Урок по литературе в 11 классе по роману в.набокова «машенька»

«Война и мир»

В 1959 году американские кинематографисты создали экранизацию знаменитого романа Толстого. Советское руководство решило, что и на родине писателя стоит снять фильм по его произведению.

Режиссером был назначен Сергей Бондарчук как один из самых талантливых кинематографистов тех лет. Впрочем, снять «Войну и мир» мог и Иван Пырьев. Возможно, так бы и произошло, если бы он в последний момент не отвел свою кандидатуру. Между Бондарчуком и Пырьевым произошла размолвка, они много лет не здоровались.

Подбор актеров затянулся на несколько лет. И в этот процесс, конечно, вмешалось руководство в лице тогдашнего министра культуры Фурцевой.

Бондарчук в своем фильме сыграл одну из центральных фигур — Пьера Безухова. Своей жене доверил образ роковой красавицы Элен, и эта роль, пожалуй, самая удачная в фильмографии Ирины Скобцевой. За фильм «Война и мир» Бондарчук получил «Оскар».

Свидетельства

Когда говорят о феномене «каменной Зои», всегда вспоминают о трех очевидцах: отце Серафиме, принявшем из рук девушки икону, Анне Калашниковой, которая работала врачом на «Скорой помощи» и приехала в дом №84 на своем дежурстве, и Анне Федотовой, жительнице Куйбышева, которая на самом деле ничего не видела, но фигурирует во всех документальных фильмах о Зое и статьях. Анна Ивановна Федотова, тогда еще совсем «зеленая» комсомолка, завязала разговор с одним из охранников, дежуривших у дома Болонкиной. «Товарищ милиционер, говорят, не стоит там никто!», — обратилась девушка к молоденькому УВД-шнику. «Тогда и тут бы никто не стоял, и окна не заколотили», — отвечал он ей. А потом снял фуражку: «Видишь, какой я! А мне только 28 лет». Волосы у него были совершенно седые… Потом, правда, нашлись люди, утверждавшие, что парень седым вернулся с фронта, а над доверчивой девушкой просто подшутил …

А вот архимандрит Серафим (в миру Дмитрий Тяпочкин) не был так откровенен. Когда ему задавали вопросы о Зое, он избегал прямых ответов. Было, отчего молчать старцу – почти десять лет он провел в лагерях. «Потолковали» с ним чекисты и в прошлый раз, в результате чего священник был сослан в Михайловское.

Протоиерей Анатолий Литвинко вспоминал, что на вопрос «Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои?» отец Серафим лишь смиренно опустил голову. «И по его молчанию я понял: он». Некая Александра Ивановна, чьи родственники жили в Куйбышеве, также встречалась с отцом Серафимом. Однажды женщина дерзнула задать священнику вопрос: «Батюшка, а где икона святителя Николая, которую вы взяли у Зои?» Архимандрит строго взглянул на женщину и вдруг ответил:

А через две недели отца Серафима не стало. Где сейчас находится та самая икона – неизвестно.

Реальное событие или бабьи басни

С тех пор минуло шестьдесят лет, и за это время история успела обрасти самыми нелепыми слухами и невероятными деталями, из которых вычленить правду практически невозможно. Умерли свидетели, утрачены архивы, да и советской власти, развернувшей пропаганду атеизма среди населения, было не выгодно сохранять какие-либо исторические свидетельства о «каменной» Зое. Руководство Куйбышева изо всех сил пыталось низвести все до уровня сплетен и слухов. И, надо сказать, что это удалось идеально: сегодня даже Церковь относится к «чуду стояния» с долей скепсиса.

Вот, что говорит о «зоином стоянии» протодьякон Андрей Кураев: «Мы с вами знаем, что есть такой закон психологии – чем дальше во времени от самого события, тем больше подробностей теряется. Сегодня в Самаре это пересказывается уже чуть ли не как художественный фильм, при этом сами рассказчики верят в то, что рассказывают. Я был в Самаре в нулевые годы, но мне не удалось обнаружить каких-то документальных свидетельств этого события».

Самарская епархия официально признала чудо «зоиного стояния», а иначе чем объяснить тот факт, что у дома Клавдии Болонкиной ежегодно служатся молебны, а в храме Иоанна-воина появилась житийная икона Николая Угодника, на клеймах которой вся история «зоиного стояния»?

Сюжет и тема

Темой произведения «Машенька» является прощание и разрыв связи эмигранта со своей Родиной, утрата всякой надежды на возвращения в былые времена, в свой родной дом.

Главным героем произведения является Лев Глебович Ганин. Он живёт в берлинском пансионе. Один из его сожителей, Алфёров, рассказывал ему о скором приезде своей жены Машеньки в конце этой недели. Увидев ее фотографии, Ганин узнаёт в Машеньке первую возлюбленную и думает выкрасть её с вокзала. До самого ее приезда он с головой погружается в воспоминания о былых временах. Накануне прибытия Машеньки на вокзал Ганин спаивает Алфёрова и переводит его часы на неправильное время. Однако в последнее мгновение он решает, что прошлого не вернешь, и отправляется на другой вокзал, откуда навсегда уезжает из Берлина.

Главные герои

Лев Глебович Ганин – главный герой произведения. В его образе Набоков отразил свои биографические черты. Черты Ганина довольно резкие: у него острое, надменное лицо с серыми глазами и блестящими стрелками, расходящимися вокруг особенно крупных зрачков, и густые, очень тёмные брови.

Машенька – красивая девушка с огнями в глазах, смуглой кожей и каштановыми волосами. Девушка не появляется в романе лично, автор показывает ее образ читателю через воспоминания Ганина. Образ Машеньки с еще далекой юности ассоциировался у главного героя с родной страной. Он помнит Машеньку всегда смеющейся, полной радости и веселья. Эти светлые воспоминания о первой любви помогают Ганину пережить тягость пребывания в чужой стране, вдали от Родины.

Алексей Иванович Алферов – математик с отсутствием таких личностных качеств, как душевность и интуиция. У него был живой и очень докучливый голос, у него редкие светлые волосы на голове и бородка золотистого цвета. От него всегда исходил вялый запашок нездорового мужчины. Алферов кажется Ганину развязным господином, использующего в своей речи большое количество клише и стереотипов.

Самара, ул. Чкалова: место событий в настоящее время

В современной Самаре дом №84 по улице Чкалова – местная достопримечательность. Туда водят экскурсии, постоянно приезжают журналисты – в поиске новых фактов, способных пролить свет истины на историю Зои, приходят паломники. Вот только от самого дома остался один фундамент с подобием крыши и несущая стена с заколоченными ставнями — постройка сильно пострадала от пожара в 2014 году.

Интересный фактСтараниями Самарской епархии и городского совета напротив дома был установлен памятник Николаю Чудотворцу. В левой руке святитель держит Евангелие, а правой благословляет. На каменном подножии выбита надпись: «Явление Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца на месте чудесного события стояния Зои в январе 1956 года». Ежегодно у этого памятника совершаются молебны, по установившейся традиции – 22 мая, в день перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.

Нет сомнений, что для многих жителей Самары и богомольцев, приезжающих в город поклониться Николаю Чудотворцу, «зоино стояние» — подлинный факт.

Памятник свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары

В храме Иоанна-воина на окраине Самары есть большая житийная икона Николая Чудотворца. По краям ее расположены клейма (дополнительные изображения), повествующие о чудесах святителя. Весь нижний ряд посвящен чуду «стояния Зои». Здесь и милиционер при алых погонах, и комсомольцы в атласных рубашках, бабушки в косынках, гармонист и сама Зоя, стоящая посреди адского пламени в красных туфлях. Последнее клеймо изображает девушку, склонившую покрытую голову перед Святителем Николаем, который, словно пришел спросить ее: «Ну что, устала стоять? На Пасху оживешь».

Табличка на памятнике свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары

О «зоином стоянии» снято несколько документальных фильмов и два художественных, написаны десятки статей и книги, претендующие на полноту и объективность исторического исследования. Эта история до сих пор будоражит пытливые умы, и раз за разом предпринимаются попытки распутать клубок из сплетен и слухов, докопаться до истины.

Сомнению подвергается каждый участник тех памятных событий, каждый факт, каждое свидетельство… Единственным и неизменным остается только одно: огромные толпы горожан, собиравшихся под окнами «окаменевшей» девушки и милицейское оцепление. Делать заключения об истинности события — пожалуй, личное дело каждого.

Детские годы наследника Скобцевой

Маленький Костя появился на свет в московском роддоме. Когда ему было 4 года, он оказался в Швейцарии. Там, по настоянию деда, посещал художественную школу.

Спустя некоторое время, Константин вместе с семьей вновь оказался в Москве. Сначала будущий актер посещал школу при посольстве Германии, а затем пошел в обычную — ее он окончил экстерном.

Зарабатывать первые деньги Константин начал в 14 лет. Он помогал отцу с бизнесом, который был связан с драгоценными камнями. И кто бы мог тогда подумать, что со временем Константин всерьез займется украшениями. Через некоторое время, Крюков стал студентом престижного Американского института геммологии.

Дофамин может спровоцировать временные провалы в памяти

Как сделать дома увлажнитель воздуха с корицей и грейпфрутом: простой рецепт

Британец обнаружил в новом доме потайную дверь с неразгаданной загадкой

В 2002-ом, Константин сделал свое первое украшение, а спустя 5 лет создал собственный бренд. Несмотря на то что у Крюкова все удачно складывается в актерской карьере, он продолжает заниматься ювелирным бизнесом.

Личная жизнь

Прекрасная, обаятельная актриса была замужем два раза. Когда Ирина Скобцева училась в театральной студии при МХАТе, то однажды познакомилась со студентом из факультета журналистики. Алексей Аджубеем к этому времени уже смог получить профессию актера, это и помогло им сблизиться. Уже в 1945 году они заключили брачный союз, но, к сожалению, их брак смог просуществовать лишь только четыре года. Развод состоялся лишь только потому, что Алексей Аджубей познакомился с Радой Хрущевой и решил продолжить семейную жизнь уже с ней.

Долгое время Ирина Скобцева жила одна и успешно трудилась на театральных подмостках. Новая счастливая полоса в ее личной жизни начинается после съемок в одном из кинофильмов. В 1955 году ее партнером по киноленте «Отелло» становится Сергей Бондарчук. Между молодыми людьми вспыхивает симпатия, но актер был женат на Инне Макаровой. Это очень осложняло отношения молодого актера и режиссера и очаровательной актрисы. Четыре года они пытались скрывать свои отношения, но вскоре Сергей Бондарчук развелся, и они смогли наконец-то расписаться.

Их счастливый и крепкий брачный союз просуществовал 35 лет, и только смерть супруга смогла их разъединить. В этом браке было рождено двое детей: Алена и Федор. Оба они стали актерами. Но Алена в 2009 году умерла от рака, а Федор Бондарчук известен сейчас не только как замечательный актер, но и прекрасный режиссер. Известно, что актерская профессия была передана и третьему поколению. В настоящее время Ирина Константиновна бабушка и прабабушка. У нее трое внуков, имена которых также широко известны в кинематографе: Сергей Бондарчук, Константин Крюков и Варвара Бондарчук.

Сейчас Ирина Скобцева, несмотря на свой преклонный возраст, по – прежнему остается очаровательной и продолжает радовать своих поклонников своей творческой биографией, сниматься в кинематографе, играет в театре, собирает любую литературу об актерах.

«Мэри Поппинс, до свидания!»

Скобцева и Бондарчук многие годы занимались педагогической деятельностью. Среди их учеников много известных советских и российских актеров. В их числе и Наталья Андрейченко, сыгравшая английскую няню в фильме по книге Памелы Трэверс.

Ирина Скобцева исполнила роль миссис Ларк, чопорной дамы, которая повсюду появляется со своими собаками. Андрейченко позже вспоминала, что педагог поразила ее на съемках фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» Во многих фильмах Ирина Скобцева представала перед зрителями в образе высокомерной, строгой дамы. Но на этот раз она превосходно исполнила комическую роль, продемонстрировав многогранность своего таланта.

Другие фильмы с Ириной Скобцевой: «Выбор цели», «Такие высокие горы», «Любовь земная», «Они сражались за Родину», «Бархатный сезон», «Отец Сергий», «Красиво жить не запретишь», «Очарованный странник», «Зависть богов», «Наследница», «Синдром дракона».

Пансионат госпожи Дорн

Действие романа разворачивается в берлинской квартире Лидии Николаевны Дорн — вдовы немецкого коммерсанта. Находчивая пожилая женщина своими силами и подспудными средствами смогла организовать дешевый пансионат для русских эмигрантов, распределив имеющуюся у нее мебель по шести комнатам.

Первая глава начинается со сцены в застрявшем лифте, где оказались два главных героя: Лев Ганин — человек без определенного рода занятий, живущий случайными заработками, и Алексей Алферов — словоохотливый математик, поведавший товарищу по несчастью, что скоро в Берлин прибудет его жена из России.

Докучливый собеседник за несколько минут своей никчемной болтовней успевает испортить настроение Льву, удрученному собственными любовными проблемами. Возникает легкий конфликт, нарастает раздражение, но, к счастью, заточение в лифте быстро заканчивается, и Ганин проскальзывает в его комнатенку.

Во второй и третьей главе читателю предстают второстепенные действующие лица — постояльцы, живущие бок о бок в крайне стесненных условиях:

  1. Подтягин Антон Сергеевич — старый поэт с тяжелой болезнью сердца. Он желает покинуть Берлин и отправиться в Париж к родной племяннице, где, по его словам, жить гораздо дешевле, свободнее и приятнее, чем в суровой Германии. Будучи творческим человеком, он постоянно витает в облаках, а его рассеянность не знает границ, однако служитель муз — воспитанный и приятный собеседник, вечно тоскующий о далекой родине.
  2. Клара — «полногрудая барышня с замечательными синевато-карими глазами». Незамужняя девушка 26 лет, работающая машинисткой и мечтающая о простом женском счастье. У нее есть подруга Людмила, которая уже целых 3 месяца «крутит роман» с главным героем Ганиным и детально рассказывает об их любовных встречах в липких подробностях, невероятно смущающих юную особу.
  3. Колин и Горноцветов — танцоры балета. Беззаботные молодые люди с очень веселым нравом. Истинные артисты, не имеющие порядка ни в чем и потакающие своим сиюминутным желаниям и капризам. Два приятеля живут обособлено, не принимая особого участия в общении с другими обитателями гостиницы во время обедов и ужинов.

Сергей Бондарчук

Сцену венчания Отелло с Дездемоной режиссер решил снимать в настоящем католическом храме, а потому пришлось ехать в Литву. После этой поездки между актрисой Ириной Скобцевой и будущим обладателем премии «Оскар» начался роман.

Сергей Бондарчук тогда был женат на Инне Макаровой, звезде фильмов «Молодая гвардия», «Высота». У них подрастала дочь Наташа. Кинематографическое начальство, узнав о его романе с молодой актрисой, начало давить на него. Бондарчука и Скобцеву не пустили на Каннский фестиваль. Но они, несмотря ни на что, продолжали встречаться.

Узаконить свои отношения им удалось только спустя четыре года. Первое время они жили в доме родителей Ирины. Те к тому времени получили квартиру в Москве. Но пересуды относительно личной жизни Ирины Скобцевой, которую нередко называли разлучницей, продолжались еще долго. До тех пор, пока не стало понятно, что этот прочный семейный и творческий союз никто не сможет разрушить.

«Зигзаг удачи»

Картина Эльдара Рязанова вышла на экраны в 1968 году. Ирина Скобцева сыграла отрицательную роль — роль стервозной, меркантильной женщины.

Главный герой, сотрудник фотоателье, однажды выигрывает крупную сумму, на которую собирается приобрести фотоаппарат. Но все его планы рушатся после того, как коллеги узнают, что деньги на покупку облигации были взяты из кассы взаимопомощи. Сотрудники фотоателье полагают, что выигрыш нужно поделить на всех. Начинаются долгие разбирательства, скандалы. Красавица Лидия, которую сыграла Скобцева, уходит от опостылевшего супруга к обладателю выигрыша. Но в конечном счете остается и без денег, и без мужа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: