Стагнация экономики в 1970-х годах
Пик экономического роста СССР пришёлся на 60-е годы. Именно в то время плановая экономика показала свои возможности, и благодаря этому миллионы людей получили вполне комфортное жильё взамен коммуналок и бараков, передовую медицину и многие другие социально значимые вещи.
Но всё это прекратилось в 70-х, во времена правления Леонида Брежнева, которые часто называют «Эпохой застоя». Уже в начале 80-х годов советские эксперты отмечали неуклонное снижение темпов роста экономики, низкую эффективность использования сырьевых ресурсов, значительное отставание от западных стран в наукоёмких отраслях, особенно в вычислительной технике, недостаточное обеспечение населения продуктами питания и рост зависимости от импорта продовольствия. Последнее привело к тому, что в казне СССР образовался серьёзный торговый дефицит по отношению к западным странам.
Как мы уже сказали ранее, немалая часть производства отводилась военным отраслям, но не из-за прихоти советского командования, а для поддержания паритета, ведь с американского континента в сторону СССР постоянно сыпались угрозы, а разведка регулярно докладывала о рассматриваемой возможности ядерного удара по Советскому Союзу.
Лебеди русские? Или немецкие?
Любой стране будет приятно думать, что именно её озера вдохновили композитора на создание прекрасного произведения. Поэтому в Каменке можно услышать версию, что вдохновением для балета послужила именно местность в Черкасской области, в которой водились лебеди – там Чайковский отдыхал несколько дней.
В Германии же уверены, что героями балета должны были стать птицы, обитающие на озере в окрестностях Фоссена. В этих же краях ходит старинная легенда, отдалённо напоминающая пьесу русского композитора. Литературоведы отмечают сказку «Лебединый пруд» и «Похищенную вуаль», которые также могли послужить Чайковскому вдохновением.
Рост зависимости от продажи углеводородов
17 октября 1973 года в силу вступило нефтяное эмбарго по отношению к странам, поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в конфликте этой страны с Сирией и Египтом. Все арабские страны-члены ОАПЕК, вместе с Египтом и Сирией составлявшие серьёзную долю в добыче нефти, перестали поставлять её США, Великобритании, Канаде, Японии и Нидерландам, что привело к значительному росту цен на углеводороды.
СССР, увидев в этом возможность, резко повысил поставки нефти в западные страны. Если в 1970 году экспорт нефти приносил Советскому Союзу чуть более 1 миллиарда долларов, то в 1975 уже около 4. Примерно в это время СССР подсел на так называемую «нефтяную иглу». Да, это произошло не в 90-х, а ещё в 70-х, и тогда страна стала понемногу идти в сторону превращения в бензоколонку Запада.
В 1979-1980 годах произошёл новый нефтяной кризис из-за сокращения торговых отношений США с Ираном — одним из главных поставщиков углеводородов на западный рынок. Однако позже начался кризис перепроизводства нефти, из-за чего цены на углеводороды сильно снизились. Советская экономика, уже значительно перестроившаяся под доходы от нефти, получила серьёзный удар.
Культурное значение произведения
Исследователи подчеркивали, что произведение Петра Ильича прочертило своеобразную грань между эпохами данного сценического искусства. «Озеро» закрыло период романтического большого балета и открыло дорогу для симфонизации жанра. Произведения начали насыщать сквозным музыкально-сюжетным развитием. Чайковского считают преобразователем дивертисментного балета.
Петип и Иванов переосмыслили хореографическое наполнение. Деятели сберегли черты романтического балета, но придали ему обновленный вид. Балетоведы считают, что «Лебединое озеро» впитало в себя лучшие традиции сценического искусства XIX века и повлияло на курс развития направления в XX столетии.
Знаменитые постановки
Музыкальная начинка, как и сюжет балета, подвергалась изменениям. Дирижер Риккардо Дриго не только переставлял фрагменты, но и добавлял новые. Балетный педагог Агриппина Ваганова стала автором «лебединой» позы рук, которая прибавила постановке «птичий» характер.
В СССР балет продолжал пользоваться популярностью. Редакция «Озера» балетмейстера Константина Сергеева захватила сцену Кировского театра на десятки лет. Деятель культуры привнес в балет много нового, но оставил удачные части, предложенные другими режиссерами, в частности лебединые сцены Иванова.
В 1953-м на театральных подмостках вариацию «Озера» представил хореограф Владимир Бурмейстер. Постановщик сделал выбор в пользу счастливого финала, где лебедь расколдован.
«Лебединое озеро» у многих ценителей искусства ассоциируется не только с Чайковским, но и с выдающейся балериной Майей Плисецкой. Хореографическая миниатюра Михаила Фокина «Умирающий лебедь» считается одним из самых заметных исполнений Плисецкой.
В 1969-м Юрий Григорович представил свою версию балета. На сцене Большого театра постановщик показал «Озеро», в котором сохранил корректировки предшественников – Александра Горского, Льва Иванова, Мариуса Петипа. Григорович хотел оставить трагический финал, но по требованию идеологов согласился на счастливую развязку. Позже режиссер добился желаемого. В его версии присутствует мотив двойников: злодей стал вторым «я» положительного персонажа, который маячил за спиной Зигфрида.
В 1984-м Рудольф Нуреев познакомил зрителей в Париже с собственной версией «Озера». Хореограф переработал балет, дал принцу больше танцев, сделав акцент на Зигфриде, а не на Одетте. Нуреев продолжал поиски и проникся идеей, которая увлекла творцов конца XX века: главный герой – изгой в семье, страдает в замке и уходит от суровой реальности в мир фантазий.
В преддверии нового тысячелетия режиссеры все дальше уходили от канонического сюжета и хореографии. Мир волшебной сказки становился своеобразной отправной точкой для различных рефлексий на актуальные темы и проблемы современности. Инструментом постановщиков становились приемы танца модерна.
Европейские режиссеры использовали «Лебединое озеро» для раскрытия оригинальных идей. Британец Мэтью Борн в 1995-м поставил балет, в котором лебедей играют мужчины. Но творец утверждал, что сделано это не с целью шокировать публику. Действие разворачивается в современной Британии, а идея заключается в том, что попытка идти против толпы сулит одиночество и опасность.
В 2010-х отечественные хореографы направляли усилия на реставрацию канонического сюжета. Ретроверсия Алексея Ратманского была показана в 2016-м. Театральный деятель стремился восстановить переделанные и утраченные эпизоды, в том числе воссоздать хореографические и музыкальные элементы, а также приблизить к каноническим версиям костюмы и грим.
Военная и космическая гонки
Как мы уже сказали ранее, политическая изоляция СССР, а также небезосновательный риск нападения со стороны США и её сателлитов, вынуждали СССР тратить огромные деньги на разработку новых вооружений. Это сильно выматывало экономику, которая и так серьёзно пострадала после Второй мировой войны, когда пришлось, по сути, заново строить большую часть промышленности и жилого сектора. По подсчётам западных экспертов, только за 1989 год СССР потратил на оборону 250 миллиардов долларов, что более чем в 2,5 раза превышает затраты на ту же отрасль в России в 2016 году. И это при том, что в 1989 году активно шла перестройка и налаживались отношения с западными странами.
При этом американские расходы на армию были несопоставимо выше советских. США, благодаря полученной в ходе Второй мировой войны выгоде как минимум по ленд-лизу, а также своим сателлитам, чьи рынки сбыта были монополизированы компаниями этой страны, могли позволить себе огромные военные траты, которые значительно увеличились после избрания президентом Рональда Рейгана. Тот не только повысил военный бюджет, но и начал активное финансирование антикоммунистических правительств и формирований, а также стал лоббировать введение законов и санкций против стран соцлагеря.
Что касается космической гонки, то она шла не менее напряжённо. И СССР и США желали быть первыми во всём и разрабатывали высокотехнологичные дорогостоящие проекты. В большинстве случаев СССР опережал США, но какой ценой? На это уходили огромные средства, при том, что космические исследования, по крайней мере в те времена, не имели большого значения для науки и военной отрасли. По большей части, космическая гонка ставила своей целью пропаганду что в СССР, что в США. Это был в первую очередь вопрос престижа, а не науки. Причём престиж этот покупался за огромные деньги, которые СССР хоть и мог себе позволить, но в долгосрочной перспективе это ударило по его экономике.
Реформы времён Хрущёва
Несмотря на все нападки на Никиту Хрущёва, годы его правления ознаменовались так называемой «оттепелью», когда были выпущены на свободу многие политические заключённые, значительно уменьшилось количество репрессий, были сняты многие наказания за несерьёзные проступки, сокращена продолжительность рабочего дня и проведена денежная реформа.
Однако, как не очень любят вспоминать ностальгирующие по тем временам люди, именно при правлении Хрущёва случился расстрел рабочих в Новочеркасске, что ознаменовало собой конец советской выборной системы как таковой. Дело в том, что одним из главных достоинств этой выборной системы была возможность отозвать своего представителя с высокого поста и назначить нового. Рабочие устроили забастовку по причине повышения цен на продукты питания и снижения зарплаты на заводе, и требовали лишь повышения оплаты труда, а также смены директора завода.
Но Хрущёв показал, что теперь рабочие ничего не решают, и могут быть подавлены точно так же, как и в капиталистических странах. Из рабочего государства СССР плавно превращался в современную псевдодемократию без возможности отзыва своих представителей.
Также во времена Хрущёва был принят ряд ошибочных решений в сельском хозяйстве и внешней политике, что привело к усилению продовольственного кризиса, уменьшению денежных резервов в казне и ещё большей изоляции СССР. Уже в 50-х годах Советский Союз, до этого стремившийся к коммунизму, потихоньку стал разворачиваться в сторону капитализма, что шло вразрез с проводимой ранее политикой, и вызвало противоречия в обществе.
В каком возрасте можно заниматься балетом?
Говоря о профессиональном балете — это 10 лет (с 7 лет рекомендуется начинать подготовку к поступлению в хореографические училище, если есть такая цель). В возрасте 10 лет ребенок уже дорос до нагрузок и головой и телом.
Что делать если тебе большие пуанты?
Если пуанты велики , то пятка отвисает, а коробка посиживает неплотно. В особенности это приметно, если встать на «полупальцы». Чем больше размер, тем выше туфелька в подъеме. Если размер велик, то и закрытость окажется очень велика, потому коробка будет мешать встать вам на «полупальцы».
Как стоят пальцы в пуантах?
Именно коробочка, а не пятак, позволяет стоять на пальцах. Коробочка плотно сидит на ноге и держит стопу. Таким образом балерина опирается не на кончики пальцев, а на половину стопы, жестко зафиксированную в пуанте (по сути, на плюсневые кости). Коробочки тоже бывают разные.
Можно ли встать на пуанты в 30 лет?
Балет — это красиво, популярно и сложно. Зато заниматься балетом для души и хорошей физической формы можно в любом возрасте — в 30, 40 и после 50 лет. theБабель выяснил, что нужно для старта, сколько стоит такое хобби и, главное, когда новички смогут встать на пуанты.
Можно ли встать на пуанты без подготовки?
Пуанты – специальная балетная обувь, в которой танцуют, опираясь на кончики пальцев. Все основные позиции балета сначала должны быть освоены без пуант. Эмоциональная подготовка: родители и ребенок должны понимать, что постановка на пуанты никогда не проходит безболезненно.
Сколько лебедей в балете Лебединое озеро?
Сколько лебедей в балете лебединое озеро? Если говорить о балете, то количество лебедей в нём ограниченно лишь размером сцены. На площадке в Большом театре, в городе Москва, балерин, исполняющих сцены массовки во время спектакля, насчитывается примерно от 25 до 30 человек.
В каком акте танец маленьких лебедей?
Та музыка, которую мы сейчас знаем, как «Танец маленьких лебедей», звучала во втором акте, но названия не имела, и была условно обозначена в партитуре как allegro moderato («умеренно быстро» в переводе).
Сколько балерин в балете Лебединое озеро?
В классической постановке балета “Танец маленьких лебедей” танцуют четыре балерины.
Как зовут принца в балете Лебединое озеро?
Балет Петра Чайковского «Лебединое озеро». Виолетта Бовт в роли Одетты-Одиллии, Алексей Чичинадзе в роли принца, Алексей Клейн в роли Ротбарта. Хореограф Владимир Бурмейстер. Москва, 1953 год.
Когда в ссср показывали Лебединое озеро?
10 ноября в СССР всегда торжественно отмечали День советской милиции, который в эпоху телевидения сопровождался вечером концертом звезд советской эстрады. Но в 1982 году концерт отменили. Вместо него на телеэкраны пустили «Лебединое озеро». Простые граждане поняли, что в стране что-то случилось.
Как звали Лебедей в Лебедином озере?
Одетта
Что значит слово пуанты?
Пуа́нты (от фр. les pointes des pieds — «кончики пальцев»; также па́льцевые ту́фли, иногда колки́ или каски́, разг.) — женские балетные туфли, неотъемлемая часть женского танца в классическом балете. Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног (фр.
Как правильно завязывать пуанты?
Как правильно завязать ленты на пуантах
- 1 Держим обе ленты Начать стоит с того, чтобы удерживать примерно посередине их длины по сторонам от ноги.
- 2 Оборачиваем ленты вокруг лодыжки
- 3 Перекрестить ленту
- 4 Обернуть другую ленту
- 5 Продолжить оборачивать ногу лентой
- 6 Связать ленты вместе
- 7 Затянуть двойной узел
- 8 Спрятать свободные концы лент
Когда детей ставят на пуанты?
Оптимальный возраст для начала занятий на пуантах 11-13 лет».
Перестройка
Уже упомянутые выше реформы по демократизации представляли собой резкое изменение курса правительства и вызвали резонанс в обществе, разделив его на два лагеря: консервативный и либеральный.
Правительство начало ослаблять цензуру, и теперь люди стали понимать, что они живут далеко не в идеальном государстве. На неподготовленные головы советских людей полились тонны информации, которая рассказывала о неэффективности производства, авторитаризме и других недостатках устройства СССР. Разумеется, недостатки были, но они многократно усиливались для того, чтобы оправдать действия новой власти, обелить её, по сравнению с прошлыми правителями.
Кроме того, была введена многопартийность. И это шло вразрез как с Конституцией СССР, так и с самим устройством государства, ведь оно было социалистическим, и по логике в нём не могло присутствовать людей, которые ратовали бы за капиталистические и националистические идеи.
Также началась либерализация экономики. Она всё больше вставала на рыночные рельсы, но так неловко, что, по сути, экономика СССР времён перестройки вобрала в себя всё худшее как от планового, так и от рыночного устройства.
Здесь и начались проблемы. Возникла нехватка продовольствия, многие предприятия сознательно саботировали поставки, утилизируя продукцию по указке заинтересованных в развитии кризиса людей, которые позже пришли к власти уже в новой России. И это не наши домыслы, на «Ютубе» можно найти немало новостных сюжетов времён перестройки, где журналисты независимых изданий находили тонны еды и одежды, сброшенные в глухих лесах.
Резкая смена политического курса в 80-х из-за гибели нескольких генсеков
10 ноября 1982 года скончался Леонид Брежнев. На его смену пришёл новый генсек — Юрий Андропов, бывший глава КГБ, который выступал за весьма жёсткие методы. Так, например, именно в это время началась борьба с прогулами, вплоть до того, что людей, прямо во время просмотра фильма в кинотеатрах, опрашивали о месте и времени работы. Однако в заслуги Андропова можно внести попытки побороть коррупцию в высших кругах власти, а также повышение производительности труда. К слову, реформы СССР, направленные на демократизацию, которые позже назвали «перестройкой» были разработаны по указанию Андропова. Но вступив в должность 12 ноября 1982 года, он пробыл на посту генсека чуть более одного года, умерев от почечной недостаточности 9 февраля 1984 года.
Следом за ним генеральным секретарём стал Константин Черненко в возрасте 72 лет. Он свернул часть преобразований, начатых Андроповым, другие же, наоборот, расширил, например, стал бороться с теневой экономикой. При Черненко было предложено немало реформ, направленных на улучшение качества жизни граждан СССР, но им не суждено было сбыться, ведь генсек умер от сердечной недостаточности 10 марта 1985 года, пробыв на посту ещё меньше, чем Андропов.
Постоянные смены политического курса не пошли на пользу и без того находившемуся в кризисе советскому государству.
Осень народов
Осенью 1989 года в результате перестройки и политики гласности, в большинстве стран Варшавского договора, бывших тогда сателлитами СССР, прошла волна смены власти. За несколько месяцев союзники СССР перестали быть таковыми и встали на демократические рельсы, мирно сменив свои коммунистические правительства в результате выборов. Сначала от блока отпала Польша, затем Венгрия, после чего смена правительства произошла и в ГДР, которая через год объединилась с ФРГ. Следом прошла так называемая «Бархатная революция» в Чехословакии, которая так же привела к отстранению от власти коммунистов. Позже откололась Румыния, но уже в результате переворота, и Албания.
СССР остался без сферы влияния, и баланс сил в Европе резко сместился в сторону НАТО. Уже 1 июля 1991 года была официально распущена Организация Варшавского договора. Что касается граждан СССР, то они на примере увидели, что можно сменить власть на новую с помощью выборов, и таким образом решить проблемы, накопившиеся в государстве и обществе, пускай это и было нередко лишь иллюзорной возможностью.
«Лебединое озеро» — история создания
«Лебединое озеро» Петр Чайковский написал к 1877 году. Чайковсковеды полагают, что композитора вдохновило на создание балета посещение Баварии. В Германии музыкальный гений любовался замком Нойванштайн – «лебединым замком» монарха Людвига II.
За написание балета Чайковский взялся в 1875-м. Композитор отмечал, что начал работу по двум причинам: деньги и давнее желание испытать мастерство в данном направлении.
В основу Петр Ильич положил фрагменты частично сохранившейся «Ундины». Исследователи подчеркивают, что «Озеро» произвело настоящую революцию в балете.
Произведение характеризуется с точки зрения хореографии ритмическим удобством. Однако на место тривиальных мелодий и незамысловатых дивертисментов пришли высокие поэтические обобщения, прошитые лирическими темами. В результате балетмейстеры изменили подход к созданию хореографических номеров.
Начальное либретто построено на немецком колорите. Исследователи указывают, что сюжетная завязка содержит иронический посыл, ориентированный на балетные штампы. Создание либретто проходило при участии драматурга Владимира Бегичева и артиста балета Василия Гельцера.
Канонический сюжет рассказывает о принце Зигфриде, который отмечает достижение совершеннолетия. Друг наследника престола замечает лебедей и приглашает товарища на охоту. Молодой человек оказывается в горной местности с озером. Лунный свет падает на лебедей, которые сбрасывают крылья и превращаются в прекрасных дев.
Во главе прелестниц девушка по имени Одетта, в которую влюбляется принц. Затем член монаршей семьи оказывается на балу, где собрались потенциальные невесты, но Зигфрид вспоминает о встрече на озере. Далее появляется злодей фон Ротбарт с наследницей Одиллией, которая превращается в Одетту и обольщает принца.
Зигфрид клянется в верности девушке и тем самым предает Одетту. В этот момент колдун превращается в демона, а его дочь злорадно хохочет. В окне появляется лебедь с короной на голове, а принц в ужасе хватается за сердце и мчится вон из замка.
Содержание последней сцены дошло до наших дней без изменений. Главные персонажи противостоят козням злодея, но гибнут в водах озера.
Петр Ильич считал, что его смерть будет также связана с водой. Если гипотеза с некипяченой водой, содержащей бактерии, вызывающие холеру, является правдивой, то Чайковского предчувствие не подвело.
Исследователи полагают, что композитора мог вдохновить и Шильонский замок в Швейцарии, которым в свое время восхищался лорд Байрон и воспевал его в «Узнике Шильонского замка».
Чайковский много ездил по Европе, посещал музеи, любовался частными коллекциями. Европейская культура к тому моменту успешно переосмыслила античное творчество, в том числе мифы
Так, внимание композитора привлек сюжет, в котором Зевс, превратившись в лебедя, обольстил прекрасную Леду – жену спартанского царя Тиндарея
Существует теория, что у Чайковского лебеди – это не прекрасные девушки, а представители противоположного пола. Исследователи предполагают, что российские ценители искусства XIX века догадывались об этом, поэтому холодно приняли премьеру балета.
Когда по телевизору показывают Лебединое озеро?
И вот ночью 19 августа 1991 года по телевизору стали показывать «Лебединое озеро». Те, кто не спал, сразу поняли: если показывают балет — дело нечисто.
Что значит Лебединое озеро по телевизору?
Любой советский человек знал: если по телевизору внепланово транслируют «Лебединое озеро», значит, в стране случилось что-то экстраординарное. Обычно это была смерть очередного генсека. Эту странную традицию прекрасно описала в своей автобиографической книге главная прима советского и российского балета Майя Плисецкая.
Зачем включали Лебединое озеро?
В столице было объявлено чрезвычайное положение, прекращен выпуск самых популярных печатных изданий, запрещены любые митинги. Правительство постаралось максимально оградить граждан из других регионов от событий тех августовских дней, поэтому по телевизору транслировали только пресловутое «Лебединое озеро».
Что лежит в основе балета Лебединое озеро?
Балет «Лебединое озеро» — это история о вечной и прекрасной любви, предательстве, добре и зле. В основе сюжета лежит старинная немецкая легенда о прекрасной девушке Одетте, превращённой в белого лебедя. Только бескорыстная любовь и верность могут снять с нее чары.
Какие танцы есть в Лебедином озере?
Сцена вторая — затерянное озеро
- Экспозиция. По озеру плывёт стая лебедей, впереди — лебедь, увенчанный короной.
- Неудавшаяся охота. Появляется Зигфрид.
- Выход Одетты с подругами.
- Танец трёх лебедей.
- Соло Одетты (moderato assai).
- Массовый вальс лебедей.
- Танец маленьких лебедей.
- Белое адажио.
Где было написано Лебединое озеро?
Партитуру “Лебединого озера”, также называвшуюся сначала “Озеро лебедей”, Чайковский тоже начинал писать в Каменке, а закончил в подмосковном Глебове у своих близких друзей братьев Шиловских, которые, как предполагают, могли быть соавторами первого либретто “Лебединого озера”.
Сколько лет балету Лебединое озеро?
140 лет
Кто автор лебединого озера?
Пётр Чайковский
На каком инструменте исполняют Неаполитанский танец из балета Лебединое озеро?
«Танец маленьких лебедей» — один из самых знаменитых отрывков балета «Лебедин озеро». Во всем мире его люди могут не только напеть, но и даже станцевать. В танце участвуют четыре девушки. Сначала в музыке танца звучит вступление, которое исполняют деревянные духовые инструменты — гобой и английский рожок.
Другие интересные факты
- «Лебединое озеро» для Чайковского стало дебютной работе в жанре балетной музыки. Прежде композитор работал только с операми. Несмотря на сложность задачи и свою неосведомлённость, он тщательно изучил предмет и подошёл к заданию со всей ответственностью.
- Бюджет дебютной премьеры балета составлял всего 6800 рублей.
- Во время первых постановок балерины, изображавшие лебедей, были вынуждены носить за спиной крылья. От этого их избавил Лев Иванов, не без основания считавший, что бутафорские крылья мешают свободному движению рук.
- Вокруг балета крутится сюжет картины «Чёрный лебедь» Даррена Аронофски с Натали Портман, Милой Кунис и Венсаном Касселем в главных ролях.
- Роли Одетты и Одиллии, чёрного и белого лебедя, всегда исполняются одной балериной.
- Профессионализм «десятый лебедь в пятом ряду», присущий театральной сфере, обозначает актёра или сотрудника театральной группы, так и не добившегося успеха.
- Несмотря на провальную премьеру, балету удалось хорошо закрепиться на сцене «Большого театра» настолько, что два этих имени неразрывно связаны между собой. Балет считается одной из главных постановок «Большого», и здешняя постановка по праву считается эталонной.
- «Лебединое озеро» обладает собственным сортом белой розы, выведенном в 1968 году.