Насколько сериал чернобыль точен с точки зрения науки?

Вымысел первый: Ульяна Хомюк

В сериале одним из центральных персонажей является женщина-ученый, физик-ядерщик из Минска Ульяна Хомюк. Она горячо борется за правду, пытаясь доказать, что власти и недобросовестные чиновники скрывают истинный масштаб катастрофы.

Мало того, что такого человека никогда не существовало, сама подача этого персонажа, её идей и стремлений направлена на то, чтобы сформировать у зрителя негативный образ советских людей. По всей видимости, вымышленная Хомюк стала собирательным образом действительно самоотверженно работавших вокруг Чернобыльской АЭС женщин-ученых, входивших в группу Валерия Легасова.

Реалистичность сериала Чернобыль поражает, но некоторые все равно его критикуют

Реальным оказалось и объявление о самой трагедии на АЭС. Создатели телесериала очень постарались найти максимально похожую актрису на роль женщины, которая объявила о столь ужасной трагедии

Также внимание стоит обратить и на сцены очистки радиоактивных обломков с крыши здания, создатель сериала сказал, что считает эти моменты своего рода Библией и старался воссоздать все в деталях

Падение вертолета над открытым реактором является одной из самых жестоких сцен в этом сериале, однако в жизни такая трагедия также случилась. В реальности все немного отличалось, ведь в реальной жизни вертолет упал из-за того, что задел часть крана, тогда как в сериале вертолет падает из-за отравления всех членов экипажа радиацией.

Хронология событий и не совсем адекватные действия жителей города

Так радиоактивны пыль была показа в сериале.

В начале сериала показано, как жители Припяти ночью и с детьми смотрят на пожар. Камера фокусируется на оседающую на них радиоактивную пыль. В реальности большинство жителей города узнали о пожаре на Чернобыльской АЭС только лишь утром. Да и вряд ли бы семьи ядерщиков решили бы стоять под оседающим пеплом горящей АЭС.

Хронологическая неточность также наблюдается в сцене с вертолетом, несшим смесь для засыпки горящего реактора. Нет, само трагическое происшествие произошло в реальности, но многим позже, через несколько месяцев после аварии, а не на следующий день, как показано в фильме. В сериале также имеется намек то, что падение вертолета произошло из-за того, что воздушное судно пролетело слишком близко к реактору и получило огромную дозу радиации, которая вывела из строя его электронику. В действительности вертолет ликвидаторов потерпел крушение после столкновения с краном, зацепив его трос.

Маленькие трагедии

Сериал стартует с горькой речи академика Валерия Легасова о «цене лжи». Записав её на диктофон, он прячет кассеты со своими заметками в вентиляцию и, заботливо оставив коту побольше еды, вешается. Чтобы объяснить причины этого поступка, нас возвращают ровно на два года и одну минуту раньше, и из окна квартиры пожарного Игнатенко мы наблюдаем тот самый взрыв. Что привело уже к нему, нам тоже покажут, но только в пятой серии, красиво закольцовывая историю.

Как и книга «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич, которой вдохновлялся сценарист Крэйг Мэйзин, сериал сфокусирован на историях отдельных людей. Аварию освещают с разных точек зрения, но всегда через призму сломанных ею судеб. Мы увидим разрушенную станцию и изнутри, глазами персонала, и снаружи, пока пожарные будут сражаться с радионуклидным огнём.

В какой-то степени «Чернобыль» — сборник маленьких страшных новелл. Медсестра, которая ещё ночью мирно спала в больнице (в Припяти работы у неё немного), недоумённо наблюдает за вереницей несущихся от станции карет скорой помощи. Жена пожарного сидит у постели мужа, гниющего заживо от лучевой болезни. Зелёный новобранец пустыми глазами смотрит на улицы, где только что отстреливал доверчиво бегущих навстречу собак. Их объединяет общий невидимый враг — радиация.

Где-то очень далеко от всего этого политики и учёные непрестанно ведут свою войну, пытаясь ликвидировать излучение и докопаться до причин аварии. Если простые люди — персонажи скорее эпизодические (не считая жены пожарного Игнатенко), то герои из «высших эшелонов» пройдут с нами через весь сериал. Академик Легасов, заместитель председателя Совета Министров Щербина, белорусская учёная Хомюк — именно им принадлежат главные партии в этой страшной симфонии. Но, несмотря на это, «маленькие трагедии» ликвидаторов запоминаются не меньше.

Всё, что касается технической и художественной частей, в «Чернобыле» безупречно. Актёры выкладываются на полную, и работа менее известных не уступает отыгрышу Стеллана Скарсгарда, Эмили Уотсон и Джареда Харриса. Гримёры постарались на славу, воспроизводя жуткие последствия лучевой болезни. Цветокоррекция и тревожный эмбиент на фоне довершают давящую картину. Вместо музыки — гул, похожий на далёкие отзвуки сирены, вкрадчивые электронные переливы и истеричный треск дозиметра.

Изо всех жанров «Чернобыль» ближе всего к хоррору: передать ужас перед чудовищной силой, которая куда страшнее зомби или каких-нибудь пришельцев из космоса, сериалу удалось на ура. Тебе страшно, когда герои заглядывают в жерло взорванного реактора. Страшно, когда они спускаются в тёмные полузатопленные туннели четвёртого энергоблока. Страшно, когда «биороботы» вылезают на кровлю, заваленную радиоактивными обломками. Мы боимся чудовищ, но знаем, что их не существует. А Чернобыль — кошмар наяву, который легко измерить в бэрах и кюри, — был, есть и может повториться.

Правда, страх резко убавляется, если ты понимаешь, что верить происходящему… не то чтобы нельзя, но можно исключительно с оглядкой. И если знакомство зрителя с чернобыльской темой не ограничивается чтением самых популярных баек, это неизбежно и происходит.

Почему стоит посмотреть этот сериал?

Да, в «Чернобыле» присутствуют неточности и некоторые художественные допущения. Это не документальное кино

Но, тем не менее, это невероятно сильная работа — видно, с какой любовью и вниманием создатели подошли к этой болезненной теме. В сериале есть пронзительные сцены: вот жена рассказывает умирающему от лучевой болезни мужу о том, что у них будет ребенок; дети танцуют под радиоактивным пеплом; пожарные идут тушить горящий реактор; облако превращает лес в рыжий; с неба падают птицы

Смотреть на это тяжело, но нужно. Чтобы помнить о том, как легко разрушить мир. Чтобы помнить о том, что правда может спасти миллионы жизней, если есть люди, способные ее произнести.

Новый взгляд на аварию на Чернобыльской АЭС.

26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошел взрыв одного из реакторов с последующим выбросом огромного количества радиоактивных веществ в окружающую среду. Советские физики Валерий Легасов, Ульяна Хомюк и зампред Совета Министров СССР Борис Щербина отправляются в Украинскую ССР, чтобы любой ценой ликвидировать или по крайней мере минимизировать последствия катастрофы.

Мини-сериал про катастрофу на Чернобыльской АЭС от сценариста фильмов «Очень страшное кино» и «Мальчишник в Вегасе» Крэйга Мазина и малоизвестного телевизионного режиссера Йохана Ренка на словах казался худшей идеей на свете. Только благодаря чуду этот дуэт мог воссоздать портрет тех событий, мастерски выдержав золотую середину между художественным и документальным, аутентичностью и «клюквой», реализмом и драматизмом.

Удивительно – чудо произошло! Ренк и Мазин с головой погрузились в тонны документов, фотографий, отчетов, интервью и записей той эпохи, чтобы создать пятичасовой сериал, который, скажем прямо, не даст ответов на многие вопросы, но заставит зрителя прочувствовать весь ужас и беспомощность советских людей, первыми в истории столкнувшихся с аварией, способной убить миллионы людей и навсегда изменить состояние нашей планеты.

Главный успех «Чернобыля» как раз в том, что это коллективный портрет людей, оказавшихся в эпицентре катастрофы

Было бы неправильно сосредотачивать внимание только на горстке физиков, которые пытаются найти решение проблемы, или пожарных-ликвидаторов, погибших при тушении пожара в первые часы после аварии

Создатели расширяют оптику, чтобы дать экранное время всем участникам событий – от шахтеров и жен пожарных до номенклатуры и самого Горбачева. Причем благодаря отличной режиссуре все сцены – будь то совещание партийной верхушки или смертельная миссия по включению насосов – смотрятся одинаково напряженно и захватывающе.

Отдельно отметим другое достижение сериала – воссоздание позднесоветской эпохи во всей ее красе. Антураж перестройки создается аутентичными костюмами, мелкими надписями, репликами значков, бутылочек, красным пятном на лбу Горбачева и даже цветовой палитрой картинки в стиле советских 70-80-х годов.

Видно, что создатели хотели именно погрузить зрителя в то время, а не показать ему мертвый слепок эпохи. Помимо материальной культуры отлично передана специфика советской власти, которая до последнего не хочет признавать, что ситуация вышла из-под контроля: чиновники не реагируют на взрыв, до последнего называя его пожаром, не эвакуируют людей, чтобы «не сеять панику», и грустят из-за того, что приходится извиняться перед врагами за их возможную гибель от радиоактивного облака, мчащегося в Европу.

Впрочем, в этом музее советской истории есть и фальшивые экспонаты: общее впечатление портит английский язык и попытки актеров поиграть с акцентом – очевидный и простительный прокол – и, кто бы мог подумать, роль Эмили Уотсон. Актриса играет Ульяну Хомюк, физика из Минска, которая сама догадалась о возможной катастрофе близ Белорусской ССР.

Это выдуманный персонаж, который является своего рода коллективным портретом ученых, пытающихся объяснить партийным тугодумам на пальцах масштабы катастрофы (чего только стоит эпизод с мужчиной, который раньше был начальником обувной фабрики, а теперь пьёт на рабочем месте за пролетариев всех стран и отказывается эвакуировать людей).

Мало того что она появляется из ниоткуда на АЭС, чтобы указать на ошибки Легасова, что вроде как нарушает подлинность истории, Хомюк бессовестно вставляют везде: она расследует возможную причину взрыва, сидит на совещании с Горбачевым, расспрашивает инженеров и изучает архивы.

Понятно, что в историю, заполненную одними мужчинами, создателям хотелось добавить женского взгляда, но, спрашивается, почему нельзя было увеличить влияние реально существующей женщины, чтобы сохранить подлинность и аутентичность, на которые сериал делает ставку? Хомюк в сериале – просто спасительница и ходячая персонификация человеческой совести, пускай и отлично сыгранная Эмили Уотсон. Прокол маленький, но непростительный.

Вымысел четвертый: шахтеры

Какая-то совершенно сюрреалистическая картина складывается с нашими шахтерами. Грязные и сварливые мужики, опять же постоянно пьющие водку и травящие скабрезные анекдоты под дулами автоматов двух(!) солдат-срочников, чуть ли не насильно вывозятся в район катастрофы, где голышом круглые сутки лопатами долбят землю.

В реальности всем шахтерам подробно объяснили цель и смысл их работы, смены длились всего по 3 часа, была задействована вся возможная спецтехника. Голышом, конечно, никто не работал. Всем участникам подземных работ предоставили соответствующий статус ликвидаторов. Водку, конечно, тоже никто не пил.

Но самое смешное – разговор шахтеров с министром угольной промышленности СССР Щадовым на шахте под Тулой. Во время разговора с шахтерами его охраняют автоматчики, а сам он выглядит запуганным кабинетным мальчиком, не имеющим реального отношения к отрасли. Но это не так. Михаил Щадов начал работать на шахте в 15 лет, а после получения высшего образования руководил шахтами, комбинатом «Востсибуголь». И уж точно, будучи министром, 58-летний Михаил Иванович был не из пугливых.

Интересные факты про «Чернобыль» НВО

В первой версии сценария, созданной Мазином, почти не было слов «камрад» и «товарищ» — их посоветовала добавить знакомая сценариста, жившая в украинской части СССР

Она же обратила внимание Мазина на то, что в Союзе не было «кошачьей еды» — животные ели то же самое, что и люди.
Съемки АЭС проходили в Прибалтике не из-за дешевизны или удобства. Мазин с радостью бы снял сериал в Чернобыле или Припяти, однако эти города слишком разительно изменились после катастрофы, и сцены «до» здесь бы не вышли достаточно презентабельными

Тем не менее почти все постройки, показанные в шоу,были возведены в Советские времена, так что выглядели весьма аутентично. Делу помог и тот факт, что на съёмках работали выходцы из СССР.

Зимнюю сцену из 5 серии «Чернобыля» снимали летом в Киеве, на Троещине

  • Изначально третья серия должна была открываться галлюцинацией Дятлова, которому должен был привидеться его сын, умерший в десятилетнем возрасте от лейкемии. Существует теория о том, что причиной его смерти стала радиация, крупную дозу которой Дятлов получил в результате аварии на своём прошлом месте работы. История о сыне Дятлова должна была стать целой сюжетной линией, но Мазин принял решение от неё отказаться. Она уводила историю в сторону, и, к тому же, галлюцинации и флэшбеки сделали бы «Чернобыль» чересчур похожим на обычный сериал о вымышленных событиях.
  • Многих взволновала сцена с отселением жителей сел, окружавших Припять — та, в которой показаны старушка и ее корова. Мазин считает, что в Советском союзе существовало особое уважительное отношение к пожилым людям — именно поэтому солдат выслушивает всё, что хочет ему сказать старуха, и лишь после этого убивает её корову. В кадре не показано, как старуха садится в автобус, однако создатели сериала имели в виду, что именно это произошло за кадром.
  • Создатели сериала пытались найти данные о женщинах, участвовавших в ликвидации катастрофы, и выяснили, что их было всего лишь около пяти тысяч — при том, что мужчин было около 600 тысяч.
  • Британская сценаристка Карла Мэри Свит раскритиковала сериал HBO «Чернобыль» за отсутствие цветных актеров — якобы, его создатели намеренно игнорируют существование других рас. Такое замечание многим показалось комическим. Тем не менее, если бы шоураннеры задались целью ввести в повествование темнокожего персонажа, они нисколько не пошли бы против правды — по крайней мере один негр работал над ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС. Это Игорь Хиряк, бывший в то время солдатом-срочником, и он непрерывно работал в составе понтонно-мостовой бригады, чередуя работу по обслуживанию моста с работой на самой пострадавшей станции.

Игорь Хиряк на ЧАЭС

Не каждый даже самый внимательный зритель заметит, как много второстепенных актеров из «Игры престолов» перекочевали в «Чернобыль».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Чернобыльские дайверы

До выхода американского сериала «Чернобыль» немногие знали о так называемых чернобыльских дайверах — троице сотрудников станции, которые отправились в заполненные радиоактивной водой подвалы, чтобы вручную открыть вентили для спуска воды. И когда зрители увидели этот эпизод, многие попросту в него не поверили — настолько ужасным и тяжелым он оказался. Но этот драматичный эпизод не является выдумкой сценаристов, и он происходил в реальности, хотя и немного по-другому.

Итак, на экране мы увидели более серьезную экипировку Валерия Беспалова, Алексея Ананенко и Бориса Баранова, то есть трех сотрудников АЭС, отправленных в добровольный спасательный заплыв, тогда как в реальности они получили защиту на порядок слабее, можно даже сказать, что самую минимальную. Далее. Водолазам в сериальной версии событий пришлось брести в полной темноте сквозь радиоактивную воду, доходившую им едва ли не до шеи, а в жизни уровень воды был намного ниже — примерно до колена. Также у отправившихся в затопленные подвалы сотрудников с собой были дозиметры, которые позволяли определять наиболее зараженные участки и избегать их.

Есть и еще несколько отступлений от реальных событий, допущенных в сериальной версии. Например, добровольность самого участия — приказ просто поступил троим сотрудникам станции от вышестоящего руководства, и они его выполнили, а момент с добровольцами был, похоже, взят из официальных газет того времени, которые подали информацию именно в таком вот красивом ключе. И размер компенсации тоже подкачал — самоубийственный подвиг работников ЧАЭС был оценен вышестоящим начальством всего в 80 рублей премии. Ах, да. Еще и водка. Как рассказывают непосредственные участники того события, никто водкой успешный выход из затопленных радиоактивной водой туннелей не отмечал, да и «фанфар» с аплодисментами и торжественностью момента, показанных в фильме, тоже не было.

Достоверность и атмосфера

Те, кто уже посмотрели сериал, отмечают достоверность и внимание к деталям. Эпоха советского союза передана идеально (хотя не обошлось без ляпов, но об этом попозже)

Чтобы понять эту дотошность, приведем пример: номерной знак машины в кадре в действительности является номерами Киевской области. Кто это заметит в Америке или в Англии?

Мейзин рассказывает, что во время написания сценария он старался насытить историю самыми точными деталями

Он опирался на воспоминания участников тех событий, книги ликвидаторов, исторические труды, научные отчеты, чертежи, документальные фильмы, фотографии и аудиозаписи: «Точность была самым важным пунктом, ведь это история о важности истины».  Мейзин также консультировался с физиками-ядерщиками и людьми, которые жили в зоне бедствия. Сценарист говорит, что точность — это дань уважения пострадавшим

Ликвидаторы и свидетели событий отмечают, что с этой задачей сериал справился.

История Василия и Людмилы Игнатенко

Много споров вызвала сюжетная линия о судьбе молодой семьи Игнатенко. Это, в принципе, неудивительно — их судьба действительно ужасна настолько, что кажется авторской выдумкой. Увы, но практически все, что нам показал Крэйг Мазин, было правдой. Молодого припятского пожарного Василия Игнатенко той ночью действительно вызвали на тушение пожара после взрыва реактора, и он уехал, оставив дома свою молодую беременную жену. Как и в сериале, Василий получил сильнейшее облучение, с которым его сначала госпитализировали в местную больницу, а потом экстренно отправили вместе с другими пострадавшими в Москву, где он умер от поражения радиацией всего через две недели.

Людмила в реальности была практически такой, как мы увидели на экране — отчаянная молодая женщина, самоотверженно рвущаяся к своему любимому человеку, несмотря ни на что. Она прилетела в Москву вслед за Василием и действительно дала взятку в больнице, чтобы пробраться к нему. Как и в сериале, женщина скрыла свою беременность от медиков, чтобы ей разрешили быть рядом с мужем. Но вот правду о ее интересном положении раскрыла не Ульяна Хомюк, которая была вымышленным персонажем (о ней мы расскажем чуть позже), а врач, оперировавший ее мужа — американский профессор Роберт Гейл. Из-за этих двух недель, которые Людмила Игнатенко провела рядом с умирающим от лучевой болезни Василием, она потеряла ребенка — девочка еще в утробе матери получила большую дозу радиации и скончалась через несколько часов после появления на свет.

Вымысел второй: Валерий Легасов

Валерий Алексеевич Легасов – советский физик-ядерщик, академик и профессор АН СССР. Реальный человек и руководитель группы экспертов по устранению последствий взрыва на АЭС.

Сериал начинается с того, что Легасов записывает на кассеты малоизвестные факты о Чернобыльской трагедии, а затем прячет их от КГБ в стенную нишу своего дома, когда выносит мусор на улицу. Авторы сериала подают академика как нищего и «затюканного» ученого. В реальности КГБ Легасова не преследовал, кассеты были переданы его другу В. Губареву, а фрагменты из его записей даже были опубликованы в газете «Правда» в 1988 году, через два дня после самоубийства академика 27 апреля. Ну и где тут «кровавый режим»? Более того, заслуги Легасова отмечены высшими государственными наградами СССР и Российской Федерации, а его научная деятельность в поздний период жизни, хоть и подвергалась критике, но носила характер научной дискуссии, а не преследования властями страны.

История о трех дайверах

Интересна и история о трех дайверах, которая рассказывается в сериале. Три мужчины погрузились в подземный бассейн и помогли предотвратить второй взрыв.  Согласно распространенному мифу, после этого они погибли. В последней серии сериала рассказывается их дальнейшая судьба.

Ананенко, Баранов и Беспалов действительно совершили геройский поступок.  Мужчины надели гидрокостюмы, но плыть по коридорам им не пришлось: насосы пожарных машин снизили уровень воды и её было максимум по колено. Задвижки были найдены, клапаны открыты, угроза миновала. При этом никто из трёх дайверов не получил смертельной дозы радиации.

В 2005 году Борис Баранов умер от сердечного приступа. Ему было 65 лет. Имя героя внесли в Книгу Памяти ЧАЭС. А вот Беспалов и Ананенко еще живы: первый продолжал работать на ЧАЭС, второй работал в Государственной инспекции ядерного регулирования Украины, а потом стал сотрудником Украинского ядерного форума.

Вымысел шестой: Припять, горожане и эвакуация

В момент катастрофы, а она произошла в половине второго ночи, город атомщиков Припять мирно спал. Никто не следил за пожарами на станции с «мостов смерти», улиц и крыш домов. И уж тем более никто из горожан не погиб от радиации из-за того, что находился в первые часы катастрофы на улице.

В отличие от подачи в сериале, пожарные, прибывшие к станции, не превращались в кровавые мумии. Да и сравнения с Хиросимой совсем неуместны. Ядерная бомба действует совсем иначе, чем последствия взрыва на АЭС. Авторам следовало бы подучить матчасть.

Лес вокруг Припяти действительно порыжел, но в течение многих лет после катастрофы, сейчас деревья восстанавливаются. А птицы уж точно не могли падать в полёте, это в принципе невозможно.

Эвакуация проводилась организованно, по заранее разведанным и безопасным маршрутам. Никакой опасности для жителей города не было, и уж точно не было того огромного драматизма. В те годы каждый житель СССР знал основы ГО и ЧС, ведь этому учили в школе. И эвакуация стала, хоть и неприятным, но вполне понятным населению процессом.

Хотелось бы отметить, что в этих шести пунктах, мы перечислили далеко не все неточности нового телесериала. Пластиковые окна в кадре, современные памятники, зампред Совета министров СССР Б. Щербина, который возглавлял комиссию всего месяц и передал полномочия И. Силаеву. Водолазы-добровольцы, которые были совсем не добровольцы и просто выполняли свою обычную работу всего лишь в респираторах. Вертолет, упавший в октябре, а не в апреле, и не из-за радиации, а из-за ошибки в пилотировании. Не те марки сигарет, да и повально непрекращающееся курение главных героев (СССР был за ЗОЖ). Ужасная нищета и бедность академика Легасова (уж академики-то в СССР так точно не жили). Такая же грязь и нищета в одной из лучших московских больниц – шестой. Киев вместо Москвы. Неточная репродукция картины «Иван Грозный и сын его Иван», которая никогда не висела в Кремле. Да и просто обращения друг к другу в стиле «товарищ Андрей» (ну не говорят у нас так, и не говорили).

Мы не ставили себе задачу умалять художественную ценность нового телепроекта от HBO, каждый поставит сериалу свою оценку. А профессиональный историк может найти ещё больше неточностей и несоответствий реальности в новом сериале. Основная проблема нам видится не в этом. Мы затеяли этот материал лишь для того, чтобы призвать всех, кто его прочтет, всех наших соотечественников в России и за её пределами к одному – правильному восприятию той информации, которую нам подают.

Можно относиться к уже несуществующей стране как угодно, но это совсем не мешает нам изучить такую резонансную и страшную катастрофу, как Чернобыльская, самостоятельно, ведь это не X и даже не XV век. Все материалы об этой катастрофе есть в открытом доступе, и каждый из нас может, потратив пару вечеров, составить своё объективное мнение о том, где правда в Чернобыльской катастрофе.

Теперь мои статьи можно прочитать и на 

Вымысел третий: Советская Армия

Любому человеку, проходившему воинскую службу в рядах ВС СССР и современной России, тяжело и очень неприятно смотреть на то, как в сериале выглядит Советская Армия. Сборище грязных и неопрятных солдат, в отвратительно обустроенном полевом лагере. При этом они постоянно пьют водку прямо из бутылок. Попустительство и отсутствие дисциплины, восприятие командованием бойцов как карателей с автоматами или расходный материал.

В реальности Советская Армия приняла на себя основные обязанности по ликвидации Чернобыльской катастрофы. Солдаты проживали не в «полях», а в специально построенных для них чистых казармах. Воинская дисциплина и уставы не нарушались, служба неслась согласно всем правилам. Более того, в СССР в то время действовал «сухой закон», о повальном пьянстве и безобразиях в войсках не могло быть и речи. Ну и винтовки Мосина, которыми солдаты массово убивают диких животных, были сняты с вооружения после Великой Отечественной войны, лишь ограниченно применялись снайперами до принятия на вооружение СВД в 1963 году.

А генерал-полковник Владимир Пикалов, командующий химическими войсками ВС СССР, исполнял свои непосредственные обязанности. Не нужно было в СССР посылать генерал-полковника (!) на обшитой свинцом «шишиге» на радиационную разведку. Для дозиметрической разведки в составе наших войск были и имеются специальные бронемашины со всей защитой, а разведку тогда выполнил старший лейтенант полка ГО Александр Логачев.

Зачем формировать такой ужасный образ советских воинов? Вопрос остается открытым.

Мертвые птицы и отстрел животных

Какие-то животные и птицы умирали сами, а остальных приходилось отстреливать, чтобы они не разносили «следы загрязнений».

Жуткий момент сериала – на головы пионерам падали мертвые птицы. Было ли это в реальности? Нет. Произойти этого не могло, поскольку Припять находится в трех километрах от Чернобыльской АЭС. Согласно историческим данным, птицы, пораженные высокой дозой радиации, действительно падали, но только поблизости от разрушенного реактора в радиусе 200-300 метров.

Еще один момент. В сериале показано, как отряд советских солдат ведет отстрел бездомных животных в заброшенных населенных пунктах. Это правда. Примерно спустя 36 часов после взрыва жителям Припяти было дано всего 50 минут на то, чтобы собрать свои вещи и эвакуироваться на автобусах, которые за ними приехали. Брать с собой домашних питомцев не разрешили. Жители города считали, что смогут вернуться домой через несколько дней, но, как известно, этот переезд оказался постоянным.

В итоге весь город был заполнен осиротевшими животными. Чтобы избежать распространения радиационного заражения и бешенства солдатам поручили их отстрел.

Реалистичность

Интересно то, что о страшной аварии в Чернобыле снято уже много материалов как документальных, так и художественных, но критики полагают, что именно этот проект станет самым ярким. Перед созданием мини-сериала режиссер и сценарист изучили исторические документы, записи очевидцев трагедии и ученых, даже побывали в Припяти. Благодаря этому картина вышла до боли реалистичной.

Создатели сериала постарались отразить Украину времен СССР до мелочей: начиная от панельных домов и “Волг”, заканчивая мусорными ведрами и золотой каемочкой на блюдцах. Замечательную игру показали и актеры, исполнившие главные роли: Стеллан Скарсгард, Джаред Харрис и Эмили Уотсон. Критики отмечают, что при просмотре ленты забываешь, что создатели сериала и актеры вовсе не имеют отношения к советскому пространству.

https://youtube.com/watch?v=9IBuY9F-1zA

Запись разговора диспетчеров после аварии на Чернобыльской АЭС

Больше всего зрителей поразило, что сценаристы решили вставить реальную запись переговоров после взрыва, когда на станцию отправляли пожарных, думая, что загорелась крыша 3-го и 4-го энергоблоков. По мнению экспертов, Ренк умело показал панику сотрудников АЭС и обычные будничные сцены вроде тех, когда жители города с детьми выходят на мост любоваться красотой пожара, не подозревая о страшных последствиях.

Еще один реалистичный момент — куча одежды зараженных. В первые часы после аварии пострадавших пожарных доставляли в МСЧ-126, где уже к утру радиационный фон стал запредельно высок. Тогда медсестры решили перенести одежду пострадавших в подвал медчасти. В своей картине Ренк отразил это до мелочей, зрители могли наблюдать, как груда вещей зараженных растет с каждой секундой.

Кроме того сценаристы не обошли и того факта, что изначально власти и сотрудники АЭС не могли оценить реальных масштабов трагедии. Ошибочно полагали, что реактор цел и его нужно охлаждать, в 1-й серии замглавного инженера Чернобыльской АЭС Анатолий Дятлов, которого сыграл Пол Риттер, настаивал на том, что к месту аварии должна поступать вода.

Вымысел пятый: работники АЭС и атомщики

Наши атомщики, представлены в сериале в двух вариантах: либо тупые, жадные и наглые карьеристы, боящиеся «пинка» сверху, либо затравленные и безвольные специалисты, выполняющие непрофессиональные и безумные приказы первых.

В реальности в атомную отрасль СССР попадали лучшие выпускники технических вузов. Работать на АЭС было почетно и прибыльно. Атомщик считался передовым советским интеллигентом, ученым и служащим. Всем, кто сомневается в этом, следует перечитать воспоминания В. А. Орлова об Анатолии Степановиче Дятлове. Дятлов, показанный в сериале тупым и злобным склочником, в реальности был смелым и умным инженером. Более того, именно он лично первым обошел энергоблок и понял масштабы катастрофы, о чем тут же и сообщил, а не скрывал это несколько часов как в сюжете сериала. То же справедливо и для всех показанных в сериале работников АЭС, все они стали героями, которые, рискуя своими жизнями, стали такими же ликвидаторами страшной катастрофы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: