«экипаж» 41 год спустя: как сложились судьбы основных актеров знаменитого фильма

Интересные факты

  • Одним из главных «героев» фильма стал самолёт Ту-154Б, борт СССР-85131. Самолёт принадлежал бориспольскому авиаотряду. Во время одного из перелётов на нём разлили ртуть. Чтобы выпарить ртуть, сначала через салон гоняли водяной пар, однако это привело к тому, что самолёт потерял нормы лётной годности, и его решили списать. Самолёт в данный момент находится на лётном поле учебной авиатехбазы Криворожского авиатехколледжа. Примечательно, что свою последнюю посадку самолёт совершал не на ВПП, а прямо на грунт.
  • Съёмки тушения хвоста велись с использованием уцелевшего хвостового оперения от сгоревшего в Толмачёво Ту-154 85087.
  • Вообще же, помимо 85131 и 85087, в кадр попадали следующие борта Ту-154 (перечислены те, у которых отчётливо заметен бортовой номер): 85330, 85074, 85014, 85078, 85301, 85179, 85162, 85232.
  • Несмотря на то, что фильм выходил без широкой рекламы, на второй день уже невозможно было достать на него билет, а у касс кинотеатров выстраивались очереди[источник не указан 419 дней].
  • Эпизод, в котором герой Леонида Филатова соблазняет героиню Александры Яковлевой стал одной из первых в советском кинематографе (особенно для картин вышедших в широкий прокат) эротических сцен.
  • По словам Александра Митты в первоначальном варианте фильм должен был заканчиваться так:

Но под давлением руководства концовка была изменена.

Рабочее название фильма было «Запас прочности»

  • Литературный сценарий фильма, опубликованный в ежегодном альманахе «Киносценарии» (), имел название «Особые обстоятельства».
  • Рубрика тележурнала Каламбур «Крутое пике» появилась благодаря именно этому фильму.

Как появился первый советский фильм-катастрофа «Экипаж»

30 октября 1979 г. закончились съемки легендарного фильма А. Митты «Экипаж». Он стал лидером проката 1980 г., его увидели более 70 млн зрителей. Такого успеха никто даже не мог предположить – это был первый в СССР фильм-катастрофа, и весь процесс съемок был тоже катастрофическим: сценарий пришлось переписывать, актеры отказывались от ролей, цензура вырезала слишком откровенные по тем временам кадры. И все же результат превзошел все ожидания.

Идея снять фильм-катастрофу пришла режиссеру Александру Митте еще в 1976 г. Ничего подобного тогда в СССР не снимали, и руководство вначале не одобрило эту идею: советский самолет не мог потерпеть крушение, а Митта не хотел отказываться от идеи авиакатастрофы. Режиссеру удалось найти компромиссное решение: авария случается за границей, по причине стихийного бедствия, а не технической неисправности самолета. И благодаря героическим действиям экипажа ТУ-154 в финале возвращается в Москву. В таком виде сценарий «Запаса прочности» утвердили, правда, позже режиссер сменил название на «Экипаж».

 Однако проблемы со сценарием были не самыми большими в процессе съемок. Бюджет был очень скромным, а Митта хотел снять фильм с настоящими спецэффектами. Списанных самолетов ТУ-154 в СССР тогда не нашлось – модель была новая. На кладбище старых самолетов отыскали ТУ-114. Поскольку двигаться он уже не мог, декорации соорудили прямо вокруг него. Однако в процессе подготовки к съемкам провода дали искру, и залитый соляркой самолет запылал еще до начала съемок. Спасти ситуацию не удалось, Митта прибыл уже на пепелище. Позже эти эпизоды сняли на частях попавших в аварию самолетов.

 Катастрофы преследовали режиссера и во время подбора актерского состава. Все главные роли должны были достаться совсем не тем, кто их сыграл в результате. Командиром корабля должен был стать Алексей Петренко, вторым пилотом – Николай Караченцов, бортинженером-ловеласом – Олег Даль, стюардессой – Елена Проклова. По разным причинам все актеры отказались от съемок. Последним ушел Олег Даль, когда большинство эпизодов с ним уже было снято, – он был болен. Пересъемка требовала новых затрат, к тому же срочно нужно было разыскивать нового героя.

Место Олега Даля занял в то время широко не известный Леонид Филатов. Многих удивлял такой выбор, так как в амплуа ловеласа этого актера было трудно представить. М. Жванецкий позже о нем сказал: «Худой, злой, больной – но какова страна, таков и секс-символ». После съемок к Филатову действительно пришла невероятная популярность, особенно среди женской части населения СССР. Актер признавался, что роль плейбоя далась ему с трудом, так как в жизни он – скромный и замкнутый.

Замену Прокловой тоже искали довольно долго. Выбор пал на студентку Александру Яковлеву (на тот момент – Иванес). Митта переживал, что ее не отпустят с учебы – в те времена съемки студентов в кино не одобрялись, но оказалось, что ее отчислили за опоздания и срывы репетиций. При этом ректор предупредил, чтобы с ней не связывались – о непростом характере Иванес уже тогда ходили легенды. Директор картины Б. Криштул пожалел, что не последовал этому совету: «Но приходилось терпеть, на пересъёмки не было денег, а от одной мысли, что снова придётся искать главную героиню, бросало в дрожь. Недоучившаяся студентка вытворяла такое, что даже ветераны кино поражались: устраивала истерики, подставляла людей». Когда уже были готовы титры, актриса вышла замуж и поменяла фамилию, заранее никого об этом не предупредив. А потом устроила истерику, потребовав переделать титры.

Фильм «Экипаж» в СССР стал революционным не только в отношении спецэффектов и динамичности сюжета, но и по количеству эротических сцен. Правда, большинство из них в итоге прошлось вырезать. Но даже то, что осталось (всего около 20%), поражало воображение неискушенного советского зрителя.

Финал фильма изначально был другим – командир экипажа от пережитого стресса должен был умереть. Но министры авиации и кино возмутились такой концовкой и настояли на хэппи-энде. Поэтому в финале добавили сцену, как экипаж навещает выжившего командира в больнице.

Легендарный фильм не теряет популярности и сегодня: недавно по его мотивам режиссер Н. Лебедев снял новый «Экипаж», где Митта выступил в роли консультанта. 

По материалам: kulturologia.ru

Киноляпы

  • Из салона к двигателю вылезти невозможно — там сплошная перегородка — гермошпангоут. По сценарию её пробивают топором, однако в реальности это невозможно сделать так быстро..
  • Отверстие воздухозаборника незарешёченное и круглое, в реальности же — с решёткой и овальное.
  • Судя по репликам героев и показываемым кадрам, самолёт летит со скоростью около 650 км/ч. На такой скорости ни вылезти из самолета, ни, тем более, удержаться на нём совершенно невозможно.
  • Интересное мнение относительно взлета поврежденного Ту-154, когда он долго летит почти параллельно земле и долго не убирает шасси. Почему-то этот эпизод принимается за киноляп. Но ведь самолет получил повреждение на взлёте. И взлететь, как положено, он вряд ли мог бы.
  • У самолёта трещина была в верхней части фюзеляжа, а после включения реверса во время торможения при посадке хвост отделился от фюзеляжа сначала снизу, а потом сверху.
  • Ошибка в сцене с катастрофой самолёта в Бидри: взлетает двухдвигательный самолёт, потом попадает в трещину в полосе и взрывается мгновенно, одновременно с надломом стоек шасси, что само по себе уже неправдоподобно. Но когда потом показывают горящие останки, отчетливо видно, что это обломки самолёта с 4-мя двигателями.
  • Неоднократные ошибки с номерами самолётов, попадающих в кадр. Перед вылетом из Москвы, когда пилоты заходят по трапу в самолёт, виден номер — 85301. Когда самолёт взлетает, его бортовой номер — 85115. При этом по сценарию действие в фильме разворачивается вокруг борта 85131. Когда самолёт вылетает из Бидри, номер у него снова другой — 85179. Довершает всё это оговорка, которую допустил Тимченко перед посадкой в Бидри: «восемьсот тридцать первый, вас понял!» вместо «сто тридцать первый» или «восемь пять сто тридцать первый».
  • Бидри — аэропорт вымышленный. Однако, по всем признакам находиться он мог скорее всего в Иране или на южном Кавказе. В любом случае лететь оттуда с такими повреждениями до самой Москвы вряд ли было разумно, а учитывая низкую скорость и высоту полёта — вряд ли вообще возможно. Если даже и предположить, что самолет Ту-154 был полностью заправлен перед вылетом из Бидри, то в действительности до Москвы расстояние превышает дальность его полёта.
  • Когда люди с погибающего аэродрома поднялись в самолёт, трап, по которому они поднимались на борт, отгонять было некому. Он сам собой исчез перед тем как самолёт начал движение. В противном случае его бы опрокинуло крылом.
  • В эпизоде, когда у самолёта заколачивают трещину, проблесковый маяк отключён, зато хвост подсвечивают красным фонарём сбоку.
  • В этом же эпизоде второй ляп — эхо. В небе нет эха: там звуку, во-первых, неоткуда отражаться, а во-вторых — при такой скорости эхо не догонит крикнувшего.

История создания

Режиссёр Александр Митта обратился к Юлию Дунскому и Валерию Фриду с просьбой написать сценарий зрелищного фильма — авиакатастрофы. После романа Артура Хейли «Аэропорт» и последующей его экранизации тема авиакатастроф стала весьма популярной в Голливуде. Однако эти картины в СССР не демонстрировались. Заполнить вакуум и должна была аналогичная советская лента.Авторы решили несколько изменить традиционный ход повествования. Первую серию посвятить личным отношениям героев, а вторую — непосредственно борьбе за выживание на борту самолета. Для второй части к участию в сценарии был привлечен известный авиаинженер и преподаватель Борис Уриновский. Наконец, сценарий, получивший название «Запас прочности», утвердили и лента с очень низким бюджетом была запущена в производство. Название «Запас прочности» утверждено не было (прокатчики посчитали, что оно не очень кассовое). Уже в ходе съемок (по предложению Митты) его заменили на «Экипаж».

Трудности во время съемок

Перед съемками киношники столкнулись со множеством трудностей и преград. Министерство гражданской авиации во главе с маршалом Бугаевым не устраивала идея фильма, мол, как это наш самолет может разбиться — ведь они у нас самые лучшие и безопасные в мире. Режиссер вместе со своими коллегами смогли выкрутиться из этой ситуации и внесли в сюжет несколько важных изменений.

Кстати, многие не знают, в каком городе снимали фильм «Экипаж» 1979 года. Все дело в том, что сюжет переписали и в результате авария происходит не в СССР, а в Африке. Удивительно и то, что города Бидри, в котором происходит катастрофа, не существует на самом деле. А чтобы никаких сомнений в отечественных авиалайнерах не возникало — самолет терпит крушение из-за природного катаклизма.

Нервы режиссеры пошатнула одна история: Александр Митте планировал отснять сцену взрыва без использования макетов, то есть по-настоящему. Для этого киношники подготовили фюзеляж Ту-114, который им удалось отыскать на кладбище самолетов. Пиротехники привезли туда шесть тонн горючего. Через несколько часов должны были начаться съемки, но на месте пока никого не было. Вдруг на съёмочной площадке происходит самовозгорание. Зарево было видно за несколько километров. Сгорело все дотла.

Эти кадры были сняты с использованием макетов

О фильме “Экипаж”

Премьера фильма “Экипаж” состоялась 40 лет назад — 12 мая 1980 года. За это время фильм стал одним из самых любимых фильмов в нашей стране. И заслуга в этом режиссера Александра Митты и всей его творческой группы, показавшим нам не только красивые эффекты, но и человечность, любовь, характеры героев — настоящих, имеющих свои сильные и слабые стороны.

Фильм заслужил самые высокие оценки зрителей. На КиноПоиске мы видим 8.0 баллов после 53 642 оценок. Этот фильм имеет ремейк, снятый в 2016 году с Владимиром Машковым и Данилой Козловской в главной роли. Фильм, кстати, не так плох, но вряд ли он обойдет ленту Митты в ближайшем будущем.

На нашем сайте есть рубрика, посвященная советским фильмам. Не забывайте заглядывать в нее! До новых встреч, друзья!

Понравилась публикация? Поделись!

Аля и Валентин

Фильм как раз и начинается с семейной ссоры Али и Валентина из-за отпуска. Впрочем, все эпизоды семейной пары Ненароковых будут проходить на фоне семейных скандалов. Почему так получается, что нормальный человек, идеальный мужчина (или почти идеальный), встречает на своем пути такую как Алевтина Фёдоровна? Завистливая, злая и презирающая мужа за то, что он не воплотил ее мечты, не сделал карьеру и не принес много денег. Аля работает учителем. Я не представляю, какой из нее педагог, но на примере обращения с собственным сыном можно понять какой: одна сцена, когда она начинает стричь ребенка чего стоит!


Алик. Кадр из фильма “Экипаж”

Как же сам Валентин объясняет поведение жены? “Да нервы у нее”, — так объясняет он другу. “Нервы то у всех у нас, но мы же на людей не кидаемся”, — отвечает друг…

А сцена развода? Помните, какие претензии она выдвигала к мужу и какую давала характеристику? Эмблемы с крыльями называет “курицей”, а день получки — днем авиации…

Та трагедия, которая произошла в семье Ненароковых, ни чем не уступает катастрофе с ТУ-154. Порой справиться с семейными проблемами куда сложнее, чем с прямой опасностью.

Актерский состав

На момент написания сценария подбирался звездный актерский состав. Вот только финальный результат получился иным. Алексей Петренко, под которого писался сценарий, отказался от главной роли командира корабля/бывшего летчика. Затем последовали и другие отказы: Олег Даль (он должен был играть бортинженера), Елена Проклова (стюардесса) и Николай Караченцев (второй пилот). Абсолютно все отказались принять участие в съемках по тем или иным причинам. Режиссер был крайне опечален такими новостями. Но это его не остановило!

Часть актерского состава

Сейчас сложно судить, каким был бы фильм с участием Алексея Петренко и Николая Караченцова. Всех их заменили другие артисты: Георгий Жжёнов, Леонид Филатов, Анатолий Васильев и Александра Яковлева.

Цитаты

— Я понимаю, но не ждать же, как нас утопят — как котят в ведёрке!

— Мужчины! Мужчины, ну сделайте же что-нибудь!

— Взлететь невозможно, а оставаться — погибнем. Отсюда вывод: будем взлетать.

— Всё, хватит — не хватит, обсудим в Москве. Все на борт!

В Викицитатнике есть страница по темеЭкипаж (фильм, 1979)

— Тормоза!— Не тормозимся!— Тормоза!!— Не тормозимся, ЮЗЗЗЗ!!!!!!!!!— Тормоза!!— Не тормозимся!— Тормоза!!!— Переложить реверс!— Хвост оторвёт!!— Выполнять!!!

— А я, между прочим, мечтала в медицинский поступить. Поступила бы и не летела бы сейчас.— А я вот кончил медицинский и лечу. Судьбу не обманешь. Она тебя обманет, а ты её нет.

— Ты с книжкой, выйди. А ты останься. Тебе полезно тоже будет послушать.

— Да. И всегда ты поступаешь по-своему, со мной не считаешься, и сейчас так же поступишь. Но только запомни! Знаешь, если человек сделал не так как хотел, поддался боли, страху или какому другому давлению на него, то после и жалко, и стыдно будет, а уж ничего не переделаешь. Терпи! Откроется вроде второго дыхания, легче станет. Человек ведь — это такой прочный механизм, черт-те что может вытерпеть. Терпи!

— Я думала ты наоборот, рад будешь.— Ну-у…

— В её положении, в её положении.

— Бачилы очи, що купувалы.

Сюжет

Действие происходит в СССР, в конце 1970-х годов.Герои фильма — экипаж пассажирского самолёта Ту-154 ЦУМВС Аэрофлота, командира корабля Андрея Васильевича Тимченко. Игорь Скворцов — бортинженер, меняет любовниц одну за другой. Скворцов добивается расположения стюардессы Тамары, дочери старого друга Тимченко. Одна из бывших любовниц Скворцова компроментирует его, расстраивая его роман с Тамарой. Скворцов делает Тамаре официальное предложение, но она отказывается. Тимченко считает его подлецом и грозит, что выгонит из отряда. Ранее ушедший с лайнеров в малую авиацию, Валентин Ненароков страдает от непрерывных нападок жены Алевтины, которая в конце концов добивается развода и после суда оставляет ребёнка себе. Тимченко ходатайствует о возвращении Ненарокова обратно в экипаж. Жена увозит сына на юг, мальчик называет Ненарокова дядей а нового мужа Алевтины папой.У самого Тимченко в семье проблемы, дочь забеременела, но выходить замуж за отца ребёнка отказывается, и несмотря на тяжело протекающую беременность решает рожать. Кроме того, при очередной ежегодной медкомиссии Тимченко узнаёт, что результаты хотя и оставаясь в пределах нормы, заметно ухудшились, и вполне вероятно, что его отстранят от полётов при следующем осмотре. Результаты медкомиссии оказываются печальными для второго пилота из экипажа Тимченко — его списывают на землю по состоянию здоровья, и вскоре его место занимает Валентин Ненароков. Экипажу самолёта предстоит сложный рейс в терпящий бедствие город нефтяников, Бидри. В аэропорту, в котором приземлился самолёт происходит землетрясение. Всё вокруг горит и рушится, людей охватывает ужас, возникает паника. Взлётно-посадочная полоса оказывается поврежденной. Селевой поток, вызванный предыдущими толчками разрушает нефтеперерабатывающий завод, всё горит. Тимченок решает лететь, Ту-154 разбегается по рулёжной дорожке за несколько минут до того, как весь аэродром заливает вода, смешанная с горящей нефтью, разлившейся из разрушенных резервуаров. При взлёте самолёт получил серьёзные повреждения и благополучная посадка невозможна. Частично заблокирован руль высоты, в фюзеляже перед воздухозаборником второго двигателя образовалась трещина, салон разгерметизирован. Ситуация за рамками любых руководств и инструкций. Ненароков и Скворцов прорубают обшивку, вылезают в воздухозаборник и устраняют неполадки, но трещина корпуса продолжает расти. Тимченко совершает посадку в аэропорту Шереметьево. Несмотря на то, что у самолёта отрывается хвост все пассажиры живы.Тамара собирается замуж за Скворцова, Ненароков становится командиром корабля, медкомиссия списывает Тимченко на землю

В ролях

  • Георгий Жжёнов — Андрей Тимченко, командир экипажа
  • Анатолий Васильев — Валентин Ненароков, второй пилот
  • Леонид Филатов — Игорь Скворцов, бортинженер
  • Александра Яковлева — Тамара, бортпроводница, невеста Скворцова
  • Ирина Акулова — Алевтина, жена Ненарокова
  • Екатерина Васильева — Анна, жена Тимченко
  • Мария Скворцова — мама Алевтины
  • Галина Гладкова — Наташа, дочь Тимченко
  • Юрий Горобец — Миша, диспетчер (до списания на землю — второй пилот)
  • Александр Павлов — штурман
  • Елена Коренева — Нонна, бывшая любовница Скворцова
  • Геннадий Матвеев — вертолётчик, напарник Ненарокова
  • Рома Монин — Алек, сын Ненарокова (озвучивает Клара Румянова).
  • Иван Рыжов — Дед Тамары, старый друг Тимченко
  • Комаки Курихара — Пассажирка самолёта, захваченного террористами
  • Александр Потапов — Новый муж Алевтины
  • Ирина Савина — Сестра Кости
  • Антон Табаков — Приятель Кости (в титрах не указан).
  • Иван Агафонов — Кадровик министерства гражданской авиации
  • Ирина Санпитер — Девушка, которой Скворцов показывает слайды
  • Сергей Яковлев — Председатель совещания по спасению самолета
  • Юрий Гусев — Участник совещания по спасению самолета
  • Константин Захаров — Судья, слушающий дело Ненароковых
  • Николай Сморчков — Милиционер в аэропорту
  • Николай Лебедев — Председатель медицинской комиссии
  • Герман Юшко — Представитель «Аэрофлота» в Бидри
Озвучивает Александр Белявский

Павел Ремезов — Инженер-строитель, провожающий жену на самолет в Бидри

Пассажиры, взятые на борт в Бидри
  • Александр Пашутин — Пассажир, вывихнувший челюсть
  • Анна Варпаховская — Иностранка, отдавшая свою куртку Ненарокову
  • Иван Воронов — Раненный главбух
  • Лариса Барабанова — Девушка-болтушка
  • Владимир Иванов — Врач
  • Александра Назарова — Мама мальчика, заснувшего в хвосте самолета
  • Владимир Маренков — Пассажир, поднявшийся, чтобы помочь экипажу
  • Вадим Александров — Пассажир, читающий молитву
  • Клара Румянова — Пассажирка с сыном

Первая постельная сцена в СССР

Сложности поджидали режиссера и во время съемки эротических сцен. Снимать их приходилось ночью, чтобы актер Леонид Филатов не смущался. Его герой — ловелас, который живет один в уютной холостяцкой квартире. В жизни артист, наоборот, достаточно скромный и стеснительный человек. Поэтому ему пришлось нелегко во время постельных эпизодов — сниматься он согласился исключительно в брюках. Александра Яковлева, к удивлению съемочной группы, с легкостью полностью разделась и бегала перед камерой не смущаясь.

Самая скандальная постельная сцена в СССР

Позже произошла интересная история. Когда постельные сцены были сняты — пришло время пленку проявить. Женщины, которые этим занимались, были шокированы увиденным и решили пожаловаться на режиссера: «Как он мог снять такое — это позор!». В результате всё это дошло до кабинетов сверху и в киноленту попала лишь 1/5 часть отснятого материала. Но даже этого хватило, чтобы удивить советского зрителя.

Как снять свой фильм в домашних условиях

Съемки первого советского фильма-катастрофы были продолжительными и очень сложными. Но несмотря на все это, при слаженной работе на съемочной площадке, картину удалось закончить и она вышла на большие экраны. С тех пор прошло много времени, появились новые технологии и техника производства кино изменилась. Сейчас абсолютно каждый может попробовать себя в кино мастерстве.

Все что вам нужно — это смартфон, идея и программа для обработки видео. Видеоредактор ВидеоМОНТАЖ поможет воплотить ваш замысел. В нем есть все основные инструменты для работы с роликами.

Меню программы ВидеоМОНТАЖ

Видеоредактор имеет богатый и простой функционал, где вы сможете:

  • заменить фон (можно использовать эффект хромакея)
  • удалить ненужные фрагменты и склеить эпизоды
  • озвучить ваше видео
  • добавить титры
  • обработать и отредактировать ваш материал

Если вы не знаете что делать с отснятым материалом, то эта программа для монтажа видео вам поможет. Скачивайте и становитесь режиссером!

Подпишитесь:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: