Пушкин это дюма: слухи, сплетни, и как на самом деле

Интерес Дюмы к России

В 1840 году Дюма написал роман «Учитель фехтования», в котором подробно рассказал историю декабристов и восстания 1825 года, хотя в России официально не бывал ни разу. Также он перевел на французский многие произведения российских авторов, в том числе и Пушкина.

Вообще, французский писатель проявлял огромный интерес к России. Правда, посетил ее лишь в 1858 году. Сторонники теории Пушкина-Дюмы это связывают с тем, что в стране уже три года правил не Николай I, запрещавший публикацию произведений как Пушкина, так и Дюмы, а Александр II. Даже если Дюма и являлся когда-то Пушкиным, то уже не боялся быть узнанным, ведь он к тому времени раздобрел и постарел. Писатель стал желанным гостем во всех знатных домах Санкт-Петербурга. А ведь русские дворяне могли и не подозревать, что принимают умершего больше двадцати лет назад Александра Сергеевича Пушкина.

ГЕНИАЛЬНЫЙ МОНТАЖ

Со временем Дюма стал капризен в выборе бумаги и перьев. Так, для написания романов он пользовался только бумагой голубого цвета, причем перьями из специально предназначенного для этого набора. Уже другими перьями, на бумаге желтого цвета, он писал стихи. Бумагой розового цвета он пользовался, если нужно было подготовить статью для журнала. К тому же он никогда не писал чернилами голубого цвета – они вызывали у него психическое напряжение. Никогда не сочинял пьесы, сидя за столом, для этого он ложился на диван.

Нередко Дюма приглашал своих анонимных сотрудников в ресторан и после пирушки озвучивал им канву будущего произведения, нечто вроде синопсиса. Затем распределял между ними сюжетные линии, характеры, главы. Получив готовые тексты, писатель «монтировал» их, придавая занимательность сюжету и блеск диалогам героев.

Примечательно, что при всем своем женолюбии в творчестве Дюма очень целомудрен: он не описывал психологию женщины и тем более эротические переживания. В его романах крайне мало женщин и почти нет детей.

Учитывая динамичность и детективность повествований, Дюма можно считать предтечей современных сочинителей многотомных серий детективных романов: они рассчитаны на вполне определенную аудиторию, ожидающую в первую очередь эффектно «закрученного» сюжета.

Но всему приходит конец – в том числе и бессчетным «детективам» «Дюма и компании». В последние годы творческий поток писателя окончательно иссяк – вместе с финансами и здоровьем. «Добивали» его также диабет, эндокринные расстройства и гипертония, которые вызвали несколько инсультов. В сентябре 1870 года Дюма перевезли к сыну, на попечении которого он и находился до самой смерти. Под конец жизни писатель стал почти слабоумным, но продолжал сочинять, чем нанес окончательный ущерб своей репутации.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

ЛИТЕРАТУРНОЕ РАБСТВО

С возрастом энергетический потенциал писателя снижался, он обзавелся «армией» соавторов, а сам от романов перешел к путевым заметкам, коль скоро путешествия еще как-то вдохновляли его.

Познакомившись в 1838 году с малоизвестным литератором Огюстом Маке, Дюма решил обратиться к жанру историко-авантюрного романа. Однако против того, чтобы романы были подписаны обоими авторами, резко возразил издатель: в его глазах имя Маке обесценивало книгу. Читатель желал видеть романы Дюма! Маке получал «отступные» и продолжал сотрудничество. Он работал над самыми известными романами Дюма – «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго». Переписка Дюма и Маке свидетельствует, что вклад последнего в романы был весьма значителен.

Впервые о «литературных неграх» вслух заговорили после памфлета «Фабрика романов, Торговый дом “Александр Дюма и Ко”» 1845 года, в котором автор обвинял Дюма в безжалостной эксплуатации наемных авторов. И хотя судебный процесс Дюма выиграл, окончательно избавиться от слухов и брошенной на его творчество тени ему не удалось. Огромное количество романов и повестей неоднократно ставили вопрос о соавторах Дюма. В 1847 году было доказано, что за один год Дюма напечатал под своим именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать в течение года. По собственному подсчету, который он привел в одном из писем к императору Наполеону III, Дюма насчитал 1 200 опубликованных им произведений. В 1858 году уже сам Огюст Маке подал в суд на Дюма, требуя признать свое соавторство при создании 18 романов, но проиграл один за другим три процесса.

Меж тем для сегодняшних экспертов существование «фабрики» не вызывает сомнений: литературное наследие Дюма составляет сотни томов, и написать столько в одиночку (даже продиктовать) было физически невозможно самому трудолюбивому автору, тем более за сравнительно недолгую жизнь. К тому же остались даже свидетельства очевидцев.

НЕ ПОНАСЛЫШКЕ

Дюма долгое время имел дело с психически больными. Его соавтор, известный французский писатель Жерар де Нерваль, страдал шизоаффективным психозом и покончил жизнь самоубийством. Дюма много писал о психотерапии и, говорят, сам был успешным гипнотерапевтом.

Авдотья Панаева (гражданская жена поэта Некрасова) так описывала процесс творчества писателя: «У него в загородном доме большой кабинет, он то ходит, то ляжет на турецкий диван, то качается в гамаке, а сам все диктует и так скоро, что его секретарь едва поспевает писать. Я видела рукопись; в ней ничего нельзя понять; для сокращения вместо слов поставлены какие-то знаки. Секретарь испишет лист и бросит его на стол другому секретарю, который должен переписать, превратить знаки в слова. До дурноты доводит их мосье Дюма работой, встает сам рано и до двенадцати часов не дает передышки – все диктует; позавтракают, опять за работу до шести часов».

Отсылки в произведениях Дюма

Если рассмотреть внимательно героев произведений Александра Дюмы, в них можно увидеть немало пушкинского. Взять того же д’Артаньяна. Как и дерзкий гасконец, Пушкин происходил из обедневшего дворянского рода и, пробиваясь из низов, бросался в драку из-за любого, иногда и мнимого неуважительного отношения к себе. Официально известно о пятнадцати вызовах на дуэль, где сам Пушкин выступил инициатором (из них четыре окончились поединками).

Кое-кто разглядел в Миледи образ Натальи Гончаровой. Первой было шестнадцать лет, когда она вышла замуж за Атоса, и столько же исполнилось Гончаровой, когда в нее влюбился Пушкин. Так писатель мог отомстить бывшей жене за то, что та повторно вышла замуж. «Три мушкетера» он написал в 1844-м – в том же году, когда Наталья стала женой генерал-лейтенанта Петра Ланского.

А вот несправедливо обвиненного в убийстве Жоржа Дантеса Пушкин-Дюма наоборот сделал положительным героем – главного героя «Графа Монте-Кристо» зовут Эдмон Дантес. Дантес, описанный Дюмой, инсценировал собственную смерть и вернулся в свет под другим именем, став графом Монте-Кристо. Очень знакомые обстоятельства.

Зачем Пушкину менять личность

В последние годы жизни дела Александра Сергеевича шли просто ужасно. Его связывали гигантские долги. Не меньше проблем возникало и на литературном поприще. Например, его поэму «Медный всадник», законченную в 1833 году, запретил к печати лично император Николай I. Вообще, с царским двором отношения у писателя складывались прохладные. Даже то, что российский император в 1834 году пожаловал Пушкину чин камер-юнкера, лишь разозлило поэта. Тот отметил в своем дневнике, что такой чин обычно получали очень молодые люди. Пушкин считал, что камер-юнкерство было дано ему лишь потому, что двор желал видеть его жену на своих балах.

В 1836 году Пушкин начал издавать литературный альманах «Современник». С его помощью он рассчитывал поправить финансовые дела. Но журнал лишь глубже загнал его в долги. Беспокоили Александра Сергеевича и светские слухи о тайной связи его супруги с Дантесом. А в 1836 году он пережил еще одни удар – умерла его мать Надежда Осиповна. Как отмечали современники Пушкина, в последние годы жизни Александр Сергеевич был на грани отчаяния.

Теория основана на совпадениях и выглядит почти что фантастической. Точку в этой истории могла бы поставить ДНК-экспертиза, однако пока подобных планов не существует. Если вы хотите обсудить эту или другие теории с другими сомневающимися, создайте дискуссионный клуб на invme.com – обязательно найдутся люди, которые готовы поделиться своим мнением.

Комментарии:

26 марта ’2012   12:13

Передо мной альбом фотографий «Надар» — фотографии известного французского фотографа 19-го века Феликса Турнашона.В альбоме много фотографических портретов знаменитых французов того времени.Среди них и портрет Александра Дюма отца.Ничего орбщего с известными нам портретами Александра Пушкина — совершенно разные типы лица,разные антропологические типы.Пластической хирургии в то время ещё не было.Так что тезис об их внешнем сходстве лишён всякого основания.Просто совпадения.Это бывает.Тем более,что оба жили в одну историческую эпоху,их интересы были весьма обширны.Так что предположение автора не имеет фактической основы — просто совпадение интересов героев.

23 мая ’2015   11:33

На фотографиях Надар мы видим пожилого мужчину в возрасте примерно 60 лет, седого, что делает его цвет волос более светлым, полного, что делает его лицо большим и округлым. Пушкин же на своих портретах изображён в возрасте 20-ти, 30-ти лет, с тёмными волосами и бакенбардами, которые делают его худое лицо ещё более худым и длинным, а нос кажется значительно больше в соотношении с остальным лицом. Нормально ли это, что полный пожилой мужчина и худощавый юноша выглядят на портретах как два разных человека, даже если эти портреты списание с одного и того же лица? Я думаю вполне нормально. Может ли с возрастом человек располнеть и бакенбарды сбить? Я думаю может.
Однако если немного более внимательнo вглядеться в эти фотографии и портреты, то можно заметить много похожих черт: светлые глаза, кучерявые волосы, которые одинаково обрамляют лоб, пухлые губы одинаковой формы. А если внимательно изучить форму бровей, подбородка, лба, то можно прийти к выводу, что это может быть один и тот же человек, просто располневший, сбривший бакенбарды и постаревший лет на 30.
К тому же существуют и более ранние портреты Дюма, на которых он очень явно похож на Пушкина и его младшего брата Льва.

23 мая ’2015   11:24

На фотографиях Надар мы видим пожилого мужчину в возрасте примерно 60 лет, седого, что делает его цвет волос более светлым, полного, что делает его лицо большим и округлым. Пушкин же на своих портретах изображён в возрасте 20-ти, 30-ти лет, с тёмными волосами и бакенбардами, которые делают его худое лицо ещё более худым и длинным, а нос кажется значительно больше в соотношении с остальным лицом. Нормально ли это, что полный пожилой мужчина и худощавый юноша выглядят на портретах как два разных человека, даже если эти портреты списание с одного и того же лица? Я думаю вполне нормально. Может ли с возрастом человек располнеть и бакенбарды сбить? Я думаю может.
Однако если немного более внимательнo вглядеться в эти фотографии и портреты, х можно заметить много похожих черт: светлые глаза, кучерявые волосы, которые одинаково обрамляют лоб, пухлые губы одинаковой формы. А если внимательно изучить форму бровей, подбородка, лба, то можно прийти к выводу, что это может быть один и тот же человек, просто располневший, сбривший бакенбарды и постаревший лет на 30.
К тому же существуют и более ранние портреты Дюма, на которых он очень явно похож на Пушкина и его младшего брата Льва.

Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Как Пушкин мог стать Дюмой

Один из генералов Наполеона и его друг Тома-Александр Дюма умер, когда его сыну Александру было около четырех лет. С тех пор французский свет практически забыл о его некогда известной фамилии. И вдруг в 1822 году в Париже появился двадцатилетний юноша, который представляется сыном знаменитого генерала. Он стал искать протекции у бывших сподвижников отца. В Париже никто не усомнился в подлинности его происхождения, ведь юноша не походил на европейца, а все знали об африканских корнях генерала Дюмы.

Конечно, смущает тот факт, что в 1822 году Александр Сергеевич был жив и до роковой дуэли оставалось еще лет 15. Существует предположение, что поэт в силу своего авантюризма вёл двойную жизнь: был Пушкиным в России и Дюмой – во Франции. Как раз в начале 1820-х поэта не видели в свете – он четыре года прожил на юге. За это время он мог запросто несколько раз побывать в Париже, и даже написать там несколько произведений на французском языке под псевдонимом Дюма. Ничто не мешало ему отлучаться и из Михайловского, куда он был сослан на два года в 1824-м. Кстати, именно в 1824 году у Дюма родился незаконнорожденный сын.

Однажды Александра Дюму тоже «похоронили заживо». В 1832 году в одной французской газете напечатали сообщение о том, что Дюму расстреляли полицейские за участие в восстании. После этого писатель надолго покинул Францию. Если принять на веру историю о том, что Дюма – это Пушкин, возможно, последний пытался таким образом прекратить аферу. Ведь за год до этого он обвенчался с Натальей Гончаровой. Но затем мог передумать и сохранить свой французский образ.

Интересно, что до смерти Пушкина Дюма написал лишь несколько небольших произведений и был почти неизвестен. Зато в конце 1830-х вдруг стал выдавать роман за романом, и о нем заговорили даже за пределами Франции.

Пушкин, Дюма и городские российские сумасшедшие

Именно городские сумасшедшие, которые впаривают нам свою дурь, а государство отстранилось от всего, кроме как, набивания карманов. Подобный случай, и их не мало, в той же РФ, как пример: Конёк-горбунок, что приписывал Пушкину, другой сумасшедший «Свидетель Пушкина», под фамилией Лацис. В данном случае Борис Николаевич Богданов выдвинул свой бред сивой кобылы про Дюма на всеобщее обозрение.

И простаки ведутся на это, что Пушкин это Дюма. И какие, уж слухи и сплетни. Когда настоящий диагноз: дурка российского покроя. Только вдуматься в такую дичь, что парил нам Богданов:

И это было подписано, как «Будучи учёным по роду деятельности, Богданов очень ответственно подошел к сбору и анализу исторических данных и артефактов и выстроил свою версию жизни всемирно известных писателей», — такая аннотация кочует по всем газетам, телевидению, и всему интернету про кретина Богданова.

КРАСИВО ЖИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ

Писатель зарабатывал много денег, ни в чем не нуждался, но постоянно тратил излишние суммы на роскошный образ жизни, полный путешествий, вина и женщин. Самым большим грехом Дюма до последних дней оставалось сластолюбие. Он старался демонстрировать любвеобильность, сравнивая себя с Шекспиром, Мольером и Байроном. Несмотря на свои 60 лет, кроме сожительницы, у него обычно бывало еще три–четыре любовницы, выбранных из тех сотрудниц, которые помогали ему при сочинении нескончаемого потока романов. В 1840 году он женился на актрисе Иде Ферье, но продолжал связи со многими другими. (Собственно, и сын у него родился внебрачный и до официального признания считался незаконнорожденным.)

Французские писатели братья Эдмон и Жюль де Гонкур набросали выразительный портрет шестидесятилетнего Дюма: «Сегодня вечером за столом у принцессы сидели одни писатели, и среди них – Дюма-отец. Это почти великан – негритянские волосы с проседью, маленькие, как у бегемота, глазки, ясные, хитрые, которые не дремлют, даже когда они затуманены… Он говорит много, но без особого блеска, без остроумных колкостей, без красочных слов. Только факты – любопытные факты, ошеломляющие факты, парадоксальные факты извлекает он хрипловатым голосом из недр своей необъятной памяти. И без конца, без конца, без конца он говорит о себе с тщеславием большого ребенка, в котором нет ничего раздражающего… Он не пьет вина, не употребляет кофе, не курит: это трезвый атлет от литературы». Сам же Дюма о таких званых обедах отзывался с юмором: «В их обществе я бы умер со скуки, не будь там меня».

В тщеславной, буйной, сумасбродной жизни Дюма есть много доказательств его психической неуравновешенности. В 1847 году, например, им был построен замок, названный Монте-Кристо. Он издавал журналы и создал свой театр, но все начинания неизменно заканчивались крахом. И все же, зарабатывая пьесами и романами огромные суммы, Дюма тратил их также и на помощь нуждающимся литераторам.

ВНЕЗАПНЫЙ ИЗДАТЕЛЬ

В 1858–1859 годах писатель совершил поездку в Россию, проехав из Санкт-Петербурга до Кавказа. Вернувшись в Париж, открыл собственное издательство и начал публиковать газету «Кавказ. Газета путешествий и романов, издающаяся ежедневно».

ОТЦЫ И ДЕТИ

В контексте неуемной натуры Дюма-отца было бы ошибкой обойти вниманием его сына – тоже Александра Дюма. Яркая личность отца как в творческом, так и в психопатологическом отношении совершенно затмила образ Дюма-сына

Последний остался в памяти читателей автором одной пьесы – «Дама с камелиями», хотя собрание его сочинений насчитывает с десяток томов. Есть основания предполагать, что тень великого отца угнетала сына и поэтому доминирующим фоном настроения у него были качества, полярные отцовским: «мрачность» и «подозрительность», «ипохондрия», «пессимизм» и «печальная суровость», составляющие в целом картину невротической депрессии.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ

Дюма-отец – хрестоматийный пример экстравертированного гипертимика в рамках гипомании со всеми плюсами и минусами этого типа личности для творчества. К плюсам относится необыкновенная творческая плодовитость и развлекательно-приключенческий жанр романов. К минусам – игнорирование социальных и психологических проблем: его герои не задумываются над «извечными вопросами бытия».

Сам же Дюма-старший такие мрачные тона в жизни не принимал, предпочитая буйные цвета. Потомок «мулатного» и «белого» родителей, он от обоих унаследовал наиболее выраженные национальные черты, что во многом и определило особенности личности писателя. Из наследственности писателя известны еще следующие факты: мать страдала эпилептическими припадками, один из которых произошел на глазах у публики во время представления премьеры пьесы Дюма в театре «Комеди Франсез». Сыновья писателя были здоровы, но у дочерей «обнаруживались психические расстройства».

В возрасте 20 лет Александр, имевший пока лишь пару достоинств – прекрасный почерк и два стихотворения, опубликованных в «Альманахе для девиц», – получил по протекции должность писца в секретариате герцога Орлеанского. Надо отдать юноше должное: Дюма продолжал интенсивно учиться, следуя советам «ученого» приятеля, составившего для него «список обязательной литературы» от исторических хроник до мемуаров и классических произведений. В это время как раз и проявилось еще одно достоинство будущего писателя, которое свойственно многим гениальным личностям, – прекрасная память. Александр мог наизусть пересказывать прочитанное, так как имел фотографическую память.

Тем не менее не все науки ему давались: из четырех правил арифметики он, как и Пушкин, никак не мог усвоить деление, например. Зато драму «Генрих II и его двор» написал за два месяца. При этом она была так хороша, что после первой читки актеры «Комеди Франсез» всей труппой просили поставить ее вне очереди! В феврале 1829 года прошла ее успешная премьера, ознаменовавшая настоящую революцию на французской театральной сцене (романтизм сверг с подмостков классицизм), а сам автор стал знаменитостью. Его книги пользовались огромной популярностью, а для издателей литературных журналов, практиковавших публикацию романов с продолжением (для увеличения числа подписчиков), Дюма стал просто золотой жилой.

Характеры

Пушкин с ранних лет проявил способности к литературе, тогда как в точных науках, таких как математика, был не в зуб ногой. Также он имел плохие отметки. Исследователи жизни поэта отмечали, что «за все пять лет пребывания в лицее Пушкин успешно отстаивал свою личность от всяких на нее посягательств, учился лишь тому, чему хотел, и так, как хотел». Взрослый Пушкин обладал буйным характером, слыл кутилой, картежником и бретером. Еще одна яркая черта поэта – бунтарство. Он водил дружбу с будущими декабристами, а за эпиграммы в адрес императора чудом избежал ссылки.

А вот как описал юного Александра Дюма исследователь его биографии французский писатель Андре Моруа в своей книге «Три Дюма»: «Он был подобен стихийной силе, потому что в нем бурлила африканская кровь. Он был наделен невероятной плодовитостью и талантом сказителя. Стихийность его натуры проявлялась в отказе подчиняться какой-либо дисциплине. Школа не оказала никакого влияния на его характер. Любое притеснение было для него несносно. Женщины? Он их любил, всех сразу». Моруа отмечал также неспособность Дюмы к точным наукам: алгебре, геометрии, физике. Как и Пушкин, Дюма был неравнодушен к политической ситуации в стране. Более того, когда в 1830 году во Франции вспыхнула Июльская революция, писатель лично участвовал в штурме королевского дворца Тюильри.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: