Королева эпизода: жизнь и смерть натальи леонидовны крачковской

«Чёрные перчатки»

Существует усечённая короткометражная версия фильма под названием «Чёрные перчатки», стилизованная под немое кино. Эта лента выпускалась на бобине с 8-мм плёнкой, и в советское время её можно было купить для домашнего просмотра. Главным героем этого 12-минутного фильма становится Жорж Милославский, «чёрные перчатки» которого появляются в кадре накануне очередного совершаемого им преступления.

В короткометражную версию вошли фрагменты, вырезанные из театральной версии фильма, в том числе и финальная сцена с Милославским — герой, переодевшись в санитара, помогает довести Ивана Васильевича до машины «скорой помощи». Милиция начинает преследовать его, и на этом сюжетная линия с персонажем в полнометражном фильме заканчивается, поэтому зрителю его дальнейшая судьба неизвестна.

В короткометражной ленте финальная сцена есть. Жорж плывёт на речном трамвайчике в сопровождении двух девушек. Когда же транспорт выплывает из-под тёмного моста, по бокам от Жоржа сидят уже два милиционера.

Дань традициям

Приступая к съёмкам «Ивана Васильевича», Гайдай вольно или невольно выступил продолжателем булгаковских традиций, дополнив экранизацию собственными режиссёрскими находками.

Внешний облик Якина, его безупречный костюм, тросточка и посадка ногу на ногу целиком и полностью отсылают к воспоминаниям о Пырьеве.

В эпизоде, где самоуверенный Якин стремится разгадать, какой же актёр так удачно загримирован под царя Иоанна, он неслучайно произносит фамилии Юрия Никулина и Иннокентия Смоктуновского. Первого Гайдай изначально планировал снять в качестве венценосного самодержца, но Юрий Владимирович отказался. Второй незадолго до того исполнил роль сына Грозного, царевича Фёдора, в спектакле, поставленном на сцене Малого театра (ряд мизансцен Гайдай у театральных постановщиков позаимствовал и впоследствии перенёс на экран).

Хлёсткая фраза Зинаиды о режиссёре Будимире Косом, к которому она якобы уходит, брошена капризной красавицей тоже не просто так. Будимир Метальников был современником и добрым приятелем Леонида Иовича. Режиссёры работали в соседних павильонах «Мосфильма», нередко сообща обедали и оба страдали отвратительным зрением (отсюда и родился «говорящий» псевдоним «Косой»).

Будимир Метальников

Очевидцы вспоминали, что во время репетиции сцены ссоры Зины и Шурика на площадку совершенно случайно заглянул Будимир Алексеевич. Гайдай пошёл на произвольный экспромт и тут же изменил текст, предназначенный для актрисы Натальи Селезнёвой. Сперва Будимир воспринял происходящее как милую шутку. Позже, когда оказалось, что при монтаже картины изменённый текст сохранили, Метальников удивился, но ничуть не обиделся на шалость Гайдая. Так редкое имя Метальникова было раз и навсегда увековечено на плёнке.

«Москва, Кремль!»

Именно так должен был отвечать Иоанн Грозный на вопрос милиционера о месте жительства. И именно в московском Кремле планировал снимать Гайдай, но руководство запретило, равно как и потребовало заменить ответ царя на — «в палатах». Тогда художник Евгений Куманьков нашел подходящую натуру под Ярославлем, в городе Ростов Великий. Идея Гайдаю понравилась: от Москвы недалеко, Ростовский кремль только что отреставрировали, плюс удавалось отойти от привязки к определенному месту действия и избежать цензурных накладок.

2 сентября 1972 года съемочная группа возвращается в Москву. Следующие две недели были посвящены натурным съемкам: погоня за Милославским, проезды скорой помощи и милицейской машины, панорамы современной Москвы. С середины осени съемки велись в павильонах Мосфильма, всего было построено 16 объектов: квартиры Шурика и Шпака, лестничная клетка, лифт, кабинет стоматолога, царская приемная и трапезная. Еда в сцене обеда была настоящей, ее на свои деньги (порядка 200 рублей) купил сам Гайдай.

Основные съемки закончились в декабре 1972 года, но возобновились в марте 1973 года. Съемочная группа выехала в Ялту, где снимали первую «цветную сцену» фильма – клип на песню «Звенит январская вьюга». Авторы песни Александр Зацепин и Леонид Дербенев изначально записали вокал с Софией Ротару, но ее низкий голос не подходил для комедийного жанра. В итоге песню исполнила Нина Бродская, которой в то время покровительствовал сам Леонид Брежнев.

10 мая 1973 года, отдел контроля за кинорепертуаром разрешил прокат на территории СССР. Премьера состоялась в сентябре 1973-го в Ленинграде, и вот уже более 45 лет картина любима целыми поколениями зрителей, что несомненно говорит о ее высочайшем качестве. Никакие премии и награды не могут заменить ее способность выдержать испытание временем. 30 стран закупили картину для показа в кинотеатрах, а ее показы в странах Западного блока в середине 70-ых годов вызвали настоящий фурор. Показы в Америке начались в 1975 году, где фильм шел под названием «Ivan the Terrible. Back to the future» / «Иван Грозный. Назад в будущее».

«Я проверял с ней сцену, это моя профессиональная обязанность как режиссера»

В 1971 году Леонид Гайдай заканчивает фильм «12 стульев». Его предыдущие работы «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» имеют небывалый успех и заставляют публику буквально штурмовать кинотеатры. Гайдай находится на пике творческой активности, но после сдачи «12 стульев» собирается немного передохнуть.

Однако руководство незамедлительно требует от короля кинокомедии следующего киношедевра. В июне 1971 года Гайдая вызывает к себе председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии Филипп Ермаш: «Леня, учти, ты у меня в плане на следующий год». Гайдай решает экранизировать роман полуопального Михаила Булгакова «Бег», но идея не находит поддержки в «Госкино», и тогда режиссер берется за экранизацию другой булгаковской пьесы — «Иван Васильевич». Но цензура все еще считала идеи писателя антисоветскими, поэтому требовалась доработка.

Леонид Гайдай берет в себе в соавторы драматурга Валентина Бахнова, с которым вместе работали над сценарием к «12 стульям». Уже в октябре 1971 года их сценарий приняла редколлегия, в январе 1972 года режиссерский сценарий был отправлен в комитет по кинематографии, и 8 марта 1972 года с авторами подписали договор. В съемочную команду вошли оператор Сергей Полуянов, художник Евгений Куманьков и композитор Александр Зацепин. С этой командой Гайдай не раз работал над своими фильмами и все понимали друг друга с полуслова.

Реальный изобретатель машины времени

Интересно, что фотографии прототипа «машины времени», изготовленной конструкторским бюро, не сохранилось. На эту тему до сих пор любят шутить, что, мол, инженеры поняли заказ буквально. Собрали настоящую машину времени, а потом её законсервировали. Скорее всего, после рецензии Гайдая агрегат просто в спешке разобрали. С точки зрения конструкторов бюро, заказ был выполнен верно. Просто режиссёр не уточнил в самом начале, что именно необходимо получить.

Если задуматься, то даже выдуманная машина времени никогда не работала. Перемещение Ивана Васильевича Бунши во времена Ивана Грозного — всего лишь сон инженера Тимофеева. Ходили слухи, что Гайдай тем самым хотел подчеркнуть, что собрать машину времени в советское время невозможно. Через десять лет на экраны вышел американский конкурент — фильм «Назад в будущее». История сборки агрегата в нём выглядит правдоподобнее. Почему простому советскому инженеру было сложно собрать настоящую машину в кустарных условиях?

Тимофеев жил в однокомнатной квартире и в ней же собирал свой агрегат. Согласитесь, условия спартанские. Его заокеанский коллега Эммет Браун, например, трудился в просторном гараже двухэтажного дома. Всё, чего мог добиться советский инженер в такой ситуации, — отключения света в доме и праведного гнева соседей. Другой важный фактор — расходные детали. На момент выхода фильма «Назад в будущее» электроника в Америке продавалась через специальные журналы. Инженеры просто звонили и заказывали доставку. Тимофееву пришлось прибегнуть к услугам спекулянта. В магазине необходимого товара не нашлось.

Наталья Селезнёва на съёмках фильма, на фоне «машины времени»

Вячеслава Почечуева не стало в 2012 году. Последние 20 лет жизни он провёл в небольшой деревне под Владимиром. Художник не раз организовывал собственные выставки. Кстати, справка-квитанция об «изобретении машины» времени долгое время хранилась в личном архиве Почечуева как ценный памятный экспонат. В одном из интервью мастер вспомнил, каким образом он уговорил Гайдая принять нарисованный макет и дать добро на его реализацию:

  • 6 кровожадных обычаев древних славян
  • «Дом-сороконожка» — странная московская высотка времён СССР
  • Почему станцию «Мир» затопили в 2001 году?
  • За что The Beatles ненавидели советские композиторы?
  • Для чего предназначалась знаменитая Царь-ванна

Рост, вес, возраст. Годы жизни Натальи Крачковской

Многим зрителям, полюбивших «пышечку» актрису всем сердцем, интересен вопрос про ее рост, вес, возраст. Годы жизни Натальи Крачковской: ее детство, юность и зрелость, также не остаются без внимания по сей день. Актриса была среднего роста – 1 метр 62 сантиметра. А вот вес Натальи незначительно, но менялся на протяжении жизни.

Интересный эпизод с ней случился на очередных съемках комедии. Крачковская во время работы чем-то заболевает и после выздоровления возвращается на съемочную площадку похудевшая на два десятка килограмм. Актриса была рада, пусть и таким путем, скинутому весу. Однако режиссер не разделил ее радости и отправил домой набирать прежний вес.

Существовавшие проблемы со здоровьем

Несмотря на то, что причиной смерти Натальи Крачковской называют проблему с сердцем, помимо этого актриса страдала рядом других заболеваний, серьёзно сказывающихся на её здоровье:

  • в начале 2000-х гг. артистку настигает тяжелейший инсульт. Его последствия сказываются на ногах. Передвигаться можно было только в специальном кресле;
  • сердечные приступы в 2010 и 2013 гг. стали причиной операции на сердце, после чего установили кардиостимулятор;
  • в 2020 г. артистка жаловалась, что ей трудно дышать. Врачи определили гидростатический отёк лёгких и установили аппарат искусственной вентиляции.

Помимо этого, всем доподлинно известно, что Наталья Леонидовна страдала от избыточного веса. Неоднократно высказываясь по этому поводу в шуточных тонах.

Пырьев против Булгакова

Существует легенда, что при написании театральной пьесы «Иван Васильевич» остроумный и наблюдательный Булгаков «срисовал» своего Якина именно с Пырьева. Иван Александрович, в ту пору член комиссии Наркомпроса СССР, воспринял сатирический литературный шарж как оскорбление и выступил за запрет булгаковского произведения в печати и на сцене. Ярость кинематографиста вызвали прямые намёки автора на его романтические отношения с красавицами-артистками. Помимо служебных романов выдуманная фамилия также завуалированно напоминала о Пырьеве, любившем начинать свои речи и доклады с местоимения «Я». Без выражений Ивана Александровича «я думаю», «я считаю» и «я настаиваю» не обходился ни один художественный совет как на киностудии, так и в Народном комиссариате просвещения.

Михаил Булгаков

Булгаков подобные аллюзии в творчестве очень ценил и мастерски ими пользовался. От Михаила Афанасьевича схожим образом досталось не только Пырьеву, но и прочим не менее известным деятелям советской эпохи. Например, на страницах романа «Мастер и Маргарита» можно без труда отыскать задиристого поэта Ивана Бездомного, волею случая оказавшимся соседом главного героя по психиатрической лечебнице. Образ несчастного Иванушки скомбинирован: его прототипы – Иван Приблудный и Демьян Бедный. Для обоих поэтов 30-е годы минувшего столетия сложились трагично.

Иван Приблудный

Другое действующее лицо – некто Латунский – списан с критика Литовского. Осаф Литовский – тот самый отечественный литературовед, чьи едкие рецензии и разгромные статьи на корню загубили карьеру Булгакова. Стараниями Осафа Семёновича творчество писателя было фактически объявлено вне закона, а после смерти Булгакова и вовсе на долгие годы предано забвению.

Осаф Литовский

В романе Латунский примерно также завистливо расправляется с Мастером, после чего разъярённая Маргарита беспощадно громит жилище врага, устраивая в квартире потоп, круша шкафы молотком и разливая содержимое чернильницы.

Выпуск на видео

Шаблон:Нет источников в разделе
Первоначально, в 1970-е годы, в СССР фильм продавался на киноплёнках.

С 1980-х годов фильм начал выпускаться на видеокассетах VHS видеопродукцией «Видеопрограмма Госкино СССР», первоначально в системе SECAM. В 1990 году в СССР и России фильм издан кинообъединением «Крупный план», в 1995—1999 годах — совместно с компанией «Видеомир» — на лицензионных видеокассетах VHS со звуком Hi-Fi Stereo и в системе PAL.

В странах социалистического лагеря и в других странах Европы выпускались импортные лицензионные видеокассеты этого фильма с разными дубляжами и с субтитрами.

С 2001 года в России фильм начал выпускаться киновидеообъединением «Крупный план» на VHS и DVD — отреставрированную версию со звуком Dolby Digital 5.1 и Dolby Digital 2.0, с русскими субтитрами и с фильмографией.

В США фильм был выпущен на DVD под названием Ivan Vasilievich: Back to the Future (Шаблон:Tr) в 2002 году.

В рамках лимитированной серии «Золотой автограф» компания «Крупный план» выпустила фильм в двухдисковом издании в коллекционном боксе. Помимо самого фильма на первом диске, на втором DVD был включён фильм о создании «Ивана Васильевича» (53 минуты). Также в боксе были включены факсимиле разных киноплакатов к фильму и входного премьерного билета в к/т «Россия».

В 2011 году фильм вышел в HD-формате Blu-ray от компании «Крупный план».

Фильмография

Первую сравнительно большую роль Крачковской доверили в 1961 г. в фильме «Битва в пути». До 1967 г. актриса периодически снималась в небольших ролях в картинах: «Коллеги», «Половодье», «Женитьба Бальзаминова», «Операция «Трест».

Потом в фильмографии Крачковской наступил перерыв, она даже устроилась на работу в МГУ на кафедру геологии.

Неизвестно как сложилась актёрская карьера Натальи Леонидовны, если бы муж не привёл её на съёмочную площадку к режиссёру Леониду Гайдаю. Комедиограф как раз искал артистку на роль Мадам Грицацуевой. Кастинг проходили Нонна Мордюкова, Галина Волчек, но эти претендентки ему не подошли. Увидев Крачковскую, режиссёр решил, не откладывая, провести пробы.

Актриса не сразу согласилась на съёмки. Поначалу она подыгрывала на пробах. Наталья превосходно справилась с ролью, хоть и не имела профессионального образования. В сцене погони за Бендером артистка снималась сама, не прибегая к помощи дублёра.

Гайдай открыл для советского кинематографа новую комедийную актрису, которая после роли в фильме «12 стульев» стала востребованной.

Вторая звёздная роль – жена Ивана Васильевича Бунши в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Цитаты, прозвучавшие из уст Ульяны Андреевны, знают и помнят все. Когда съёмки фильма были в самом разгаре, Наталья Леонидовна заболела и сбросила 20 кг. Гайдай, увидев похудевшую актрису, отправил её домой, чтобы она в течение недели вернулась в форму. Артистка режиссёра не подвела.

Крачковская ещё не раз снималась у Леонида Иовича. Совместные фильмы с актрисой: «Не может быть!», «Инкогнито из Петербурга», «Частный детектив, или Операция «Кооперация», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди».

После ролей в комедиях Гайдая, Крачковскую наперебой стали снимать в кино. Актриса умела посмеяться над собой, режиссёры по достоинству оценили её талант.

Кинокритики назвали Наталью Леонидовну «королевой комического эпизода». Второстепенные она порой играла лучше, чем другие актёры главные роли. В сварливых, стервозных тёток, жён и тёщ она перевоплощалась неподражаемо: «Покровские ворота», «Человек с бульвара Капуцинов».

Также в фильмографии Крачковской роль в драматической картине Василия Шукшина «Калина красная», военном фильме «Предвещает беду», детективе «Следствие ведут Знатоки».

В 1987 г. вышел фильм с актрисой в главной роли «Цирк приехал». С приходом 90-х, когда большинство артистов не знали чем кормить свою семью, Крачковская активно продолжает сниматься, но уже в комедиях нового формата: «Витька Шушера и автомобиль», «Русский бизнес», «Альфонс», «Московские каникулы», «Дети понедельника».

В новом тысячелетии актриса играет в сериалах: «Медики», «Идеальная пара», «Моя прекрасная няня». В 2013 г

на канале СТС вышла программа с участием Крачковской «Осторожно, дети!»

За полувековую творческую биографию Наталья Леонидовна снялась в 152 картинах.

В 1974 г. Крачковская работала в Ивановской областной филармонии. С 1975 по 1977 гг. – актриса Москонцерта. Позже была задействована в антрепризных спектаклях. Театральные работы артистки: «Моя бабушка моложе меня», «Безумства любви», «Неистовая Анастасия», «Невеста для банкира».

В 2001 г. во главе с Натальей Леонидовной в Москве была создана «Школа актёрского мастерства Натальи Крачковской». В 2003 г. школу обвинили в мошенничестве с целью выкачивания денег с родителей учеников и недобросовестной рекламе. Актриса отвергла все обвинения, заявила, что не имеет отношения к школе и её саму, бессовестно прикрывшись известной фамилией, обманули.

Инстаграм и Википедия Натальи Крачковской

Актриса была приверженцем «живого» общения, поэтому так и не зарегистрировалась в Инстаграм и Википедия Натальи Крачковской – один из немногих интернет ресурсов, где хранится достоверная информация о жизни этой одаренной женщины.

Своим желанием стать актрисой, несмотря ни на что, она стала для многих примером. Вот так, благодаря упорству и умению стойко преодолевать все жизненные трудности, без специального образования (она так и не окончила ни один актерский ВУЗ), исполняя, в основном, лишь второстепенные роли, Наталья Крачковская остается любимицей многих поколений. А некоторые фразы из фильмов, придуманные ей лично до сих пор актуальны.

Я, артист больших и малых академических театров

К середине семидесятых годов уже сложилась группа актеров, которых называли «гайдаевскими». Ее украшением служил первый комик СССР – Юрий Никулин, под которого и писался сценарий будущей комедии. Но Юрий Владимирович после прочтения вернул сценарий Гайдаю со словами: «Лень, ну ты что? Это же на полку положат и все, год впустую».

Впоследствии при просмотре уже готового фильма он пожалел, что отказался от участия в фильме. Накануне съемок Леонид Гайдай остался без исполнителя главной роли, но со свойственным ему энтузиазмом принялся пробовать лучших актеров страны: Евгения Лебедева, Евгения Евстигнеева, Георгия Вицина, но ни один из них не устраивал режиссера. И только Юрий Яковлев на пробах смог по-настоящему разделиться и на грозного царя и жалкого управдома. 

Кстати, среди претендентов на роль Иоанна Грозного был и Владимир Этуш, который в итоге сыграл Антона Семеновича Шпака. Интересен еще и тот факт, что когда Юрий Яковлев поступал во ВГИК, сидевший в приемной комиссии Этуш отказал ему с формулировкой «бездарен». Иронично, как много лет спустя, Яковлев, будучи по сценарию царем, обзывал Владимира Этуша холопом.

С утверждением Яковлева на обе роли (Иоанна Грозного и управдома Бунши) возникла проблема с исполнителем роли Жоржа Милославского, играть которого, по задумке режиссёра, должен был Андрей Миронов. В сравнении с игрой Яковлева, Миронов не смог стопроцентно передать характер персонажа. Перепробовав ряд актёров, среди которых были Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный и Анатолий Кузнецов, Гайдай остановился на Леониде Куравлёве.

Сложный выбор был и среди исполнительниц женских ролей. На роль Зины пробовались три Натальи: Селезнёва, Гундарева и Гвоздикова. В итоге роль Зинаиды Михайловны, жены Тимофеева, досталась Наталье Селезнёвой, которая на съемках снова встретилась с Александром Демьяненко. Их дуэт уже имел успех в «Операции Ы», но Демьяненко образ Шурика уже приелся. «Он считал, что Шурик помешал ему сделать карьеру большого драматического актера. Я думаю, он был не прав, он заблуждался. Шурик — это его звезда, путеводная звезда. И как актер, он не мог отказываться от любви зрителей» — вспоминает Селезнёва. 

Наталья Крачковская, поразившая Гайдая на пробах мадам Грицацуевой в «12 стульях», без проб получила роль Ульяны Андреевны – жены Бунши. Но и тут не обошлось без накладок. Прямо в разгар съемок Крачковская заболела воспалением легких и резко похудела себе на радость, а Гайдаю в горечь. Увидев похудевшую Наталью Леонидовну, Гайдай отозвал ее в сторону и сказал: «Значит так. Утром манная каша, туда два яйца, хлеба и никаких движений. И так неделю. Сниматься не будем».

6 июня 1972 года, худсовет «Мосфильма» утвердил актеров на главные роли. Имея на руках превосходный сценарий, полный эксцентричности, фирменных погонь и блестящих шуток, первоклассный актерский состав, который полностью его удовлетворял, Гайдай начинает съемки. На роль кинорежиссера Якина пригласили Михаила Пуговкина, но на худсовете многие режиссеры запротестовали: «Как актер с амплуа вечного дурачка, сыграет нашего профессионального коллегу?». Но Гайдая поддержал Георгий Чухрай: «Вот вы все думаете о себе слишком хорошо, а зря. Пуговкин покажет, какие типы среди вас имеются».  

В ролях

Актёр Роль
Юрий Яковлев управдом Иван Васильевич Бунша / царь Иван Васильевич Грозный
Леонид Куравлёв Жорж Милославский, квартирный вор-рецидивист
  • разговор по телефону со Шпаком женским голосом озвучила Наталья Кустинская
  • песню «Разговор со счастьем» исполнил Валерий Золотухин
Александр Демьяненко Александр Сергеевич Тимофеев (Шурик), инженер-изобретатель
Савелий Крамаров Феофан, дьяк посольского приказу
Наталья Селезнёва Зинаида Михайловна Тимофеева (Зина), киноактриса и жена Шурика (вокал — Нина Бродская)
Наталья Крачковская Ульяна Андреевна, жена Бунши
Наталья Кустинская актриса и пассия режиссёра Якина
Владимир Этуш Антон Семёнович Шпак, зубной врач, сосед Шурика
Михаил Пуговкин Карп Савельевич Якин, кинорежиссёр
Сергей Филиппов шведский посол

В эпизодах

Актёр Роль
Эдуард Бредун спекулянт радиодеталями
Александр Вигдоров стрелец (крупный план в коротком эпизоде — он оборачивается, когда Бунша на колокольне, запутавшись в верёвках, «наигрывает» Чижика)
Валентин Грачёв стрелец («Живьём брать демонов!», «Живьём брать самозванцев!»)
Наталья Гурзо медсестра Шпака
Иван Жеваго психиатр
Анатолий Калабулин стрелец с дёргавшимся ухом и высоким голосом
Виталий Киселёв певчий в хоре (когда хор исполняет песню «Собака крымский царь», его показывают крупным планом на моменте «Собака!»)
Нина Маслова царица Марфа Васильевна
Анатолий Подшивалов лейтенант милиции («Тамбовский волк тебе боярин! Квартиру Шпака вы брали?»)
Виктор Уральский старшина милиции («Тоже мне, Тарапунька и Штепсель нашёлся…»)
Виктор Шульгин боярин («Войско взбунтовалось! Говорят, царь не настоящий!»)

Вячеслав Почечуев — «отец» советской «машины времени»

Гайдай сразу обозначил, что сроки сжатые. Через два дня Почечуев принёс в павильон к режиссёру чертёж на ватмане. Рисунок Гайдаю не понравился. Колбы, трубки, рычаги и всё непонятно как закреплено. Хуже всего смотрелись провода. Однако Почечуев сделал яркую презентацию и пообещал, что в кадре машина будет смотреться замечательно. Режиссёр дал скульптору шанс. Теперь перед Почечуевым стояла непростая задача: меньше чем за два месяца собрать машину из десятков деталей. Главная проблема — стеклянные колбы и стаканчики разного размера.

Железными прутьями и рычагами разжились на одном из заводов. На другом выкупили десятки разноцветных ламп и десятки метров проводов. Готовых колб для машины не нашлось. Гайдай лично поехал на стеклодувный завод и разместил заявку. Выполнить заказ руководство пообещало в течение недели. Но и тут режиссёру улыбнулась удача. Почечуев смог найти общий язык с одним из стеклодувов. Мастер изготовил колбы за два дня. Оплатили сверхсрочную работу несколькими бутылками креплёных напитков.

Вячеслав Почечуев и его «машина времени»

Гайдай не видел машины вплоть до дня сдачи проекта. Когда Почечуев наконец собрал своего «монстра», вся съемочная группа пришла в восторг. Агрегат причудливой формы с двигающимися рычагами переливался разноцветными лампочками. Машина даже дым пускала и издавала «космические» звуки. Каким-то образом Почечуеву, который был резчиком по дереву, удалось проявить талант конструктора. В итоге машина пришлась по душе и Гайдаю, и актёрам. Впоследствии скульптор не раз называл агрегат своей лучшей работой. Режиссёр же отметил, что именно на такой машине в прошлое должен отравиться управдом Бунша. Скульптору выписали премию в размере 40 рублей. В сопроводительной записке написали: «За изобретение машины времени». Без кавычек.

Детство и юность актрисы

Наталья Леонидовна в детстве была предводителем дворовых мальчишек. Под её руководством ватага сорванцов совершала набеги на соседские огороды. «Добыча» спасала детей от постоянно преследовавшего чувства голода. Родители практически всё время пропадали на репетициях и гастролях, воспитанием девчонок занималась бабушка.

В юности Наташа остепенилась, почти всё свободное время проводила за кулисами в театре матери: Белоголовцевым дали квартиру в том же здании. Когда девушка окончила школу, Мария Зотовна настойчиво советовала дочери поступать в историко-архивный институт на архивариуса. Дочь не решилась перечить, но ещё с детства для себя решила, что станет актрисой.

Поэтому Наталья начала готовиться к поступлению в вуз, и тайком от матери, отнесла документы во ВГИК. В институт кинематографии в тот год на 1 место претендовали 256 абитуриентов. К тому же фигура девушки была далека от стандартов красоты. Будущая актриса покорила экзаменаторов монологом Иванушки-дурачка из сказки «Конёк-Горбунок», её приняли на курс Владимира Белокурова.

В начале семестра девушка попала в автомобильную аварию, временно потеряла зрение. Ни учиться, ни работать какое-то время не могла. Терпеливо выполняла рекомендации докторов, что помогло быстро восстановиться. Врачи запрещали Наталье Леонидовне продолжать учёбу.

Девушка устроилась в Институт металлургии лаборанткой, но мечта стать актрисой крепла в душе. В 1959 г. Наташа отправилась на Мосфильм, ей повезло – стала сниматься в массовых сценах. Потом режиссёры начали доверять эпизодические роли, но в титрах фамилию не указывали.

Документальные фильмы о фильме

Вышло несколько документальных фильмов об оригинальном фильме, с участием его создателей.

  • В 2005 году вышел документальный фильм о создании от Первого Канала.
  • В 2008 году в рамках цикла «Неизвестная версия» вышел документальный фильм о фильме. Там в том числе рассказывается, что актёра Владимира Этуша спустя несколько десятилетий действительно обокрали. Из-за этого поползли слухи, что это сделал актёр Леонид Куравлёв.
  • В 2008 году в рамках цикла «Золотой Винил» вышла передача о фильме.
  • В 2010 году в рамках цикла телепередач «Тайны советского кино» («Тайны нашего кино») вышла передача о фильме.
  • В 2014 году вышел документальный фильм Первого канала «Как Иван Васильевич менял профессию».
  • В 2017 году в рамках цикла «Песня с историей» вышла передача о песне «Разговор со счастьем», звучащая в фильме.
  • В 2017 году в рамках документального цикла «Тайны Кино» вышла передача о создании фильма.

Библиография и клипы

Крачковская всегда любила вкусно поесть. В библиографии актрисы единственная книга – «Щи, картошка и окрошка. Домашние рецепты русской кухни». В ней представлены простые рецепты от Натальи Леонидовны, позаимствованные у бабушки, способы рационального питания.

Любимую народом актрису часто приглашали сниматься в клипах. В 1993 г. Наталья Леонидовна исполнила роль буфетчицы в песне «Московский Бит» группы «Браво». Съёмочной группой руководил известный клипмейкер Александр Файфман.

В 1995 г. вышел клип на песню «Сказочная тайга» Агаты Кристи. Вместе с Натальей Крачковской в ролике снялись Александр Демьяненко, Леонид Куравлев, Наталья Селезнева, Юрий Яковлев.

В 1996 г. Крачковская появилась в клипе Андрея Державина «Наташа». Её коллегами по съёмочной площадке стали ещё 2 Натальи – Егорова и Гвоздикова. Ролик был посвящён 100-летию кино.

В клипе к песне «Папа-капитан» Грегори Спектора зрители увидели актрису в образе Боцмана. Сама композиция, как и исполнение, фанатам не понравилась.

Другая машина

В 1973 году на советские экраны вышла новая комедия Гайдая. Фильм про Ивана Васильевича имел оглушительный успех. Однако зрители и не подозревали, что в какой-то момент съёмки находились на грани срыва. В самом начале работы Леонид Гайдай получил разрешение обратиться в конструкторское бюро для создания машины времени. Да, реквизит для фильма изготавливали в самой настоящей лаборатории.

Когда Гайдаю представили макет, он пришёл в ужас. Перед ним стоял почти космический корабль. С точки зрения инженеров машина была безупречна. Её изготовили на основе ЭВМ, считавшихся тогда передовыми. Однако в небольшой квартире инженера Тимофеева агрегат смотрелся ужасно. До конца съёмок оставалось всего два месяца. Гайдая спас случай. В этот же момент в соседнем павильоне «Мосфильма» трудился талантливый скульптор. Поговаривали, что он изготовил отличные декорации для фильма «Руслан и Людмила». Правда, мастер работал в основном с деревом.

Художник и скульптор Вячеслав Почечуев в то время был своеобразной звездой «Мосфильма». Гайдаю он достался почти за бесценок. У режиссёра горели сроки, а скульптор остро нуждался в деньгах. За «машину времени» Вячеслав получил 40 рублей. Для сравнения: гонорар Гайдая составил более семи тысяч рублей. Звезда фильма Юрий Яковлев получил почти 4500 рублей. Самый скромный актёрский гонорар был у Нины Масловой — всего 101 рубль. Но даже он в два с половиной раза превосходил сумму, которой наградили скульптора.

Личная жизнь и семья

Крачковская никогда не комплексовала по поводу своей внешности, всегда была в центре мужского внимания. Поклонники называли её мечтой, весом в 100 кг. Личная жизнь актрисы сложилась удачно.

Во время съёмок фильма «Половодье» Наталья Леонидовна познакомилась с Владимиром Крачковским. Он работал звукорежиссёром на Мосфильме. Ухаживания мужчины, который был старше почти на 20 лет, охапки роз, не помогли, девушка не обращала на него внимания. Тогда Владимир решил зайти с другой стороны, принёс ей завтрак в номер. Расположения актрисы ему удалось добиться свежими булками и тарелкой творога со сметаной. Наташа не смогла устоять, вскоре они поженились.

Нина Крачковская и Наталья Крачковская родственники. Артистка взяла фамилию мужа, но в титрах просила указывать вторую фамилию Белогорцева-Крачковская. Сестра её супруга тоже снималась в кино.

Вместе с мужем Владимиром Васильевичем Крачковским прожила более четверти века. По словам родственников они даже не ссорились. Разлучила их смерть Крачковского в 1988 г. С тех пор, когда он умер, актриса жила одна.

Сын Натальи Крачковской – Василий Владимирович Крачковский родился в 1963 г. Пошёл по стопам отца, работает звукорежиссёром на Мосфильме. В 1991 г. актриса стала бабушкой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: