15 малобюджетных фильмов, ставших хитами проката

Какие жанры фильмов оказываются наиболее прибыльными?

Интересно, что на протяжении прошлого века всегда популярными, а значит и кассовыми, были исторические драмы, фильмы о войне и мюзиклы. Но в XXI веке тенденция явно изменилась. Неожиданно выстрелили кинофраншизы. Историям супергероев уже не один десяток лет, но именно сейчас они обрели мировую популярность. В результате комплект фильмов вселенной Marvel собрал уже 22 миллиарда долларов, а картина «Мстители: Финал» (четвертая часть саги «Мстители») вообще занимает первое место по сборам.

Не составит особого труда отыскать в списке и фильмы про Гарри Поттера по книгам Д. Роулинг, несколько частей «Форсажа», «Пиратов Карибского моря». Интересно, что некоторые кинофраншизы уже десятки лет выходят на экраны: «Звездные войны», «Джеймс Бонд», «Звездный путь». Как знать, может быть их более молодым конкурентам уготована такая же долгая жизнь.

Не оставили без внимания продюсеры и детей, понимая, что и на них тоже можно неплохо заработать. В списке кассовых фильмов нетрудно найти анимационные ленты производства Walt Disney, Pixar, DreamWorks и Illumination.

Конечно, абсолютный список несколько необъективен – инфляция несколько снизила успехи тех масштабных и популярных лет, которые снимались еще в 1960-1970-х годах. Повторные прокаты этих ставших уже классикой фильмов, позволяют им состязаться с молодыми конкурентами. Помогают также переиздания и воссозданные 3D версии – тот же «Титаник» дособирал таким образом по меньшей мере 100 миллионов долларов.

Но и цены на билеты постепенно растут, отодвигая былых фаворитов в глубины списка. И все же с учетом уровня инфляции самым кассовым фильмом в истории стоит признать «Унесенные ветром». А приведенные в наших таблицах сборы выражены в долларах США по курсу на момент выхода фильма.

Twitter-террор

Новации американских киноакадемиков были бы безобидным чудачеством, если бы не проходили на фоне беспрерывных восстаний меньшинств в соцсетях. Разгром — или, мягче выражаясь, переформатирование — американской индустрии начался еще в 2017 году с кампании #MeToo. Сегодня кажется совершенно неслучайным, что активисты движения начали свой крестовый поход против харассмента с выдающегося актера Кевина Спейси и великого продюсера Харви Вайнштейна.

Кто только не попал с тех пор под шквал обвинений — зачастую абсолютно необоснованных. Дастин Хоффман и Джеймс Франко, Майкл Дуглас и Азия Ардженто… Ни звездный статус, ни талант, ни даже преклонный возраст, — ничто не спасало жертв Twitter-террора.

Потренировавшись на харасcменте, хейтеры освоили тематику Black Lives Matter. Зима 2018—2019 ознаменовалась неслыханно мощной кампанией по лоббированию «Черной пантеры». Чернокожие зрительские массы, а также «союзники чернокожих» (сегодня в США это практически официальная должность) требовали выдать этому заурядному блокбастеру Оскар за лучший фильм.

Проблема в том, что в этой номинации награда исторически предназначается недорогим высокохудожественным фильмам. Блокбастеры ее не получают. Перепуганные киноакадемики срочно придумали специальную номинацию «Лучший коммерческий фильм». Но нет, и это не устроило рыцарей расовой справедливости. Они обвинили Киноакадемию в создании «гетто для меньшинств».

Несколько лет раскручивалась тема «слишком белый Оскар». Вскоре оказалось, что все голливудское кино тоже «слишком белое». Черных актеров стали приглашать на главные роли даже в те фильмы, где это выглядело предельно нелепо — так Идрису Эльбе досталась роль Стрелка в «Темной башне» по Стивену Кингу.

Но, выбив квоту для цветных актеров, активисты на этом не остановились. Возникло парадоксальное требование о том, что представителя меньшинства должен играть непременно представитель меньшинства

Недавно оскароносная чернокожая красотка Холли Берри была вынуждена отказаться от роли трансгендера, потому что общественность потребовала, чтобы его играл настоящий трансгендер — и неважно, если он (она) вообще играть не умеет. Два года назад такая же история приключилась со Скарлетт Йоханссон

Давление общественности на киноиндустрию только нарастает. Любой вип, посмевший критиковать это безумие, моментально уничтожается вместе со своей репутацией и карьерой. Для таких изгоев возникло даже специальное понятие — cancel culture, буквально «культура уничтожения».

1 место. Пираты Карибского моря: На странных берегах (бюджет $ 403 млн)

Рисунок 10. Самый дорогой фильм в мире

Если коснуться сюжета 4 части эпопеи, здесь можно отметить, что война между Джеком Воробьём и Гектором Барбароссой окончена – герои объединяются для достижения общей цели.

Изменения были проведены и в актёрском составе. Игравшие ранее Кира Найтли и Орландо Блум отказались принимать в них участие, но добавились Пенелопа Крус и Ричард Гриффитс.

Условия участия Джонни Деппа обошлись бюджету в 35 млн и 1% от общих сборов в момент премьерного показа. В результате за исполнение сумасбродного весельчака он заработал 56 млн.

Перед началом съёмок фильма-лидера данного рейтинга студия Walt Disneyвысказала предположенияео том, что на производство заключительной серии саги будет потрачено намного меньше, чем на ранние. Планировалось сэкономить практически на всём:

  • Сокращение количества съёмочных дней.
  • Снижение количества дорогостоящих эпизодов на море.
  • Уменьшение количества спецэффектов, сделанных на высокотехнологичном оборудовании.

Однако результат превзошёл ожидания – бюджет фильма делал его самым дорогим в истории всего кинематографа.

Из данного рейтинга можно сделать заключение, что ошеломляющие вложения в съёмки фильма не могут гарантировать его успех у зрителей. Живой пример тому вышеупомянутые «Водный мир» или провалившийся «Джон Картер». Даже Голливуд с его знанием основной специфики киносъёмок периодически делает колоссальные промахи.

2 место. Пираты Карибского моря: На краю света (бюджет $ 347 млн)

Рисунок 9. Продолжение приключений Джека Воробья

Третья часть приключенческо-комедийной эпопеи о Джеке Воробье. Съёмки проходили в 2 этапа: одновременно со второй серией и после её премьеры – в 2006 г. Последние дни перед премьерой неоднозначно воспринимались критиками, получая самые разнообразные рецензии. Однако выход на большой экран опроверг часть из них, доказав широкую востребованность.

Учитывая звездный актёрский состав, немалая часть бюджета фильма была потрачена на их гонорары. Столько зарабатывают только самые богатые спортсмены мира. Однако Гор Вербински здесь пошёл на ухищрения, заключив с ними контракт, подразумевающий съёмки сразу в 2 фильмах, поэтому в итоге они не кажутся такими впечатляющими.

Самые кассовые фильмы с учетом инфляции

Маркетинг ради продвижения современных фильмов часто не принимает во внимание инфляцию, что помогает продвинуть фильм в рейтинг самых кассовых. Все же ради объективности стоит учитывать фактор изменения цен, чей долгосрочный эффект должен значительно перекроить топ-список самых кассовых фильмов

Неслучайно в абсолютном списке очень мало фильмов прошлых лет. Для компенсации изменений в курсе валют была придумана поправка на инфляцию. Говорить, что это позволяет точно оценить успех, нельзя, ведь стоимость билетов не всегда менялась параллельно инфляции. Если в 1970 году билет в кино стоил 1,55 доллара или 6,68 в пересчете на цены 2004 года, то в 1980 году билет стоил уже 2,69 доллара, но в ценах 2004 года он даже подешевел до 5,5. Да и во всем мире цены на билеты менялись разными темпами. Опираться на число проданных билетов тоже не получится, ведь для старых фильмов известна только общая сумма сборов.

И хотя сформировать некий универсальный критерий кассовости фильма будет довольно сложно, такие попытки были сделаны

Во внимание принимался индекс цен для корректировки валовых значений, а также курс обмена и конвертаций валют. Эти критерии и помогли подняться некоторым старым фильмам

В итоге лидером окончательного рейтинга стала лента «Унесенные ветром», снятая еще в 1939 году. Именно она считается самым кассовым фильмом в Книге рекордов Гиннесса. В 2014 году сумма сборов с учетом инфляции была оценена в 3,4 миллиарда долларов. Есть разные оценки этой суммы в зависимости от источников, от 3 до 3,8 миллиардов.

Соответственно, до конца непонятно, кто является главным конкурентом лидера – одни ставят на вторую строчку «Аватар» (2009) с 3 миллиардами, а другие – «Титаник» (1997) с 2,9 миллиардами.

Название Кассовые сборы Год
1 Унесённые ветром 3 713 000 000 1939
2 Аватар 3 260 000 000 2009
3 Титаник 3 087 000 000 1997
4 Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда 3 049 000 000 1977
5 Мстители: Финал 2 798 000 000 2019
6 Звуки музыки 2 554 000 000 1965
7 Инопланетянин 2 493 000 000 1982
8 Десять заповедей 2 361 000 000 1956
9 Доктор Живаго 2 238 000 000 1965
10 Звёздные войны: Пробуждение силы 2 206 000 000 2015

4 место. Человек-паук 3: Враг в отражении (бюджет $ 298 млн)

Рисунок 7. Заключительная часть «Человека-Паука»

Последняя часть о приключениях героя, роль которого исполняет Тоби Магуайр, выходит на экран в 2007 г. и становится самой кассовой в кинематографе, собрав за первый уикенд 375 млн.

Высокотехнологичное оборудование, использующееся в процессе съёмок, позволило создать огромное количество спецэффектов. Их количество сделало фильм интереснее, зрелищнее и быстрее, что является причиной массового успеха.

Российский кинопрокат тоже не разочаровал его создателей. Аналогично американскому, был поставлен рекорд выходных: кассовый сбор достиг своего апогея в размере 7 млн. Проведённое интернет-голосование подтвердило, что 97% опрошенных оценили картину по высшему баллу.

В общем человечество потратило на его просмотр 890 87 млн долларов, что на тот момент являлось третьим показателем, уступая лишь списку таких:

  • «Пираты Карибского моря: На краю света».
  • «Гарри Поттер и Орден Феникса».

Интересным может быть тот факт, что при бюджете в 298 млн стоимость минуты «Человек Паук 3» обошлась его создателям более чем в 2 млн.

10 место. Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца (бюджет – $ 267 млн)

Рисунок 1. Дейви Джонс – очередной противник Воробья

Фильм был снят в 2006 г. Он стал продолжением нашумевшей первой части. Депп снова появляется в образе капитана Джека Воробья. Киностудия сразу определилась снимать вторую и третью части, поэтому бюджет был рассчитан в качестве единого целого. Сумма общего сбора за прокат в кинотеатрах мира составила 1 045 713 802 доллара.

Половину вложенных в него денег фильм отбил в первые выходные. Премьера состоялась 7 – 9 июля, а утром 10-го сборы составили 135 млн. До этого рекордсменом являлся «Человек-паук».

Один только Джонни Депп получил за свою работу во второй части около 55 млн долларов. Баснословная сумма очевидна – без его участия фильма просто не будет. Это так называемый локомотив, тянущий за собой все серии.

Классики в пролете

Формально говоря, ничего страшного в новых правилах номинации на Оскар нет. На худой конец, члены съемочной группы всегда могут бросить между собой жребий и договориться, кто будет изображать из себя гея, чтобы соблюсти квоту по меньшинствам.

Другое дело, что эти правила — только верхушка айсберга. На самом деле в Голливуде давно уже сложился консенсус относительно того, каким должен быть претендент на главную американскую кинонаграду. И это подразумевает куда больше ограничений, чем то, что зафиксировали в Киноакадемии.

Например, в вечнозеленой классике 1939 года «Унесенные ветром» все современные правила номинации на Оскар соблюдены. Огромное число чернокожих во второстепенных ролях, никак не меньше 30% женщин и цветных в составе актерской группы, блестящая игра Хэтти МакДэниел — за свое исполнение роли няни актриса стала первой афроамериканкой, получившей «Оскар». Наконец, чернокожие персонажи показаны очень симпатично, без намека на расизм.

И все-таки шедевр Флеминга недавно подвергли жесточайшей критике в соцсетях. Видите ли, чернокожие актеры — в полном соответствии с исторической правдой — играют там чернокожих рабов. А это неполиткорректно. По мысли критиков, они, вероятно, должны были играть плантаторов, а Вивьен Ли и Кларк Гейбл — горбатиться на плантации. «Унесенных ветром» удалили со стриминговых платформ, а потом стали показывать с дисклеймером, полным извинений за неполиткорректность авторов. Хотя по форме все правила там соблюдены.

Возьмем любой классический фильм Голливуда — ну, к примеру, «Римские каникулы» 1953 года. С одной стороны, в нем нет ни геев, ни негров. Зато главную роль играет Одри Хепберн — белая, цисгендерная, но все-таки женщина. В составе актерской группы присутствует около 30% женщин.

Но давайте представим, что гениальный фильм Уильяма Уайлера выходит на экраны сегодня. Представители ЛГБТ моментально заявили бы, что в нем нету ни одного актера или персонажа нетрадиционной ориентации. Точно так же возмутились бы представители цветных меньшинств.

Сугубо патриархальным выглядит сегодня и сам сюжет фильма

Что это за старомодная любовь между героем и героиней? Вот если бы персонаж Грегори Пека замутил бы со своим другом — фотографом в исполнении Эдди Альберта, а героиня Одри Хепберн влюбилась бы в какого-нибудь негра… Откуда негр в Риме? Неважно

В общем, сегодня «Римские каникулы» были бы разруганы в хлам, а об Оскаре создатели даже мечтать не могли бы. Но вернее всего, такой фильм просто был бы зарублен на этапе сценария.

6 место. Мстители: Эра Артрона (бюджет $ 283млн)

Рисунок 5. Эпическая сага о супергероях

После её просмотра складывается мнение, что картина перенасыщена спецэффектами, всего их здесь насчитывается более 3 000 планов. Фильм снят по сюжету комиксов Marvel и является продолжением нашумевшей саги «Мстители», выпущенной 3 года назад.

Несмотря на то, что в 2017 г. в съемоки второй части было вложено на 10 млн больше, чем в первую, превзойти её по количеству сборов она не смогла.

Таблица 1. Доходность, полученная от кинотеатров мира, выглядит следующим образом:

Место показа Сумма сборов, млн долларов
США 459,1
РФ 33,84
Остальные страны 912,54
Общие сборы 1 405,4
Общий бюджет 283

Зарплата Роберта Дауни-младшего за съёмки в фильме составила 40 млн, Скарлетт Йохансон за роль «Черной вдовы» – 20 млн. Гонорар остальных актёров не превышает 6 – 7 млн.

«Рокки» (1976)

Сборы: $225 млн

Написав сценарий «Рокки» буквально за три дня, Сталлоне отправил его продюсерам с условием сыграть главную роль. Те, несмотря на желание выбрать на роль главного героя другого актера, в конце концов согласились на условие Сильвестра. Спортивной драме о боксере Рокки Бальбоа суждено было стать настоящим хитом проката (по современным меркам фильм собрал $978 миллионов при бюджете в $5 миллионов). Картина не только получила премию «Оскар» как лучший фильм, но и стала рекордсменом по кассовым сборам в 1976 году, а также запустила целую франшизу, принесшую ее авторам сотни миллионов.

«Моя большая греческая свадьба» (2001)

Сборы: $369 млн

Романтическая комедия Джоэла Цвика, одним из продюсеров которой выступил Том Хэнкс, своей тематикой и ярким этническим колоритом смогла завлечь в кинотеатры толпы зрителей. Удивительно, но, несмотря на столь впечатляющие сборы, картине так и не удалось забраться на первую строчку бокс-офиса США. Тем самым «Моя большая греческая свадьба» стала фильмом с наибольшими кассовыми сборами, при этом так и не возглавившим чарт. Зато картина Цвика смогла отнять звание самого прибыльного независимого фильма у хоррора «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», а также стала самой прибыльной романтической комедией всех времен.

«Токсичнее, чем Чернобыль»

Главный вопрос сегодня — удастся ли американским кинематографистам приспособиться к новой цензуре с ее постоянно меняющимися и все более причудливыми правилами. В конце концов, Голливуд в свое время успешно пережил введение кодекса Хейса. А ведь он регламентировал продолжительность поцелуев на экране, запрещал множество тем, включая адюльтер и аборты, и вынуждал режиссеров изъясняться эзоповым языком: например, секс на экране показывать было запрещено, но если герой и героиня, оба полностью одетые, раскуривали одну на двоих сигарету, то зритель догадывался, что перед этим у них был половой акт.

И ничего, даже в этих условиях Голливуд выдавал на-гора шедевры — здесь и films noires 40-х, и шедевры Хичкока, и глубоко человечные ленты Уайлера, и до сих пор не теряющие свежести картины Элиа Казана.

Хочется надеяться, что и сегодня голливудские режиссеры как-то освоятся в условиях цензурного диктата, может быть, придумают новый эзопов язык. Однако моральная атмосфера на съемочных площадках дает мало поводов для оптимизма.

«Сейчас на съемки — будь то актерская игра или сценарий, операторская работа или постановочная часть — берут только цветных, женщин или ЛГБТ. Если ты белый, приходится молчать, иначе тебя заклеймят расистом. Атмосфера токсичнее, чем в Чернобыле», — на условиях строжайшей анонимности рассказал британскому таблоиду Daily Mail некий белый работник Голливуда средних лет.

Антибелый расизм, откровенная дискриминация «цисгендерных» мужчин и женщин (то бишь тех, у кого сексуальная ориентация совпадает с полом), жесточайшая травля диссидентов и поиск все новых «врагов народа», — «моральная паника» в современном Голливуде близко напоминает не то сталинские чистки, не то «культурную революцию».

«Я не представляю, что дам главную роль в своем фильме белому чуваку, — заявляет один из самых влиятельных режиссеров современного Голливуда, обладатель Оскара афроамериканец Джордан Пил. — Не то что я против белых чуваков. Просто такое кино я уже видел». Скажи что-нибудь подобное его белый коллега — и вылетел бы из профессии до конца жизни.

Есть теория, что в Голливуде все делается ради прибыли — в том числе и вводятся новые нормы политкорректности. Однако цифры говорят об обратном. Антибелый расизм и гетерофобия окупаются плохо. Дело в том, что афроамериканцы, на которых рассчитана залепуха в стиле «Черной пантеры», составляют всего 12% от населения США. Они просто не в состоянии обеспечить фильму большую прибыль. А белую публику заманить на этот трэш все труднее.

Плохие сборы сделала «Темная башня» — миллионы фанатов стивенкинговской саги во всем мире не пошли смотреть на чернокожего Стрелка. Только что провалился в прокате «Довод» Кристофера Нолана — во многом из-за чудовищной игры афроамериканца Джона Дэвида Вашингтона в главной роли.

Еще хуже, что все эти свары вокруг трансгендеров и афроамериканцев во всем остальном мире воспринимаются как непонятное, сугубо местечковое извращение. Погружаясь в них, Голливуд теряет свое глобальное значение — и свою аудиторию. Ну, какому китайцу, индусу, русскому интересны эти разборки на темы политкорректности? Миллиарды непродвинутых зрителей по-прежнему хотят от Голливуда все того же сюжета — он любит ее, она любит его, потом погоня, потом песня и хэппи-энд. Но именно этого и не позволяет обезумевшая политкорректность.

«Американские граффити» (1973)

Сборы: $115 млн (в США)

Еще за несколько лет до создания космической эпопеи «Звездные войны» Джордж Лукас благодаря успеху «Беспечного ездока» Денниса Хоппера получил возможность снять картину с довольно скромным бюджетом (примерно $4,5 миллиона по современным меркам, из которых внушительную часть потратили на лицензии 45 музыкальных композиций) и с несколькими почти никому неизвестными юными актерами. Комедийная драма «Американские граффити», рассказывающая об одной простой ночи американской молодежи 1962 года, удивительным образом выстрелила, собрав сумму, эквивалентную современным $650 миллионам. А ведь с некоторыми членами съемочной группы фильма из-за недостатка средств в бюджете расплатились лишь упоминанием их имен в титрах.

3 место. Титаник (бюджет $ 298 млн)

Рисунок 8. Любовная мелодрама из прошлого века

Легендарный фильм Джеймса Камерона показывает гибель одноимённого лайнера и происходящие на этом фоне взаимоотношения 2 молодых людей. Выход картины на большой экран знаменуется датой 19.12.1997 г., с того момента он много раз становился лидером в разных сегментах:

  • Первая картина, преодолевшая рубеж сборов в 1 млрд.
  • Вторая, преодолевшая рубеж в 2 млрд.
  • За свой первый показ «Титаник» заработал 1,8 млрд, что стало абсолютным рекордом в течение 12 лет. Сдвинуть его с первой позиции смог только «Аватар», снятый Камероном в 2009 году.
  • Выдвижение на «Оскар» происходило в 14 номинациях, из которых 11 он получил.

На сегодняшний день в истории существования картины было использовано несколько релизов:

  • В год 100-летней памяти о катастрофе фильм был представлен зрителю в формате 3D и IMAX 3D, случилось это в 2012 г.
  • В честь 20-летней даты с момента первого показа «Титаника» 1 декабря 2017 г. в Америке был запущен повторный релиз, собравший 691 642 доллара.

Общая сумма кассовых сборов с показов всех релизов и версий составила рекордные 2 187,44 млн.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: