Позволяет вновь ощутить трепет перед Силой
Со времен «Новой надежды» мы как-то подзабыли, что чувствительность к Силе — дар редкий, полумифический, в существование которого половина галактики попросту не верит. Это и немудрено, когда в каждом последующем фильме кто-нибудь запросто начинает читать мысли, телепортировать предметы с другого конца галактики или летать в космическом вакууме без скафандра на одной лишь фансервисной тяге. Сила стала обыденностью, ее границы размылись и расширились до безобразия.
«Мандалорец» расставляет все на свои места. Истории про могущество адептов Силы настолько далеки от Мандо и его рутинной работы на Гильдию охотников за головами, что джедаи в этом уголке вселенной кажутся столь же нереальными, сколь и драконы в первом сезоне «Игры престолов». «Мандалорец», подобно «Новой надежде», сначала умело погружает зрителя в атмосферу вселенского захолустья, заставляет смириться, что Силой здесь и не пахнет… а потом вываливает на нас Малыша Йоду. Благодаря грамотному манипулированию зрительскими ожиданиями обычный телекинез, к которому все, казалось бы, уже давно привыкли, восхищает как в старые добрые, не в пример гомерическим трюкам Рей в «Скайуокер. Восход».
Малыш Йода
Мимимишные персонажи продают не хуже секса. Поэтому их так много в аниме, поэтому их стали активно пихать в «Звездные войны» начиная с «Возвращения джедая». Но если у львиной части аудитории они вызывают восторг, то у серьезных суровых гиков — плевки и негодование.
Однако малыш Йода (так прозвали фанаты молодое noname-существо, явно относящееся к расе магистра Йоды) смог угодить и нашим и вашим. Дело в том, что раса Йоды — самая таинственная во вселенной «Звездных войн». Джордж Лукас всегда настаивал, чтобы прошлое великого джедая оставалось загадкой. Оттого и над всеми сородичами Йоды повис морок — его раса не имеет даже официального названия (фанаты называют их тридактилями). Появление ребенка тридактиля дает надежду на то, что на историю Йоды и его расы все-таки прольется свет.
Ну а те, кто не готов так глубоко зарываться в мифологию, просто ловят кайф от умилительного вида и ужимок молодого тридактиля, клепая мемы тысячами и даже рисуя произведения искусства на грязных грузовиках.
Он натуралистичнее и жестче любых «Звездных войн»
И это несмотря на то, что Disney явно приложил руку к пацифизму главного героя (охотника за головами, если кто забыл), который всеми силами старается обойтись без лишних жертв и ненужных смертей. Снижающие градус «кровавости» оговорки и полусказочные сюжетные ходы тут и там навязчиво напоминают, что сериал все-таки выходит на платформе Disney+, предназначенной для всей семьи. Однако это не помешало команде Фавро в одной из серий организовать мини-кошмар на транспортировочном корабле Новой Республики в стиле космического хоррора, где в роли эдакого Чужого — неудержимой и непобедимой машины для убийства — выступает сам мандалорец.
Обаятельный главный герой
Детям Мандалора — представителям разоренного Империей и рассеянного по галактике народа — никогда не нужно было блистать красотой или иметь прекрасное чувство юмора, чтобы собирать армии поклонников. Первому мандалорцу Бобе Фетту, с которым нас познакомил Джордж Лукас, хватило лишь восьми минут экранного времени во втором фильме классической трилогии, чтобы вызвать неподдельный интерес аудитории. А пообщавшись на равных с Дартом Вейдером и затем бесславно погибнув в пасти Сарлакка в «Возвращении джедая», он и вовсе умудрился стать одним из самых популярных персонажей «Звездных войн». И это все — не снимая шлема!
Впрочем, возможно, в шлеме-то и весь секрет. Герой сериала «Мандалорец», немногословный наемник Мандо, никогда с ним не расстается. Он не показывает своего лица, не показывает эмоций, разговаривает мало и практически всегда бесстрастным тоном, приглушенным забралом шлема. Но при всем при этом он умудряется вызвать симпатию и заинтересовать с первых же серий.
Чем дольше следишь за Мандо, тем больше проникаешься к нему сочувствием и уважением. Он вовсе не холоден и не лишен доброты, просто доброта его, как и сила, — в действиях, а не в картинных обманчивых речах. Вишенка на торте: через его образ не транслируется пропаганда гендерного и расового равенства, от которой все уже основательно подустали. Он просто славный парень — не супергерой, но умелый боец, не святой, но и не чужд состраданию. Джон Фавро как нельзя кстати подарил нам классического мужественного героя вестернов, по которым многие соскучились.
Атмосферный саундтрек
Но смена «подсеттинга» — не единственный удачный отход от традиций, на который решился Фавро. Саундтрек в «Мандалорце», написанный оскароносным шведом Людвигом Йоранссоном, — полная противоположность эпично-восторженным композициям Джона Уильямса: давящий, вкрадчивый, напряженный, «нолановский». Неспроста Кристофер Нолан привлек Йоранссона к совместной работе над фильмом «Довод», выходящим в 2020 году, — такой гнетущий звукоряд характерен для работ режиссера. Музыка в сериале — словно отражение характера самого мандалорца: она никогда не расслабляется, всегда в ожидании опасности, настороже, и даже во время сражений не теряет выдержки, не взрывается эмоциональным фейерверком, лишь становится напряженнее и нервознее.
Стоит ли говорить, что такой саундтрек позволяет глубже погрузиться в атмосферу сериала, сильнее сочувствовать главному герою, буквально ощущать все напряжение битвы или враждебных переговоров, будто сам принимаешь в них участие. Ну а заглавная композиция попросту впечатывается в память не хуже, чем основная тема «Игры престолов», — ее навязчивый мотив против воли бубнишь себе под нос в течение недели, пока ждешь выхода новой серии.
Создатели не боятся экспериментов (пока Disney готов закрывать на них глаза)
Это сейчас «Звездные войны» — классика, которую критики, продюсеры и домашние искусствоведы не единожды препарировали и разбирали до винтиков в стремлении понять, как этот механизм работает. Итогом стала сухая формула, по которой и калькируются все новые произведения франшизы. Но Disney по понятным причинам изымает из формулы важнейшее ее слагаемое — экспериментальность и риск. Самый первый фильм о далекой-далекой галактике пусть и основывался на избитом фэнтезийно-сказочном каркасе, но ставил его в совершенно нестандартные условия и декорации. «Волшебники» и Темный владыка, «черный рыцарь» и похищенная принцесса в открытом космосе… даже сейчас подноготная классической саги звучит очень спорно и крайне рискованно. Но идея выгорела, а новизна и нестандартный подход сыграли не последнюю роль в растопке культа «Звездных войн».
Снимая приквелы, Джордж Лукас не боялся идти вперед и экспериментировать. Он добавил в «Звездные войны» политику, разбавив баталии на световых мечах подковерными интригами в стиле «Карточного домика». Кому-то это показалось скучным и лишним, но в результате эпизоды-приквелы вышли особенными, со своей фишкой и узнаваемой стилистикой.
Из концепции новой трилогии не просто изъяли новаторство и экспериментальность, но и возвели в абсолют традиционализм и «почтение седин». Фансервиса, копирования и цитирования оригинальных фильмов настолько много, что «Пробуждение силы» и «Скайуокер. Восход» местами больше напоминают фанфики с раздутым бюджетом, нежели логичное продолжение саги.
Запуская новый стриминговый сервис, Disney не мог закрыть глаза на успехи сериалов Netflix, оппозиционных консервативному кино, рискнул ослабить поводок и дать бо́льшую творческую свободу Джону Фавро с командой. И это лучшее, что могло случиться с «Мандалорцем», — вселенная получила пинок свежих идей, очнулась, ощетинилась и стала диковатой, словно незнакомой, немного чужой, но тем и привлекательной — ее хочется узнать заново, облететь вместе с немногословным охотником за головами, разговорить его, черт побери, узнать, кто он, заглянуть под маску… Запуская очередную серию, больше не чувствуешь себя как дома, в от и до предсказуемой зоне комфорта, но оказываешься в обновленной галактике, от которой веет опасностью и безжалостностью.
На смену сказочному каркасу пришел вестерн. Такая основа идеально подходит для передачи настроения, царящего в галактике после падения Империи, — хаос Дикого Запада в отсутствие уважаемой и сильной власти, этакие лихие 90-е с бластерами и звездолетами. Перед нами вовсе не рассказ об очередном избранном, который крут просто потому, что у него на роду так написано, а история человека, бьющегося за жизнь и уважение с помощью упорства и стойкости. Без подарков судьбы, генетики и протекции могущественных старичков, живущих под боком.
В рамках бездонной расширенной вселенной подобные сюжеты, возможно, и встречались, но до экранов, пусть и телевизионных, такой подход добрался впервые. И сработал он прекрасно, так же как и самый первый эксперимент Лукаса по превращению фэнтези в космооперу.