Об актёрском составе «Девчат»
Главная роль досталась Надежде Румянцевой, уже привыкшей к образу вечной выпускницы. До этой картины она отметилась в роли близких по характеру персонажей в нескольких фильмах. Отдельно стоит упомянуть одну комедию: «Неподдающиеся» 1959-ого года. Именно там Надежда и познакомилась с Чулюкиным, что положило начало их совместной работе. Несмотря на то, что на момент съёмок актрисе было уже 30 лет, она будто бы оставалась никогда не взрослела, заставляя зрителей верить в свои образы. Как вспоминают другие люди, которые с ней работали, она даже не играла: когда камеры переставали снимать, Надежда оставалась такой же жизнерадостной, неугомонной и острой на язык. Она буквально согревала всю команду, что пришлось очень кстати, зная, в какое время года снимали фильм «Девчата».
Для Юрия Чулюкина съёмка картины оказалась сопряжена с семейной драмой. Он пообещал главную роль своей жене, но вскоре понял, что был неправ. На тот момент он был женат на Наталье Кустинской, которой образ объективно не подходил. Скандала в семье избежать не удалось. Режиссёру пришлось оправдываться, свалив вину на худсовет. Мол, Наталья слишком красивая для такой роли, да и возраст не позволяет.
В такую же ситуацию угодил Николай Рыбников, в фильме играющий Илью Ковригина – бригадира лесорубов и «первого парня на деревне». Он попытался устроить на роль телефонистки Анфисы свою жену, но Чулюкин был непреклонен. Её сыграла Светлана Дружинина. Трудности с подбором актёрского состава лишь замедляли работу.
Светлана Дружинина в роли Анфисы
Вечные ссоры между актёрами и режиссёром серьёзно усложняли съёмки фильма «Девчата». Особенно острым был конфликт между Румянцевой и Рыбниковым. Каждый из них считал своего персонажа основным, а другого лишь дополняющим его. Так что все ссоры между Тосей и Ильёй снимались с лёгкостью, а вот изображать любовь у раздражающих друг друга актёров получалось с трудом.
В каком бы городе не снимали фильм «Девчата», обстановка была напряжена постоянно. Где-то доходило и до серьёзных ссор, когда ругающихся актёров приходилось в прямом смысле оттаскивать друг от друга.
Как выбрать актера
Когда снимался фильм “Девчата”, автор повести, писатель Борис Бедный, постоянно присутствовал на съемочной площадке. Это давало возможность режиссёру Юрию Чулюкину сверяться с мнением автора сценария по каждому эпизоду.
Как это часто бывает, съемкам фильма предшествовали внутренние конфликты и споры. Жена режиссёра Наталья Кустинская очень хотела сыграть роль Тоси Кислицыной. Чулюкин пообещал, что роль будет за ней. Однако подумав, он изменил свое решение, и это было правильно. Мы знаем Наталью Кустинскую в первую очередь по фильму “Три плюс два”. Это суперкрасавица типа Мэрилин Монро с пышной женственной фигурой. Она никаким образом не вписалась бы в сибирский леспромхоз. Как ее ни гримируй, Кустинская остается величественной дамой, а образ Тоси – это маленькая шустрая егоза со своим характером и собственным мнением.
Выбор исполнителя главной роли в кинопроекте – это всегда ответственная задача, которую необходимо решить и при этом не ошибиться, так как от этого во многом зависит результат. Съемки фильма “Девчата” начались с небольшим опозданием, но зато успех картине был обеспечен с самого начала.
Персонажи и исполнители
Необычны и истории того, как подбирали актеров для съемок. Изначально режиссер Чулюкин хотел, чтобы играла его жена знаменитая красавица Кустинская.
Но на роль Тоси неожиданно утвердили Надежду Румянцеву. Своей жене режиссер предложил роль Анфисы, но она решительно от нее отказалась. Румянцеву утвердили быстро, так как она покорила всех своим природным обаянием и естественностью.
Во время съемок ей был 31 год. Все члены съемочной группы посчитали, что актриса идеально подходит для этой роли.
Для этого фильма особенно тщательно подбирались женские образы. А на главную мужскую роль подбирала актера, уже под Надежду Румянцеву. На роль пробовался Юрий Саранцев, но его не утвердили, потому что они плохо смотрелись в паре с Румянцевой.
Затем роль практически уже досталась Юрию Белову, но откуда – то сверху пришло распоряжение утвердить Николая Рыбникова.
Что интересно, Рыбникова и Румянцева ненавидели друг друга. А все, потому что актер хотел работать со своей женой Аллой Ларионовой.
Кроме того, он считался уже величиной среди звезд экрана. Румянцевой не нравилось, что Рыбников считал себя лидером на съемочной площадке. Из-за сложных отношений некоторые эпизоды приходилось переснимать, так как Рыбников не мог с душой сыграть теплые чувства к своей партнерше. На роль Надежды также пробовались разные актрисы, но выбрали Инну Макарову.
При этом актрисе удалось сыграть не забитую девушку после 30 и неудачницу в личной жизни, а волевую и сильную женщину. Для роли жизнерадостной и веселой Катюши подобрали Люсьену Овчиникову.
Актрисе очень подошла эта роль и по характеру и по темпераменту. Кстати, в жизни Овчинникова и Румянцева очень дружили.
На роль красавицы Анфисы пробовалась Клара Лучко, но утвердили Светлану Дружинину. Лучко так и не узнала причину отказа.
А Дружининой очень понравилась роль, она считала ее одной из самых любимых. После фильма ей предлагали аналогичные роли, но Дружинина отказывалась.
А затем и вовсе стала режиссером. Ведь именно она сняла знаменитую киноленту «Гардемарины, вперед!». Роль коменданта общежития досталась Михаилу Пуговкину, который внес в фильм множество позитивных эмоций.
Книга «Девчата»: различия с фильмом
- Тося говорит, что она закончила Симферопольское кулинарное училище; в книге она вообще не имеет образования и до переезда в поселок работала в семье учёного.
- Ксан Ксаныч принес Наде макароны и банки варенья; в книге он ещё приколотит к стене картину.
- Тося и Илья познакомились при весьма опасных обстоятельствах; автор же пишет, что её просто заворожила работа лесоруба и она невзначай вступила в разговор.
- В клубе только Илья приглашал Тосю танцевать; в книге её приглашал ещё и Филя (правда, он был пьян, и она ему тоже отказала). Кроме того, в тот вечер Тося была в клубе дважды.
- На стене рядом с кроватью Тоси нет вырезок из кулинарных журналов, хотя в книге есть.
- Впоследствии к портрету Ильи добавляется портрет Веры.
- По фильму Илья на портрете кажется знакомым Тосе («Ой, где я его видела?»), а по книге портрет был настолько плохо нарисован, что сам Илья узнал себя лишь по шапке.
- В клубе висят портреты Ильи и его бригады; в книге на стене висит лишь портрет Ильи (про бригаду там вообще ничего нет).
- В фильме Филя и его бригада — такие же лесорубы-передовики, как и Илья, постоянно соревнующиеся с бригадой Ковригина за право «висеть на стене», то есть считаться лучшими в леспромхозе. В книге же Филя и его дружки — обычные уличные хулиганы.
- После публичного смеха в клубе на обеде Илья выливает Тосины щи на снег; в книге Илья, наоборот, нахваливает их и всегда ест.
- Тося ни разу не пользовалась бензопилой; в книге Илья давал пару раз ей испытать чудо техники.
- В книге Филя никогда не хвалил Тосину стряпню (из-за личной неприязни).
- Илья провожает Тосю до дома, а когда она убегает, то уходит домой; в книге Илья обещал Филе в тот день привести Тосю на «Камчатку», более того, после своего побега Тося находит Илью и извиняется.
- По фильму Тося и Илья в первый раз ссорятся из-за фразы Тоси «Нужен он тут больно! Сам навязался!», а по книге ссора происходит из-за того, что Тося увидела Илью разговаривающим с Анфисой после того, как Илья притворялся влюбленным в Тосю.
- В книге Илья часто захаживал к Анфисе на коммутатор.
- Фраза Фили «ключик подбираешь» принадлежит Илье, а высказывания про замужество и неудачу жизни Веры — Тосе (за это она получила пощечину от Нади).
- В фильме Мария Гавриловна – учитель химии в вечерней школе, в книге – Мария Степановна – учитель математики в вечерней школе
- В фильме Тося всегда занималась только кулинарией; в книге она однажды перешла работать к лесорубам, но потом, из-за плохого повара, вернулась к готовке.
- Анфиса первый раз знакомится с техноруком в доме и сразу представляется телефонисткой; в книге они познакомились на улице и Анфиса представилась актрисой.
- Когда Тося узнает про спор, её утешают Вера, Катя и Надя; в книге есть Анфиса.
- Фраза «Тося, ну не расстраивайся так» принадлежит Анфисе.
- Когда Тося увидела Филю, то сразу разоблачила их спор; в книге же она потанцевала с Ильёй, а Филя все время вертелся под носом.
- Илья «получает» свой выигрыш-кубанку и, помчавшись за Тосей, бросил её Филе; в книге к кубанке прибавился пыжик (шапка Ильи).
- На обеде (после разоблачения) Тося дает Илье две добавки гречки, кроме того, они остаются вдвоём; в книге Тося подавала гороховый суп, хотя Илья вообще не прикоснулся к обеду, а в столовой за ним была целая очередь.
- Тося возвращается с лыжной прогулки и приносит Вере два письма, и Вера решает оставить письмо от мужа; в книге Вера сразу же сожгла его и вплоть до концовки не оставляет ни одного письма.
- Фраза «матриархат что ли?» принадлежит Вере, а не Анфисе.
- Анфиса бросила технорука, чтобы найти настоящую любовь; в книге она его полюбила, но из-за невозможности иметь детей она уехала (только Тося знала, почему).
- В фильме в сцене, где Анфиса ночью плачет в своей кровати, Тосю девчата выставляют за дверь, чтобы она ничего не слышала. В книге же как раз наоборот — Анфиса плачет о своей горемычной судьбе самой Тосе, а других девчат в это время нет в комнате.
- В книге за подарком для Тоси Илья ездил сам и купил его только на свои деньги.
- Во время стройки Тося хочет увидеть Илью и только когда приносит гвозди на чердак, находит его; в книге Тося прекрасно знает, где Илья, она видит его на крыше, а гвозди ей помогла донести Вера.
- В книге свой первый поцелуй Тося подарила Илье на крыльце общежития.
- В последней сцене на «Камчатке» к Илье и Тосе подходит комендант с фразой: «Ишь ты, уже и днём сидят! Зря сидите — свободных жилплощадей в этом году больше не предвидится». В книге Илья с Тосей сидят «на Камчатке» не днём, а вечером, за ними из-за угла наблюдает Надя и слышит, о чём они говорят. Именно после этого Надя и решает бросить Ксан Ксаныча, потому что хочет испытать и почувствовать то же, что и Тося.
Съемки
К съемкам приступили в 1961 году. Интерьеры уральского поселка лесорубов тщательно выстроили в павильонах «Мосфильма». Там же высадили около 300 елей, на время превратив Мосфильмовскую улицу в кусочек уральской тайги. Актеры были в полном восторге — пять минут пешком от гримерной, и ты оказывался на съемочной площадке в «тайге». Но несмотря на такие дорогостоящие приготовления, нужной картинки заснеженного леса добиться никак не удавалось.Тогда Чулюкин решил быстро отснять натурные сцены на Северном Урале в Пермской области в действующем леспромхозе. В самый разгар зимы съемочная группа прибыла на место, где лесхозовские специалисты принялись учить актеров водить трактора и орудовать бензопилой «Дружба», строго следя за техникой безопасности.Очень скоро выяснилось, что снимать в таких условиях просто невозможно. Из-за жестоких морозов постоянно отказывала техника, операторы укутывали кинокамеры полушубками и грели керосинками, но это мало помогало. Гримеры жаловались, что красные носы и щеки актеров невозможно скрыть ни под каким гримом.
Из-за сильных морозов Рыбников едва не лишился главного актерского инструмента — своего языка. Сцену, в которой Тося, пробираясь через высоченные сугробы, несет вальщикам горячий обед прямо в лес, снимали в натуре — настоящий снег, заиндевелые пни и всамедлишный пар изо рта. Температура приближалась к отметке в минус 40 градусов. После нескольких дублей горячий суп в термосе успел остыть и когда герой Рыбникова сунул алюминиевую ложку в рот — она тут же примерзла к языку и пришлось отдирать ее вместе с куском кожи.Тогда съемки решили отложить до более благоприятных условий, и ближе к лету Чулюкин переместился в Тверскую область, договорившись с руководством другого действующего леспромхоза. Чтобы превратить лето в зиму и создать аутентичную картинку, реквизиторы привезли сотни килограмм ваты и нафталина. Они укутывали ими бревна и посыпали ветки, трактора и краны покрасили известкой, чтобы сымитировать иней.Клубы пара, врывающиеся в теплое помещения клуба с морозной улицы, создавали при помощи специального газа. Актеры морщились от едкого запаха, но стоически выносили все испытания ради искусства.
Основные натурные сцены отсняли весной и летом 1961 года, а финал — доснимали уже в августе на мощностях ялтинской киностудии. В Крыму потребовалось еще больше белой ваты и еще больше терпения. Актерам приходилось сниматься в теплых ватниках и полушубках на тридцатиградусной жаре. Гримеры в перерывах между дублями изводили целые упаковки салфеток, промакивая пот со лба киногероев.Атмосфера внутри съемочной группы важна для любого фильма, но в случае с комедией она приобретает особое значение. Только искренне смеющиеся актеры могут заставить смеяться зрителя, и Чулюкину удалось это создать — многие актеры вспоминают свою работу на «Девчатах», как один из самых светлых периодов своей карьеры.
Со смехом вспоминает свои съемки в эпизодической роли Михаил Кокшенов, ставший впоследствии одним из самых известных российских комических актеров. В сцене, где передовик Ковригин пытается объясниться с Тосей, Кокшенов забегает в столовую, чтобы напиться воды. Он наливает из графина один стакан и выпивает его залпом, затем другой без перерыва. Театральная пауза длится невыносимо долго, Ковригин ждет, когда он наконец напьется и снова оставит влюбленных наедине.Чулюкин заставил снять несколько дублей, и Кокшенов, кажется, напился воды на всю жизнь — с тех пор, по его собственным словам, он не может без содрогания смотреть на эти графины.
Непросто далась сцена, открывающая фильм, где суровый комендант в исполнении Михаила Пуговкина заселяет едва приехавшую Тосю в общежитие. «Живи!» — командует Пуговкин и ловко бросает через всю комнату подушку, так, чтобы она упала в изголовье тосиной койки.На этот эпизод извели несколько сот метров пленки. Подушка никак не желала фотогенично приземляться в нужное место. И когда, наконец, разозленный Пуговкин, устав от бесконечных дублей, швырнул подушку, буквально не глядя — она упала точно в соответствии с режиссерским замыслом.
Съёмочная группа
- Автор сценария: Борис Бедный
- Режиссёр-постановщик: Юрий Чулюкин
- Художественный руководитель: Юлий Райзман
- Оператор-постановщик: Тимофей Лебешев
- Режиссёры: Лев Инденбом и Г. Розенталь
- Художник-постановщик: Ирина Шретер
- Композитор: Александра Пахмутова
- Текст песен: Михаил Матусовский
- Звукорежиссёр: Раиса Маргачева
- Художник-гример: Н. Митюшкин
- Костюмы: Л. Наумова
- Художник-декоратор: А. Самулекин
- Монтаж: М. Кузьмина
- Редактор: М. Розз
- Комбинированные съёмки:
- Оператор: П. Маланичев
- Художник: Н. Звонарев
- Асс. режиссёра: З. Альтшуллер
- Оркестр Управления по производству фильмов Дирижёр: Ю. Силантьев
- Заместитель директора картины: С. Каграманов
- Директор фильма: Л. Стулова
Издание на видео
В 1980-е годы в СССР фильм начал выпускаться видеокомпанией «Видеопрограмма Госкино СССР» на видеокассетах в системе SECAM. С 1990 года фильм выпущен на видеокассетах кинообъединением «Крупный план», в 1995—1999 годах совместно с компанией «ВидеоМир», со звуком Hi-Fi Stereo и в системе PAL.
В России с 2001 года фильм полностью отреставрирован и перевыпущен на VHS и DVD объединением «Крупный план» в хорошем качестве изображения и звука. На DVD он выпущен в системе звука Dolby Digital 5.1 и Dolby Digital 1.0; дополнительно: «Фильмография» и «Коллекция комедий».
В 2013 году вышла Full HD-версия в формате Blu-ray, тоже отреставрированная компанией «Крупный план».
Где проходил процесс съемок?
Итак, прежде чем узнать, в каком городе проходили съемки, выясним немного интересных фактов о самом фильме. А вы знаете, что кино было создано по книге Бориса Васильевича Бедного «Девчата»?
Автор повести был инженером на лесосплаве и закончил лесотехническую академию в Ленинграде, поэтому имел замечательное представление о взаимоотношениях и быте рабочих северных лесов.
Главной темой книги, по которой создавали кино был духовный рост рабочего человека. Фильм снимал режиссер Юрий Чулюкин. Мало кто знает, но часть фильма снимали не зимой в Сибири, а в небольшом поселке Оленино в Тверской области в жару в августе.
При этом актерам приходилось работать в теплых тулупах и шапках ушанках. А вообще съемки проходили в разных местах. Сначала поселок лесорубов сняли в Москве в павильонах Мосфильма.
Там высадили около трехсот деревьев для декораций. Затем съемки продолжались в Чусовом районе на Среднем Урале, в поселке Бобровка. Но на морозе в 30 градусов было очень сложно снимать, поэтому работу продолжили в поселке Оленино. В 1961 году, когда был снят фильм — на его территории был огромный леспромхоз. На время съемок работа не останавливалась.
Съемки железной дороги и валка леса снимались в Рязанской области. А финал фильма снимали в Ялте в Крыму. Во всех массовых сценах принимали участие местные жители. Кстати, в 90- х леспромхоз был развален, но старый клуб и склад, где проводились съемки — сохранился.
Где проходил процесс съемок?
Итак, прежде чем узнать, в каком городе проходили съемки, выясним немного интересных фактов о самом фильме.
А вы знаете, что кино было создано по книге Бориса Васильевича Бедного «Девчата»?
Главной темой книги, по которой создавали кино был духовный рост рабочего человека. Фильм снимал режиссер Юрий Чулюкин.
Мало кто знает, но часть фильма снимали не зимой в Сибири, а в небольшом поселке Оленино в Тверской области в жару в августе.
При этом актерам приходилось работать в теплых тулупах и шапках ушанках.
А вообще съемки проходили в разных местах. Сначала поселок лесорубов сняли в Москве в павильонах Мосфильма.
Там высадили около трехсот деревьев для декораций.
Затем съемки продолжались в Чусовом районе на Среднем Урале, в поселке Бобровка. Но на морозе в 30 градусов было очень сложно снимать, поэтому работу продолжили в поселке Оленино.
В 1961 году, когда был снят фильм — на его территории был огромный леспромхоз. На время съемок работа не останавливалась.
Съемки железной дороги и валка леса снимались в Рязанской области. А финал фильма снимали в Ялте в Крыму.
Во всех массовых сценах принимали участие местные жители.
Кстати, в 90- х леспромхоз был развален, но старый клуб и склад, где проводились съемки — сохранился.
Сюжет кинокартины
Основное действие картины разворачивается зимой 1960-1961 годов. В расположенный на Урале леспромхоз под названием «Бодровсский» прибывает выпустившаяся из кулинарного техникума в Симферополе восемнадцатилетняя девушка Тося Кислицына.
Приехавшую по распределению девушку поселяют в общежитие, где ее соседками становятся Надя Ерохина, Катя, Анфиса Павловна, а также Вера Тимофеевна Круглова. Постепенно Тосе удается подружиться с новыми знакомыми, к примеру, Веру Тося начинает называть «мама Вера», и только с Анфисой отношения не складываются.
На танцевальном вечере, проходящем в местном клубе, происходит первая встреча Тоси и Ильи Ковригина. Ковригин – передовик, местная знаменитость, руководитель бригады лесорубов.
Филя Егоров, руководитель соперничающей бригады, предлагает Илье сыграть в шашки. Музыка, которая играет в клубе, отвлекает Ковригина, мешая сконцентрироваться на игре. Ковригин просит выключить музыку.
Такая просьба вызывает у Тоси возмущение. Между героями состоялась словесная перепалка. Выиграв партию, Илья решает пригласить Тосю потанцевать, но девушка отвечает отказом. Ковригин, не знавший до этого отказов, поражен и принимает предложенное Филей пари. По условиям спора Ковригин должен соблазнить Тосю. Ставкой является зимняя шапка Фили.
На следующий день Ковригин и возглавляемая им бригада посещая столовую, берут еду и специально делают вид, что еда невкусная, говорят, что Кислицына плохо готовит. Этот поступок доводит Тосю до слез. Бригада поддерживает своего руководителя и перестает посещать столовую.
Переживающая Тося решает самостоятельно доставить обед Илье и его бригаде. Ковригин начинает ухаживать за Тосей. Вскоре Илья осознает, насколько Тося отличается от тех женщин, с которыми у него ранее были отношения.
Анфиса, бывшая девушка Ковригина, живущая в одной комнате с Тосей, в любовь не верит. Отношения между Надей Ерохиной и зрелым мужчиной, пилоправом Ксан Ксанычем, вызывают у Анфисы недоверие: девушка уверена, что Надя просто не хочет остаться в старых девах и поэтому готова выйти замуж за кого угодно. Анфиса откровенно смеется над Верой, которая, не вскрывая, отправляет в печь письма от изменившего мужа.
Постепенно соседки Кислицыной начинают верить в искренность чувств Ковригина по отношению к девушке. В этот момент Анфиса сообщает о споре Ковригина и Егорова. Вера решает открыть девушке глаза и сообщает Тосе, что та является предметом спора.
В присутствии Ковригина Тося подходит к Филе и сообщает, что в споре победителем стал Илья. Сказав это, девушка разрыдалась и убежала. Позже Илья предпринимает попытку объясниться с Тосей, рассказывает, что по-настоящему влюбился, но девушка не верит его словам.
Друзья советует Ковригину подарить Тосе в знак извинения золотые часы. Вначале Тося принимает подарок с восторгом, но затем решает отказаться от него. В гневе Илья швыряет часы на пол и давит их каблуком.
Чувства, вспыхнувшие между Ковригиным и Кислицыной, меняют Анфису. Девушка, поверив в существование любви, пытается измениться.
Наступает весна, и жители леспромхоза совместно начинают возводить дома для будущих семей. Илья скрывается от Тоси на чердаке одного из строящихся домов. Друзья просят Кислицыну отнести на этот чердак гвозди. Молодые люди встречаются и наконец мирятся.
Актеры фильма «Женщины».
Список источников
В чем успех фильма?
Кстати музыку к фильму написала Александра Пахмутова, а стихи поэт Михаил Матусовский. Эти песни до сих пор популярны. После выхода фильма на экране, он сразу же стал необычайно популярен.
Многие крылатые фразы разошлись повсюду, их цитировали в шумных компаниях, на работе и в семейном кругу. Советские критики никак не отметили фильм. Зато его заметили зарубежом. На международном кинофестивале в Аргентине Надежда Румянцева получила приз за лучшую женскую роль.
Также отметили киноленту на Эдинбургском кинофестивале и в Каннах.
В общем, фильм настолько хорош, что для многих это видео стало даже настольным, если можно так сказать. Кинолента получилась очень доброй и милой.
До новых встреч уважаемые читатели моего блога!
Повариха с характером
В свободное время лесорубы отдыхают в клубе, где организованы танцы под радиолу, шашечные и шахматные турниры
Конечно, каждый молодой рабочий старается чем-то выделиться, прославиться или по крайней мере обратить на себя внимание
Бойкая Тося Кислицына проявила свой характер в первый же вечер. Заиграла музыка, начались танцы, а в это время Илья Ковригин сел играть в шашки с бригадиром другой бригады. Играли на “петушка”, то есть проигравший должен был встать посредине зала и несколько раз прокукарекать. Илья проигрывал, ему мешала музыка, и он попросил одного из своих приятелей выключить радиолу. Наступила тишина, танцующие пары замерли. Возмущенная таким поведением бригадира Тося молча подошла к проигрывателю и вновь поставила пластинку. Танцы продолжились, но ненадолго – снова подошел друг Ильи и прервал музыку. И вот тогда-то повариха высказала заслуженному бригадиру Ковригину все, что она о нем думает.
Фильм о суровой Сибири не снимался в самой Сибири
Большая часть сцен снималась на киностудии «Мосфильм», природу снимали в Пермском крае, Тверской области, под Рязанью и в Ялте.
Сюжет фильма Девчата
Действие фильма «Девчата» происходит на рубеже 1950-60-х годов на Урале. Из теплого Симферополя в далекий уральский леспромхоз приезжает Тося Кислицына (Надежда Румянцева) – совсем молоденькая девушка, маленького роста, наивная и энергичная, боевая и никогда не унывающая. Тося воспитывалась в детском доме, после школы она окончила кулинарное училище и попала по распределению в суровые края, где живут и трудятся лесозаготовители.
Устроившись в общежитие, новенькая повариха первым делом познакомилась со своими соседками по комнате: жизнерадостной улыбчивой Катей (Люсьена Овчинникова), Надей (Инна Макарова), в женихах у которой ходит пожилой и хозяйственный Ксан Ксаныч (Виктор Байков), местной «королевой красоты» Анфисой (Светлана Дружинина), серьезной и рассудительной Верой (Нина Меньшикова), которую Тося, рано потерявшая родителей, сразу стала называть «мамой Верой».
В первый свой рабочий день Тося встретила «первого парня» поселка, красавца и передовика производства Илью Ковригина (Николай Рыбников). Отправившись за дровами в лес, она оказалась на участке, где валила лес бригада Ильи, и чуть не попала под спиленное дерево. До смерти перепугавшись, Тося убежала восвояси под смех и улюлюканье парней.
Вечером того же дня на танцах в клубе Илья и Тося встретились вновь. Между поварихой и бригадиром произошла небольшая стычка по поводу музыки, мешавшей Илье играть в шашки, после которой он пригласил осмелившуюся перечить ему девушку на танец. Но острая на язык Тося отшила его, заявив, что с такими зазнайками, как Ковригин, она не танцует.
Непривычного к подобным ответам Илью задел отказ «пигалицы», и с досады он заключил пари с возглавляющим конкурирующую бригаду Филей Егоровым (Станислав Хитров), что через неделю повариха сама будет бегать за ним.
Правильно рассудив, что обычные уловки на Тосю вряд ли подействуют, Илья решил сделать «ход конем»: он начал игнорировать девушку. Однажды, подговорив своих товарищей подыграть ему, он заявил, что Тосину стряпню невозможно есть, вылив сваренные ей щи на снег, и его примеру последовала вся бригада.
Через некоторое время такая стратегия начала приносить плоды, и ситуация стала развиваться именно так, как и предполагал Илья. Спор вот-вот должен был завершиться победой Ковригина, но его самого такое положение дел уже не радовало.
Илья искренне пожалел, что затеял это глупое пари, потому что понял, что начал испытывать к задиристой и своенравной девчонке настоящую любовь.
А вскоре Тосе стало известно о споре…
Это интересно: Интересные факты о школе, обучении, образовании: знакомим с вопросом
О сценарии фильма
Книгой, по которой сняли фильм «Девчата», стала одноимённая повесть Бориса Васильевича Бедного. Тот, будучи профессиональным лесозаготовщиком, писал в привычном для тех времён духе соцреализма. Основной акцент повести сделан на трудовых подвигах простых советских рабочих. Но Юрий Чулюкин – режиссёр ленты – разглядел в книге потенциал и попросил Бориса адаптировать сюжет для комедийного фильма. В самой книге не было настолько прорисованных характеров, забавных ситуаций и шуток: всё это появилось по просьбе Чулюкина.
Действие фильма разворачивается в леспромхозе «Бодровский» где-то на Урале. Туда по распределению приезжает выпускница Симферопольского кулинарного училища Тося Кислицына. Ей предстоит трудная, но интересная работа, знакомства с новыми людьми, и, конечно же, настоящая любовь.
Кадр из фильма «Девчата»
Создание фильма
Подбор актёров
Готовясь к картине, Юрий Чулюкин пообещал роль Тоси своей жене, Наталье Кустинской. Кустинская серьёзно готовилась к пробам и ждала решения худсовета. Через некоторое время от знакомого оператора она узнала, что картина уже снимается и в главной роли занята Надежда Румянцева. Чулюкин оправдывался, что худсовет посчитал Кустинскую слишком красивой для образа Тоси, и в качестве примирения предложил ей роль Анфисы, но Кустинская отказалась. На роль Тоси предлагалось взять Валентину Малявину и Екатерину Савинову. Тосе по сценарию — восемнадцать лет, а Румянцевой на момент съёмок уже исполнилось тридцать. По задумке режиссёра, на экране Илья выглядит значительно старше Тоси, но в жизни актёры Рыбников и Румянцева — ровесники. Весь гардероб Тоси Кислицыной — находка Надежды Румянцевой: актриса, по её воспоминаниям, увидела этот гардероб на своей знакомой, воспитаннице детского дома.
На роль Ильи первоначально пробовались Вячеслав Шалевич, Юрий Саранцев и Юрий Белов, был утверждён Владимир Трещалов, но пришло распоряжение снимать Николая Рыбникова, удачно сыгравшего перед этим главного героя в фильме «Высота». Рыбникову роль очень нравилась, и, чтобы выглядеть моложе, он специально похудел на 20 кг. Ему хотелось, чтобы Анфису непременно сыграла его жена, Алла Ларионова. Но на роль была утверждёна Светлана Дружинина, которой понравилась роль и которой надоело играть сельских тружениц, и менять актрису Чулюкин не стал. Из-за этого Рыбников на протяжении съёмок общался с Дружининой с холодком. На роль Анфисы также хотели утвердить Клару Лучко, но той не понравилась роль.
На роль Нади Ерохиной пробовались Валентина Талызина (не прошла фотопробы) и Маргарита Криницына (давняя подруга режиссёра по ВГИКУ, которую не пропустила в картину Госкино), хотя Юрий Чулюкин и настаивал на её кандидатуре). В итоге эту роль сыграла Инна Макарова. На роль проверяющего из района режиссёр пригласил без кинопроб своего давнего друга, однокурсника Владимира Гусева, но тот отказался.
Места съёмок
Посёлок лесорубов снимали в павильонах «Мосфильма» и на улице Мосфильмовской, где высадили около трёхсот деревьев и возвели декорации посёлка с вывеской «Леспромхоз». Натурные съёмки начались на Среднем Урале в Чусовском районе, в посёлке Бобровка (в эпизоде, в котором герои смотрят газету с размещённой фотографией Ильи, видно её название — «Чусовской рабочий») Пермской области. Однако, поскольку снимать на тридцатиградусном морозе оказалось сложно, то после нескольких коротких сцен съёмочная группа продолжила работу в леспромхозе в Оленинском районе Тверской области, а финал сняли в Ялте.
Сцена с поездом снималась в Рязанской области на перегоне между станциями Спас-Клепики и Пилево.
Музыка
Песню «Старый клён» написали поэт Михаил Матусовский и композитор Александра Пахмутова, исполнили её актёры Люсьена Овчинникова и Николай Погодин. В фильме также прозвучала песня «Хорошие девчата» тех же авторов в исполнении октета «Лайне».
Песни из фильма были выпущены на грампластинках Апрелевским и другими заводами, с середины 1960-х — фирмой «Мелодия».
Продолжение
В конце 1990-х годов Светлана Дружинина (исполнительница роли Анфисы) в одном из интервью высказывала идею снять продолжение «Девчат», но проект так и не был осуществлён.
И еще несколько фактов напоследок
- Фильм снят по повести Бориса Бедного «Девчата».
- Премьеру фильма приурочили к Международному женскому дню, он вышел на экраны 7 марта 1962 года.
- Кинофильм получил сразу 3 международные награды.
- Надежду Румянцеву называли «Чарли Чаплин в юбке», а в Италии сравнивали с Джульеттой Мазина, супругой Федерико Феллини.
- В конце съемок худсовет потребовал переснять все сцены с Анфисой.Они не поверили, что такой красавец и покоритель женских сердец, как Илья, мог променять ее на невзрачную и простоватую Тосю. В итоге, все крупные планы Дружининой были убраны из кадра, остались только общие планы с этой актрисой.
Суровые условия съемок
Поселок лесорубов, в котором по сценарию и происходили все действия «Девчат», возвели в ближайшем к «Мосфильму» овраге. Все уличные сцены снимали, так сказать, в леспромхозе Пермского края.
Съемки велись в поистине суровых условиях – от минут 40 до минус 45 градусов. Камеры держали под полушубками, иначе техника попросту отказывала.
Интересная история связана со съемками известного эпизода, как Тося приносит горячий обед Илье, разливает суп по тарелкам. Николай берет ложку, засовывает ее в рот, где она примерзает к языку. На площадке начинается суета, работники ищут врача, но актер отогревает ложку и достает ее с кусочком своего языка. У него идет кровь, а у окружающих начинается паника. Актер требует, чтобы съемки продолжались. Он испытывал сильнейшую боль, но мужественно с этим справился.
В итоге режиссеры решили, что в таких суровых условиях невозможно работать. Съемки были перенесены в Тверскую область, где намного теплее. Бревна укутывали ватой, засыпали нафталином, имитировав таким образом белый снег.
Финальную сцену вообще снимали в сентябре в жаркой Ялте. В тулупах было очень тяжело, но легче, чем при 40-градусных морозах.
Из чего складывается успешность фильма?
Картина “Девчата” неделями не сходила с экранов, люди шли и шли, многие смотрели фильм по нескольку раз. В СССР в то время не было такого понятия, как кассовые сборы. Коммерческая успешность кинофильма даже не обсуждалась, рейтинга как такового тоже не было.
После выхода на экран картины “Девчата” актеры фильма приобрели невиданную популярность. Во всех домах звучала песня Александры Пахмутовой “Старый клен”, молодые девчонки старались походить на Тосю Кислицыну, а ребята – на Илью Ковригина. Сюжет фильма незатейливый, события, которые описал автор повести, а затем и сценария, Борис Бедный, могли происходить где угодно, в любом лесном хозяйстве или в артели по заготовке леса. Однако в этой истории из жизни молодых рабочих было столько искренности и правдивости, что кинофильм полюбили миллионы людей. Режиссёр фильма “Девчата”, Юрий Чулюкин, много сделал для этого.