«Мальчик в полосатой пижаме» Джон Бойн краткое содержание
История глазами девятилетнего немецкого мальчика — Бруно, который беззаботно живёт в прекрасном пятиэтажном доме в Берлине. В это время идет Вторая мировая войны. Бруно живет со своими родителями, 12-летней сестрой Гретель.
Однажды Бруно приходит домой и обнаруживает, что горничная Мария складывает его вещи в чемодан, так как они вынуждены переехать, потому что у отца новое важное назначение по службе. Бруно не особо понимает кем работает его отец
Он знает только, что отец военный и у Фюрера на него большие планы. Именно после ужина с Гитлером отец Бруно получает должность коменданта, и семья должна переехать в Аж-Высь (в действительности, Освенцим). Бруно не хочет уезжать, он не хочет покидать свой дом, школу, своих друзей Даниэля, Карла и Мартина. Но мать говорит, что они не могут остаться
Бруно не особо понимает кем работает его отец. Он знает только, что отец военный и у Фюрера на него большие планы. Именно после ужина с Гитлером отец Бруно получает должность коменданта, и семья должна переехать в Аж-Высь (в действительности, Освенцим). Бруно не хочет уезжать, он не хочет покидать свой дом, школу, своих друзей Даниэля, Карла и Мартина. Но мать говорит, что они не могут остаться.
Но новое место Бруно не нравится, он скучает, хочет играть, но не с кем. Новый дом хуже старого — есть только три этажа, а вокруг нет других домов, магазинов, фруктовых и овощных лавок. Бруно надеется, что они пробудут в новом доме несколько недель, но отец дает понять, что они здесь надолго. Из дома в Аж-Высь Бруно видит лагерь, в котором заключенные носят полосатую пижаму.
Спустя несколько недель Бруно решает, что ему нужно найти какое-то развлечение, или он сойдет с ума. Он решает соорудить качели с помощью веревки и шины. Лейтенант Котлер, подчиненный отца, помогает ему и приказывает Павлу, еврею, достать шину из хранилища. Павел помогает ему, и вскоре Бруно счастливо качается, пока не падает на землю.
К счастью, Павел видит падение Бруно, несет его в дом и обрабатывает раны. Павел в их дом приходит, чтобы чистить овощи и прислуживать за ужином. Но Бруно узнает от него, что на самом деле он врач. Бруно не понимает почему врач работает на кухне, а не лечит людей. Вскоре после этого мать Бруно возвращается домой и узнает, что произошло. Она просит Павла, сказать коменданту, что это она обработала раны Бруно.
Бруно вспоминает, что хочет сталь исследователем и решает изучить странный проволочный забор.
Вдоль забора Бруно шел больше часа, но никого не видел. Но пройдя еще немного он встретил своего нового друга — еврейского мальчика, Шмуэля, сидящего по ту сторону ограды. Оказалось, что оба мальчика родились в один и тот же день, и, как казалось Бруно, у них много общего. Бруно рассказывает, что жил в Берлине, а Шмуэля, говорит что он из Польши. Шмуэль говорит, что его отец, дедушка и брат с ним по эту сторону забора, ну а где мать он не знает, ее отвезли в какое-то другое место. Бруно и Шмуэль разговаривают и становятся очень хорошими друзьями, хотя Бруно все еще не понимает кто люди по ту сторону забора и почему они там находятся, что они там делают.
Браун спрашивает об этом у отца. Но отец говорит, что это не люди. Сестра Гретель говорит брату, что это евреи. Но Бруно не понимает, почему они там и зачем.
Отец нанимает для детей учителя герра Литца. Он Бруно не очень нравится, так как заставляет учить историю и географию, которые Бруно мало интересуют. Ему нравятся книги и поэзия. Но учитель считает это пустой тратой времени.
Почти каждый день после уроков, если не идет дождь, Бруно идет к Шмуэлю и приносит ему еду. Часто он сьедает практически все по дороге, так как идти к месту встречи довольно далеко. Бруно замечает, что Шмуэль становится все более и более тощим, иногда он видит даже синяки на его лице. Но Шмуэль не сообщает подробности о жизни в лагере, и Бруно так и не понимает что живет рядом с концентрационным лагерем.
Как роман Бойна приняли в России?
В качестве оценки будут приведены выдержки из статьи М.Немцова «Детство в полосатой пижаме».
«Мальчик в полосатой пижаме» — это не просто роман, как таковой, это повесть-притча о Холокосте, написанная от лица девятилетнего мальчика Бруно, папа которого — офицер гитлеровской армии. Семья Бруно изначально живет в Берлине, затем переезжает в какое-то новое место, где мальчик откровенно скучает: у него нет друзей, нет тех, с кем можно играть и делиться своими секретами. Зато за каким-то забором, который отлично виден из окна его дома, много-много людей, среди которых есть и его сверстники — такие же мальчишки и девчонки. Живут они все в больших хижинах и, как кажется Бруно, большими и дружными семьями. Вот бы подружиться с ними! С такими мыслями мальчик пускается путешествовать вдоль этого забора, и по другую сторону находит себе друга — мальчика по имени Шмуль… Это жуткий угол зрения на самую большую боль минувшего, двадцатого века. Но он не должен никого отвратить, пусть книга и непривычна для читателя.
Именно детский взгляд на самые кошмарные вещи, когда-либо творившиеся на земле, должен дать способность юному читателю впервые попробовать оценить для себя, какие чудовищные ошибки совершал род человеческий. Да и пафос книги — отнюдь не карамельный, ведь Джон Бойн не старается оправдать маленького Бруно в своем любопытстве или же сделать героем. Он такой же, как и все в его возрасте — в меру избалованный, в меру безмозглый. Он всего лишь начинает знакомиться: с миром, где ему суждено было родиться, с людьми, о которых говорят, что они не такие же, как все. И знакомство это заканчивается очень трагично».
Становление писателя
Ещё, будучи студентом, Бойн за свои рассказы, получил престижную литературную награду имени Кёртиса Брауна, что позволило ему войти в список претендентов на премию «Хеннесси». Вышедший в 2005 году роман «Криппен» находился в списке книг, претендующих на награду «Книга года» от газеты «Sunday Independent».
Сейчас писатель живёт и работает в Дублине. Читает лекции в Ирландском писательском центре, а также пишет критику для газеты «The Irish Times». Его книги переведены более чем на пятьдесят языков, отмечены множеством литературных премий и наград. Такой интересный факт: газета «Sunday Business Post» считает, что Джон Бойн входит в число сорока художников, которые способны изменить культурный облик Ирландии в двадцать первом веке.
https://youtube.com/watch?v=Dd2mPCSwCf0
Фильм «Мальчик в полосатой пижаме»
«Мальчик в полосатой пижаме» – фильм 2008 года режиссёра Марка Хермана. Сюжет строится на взаимоотношениях двух маленьких мальчиков, которые в период Второй мировой войны оказались по разные стороны «баррикад». Фильм о том, что всегда приходится платить за свои решения и убеждения, даже если думаешь, что это никогда тебя не коснётся
Основой для сценария стал роман ирландского писателя Джона Бойна под одноимённым названием. Произведение было удостоено множеством премий и переведено на более чем полсотни языков. Марк Херман сам лично занимался адаптацией сценария, привлекая к работе также самого Джона Бойна.
Фильм «Мальчик в полосатой пижаме» был номинирован на ряд наград в европейских странах, в том числе, как лучшая кинокартина известной национальной испанской премии «Гойя». Критиками также отмечалась великолепная актерская игра Веры Фарминг, которая сыграла в фильме мать Бруно. Исполнители главных ролей Эйса Баттерфилд и Джек Скэнлон получили признание, как ведущие молодые исполнители.
Описание фильма
События разворачиваются в период Второй мировой войны, когда геноцид еврейского населения уже был достаточно распространённым явлением. Главный герой – мальчик из немецкой семьи по имени Бруно. Его отца, высокопоставленного чиновника, назначают на новую должность, поэтому всей семье приходится уехать жить в другое место. Бруно не до конца осознаёт, что происходит вокруг и какие на самом деле события влияют на их переезд в новый дом.
Прогуливаясь по окрестностям и изучая территорию, Бруно видит необычную так называемую «ферму», которая обнесена проволокой. Там ходят странные люди, одетые в полосатые пижамы с пришитыми номерами, а старые вещи они сжигают в очень больших котлах, из труб которых часто валит чёрный дым. Бруно становится интересно, что это за люди и почему они играют в эти номера.
Чтобы преподавать историю и рассказать более подробно об особенностях Третьего Рейха, к мальчику и его сестре в дом приезжает герр Лист, учитель со строгими антисемитскими взглядами. Отец поддерживает такие начинания и всячески поощряет данную позицию, объясняя это тем, что всё делается во благо страны. Мать же, напротив, обеспокоена таким обучением и расстроена из-за всего происходящего вокруг, в частности из-за близости их нового жилья к концентрационному лагерю, где периодически уничтожается еврейское население.
Однако юный Бруно не подозревает ни о чем. Однажды он знакомится с Шмуэлем – мальчиком с «фермы», который также, как и все остальные там, одет в полосатую пижаму. Бруно кажется, что этот мальчик очень хорошо устроился, судя по случайно увиденной им информации о лагере: кафе, бары, футбольные игры и другие уличные веселья.
В скором времени Бруно приходится уезжать, и напоследок он хочет вновь повидаться со своим новым другом. Так он узнаёт, что Шмуэль нигде не может найти своего отца. Чтобы хоть как-то помочь другу, Бруно решает попасть на территорию лагеря, где они вместе бы начали поиски пропавшего. Не зная подлинного назначения этого места, они начинают своё приключение, которое обернётся для них трагическими событиями.
Почему стоит смотреть фильм
Фильм «Мальчик в полосатой пижаме» хоть и является военным, но в нём не показана та война, которую зрители привыкли видеть с экрана. Всё подлинное скрывается за детским восприятием юным мальчиком Бруно окружающего мира. Эта кинокартина является примером того, когда всё понятно без слов, когда начинаешь переживать за героев ещё до того, как что-то случится, потому что чувство тревоги постоянно витает где-то в воздухе.
Тема еврейского геноцида в период Второй мировой войны довольно часто освещается в кинематографе, в качестве примера можно привести такие культовые фильмы, как «Пианист» или «Список Шиндлера». Однако особое место среди них занимают кинокартины, где показана жизнь еврейских детей в суровых военных условиях, например, как в фильме «Жизнь прекрасна». Это всегда выглядит весьма невинно, с лёгким налётом безрассудства.
Тем не менее, есть мало фильмов, где показана жизнь именно немецких детей и то, как они реагируют на всё происходящее вокруг. Этим и ценна кинокартина Марка Хермана, здесь можно увидеть события с другой стороны, прочувствовать общее настроение всех событий. Ведь всегда зрительские симпатии останавливаются на тех, против кого направлена основная агрессия. Однако в этом фильме сочувствие, в конечном счёте, чувствуется как к еврейскому народу, так и к немецкой семье, какой бы она ни была.
Фильм рекомендуется к просмотру тем, кто не особо любит военные фильмы с множеством жестоких экшн-сцен, но кто неравнодушен к событиям периода Второй мировой войны.
Награды и номинации
Год | Награда | Номинация | Номинант | Результат |
2008 | ||||
Премия британского независимого кино | «Лучшая актриса» | Вера Фармига | Победа | |
«Лучший режиссёр» | Марк Херман | Номинация | ||
«Самый многообещающий дебют» | Эйса Баттерфилд | Номинация | ||
Международный кинофестиваль в Чикаго | «Приз зрительских симпатий» | Марк Херман | Победа | |
Премия Лондонского кружка кинокритиков | «Молодой британский исполнитель года» | Эйса Баттерфилд | Номинация | |
Премия Международной ассоциации критиков киномузыки (IFMCA) | «Лучшая оригинальная музыка для драматического фильма» | Джеймс Хорнер | Номинация | |
2009 | ||||
Премия «Гойя» | «Лучший европейский фильм» | Марк Херман | Номинация | |
Премия «Молодой актёр» | «Лучшее исполнение в международном художественном фильме — ведущие молодые исполнители» | Эйса Баттерфилд, Джек Скэнлон | Номинация | |
Премия Ирландской академии кино и телевидения (IFTA) | «Лучший международный фильм» | Номинация | ||
2010 | ||||
CinEuphoria Awards | «Лучший фильм — приз зрительских симпатий» | Марк Херман | Победа | |
«Топ десяти года — международный конкурс» | Марк Херман | Победа | ||
«Топ десяти года — приз зрительских симпатий» | Марк Херман | Победа | ||
«Лучшая актриса второго плана — приз зрительских симпатий» | Вера Фармига | Победа | ||
German Dubbing Awards | «Выдающееся развитие молодёжи» | Лукас Шуст (дубляж на немецкий язык Эйсы Баттерфилда) | Победа |
«Это смешно, что взрослые не могут понять, что именно хотят делать»
Мальчик Бруно — обладатель зрительного вектора. Ему не сидится на месте, он любознателен, увлечен исследованием мира вокруг. Такие дети общительны, добры, искренни. Бруно любит читать, особенно книги о пиратах, рыцарях, подвигах. Но после переезда книги о приключениях ему запрещает новый учитель, который дает частные уроки и пропагандирует лишь историческую литературу, день за днем рассказывая о том, что евреи — это зло. Он скучает дома один, почти не играет со старшей сестрой Гретель, которая увлеклась фашистской идеологией. Девочка ощущает себя ярой патриоткой и в один день выбрасывает все куклы в подвал, завешивая комнату постерами Гитлера. Эта трехсекундная сцена горы голых куколок в подвале у зрителя ассоциируется с тысячами людей, над которыми проводили опыты, мучали и жестоко убивали в концлагерях.
Вернемся к нашему герою, который надеялся прожить в новом доме всего пару недель, но в итоге остался там навсегда. «Ферма», которую он видит из окна каждый день, не дает ему покоя. Не ощущая сильной эмоциональной связи с кожно-зрительной мамой, оставшись без общения со сверстниками, Бруно просто вынужден найти себе друзей. Он наблюдает за взрослыми и ребятами в одинаковой одежде и решает дойти до фермы и познакомиться с ними. Ведь им будет так здорово вместе играть! Продумав план «побега» через задний двор, Бруно удается совершить свое первое исследовательское путешествие в сторону концлагеря. Колючая проволока и постоянные крики военных не наводят ребенка на мысль о том, что эти люди — заключенные. Он думает, что номера на полосатой одежде, окрики, собаки за забором — это часть игры.
Подойдя к ограде, он видит одиноко сидящего еврейского мальчика Шмуэля. Ребята довольно быстро находят общий язык, новая дружба воодушевляет Бруно. Он носит своему товарищу бутерброды, они через решетку играют в шашки, кидают мяч. Жизнь в новом месте налаживается, и Бруно уже не скучает по Берлину. Однажды на вопрос о том, почему Шмуэль не живет дома с семьей, а за колючей проволокой, мальчик отвечает, что он просто еврей. Бруно не может понять, почему этот факт сразу делает его плохим человеком.
В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» каждый герой вызывает интерес. Ни один персонаж не появляется в картине просто так. Еврейский работник на кухне — бывший врач, оказавший Бруно первую помощь, когда мальчик упал с качели. Этот звуко-зрительный старичок в коротком диалоге говорит очень глубокие слова, которые производят на ребенка большое впечатление. «Если кто-то по ночам смотрит на небо, это еще не значит, что мы имеем дело с астрономом». Именно в этот момент Бруно осознает, что иногда люди делают что-то не по своей воле и зачастую в реальности оказываются абсолютно другими людьми.
Бруно — пока еще ребенок, он живет в детском мире из книг о рыцарях и приключениях. Он плачет, когда отец не заступается за еврея, которого избивает лейтенант Курт. Ведь раньше он так гордился отцом — «настоящим солдатом». Он чувствует, что происходит что-то нехорошее, когда бабушка, не одобряющая убеждений сына, не приезжает их навестить, когда слышит ссору родителей. Но его детская психика противится тому, что пока не может осмыслить и перенести. Подсмотрев агитационный фильм о замечательной жизни евреев в лагере, он радостно обнимает отца: ведь он опять может гордиться им. Его детское, наивное восприятие мира сопротивляется жесткости и несправедливости.
Однажды наш герой неожиданно встречает Шмуэля у себя
Измученного еврейского малыша привели в дом коменданта чистить посуду, которую нужно было подготовить к важному обеду. Его худенькие пальчики показались лейтенанту Курту идеальными для протирания маленьких рюмочек
Бруно, уже столкнувшийся с непонятными запретами выходить за пределы двора и тем, что взрослые плохо относятся к евреям, понимает, что его семье пока не следует знать о его дружбе с еврейским мальчиком. Он врет лейтенанту, когда тот, заподозрив что-то, спрашивает Бруно о том, знает ли он Шмуэля. Не выдав товарища, Шмуэль возвращается в лагерь, где его жестоко избивают.
Чувство вины заставляет Бруно извиниться перед товарищем, ему стыдно за минуту слабости и страха перед лейтенантом. Желая хоть чем-то помочь, Бруно соглашается пойти на поиски отца Шмуэля, который недавно пропал в концлагере. В день запланированного отъезда Бруно пораньше сбегает из дома, чтобы довести начатое дело до конца. Ведь он обещал другу помочь.
Отрицательная реакция
В основном, все негативные реакции на книгу сводились к одному — писателя обвиняли в невозможности данного сюжета. Поясняем:
- Сам образ мальчика — излишне невинен. При той идеологически-жесткой политике, которую проводили во всех учебных заведениях Германии, мальчик в свои девять не мог не понимать, что идет война, а у немецкого народа есть враги, в том числе — и евреи. Потому, не знать о назначении лагеря он просто не мог — как бы родители не старались его «отгородить от всех ужасов войны».
- Приезд в Освенцим самого Гитлера просто невероятен — зачем? Тем более, вместе с Евой Браун, которая почти всю войну находилась на резиденции Гитлера, в Баварии.
- Трагический финал в том виде, в каком описан в книге, просто невозможен. Как, при сверх-охране лагерей такого режима, мальчики могли так часто общаться? И, тем более, как Бруно пролезает в лагерь? Как «каратели» не отличили узника-еврея от плотненького, румяного мальчика-арийца, приняв их за братьев?
Такие и многие другие вопросы появляются у внимательных, знакомых с историей, читателей.
О чем фильм «Мальчик в полосатой пижаме»
Главным героем картины является восьмилетний мальчик по имени Бруно, который вынужден покинуть родной Берлин и вместе с семьей перебраться в небольшой немецкий городок. Причиной переезда становится повышение отца мальчика. Теперь Бруно сын одного из руководителей концентрационного лагеря. Этот городок не нравится мальчику, так как там скучно, мрачно и уныло. Даже нет сверстников, чтобы играть во дворе. Вскоре Бруно находит что-то странное — поселение, в котором на всех жителях надеты полосатые пижамы. Пропаганда сильно влияла на граждан Германии, поэтому Бруно видел немало идеологических фильмов. На их основе он сделал вывод, что люди в пижамах живут на своеобразной ферме, где они работают и живут во вполне благоприятных условиях, где их свободу ничто не ограничивает. От нечего делать герой часто прогуливается у забора этой «фермы» и во время одной из прогулок знакомится с мальчиком по имени Шмуэль, который является его одногодкой. Дети начинают дружить, общаются, играют в шашки через забор. Отец Бруно не поддерживает поступки сына, и мальчику приходится скрывать свои прогулки к лагерю. Но не только немецкие дети ничего не знают об истинных ужасах войны. Мать Бруно часто жалуется на непонятный запах в городке. Когда она узнает, что так пахнут сжигаемые в крематориях тела, то решает немедленно забрать детей как можно дальше отсюда. Бруно идет на встречу с другом, чтобы попрощаться. Но у Шмуэля случилась беда — исчез папа. Бруно понимает, что не может оставить друга в таком положении. Через подкоп он проникает за забор и переодевается в полосатую пижаму. Мальчик начинает понимать, как сильно отличаются его мысли о «ферме» и реальное положение вещей. Подбадриваемый Шмуэлем, Бруно продолжает поиски пропавшего отца. Когда родители Бруно бьют тревогу о пропавшем сыне, тот вместе с другом и другими узниками погибает в газовой камере.
Трагедия холокоста и иллюзия счастливой жизни на «ферме»
Наивность восьмилетнего Бруно и вера в лучшее помогают глубже понять трагедию фильма. Герой уверен, что евреи живут счастливо «на ферме»: веселятся, кушают в кафе и трудятся на радость. Казалось бы, не жизнь, а сказка? Однако реальный мир сложнее, чем выдумки, фантазии и картинка на экране. Холокост — страшные страницы в мировой истории.
И фильм интересен в первую очередь тем, что в нём нет открытых сцен насилия. Всё будто скрыто и замаскировано. Создаётся иллюзия «счастливой жизни», где никто не знает о еврейском вопросе. И решение продемонстрировать весь происходящий ужас через призму взгляда невинного ребёнка, в голове которого со временем складывается пазл, цепляет зрителей ещё больше.
Эйса Баттерфилд (Бруно) и Джек Скэнлон (Шмуэль), несмотря на свой возраст, показали хорошую актёрскую игру. Их эмоции, мимика вызовут слёзы сочувствия и умиления даже у самого равнодушного зрителя.
Отношения ссверхчеловекиз Ницше
Идеи философа Фридриха Ницше были приняты и заново изобрещены нацизмом.Этот философ верил в класс людей с превосходными характеристиками: сильными, умными, творческими, способными мыслить и рассуждать. Эти люди были выжившими, те, кто стоял в стае. Нацисты идентифицировались с этим сверхчеловеком.
Кроме того,для Ницше, этот сверхчеловеческий статус был достигнут на разных этапах:
- верблюд: он представляет собой послушание, бремя и обязанности, которые мы должны нести.
- Лео:верблюд, когда он больше не хочет быть верблюдом, превращается в льва. Этот этап представляет собой освобождение от бремени, восстание и отказ от традиционных ценностей.
- ребенок:конечная фаза метаморфоза.Ребенок живет далеко от предрассудков и установленных ценностей, он отвечает за создание своего.Как будто это была игра, ребенок строит все с нуля.
Мы хотели бы установить связь между этим изображением ребенка и персонажами Шмуэля и Бруно;оба свободны от предрассудков — или наполовину свободны — оба являются единственнымичтобы пересечь этот барьер, к которому сталкиваются взрослые.Пересекая сетку, они бросают вызов установленным значениям. Независимо от того, что они узнали, их дружба выходит за рамки всего. Бруно одевается с этой полосатой пижамой и выглядит как Шмуэль. Для детей,дружба сильнее всего, и нет различий.
Другими словами, они сами судить друг о друге, поскольку они знают друг друга,они создают свои собственные ценности с нуля и принимают от них решения.
Две реальности, присутствующие вМальчик в полосатой пижаме
В книгеМальчик в полосатой пижаме,мы видим, чтоШмуэль и Бруно родились ровно в тот же день, и их жизнь совершенно другая.Бруно живет в богатой семье, он сын солдата, и его самая большая забота — не с кем играть. Он страдает, потому что ему скучно и потому, что ему не нравится новое место, в котором он должен жить. Он не понимает, почему он должен двигаться и покидать своих старых друзей.
Шмуэль еврей и был приговорен к жизни в концентрационном лагере.Поэтому его заботы сильно отличаются от проблем Бруно, даже если мы находим в них все желания и всю невинность детей.
Этот контраст реалий показывает нам, как нашипроисхождение может пометить нас на всю жизнь и осудить нас; никто не выбирает место, где он родился, никто не несет ответственности за свое рождение в той или иной семье.Дети не понимают этих различий и рассматривают друг друга как равного, друга, с которым можно играть и делиться приключениями. Они не могут понять, почему барьер отделяет их, когда они родились в один день и очень похожи.
Барьер в этом случае велик; однако мы можем видеть это как символ.Двое детей, родившихся в тот же день, два равных ребенка, две совершенно разные реальности.В настоящее время мы смотрим на нацистов с презрением, но к тому времени, когда он родился, Бруно повезло. По крайней мере, больше удачи, чем Шмуэль. Можно сказать, что этот барьер, этот контраст реалий, все еще существует сегодня; по-прежнему существует большая разница между рождением в той или иной стране, в богатой семье или в семье, которой не хватает ресурсов.
Интересные факты из биографии писателя
Сам писатель рассказывает, что привычка писать по утрам у него появилась, когда он ещё работал в книжных магазинах. Тогда, будучи еще начинающим автором, он вставал в пять утра, чтобы до работы успеть посидеть и пописать. С тех пор многое поменялось в жизни писателя, но привычка рано подниматься никуда не исчезла. Писатель говорит, что утро — это самое креативное, самое позитивное и самое насыщенное время для него, когда писать — одно удовольствие.
«Мальчика в полосатой пижаме» Бойн написал за два дня — сел писать в среду утром и, не поспав две ночи, с небольшими перерывами на еду, закончил книгу в пятницу к обеду.
Бойн называет себя «ненасытным читателем», говоря, что иногда уходит в книги с головой, забывая про все на свете. На своем сайте он ведет список книг, которые прочитал. Среди любимых писателей он называет Диккенса, Патрицию Хайсмит, Тобиас Волфа и Джона Ирвинга.
Между первым черновиком романа и его редакцией писатель делает около месяца перерыва — чтобы подзабылись детали, захотелось вновь работать.
Матье Зелл — своеобразный герой-любимчик писателя, который фигурирует во многих его работах фантастического жанра. Кто-то из критиков называет его «альтер-эго» писателя, кто-то — просто удачно прописанным персонажем. Что ж, прием не нов, когда писатель в свои книги периодически вводит одного и того же персонажа, частенько наделяя его своими чертами. Это сделали Хемингуэй с Ником Адамсом, это сделали Курт Воннегут с Килгором Траутом.
Цитаты
— Есть немного, — согласился Шмуэль».
« И тут он сделал нечто, что было совсем не в его характере: взял тоненькую руку Шмуэля и крепко пожал.
— Теперь ты мой лучший друг, Шмуэль. Мой верный друг на всю жизнь».
«Не думай о боли, и она сама пройдет».
«Умному и неудача впрок».
«Дом — не просто улица, или город, или даже здание, сложенное из кирпи-чей и извести. Дом там, где находится твоя семья».
«Если кто-то по ночам смотрит на небо, это еще не значит, что мы имеем дело с астрономом ».
«Но мне кажется, что куда бы я ни поехал, я всегда буду скучать по людям, которых оставил».
«Конечно, все это случилось очень давно и никогда больше не повторится. Не в наши дни и не в нашем веке».
Война глазами ребенка
5
Рекомендую
Достоинства: +Реалистичность
+Сюжет
+Интерес.
Недостатки: -Фильм предназначен не для всей аудитории..
-Концовка.
Отзыв: Война глазами ребенка — тема весьма деликатная и неоднозначная. Раскрывая ее, режиссер сам должен стать на какое-то время ребенком. Марк Херман сумел это сделать великолепно. Созданная им кинокартина не очень страшная (есть и более жуткие фильмы, например «Усама» Бармака), но ее финал реально продирает до костей. Тонкая грань между детскими забавами и суровыми мужскими играми исчезает, превращая родителей в палачей своего собственного чада. Фильм оставляет открытым вопрос о том, как избежать под… Читать далее
Главы 7−12. Новый лучший друг
Прошло несколько дней. Изнывая от скуки, Бруно решил сделать качели из верёвки и старой шины и повесить их на ветке мощного дуба. Шину ему пришлось попросить у лейтенанта Котлера — очень неприятного человека с ледяным взглядом, с которым постоянно кокетничала Гретель.
Сделав качели, Бруно с них упал, ударившись головой и разбив колено. Это увидел Павел и аккуратно обработал мальчику рану.
Дети подружились. Мальчика в пижаме звали Шмуэль.
Однажды на обед пригласили Котлера. Выяснилось, что отец лейтенанта, профессор литературы, уехал из Германии ещё в 1938 году. Отец Бруно заподозрил, что профессор был из недовольных режимом, и напугал Котлера.
В этот момент Павел уронил и разбил бутылку вина. Лейтенант сорвал злобу, жестоко расправившись с ним на глазах у детей. С тех пор Павел больше не появлялся. Ни мама, ни отец не попытались остановить лейтенанта. Бруно решил, что если такое происходит во всей Аж-Выси, то ему лучше помалкивать и «не выходить из берегов».
Приближался папин день рождения. Готовиться к празднику маме помогал Котлер, и «мама смеялась его шуткам на несколько секунд дольше, чем папиным». Когда папа уезжал в Берлин на ночь, Котлер постоянно торчал в доме. Шмуэль смертельно боялся лейтенанта.
Однажды Бруно застал на кухне Шмуэля — Котлер привёл его, чтобы он вымыл своими тонкими пальчиками самые маленькие рюмки. Бруно угостил друга фаршированной курицей. Котлер заметил, что Шмуэль что-то ел, и решил, что он украл еду. Бруно не посмел признаться, что они давно знакомы.
Шмуэля он увидел только через неделю. Тот был весь в синяках, и Бруно решил, что он упал с велосипеда. Бруно попросил у него прощения, и они впервые пожали друг другу руки.