Чужак чужака видит издалека. новые экранизации стивена кинга

В «Противостоянии» задействованы отличнейшие актеры.

Джеймс Марсден, Александр Скарсгард, Одесса Янг, Вупи Голдберг

Джеймс Марсден (Циклоп из «Людей Х») играет приятного южанина Стю Редмана, скандальная Эмбер Херд в роли дамы с крайне нечеткими моральными принципами, Вупи Голдберг aka матушка Абигейл, а также все еще роскошная Хизер Грэм и забавный Эзра Миллер. Настоящая россыпь звезд на голливудском небосклоне.

А уж про Александра Скарсгарда в роли Флэгга и говорить нечего — этот двухметровый швед в сериале выглядит максимально стильно и сурово. При этом малоизвестные широкой публике актеры тоже играют на все деньги — любо-дорого смотреть даже самые простенькие с точки зрения драматургии сцены.  

«Мертвая зона», 1979

Книга наполнена символами и метафорами, как корзина опытного грибника после похода в лес. На страницах мы видим Джонни Смита – сына плотника, который еще в детстве получает серьезную травму головы. И вроде бы все обошлось, но, спустя десяток лет, парень попадает в страшную автокатастрофу, после которой впадает в кому на пять долгих лет. После того как Джонни просыпается, он понимает, что вместе с сознанием к нему пришел и удивительный дар предвидения, но многие вещи навсегда выпали из его памяти и попали в так называемую «мертвую зону» мозга. И теперь парню необходимо свыкнуться с этим даром или проклятием, смириться и выполнить свое предназначение.

Число 19 — Разные фильмы

Warner Bros. / amazon.com

19 имеет большое значение в мультивселенной Стивена Кинга: оно не раз появлялось в киноадаптациях его романов. Например, в «Темной башне» мы видим, как дети пишут 19 на земле, а потом число оказывается межпространственными координатами Срединного мира. В «Докторе Сне» номер 19 — на форме бейсболиста, а в финале «Противостояния» Джоша Буна «на 19» установлена рация. Удивительно, как часто, казалось бы, обычное число присутствует в рассказах Короля ужасов. С уверенностью присваиваем ему звание лучшей пасхалки в мультивселенной.

Обложка: Paramount+ / youtube.com

Сюжет книги «Долгая прогулка»

Действие романа происходит в отдаленном будущем. США избавилась от демократического уклада и превратилась в полицейскую страну. Президентом Америки являлся тоталитарный правитель, которому подчиняются взводы и все военные организации. Каждый год, 1 мая в штате Мэн, начинается Долгая прогулка, на которую выходят сто юношей, прошедшие строгий отбор. На них делаются крупные ставки, а главным призом в случае победы будет миллиард долларов и исполнения всех желаний.

Правила Долгой Прогулки просты, но при этом очень кровожадны: участник должен идти по выбранной трассе с минимальной скоростью 6 километров в час. Если участник сбавляет ее, тогда ему выносится первое предупреждение. Когда через 30 секунд реакции на него не последует, выносится второе предупреждение. После трех предупреждений участник «Получает пропуск» и его убивает группа солдат, которые постоянно его сопровождают. Но если в течение часа участником не было получено предупреждений, тогда предыдущее предупреждение аннулируется. Чтобы участник не умер от голода и жажды, ему полагается вода в фляге и пояс с едой.

Такая Долгая Прогулка не должна останавливаться ни на минуту. Только один из парней, участвовавших в состязании, сможет получить приз. Главный герой Рей Гэррати решает принять участие в этом кровожадном конкурсе, в котором ему придется пройти через настоящий ад, обрести друзей, потерять их и многое понять.

Кинг написал «Противостояние» в 1978 году: ему хотелось придумать нечто наподобие «Властелина колец» в антураже современных США — масштабную эпопею о битве добра со злом с огромным количеством персонажей и сюжетных перипетий.

Кингу это удалось — на сегодняшний день роман является самым большим его произведением (в расширенной версии в нем примерно 1200 страниц) и одним из самых популярных вообще.

Сюжет романа строится вокруг кучки людей, чудом выживших во время вспышки смертельного вируса, который выкосил 99,9% жителей планеты Земля. Никто из переживших пандемию не понимает, как им дальше жить, и тут происходит странное. Людям, никак не связанным друг с другом, вдруг начинает сниться один и тот же сон, в котором их призывает собраться вместе некая старушка — матушка Абигейл.

Но она снится далеко не всем. Некоторым является в видениях Темный человек, представляющийся Рэндаллом Флэггом. Эта таинственная фигура всячески соблазняет слабых духом и подбивает их на разные нехорошие дела, из чего в итоге и строится основной конфликт сюжета — часть выживших идет создавать новый мир с матушкой Абигейл, тогда как другая выстраивает куда более специфическое сообщество под руководством жуткого Флэгга.

Обложка оригинального издания «Противостояния»

Кингу удалось расставить всех этих людей по сюжету таким образом, чтобы тот не превратился в кашу. Каждый персонаж уникален, а повествование настолько плавно переходит от одного к другому, что, с одной стороны, читатель не успевает заскучать, а с другой — он не теряет общей нити повествования

И пусть по уровню продуманности сюжет и мотивация героев далеки от той же «Песни Льда и Пламени», да и не всем персонажам уделяется должное внимание, карикатурностью от «Противостояния» не отдает — сегодня роман читается так же бодро, как и сорок лет назад. А то и бодрее

«Под куполом» / Under the Dome

Шоураннер Брайан К. Вон, 2013-2015

Фантастический сериал «Под куполом» принято относить к неудачным экранизациям Кинга. Из-за низких рейтингов шоу закрыли после третьего сезона, однако пилотный эпизод собрал у экрана рекордную аудиторию. История про накрытый куполом городок в штате Мэн, в котором людям приходится выживать без электричества и в полном незнании, что происходит за пределами загадочного барьера, подается сначала в стиле сериала «Остаться в живых». Авторы крохами подкидывают намеки на происходящее снаружи, развивая отношения между выжившими. Сам Кинг называл «Под куполом» «весьма неплохой» экранизацией, хотя и не был доволен множеством решений сценаристов, которые противоречили оригинальной задумке. В частности, это касалось сильно преобразованных персонажей и природы возникновения купола над городом — объяснение создателей сериала, и правда, получилось не слишком правдоподобным и убедительным.

О новой экранизации «Противостояния» Стивена Кинга

Новая, на сей раз – 10-серийная, версия сериала, поставленного по «Противостоянию» Стивена Кинга Джошем Буном, уже отснята и проходит стадии поспродакшна. Премьера его ожидается на новом стриминговом сервисе от CBS — «CBS All Access» 17 декабря 2020 года.

Наиболее выдающимися оригинальными проектами его являются идущие сейчас сериалы «Звездный путь: Дискавери», «Почему женщины убивают» и «Хорошая борьба».

В первой экранизации «Противостояния» Стивена Кинга, помнится, главных героев сыграли следующие лица:

  • Стю Рэдман – Гэри Синиз;
  • Фрэнни Голдсмит – Молли Рингуолд;
  • Ник Андрос – Роб Лоу;
  • Ларри Андервуд – Адам Сторк;
  • Гарольд Лаудер – Корин Немек;
  • Том Каллен – Билл Фагербакки и др.

Роли Рэндала Флэгга и матушки Абигейл достались Джейми Шеридану и Руби Ди соответственно. На момент съемок в образе 108-летней старушки Руби Ди исполнилось 72 года. Нынешний актерский состав будет выглядит следующим образом:

  • Стю Рэдман – Джеймс Марсден, которого зритель знает по роли «Циклопа» в «Людях икс» и Нила Оливера в «Трассе 60»;
  • Фрэнни Голдсмит – Одесса Янг, пока блеснувшая лишь в нескольких значимых проектах и широкой публике почти неизвестная;
  • Ник Андрос – Генри Зага, более актер массовки, чем выдающаяся личность в кино;
  • Ларри Андервуд – Джован Адепо (афроамериканец!!! Куда ж без современной «толерастии»), доселе актер вторых ролей сериалов;
  • Гарольд Лаудер – Оуэн Тиг, на первых ролях доселе не блиставший;
  • Том Каллен – Брэд Уильям Хенке, актер и продюсер, которого пока устраивали фоновые роли и др.

На роль Рэндала Флэгга здесь позвали Александра Скарсгарда, а на роль 108-летней старушки матушки Абигейл взяли 65-летнюю Вупи Голдберг, в первую очередь знакомую публике по фильму «Привидение». Примечательно также, что роль Глена Бейтмана, друга Стю Редмана, здесь досталась Грегу Кинниэру, знакомому широкой публике по таким звучным ролям, как, например, роль гея-художника Саймона Бишопа в «Лучше не бывает» и тренера Дика Вермейла в «Преодолении». А роль Надин Кросс выпало исполнить Эмбер Херт, известной как Баха Миллер из «Никогда не сдавайся». Давайте взглянем на тизер многосерийной киноленты, недавно выложенный в сеть телеканалом CBS.

Ничего не понятно, но уже что-то, что дает повод к ожиданию в то время, как большинство проектов сдулись под напором пандемии коронавируса.

По касту ясно, что, по крайней мере, Риту Блэкмор, первую подружку Ларри Андервуда, с которой он начинал свой долгий путь из Нью-Йорка, прежде чем встретиться с Надин Кросс, точно в этом варианте воскресили. Также ясно, что больше экранного времени будет уделено прошлому самой матушки Абигейл. Да и подробностей в этом варианте должно быть намного больше, ведь даже если учесть, что каждая серия без заставок и титров будет отходить на 50 минут экранного времени (мы исходим из общей длины эпизода как в «Стартреке» — 60 минут), десять серий в совокупности будут длиться как минимум 8 с половиной часов, против прежних шести.

Хотя, кто знает. Может CBS и вовсе забабахает фантастическую драму с продолжением.

«Мистер Мерседес» / Mr. Mercedes

Реж. Дэвид Э. Келли, 2017-2019

«Мистер Мерседес» — нетипичный сюжет для Кинга. Во-первых, это детектив, скроенный по классическим лекалам жанра. Во-вторых, здесь отсутствует мистический элемент и связанные с ним мотивы творчества писателя. События сериала разворачиваются вокруг вышедшего на пенсию детектива, который до сих пор не может простить себе одно нераскрытое дело. Спустя годы маньяк, за которым он охотился, сам начинает писать бывшему копу, чтобы подразнить его и сыграть с ним в игру. Их противостояние приводит к печальным последствиям, прежде всего, для самого детектива, которого в округе начинают считать сумасшедшим. Сериал достаточно успешно показал себя в эфире, а рейтинги второго сезона, сюжет которого взяли из второй книги трилогии Кинга о Билле Ходжесе, оказались даже выше первого. Конечно, не в последнюю очередь, благодаря таланту Брендана Глисона, который идеально вписался в роль старика-социопата с радикулитом, разгадывающего загадки психопатов.

«Побег из Шоушенка» вышел в повторный прокат 24 октября. 

Кукурузное поле — разные фильмы

Paramount+ / youtube.com

«Дети кукурузы» — возможно, одна из самых известных историй Кинга. Неудивительно, что ее влияние чувствуется и в других его рассказах. В обеих адаптациях «Противостояния» мы видим, что персонажам снится, как они выходят на кукурузное поле и встречают Мать Эбигейл и Рэндалла Флэгг. В «Темной башне» Джейка Чемберза тащит на поле чудовище, а в экранизации «Доктор Сон» бейсболист (Джейкоб Тремблей) проходит рядом с полем, прежде чем его похищает Узел Верных. В общем, каждый раз, когда вы видите кукурузное поле в одной из работ Кинга — будьте уверены: вот-вот случится что-то страшное.

«Противостояние», 1978

Возможно, этот роман не будет в списке первых, когда ты задумаешься о своих любимых произведениях автора, но все же это постапокалиптическое безумие получило высокую оценку критиков и считается одним из лучших романов Кинга. «Противостояние» рассказывает нам о мире, погибающем от эпидемии, которая очистила Землю практически ото всех человеческих существ. Немногочисленные выжившее вступают в постоянное противостояние друг с другом, вместо того чтобы объединить усилия и возможности по спасению человеческого вида. Впервые роман был опубликован в 1978 году и позже переиздан в отредактированном и дополненном виде под названием «Противостояние: издание полное и без сокращений» в 1990 году.

И что же в нем такого страшного? Наверное то, какими красками художник слова рисует саму болезнь или симптомы, пожирающие человека живьем. Стивен Кинг описывает ужасную смерть, на которую был обречен почти каждый человек на Земле. И вот именно после прочитанного, почувствовав легкое недомогание и странное першение в горле, ты придешь в ужас, пусть и на доли секунды, пока рациональное мышление не даст тебе оплеуху. Но даже доли секунды достаточно, чтобы вызвать легкий мороз по коже, а в этом Стивен – настоящий Король.

Коротко о различиях романа «Противостояние» Кинга с сериалом Мика Гэрриса образца 1994 года

Сам роман Стивена Кинга хорош тем, что пандемия в нем описана со 100% реальностью. Люди ведут себя именно как люди, без всяческих характерных противоречий и прочего. Если человек идиот, то он так и показан идиотом, без всяких всплесков здравомыслия, а если человек реально умен, он так и будет умным до конца, не ввергаясь местами в пучину «тугодумия», «тупорылости» и резких движений в сторону «отхождения от морали».

Но исходя из шестичасового хронометража четырехсерийного мини-сериала, демонстрировавшегося с 8 по 12 мая каналом ABC, уже можно предположить, что в процессе адаптации история подверглась тотальным сокращениям. Из-за этого характеры персонажей стали не столь прозрачными и объемными, некоторые личности, такие, например, как «Малыш», издевавшийся над недалеким пироманьяком «Мусорным баком» или погибшая в следствие недосмотра Ларри Андервуда престарелая женщина-наркоманка по имени Рита и вовсе были исключены из повествования, будто их и не было вовсе. Сценарист резал и кроил, уничтожая три четверти книги словно марвеловский Танос, щелкнувший пальцами.

Именно поэтому прошлый мини-сериал не снискал должной поддержки у среднестатистического зрителя. Про почитателей литературного творчества мастера ужасов – и вовсе молчим.

«Мизери», 1987

Общий тон книги сразу задает эпиграф к первой части книги: «Когда ты заглядываешь в бездну, сама бездна заглядывает в тебя». За это произведение Стивен Кинг получил премию Брэма Стокера, а также был номинирован на Всемирную премию фэнтези. Критики и читатели оценили оригинальный сюжет, где в эпицентре событий находятся не мистические события, связанные с нечистью, а человек, страдающий душевной болезнью, и жертва этого человека. В данном случае – это бывшая медсестра Энни Уилкс, которая решила «выходить» попавшего в аварию популярного автора, но любовь к писателю превращается в опасную одержимость и предугадать развитие сюжета становится все более трудно. Если не читал, почитай или хотя бы посмотри фильм – все же это классика жанра психологического триллера.

Джош Бун и Бенжамин Кэвелл решили снимать сериал в январе 2019 года, когда еще никто и слыхом не слыхивал ни про какой коронавирус.

Это, конечно, интересное совпадение, но с другой стороны — мы же все-таки имеем дело с произведением по книге Стивена Кинга, у которого практически на любую тему имеется страшная история (если не роман, то хотя бы рассказ). Разумеется, про вирусы и их жуткие последствия у Кинга тоже много чего написано, так что в истории с «Противостоянием» попадание в повестку скорее неизбежность, нежели случайность.

В отличие от нашего реального мира, в «Противостоянии» вирус оказался куда более свирепым, адски заразным и смертоносным — в таком ключе Кинг представлял себе катастрофическую пандемию в 1978 году. Это были времена, когда даже про СПИД еще ничего не было известно, и во многом писатель действовал наугад, но кое-что он в книге угадал безошибочно, как минимум в поведении некоторых людей.  

Теперь мы можем оценивать «Противостояние» в условиях реальной пандемии, из-за чего восприятие романа и сериала несколько меняется, а самое главное на мой взгляд — радикально меняется образ главного антагониста Рэндалла Флэгга. В книге злодей потакает порокам героев, заставляет их сомневаться в правильности собственного выбора, что с одной стороны превращает его в довольно клишированного искусителя, а с другой — именно теперь фигура Рэндалла Флэгга заиграла новыми красками. Тут я позволю себе небольшое лирическое отступление.

Посудите сами. Граница добра и зла в современном миру довольно нечетко очерчена, однако, в сравнении с тотальным беззаконием постапокалипсиса, окружающая действительность при всех своих условностях выглядит алмазным бастионом нравственности. Да, иногда бывают ситуации, когда с добром и злом трудновато разобраться, но в целом каждый человек отдает себе отчет, когда он был гадок, а когда поступил правильно.

Но что если закона больше нет, и мораль отброшена на помойку в рутинной борьбе за выживание — что тогда?

Нам кажется, что, просто не совершая плохих поступков, мы уже становимся хорошими людьми, но в момент жесткого кризиса каждый из нас проявится таким, каков он есть на самом деле. Поможем ли мы страждущему, оттолкнем ли его или сделаем что похуже — как знать.

И все это может показаться пустой пафосной речью, если бы не одно но — именно сегодня Рэндалл Флэгг нашептывает что-то многим из нас, внутренне призывая перейти на «темную сторону». Это именно он зовет попить в пандемию пивка с друзьями, скупить всю туалетную бумагу и гречку, наплевав на других, и не носить маски.

Но на этом Флэгг не останавливается. Тех, кто не поддается на провокации, он заставляет ненавидеть окружающих иначе. Ловили себя на мысли о том, что начинаете раздражаться при одном лишь упоминании ковид-диссидентов, отрицателей вакцин и прочих мракобесов? Внутри нарастает праведный гнев, а желание прибегнуть к массовым репрессиям становится просто катастрофическим? Это и есть дело рук Флэгга.  

Джейми Шеридан в роли Флэгга, «Противостояние», 1994

Конечно, я не сошел с ума и на самом деле не считаю, что Флэгг что-то нам нашептывает (хотя меня все-таки немного забавляет мысль, что желание пойти на шашлычки во мне пробуждает демон с лицом Джейми Шеридана). Мне кажется, что он является идеальным олицетворением массового психоза, страхов и общего безумия на фоне нынешней пандемии. В книге и сериале Флэгг собирает армию последователей, играя на их тупости и жадности, — если бы он реально сегодня существовал, его легионы стал бы просто неисчислимыми. Этот персонаж со временем как будто стал еще более выпуклым, обрел новые, современные черты, всосав в себя немного окружающей мерзости. Ну а в реальности, чтобы пробудить в нас самые низменные чувства, демоны оказались не нужны.

«Долорес Клэйборн» / Dolores Claiborne

Реж. Тэйлор Хэкфорд, 1995

В какие жанры только не записывали эту недооцененную ленту от режиссера «Адвоката дьявола». В «Долорес Клэйборн» можно разглядеть и готическую мелодраму о подавленных воспоминаниях, и психологическую драму о несчастном браке, и детективный триллер. По сюжету, служанка Долорес Клэйборн подозревается в убийстве своей пожилой и полупарализованной работодательницы. Сначала вина женщины кажется очевидной: ей не верят ни детектив, который думает, что когда-то она прикончила собственного мужа, ни отчужденная взрослая дочь-журналистка, практически оборвавшая всякую связь с матерью. Однако постепенно через многочисленные флешбэки зрителю открываются трагичная правда о жизни Долорес: ее муж был тираном, растлившем свою дочь. Заглавную роль в фильме сыграла Кэти Бэйтс, которая за пять лет до этого прославилась благодаря роли психопатичной фанатки в хорроре «Мизери».

«Сердца в Атлантиде» / Hearts in Atlantis

Реж. Скотт Хикс, 2001

Название фильму дал целый сборник кинговских рассказов, хотя лента является прямой адаптацией лишь одного произведения оттуда — «Низких людей в желтых плащах». В богатой вселенной писателя этот рассказ примечателен тем, что косвенно связан с культовым циклом «Темная башня». «Сердца в Атлантиде» считаются весьма спорной экранизацией: фильм провалился в прокате, а критики приняли его сдержанно. Однако лента недурно развивает основные темы творчества Кинга. Мальчик Роберт Гарфилд (Антон Ельчин) сильно переживает из-за смерти отца, в школе его обижают, а со стороны матери он совсем не видит поддержки. Юноша находит неожиданного друга в лице пожилого мужчины по имени Тед (Энтони Хопкинс), который открывает Бобби, что тот обладает даром ясновидения. Печальная история о взрослении, утраченном детстве и попытке найти свой личный путь подается простенько и местами слишком шаблонно, но формальные недостатки «Сердец Атлантиды» вполне искупает замечательный и пронзительный дуэт юного Ельчина и Хопкинса.

«Сияние», 1977

Название романа было вдохновлено песней Джона Леннона «Instant Karma!», где присутствуют строки: «Все мы сияем». На страницах нам представлена история Джека Торренса, выздоравливающего алкоголика и писателя, и его семьи, которые в разгар лютой зимы переезжают жить в пустынный отель аккурат в самой заднице мира. Ну разумеется, ничего хорошего из этого не выходит. Книга напоминает читателю о том, что самые страшные монстры и демоны таятся в нас самих, и о том, насколько страшно быть маленьким ребенком в мире, где все сильнее и опытнее тебя. В 1980 Стэнли Кубрик снял одноименную экранизацию, которая мгновенно получила статус культового фильма ужасов.

«Чужак», первый сезон

Роман, ставший спин-оффом трилогии о Билле Ходжесе, довольно новый (хотя по меркам сверхпродуктивного литератора – не слишком), вышел он в 2018-м. А сериал по нему завершился буквально в прошлом месяце. Производством занимался не кто-нибудь, а телемагнат HBO, недавно сгрузивший со своих плеч неподъёмную глыбу «Игры престолов» и теперь активно расширяющий сферу своих интересов.

С циклом, начатым книгой «Мистер Мерседес», «Чужака» объединяет общий персонаж – Холли Гибни, экстравагантная экс-помощница Ходжеса. Правда, здесь она объявляется далеко не в самом начале, подключаясь к расследованию зверского убийства подростка, уже когда завязка состоялась, а сюжетные элементы расставлены по надлежащим местам. Но это не мешает ей быстро стать центром повествования.

Сразу следует обозначить отношение сценария к первоисточнику, большим пиететом не отличающееся

И дело не только в переносе места действия (а это для Кинга всегда важно) из Оклахомы в Джорджию или в изменении мотивации некоторых персонажей, но в, первую очередь, в трансформации образа главной героини. Если в сериале «Мистер Мерседес» удивительно одарённая чудачка Холли в исполнении Жюстин Люпе оказалась разве что несколько младше (и куда симпатичнее) своего книжного двойника и, в отличие от него, почти не старела, то в «Чужаке» её вовсе не узнать

Сколько бы ни ворчали фанаты – а ворчать они стали сразу при объявлении каста, а после публикации трейлеров число ворчащих серьёзно возросло, – страсть киношников и телевизионщиков всё корректировать в угоду прогрессивным трендам (уж казалось бы – кто может быть «прогрессивнее» активного либерала и борца «за всё хорошее» Кинга, а вот поди ж ты) неизбывна и беспощадна. Посему на роль Холли пригласили темнокожую певицу Синтию Эриво, щеголяющую в кадре модными афрокосичками.

По признанию шоураннера Ричарда Прайса, основные книги цикла он не читал, сериал-экранизацию не смотрел и вообще хотел дать протагонистке другое имя, но последнему воспротивился сам Кинг. Поэтому читателям приходится мириться с такой необычной (хотя давно пора бы привыкнуть) мисс Гибни.

Сама же

«Ка — это колесо» — «Доктор Сон»

Warner Bros. / youtube.com

В продолжении «Сияния» Майка Флэнагана мы видим, как взрослый Дэн Торранс (Юэн МакГрегор) говорит с призраком своего друга и наставника Дика Холлоранна (Карл Ламбли). Когда главный герой спрашивает Холлоранна, зачем он пришел, тот отвечает: «Я здесь, потому что все вращается по кругу. Ка — это колесо, док».

Ка — это философское понятие, нечто подобное Силе, по версии Стивена Кинга. Это воля Бога (или Гана), ведущая людей к их судьбе, которую иногда называют колесом. Если в ближайшее время мы получим еще одну адаптацию «Темной башни», пусть ей займется Майк Флэнаган. Он сделает все как надо.

Печатная машинка Гарольда — «Противостояние» (2020)

Paramount+ / amazon.com

В мини-сериале Джоша Буна мы видим, как Гарольд Лаудер (Оуэн Тиг) записывает свои мысли с помощью пишущей машинки, которую нашел в антикварном магазине. Его заметки помогают отразить его постепенный переход к безумию в манере, похожей на Джека Торранса в «Сиянии» (они оба используют одну и ту же пишущую машинку, а число «217» относится к комнате с привидениями из романа). То, как Фрэнни Голдсмит (Одесса Янг) входит в подвал Гарольда и раскрывает его коварные планы с помощью записей, отражает то, как Венди обнаружила письмо Джека в классическом фильме Стэнли Кубрика.

Несмотря на сложный первоисточник, в сериале довольно внятное повествование.

С такой перенасыщенной персонажами и сюжетами литературной основой вопрос о внятности встает неизбежно. Даже если не брать в расчет условные внутренние монологи и описания природы, дотошная переработка романа в формат сериала превратила бы его в бесконечную «Санта-Барбару». Таков уж закон жанра — нужно что-то менять, кромсать и дополнять, чтобы вменяемо упаковать 1200 страниц текста в 10 серий.

Неплохим подспорьем в этом плане для продюсеров Джоша Буна и Бенжамина Кэвелла, которые также выступили сценаристами сериала, стала предыдущая экранизация романа — мини-сериал «Противостояние» от ABC 1994 года. Создатели этой телеверсии в свое время пошли еще дальше и «впихнули» толстенную книгу в 4 серии по 1,5 часа каждая. Самое удивительное, что у них получилось сделать не только вменяемое, но и увлекательное, вполне себе цельное произведение.

Афиша старого сериала.

Старый сериал менее бережно обращался с оригиналом, а одним из существенных минусов было то, что Флэгга сделали не таинственной персоной со сверхъестественными способностями, а банальным демоном ада, который половину сериала просто бегал с рогами и на всех рычал.

В новом «Противостоянии» тоже есть некоторые изменения, но пока что (на сегодняшний день вышло лишь 4 серии) каких-то кардинальных и неуместных не наблюдается — все обставлено достаточно ловко, насколько это слово вообще уместно в отношении экранизации.

Важный момент, который Буну и Кэвеллу удалось сохранить, — понимание, что «Противостояние» — скорее притча и фэнтези о выживании людей после конца света, нежели реалистичная драма. Сериал не заигрывает с безнадегой и не пытается показать все «прелести» выживания в условиях апокалипсиса, сосредотачиваясь скорее на следующем шаге — люди в «Противостоянии» довольно быстро переключились от нытья по погибшему миру к созиданию нового под «присмотром» высших сил.

Аспект «божественного провидения» — одна из ключевых тем романа и сериала. В силу специфики сценарной работы, с такими штуками как «провидение», «судьба» и «рок» вообще очень легко попасть впросак, поскольку в неумелых руках все это мгновенно превращается в Deus ex machina. А читатель или зритель в итоге быстро теряет к произведению интерес, так как на происходящее все время влияет пресловутый «рояль в кустах». Однако в новом «Противостоянии» авторам удалось не перейти грань — пока что натужности не наблюдается, наоборот, с помощью околобожественной мистики умело нагнетается интрига.

«Зеленая миля» / The Green Mile

Реж. Фрэнк Дарабонт, 1999

Вторая «тюремная» экранизация Кинга, предпринятая Фрэнком Дарабонтом. В отличие от «Побега из Шоушенка», «Зеленая миля» хорошо показала себя в прокате, но также не получила ни одного «Оскара». Сегодня оба фильма считаются классикой и лучшими адаптациями творчества писателя. Успеху «Зеленой мили» способствовало множество факторов, в частности превосходно подобранный актерский состав. Дарабонт и Кинг сразу сошлись на том, что главного героя — надзирателя Пола Эджкомба — должен сыграть Том Хэнкс. По словам писателя, актер подходил к этой роли, как «старый башмак». То же можно сказать и про Майкла Кларка Дункана, который при своей крепкой и внушительной наружности изобразил мягкого, печального и испуганного человека Джона Коффи, несущего бремя божественного дара исцелять людей. Несмотря на внушительный хронометраж длиной в три с лишним часа, «Зеленой миле» прекрасно удается балансировать на разных уровнях: между комедией и трагедией, фантастикой и реализмом. В локации тюрьмы Дарабонт уместил живую эпоху30-хгодов, со всеми ее предрассудками, стереотипами, а также страхами перед грядущей войной.

«Калейдоскоп ужасов», первый сезон

В 1982 году два столпа хоррор-индустрии – Стивен Кинг и Джордж Ромеро – выпустили фильм-антологию Creepshow, стилизованную под комиксы-страшилки и опиравшуюся на рассказы писателя, часть из которых была написана специально для проекта. Пять лет спустя последовал сиквел, полностью наследовавший концепции оригинала и получивший не менее культовый статус. Потом, в 2006-м, вышел «Калейдоскоп ужасов 3», не имевший с первыми двумя ничего общего – ни Кинг, ни Ромеро участия в его создании не принимали, и было это трёхкопеечной (хотя и первые фильмы большими бюджетами не отличались) эксплуатацией популярного жанрового бренда.

Ромеро покинул этот мир в 2017-м, но дело его, как известно, неубиваемо – достаточно взглянуть на очередной расцвет живых мертвецов в нынешней киноиндустрии. Зомби-хорроры снимает даже Джим Джармуш. Кинг, всегда прекрасно чувствовавший конъюнктуру, воскресил проект в актуальном формате, сделав из Creepshow телесериал, выполненный в узнаваемой ретростилистике.

Шесть серий, по две новеллы в каждой, вышли на стриминговой платформе Shudder и несказанно порадовали ценителей олдскульного трэша.

Получился совершенно кинговский по духу продукт,

а одна из историй основана на его рассказе «Серая дрянь» (ранее уже получившем экранное воплощение в виде короткометражки). Есть тут и сюжет, придуманный сыном Стивена Джо Хиллом – «У серебристых вод озера Шамплейн», трогательная вариация на тему лох-несского монстра на американский лад.

Несмотря на очевидную нишевость «Калейдоскопа», он может похвастаться отличным актёрским составом – Джанкарло Эспозито (Гус из «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу»), Эдриенн Барбо («Карнавал», «Болотная тварь» 1983-го и, кстати, «Калейдоскоп ужасов» 1982-го), Тобин Белл (Конструктор из «Пилы»), Ди Джей Куоллс («Лучше звоните Солу», «Остаться в живых») и другие. Настоящий, короче говоря, праздник для целевой аудитории.

Коротко о романе Стивена Кинга «Противостояние»

Роман описывает самый настоящий вирусный апокалипсис. Вызванное вырвавшимся из секретных лабораторий министерства обороны штаммом чрезвычайно живучего и заразного вируса гриппа тотальное вымирание людей прокатилось по всему миру за считанные недели. Выжить смогли единицы, чьи организмы обладали врожденной способностью создавать в себе антитела, способные противостоять вирусу, созданному вояками в своих подземных лабораториях.

Впоследствии выжившие собираются вначале в маленькие группы, а после – в более многочисленные «коммуны». Как и положено по условиям жанра, таких массовых лагерей выходит два – один включает в себя «плохишей», другой – хороших людей. Распределение выживших по лагерям происходит по методу «вещих» снов, навеваемых для плохих – неким «сыном дьявола» Рэндалом Флэггом, для хороших – 108-летней старушкой из Небраски матушкой Абигейл.

Сны каждого снятся и тем и другим, и только сам человек, исходя из причуд чвоего зарактера и склада ума, выбирает к какому лагерю примкнуть. Некоторые посчитали, что зло окажется сильнее и проследовали в центр сбора в Лас-Веггасе. Другие были за добро, и присоединились к «Свободной зоне Боулдера».

Между группами долго назревало противостояние, которое рано или поздно должно было вылиться в крупное боестолкновение и взаимное уничтожение. Но силы добра нашли лазейку как сохранить своих людей в целости, пожертвовав лишь немногочисленной горсткой моральных лидеров.

«11.22.63» / 11.22.63

Реж. Бриджит Карпентер, 2016

Бестселлер Кинга об учителе английского языка, которому выпал шанс отправиться в прошлое, чтобы предотвратить убийство президента Кеннеди, перенесли на экран продюсеры Дж. Дж. Абрамс и Джеймс Франко (сыгравший, к тому же, главную роль). Интересно, что еще до выхода книги-первоисточника, проектом заинтересовался Джонатан Демми — автор «Молчания ягнят». Однако он покинул пост режиссера и сценариста после разногласий с Кингом. Мини-сериал «11.22.63» очень тщательно и любовно воссоздает ретро-стилистику1960-х.Франко прекрасно передает на экране растерянного интеллигента наших дней, попавшего в мир, с одной стороны знакомый ему по учебникам, а с другой — совершенно ему непонятный и чуждый. И чем ближе герой движется к цели, тем сильнее убеждается в морали из «Терминатора»: время и история не могут быть переписаны, все предопределено и движется в едином направлении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: