Искажённые ценности
Но почему же героини советских фильмов позволяют так с собой обращаться? Что мешает сказать «прощай» проблемному Гоше или деспотичному Ипполиту? К чему такие мучения? Страх одиночества – вот что толкает этих женщин в объятья весьма сомнительных субъектов. Помните сцену откровений Людмилы Прокофьевны Калугиной об «ужасах» холостяцкой жизни?
Подобный страх вкупе с невыразимой тоской фигурирует и во многих других фильмах:
- «Одиноким предоставляется общежитие».
- «Москва слезам не верит».
- «Девчата».
Чего только стоит знаменитая фраза про Надьку и 28 лет, когда «не то что за Ксан Ксаныча, за козла пойдёшь»! Такие фильмы диктуют на, что без мужчины жизнь не мила, карьера, интересы, самореализация и всё прочее для женщины особого значения не имеют. И если в прошлом веке такое отношение к жизни и к себе было более или менее понятно и ещё как-то укладывалось в нормы общественной морали, то сегодня подобные архаизмы мышления неприемлемы. Ведь каждая женщина должна знать себе цену и уважать себя, а не цепляться за первого встречного.
Фото YouTube
Отношение к женщине
Пункт, отчасти вытекающий из двух предыдущих. Помимо того, что в советских фильмах жёсткий патриархат преподносится как нечто нормальное и само собой разумеющееся, а мужчина возводится в ранг чего-то незаменимого и обожаемого, в некоторых картинах можно увидеть и иные прегрешения, связанные с отношением к женскому полу.
К примеру, комедия «Королева бензоколонки» не кажется такой уж весёлой, если вспомнить предвзятое и откровенно неуважительное отношение мужчин к главной героине, в тот период, когда отёки от укусов ещё не спали. Они дружно смеются над её желанием стать экскурсоводом (что это, если не хамство?), оскорбляют и принижают её на заправке.
Но обратите внимание, как меняется отношение к девушке, стоит ей похорошеть внешне!
Похожая ситуация и в «Девчатах»: миниатюрную и юную Тосю откровенно шпыняют и совершенно не уважают, обесценивая её труд: по мнению мужской части коллектива, для приготовления блюд ум и навыки не нужны, а работа поварихи не заслуживает уважения в отличие от их труда. Зато более привлекательные особы воспринимаются теми же героями совершенно иначе. Таким образом, отношение к дамам определяется её внешностью.
Фото YouTube
«Сталкер», 1979 г.
Реж. Андрей Тарковский
И снова Тарковский – а куда без него! Фильмы Тарковского всегда оставляли след у зарубежного зрителя, во многом куда более глубокий, чем у отечественного. Слишком уж советский зритель был прост: ему бы «Любовь и голуби» посмотреть, а не экзистенциальные метания.
Картина, снятая по роману Стругацких, всегда вызовет много споров, потому что книги сами по себе такие. Действие фильма происходит в вымышленном времени и пространстве, так называемой зоне. У героев нет имён – только прозвища. Сам Тарковский говорил про эту картину, что с его помощью легально коснулся трансцендентного.
Во многом благодаря всё той же грязной, унылой атмосфере и замечательной актёрской игре, фильм оставил свой след в мировом кинематографе. В частности, старина Фон Триер, будучи впечатлённым сим творением, снял «Элемент преступления». А известный британский музыкант Брайан Уильямсом из эмбиент-проекта «Lustmord», вдохновлённый картиной Тарковского, в 1995 году записал совместно с Робертом Ричем альбом «Сталкер».
Из наград стоит отметить только лишь специальный приз жюри в Каннах. В Союзе фильм не приняли. Помимо острой критики, картину ждало ещё одно испытание: при проявке плёнки практически полностью погиб первый вариант, и картину переснимали трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками. Неизвестно, является ли конечный результат лучшим, но культурная европейская публика была под впечатлением от увиденного.
Невероятные приключения итальянцев в России (1973)
Рейтинг КиноПоиск: 8.05
Рейтинг IMDB: 7.7
Жанр: комедия, приключения, криминал
Длительность: 104 мин.
Описание: На смертном одре русская эмигрантка признается своей внучке Ольге в том, что в Ленинграде «под львом» спрятан ценнейший клад, драгоценности и деньги, принадлежавшие ее богатой семье. Так как скончалась бабушка в общей палате римской городской больницы, то тайну о кладе узнали лечащий врач покойной, санитары, пациент больницы и случайный посетитель, оказавшийся мафиози. Ольга спешит отправиться на поиски сокровищ на родину бабушки. Билеты в СССР покупает и компания подслушавших. Прилетев в Москву, итальянцы начинают наперегонки искать клад, переворачивая город с ног на голову.
Знаменитые цитаты из фильма:
- О льве: — Он совершенно не понимает по-итальянски! — Конечно не понимает, он же русский! (Антонио Ломаццо, Джузеппе)
- По матрёшкам! (Андрей Васильев)
- Поставь и поцелуй! Да не так! Ее поставь, а меня поцелуй! Я — мать! (мать Андрея)
- А я тебе ухо откушу! (Розарио Агро)
- Как?! Еще одна дочь?! Восемь девок! Кто их замуж выдавать будет?! Вернусь в Рим, отбивную сделаю! Научится рожать! (Розарио Агро)
Самогонщики (1962)
Рейтинг КиноПоиск: 8.27
Рейтинг IMDB: 8.1
Жанр: короткометражка, комедия, криминал
Длительность: 19 мин.
Описание: Трое друзей, укрывшись в бревенчатом лесном домике, изготавливают на продажу самогон. Продегустировав получившийся в процессе алкоголь, самогонщики решили подшутить и угостили кусочком сахара, смоченным в спиртосодержащем продукте, пса. Опрокинув бутылки с готовым зельем, Барбос выхватывает из самогонного аппарата змеевик и убегает. Пустившись за ним в погоню, Трус, Балбес и Бывалый даже не заметили, как оказались возле отделения милиции.
Знаменитые цитаты из фильма:
- Я, признаться, бесконечно был бы рад лечь под этот электронный агрегат, чтобы капал самогон мне в рот днём и ночью круглый год!
- 50 грамм лучше капельницы.
- Без каких-нибудь особенных затрат создан этот самогонный аппарат, а приносит он, друзья, доход, между прочим, круглый год!
Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)
Рейтинг КиноПоиск: 8.72
Рейтинг IMDB: 8.6
Жанр: комедия
Длительность: 90 мин.
Описание: В картине «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» — три новеллы, которые объединяет один персонаж: симпатичный блондин, студент Политехнического института. Он слегка рассеянный, потому вечно попадает в невероятные ситуации. Первая новелла повествует о том, как после стычки с наглым и хулиганистым Фёдором, Шурик и Фёдор пересекаются на стройплощадке, где вынуждены работать в паре. Находчивый и изобретательный студент ищет лазейки и прикладывает максимум усилий, чтобы перевоспитать хулигана. В следующей новелле Шурик встречается с милой девушкой Лидой — студенткой политехнического университета, после того, как всю дорогу через плечо читает её тетрадь с конспектом. В центре третьей истории — проворовавшийся заведующий базой, который, чтобы спастись от наказания, пытается инсценировать ограбление, заручившись поддержкой трёх воров. Но из-за Шурика его грандиозный план терпит крах.
Знаменитые цитаты из фильма:
- Ну ладно, давай бухти мне, как космические корабли бороздят большой театр… (хулиган Федя)
- Налетай, торопись, покупай живопИсь! (Трус)
- Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нёммм, при нёммм! (Профессор)
- Кто не работает — тот ест! Учись, студент! (хулиган Федя)
- Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать? (Милиционер)
Полеты во сне и наяву
Жанр: драма
Год: 1982
Режиссер: Виктор Мережко
Актеры: Олег Янковский, Людмила Гурченко, Олег Табаков, Елена Костина.
Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
Сергей Макаров – инженер, заблудившийся в этой жизни. Скоро ему исполнится 40 лет, но он так и не понял, для чего живет, и каково его предназначение. Работа не приносит удовлетворения, жена давно надоела. Чем дальше, тем больше Сергей запутывается во лжи.
Тема «потерянного человека» – уникальный феномен русской культуры. Такой человек понимает, что рушит свою жизнь, но у него возникает апатия, и он не хочет и не может ничего менять. Это словно замкнутый круг, словно неизлечимая болезнь: человек понимает, что так делать нельзя, но каждый раз возвращается к этому. Очень тяжело жить, когда самый главный твой враг – это ты сам.
Является ли Сергей антагонистом? Нет, он просто негодяй и циник. Он не смог найти себя, и все еще играет в жизнь. К сожалению, в эту игру он бесцеремонно вовлекает других людей.
Картина выполнена в унылых серых тонах: осень, пустынные улицы, мрачные загородные пейзажи. В музыкальном сопровождении сквозит печаль и ироничность: все вокруг – тлен и пустота. Есть ли что-нибудь там, за горизонтом?.. Вероятно, нет. Ну и ладно.
Советский стереотип
Впрочем, несмотря на мечты о доме, в сознании россиян все равно пока еще превалирует «советское наследие». «Один из его аспектов — у нас до сих пор распространено восприятие частного дома как временного жилья, чего-то вроде дачи. Даже если это хороший, оборудованный дом», — говорит Попов.
Частный дом в Ялте. — Алексей Мальгавко/Sputnik
Жилье в многоквартирном доме воспринимается как что-то более комфортное и оттого более престижное. В Советском Союзе получить квартиру, автомобиль и дачу считалось «несомненным индикатором успеха». В России, строя или приобретая себе частный дом, чаще всего люди не отказываются и от квартиры. «Иными словами, у нас дома являются не альтернативой квартире, а неким дополнением. Или вариантом “на старость”. Хотя на юге страны место частного жилья в системе ценностей выше, чем в средней полосе и, тем более, в Москве и Санкт-Петербурге», — отмечает Попов.
Татьяна Федорцева живет в Таганроге, на юге России. Небольшой город с населением 255 тысяч человек находится на берегу залива. Последние 25 лет она живет в доме мужа с шестью комнатами и не хочет возвращаться жить в квартиру: «Сейчас многоквартирными домами активно застраиваются спальные районы, а до этого было много частного сектора: у нас большой старый город с домами 18 века. Теперь соотношение частных и многоквартирных домов примерно 50 на 50».
Многие из тех, кто покупает или строит дома на юге России — из числа приезжих с северных областей. Любовь Александровна переехала из Якутии в Таганрог 10 лет назад. «Это была мечта — перебраться на юг к старости», — говорит она. Ее семья купила двухэтажный дом, 240 квадратных метров, за четыре с половиной миллиона рублей. Он был без внутренней отделки и коммуникаций, доделывать пришлось все самим. Рядом есть школа, детский сад, магазин.
Продажа частного дома в одной из деревень Тульской области. — Виталий Белоусов/Sputnik
«Лет пять тому назад сюда было очень большое движение приезжих. Нам просто звонили в домофон и спрашивали, не продаем ли мы случайно дом», — рассказывает она.
Особенность российской провинции — это значительные площади с частным сектором, говорит Попов, но изношенным, не всегда обеспеченным всеми необходимыми удобствами. «Такое жилье, несмотря на то, что оно отдельное — воспринимается как жилье второго сорта. Люди спят и видят, как бы съехать оттуда в “нормальное” жильё — в их представлении, это, как правило, квартира в многоквартирном доме. На эту идею работают как советский стереотип, так и градостроительная политика и экономика».
Частный дом во дворе жилого комплекса «Одинбург». — Михаил Джапаридзе/TASS
Со временем, и летние дома (дачи) тоже становятся менее востребованными. Пандемия, во время которой многие пытались изолироваться, спрос на дачи снова вернул, но едва ли это станет долгосрочным трендом, считает Алексеевский: «Самая идея дачи была очень важным советским мифом о благосостоянии. Теперь эти дачи начали превращаться в обузы. Постоянные пробки, чтобы туда доехать, и ресурсы, чтобы поддерживать ее в нормальном состоянии, приводят к тому, что все пытаются продать такие дома, и никто не хочет их покупать».
Город мастеров
Жанр: сказка
Год:1965
Режиссер: Владимир Бычков
Актеры: Георгий Лапето, Марианна Вертинская, Лев Лемке, Елизавета Уварова, Савелий Крамаров.
Кадр из фильма «Город мастеров»
Жил-был славный Город Мастеров, город художников и ремесленников. Но пришли чужеземцы, и захватили власть, и поработили всех его жителей. Но дух свободы поработить нельзя. Меньше всего на человека, способного дать отпор негодяям, был похож городской дворник-горбун, балагур и весельчак. Но он-то и был главным вольнодумцем…
Фильм был снят в период недолгой “оттепели”. В его основе лежит пьеса-сказка Тамары Габбе. Сама сказка была основана на фламандских легендах о борьбе жителей города Бинша с французскими захватчиками.
Сценарий фильма был написан Н. Эрдманом. Именно благодаря ему картина заиграла новыми красками, в ней появились новые оттенки. Именно он является автором бессмертных фраз: “Видите, какова сила примера? А через год к этим попугаям присоединится и все население города!”, “Нельзя верить ни словам, ни ушам, можно лишь доносам, доносам, доносам”.
Фильм снят в интересной стилистике. Меньше всего он напоминает типичную советскую сказку. А больше всего сцены напоминают картины средневековых художников: Петруса Кристуса, Альбрехта Альтдорфера, Джотто. И благодаря этому, а также благодаря операторской работе, и удивительной музыке Олега Каравайчука создается потрясающая атмосфера.
Логика эмоционального настроя картины и законы жанра помогают понять: враг обязательно будет повержен. Но густая тревожность, которой пропитан фильм, заставляет насторожиться: новый де Маликорн еще не явился, но он обязательно придет.
Остановился поезд
Жанр: драма
Год: 1982
Режиссер: Вадим Абдрашитов
Актеры: Олег Борисов, Анатолий Солоницын, Михаил Глузский, Нина Русланова
Кадр из фильма «Остановился поезд»
Предотвращая катастрофу, погибает машинист. Его считают героем, но следователь Ермаков (Олег Борисов) считает, что не все здесь так однозначно.
Это один из самых недооцененных художественных фильмов советского кино. Сценарий Александра Миндадзе был основан на реальной истории.
Смысл фильма заключается в раскрытии проблемы наплевательского, халатного отношения к своему делу, к коллегам, к близким, и даже к самому себе. И все это – на фоне чужого и ненужного лже-патриотизма.
Кинематограф систематически затрагивал подобные темы, темы разгильдяйства, внутреннего развала и деградации. Но Абдрашитов пошел дальше. Одна из важных фраз фильма звучит так:
По мнению Абдрашитова, в обществе всегда присутствовала странная боязнь правды и нежелание узнать ее. По его мнению, обществу не нужна правда: ему нужен только мертвый герой и поставленный ему памятник.
«Цвет Граната», 1968 г.
Реж. Сергей Параджанов
У Сергея Параджанова была куда более тяжелая судьба, чем у его картин. Слишком самобытный и раздражающий советскую власть, он был обвинен в гомосексуализме и отправлен в тюрьму. А ты знаешь, что делают в тюрьме? Ладно, не будем, спросите у Джея и молчаливого Боба. Итак, к фильму. Уникальная картина! Советский сюрреализм, даже в чем-то арт-хаус.
Сюжет посвящен средневековому поэту Саят-Нове. Жил сей персонаж на Кавказе, пел песенки, сочинял стихи, развлекал царевен. Но никто не знал, кто он и откуда. Поэтому народ от нечего делать начал пускать про него слухи и легенды. И вот фильм Параджанова – это как бы биография реальной исторической личности, но собранная из осколков этих легенд и преданий, как зерна граната, формирующие один плод. Фильм буквально кишит сюрреалистическими сценами на уровне Сальвадора Дали. Поэтому кино так хорошо приняли на Западе, даже несмотря на то, что никто слыхом не слыхивал про этого вашего Саят-Нову.
Кстати, если посмотреть клип Мадонны на песню «Bedtime Story», то можно увидеть заметное сходство. Единственное различие: клип был снят за 5 миллионов долларов, а Параджанов создал картину за куда более скромные деньги. Фрагменты из фильма также использованы в клипе «God Is God» группы «Juno Reactor». Ну и на здоровье!
Иван Васильевич меняет профессию (1973)
Рейтинг КиноПоиск: 8.79
Рейтинг IMDB: 8.5
Жанр: фантастика, комедия, приключения
Длительность: 88 мин.
Описание: Запуск машины времени, сконструированной изобретателем Шуриком в непредусмотренных для этого условиях, приводит к взрыву и перегоранию пробок во всем многоквартирном доме. В результате его экспериментов соседи часто оказываются без света, но это его не останавливает. Однажды при помощи машины времени и попадает на несколько веков назад в царский дворец. Чтобы доказать реальность своего изобретения, он повторно запускает чудо-агрегат, но в этот раз все идет по другому сценарию. В результате Александр попадает в царские палаты Ивана Васильевича Грозного, а могущественный государь в его квартиру. Теперь царю придется менять профессию…
Знаменитые цитаты из фильма:
- Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака — не брал. (Иван Грозный)
- Граждане, храните деньги в сберегательной кассе. Если они, конечно, у вас есть… (Жорж Милославский)
- И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат. (Ульяна Андреевна)
- Я требую продолжения банкета! (Иван Васильевич Бунша)
- Алло! Галочка? Ты сейчас умрёшь, потрясающая новость! Якин бросил свою кикимору, ну, и уговорил меня лететь с ним в Гагры! (Любовница Якина)
Почему сейчас так не снимают
В ночь дискуссии с мамой мы твердо решили, что обязаны сравнить два фильма: новый и старый. И сели перед телевизором в поисках подходящих кинолент. Честно говоря, возмущались мы долго! Все такое пресное и искусственное.
Стало меньше по-настоящему талантливых и хороших актеров, а это сильно отразилось на восприятии новых фильмов. Четкий сценарий и увлекающий сюжет для большинства российских кинолент – сказка и быль, а не явь.
Главной причиной провала я считаю — изобилие рекламы. Она попросту на каждом шагу: тут рекламируют духи, тут – машину, тут – часы. И это все в течение первых десяти минут фильма!
Для того чтобы снять киноленту, которая сможет «уйти в народ», нужно постараться. А зачем стараться, если деньги можно получить на рекламе?
Подводя итог, скажу, что именно советские кинокартины органично вписываются в предновогоднюю суету. А какой фильм в преддверии самого сказочного праздника предпочитаете смотреть вы?
Убить дракона
Жанр: Сатира, фантасмагория
Год:1988
Режиссер: Марк Захаров
Актеры: Александр Абдулов, Олег Янковский, Евгений Леонов
Кадр из фильма «убить дракона»
В сказочном городе правит страшный Дракон, которого жители считают жестоким узурпатором. В город приезжает рыцарь Ланселот, и решает сразиться с Драконом, чтобы освободить город.
Этот, один из самых страшных советских художественных фильмов, был снят по сказке Евгения Шварца. В сатирической сказке Шварц, как и обычно, высмеивал раболепие, приспособленчество и лживость.
Один из героев, бургомистр, говорит Ланселоту, что люди не могут жить без “сильной руки”. И это правда: после победы Ланселота жители города пустились в анархию и разгул – и с готовностью склонились перед новым Драконом.
Марк Захаров акцентировал внимание зрителя вот на чем: нужна ли была вообще свобода жителям этого города? Дракон считал, что плебсу она не нужна. А Ланселот считал, что люди не знают, что такое свобода
По его мнению, получив свободу, люди поймут ее ценность, они научатся быть свободными.
Ланселот ошибался: в душе освобожденные им граждане так и остались рабами. После падения Дракона пришла анархия: люди начали убивать, грабить и жечь: ведь, в понимании раба, свобода – это когда можно все.
По сути, каждый из них тоже является Драконом. Чтобы стать свободным, нужно убить Дракона в себе. Смогут ли это когда-нибудь в будущем жители города?
Мнение психолога Майи Макиевой
Влияют ли установки советского времени на мышление современного человека или человек смотрит эти фильмы с пониманием того, что сейчас времена поменялись и всё по-другому?
Каждый человек интерпретирует любую информацию по-своему, в том числе и ту, которая транслируется через кинематограф. Что же касается влияния советского кино на современных людей, то если человек не родился и не вырос в советское время, вряд ли эти фильмы так его заинтересуют, что он будет их смотреть и потом примет их сценарий в качестве сценария своей жизни.
Учитывая тот факт, что всё-таки времена значительно изменились, а интересы и ценности новых поколений кардинально отличаются от советского человека, то за нашу молодёжь можно быть спокойными, так как в их глазах многие советские фильмы выглядят достаточно наивными и малоинтересными.
Нынешние люди не придают им особого значения и мало что видели из этих фильмов. Другое дело – люди, ещё заставшие Советский Союз, на них советское кино всё ещё может оказывать влияние, ведь они прекрасно помнят те времена, когда семья ценилась превыше всего, была основой ценностью общества и ради семьи принято было терпеть всё что угодно.
И если нынешняя молодёжь просто не понимает, как же можно было так жить, то предыдущие поколения так жили. Кстати, тогда цензура просто не позволяла снимать фильмы, где в концовке происходит распад семьи. В фильмах «Осенний марафон» и «Поздняя встреча» главные герои, в конце концов, решают остаться с нелюбимой и сварливой женой и отказываются от тех, кого любят ради сохранения семьи.
Сейчас такой поворот может показаться нелепым, но в те времена люди так жили. Да, видимо, тогда через кинематограф пытались убедить граждан, что семья превыше всего. Посыл неплохой, но вот на деле получилось, что нужно терпеть любые унижения собственного достоинства ради ячейки общества.
За образец подражания бралась неуверенная в себе, ущербная, боящаяся одиночества и часто одинокая, оглядывающаяся на мнение общества женщина и мужчина-манипулятор, который успешно пользовался всеми доступными приёмами для подчинения себе этой женщины-жертвы, которая, кстати, по сценарию влюблялась в этого не ценящего её и не заботящегося о ней мужчину.
И это всё преподносится нам как любовь, хотя на самом деле является манипуляций, с одной стороны, и патологической созависимостью — с другой. Если человек проникнется симпатией к любому из этих героев, то может психологически ассоциироваться с ним и угодить в невротические отношения, отнюдь не такие романтичные как в кино.
И важно здесь учитывать характер того времени, когда женщины всё-таки были защищены обществом, существовали публичные осуждения абьюза (тогда его называли неподобающим поведением), существовало вмешательство в семейную жизнь со стороны родственников, соседей, коллег, которые не только мешали, но и пытались помочь в трудной ситуации. Поэтому стоит любое кино, в том числе советское, рассматривать через призму времени, а лучше через призму собственного счастья
Прежде чем в своей голове выстраивать похожий сценарий отношений, проанализируйте, так ли романтично это будет выглядеть в жизни? А если ваш партнёр будет вести себя так всегда, а вы всегда будете это терпеть? Будете ли вы при этом счастливы? Сможете ли ценить и уважать себя в подобных отношениях с похожим на героя фильма человеком?
Поэтому стоит любое кино, в том числе советское, рассматривать через призму времени, а лучше через призму собственного счастья. Прежде чем в своей голове выстраивать похожий сценарий отношений, проанализируйте, так ли романтично это будет выглядеть в жизни? А если ваш партнёр будет вести себя так всегда, а вы всегда будете это терпеть? Будете ли вы при этом счастливы? Сможете ли ценить и уважать себя в подобных отношениях с похожим на героя фильма человеком?
И подытожу свой комментарий тем фактом, что советских фильмов много и они очень разные, поэтому выбирайте те, что соответствуют вашим взглядам на жизнь. Да, тогда была цензура, порой излишняя, но теперь современная киноиндустрия совсем упростила её, и неизвестно, какие фильмы могут вам навязать «кривые» сценарии жизни, а какие — помочь разобраться в ваших отношениях и создать свой сценарий.
Москва слезам не верит (1979)
Рейтинг КиноПоиск: 8.36
Рейтинг IMDB: 8.2
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Длительность: 150 мин.
Описание: Москва пятидесятых годов. Три молодые провинциалки приезжают в Москву в поисках того, что ищут люди во всех столицах мира — любви, счастья и достатка. Их судьбы складываются именно так, как предполагает характер каждой из девушек. Подруги живут в общежитии, и каждая пытается найти свое место в этом огромном городе. Разных людей они повидают, разные ситуации будут проверять их на прочность, неизменным останется только одно – их дружба, которую они пронесут сквозь годы.
Знаменитые цитаты из фильма:
- Какие люди — и без охраны! (Людмила Свиридова)
- Полюбить — так королеву, проиграть — так миллион! (Людмила Свиридова)
- Одиночество — это рождаемость падает, а алкоголизм растёт! (Ольга Павловна)
- А заодно запомни, что все и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я — мужчина. (Георгий Иванович, Гоша)
- А что это меняет, если как ты говоришь — «тебя ко мне тянет»? Или тебя тянет только к незамужним? (Катерина Тихомирова)
Филипп Траум
Жанр: философская притча
Год: 1990
Режиссер: Игорь Масленников
Актеры: Габриэль Воробьев, Юри Ярвет, Евгений Весник, Ия Парулава.
Кадр из фильма «Филипп Траум»
Австрия, позднее средневековье. Время инквизиционных допросов, темного мракобесия и гениальных открытий. В небольшом городе появляется студент с удивительными голубыми глазами. Он говорит, что он – дьявол.
Фильм снят по неоконченной повести Марка Твена “Таинственный незнакомец”. Это удивительно тонкая, камерная, глубокая и в чем-то очень “брейгелевская” картина. Она родилась на закате эпохи, и долгое время считалась утраченной.
Фильм пропитан глубокой философией, и частично перекликается и с “Легендой о Тиле Уленшпигеле”, и с “Фаустом” Гете, и с “Мастером и Маргаритой”. И невольно задаешься вопросом: а не сплагиатил ли Михаил Афанасьевич описание Воланда? И у Твена, и у Булгакова эту таинственную личность не могли толком описать: то ли высокий, то ли низкий, то ли хромал, то ли нет… Но не в этом дело.
Главными героями фильма являются мальчики, которых Филипп Траум выбрал себе в спутники: Николаус (сын судьи), Сеппи (сын трактирщика) и Теодор (сын органиста). Личным Фаустом, личным мастером Траума является именно Теодор. Мальчик удивительно музыкален, он – настоящий талант. Дьявол любит искушать таланты, и именно Теодор, искренне желающий добра, становится невольным виновником всех несчастий (частично вполне заслуженных обитателями города).
Отдельно стоит мудрый старый Брандт (прекрасная роль Евгения Весника), которого обвиняют то ли в ереси, то ли в колдовстве (они и сами уже запутались), непреклонный и мужественный, готовый биться до конца.
И Маргарита… Этот образ – образ Маргариты Антиохийской – девы, которая встречалась с дьяволом – проходит через всю европейскую культуру. Здесь Маргарита – яркая личность, страстная, сильная, благородная. Как и остальные герои фильма, она является изгоем.
А некоторым людям просто нет места на земле, и они уходят. Но не в свет (как и булгаковские герои), а в неизвестность. Они улетают вместе с Дикой Охотой, исчезают с майской грозой, и превращаются в легенду, которая будет передаваться из поколения в поколение, от отца сыну.
В четверг и больше никогда
Жанр: драма, мелодрама
Год: 1978
Режиссер: Анатолий Эфрос
Актеры: Олег Даль, Вера Глаголева, Любовь Добржанская, Иннокентий Смоктуновский.
Кадр из фильма «В четверг и больше никогда»
Молодой врач Сергей (Олег Даль) собирается жениться, и накануне свадьбы собирается съездить в заповедник, к матери. Здесь же живет девушка, с которой ранее его связывали серьезные отношения, и которая вынашивает его ребенка. Никаких угрызений совести по этому поводу герой не испытывает.
“В четверг и больше никогда” – один из самых хороших советских фильмов со смыслом. Это последняя, и, возможно, самая сильная картина Анатолия Эфроса.
Этот режиссер, обладая собственным, отточенным стилем и проницательным знанием человеческой натуры, далеко не всегда бывал понят критиками и зрителями. Эфрос – исследователь. Его интересует не столько сюжет, сколько секрет мотивации героя (в этом случае – антигероя) и пресловутая правда характера, которые сложно компенсировать киношной “драматургией”.
В фильме речь идет о человеке-паразите, который, впрочем, является типичным “героем нашего времени”.
Эфрос здесь иронически, и даже немного цинично переосмысливает историю с “обращением к корням”. Смысл картины заключается в названии: действие происходит в четверг. Слово “никогда” говорит о том, что все, что делает Сергей, фатально и необратимо.
Зрителю предстоит лишь ненадолго заглянуть в бездну вместе с героями этой картины, и больше этого не захочется делать никогда. Такие фильмы как этот не тянет пересматривать, но потрясения и от первого раза хватит на остаток жизни.
«Война и мир», 1967 г.
Реж. Сергей Бондарчук
За всю историю кинематографа было свыше 10 экранизаций популярного романа Льва Николаевича. Однако эту можно по праву считать лучшей. Отец Фёдора Бондарчука до того момента больше воспринимался как актёр, получивший мировое признание за «Судьбу человека», хотя сам исполнил далеко не второстепенную роль Пьера Безухова. Но к экранизации эпопеи Толстого он подошёл капитально. Целых 6 лет длились съемки! А в плане приёмов и режиссерских находок фильм опережал время. Даже славный новозеландский новатор Питер Джексон сказал, мол, каюсь, слизал у Бондарчука. А батальные сцены настолько опередили своё время, что в Голливуде до сих пор изучают по этому фильму баталии и панорамную съёмку.
«Всё. Кина не будет»
Огромное количество российских кинотеатров в 90-е остались не у дел
БОльшая часть государственных кинотеатров перешли в частные руки. Оставшиеся — или закрылись, или переориентировались на другие виды деятельности. Наряду с существенным сокращением экранов, государству стало не до финансирования кинопроизводства. Отечественные киноделы стали меньше снимать, а зрители меньше посещать кинотеатры. О развлечениях в перестроечные времена думали в последнюю очередь.
Открытие «Железного занавеса» и распространение видеомагнитофонов способствовало засилию рынка VHS-кассетами с записями голливудских фильмов. Порой даже пиратское качество и одноголосая озвучка не портили впечатления от блокбастеров, о которых советский человек раньше и не подозревал.
На фоне такой конъюнктуры российское кино того времени оказалось просто неконкурентоспособно. Оно впало в продолжительную кому, и только в последнее время вроде как начинает из нее выходить.
Считается, что советские фильмы сделаны с душой, трепетом и любовью, что они несут в себе дух того времени, когда люди были добрее, трава зеленее, а солнце ярче. У старшего поколения сформирован постулат, что советское кино делалось, в первую очередь, для людей.
Безусловно, в этом есть правда. Но безоговорочно говорить о том, что советское кино снималось, в первую очередь, «на благо человека» — не совсем корректно, потому что делалось оно, как и сейчас, прежде всего, на благо казны. А вот на «на благо человека» — только потом.
Не покидай…
Жанр: сказка
Год: 1989
Режиссер: Леонид Нечаев
Актеры: Игорь Красавин, Варвара Владимирова, Альберт Филозов, Регина Разума, Вячеслав Невинный, Лидия Федосеева-Шукшина, Артем Тынкасов.
Кадр из фильма «Не покидай…»
В результате дворцового переворота престол занял новый король. На самом деле, страной Абидонией правит коварный канцлер и его супруга. У короля есть дочь – хорошая, честная, но сильно избалованная принцесса. В нее уже много лет влюблен Патрик, немой поэт. Мало кто знает, что он является наследным принцем. Не знает этого и он сам. Однажды во дворец попадает волшебная голубая роза. Каждый, кто почувствует ее аромат, никогда больше не сможет солгать…
Фильм снят по одноименной пьесе Г. Полонского, которая, в свою очередь, была основана на сказке У. Теккерея, “Кольцо и роза”.
На первый взгляд, перед нами типичная сказка: страной правит добродушный и глуповатый самодур, который интересуется исключительно лошадьми. Он далек от политики, и поэтому ею занимается канцлер, по воле которого в стране запрещено все: веселиться, мечтать, и говорить правду.
Все меняется, когда во дворец попадает волшебная голубая роза. Постепенно жители замка начинают говорить правду – все, кроме канцлера, страдающего аллергическим насморком…
Критика строя видна невооруженным глазом. Она (а также вся глубокая философия этой печальной, поэтической сказки) – в песнях, слова которых, во все времена – на злобу дня (слова Л. Дербенева, музыка Е. Крылатова):
Но это не только сатира, но и прекрасная романтическая сказка, пропитанная духом юности, смелости, верности и всепобеждающей любви. Картина по праву считается одним из лучших советских фильмов со смыслом и для души.
Кинематограф — рыночная структура
«Человек с бульвара Капуцинов» (1987)
Почти вся культура в СССР была построена на том, что искусство должно приносить деньги. И российская культура, как правопреемница советской, с гордостью продолжает работать по той же схеме. Правда, получается сейчас гораздо хуже, по многим причинам.
А рентабельность советского кинематографа в среднем составляла 900% в год. Сейчас о таких результатах приходится только мечтать.
Яркий пример непринятого советскими зрителями режиссера — Андрей Тарковский.
Андрей Тарковский на съемках «Зеркала» (1974)
Это на Западе он был великим – получал кучу призов и восторженные отзывы критиков, а в СССР Тарковский считался провальным режиссером, причем, он сам это прекрасно понимал – потому что фильмы его в советском прокате никогда не окупались.
К примеру, «Сталкер».
Кадры из фильма Андрея Тарковского «Сталкер» (1979)
Фильм собрал в СССР 4,2 млн зрителей – самый низкий показатель из всех картин Тарковского – и окупился только на 40%. А чтобы фильм в СССР считался коммерчески успешным, его должны были посмотреть не менее 17 млн человек.
Но один западный кинопрокатчик купил права на «Сталкер» еще до его выхода. И, по его собственному признанию, не прогадал. Западному зрителю, в отличие от отечественного, фильм «зашел» и принес кинопрокатчику 300% прибыли.
«Ёжик в тумане», 1975 г.
Реж. Михаил Норштейн
Согласись, у нас в стране его помнят преимущественно за отчаянный ежовый крик: «Лошадкаааа!» А некоторые проводят аналогию между туманом и дымом трав степных, объясняя этим своеобразность мультфильма. Но нравится вам этот шедевр или нет, а 140 критиков со всего мира признали его лучшим в истории. Классик японской анимации Хаяо Миядзаки называл «Ёжика в тумане» среди своих самых любимых работ, даже признавшись Норштейну, как художник художнику, что отечественный мастер круче. Даже беспощадные «Гриффины» сделали на мультфильм пародию в эпизоде «Spies Reminiscent of Us».
Некоторые скажут, что это самый волшебный и необычный мультфильм как минимум на постсоветском пространстве. И мы с ними согласимся. Многих западных мультипликаторов поражают приёмы, использованные в «Еже». А сам Норштейн, хитро улыбаясь, показывает, как регулировал густоту тумана, приближая или отдаляя обычную кальку.