Главный Джозеф (Хайнмот Тооялекет)
Главный Джозеф родился 3 марта 1840 года на территории штата Орегон. Умер 21 сентября 1904 года в резервации Коллвилл. Он был вождём нез-персе. Его племя жило в долине Уоллов в штате Орегон. Этот вождь защищал права проживания своего народа на родной земле. В 1877 году правительство США насильственно выселило племя нез-персе в резервацию. Они должны были покинуть свои дома в течение тридцати дней. Индейцы не были согласны с таким решением. Началось сопротивление, приведшее к войне. У Джозефа было две сотни воинов.
Они спрятали своих жён и детей подальше от американских военных. Три месяца персе сражались на территории от Орегона до Монтаны. Затем индейцы персе попытались найти убежище на севере у племени лакота, вождём которых был Сидящий Бык. Они были отважными воинами. Но осенью 1877 года персе вынуждены были сдаться в штате Монтана. Им не хватило всего 40 миль, чтобы оказаться в Канаде, где их ждала свобода. В 1885 году всё их племя было отправлено в резервацию в Колвилле. Это было очень далеко от родины.
Знаменитая фотография
Снимок «Ганди с прялкой» не вошёл в материал, для которого снимался. В журнале он впервые появился в июне 1946-го в качестве небольшой иллюстрации к статье, в которой рассказывалось об увлечении Ганди народной медициной.
В следующий раз, теперь уже гораздо крупнее, Life дал фотографию в феврале 1948-го, в номере, посвящённом памяти Махатмы, убитого 30 января. С тех пор работа Бурк-Уайт стала самым знаменитым, самым узнаваемым изображением Ганди. В 2014 году оно вновь появилось на страницах журнала Life — в честь 145-й годовщины со дня рождения индийского лидера.
В 1997 году эту фотографию даже использовали в качестве рекламы. Дело было вот как. Компания Apple выпустила ролик со слоганом Think different («Думай иначе»). Телевизионную рекламу дополняла печатная: в ней использовалась серия чёрно-белых фотографий знаменитых людей, изменивших мир. В углу снимка стоял яркий логотип фирмы и слоган. Стив Джобс сам отбирал портреты: Джона Леннона, Альберта Эйнштейна, Чарли Чаплина, Томаса Эдисона, Ричарда Фейнмана, Амелии Эрхарт и многих других.
Ему нужны были только самые лучшие фотографии, и он хотел «Ганди с прялкой». Узнав, что снимок принадлежит Life и не может использоваться для коммерческих целей, Джобс позвонил главному редактору Time Inc., объяснил свою идею и уговорил его сделать исключение.
Принудительная ассимиляция
Европейцы считают себя носителями высокой культуры и очагом цивилизации. Колониальное мировоззрение делит реальность на части: добро и зло, тело и дух, человек и природа, культурный европеец и примитивный дикарь. Американским индейцам не свойственен такой дуализм, их язык выражает единство всех вещей. Бог не есть трансцендентный Отец, но Великий Дух, который питает все это многобожие, вера во многих богов и несколько уровней божественного. В основе большинства убеждений коренных американцев было глубокое убеждение, что некая невидимая сила, мощный дух, пронизывающий всю Вселенную осуществляет цикл рождения и смерти для всего живого. Большинство американских индейцев верят в универсальный дух, сверхъестественные качества животных, небесных тел и геологических образований, времена года, умерших предков. Их мир божественного слишком непохож на личное спасение или проклятье отдельных людей, как верили европейцы. Для последних подобные убеждения были языческими. Таким образом завоевание обосновывалась как необходимое зло, которое дарует народам «индейцев» моральное сознание, которое «исправит» их аморальность. Таким образом голый экономический интерес преобразуется в благородный, даже моральный мотив, объявляющий христианство как единственную искупительную религию, которая требует верности от всех культур. Таким образом конкистадоры, вторгающиеся на земли индейцев, стремившиеся к расширению империи, накоплению сокровищ, земли и дешевой рабочей силы, оказывались носителями спасения для местных язычников.
Продолжатель дела вождя мирового пролетариата
Несмотря на то, что марксизм-ленинизм в своей теории всячески отвергал вождизм, пропагандируя принцип равенства, именно при Владимире Ленине возник культ личности, о котором русский философ Николай Бердяев писал: «Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью».
После прихода к власти Владимира Ильича, а случилось это следом за Октябрьской революцией 1917 года, в Советской России и в примкнувших к ней республиках видным партийным деятелям, республиканским руководителям, членам ЦК ВКП (б) стали повсеместно присваивать титул «вождь».
Ленина именовали «Вождём мирового пролетариата» и «Вождём революции», Троцкий носил звание «Вождь Красной армии», Зиновьев был «Вождём Коминтерна», Киров считался «ленинградским вождём», а Косиор – «Вождём Украины».
С переходом власти к Иосифу Сталину, данный термин к середине 1930-х годов стал уже только его принадлежностью. В официальной публицистике его именовали «Вождём народов», «Великим вождь и учителем», активно подпитывая культ личности.
Провозгласив себя единоличным продолжателем дела и учения В. Ленина, И. Сталин сначала лишил старых партийных деятелей титула «вождь», а затем, объявив бывших соратников «врагами народа», уничтожил их физически.
Установив в стране тоталитарный режим, Иосиф Виссарионович сосредоточил в своих руках всю полноту власти, избавляясь при помощи террора от неугодных, зачастую ни в чём не повинных людей.
Лекционный тур [ править ]
В период с октября 1879 г. и 1883 г., Стоящий Медведь путешествовал в восточной части Соединенных Штатов и Европы, править Говоря об индийских правах на форумах под эгидой индийского адвоката и бывшего аболиционистов , Уэнделл Филлипс . Сюзетта (Светлые глаза) Лафлеше , позже вышедшая замуж за Генри Тибблса, и ее брат Фрэнсис , который позже стал этнологом в Смитсоновском институте , сопровождали Стоящего Медведя во время выступления. Братья и сестры ЛаФлеше по очереди исполняли обязанности его переводчиков. Тибблс тоже был частью вечеринки. Во время своего лекционного тура Standing Bear заручился поддержкой поэта Генри Уодсворта Лонгфелло.и другие известные американцы. необходима цитата
Прялка
Но почему именно прядильное колесо? Вот что писала сама Бурк-Уайт в комментарии к фотографии: «Ганди прядёт каждый день по 1 часу, начиная обычно в 4 утра. Все члены его ашрама должны прясть. Он и его последователи побуждают прясть всех… Прядение возведено почти до высот религии. Прядильное колесо — своего рода икона для них…».
В начале прошлого века Махатма разработал собственную тактику ненасильственной борьбы за независимость от английских колонизаторов. Она получила название «сатьяграха». Символом её стала традиционная индийская прялка. Ганди призывал всех индийцев перейти на самообеспечение, самостоятельно делать себе одежду, обувь, не покупать британских товаров, чтобы возродить производство в стране.
Но это лишь самое поверхностное объяснение. В индийской культуре колесо играет огромную роль. На санскрите это слово звучит как «чакра». Чакрами в духовных практиках индуизма и буддизма называют энергетические центры тонкого тела человека, сквозь которые течёт жизненная энергия. «Дхармачакра» — это «колесо закона», учение Будды о просветлении. А тот, кто вращает это колесо, зовется чакравартином, человеком, который возвращает мир из хаоса и беззакония к порядку и миру.
Не потому ли Ганди просил всех вращать колесо прялки — не только ради самостоятельности Индии, но и ради порядка и мира во всем мире?
Конфедерация Текумсе
Текумсе начал создавать новый могущественный племенной союз, опираясь при этом на авторитет своего младшего брата Тенскватавы, который родился уже после гибели отца, получив при рождении имя Лалаветика. Потеряв в результате несчастного случая глаз, он не смог стать успешным воином или охотником, из-за чего соплеменники относились к нему с пренебрежением.
Чувствуя себя в какой-то степени чужим в своём племени, Лалаветика пристрастился к алкоголю. Однажды, будучи в нетрезвом состоянии, он едва не погиб, упав в костёр. Однако этот инцидент изменил его жизнь. После выздоровления Лалаветика основал новый религиозный культ, приняв имя Тенскватава, и стал проповедовать возвращение к старым традициям и отказ от всего, что принесли индейцам белые, и в первую очередь от алкоголя.
- Тенскватава, брат Текумсе
Стремящиеся к миру с американцами вожди потребовали от Текумсе и Тенскватавы, чтобы те жили отдельно, и братья основали поселение, которое американцы назвали Профетстаун (Город Пророка). Посёлок быстро достиг значительных по тем временам размеров — в нём жили около 3 тыс. человек. Старые вожди бывших племён конфедерации, выступавшие за подчинение американцам, стремительно теряли авторитет: их подданные массово переходили на сторону Текумсе. Так возник новый союз — Конфедерация Текумсе, в войска которой входили около 3 тыс. воинов.
Уильям Гаррисон решил действовать на опережение. Узнав, что Текумсе отбыл на переговоры с племенами, живущими на юге, он собрал отряд из 1,2 тыс. бойцов и двинулся на Профетстаун, где с Тенскватавой осталось всего около 600 воинов.
Также по теме
«Индейцам просто не оставалось места»: как переселенцы отвоёвывали земли у коренных жителей Северной Америки
3 октября 1873 года власти США казнили вождя индейского племени модоков Кинтпуаша, более известного как Капитан Джек. Пытаясь защитить…
Поражение подорвало духовный авторитет Тенскватавы и нанесло сильный удар по союзу, создаваемому Текумсе. Однако военный вождь шауни не сдался. Собрав под свои знамёна отряд из оставшихся верными ему воинов, он предложил союз колониальным властям Великобритании.
В июне 1812 года войска США напали на британские колонии, находившиеся на территории современной Канады. Соединённые Штаты собрали армию из 6,7 тыс. человек, британцы располагали примерно 4,5 тыс. штыков. Благодаря решительным действиям англичан и индейцев, успех в начале войны был на их стороне. Воины Текумсе сыграли решающую роль при взятии Детройта. Имея всего четыре сотни бойцов, вождь несколько раз провёл их мимо американского гарнизона, сымитировав приближение многотысячного войска. В результате американцы сами подняли белый флаг. После этого Текумсе официально произвели в бригадные генералы армии Великобритании.
Джеронимо (Гойатлай)
Гойатлай – знаменитый вождь апачей. Он родился 16 июня 1829 года на территории современной Мексики около бухты Турция (река Гила). Умер 17 февраля 1909 года в Форт Силле в штате Оклахома. Племя апачей принадлежало к группе племён бедонских и чирикауа. Джеронимо был известен своим боевым духом. Его индейцы часто совершали набеги на завоевателей. Он стал символом сопротивления коренных американцев в США и Мексике. Ему сопутствовала репутация бесстрашного бойца, сеющего хаос. Он мстил мексиканским войскам за то, что они убили всю его семью: мать, детей, жену.
Многие набеги он совершал во время апач-американского конфликта. Белые поселенцы заняли земли Апач после войны с Мексикой 1848 года. Затем начался Американский конфликт 1850 – 1886 года. Сначала апачи нападали на мексиканских и американских военных, затем начались кражи скота у фермеров. Убийства были с обеих сторон.
Джеронимо оказывал сильное сопротивление своим врагам. Его борьба с завоевателями продолжалась в течение 30 лет. Он завоевал репутацию самого жестокого из племени Чирикауа среди мексиканских и американских военных. Он сдался в 1886 году. Его содержали в лагерях во Флориде, Алабаме, Форт Силле в штате Оклахома. В последние годы жизни Джеронимо стал христианином. Ему никогда не разрешалось вернуться в своё племя. Он умер в больнице в Форт Силле в 1909 году. Его именем было названо американское подразделение, которое ликвидировало Усаму бен Ладана.
Строительство монумента
Возведение обелиска было недешёвым, но расчёт учредителей оправдался: узнав о строительстве, многие простые американцы пожелали принять участие, и средства поступали регулярно. Так было выстроено 46 метров стен. Сооружение возводилось в стиле классического египетского обелиска – с четырёхугольным основанием, сужающимся кверху. В основание был заложен камень, переданный на строительство христианами Китая.
Историю пожертвований нельзя обойти вниманием: на внутренней поверхности стен расположено 188 резных плит, переданных Обществу Национального Монумента Джорджу Вашингтону частными лицами и городами, обществами и ассоциациями. Плита, подаренная Папой Пием IX, была выкрадена и выброшена в Потомак членами националистической, антикатолической лиги «Know Nothing party», которая в середине 50-х годов XIX-го века имела контрольный пакет Общества
Это был переломный момент, возмущённые жертвователи и государство отказались от дальнейшего участия в строительстве.
В это же время начались споры по поводу рабовладения и раскол в обществе, перешедший в результате в гражданскую войну. Работы по строительству были остановлены.
С 1876-го года строительство возобновилось, теперь оно финансировалось из фондов Конгресса. Последний этап был выполнен Инженерным корпусом армии США, и в 1884-м году состоялась официальная церемония открытия.
История и строительство горы Рашмор
Гора президентов Рашмор в США является данью памяти известным президентам Америки. Она призвана сохранить на долгие века историю страны.
До того, как Америка была колонизирована, в местности, где расположена гора, обитали племена Дакота. Они называли её шесть праотцов. В 1930 году гору переименовывают в честь Чарльза Рашмора. Он был известным бизнесменом и организатором строительства монумента. Рашмор впервые посетил данный район в 1885 году. Он выделил 5 тыс. долларов на создание скульптур. На монументе трудились от 300 до 400 рабочих. Они были бурильщиками, резчиками, взрывотехниками.
Изначально историк Джордж Робинсон делится со скульптором Гутзоном Борглумом идеей создания скульптур из камня на горе Рашмор. Борглумом была выбрана именно эта гора за то, что у неё прочная гранитная порода, и она освещается солнцем большую половину дня.
Под руководством скульптора Гутзона Борглума работы над монументом велись с 1927 года по 1941 год. На момент начала строительства Борглуму было уже 60 лет. Борглуму понравилась эта идея и он предложил создать лица четырёх президентов на горе Рашмор. Долгое время скульптор не мог получить разрешение на создание монумента. И вот в 1925 году разрешение было подписано.
Сначала создавалась голова Джорджа Вашингтона. Её делали в течение семи лет. Такой долгий срок связан с тем, что в тот период была Великая депрессия. Рядом с Вашингтоном, с правой стороны стали высекать изображение Томаса Джефферсона. Работа над ним велась два года. Затем на его поверхности стали появляться трещины. По этой причине пришлось разрушить его скульптуру и строить заново. Теперь его лицо стали делать с левой стороны от Вашингтона.
Статую Вашингтона открыли в 1934 году. Изображение Томаса Джефферсона было открыто Рузвельтом в 1936 году. В 1937 году открыта статуя Авраама Линкольна. Она была открыта в честь 150 годовщины подписания Конституции. В 1939 году открывают фигуру Теодора Рузвельта. В этом же году устанавливается специальное ночное освещение.
Лица в скале США были настолько большими, что вручную их пришлось бы вырезать целую вечность. По этой причине Борглумом был придуман метод использования динамита. Даже небольшие куски гранита взрывались с помощью него. Под контролем скульптора работники стали в совершенстве использовать взрывную технику. Лица формировались только взрывами. Заряд формировался и устанавливался на требуемую глубину.
После того, как работа со взрывами была завершена, использовался пневмоинструмент и коронки в шесть дюймов. Они были специально разработаны Борглумом.
Сначала Борглум хотел, чтобы фигуры были высечены до талии. Однако он в 1941 году умирает. За строительство берётся его сын Линкольн. Но он сталкивается с проблемой финансирования, Из-за чего строительство полностью останавливается. Поэтому мемориал является недостроенной версией.
«Юридический сумбур»
Оксана Данчевская напомнила, что в 1868 году была принята Четырнадцатая поправка к Конституции США, которая предоставляла гражданство всем уроженцам Соединённых Штатов. Она не распространялась на одну-единственную категорию населения — членов индейских племён.
Три года спустя власти США приняли закон, который лишил индейские племена статуса «суверенных народов». Писатель и историк Юрий Стукалин рассказал в беседе с RT, что «ситуация с положением коренных жителей стала с юридической точки зрения сумбурной». По словам эксперта, индейцы находились под юрисдикцией правительства Соединённых Штатов, но при этом были лишены гражданских прав.
Также по теме
Системная изоляция: сможет ли коренное население Северной Америки покинуть резервации
260 лет назад на территории Северной Америки в районе местечка Шамонг была создана первая в истории резервация для индейцев. Так был…
Данчевская придерживается аналогичной точки зрения. Эксперт отметила, что «индейцы имели в этот период двоякий статус». Такое положение дел сохранялось более 50 лет.
«С одной стороны, их всячески притесняли и не считались с их правами, с другой — власти США постепенно развивали связанную с ними нормативную базу. Нужно отметить, что часть индейцев получила за это время гражданство благодаря воинской службе, заключению браков и ассимиляции», — подчеркнула кандидат культурологии.
По словам Данчевской, мощным катализатором процесса предоставления прав коренным народам стала Первая мировая война.
«Многие индейцы служили в армии, коренное население участвовало во всех войнах, которые вели США», — добавила она.
В 1924 году американский парламент по предложению конгрессмена Гомера Снайдера принял закон «О гражданстве индейцев». 2 июня его подписал президент Джон Калвин Кулидж — младший.
- Закон «О гражданстве индейцев», 1924 год
По словам Стукалина, гражданство коренным жителям дали, но до конца было непонятно, что с ним делать.
«Индейцев многие белые по-прежнему не считали за людей», — отметил историк.
Несмотря на то что формально вместе с гражданством коренные жители должны были получить все полагающиеся белым американцам права, на уровне штатов с этим возникли проблемы. Так, право голоса на всей территории США индейцы получили только в 1948 году, после Второй мировой войны.
В свою очередь, Данчевская рассказала, что после принятия закона о гражданстве индейцев власти США начали предоставлять коренным американцам некоторые льготы.
Так, индейцы получили социальную помощь от государства и налоговые льготы при осуществлении определённых видов деятельности, в частности в области игорного бизнеса.
«Ими могут пользоваться только члены племён, признанных на федеральном уровне. Но, во-первых, не все племена признаны, а во-вторых, не все индейцы могут доказать, что они являются членами племени», — подчеркнула эксперт.
Месть, месть и ещё раз месть
Настоящее имя индейца племени чирикауа, ставшего грозой бледнолицых, было Гоятлай. В переводе с его родного языка оно означало «Тот, кто зевает». Прозвище «Джеронимо», вошедшее в историю, ему дали торговцы-мексиканцы, произносившее его имя на свой манер. По другой версии, его стали так называть, поскольку мексиканцы во время нападений отрядов Гоятлая звали Святого Иеронима или Джерома на помощь. В любом случае именно под этим именем Гоятлай снискал славу бесстрашного воина и отличного тактика.
Джеронимо с самых малых лет обучали как воина. Таковы были традиции его племени чирикауа-апачей, живших на территории современной Аризоны. И когда на земли его народа хлынули толпы мексиканцев и американцев, он, не медля ни минуты, схватился за оружие. В сражениях Гоятлаю не было равных, он был очень силён и невероятно хитёр. Бледнолицые, к тому же, были поражены его внешним видом. Вот как описывал Джеронимо один из журналистов того времени:
Соответствовал внешности и характер военного вождя апачей. Джеронимо был жёстким командиром, не допускавшим никаких вольностей. К тому же, он являлся и духовным лидером. Лишь однажды в марте 1851 года он позволил себе дать слабину. Он с большинством мужчин своего племени отправился в город, чтобы продать некоторые товары. Вернувшись, Гоятлай и его индейцы обнаружили, что их лагерь разорён. Все оставшиеся в нём люди, в том числе мать, жена и пятеро детей Джеронимо, были убиты. Вне себя от горя — родных он любил невероятно — военный индейский вождь решил перебить всех мексиканцев, а вместе с ними — и американцев. Вскоре такая возможность у него появилась.
Монумент Вашингтона
Октябрь 26th, 2011 admin
Монумент Вашингтона является одним из наиболее знаковых достопримечательностей в Вашингтоне — городе, известный своими историческими и политическими ориентирами, в том числе зданиями Капитолия, Белого Дома, Мемориала Линкольна и множеством интереснейших музеев.
Монумент Вашингтона представляет собой 169 метровый обелиск, построенный между 1848 и 1884 годами в столице США в честь ее первого президента Джорджа Вашингтона.
Сбор средств на строительство памятника начался еще в 1833 году, в год 100-летия со дня рождения Джорджа Вашингтона.
Кстати, при жизни он был категорически против строительства себе памятника, хотя это и было одобрено Конгрессом.
4 июля 1848 года был заложен первый краеугольный камень. Памятник был построен на вершине холма, на территории в 15 гектаров. Стены памятника облицованы белым мрамором, привезенным из штатов Мэриленд и Массачусетс.
Строительство монумента велось долгие 36 лет с остановками, вызванными отсутствием финансирования и Гражданской войной в США.
В 1876 году на столетие Декларации Независимости, Конгресс одобрил взнос в 200 тысяч долларов, и строительство было возобновлено.
Интересно, что точка, в которой строительство было приостановлено в 1858 году, по-прежнему отображается на обелиске, так как после возобновления работ был использован другой карьер. Начиная с высоты в 46 метров, камни имеют более темный цвет, чем оригинальные.
Первоначальный проект упростили: было решено не строить колоннады вокруг памятника. Сооружение сохраняло пропорции стандартных египетских обелисков. А плоская вершина была преобразована в пирамидальную. Кончик верхней пирамиды был сделан из алюминия, в то время редкого и драгоценного металла.
Когда обелиск был сооружен в конце девятнадцатого века, то был самым высоким зданием в мире, хотя Эйфелева башня в Париже превзошла его по высоте через пять лет. Тем не менее, он остается самой высокой структурой из каменной кладки в мире.
Строительство обелиска было завершено лишь в 1884 году, а 21 февраля 1885 года памятник Вашингтона был открыт для публики.
Лестница из 897 ступеней ведет на смотровую площадку на вершине обелиска. Но посетители обычно поднимаются на вершину обелиска на лифте, любуясь оттуда прекрасным видом на город.
Посещение является бесплатным, но необходимо зарезервировать билет. Билеты на день посещения можно приобрести на пересечении улиц Джефферсона и 15-й. Киоск работает с 8 утра до 16:30 вечера, хотя билеты часто заканчиваются раньше.
Монумент Вашингтона открыт ежедневно с 9 утра до 5 вечера, за исключением Рождества и четвертого июля.
Опубликовано в рубрике Вашингтон Метки: монумент Вашингтона, памятник Вашингтона
Как груды земли превратились в древний город индейцев
В 1925 году курган монахов, названный в честь французских монахов, которые когда-то жили у его подножия, был превращен небольшой государственный парк. Он использовался для катания на санях и кемпингов. Остальная часть Кахокии в значительной степени игнорировалась. Ситуация изменилась благодаря программе межгосударственного шоссе президента Дуайта Эйзенхауэра. В ней было положение об изучении археологических памятников на пути строительства дорог. Это означало хорошее финансирование раскопок.
В процессе исследования стало понятно, что курганы — это не просто насыпи грунта. Почти везде, где работали археологи, находились дома и другие строения. Все указывало на то, что когда-то здесь проживали тысячи людей. Причем все дома были построены за очень короткий период времени.
Исследования показали, что весь город, ожил практически за одну ночь. Люди стекались из окрестностей, строили дома и инфраструктуру нового города. Несколько курганов представляли собой огромную площадь, равную по размерам 45 футбольным полям. Она использовалась для общественных праздников и спортивных мероприятий.
Курган Монахов — самый крупный и известный курган Кахокия
Самый крупный объект — холм Монахов, площадь которого составляет половину гектара. С него открывается вид на окружающие земли. Как предполагают некоторые ученые, вождь или первосвященник мог с высоты птичьего полета наблюдать за находящейся под его властью территорией. Этот сценарий предполагает, что у Кахокии был единственный лидер. Правда не все придерживаются такого мнения.
Надо сказать, что название данного города осталось неизвестным. Современное название “Кахокия” заимствовано у племени, жившего 1600-х годах. Несмотря на многочисленные разногласия среди ученых Кахокии, есть и точки общего консенсуса. Эксперты в целом согласны с тем, что город быстро начал развиваться через пару столетий после того, как кукуруза стала частью местного рациона. Город затмевает собой другие селения Миссисипи по размеру и размаху.
Индейцы, проживающие на территории курганов Кахокии занимались земледелием