Война за независимость
После поражения в войне началась оккупация страны войсками Антанты, основной ударной силой которой была греческая армия. В стране сразу начали действовать партизанские отряды и создаваться общества защиты прав. Общенациональную организацию возглавил Мустафа Кемаль, она фактически стала альтернативой правительству.
Кемалисты возглавили войну за независимость Турции и к 1922 году полностью освободили страну. Лозаннским мирным договором были признаны новые границы.
По результатам войны был ликвидировал султанат, 29 октября 1923 года провозгласили Турецкую республику, ставшую светским государством. Новым флагом Турции стало красное полотнище с белыми звездой и полумесяцем. Мустафа Кемаль был избран президентом под именем «Ататюрк» (отец турок).
Что скрывали внутренние дворы дворца Топкапы
Дворцовый комплекс насчитывает четыре двора, каждый из которых являлся самостоятельной крепостью. В случае нападения султан мог уходить глубже и глубже во дворец, и в итоге покинуть его через подземный ход, который вел к морю. Однако ни одному османскому правителю на практике такой побег осуществить не пришлось.
Повседневная жизнь во дворце подчинялась строгой церемониальной системе. Она обеспечивала изоляцию правителя от остального мира. Этот принцип уединения был закреплен еще Мехмедом II в 1477 в своде законов Османской империи «Канун-Наме». Архитектура дворца тоже подчинялась принципу уединения. Архитекторы обеспечили султану и его семье максимальную конфиденциальность, используя решетчатые окна и потайные ходы.
Византийская история
Вхождение в состав Римской империи принесли на территорию Турции спокойствие и относительное процветание, создав хорошие условия для развития экономики и торговли. После разделения в 4-м веке на восточную и западную часть, Византийская империя продолжила расширяться, вновь отвоевав Италию, Анатолию и Северную Африку.
Наибольший расцвет приходится на эпоху правления императора Константина в 324 году, который объединил страну и начал строительство новой столицы, великого древнего города, который назвали потом Константинополь.
Второй величайший ренессанс пришелся на 9-й век, когда вместе с победой над главными врагами — болгарами и арабами — страна стала центром греческой культуры, был открыт первый европейский университет, развивались живопись, литература. После разделения христианской церкви в 1054 году, Константинополь становится центром православия.
К этому периоду относятся и набеги древнерусских племен на Константинополь, первый из которых состоялся в 860 году.
Описание
Словно маленький город в историческом центре — дворец Султана Сулеймана в Стамбуле (фото внутри и снаружи в нашей галерее чуть ниже). Со своими хамамами, кухнями, комнатами для прислуги, и, конечно помещениями где жил султан со своей семьей.
Большую часть занимает гарем – Харем-и Хумайун. Здесь во времена султанов жили женщины. Если переводить слово гарем с арабского, то получится не что иное, как «неприкосновенный», «запретный». Действительно, на территорию гарема запрещено было входить посторонним.
Сегодня гарем Султана Сулеймана это еще и исторический памятник, который находится под охраной «ЮНЕСКО». Туристы могут посмотреть лишь первый этаж гарема, но он самый интересный. Именно здесь жили привилегированные дамы, а наложницы располагались на верхних этажах.
Но не только гарем Топкапы достоин внимания. Можно получить представление о находящемся в Турции дворце Султана Сулеймана (фото в следующем разделе), послушав многочисленные истории и легенды. Войдя через главные ворота, не поленитесь остановиться у большого фонтана, который носит название «фонтан плача». Это имя он получил не зря.
В его водах омывали руки султанские палачи после исполнения казни. Обычно каре подвергались братья султана, которые могли претендовать на трон. «Правосудие» вершили при помощи «Кинжала Топкапы». Сегодня он тоже является музейным экспонатом и находится в сокровищнице. Кинжал инкрустирован крупными алмазами.
Стоит посетить так же мечеть и гробницы Сулеймана Великолепного и его жены Роксоланы. Это вторая по значимости мечеть в Стамбуле (после Султан Ахмет) и первая по величине. Мечеть действительно красива и имеет четыре минарета. Во дворе располагается кладбище. В мавзолеях, которые находятся по соседству, покоятся султан Сулейман и Роксолана.
Во время правления Сулеймана внутри был построен самый большой хамам – Хюрем. Для посещений после реставрации его открыли совсем недавно.
Кстати, Хюрем – это не просто памятник архитектуры, но еще и действующий хамам. Все желающие могут пройти здесь как классические процедуры, так и СПА.
Эпоха войн с Византией (1352-1453)
Ещё при Орхане османам удалось создать военно-морские базы во Фракии (район на востоке Балкан) и захватить Цимпу – крепость, защищавшую вход в пролив Дарданеллы. Это сильно усложнило положение Византии и сделало возможными победы над Болгарией и Сербией. В битве с сербским войском на Косовом поле в 1389 году пали и князь Лазарь, возглавлявший сербов, и османский султан Мурад I.
Однако сербские князья с того момента стали вассалами турецкого султана. При сыне Мурада – Баязиде I (1389-1402) – были завоёваны Валахия, Македония и Фессалия. В 1396 году под Никополем Баязид одержал ошеломительную победу над объединённым войском венгров и английских и французских рыцарей-крестоносцев.
В начале XV века Баязид был готов брать Константинополь и положить конец существованию Византии. Однако его планы были разрушены вторжением Тамерлана, в 1402 году под Анкарой турецкая армия потерпела сокрушительное поражение. Вскоре после этого Баязид скончался (возможно, покончил с собой), а его сыну – Сулейману I Челеби (1402 -1411) – пришлось улаживать отношения с христианским западом. Византия и некоторые другие подконтрольные области отказались от статуса вассалов османов. Потеряли турки и часть своих территорий (впрочем, не очень большую). Византийский император стал изгонять из страны османских купцов и разрушать мечети, а венецианцы и генуэзцы – устанавливать влияние на торговых путях, которые раньше были подконтрольны султану. Ситуация усложнилась борьбой наследников Баязида за наследство: в 1410-1416 империю сотрясала смута, жертвой которой стал и Сулейман. Византия и Сербия пользовались ситуацией, стараясь максимально ослабить своего давнего врага.
В итоге, султаном стал Мехмед I (1431-1421) – один из младших сыновей Баязида. Ему удалось восстановить территориальную целостность государства и расправиться с другими претендентами на престол.
К 1450-м годам султанам удалось достичь дипломатических договорённостей с Сербией, Венгрией и Венецией. Безопасность собственных границ была нужна для нанесения окончательного удара по Византии. Покорение Константинополя было выгодно османам по ряду причин:
- контроль над проливом Босфор позволил бы беспрепятственно перебрасывать войска в любую точку Черноморского побережья;
- огромные налоги, уплачиваемые Византии европейскими и азиатскими купцами, покрыли бы расходы османов на содержание армии и отправку карательных экспедиций в провинции;
- кроме того, покорение великой христианской столицы подтверждало бы главенство ислама и сам имперский статус османского государства.
В 1453 году Мехмед II (1444-1481) начал подготовку к осаде города. Он оснастил армию артиллерийскими орудиями, возвёл буквально в 5 км от стен Константинополя крепость Богазкесен, позволявшую контролировать Босфор. Ещё в 1452 году турки совершили высадку в Пелопоннесе, чтобы препятствовать вмешательству в войну братьев византийского императора. Константинополь два месяца находился в осаде, выдержав несколько серьёзных атак, император Константин XI Палеолог лично руководил обороной. Но в мае 1453 года туркам удалось захватить город. Население было перебито, погиб и император. С этого момента Константинополь, переименованный в Стамбул, стал столицей Османской империи.
Контакты
Где находится дворец Султана Сулеймана в Турции? Найти это место не сложно. Искать нужно Топкапы. Он находится в историческом центре города.
Туда можно добраться как на трамвае, так и на автобусе. На трамвае Т1 можно доехать до конечной остановки Gulhane, так же на трамвае, идущем до Sultanahmet или автобусах № 4T или 61B до этой же остановки. Оттуда держите курс на Айя Софию. Именно за ней и располагается Топкапы.
Если вы будете двигаться по навигатору, вот адрес: Gulhane Park (парк Гюльхане) рядом с Sultanahmet Meydanı, Sultanahmet Eminönü/İst (Площадь Султан Ахмет), Hoca Paşa Mh., Nöbethane Caddesi 10. Задать все интересующие вопросы можно по телефону: +90 (212) 512-04-80. Чтобы лучше ориентироваться на местности изучите карту города и улицы Стамбула.
Расписание работы: ежедневно (кроме вторника) с 9 до 19. Найти дополнителную информацию и фото дворца Султана Сулеймана можно на официальном сайте: topkapisarayi.gov.tr.
Османы пережили почти всех своих главных противников
Во второй половине всего периода существования империи, который ознаменовался длительным, медленно прогрессирующим упадком, приведшим к окончательному распаду, ей пришлось столкнуться с тремя основными конкурирующими державами, которые снова и снова появлялись в ее истории: на востоке это были персидские сефевиды; на севере — русские цари; на западе — династия Габсбургов.
Сефевиды были первыми, кто исчез с исторической арены под натиском афганских захватчиков в 1736 году. Несмотря на то что Персия, а затем и Иран оставались противниками султанов, их возможная экспансия уже перестала быть столь угрожающей, какой была до этого.
Когда русские цари начали расширять территорию своего государства, захватывая земли на юге и двигаясь в направлении Крымского полуострова и Черного моря, османам пришлось сдавать свои позиции и вести многочисленные войны. Однако султаны все еще находились у власти, когда последнего российского царя Николая II сначала свергли, а затем казнили.
Противостояние между Габсбургами и османами было практически постоянным; турецкие войска дважды смогли осадить Вену. Между ними происходило очень много столкновений. Тем не менее турки были вовлечены в Первую мировую войну и выступали на одной стороне с Австро-Венгерской империей во главе с Габсбургами. Эта династия не дожила до конца войны, в то время как Османской империи удалось просуществовать еще в течение нескольких лет после ее падения, хотя это продлилось недолго. Империя была разрушена странами-победительницами, а последний султан Мехмед VI покинул страну.
Мечеть Рустема-Паши
Изюминкой мечети Рустем-паша, строительство которой началось в 1561 году и завершено спустя 3 года, является то, что изнутри она вся покрыта красивейшей плиткой с ручной росписью. Эта мечеть, построенная архитектором Синаном даже стала предметом всевозможных слухов.
Мимар Синан, который влюбился в Михриму Султана, дочь султана Сулеймана, жену Рустама Паши, не был доволен тем результатом, который у него получался, и спроектировал мечеть в стиле, который станет первым в истории Османской империи.
Когда Михримах Султан, недовольный мечетью, сообщает о ситуации законному султану Сулейману, Мимар Синан решает расписать стены мечети красивыми узорами, которые заставят всех посетителей мечети восхищаться ими.
Хотя неизвестно, насколько верен слух, вас точно впечатлит плитка внутри мечети. Даже Newsweek, известный журнал Соединенных Штатов не смог оставаться равнодушным и выбрал мечеть Рустема-Паши самой красивой мечетью в Европе.
В Башакале есть много транспорта, который вы можете использовать, чтобы добраться до мечети Рустем-паша, расположенной на базаре Хасирджылар.
- Вы можете добраться до Эминеню, прокатившись на любом из трамваев, работающих на трамвайной линии Кабаташ – Багджылар.
- Вы также можете воспользоваться автобусами, идущими в направлении Эминеню. Если вы прибудете с анатолийской стороны, можете пересечь Эминеню на пароме, а также добраться до Мармарая и Сиркеджи, отсюда можно добраться до мечети Рустем-паша примерно за 5-10 минут ходьбы.
Легенда
Вокруг происхождения красавицы Хюррем ходит множество слухов и легенд. Согласно одному из преданий, истоки которого зародились в польской литературной традиции Роксолана — дочь рогатинского священника местной церкви Святого Духа Гаврилы Лисовского. К сожалению, в результате одного из своих набегов крымские татары взяли в плен юную Александру, а по версии советских историков Анастасию Лисовскую. Её привезли в Турцию и выставили на продажу на женском невольничьем рынке.
Девушка приглянулась молодому двадцатишестилетнему султану Сулейману и была выкуплена для его гарема. Харизма и обаяние юной красавицы затмили сердце правителя. Он дал девушке имя Хюррем, что имеет значение «веселая». Дипломаты из Европы рассказывали о наложнице как о Роксолане, чтобы отметить и подчеркнуть славянско-европейское происхождение спутницы великого султана Сулеймана.
Мечеть Ортакей (Большая Мечеть Меджидия)
Мечеть Ортакей, построенная султаном Абдулмеситом, встречает людей на пирсе Ортакей с его великолепным внешним видом. Мечеть входит в число главных символов города, так как это один из самых важных памятников архитектуры барокко.
Первоначальное здание мечети Ортакей было построено в этом районе давно, затем мечеть была вновь построена Махмудом Ага, зятем Визиря Ибрагима-паши, после того, как была разрушена во время восстания Босса Халила.
В результате Стамбульского землетрясения 1894 года конусы на минаретах были восстановлены. Мечеть Ортакей, которая была укреплена из-за риска обрушения в 1960 году, пережила пожар в 1984 году. После чего мечеть снова была восстановлена. В 2014 году мечеть закрывали на реконструкцию, а сейчас, после ее открытия, в нее вновь съезжаются местные и иностранные посетители.
Купол, покрытый розовой мозаикой, укреплен. Алтарь мечети с двумя минаретами выполнен из мрамора и мозаики. Эллиптическая лестница, расположенная у входа в северную сторону здания, сделала мечеть двухэтажной.
Чтобы добраться до мечети Ортакей, можно сесть на автобусы на площади Ортакей, расположенной в самом центре города. Те, кто прибудет с анатолийской стороны, могут прибыть на пароме до Бешикташа, отсюда до мечети 15-20 минут.
Янычарский двор
Alay Meydanı
1 — Имперские ворота; 3 — церковь Ирины; 4 — Монетный двор; 6 — Жандармерия; 7 — Госпиталь Эндеруна; 8 — дворцовая пекарня; 9 — химическая лаборатория; 13 — ворота Приветствия.
Самый большой двор перед стенами дворца Топкапы — это Двор янычар. Там находился роскошный парк, монетный двор, церковь Святой Ирины. Во времена Османской империи первый двор Топкапы был открыт для торговцев и янычар. И сейчас вход в первый двор бесплатный.
Словарик. Янычары — это пехотные подразделения османского войска, телохранители султанов.
Императорские ворота
Bâb-ı Hümâyn
Слева — имперские ворота Топкапы. Справа — великолепный фонтан Султана Ахмеда III.
Главный вход в дворцовый комплекс находится у Императорских ворот, рядом с фонтаном Ахмеда III и Софийским собором. К нему ведет улица Диван Йолу (улица Совета), которая использовалась для имперских шествий в византийскую и османскую эпоху.
Императорские ворота покрыты мрамором и украшены цитатами из Корана. В нишах выставляли отрубленные головы преступников для устрашения народа. Документы свидетельствуют, что над воротами находилось деревянное помещение. Там хранили имущество тех, кто умер во дворце без наследников. Султан и члены его семьи могли наблюдать за процессиями из окон этой комнаты.
В Топкапы также можно попасть через неприметные ворота в парке Гюльхане, рядом с археологическим музеем.
Церковь святой Ирины
Hagia Irene
Церковь святой Ирины посвящена на самом деле Всем святым. Греческое название храма: Айя Ирини, то есть Святой Мир. Это первая христианская церковь в Византии, построенная императором Константином в основанной им столице — Константинополе.
Мать Константина была христианкой, отец — язычником. Будущий римский император рос в атмосфере толерантности ко всем религиям. И хотя он сам принял христианство только на смертном одре, именно с его правления эта религия становится главной в Римской империи.
Церковь святой Ирины возвели в 320 году на месте древнегреческого храма Афродиты. Она была главным храмом города до возведения Софийского собора в 360 году; именно в храме святой Ирины прошел важнейший Второй Вселенский собор, на котором утвердили Символ веры.
Слева: синторон и христианский крест. Справа: интерьер храма святой Ирины.
Словарик
Обратите внимание на эту странную полукруглую лестницу в апсиде. Такая же сохранилась в храме святого Николая в городе Демре
Это синтронон — скамейки, на который сидело византийское духовенство во время литургии. Перед ними находился алтарь. С обеих сторон есть двери, которые ведут в небольшое помещение — амбулаторию.
После османского вторжения церковь не стали переделывать в мечеть. В ней разместили оружейный склад. С 19 века там находился археологический и военный музеи, а затем — концертный зал.
Куда же делись иконы и фрески? В эпоху иконоборчества в Византии, в 8 веке все иконы в храме уничтожили, а над алтарем разместили простой мозаичный крест. Он до сих пор там.
Сейчас церковь находится на реконструкции, но посетителям вход открыт.
Интересные факты
- Жена Сулеймана I Великолепного — важнейшая персона в истории дворца, которая настояла на переносе гарема в Топкапы. По легенде, девушку из украинского села взяли в плен крымские татары, затем её продали в рабство и подарили будущему султану в качестве наложницы. Анастасия Лисовская, на Западе прозванная Роксоланой, в гареме получила имя Хюррем, что значит «весёлая». Сулейман влюбился в Хюррем, она отодвинула на второй план главную жену султана и вопреки турецким традициям получила официальный статус жены. Впоследствии стала фактически основным советником Сулеймана.
- Каждые три месяца во втором дворе проходила церемония распределения жалованья — Победное заседание. Солдаты становились стройными рядами и получали щедрые порции еды и зарплату. Обычно церемонию совмещали с приёмом иностранных послов, чтобы показать им богатство Османской империи.
- На заседаниях дивана султан не присутствовал, но следил за ними из комнаты в Башне правосудия. Когда он не соглашался с решением визирей, закрывал окно, и собрание прерывалось. После этого министры должны были продолжать обсуждение вопроса с правителем в Тронном зале.
- Дворцовые служащие zülüflü выполняли самые разные обязанности, от уборки в гареме до ведения конфиденциальных переписок султана. Zülüflü в переводе с турецкого означает «плетёный»: работники носили свисающие косы, которые мешали видеть то, что происходило в гареме.
- Пажи Продовольственной палаты, которая находилась рядом с Сокровищницей, готовили лекарства для дворцового лазарета, а в апреле собирали дождевую воду и преподносили её турецкому правителю, веря в целебные свойства такой воды.
- В четвёртом дворе есть позолоченный павильон Ифтарийе, который возвышается над садами Топкапы, Золотым Рогом и Галатской башней, отсюда открывается красивый вид. Правители любили здесь поужинать и встретить закат.
- Несмотря на мусульманскую культуру, в Топкапы хранятся и христианские реликвии, которые попали сюда после завоевания Константинополя, например мумифицированная рука святого Иоанна Предтечи, которой он крестил Иисуса, и части черепа святого апостола Петра.
- В годы расцвета во дворце Топкапы проживало до 5 тысяч человек. При этом в дворцовых кухнях одновременно работало до тысячи поваров. Каждый год сюда привозили 30 тысяч цыплят, 23 тысячи баранов и 14 тысяч телят.
- В гарем предпочитали брать чернокожих евнухов. Если султанская жена или наложница каким-то невероятным образом забеременела бы от чёрного евнуха, их ребёнка-негритёнка невозможно было бы выдать за султанского. Кроме того, считалось, что чёрнокожие болели после кастрации меньше белых.
- В наложницы попадали девочки, украденные османами или проданные в гарем собственными родителями. В гаремную школу брали девочек от пяти лет, там их учили этикету и искусству до 15 лет. Когда девушка попадала в гарем, ей давали новое имя. После рождения ребёнка от султана наложница получала право на отдельную комнату и свою прислугу.
Ежегодно в Топкапы приезжают 2 миллиона туристов, что делает его самой посещаемой достопримечательностью столицы Турции. И это неудивительно — место богато историей, невероятными фактами и величественными постройками эпохи Османской империи.
Народное искусство
Театр теней, народный театр, сказочник
Пьеса Карагёза, народный театр «посередине» и рассказы Медды часто предлагают юмористические сценические развлечения. В использовании фиксированных типов персонажей и отчасти путем импровизированного развития грубо смешного, не всегда морально правильного и критики, не спасающей действия, эти спектакли примерно сопоставимы с европейской комедией дель арте . Карагёз и Меддах являются частью нематериального наследия человечества .
Карагёз (игра теней)
→ Основная статья : Театр Карагёз
Карагёз — это игра с тенями, в которой фигурки, вырезанные из кожи и прикрепленные к палке, перемещаются игроком ( karagözcü , hayyâlbâz ) за освещенный занавес. Игрок говорит голосами персонажей, поет и издает звуки. Два музыканта сопровождают выступление колокольным барабаном ( дайре ) и флейтой ( кавал ). Традиционно игра с тенями разыгрывалась в месяц поста Рамадан и на праздниках обрезания . Главные герои Карагёз и Хасиват представляют собой противоположных персонажей с фиксированными характеристиками, которые во взаимодействии с другими персонажами и мифическими существами несут сюжет в часто забавных и грубых диалогах.
Орта Оюну (Народный театр)
→ Основная статья : Орта Оюну
Традиционными темами Орта Оюну («игра посередине») были типичные ситуации из жизни людей, имитация и карикатура на определенные типы персонажей. Частично импровизированные представления характеризовались остроумными и грубыми каламбурами .
Меддах (рассказчик)
Проведение медды в кофейне
→ Основная статья : Меддах
Меддах был рассказчиком, который обычно выступал перед небольшой аудиторией, часто в кофейне. Повествования, в основном построенные как диалог, основывались на презентации и выразительности рассказчика. Медды часто играли разных персонажей и использовали разные реквизиты, чтобы лучше их изображать. Ее рассказы были либо классическими рассказами, такими как «Тысяча и одна ночь», популярными сказками Османской империи, либо рассказами из повседневной жизни. Медды обычно были путешествующими художниками, чьи пути вели из одного крупного города в другой.
Сегодня плоские тканые ткани ( килимы ) считаются оригинальным художественным тканым изделием сельских деревень и кочевников , на которое практически не повлияли искусство османской придворной мануфактуры или требования экспортного рынка . Килимы изготавливались (и производятся) коренными курдами , а также ёрюкенами и другими кочевыми народами Анатолии, которые наиболее тесно связаны с традиционным образом жизни тюркских народов , для собственного использования. Поскольку ткань изнашивалась и никогда не рассматривалась и не собиралась как произведение искусства до 20-го века, самые старые сохранившиеся образцы османской эпохи относятся только к 19-му веку. Узоры плоского плетения следуют своим собственным правилам, которые восходят к ранним временам тюркских народов Запада и Центральной Азии. Ткачество специализированных товаров для дома на неопределенный срок стало одним из основных средств культурного и художественного выражения самобытности сельского населения и кочевых племен.
исторический обзор
Историческое развитие Османской империи привело к глубоким изменениям в культурной деятельности, которые повлекли за собой новую роль османских султанов, а также интенсивное изучение разнообразия соседних исламских и христианско-европейских культур.
- 1450–1520 гг.
После завоевания Константинополя (1453 г.) и империи мамлюков в битве при Мардж-Дабике возле Алеппо и битвы при Райдании у Каира в 1517 г. большая часть Средиземноморья и основные страны исламского мира попали под власть Оттоманская империя. Руководствуясь имперской идеей Мехмета II , культурный эклектизм сформировал динамичную культуру 15 века. Время после завоевания Константинополя также ознаменовало начало интенсивного изучения западноевропейского мира эпохи Возрождения и последующих лет.
- С 1520 по 1570 год
Период после расширения Османской империи характеризуется выражением нового образа себя как большой империи и дальнейшими политическими и идеологическими изменениями, которые идут рука об руку с новой ролью ведущей державы в исламском мире. .
- 1570–1600
Спонсоры и художники отреагировали на изменение, дифференциацию и укрепление нового правила, а также на экономический и социальный порядок соответствующими изменениями в своей продукции и в использовании различных культурных средств массовой информации.
- С 1600 по 1839 год
Со смертью Мехмеда III. начался длительный период относительной стабильности. В течение этого времени, за исключением периодов вооруженных конфликтов, торговля между Империей и Европой могла процветать, и торговцы и паломники могли путешествовать относительно спокойно. Однако, несмотря на бесспорную роль султана как защитника веры и гаранта общественного порядка, между правящей элитой Стамбула и подданными в провинции возникла напряженность.
- 1839 по 1923 год
С конца 18 века на фоне националистических восстаний в отдельных частях страны и серии тяжелых военных поражений после русско-турецкой войны (1768–1774) стала очевидной социальная и экономическая стагнация. В 1839 году с провозглашением Танзимата началось время реформ. С созданием Турецкой Республики по Кемаля Ататюрка , Османская империя закончилась в 1923 году.
Сельджуки
С 9-10-го века среди тюркских племен Туркестана начал распространяться ислам. Их стали нанимать на службу арабские халифы, которые в награду часто выделяли им пограничные и пустующие земли. Одно из племен, сельджуки, населяли азиатские степи континента от Монголии до Каспийского моря.
Турки-сельджуки, названные в честь вождя одного из племен тюрок-огузов, начали планомерную экспансию на земли, принадлежавшие Византии. К 1050 году они захватили Афганистан, Центральную Персию и начали совершать военные походы на халифат Аббасидов, со столицей в Багдаде.
В 1071 году образовалось первое в истории Турции государство, которое создали прямые предки коренного населения страны. В этом же году сельджуки, охранявшие северные границы, разбили византийские войска возле озера Ван, на востоке Малой Азии.
Сельджукский римский султанат занимал большую часть Анатолии, столицей государства стал город Конья. В 1192 году он стал основой исламского государства, султан которого призвал мусульман на борьбу с христианской Византией.
Попытки реформирования (1757-1839)
В 1774 и 1791 Россия нанесла Турции два серьёзных удара: Стамбул потерял Северное Причерноморье, Крым, Керчь, территории за Днестром, области на Северном Кавказе. Кроме того, Екатерина II добилась права свободного прохождения российских судов через черноморские проливы.
Исправить ситуацию попытался султан-реформатор Селим III (1789-1807). Он модернизировал армию, усовершенствовал систему образования и изменил налоговую систему. Однако его преобразования были встречены протестом янычар – главной реакционной силы Османской империи. В итоге, султан был свергнут, а позже — убит.
В первой половине XIX века по балканским государствам и Пелопоннесу прокатилась волна восстаний. Одновременно Османская империя потеряла Алжир и Египет. Россия и Европа, с одной стороны, претендовали на территории ослабевшей Турции и поддерживали выступления против Стамбула, но, с другой, не желали полного распада империи, понимая, что наличие подобного государства в Малой Азии необходимо для поддержания баланса сил в регионе. Поэтому соседние державы, даже ведя войны, продолжали поддерживать существование Турции в прежнем виде.
Хеттское царство
Первой великой цивилизацией в Анатолии стало государство хеттов, которое возникло на рубеже 19-16-го веков до нашей эры. После распада родоплеменного строя, которому способствовало проникновение семитских торговых колоний, стали образовываться города-государства. Между ними развернулась борьба за политическую гегемонию, в которой победил город-государство Куссар, контролировавший обширную территорию. Позже историки назвали это политическое образование Хеттским царством.
Жители царства поклонялись богине солнца и богу дождя и шторма. У ашшурских (одно из семитских племен) купцов была заимствована письменность и язык.
Государство захватило Сирию, воевало с Египтом, где правил великий Рамсес II и противостояло вторжению «людей моря» с греческих островов. Однако после очередного большого нашествия древних греков страна вновь распалась на маленькие царства. Разрозненные города-государства легко захватил Кир, император Персии (550-530 гг. до н. э.).
Примерно в 330 году до н. э. Александр Великий завоевал Анатолию. После его смерти началась война между македонскими полководцами, делившими наследство своего царя. В итоге кельтские племена галатов легко захватили страну в 279 году до н. э, основав государство со столицей в Анкаре, которая первый раз в истории Турции стала политическим центром страны.