Пить до победного
Сегодня миф о том, что русская нация самая пьющая в мире уже опровергнут. К примеру, статистика ВОЗ утверждает, что русские заметно уступают в этом компоненте прибалтам. Но в старину видимо было иначе: пристрастие русских к горячительным напиткам отмечалось чуть ли не в каждом втором очерке о России.
Английский дипломат при московском дворе Джайлс Флетчер (1548–1611) писал, что приступая к еде русские обыкновенно выпивают чарку водки, целуя друг друга при каждом глотке, потом ничего не пьют до конца стола, но тут уже напиваются вдоволь так, что после обеда с ними нельзя ни о чем говорить. «Напиваться допьяна каждый день в неделю у них дело весьма обыкновенное», – отмечал англичанин.
Безо всякого стыда
С русской баней познакомились почти все приезжающие в Россию европейцы. На многих она произвела неизгладимое впечатление, некоторых ужаснула. Сначала в клубах раскаленного пара хлестать себя мокрыми прутьями, а затем еще и бросаться в ледяную купель. Для заезжего гостя это было слишком.
Немецкий ученый Адам Олеарий (1603-1671) с изумлением отмечал, как русские могут выносить нестерпимый жар, потом еще выбегать на улицу, обливаться ледяной водой или валяться в снегу, обтираясь им словно мылом.
Чешский путешественник второй полвины XVII века Бернгард Таннер, решившийся посетить московскую баню, испытал конфуз другого рода. «По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же, как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу, – вспоминал Таннер. – Дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом».
Копейка
Копейка. Аверс
Копейкой на Руси называлась разменная монета, никогда не менявшая номинал – она всегда (и по сей день) составляла 1/100 от рубля. С 1535 года в России начали чеканить монету, на которой был изображен Георгий Победоносец (в просторечии его называли «Егорий», «всадник», «ездец») с копьем в руке – отсюда и «копейка».
Копейка как денежная единица всегда имела для русских особое значение – не случайна поговорка «копейка рубль бережёт». В России даже есть несколько памятников копейке. Несмотря на то, что сегодня копейка в расчетах почти не употребляется, её не собираются выводить из денежного обращения.
Дружина
Виктор Васнецов. «Отдых Великого князя Владимира Мономаха после охоты»
Дружиной (от слова «друг») называлось войско князя. Изначально в дружину входили его ближайшие друзья и боевые товарищи, которые были не только соратниками, но и военными и гражданскими советниками князя. С XII века дружина разделилась.
В «лучшую» дружину входили бояре, те самые ближайшие друзья и советники князя, которые обязательно бывали с ним в бою (отсюда и «боярин»). «Молодшей» дружиной называлась более многочисленная гвардия князя, также участвовавшая в боях и походах, но не в советах и управлении. В случае гибели князя дружина могла разойтись, а могла перейти к его преемнику или победителю. С образованием Московского государства дружина перестала существовать, уступив место боярской организации.
Князь
Аполлинарий Васнецов. «На дворе удельного князя»
Князем у славян назывался вождь племени, он же глава рода. Со временем этим словом стали называть глав раннефеодальных государств – княжеств. В них князь был предводителем воинства, защищавшего население от набегов и разбоя, главным арбитром любых судебных споров, а также религиозным лидером.
С развитием общества и государства появились великие князья – главы княжеств, и удельные князья – менее значительные правители, которые часто не имели собственного княжества, а служили великим князьям. Иван Грозный был первым великим князем Московским, венчашимся на царство – так в России появился царь, по сравнению с которым все князья стали менее значимы.
Дело в пеленках
На русскую силу и удаль обращали внимание многие зарубежные авторы. Французский механик Клод Шапп (1763-1805) объяснял это тем, что в России не знают множества одежды и сковывающих движение бинтов, которыми во Франции пеленают детей
«Они, по словам Шаппа, не только вредят развитию мускулов, но и являются главной причиной того, что в других странах Европы встречается большое количество уродов, в то время как в России они редки». По этой причине жители России меньше подвержены недугам, – считает француз.
По мнению иностранцев, крепости организма способствует физическое воспитание, которое практикуется по всей России. Итальянский дворянин и этнограф Аллесандро Гванини (1538–1614) зафиксировал, как «московиты безо всякого оружия смело выходят на дикого медведя и, схватив его за уши, таскают до тех пор, пока тот в изнеможении не повалится на землю».
На все руки
О русской армии европейцы писали охотно и практически всегда уважительно. Все авторы соглашались с неприхотливостью и стойкостью русских солдат. Иностранцев познакомившихся с обустройством русского войска поразило немалое количество подразделений, которые по своей боеспособности даже превосходили лучшие гвардейские части европейских армий.
Послов удивляло, что, будучи плохо подготовлена к очередной войне и необеспеченна должным образом провиантом и жильем, русская армия прекрасно выживала в экстремальных условиях, так как солдаты умели добывать пропитание и находить кров самостоятельно.
Безграничная любовь
Французский гуманист Луи Ле Руа (1510–1577) хоть и включал московитов в число «первых и самых славных народов мира» по признаку могущества и силы, однако отмечал их странную приверженность к деспотичному правлению, основанному на сакрализации личности монарха и бесправии подданных.
О том, что русские находятся под властью тиранов, писал другой француз – королевский историограф Андрэ Тевэ (1516-1592). Сравнивая «герцогов Московии», будь то Василий III или Иван IV, с тиранами Африки и Эфиопии, Тевэ отмечал, что они пользуются «абсолютной властью, как над епископами, так и над другими, распоряжаясь имуществом и жизнью каждого по своей прихоти».
Почему там моются редко и в одной той же воде
Никого не удивит тот факт, что в Европе все коммунальные услуги намного дороже: там в квартирах почти всегда суровые 18 градусов, посуду моют в тазике и лишний раз окно не открывают. Так что приехать туда и продолжить по-барски умывать лицо проточной водой у русской красавицы не получится – в лучшем случае дамы рядом заметят и намекнут на экономию, или астрономический счет в конце месяца обеспечен. В общем, там принято заткнуть раковину и скромненько умыть ладошками лицо, потом в этом же почистить зубы и еще прополоскать чашку от утреннего кофе – не пропадать же воде. А особо экономные еще и мужу оставят эту самую воду.
Но главный камень преткновения между привычками эмигрантов и счетами за воду – душ. Несмотря на цены, к ежедневному душу привыкли по всему миру; правда за границей он длится даже не 10 минут, а как можно меньше – до 2-х минуток. Голову чаще всего моют отдельно, около 2 раз в неделю – и для волос полезнее, и воды тратить меньше.
Прическа, к слову, легко отличает в толпе девушку из СНГ от коренной европейки – если у первой всегда будут чистые волосы и тщательная укладка, то у жительницы запада слегка засаленные пряди никого не смущают. Ну а что – голову мыть дорого. Пришлось привыкнуть к невозмутимости и ввести в моду «влажные» прически, которые на самом деле «жирные».
При отсутствии доступа к душу дважды в день европейки привыкли в течение дня обтираться влажными салфетками – для незнающей ситуацию приезжей увидеть такое в первый раз будет слегка дико. У нас все-таки принято их использовать для очистки обуви, сумки, стола… А тут вытирают открытые зоны, хорошо хоть – чаще всего в дамской комнате. Да в России такое можно увидеть только в самую дикую жару в совершенно необжитой местности при крайних условиях!
Вече
Аполлинарий Васнецов. «Вече»
Вече – так в русских землях называлось народное собрание, которое созывалось для обсуждения насущных вопросов общественной жизни. Вече было органом прямой демократии. В нем принимали участие «мужи» – главы свободных семейств, вес голоса которых определялся их социальным статусом. От слова «вече» происходит слово «совет».
После формирования Русского государства в нем некоторое время действовал Земский собор – орган представительной власти, созывавшийся со всех земель для решения крупнейших государственных вопросов. Земский собор мог утверждать на царство царей, объявлять о сборе ополчения, принимать крупные государственные документы, например Судебник или Соборное Уложение.
Община (мiр)
Фирс Журавлев. «Крестьянская сходка»
Община – это форма организации крестьянского общества. Она также называлась словом мiр, которое согласно правилам дореволюционной орфографии писалось с так называемым десятеричным i, чтобы различать слова «мир» (как отсутствие ссоры, вражды) и «мiр» (как община).
Община несла коллективную ответственность за своих членов, могла выбирать из своей среды представителей и коллективно решать касающиеся всех её членов вопросы. Одной из главных социальных целей большевиков после революции 1917-1918 годов было разрушение общинного строя – это было нужно, чтобы подорвать саму основу исконного крестьянского коллективизма.
Хоромы
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. 1932 г. Реконструкция. Д. Сухов
Хоромами на Руси называлось большое деревянное строение, состоящее из многих клетей, соединенных переходами. В хоромах жили цари, бояре, знатные люди. Если эти строения были каменными, их уже называли не хоромами, а палатами. У хором никогда не было типового плана – считалось, что чем уникальнее хоромное строение, тем оно лучше. Царские или княжеские хоромы, например, постоянно перестраивались и достраивались. Этот относительный беспорядок и постоянная реконструкция были призваны показать могущество и богатство правителя.
Изба
Алексей Саврасов. «Пейзаж с избушкой»
Избой в дореволюционной России называлось в принципе любое помещение или часть помещения, отапливаемое печью. Даже помещения царских дворцов могли называться «избами» – например, «Передняя изба» – первая комната, в которую попадали гости мужской половины дворца, а «отхожая изба» – помещение туалета.
Так что и крестьяне, и цари в России жили в избах. Избой также назывался отдельный дом, а его центральная часть (сруб с четыремя стенами) носил название клеть. Если клеть стояла не на земле, а на деревянной или каменной основе – подклете, – то она называлась горницей.
Ряд
Образец скорописи XVII столетия — Российская национальная библиотека
В современном русском «ряд» – последовательность предметов или явлений. Но в древней Руси это слово означало «договор, соглашение» – поэтому от этого корня происходит слово «порядок», а также ещё десятки существительных и глаголов, связанных с идеей договора: Документ, фиксировавший «ряд», назывался рядной грамотой.
Ряд мог заключаться как между социально равными людьми, так и между князем и его дружиной, между князем и подвластным населением, даже между городами и землями. Ряд обычно заключался при свидетелях – «послухах», имена которых указывались в рядной грамоте.