосладкий пирог. Начинкой для него служат творог, мак, изюм, курага, другие сушеные фрукты.

Праздничное жаркое

Половину литра воды разбавляем стаканом виноградного уксуса, доводим этот раствор до кипения. Добавляем две мелко нашинкованные луковицы, по две столовых ложки сахара и специй для жаркого. Охлаждаем маринад и кладем туда разделанную говядину (килограмм). Оставляем на два дня в прохладном месте.

Мясо обсушиваем бумажным полотенцем, натираем перцем и солью. Кладем в казанок две ложки топленого масла.
Обжариваем на нем мясо.

Национальное цыганское блюдо Праздничное жаркое

В отдельной посуде смешиваем по 125 миллилитров маринада и мясного бульона. Крошим туда 50 г сладких пряников. Выливаем эту жидкость в казанок. Тушим не менее часа под крышкой.
Двести пятьдесят граммов сухофруктов (изюм, курага, чернослив, инжир) замочим в теплой воде до размягчения. Отцедим, переложим в 125 мл сока из яблок. Вскипятим. Добавим немного сока от жаркого. Чуть проварим.
Этот соус можно подать отдельно или полить им жаркое при подаче на стол.

Фасоль по-цыгански

фасоль красная 1 банка 850 г, соус «Цыганский» 1 банка 250 г (или любой острый, добавить тмин), лук репчатый 3-4 крупные головки, растительное масло 3 стол. ложки
Луковицы разрезать вдоль и порезать «соломкой», спассеровать на сковороде на растительном масле до золотистого цвета, но так, чтобы был слишком мягким. Добавить соус и фасоль, довести до кипения, посолить и поперчить по вкусу. Подавать в горячем виде как гарнир к мясу или в холодном виде как закуску.

Откуда взялись крымские татары?

После депортации коренное население смогло вернуться только в начале 90-х годов. Это поспособствовало формированию мнения, что на самом деле крымские татары, как народ, зародились совсем не на полуострове.

Бытует мнение, что они:

  1. Пришлый народ;
  2. Являются захватчиками, прибывшими тысячу лет назад;
  3. Полностью ассимилировали или вырезали местное население;
  4. Не могут считаться коренным населением региона.

Но все это не так, крымские татары, как народ, сформировались в XIII-XV столетии, их прародителями можно считать:

  • Половцев;
  • Хазар;
  • Печенегов;
  • Гуннов.

Наибольшее влияние на их формирование оказали тюркские племена, а название сформировалось из-за обобщения. Как в Российской Империи всех иностранцев считали «немцами», так и большинство тюркских народов называли «татарами». Вот и получилось, что целый народ, имеющий не очень много общего с татарами, получил в свое название эту часть.

Караимская кухня

Кулинарные традиции караимов схожи с традициями крымских татар и крымчаков. В кухнях этих народов множество подобных по составу и приготовлению кушаний, носящих одни и те же или схожие названия. Но караимская кухня богата и собственными, самобытными блюдами. В Евпатории в рамках экскурсии «Малый Иерусалим» можно посетить действующие кенасы, осмотреть окружающие их сады и дворики. В этническом кафе «Караман» поблизости от молельных домов можно попробовать не только знаменитые караимские пирожки и чебуреки, но и познакомиться с другими интересными блюдами караимской кухни. Например, попробовать кисломолочный соус-приправу катык с разнообразными этническими кушаньями. Съесть янтык («сухой чебурек») и запить его вкусным напитком с забавным названием буза. В Феодосии караимские блюда подают в тематическом кафе «Янтык катык».

Табор возглавляет барон

Седовласый импозантный мужчина с огромным кольцом на руке и хитрым проницательным взглядом – типичное описание цыганского барона. В цыганском языке есть слово «баро», которое переводится на русский как «большой». Такие словосочетания, как «баро мануш» и «рай баро», могут означать человека с высоким социальным статусом.

Иллюстрация во французской газете Le Petit Journal, изображающая цыган людоедами / Фото: wikimedia.org

Но цыгановеды подчеркивают, что у большинства этнических групп нет вожака, которого принято называть бароном. Миф такой же распространенный, как и легенды о колдуньях-цыганках, похищающих детей.

Служба в армии

Цыгане ассоциируются со свободолюбием, строгие правила устава станут бременем для молодых ромалэ. Есть три причины, по которым цыгане крайне редко проходят службу в армии. Парни рано женятся и к моменту достижения призывного возраста воспитывают по 2–3 ребенка, а к 27–30 годам могут стать дедушками. Поэтому наличие детей до 3 лет или многодетность освобождает ромалэ от «срочки».

Во все времена цыгане избегали воинской повинности. В царской России мужчины устраивали бунты, когда в табор приезжали рекрутеры. Сейчас некоторые цыгане не связывают себя документами и не имеют гражданства РФ, поэтому и не обязаны служить в армии.

Третий фактор связан с дедовщиной, которая может иметь национальную подоплеку. Офицеры искореняют неуставные отношения между военнослужащими, но дедовщина корнями уходит во времена царской России, поэтому явление сохраняет локальные проявления.

Борются ли цыгане с дискриминацией, как евреи — с антисемитизмом?

Тут вопрос в ресурсах. У евреев есть свое государство, Израиль. Оно значимо на политической арене мира, оно имеет силы, чтобы защищать представителей своего народа, где бы те ни находились. Имеет возможность хранить, развивать, восстанавливать культуру и язык. Объединять, например, ашкенази и сефардов. К тому же евреи — очень древний народ, с развитым самосознанием и культурой.

У цыган не так. У нас нет своего государства — раз. Два: цыгане — очень молодой народ. Наши предки около 1700 лет назад вышли из Индии, это были люди из касты музыкантов, она изначально называлась «дом». Причем выходили цыгане в несколько этапов и оставались в разных странах, например, часть осела в Армении, они называют себя «лом». В результате цыгане Европы и Средней Азии вообще друг друга не понимают в силу языковых и культурных различий. Те, из кого впоследствии сформировались цыгане Европы и России, осели в Византии, а потом перекочевали в Европу или остались жить в Османской империи. Там они даже пользовались привилегиями: например, женщины-цыганки могли не закрывать лицо.

В России цыгане появились примерно во времена Петра I. И, как ни странно, тоже получали бонусы от государства! Например, могли выбрать для себя любое сословие, кроме дворянства и духовенства. Среди цыган былого времени известен генерал Гауке, который вначале воевал против России, потом перешел на сторону русских и погиб как герой, отказавшись изменить присяге. Правда, он сам вряд ли знал, что цыган. Родители хотели ему лучшей доли, воспитали вдали от цыганской культуры.

Цыгане, которые сейчас живут в России, неоднородны. Есть влахи, котляры, крымы, невари, сервы, русские цыгане. Они все немного отличаются по обычаям и языку, да и внешне тоже. Котляры, например, чаще всего крайне невысокого роста. Влахи могут словами так укусить, что мало не покажется, виртуозное умение подколоть. Про многочисленные особенности и отличия можно почитать на сайте «Цыгане России».

Возвращаясь к вопросу о борьбе с дискриминацией: вообще по сравнению с 1990-ми не всё так плохо. Например, в 2021 году организаторы Российского еврейского конгресса заговорили о том, что во времена Второй мировой войны геноциду подвергались не только евреи, но и цыгане

Это важно для нашего народа

Караимские кладбища

Балта Тиймез (в переводе «топор не коснется») – самое древнее и обширное караимское кладбище в мире. Старинный некрополь расположен в роще черешчатых дубов, охраняемой как памятник природы. Чтобы увидеть его надгробия, спускаются в Иосафатову долину, раскинувшуюся у подножия скалы-куэсты, на которой находится столь значимый для этого народа город-крепость Чуфут-Кале. К сожалению, караимские кладбища Феодосии и Евпатории на сегодняшний день остаются в запустении.

История крымских караимов чрезвычайно интересна. Без нее представление о Крыме – небольшом, но многонациональном полуострове – не может быть полным. Чтобы получше познакомиться с караимским народом, можно купить билет на экскурсию в любом туристическом бюро Крыма. С ним можно отправиться в завораживающую прогулку по удивительному пещерному городу Чуфут-Кале, пройтись по улицам Евпатории, осмотреть красивые дворики евпаторийских кенас.

https://www.youtube.com/watch?v=AzNlRnwJUHgVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: КАРАИМЫ. КТО ОНИ? ЕВРЕИ ИЛИ ТЮРКИ??? (https://www.youtube.com/watch?v=AzNlRnwJUHg)

Цыгане, Александр Пушкин и Лев Толстой

В середине 1820-х годов Александр Сергеевич написал поэму «Цыганы». Поэт основательно погрузился в тему, проведя несколько дней в таборе бессарабских цыган. Из этого родился миф, распространение которого приписывают пушкинисту Павлу Щеголеву. Легенда заключается в том, что Пушкин якобы влюбился в цыганку по имени Земфира и хотел жениться на ней, но та бросила поэта, поэтому родилась поэма о кочевом народе.

Но исследователи называют это домыслами, однако подтверждают, что Александр Сергеевич путешествовал по бессарабским просторам.

Зато ученые пишут о другой прославленной русской фамилии и ее любви к цыганам. Дядя Льва Толстого, граф Федор Иванович, прозванный «американцем» и прославившийся авантюрами и путешествиями, был женат на цыганке Авдотье Тугаевой.

Старший брат писателя, Сергей Толстой, венчался с Марией Шишкиной, артисткой хора цыган. Сам Лев Николаевич познакомился с культурой цыган в 1840-х годах. Литератор собирался написать произведение, посвященное цыганскому быту. Наработки Толстого впоследствии помогли в создании рассказов «Святочная ночь», «Живой труп».

Версия четвертая: азиатская

Античные историки Страбон и Геродот связывали появление цыган с переднеазиатским племенем сиггинов. Действительно, лингвисты, изучая язык цыган, установили маршрут их расселения по миру. Из Индии племена цыган переселились на территорию Передней Азии, преимущественно в Иран, Афганистан и Армению.

Следующей точкой их остановки стала Византия, из которой цыгане распространились по Балканскому полуострову. В XV веке они пришли в Венгрию, Чехию и Словакию. Спустя столетие племена цыган можно было встретить по всей Центральной, Западной и Северной Европе.

В то же время необходимо отметить, что расселенные по миру племена цыган неоднородны по своему составу. За полтора тысячелетия скитаний по планете они вобрали в себя такое огромное количество представителей других народов, что во многом потеряли свою историческую национальную идентичность.

К какой национальности, расе относятся цыгане, от какой нации произошли, кто их предки, где их родина?

Ранее европейцы считали, что цыгане – это египтяне. Даже gitanes — считается производным от египтянина. Миграция свободного народа шла из верхнего Египта (кстати, Египтов раньше было два — нижний, верхний). Так вот цыгане мигрировали из того, что был в районе Пелопоннеса. Это заметно даже по быту нынешних цыган. Цыганский народ смело можно отнести к европеоидной расе. Так как к ней причисляются: русские, индийцы, греки, перуанцы.

Первые карты Таро к европейцам привезли именно цыганские народы. Сами карты представляют собой напоминание о культе Бога Таро в Египте. Еще цыгане обучили европейцев умению египтян – бальзамировать усопших.

Цыганка-гадалка

Согласно последних данных, цыгане мигрировали из Египта, однако родина их не Египет, а Индия.  Это доказали ученые-генетики. Индийские традиции и сейчас проявляются в культуре кочевого народа. Как известно, цыгане обладают даром непосредственного влияния на людей. Для этого они используют гипноз. Кроме того, они прекрасно ладят с животными, цыгане прекрасные дрессировщики и индусы тоже.

Для того, чтобы выделить цыган от остальных, достаточно пообщаться с ними. Этот народ, где бы не жил, в любой стране они противопоставляют себя другим людям. Именно особы этой культуры разделяют весь мир на цыган и не цыган.

Откуда пришли цыгане?

Откуда именно произошли цыгане или, как их называют сегодня, ромы, ученые спорят до сих пор. Установить это со 100% точностью почти невозможно — поскольку у народа долгое время не было собственной письменности, то не сохранились и документы, которые могли бы пролить свет на их происхождение. Устные предания отражают историю лишь нескольких поколений.

Тем не менее ученые разработали несколько теорий происхождения цыган. Самая правдоподобная из них гласит, что представители племени рома когда-то давно отделились от своих индийских предков и отправились кочевать. Впервые эта гипотеза появилась в конце XVIII века, когда немецкий ученый Грельман сравнил физические особенности цыган и их язык с внешним видом и языком жителей Индии и обнаружил немало общего. Постепенно к нему стали присоединяться и другие исследователи. Наиболее распространенной версией считается появление цыган на северо-западе Индии. Другие же ученые считают, что предки цыган были родом из центральной Индии и перебрались на север лишь в V веке н. э.

Похороны у крымских татар — обычаи

Представители какого-либо народа не обязаны соблюдать все его обычаи. Эта ремарка должна объяснить, что далеко не все крымские татары на сегодняшний день придерживаются тех традиций погребения, что будут приведены дальше.

Но в селах, основанных по этническому принципу, от стандартного ритуала стараются не отходить:

  1. На смертном одре с умирающим всегда остается кто-то из близких, дабы поддержать в последние часы жизни;
  2. После смерти покойнику закрывают глаза и подвязывают нижнюю челюсть при помощи чистого нового платка;
  3. Тело выносят в другую комнату или на улицу, укладывая на специально заготовленный матрас;
  4. Лицо скрывают при помощи шелкового платка;
  5. Накрывают сверху ковром, как правило – зеленого цвета;
  6. Для умершего готовят саван, в длину 18 или 20 метров;
  7. Тело относят в комнату, в которой с ним можно может попрощаться любой желающий;
  8. В специальном деревянном тазу, те люди, что делали саван, совершают омовение покойника;
  9. Заворачивают в саван, для изготовления которого не использовались ножницы;
  10. Погребальный ритуал проводят в течение суток.

Часть традиций обусловлена религией, остальные – культурными и национальными особенностями. Своих умерших стараются похоронить до захода солнца, если смерть была зафиксирована до обеда. Если после – на рассвете следующего дня.

История заселения цыган на территории Ростовской области

Условно цыганское население, проживающее на Дону, можно разделить на три большие социально-этнические группы:

  1. Первая группа — это сэрвы и влахи
  2. Вторая группа — это русские и российские северные цыгане, а также плащчуны и кишиневские (молдавские) цыгане. Также сюда относят большую группу рома из восточных регионов России, которых можно объединить под условным названием сибирские цыгане
  3. Третья группа — это ловари, рычхари, кэлдэрари и крымские цыгане. На Дону они появились позже других, и, соответственно, у них ниже степень социальной адаптированности.

Представители первой группы, прежде всего, сэрвы, наиболее уважаемые и образованные цыгане. На территории России они находятся с XV века, а на Дону появились приблизительно в XVI веке. По преданию, легендарный казачий атаман Ермак Тимофеевич принимал сэрвов в казаки, и они в составе казачьих дружин участвовали во всех походах и набегах на сопредельные территории. В XVII-XVIII веках сэрвы стали селиться (переходить к оседлости) в северных и западных районах донского края. Основной род занятий — кузнечное ремесло. Массовый процесс оседлости завершился в 20-30-е годы ХХ века.

Цыгане этой группы принимали активное участие в создании артелей в городах, а в сельских районах — в организации цыганских колхозов. Процессы сближения цыган с окружающим населением (в основном с украинцами и русскими) проходили более активно. Многие сэрвы имеют высшее образование. Среди них есть ученые, учителя, артисты, инженеры, сотрудники правоохранительных органов и т.д. Большинство владеет различными профессиями: есть водители, токари, строители, а в сельском хозяйстве — механизаторы, доярки, животноводы, агрономы.

Влахи появились в России в середине XVII века, на Дону — в XIX веке. Вели кочевой образ жизни. К оседлости перешли в 1950-х годах.

Русские цыгане появились в начале XVIII века в районе Пскова и Петербурга. Они пришли из Германии через Польшу и Прибалтику. На Дону они появились в 20-е годы ХХ века. Часть «русских» цыган принимала участие в создании артелей и колхозном строительстве. Переход к оседлости в основном завершен в 60-е годы ХХ века.
То же самое по срокам оседлости можно сказать и о других цыганах этой группы. Различия лишь в том, из каких мест они пришли в Россию и где остановились на постоянное место жительства.

Рычхари в Ростовскую область пришли в 40-50-е годы ХХ века, в северные районы. Оседлость в основном завершена в 1950-е годы. Их представители трудятся главным образом в животноводстве — это ветеринары, доярки, пастухи …
Кэлдэрари пришли на Дон в 1950-х годах. Род занятий — лудильщики, специалисты по изделиям из металла.
Кишиневские цыгане появились в Ростовской области примерно в это же время.
Крымские цыгане отличаются от коренных донских цыган по религии: они мусульмане. В Ростовской области они тоже появились в 1950-х годах. В целом цыгане этой группы пребывают в относительной изоляции от остального населения.

Цыганский табор

Прочно осели на Дону с XVIII века большие цыганские семьи. Наиболее известные из них: Калмыковы, Николаенко, Юрченко, Иващенко, Беликовы, Лиманские, Никитины, Крикуновы, Ромащенка, Лимандановы, Щербаковы, Ивановы, Ищенко, Исаенко, Данченко, Донченко, Лебедевы, Сидненка, Калмыковы, Сулименко, Мусиенко, Рыжкины, Сличенко, Галиловы, Бельтюковы, Павловы, Несгуренко, Плескуненка, Юренко, Гамановы, Жалобаевы, Безлюцкие, Бурлуцкие, Билошенко, Коржовы, Волошины, Сергеевы, Лукьяненко, Калашниковы, Копаленка, Золотаревы, Бражка, Базаренко, Камагуровы, Кутенковы, Геращенко и другие.

С 1925 по 1926 год проводилась большая просветительская работа среди цыганского населения.

В 1925 году был создан ВСЦ — Всероссийский Союз цыган. Отделения ВСЦ появились во многих городах России, в том числе и в Ростове-на-Дону.

В 1926 году, весной, впервые была создана цыганская коммуна «Хутор Крикунова».

В 30-е годы организовались колхозы. В городах области ·создавались цыганские артели. В Ростове-на-Дону, на заводах «Ростсельмаш» и «Красный Аксай», работали цыганские бригады. Цыганские колхозы были созданы в Тарасовском районе, в пригородах Ростова и Таганрога.

Что почитать, посмотреть и послушать о цыганском языке и культуре

Выступая переводчицей, посредницей между русскими и цыганами, я часто сталкиваюсь с мнением, что цыганских языков не существует. Это неправда. Есть язык, есть диалекты, есть цыганская литература. Есть, к счастью, люди, которые пытаются это всё сохранить и сделать популярным. Например, Цыган Солдатенко, который переводит и начитывает сказки на языке русских цыган. Илона Махотина занимается учебными пособиями на цыганском языке, изучением и сохранением нашей культуры.

Большую роль в жизни цыган и цыганского языка играют соцсети: молодежь общается через ватсап и телеграм, в последнем есть, например, канал «Хроники идейных цыган», создатели которого не только публикуют интересные факты о цыганах (например, как называют цыган в разных странах и почему), но и обсуждают острые социальные темы. Соцсети помогают поддерживать общение и не теряться, а молодым цыганам — знакомиться.

Цыгане выпускают прессу, веб-журнал «Свэнко», мемуары — но чаще всего на русском. Из цыганских писателей могу порекомендовать Олега Петровича, это автор мемуаров «Бароны табэра Сапоррони», в которых он пишет про своих деда и отца, ну и описывает жизнь цыган в ХХ веке, их быт и праздники. Еще есть мемуары русского цыгана Ивана Корсуна, «Цыганская дорога», они рассказывают о жизни во время и после войны. Над сведением этого текста воедино работал уже упомянутый цыгановед Николай Бессонов. Воспоминания Ольги Деметер-Чарской очень интересны, она рассказывает о цыганской жизни, искусстве, о политической и общественной обстановке во время войны и после нее.

Причин, по которым мы пишем по-русски, две. Во-первых, очень сложно найти корректора и редактора, которые в совершенстве знают цыганские диалекты. Во-вторых, цыганская литература — еще одна возможность построить адекватный и честный диалог с русскими. А мы очень этого хотим. Правда.

Караимский язык

Это один из тюркских языков, относимый учеными к кипчакской языковой группе, возникшей из ныне мертвого кыпчакского языка. Из него же образовался и язык, на котором сегодня говорят крымские татары. В то же время крымский караимский диалект богат заимствованиями из древнееврейского языка (гебраизмами). Сегодня существует три заметно различающихся караимских диалекта. Кроме крымского, отличают тракайский (северный) и галичский (южный). До XX века все караимские тексты записывались с помощью древнееврейского письма. После Второй мировой войны диаспоры Литвы и Польши начали применять латиницу, а крымские и украинские караимы стали писать кириллицей, при этом сохраняя караимский язык.

История цыганского народа

Письменности у цыган не было и нет, потому никаких исторических документов об их происхождении нет. Все передавалось из уст в уста, поэтому проследить за развитием этого народа можно лишь на основе рассказов старожилов. Есть множество теорий, о том, что цыганская культура имеет свое начало из Индии. А до восемнадцатого века были разные теории происхождения цыган. Кто рассказывал, что первые цыгане жили в Атлантиде, а кто говорил, что произошли они от евреев. Многие думают, что родина народа – Египет или Индия.

История цыганского народа

Есть версии, что зарождение народности произошло в Азии, в частности в Месопотамии или Синджаре. Некоторые утверждают – цыганский народ сперва жил в Византии. Если смотреть литературные произведения в 1422 году в летописи было указано, что цыгане жили в Индии, а в «Хронике мира» упоминалось, что Филипп 3 выгнал из Испании цыган, которые вернулись на свою родину в Индию.

Научно информация не была обоснована, но других источников об этом народе до восемнадцатого века нет. Уже в 2009-ом году из Франции выслали около десяти тысяч нелегалов цыганского происхождения в Болгарию, Румынию. А из Германии в ближайшее будущее собираются в Косово отправить двенадцать тысяч лиц, так как они эмигрировали в эту страну после военных действий в Югославии и Косово еще в 1999 г.

Крымские татары: кто и откуда?

Уже более четверти века, после возвращения из принудительного переселения, крымские татары бок о бок обитают со всеми остальными национальностями полуострова. За это время:

  1. Был официально утвержден флаг этого народа;
  2. Сформировался и распустился Меджлис;
  3. Произошло множество самозахватов;
  4. Возникли и разрешились конфликты;
  5. Люди научились жить рядом с новыми соседями.

Глупо скрывать – в первые годы ходили предубеждения, касательно вернувшихся крымских татар. К ним относились неприветно, не спешили принимать на работу и просто в коллективы, татарам приходилось сплачиваться в общины по национальному признаку.

Предрассудки есть и сейчас и будут вечно, пока есть недалекие люди. Но никакой «острой» ситуации давно нет, с фактом случившихся изменений примирились все, приняли и поняли, что придется жить вместе, по новым правилам. Большинство возникающих конфликтов – мелкие и происходят на бытовой почве.

Для многих непосвященных настоящую загадку представляют крымские татары — кто они и откуда взялись в Крыму? Многим забавно будет узнать, что в той же Турции крымских татар, даже по самым скромным подсчетам, в несколько раз больше, чем в Крыму.

Историческая справка о крымских татарах (видео)

В этом видео историк Рубен Абдулин расскажет историю возникновения крымских татар, кто они такие и как возникли на полуострове Крым:

https://youtube.com/watch?v=xUOBmTm_tUM

Версия первая: индийская

Самое удивительное, что цыгане — один из немногих народов в мире, который официально не имеет своей собственной страны. В 2000 году они юридически были признаны внетерриториальной нацией. На протяжении уже полутора тысячелетий они кочуют по всему миру.

Самое парадоксальное, что до сих пор точно неизвестно, сколько представителей этого этноса живет на планете. Как правило, приводится цифра в 11 миллионов, но она часто подвергается сомнению. Бытует предание, согласно которому цыгане возникли на Земле магическим образом.

Именно поэтому они якобы обладают врожденной способностью к гаданию и ворожбе. Современные ученые, конечно, довольствоваться такой теорией не могут. По их данным, цыгане зародились на территории Индии, откуда в V веке эмигрировали в Переднюю Азию. Предполагается, что причиной, побудившей их покинуть эту страну, стало распространение ислама. Как свободолюбивая нация цыгане категорически не хотели попадать под давление каких-либо религиозных догматов.

Религия и язык

Первое время цыган принимали неплохо. Дело в том, что они быстро адаптировались под условия жизни в новой стране и с легкостью перенимали ее религию, становясь католиками в Испании, православными в России и мусульманами в Турции. Соответственно изменялся и язык — в говоре современных цыганских племен можно найти отголоски диалектов тех стран, где они жили и живут. Например, в речи цыган из России встречаются заимствования из греческого, румынского, славянских языков. У севернорусских цыган в говоре проскальзывают черты греческого, болгарского, сербского и даже немецкого и польского. Кроме того сегодня народ рома встречается еще и в Азии, Америке и Австралии.

Цыгане в Европе

Цыгане вовсе не обманывали европейцев, говоря, что они пришли из Египта. Вероятно, на севере Африки они оказались по пути из Индии в Европу. Около X века небольшая группа людей, как считают истории, не больше 1000, отправилась кочевать с севера Индии в сторону Старого Света. Почему именно племя решило покинуть насиженное место, наверняка неизвестно. X век в Индии был неспокойным, полным смут и набегов. Устав от притеснений и нападений предки цыган решили отправиться кочевать в поисках лучшей жизни.

В западной Европе цыгане впервые появляются в начале XV века. Собрав большое войско, цыгане отправились из Румынии по Дунаю и добрались до Пешта. Оттуда они рассеялись дальше по всей Европе. Спустя буквально десяток лет после первого появления цыган уже можно найти в Италии, Франции, Англии и Испании.

Крымские татары сегодня в Крыму — мнения

Сейчас в Крыму проживает порядка 250 тысяч крымских татар. Возвращение после принудительного переселения не всегда было «гладким» и порой возникали конфликты – переселенцы возвращались на свою старую землю, которая уже была в чьей-то собственности.

Украина не смогла или не захотела решать этот вопрос, что привело к огромному количеству «самозахватов» и периодическим протестам. Напряженная ситуация возникла и в 2014, когда не все представители коренного народа поддержали «смену курса».

Но за несколько прошедших лет:

  • Не было зарегистрировано ни одного массового протеста против вхождения Крыма в состав России;
  • Прекратили свою деятельность наиболее радикально настроенные организации;
  • Все лидеры, настроенные на развитие протестного движения, перебрались на Украину – добровольно или при помощи российских властей;
  • Даже несогласные крымские татары смирились с реальным положением дел.

На самом деле, единого мнения по этому вопросу среди татар не было. Да и не может быть абсолютного единства среди общины в четверть миллиона человек. Но многие ее представители были совсем не против таких изменений, некоторые даже участвовали в агитации за присоединение к Российской Федерации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: