Русское гостеприимство

Обряды жертвоприношений

Во времена язычества древние славяне нередко приносили в жертву не только животных, но и своих соплеменников. Поводы для жертвоприношений были разными: голод, неурожай, стихийные бедствия. Например, в «Слове о маловерии» было сказано, что в XIII веке славяне сжигали ни в чём не повинных людей из-за отсутствия урожая и дождя, а в «О посте к невежам в понеделок» говорилось о принесении в жертву младенца путём разбивания его головы о камень.

Не щадили наши предки и инакомыслящих. Вскоре после того, как на Русь пришло христианство, язычники стали бороться с почитателями нового бога. Они отлавливали христиан и убивали их по жребию, считая, что это доставляет удовольствие их богам. Так, христианских пленников сажали верхом на лошадь, а саму лошадь привязывали за ноги к столбам. После всадника и коня сжигали живьём.

Обряды над телами врагов

Когда древнеславянский воин выходил победителем из сражения, то он мог запросто отрезать голову своего врага и сделать из неё чашу для вина. Сначала спиливалась верхушка черепа и вычищалось содержимое. После череп украшали золотом, камнями или кожей. Считалось, что такие чаши-черепа охраняют своего владельца от злых духов.

С головами поверженных врагов связан и ещё один обряд. После битвы головы отсекались от тел и привозились в село или город, где их насаживали на копья и выставляли напоказ. Таким образом славяне ограждали свою «светлую» землю от «потусторонней и тёмной» вражеской.

  • 10 фактов о лучшем друге детей девяностых — Сергее Супоневе
  • За что Пётр I собственноручно казнил свою любовницу
  • Славяне на Британских островах: миф или реальность?
  • «С любимыми не расставайтесь»: почему развалился брак Алфёровой и Абдулова, самой красивой пары в СССР
  • Уникальные фотографии с видами пирамид, снятые незаконно

Ритуалы гостеприимства

Со сложными взаимоотношениями в древнем мире, где чужак мог оказаться как божеством, так и убийцей, связаны многие ритуалы этикета, которые мы практикуем до сих пор.

В традиционной культуре человек живет в центре мира, по краям которого обитают львы, драконы и псоглавцы. Таким образом, мир делится на «своих» и «чужих».

Кажется, это понимали на протяжении всей истории культуры — по крайней мере, с тех пор, как наши предки оценили преимущества межплеменных ритуальных обменов по сравнению с войной «всех против всех», которую описывал Томас Гоббс.

Попасть из одной категории в другую можно с помощью особого обряда перехода. Через такой обряд проходит, например, невеста, входя в мужнину семью в новом качестве. А умерший человек отправляется из мира живых в царство мертвых. Ритуалы, связанные с переходом, подробно описал антрополог и этнограф Арнольд ван Геннеп. Он делил их на прелиминарные (связанные с отделением), лиминарные (промежуточные) и постлиминарные (обряды включения).

Гость символически соединяет мир своих и чужих, и чтобы принять чужака, его нужно особым образом встретить. Для этого использовались устойчивые фразы и повторяющиеся действия. У разных народов ритуалы оказания почестей гостям иногда были довольно причудливыми.

Племя тупи из Бразилии считало хорошим тоном рыдать при встрече гостя.

Судя по всему, яркое выражение эмоций, как это бывает с родственниками и любимыми после долгой разлуки, должно было сделать общение искренним.

Адаптированный к внутреннему, «своему» миру чужак больше не несет опасности, поэтому его полагалось символически включить в клан. Представители африканского народа луо из Кении дарили гостям, как из соседней общины, так из другого народа, надел земли из своего семейного участка. Предполагалось, что в обмен те будут приглашать дарителя на семейные праздники и поддерживать его в бытовых делах.

Большинство ритуалов гостеприимства завязаны на совместном приеме пищи. Уже упоминавшееся классическое сочетание хлеба и соли — альфа и омега исторического гостеприимства. Не зря хороший хозяин называется хлебосольным. Это угощение рекомендует для примирения с врагом «Домострой», оно же было обязательным атрибутом русских свадеб. Традиция характерна не только для славян, но практически для всех европейских и ближневосточных культур. В Албании в ход идет хлеб погача, в Скандинавских странах — ржаной хлеб, в еврейской культуре — хала (в Израиле арендодатели иногда даже оставляют эту выпечку, чтобы поприветствовать новых жильцов). Повсеместно считалось, что отказаться разделить с хозяином трапезу — это оскорбление или признание недобрых намерений.

Один из самых знаменитых шок-контентных сюжетов в сериале «Игра престолов» и серии книг Джорджа Мартина — Красная свадьба, на которой большую часть семейства Старков убивают их вассалы Фреи и Болтоны. Побоище произошло на пиру, после преломления хлеба. Этим были попраны священные законы, которые в мире Вестероса, вдохновленном множеством мировых культур, гарантировали гостям защиту под кровом хозяина. Кейтилин Старк поняла, к чему идет дело, заметив, что под рукавом Русе Болтона прячется доспех, но было уже поздно. Кстати, традиция рукопожатия тоже имеет прелиминарную природу — в раскрытой ладони точно нет оружия.

Кроме пищи, хозяин мог предложить гостю разделить ложе с его дочерью или женой.

Этот обычай, существовавший у многих первобытных обществ, носит название гостеприимного гетеризма. Такая практика имела место в Финикии, Тибете, у народов Севера.

Потом гостя требовалось соответствующим образом проводить, снабдив гостинцами, которые связывали его с посещенным местом и служили своего рода знаком открытия локации. Так и сегодня многие коллекционируют сувениры из путешествий. А обмен подарками остается популярным этикетным жестом. Правда, теперь бутылку вина или угощение к чаю чаще приносят гости.

Какими бы ни были ритуалы гостеприимства, это всегда сочетание протекционизма и доверия. Хозяин берет гостя под свою защиту, но в то же время сам открывается ему. В сакральных практиках гостеприимства гость — и бог, и незнакомец из внешнего загадочного пространства. Поэтому через Другого происходит постижение божества и осуществляется связь с внешним миром за границами привычного.

Как на Руси звали в гости

В старину на Руси деревни и города находились на большом удалении друг от друга. Поездка в соседний населенный пункт представляла собой грандиозное событие и могла занимать до нескольких недель. По этим причинам любой пришлый человек являлся желанным гостем. Он приносил с собой новости, мог рассказать что-то интересное или предупредить о надвигающейся опасности. Встречали гостя с искренней радостью и старались угодить ему во всем.

В условиях существования без телевидения, радио, интернета и других технических развлечений живое общение представляло собой особенную ценность. Но русичи не скучали в ожидании далеких, «заморских» гостей. Скрасить однообразные будни помогали гости из ближайшего круга: соседи, дальние родственники и кумовья, проживающие в другой части деревни. Для таких случаев требовалось приглашение.

В гости звали уважительно, с особым почтением и радушием. «Милости прошу к нашему шалашу», «Милости просим!» — такие фразы сопровождались обычно поклонами. Желанных гостей буквально зазывали к себе в дом. Это обращение подразумевало и то, что человеку будет оказан очень почтительный прием.

Помолвка или обручение

Сегодня многие пары совмещают помолвку с днем свадьбы и совершают этот обряд в самом начале свадьбы. 1. В день обручения/свадьбы жених со своими родственниками идет в дом невесты с подарками: оформленные корзины фруктов, сладости, вино, армянский коньяк, туфли и духи. Шумной толпой, держа презенты над головой, они танцуют. 2. Навстречу им выходят родственники со стороны невесты принимают подарки и в ответ благодарят другими презентами. 3. Потом все заходят в дом, где их встречает накрытый фуршетный стол. 4. Пока все наслаждаются угощениями, женщины со стороны жениха идут в комнату невесты и помогают ей одеться или поют песню. 5. Прежде чем жених увидит свою возлюбленную его крестные (кавор и кавор аки) должны заплатить выкуп за нее. 6. После этого молодые наконец встречаются и едут в церковь на венчание. Именно церковное таинство стоит во главе армянской свадьбы, а не светская роспись в загсе. 7. Дальше свадебный кортеж едет в дом уже мужа, где их встречает его мать. Прежде чем зайти в помещение, молодожены разбивают тарелки. Но этот обычай можно перенести и в ресторан, чтобы сэкономить время.

Армянские традиции


Давно замечено, что люди, глубоко чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство — религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие армянские традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.

Погребальные обычаи

В народных погребальных обычаях сохраняется этика почитания памяти усопших. Поминальные обряды устраиваются в день похорон, на следующий день, на 7-й день, на 40-й день и в годовщину смерти.

Свадьба

Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. Читать далее…

Рождение ребенка

Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались. Читать далее…

Гостеприимство

Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Читать далее…

Традиции виноделия и изготовления коньяка

Каждый армянин знает, что Ной, ступив на землю в этом священном месте, посадил тут первую виноградную лозу. Так было положено начало традиционному виноделию в Армении. Что ж, раскопки действительно свидетельствуют, о том, что вина здесь делали еще в XI–X веках до н.э. О винах страны Наири (одно из племенных государств на территории Армянского нагорья) писали еще Страбон и Геродот. Читать далее…

Традиции народных праздников

Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна… Читать далее…

Традиционное жилище

Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах. Читать далее…

Традиционная одежда

Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка. Читать далее…

Обряд соумирания

Этот обряд существовал во многих племенах Древней Руси. Когда умирал муж, то жена отправлялась вслед за ним на погребальный костёр. Она совершала самоубийство, чтобы позже быть возложенной рядом с мужем в огонь. Наоборот этот обычай не работал: если мужчина становился вдовцом, то он не умирал следом, а спокойно жил дальше.

Кроме того, если у мужчины была не одна жена, а ещё и наложницы, то на костёр отправлялась официальная супруга, а остальные рвали на себе волосы и плакали из-за того, что они не уходят вслед за любимым господином. Иногда вслед за умершим мужчиной уходили и зависимые от него люди: родственники и слуги.

Свадебные традиции и обычаи русского народа

В старину по славянским традициям было обязательным соблюдение следующих этапов свадебного обряда:

  1. Сватовство.
  2. Кладка.
  3. Девичник перед свадьбой и мальчишник.
  4. Выкуп невесты.

На Руси считалось, что белый — цвет смерти, а при замужестве девушка умирает и рождается, как женщина. Поэтому на свадьбах по сей день присутствует обилие данного оттенка в одежде и украшениях.

Православная свадьба начиналась с того, что невесте расплетали косы. А пока она пела минорные песни, проходило прощание с девичьей фамилией на свадьбе.

Свадебные кольца укладывали на платок, который поднимали выше макушки жениха и невесты. Такой свадебный обряд в русских традициях означал совершение любовного завета на небесах, так как голова человека ассоциировалась с миром небесным.

Молодожены в момент бракосочетания были окружены особым трепетом. По представлениям наших предков создание семьи было созданием нового мира, где соединяются не два человека, а солнце (жених) и земля (невеста).

Славянские свадебные обычаи

Еще один свадебный славянский ритуал на Руси — обряд вокруг печки. Когда юноша приводил жену в свой дом, первое, что она делала, — кланялась и молилась очагу, поскольку он считался сердцем жилища.

Односельчане водили хороводы вокруг избы молодоженов на протяжении всей брачной ночи. Так люди давали благословение новой семье. Старинные суеверия и приметы на счастье ярко выражались и в богатых одеждах. Красные или золотые пояса на свадьбе являлись оберегом. В дальнейшем, после праздника, если муж оказывался в отъезде, жена опоясывалась его свадебным поясом, чтобы не болеть.

Любые славянские обереги, в том числе свадебные, символизировали ограждение от зла.

В наше время некоторые довольно старинные обычаи до сих пор используются молодоженами. К примеру, рушник на свадьбу. Такая традиция передавалась из поколения в поколение. Рушник обязательно переходил по наследству в качестве приданого или же шился невестой самостоятельно и использовался в старинных ритуалах древних славян, так как якобы обладал целительной силой.

В некоторых губерниях от избы жених раскатывал тканную дорожку до избы невесты. Когда к ней подъезжали на повозке, она ступала только по ней. Так происходило, поскольку их дома имели образы двух вселенных, а все остальное — несотворенного мира.

Свадьба в старославянском стиле

Иногда около порога раскладывали костры. Жених с дружками перепрыгивал через огонь перед походом к невесте, очищаясь от всего, чтобы бракосочетание прошло в невинности. Некоторые обычаи и традиции проведения русских свадеб до сих пор используются в современных тематических торжествах.

Приветствие друг друга в Узбекистане

В Узбекистане принято здороваться с любым человеком, повстречавшимся на пути, даже в том случае, если вы не знакомы с собеседником. Жест показывает об уважении.

Любопытно, в Узбекистане есть традиции, указывающие на то, кто первым должен подать руку или кивнуть в знак приветствия. Первыми по отношению к старшим всегда здороваются младшие по возрасту люди, всадник на лошади первым приветствует пешехода и более высокий по статусу человек первым должен высказать почтение собеседнику.

Узбекские традиции доказывают: за руку здороваются только мужчины, во время приветствия с женщиной принято прикладывать руку к сердцу и кивать головой.

Узбекское гостеприимство и чаепитие

Традиции Узбекистана содержат множество правил о гостеприимстве и проведении чаепития. Вновь прибывших гостей всегда встречают у двери или у ворот дома, обязательно здороваясь и справляясь о здоровье. В доме гостя всегда сажают за самое почтенное место. Чем более значим и важен гость для главы семьи, тем дальше от входа его усаживают.

Старинная традиция говорит об обязанности женщины и мужчины сидеть за разными столами, но сейчас такой обычай соблюдают только в селах и небольших городах.

Любой прием пищи в Узбекистане всегда начинается и заканчивается одним и тем же – чаепитием. Гостям и владельцам дома подают пиалы с чаем и восточные сладости. Перед этим глава дома произносит молитву и только после нее начинается чаепитие, а затем и трапеза.

Количество налитого в пиалу чая показывает, насколько уважительно к гостю относятся в доме. Чем меньше количество жидкости, тем почетнее гость. Данная традиция объясняется по-разному. Одни говорят, таким жестом проявляется забота о госте, чтобы не обжегся, если чая в пиале будет слишком много. Другие же объясняют тем, что гость будет чаще обращаться к главе семьи за добавкой чая, тем самым показывая свое уважение к нему.

Едят плов в шесть утра

Традиция, иначе названая Обряд утреннего плова, сопровождает собой каждую и поминки. День заранее назначается семьей, которая принимает гостей, но обязательно согласуется со всеми приглашенными. Вечером, за день до утреннего плова, происходит еще один обряд – шинкование моркови для блюда. После распределяются обязанности по подаче и приготовлению утреннего плова. Принимать непосредственное участие могут только мужчины.

Блюдо подается после утренней молитвы. Звуки предупреждают участников о начале обряда. Все усаживаются за стол и пьют чай с лепешками, высказывая пожелания принимающему лицу. Затем подается посуда с пловом. Гости едят, снова высказывают пожелания главе семьи и уходят. Обряд повторяется несколько раз, чтобы дом смог принять больше гостей. Весь процесс исполнения традиции утреннего плова сопровождается музыкой. В конце обряда самым уважаемым гостям преподносят дорогие подарки.

Наливают гостям половину пиалы чая

Во время традиционного чаепития в Узбекистане количество налитого чая имеет прямое отношение к степени уважения гостя. Чаще всего почитаемым гостям наливают лишь половину посудины, чтобы гость не обжегся и еще не один раз обратился за добавкой к главе семьи. Если во время того как гостям доливают жидкость на дне пиалы остается чай – хозяйка дома выливает остатки напитка и снова наполняет чашу наполовину.

Бросают камешки в праздничное угощение

Одно из самых знаменитых угощений Узбекистана – сумаляк – сваренное проросшее зерно, настоявшееся в течение ночи в воде. Блюдо, напоминающее плов, но совершенно отличающееся от него. Готовят сумаляк только раз в году. Участие в приготовлении блюда принимают только женщины. Связана традиция с легендой о появлении сумаляка. Однажды женщина, которой нечем было кормить семью, отчаявшись найти еду, бросила в кастрюлю с водой проросшие зерна и оставила на ночь. Утром она проснулась и увидела наполненную теплой массой до краев кастрюлю.

Сейчас узбекский сумаляк готовят, непрерывно помешивая его в течение 12 часов. В хозяйке дома помогают родственники и друзья. На дно посуды для приготовления складывают несколько камней, предотвращающие возможность подгорания жидкости. А во время еды человек, в чьей посуде окажется камешек, загадывает желание.

Гостеприимство

В Чечне испокон веков живут по принципу уважения к человеку. Достаточно обратиться к фольклору этого этноса, как сразу становится понятным, насколько здесь ценят гостей. Народная мудрость гласит: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать». Этим объясняется культурная традиция чеченского народа широко и с особым уважением принимать каждого, кто переступил порог дома. Гостеприимство – не просто вежливость людей этой национальности. Эта традиция складывалась веками: учитывая труднодоступные места проживания чеченцев, каждый путник, кто проходил от аула к аулу в горах Кавказа, без ночлега или небольшой передышки под крышей дома просто не смог бы выжить.

Гостей здесь чтут выше, чем самого хозяина дома. Их сажают на самые лучшие места за столом подальше от входной двери. Хозяин же жилища наоборот садится ближе к выходу, на самое неудобное место, показывая тем самым, насколько ему приятно принимать у себя гостей. Интересная традиция чеченцев – максимально угождать тому, кто приходит к тебе с открытым сердцем. Если визитеру понравится в доме какая-то вещь, хозяин должен тут же подарить ее ему. При этом случаи, когда люди злоупотребляют этим обычаем, крайне редки, так как взаимоуважение – национальная черта этого народа.

Объяснением такого отношения  к людям может быть принцип равноправия в обществе на протяжении многих веков. У чеченцев никогда не было социального деления: с одинаковым уважением здесь относились к бедным и богатым, к представителям знатного рода и выходцам из малых тейпов. Главным считалось то, как человек относится к окружающим и чтит культурные устои своего народа.

Гостеприимство как добродетель и общение с божеством

Эллинистическое представление о гостеприимстве имело глубоко ритуальную природу. Долг гостеприимства связывали с Зевсом Ксениосом, под защитой которого были странники.

Зачастую в древних культурах гостями оказывались не только знакомые, но и незнакомцы. Важный момент, касающийся древнего гостеприимства, связан с тем, что приютить кого-то и дать ему кров нередко означало спасти ему жизнь. Например, если дело происходило в холодную пору и в небезопасных местах. Иногда гость был болен или ранен и искал возможности подлечиться. Не зря латинское слово hospes (гость) отразилось в корнях слов «госпиталь» и «хоспис». Если же за странником гнались, хозяину следовало встать на его сторону и защитить того, который нашел приют под его кровом.

Греческая добродетель гостеприимства называлась xenía, от слова «чужой» (xenos). Греки полагали, что чужак может оказаться кем угодно, в том числе самим Зевсом. Поэтому тому, кто соблюдал правила гостеприимства, следовало пригласить гостей в дом, предложить им ванну и угощение, усадить на почетное место, а потом отпустить с подарками.

Считалось неприличным задавать вопросы до того, как визитеры будут напоены и накормлены.

Ритуал ксении предъявлял требования как к хозяевам, так и к гостям, которым полагалось благовоспитанно вести себя под чужим кровом и не злоупотреблять гостеприимством.

Троянская война началась из-за того, что Парис похитил Елену Прекрасную у Менелая, поправ законы ксении. А когда Одиссей отправился на Троянскую войну вместе с другими героями и долго не мог вернуться домой, его дом оккупировали мужчины, просившие руки Пенелопы. Несчастная Пенелопа вместе с сыном Телемахом были вынуждены кормить и развлекать 108 женихов, из уважения к Зевсу Ксениосу не смея выгнать их прочь, хотя те годами объедали дом. Вернувшийся Одиссей навел порядок, перебив засидевшихся гостей из своего богатырского лука, — не только потому, что те осаждали его супругу, но и потому, что они нарушили ритуал. И в этом Зевс был на его стороне. Убийство Одиссеем циклопа Полифема тоже связано с этой темой: Посейдон так возненавидел героя потому, что монструозный сын бога был убит не в бою среди чистого поля, а в собственной пещере.

К тому же умение соблюдать законы гостеприимства было связано с благородством и социальным положением гражданина и выступало символом цивилизованности.

Они подчеркивали, что добрые чувства должны не ограничиваться связями крови и дружбы, но распространяться на всех людей.

В римской культуре представление о божественном праве гостя закрепилось под названием hospitium. В целом для греко-романской культуры принципы были едины: гостя полагалось накормить и развлечь, а на прощание часто дарились гостинцы. Римляне с характерной для себя любовью к законам определили отношения между гостем и хозяином юридически. Договор скреплялся особыми жетонами — тессерами (tessera hospitalis), которые изготав­ли­ва­лись в двойном экзем­пля­ре. Ими обменивались, и потом каждый из участников договора хранил свой жетон.

Идея замаскированного божества, которое может посетить твой дом, — общая для многих культур. В такой ситуации разумно на всякий случай оказать достаточные почести. Обиженный бог может наслать на дом проклятия, а вот хорошо принятый — щедро наградить. В Индии существует принцип Atithidevo Bhava, который так и переводится с санскрита: «гость — Бог». Он раскрывается в историях и древних трактатах. Например, «Тирукурал», сочинение по этике, написанное на тамильском (одном из языков Индии), говорит о гостеприимстве как о великой добродетели.

Схожего мнения о статусе гостя придерживается иудаизм. К Аврааму и Лоту под видом обычных путников пришли посланные Богом ангелы.

Традиции на второй и третий день свадьбы

Второй день свадьбы обычно проводят на природе, в кафе или сауне в послеполуденное время. Продолжительность отдыха обычно составляет 6 часов, но это не предел. Сценарий на этот день продумывается заранее. Небольшая стилизация и тематические действия украшают продолжение торжества лучше всего.

По традиции муж с женой готовят блины на свадьбе во второй день, чтобы их продавать. Считается, кто больше съест, тот весь год будет удачлив. Заменить их можно многоуровневым готовым тортом.

Свадебный торт

Если молодые катаются в этот день по городу, традиция перекрывать дорогу на свадьбе обязывает дать вкусные гостинцы. Если дать угощение тем, кто смог перегородить дорогу на свадьбе, то пара сможет таким образом откупиться от невезений. На третий день молодожены открывают подарки, рассматривают фотографии и отправляют открытки гостям. Некоторые отправляются к местному мосту и вешают замки на свадьбу как символ вечной любви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: